История Собора Иерусалимского, бывшего назад тому двести лет, не чужда интересов настоящего времени. Важность догматических определений, этим собором постановленных и всею восточной Церковью признанных, дает им в Церкви православной значение символическое, и в споре с двумя главнейшими вероисповеданиями в христианстве, устанавливает наши отношения к их учениям по многим пунктам, которых древние вселенские соборы не касались в своих рассуждениях. Между тем, возникающие в последнее время новые сношения наши с членами того или другого исповедания заставляют нас искать твердых, незыблемых опор для установления наших отношений к ним, и невольно обращают наши взоры к тому времени, когда те же вероисповедания, наперерыв одно перед другим, в своих взаимных спорах старались иметь голос Восточной Церкви на своей стороне. – При том же обстоятельства учреждения Собора Иерусалимского в литературе нашей еще не довольно раскрыты, и научное исследование и разъяснение самих определений его еще не привлекали внимания наших ученых. История Собора Иерусалимского 1672г. состоит в тесной связи с современными церковными движениями в западной Европе. Протестанты в своей борьбе с Церковью Римско-Католической давно уже старались склонить в свою пользу пастырей Восточной Церкви. Это же было причиною и появления, в тридцатых годах XVII столетия, исповедания веры с именем патриарха Константинопольского Кирилла Лукаря, будто бы принадлежащего Церкви Восточной, но на самом деле согласного с учением Реформатского общества. Оно произвело сильное волнения на востоке и на западе. Богословы Римско-Католические старались всеми силами доказать, что учение Восточной Церкви искони согласно с учением Римской Церкви. Собор Иерусалимский явился, как опровержение клеветы на Церковь Восточную со стороны протестантов, а вместе как самостоятельное, не в угоду чьих-либо требований, не на чужие вопросы, но для собственного ограждения от лжемыслия, состоявшееся засвидетельствование веры Восточной Церкви, при особенном содействии двух достойнейших Иерархов Иерусалимского престола, Нектария и Досифея.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Митрополит Иларион: Уния была и остается спецпроектом Римско-Католической Церкви, направленным на обращение православных в католичество Мы не теряем надежду на то, что отношения между православными и католиками нормализуются 4 апреля, 2014 Мы не теряем надежду на то, что отношения между православными и католиками нормализуются В интервью газете National Catholic Register председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион рассказал о значении намеченного на 2016 год Всеправославного Собора, о ситуации на Украине, а также о православно-католических отношениях на современном этапе. –Насколько важным для Православной Церкви является намеченный на 2016 год Всеправославный Собор? Нужно ли его рассматривать как нечто похожее на Второй Ватиканский Собор в истории Католической Церкви? – Важность Всеправославного Собора в том, что после эпохи Вселенских Соборов это будет первый Собор, на котором будут представлены все общепризнанные на сегодня Православные Церкви. За прошедшие 12 с лишним столетий созывались соборы разного уровня, включавшие представителей разных Церквей, но этот будет первым общеправославным Собором за данный период. Этот Собор – плод многолетней работы Поместных Церквей, длившейся более 50 лет. Сравнивать его со Вторым Ватиканским Собором едва ли стоит: повестки дня очень сильно отличаются. Кроме того, мы не ожидаем от Всеправославного Собора никаких реформ, которые бы существенным образом повлияли на жизнь Православия. – Патриарх Кирилл сказал, что Всеправославный Собор должен затронуть такие вопросы, как изгнание христиан из ближневосточного и североафриканского региона, культ потребления, разрушение основ нравственности и семьи, клонирование и суррогатное материнство. Насколько важны эти вопросы для Вас, и хотели бы Вы, чтобы и другие темы, например, единство с Католической Церковью, были включены в повестку Собора? – Эти слова Святейшего Патриарха Кирилла отражают позицию Русской Православной Церкви, в соответствии с которой повестку дня Всеправославного Собора необходимо дополнить актуальными для современного общества темами, требующими реакции со стороны мирового Православия. Кроме того, есть перечень из десяти тем, документы по которым готовились Поместными Церквами в течение многих лет подготовительной предсоборной работы. По восьми из них уже достигнуто единомыслие всех Поместных Церквей, и они, пройдя некоторую финальную доработку, будут вынесены на решение Собора. Среди них есть и тема отношения Православной Церкви к продолжению диалогов с другими христианскими конфессиями, включая католичество.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-uni...

поиск:   разделы   рассылка Митрополит Волоколамский Иларион: " Уния была и остается спецпроектом Римско-Католической Церкви, направленным на обращение православных в католичество " Источник:  Русская Православная Церковь В интервью газете National Catholic Register председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион рассказал о значении намеченного на 2016 год Всеправославного Собора, о ситуации на Украине, а также о православно-католических отношениях на современном этапе. –Насколько важным для Православной Церкви является намеченный на 2016 год Всеправославный Собор? Нужно ли его рассматривать как нечто похожее на Второй Ватиканский Собор в истории Католической Церкви? – Важность Всеправославного Собора в том, что после эпохи Вселенских Соборов это будет первый Собор, на котором будут представлены все общепризнанные на сегодня Православные Церкви. За прошедшие 12 с лишним столетий созывались соборы разного уровня, включавшие представителей разных Церквей, но этот будет первым общеправославным Собором за данный период. Этот Собор – плод многолетней работы Поместных Церквей, длившейся более 50 лет. Сравнивать его со Вторым Ватиканским Собором едва ли стоит: повестки дня очень сильно отличаются. Кроме того, мы не ожидаем от Всеправославного Собора никаких реформ, которые бы существенным образом повлияли на жизнь Православия. – Патриарх Кирилл сказал, что Всеправославный Собор должен затронуть такие вопросы, как изгнание христиан из ближневосточного и североафриканского региона, культ потребления, разрушение основ нравственности и семьи, клонирование и суррогатное материнство. Насколько важны эти вопросы для Вас, и хотели бы Вы, чтобы и другие темы, например, единство с Католической Церковью, были включены в повестку Собора? – Эти слова Святейшего Патриарха Кирилла отражают позицию Русской Православной Церкви, в соответствии с которой повестку дня Всеправославного Собора необходимо дополнить актуальными для современного общества темами, требующими реакции со стороны мирового Православия. Кроме того, есть перечень из десяти тем, документы по которым готовились Поместными Церквами в течение многих лет подготовительной предсоборной работы. По восьми из них уже достигнуто единомыслие всех Поместных Церквей, и они, пройдя некоторую финальную доработку, будут вынесены на решение Собора. Среди них есть и тема отношения Православной Церкви к продолжению диалогов с другими христианскими конфессиями, включая католичество.

http://religare.ru/2_104086.html

В послании Вселенской патриархии от 30 июня 1902 года к Российскому Св. Синоду твердо и ясно заявлено, что «святая соборная и апостольская церковь , назданная на основании апостолов и утвержденная божественнейшими богоносными отцами на вселенских соборах, имеющая своей Главою Пастыреначальника Христа, Своей кровию приобретшаго ее, будучи, по боговдохновенному и до небес восхищенному Апостолу, столпом и утверждением истины и телом Христа, святая, говорим, церковь есть в действительности едина в тожестве веры и в подобии обычаев, согласно постановлениям седьми вселенских соборов, и должна быть едина, а не многия церкви, различающияся друг от друга по догматам и основным установлениям церковного управления» 1 . Под этой единой и нераздельной церковью здесь понимается церковь , представляемая теперь Константинопольской и прочими автокефальными православными церквями. Наш Св. Синод в своем ответном послании от 25 февраля 1903 года со всей же решительностью утверждает, что только выше упомянутая церковь , непогрешимо сохранившая всецелый залог Христов, есть в настоящее время церковь вселенская 2 . Вместе с этим, и Св. Синод признаёт догматическую и каноническую возможность вселенского собора именно в этой церкви. В переживаемое нами смутное время собор таковой даже желателен с точки зрения Св. Синода, хотя и неосуществим теперь же по разным внешним причинам 3 . Что касается неправославных религиозных общин, то даже и римско-католическую Синодальное послание считает за отторгшуюся от единой святой соборной и апостольской церкви, за заблудшую и потому стоящую вне этой церкви. Принадлежащие даже и к римско-католическому религиозному обществу уже «не суть чада матери-церкви и не овцы единаго стада Христова» 4 . Свои суждения о «так называемых» (мудрое выражение Св. Синода) старокатоликах послание заключает следующими словами: наша церковь «начинает с некоторой тревогою смотреть на будущее старокатоликов. Устоят ли они в своем первоначальном решении принадлежат только подлинной вселенской церкви и стремиться к единению с нею, или-же, увлекшись заманчивой и столь свойственной рационалистическому Западу мечтой восстановить истинную церковь у себя дома своими научными силами и своим разумом, уклонятся на распутия протестантства, к великому горю всех своих истинных друзей?...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

— Встреча, о которой Вы говорите, была первым мероприятием подобного рода по линии диалога гражданских обществ России и Италии. Уже только поэтому можно с уверенностью сказать, что она была важной. Я на упомянутой встрече присутствовал, и, более того, как человек имеющий непосредственное отношение к Италии, лично знал тех членов группы, которые представляли Римско-Католическую Церковь. Со многими из них нас связывают достаточно давние и добрые отношения. В первую очередь, могу упомянуть кардинала Анджело Баньяско. Возглавляя епархию в Генуе, он в свое время оказал существенную поддержку Московскому Патриархату в организации там полноценного прихода и предоставил в пользование прекрасный храм в самом центре города. Он также возглавляет конференцию католических епископов в Италии, с которой у Администрации приходов Русской Церкви в Италии ведется очень тесное взаимодействие. Поэтому я с радостью приветствовал его в Москве и имел возможность обсудить многие вопросы, представляющие взаимный интерес. Я не буду говорить об этом слишком подробно, со стороны Московского Патриархата темой диалога с католиками занимается Отдел внешних церковных связей, но все же хотел подчеркнуть, что сотрудничество Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви сейчас происходит во многих областях — в тех, в которых требуется наше общее взаимное свидетельство. Безусловно, речь здесь не идет о вопросах вероучительных — в них у наших Церквей есть известные расхождения. Но есть и те темы, на которые православные и католики могут говорить на одном языке. К примеру, сегодня мы вместе проводим большое количество мероприятий по культурной тематике: организуем фестивали, выставки и многое другое. Не так давно в Москве прошла замечательная выставка произведений искусства из коллекции Музеев Ватикана. В декабре минувшего года в Риме состоялся совместный концерт Московского Синодального хора и хора Папской Сикстинской капеллы. Таких мероприятий много, и главная их задача одна — явить миру красоту христианской культурной традиции. В условиях современной Западной Европы, где зачастую говорить вслух о Христе и Евангелии сегодня уже не принято, свидетельство о христианстве, о ценности евангельских идеалов представляется очень важным. Я думаю, что вот в этой сфере наши две Церкви могут и должны очень многое сделать вместе.

http://sinfo-mp.ru/aktualnoe-intervyu-s-...

Второй Ватиканский собор, проходивший в 1962-1965 годах при двух папах - Иоанне XXIII и Павле VI, принимал решения в ситуации, которую сами католики определяли как глубокий кризис. В то время отток духовенства из Римско-католической церкви в одних только Соединенных Штатах превышал тысячу человек в год, а количество тех, кто были католиками неноминальными, практикующими (как они говорят по-английски - " church qoers " становилось все ниже по отношению к католикам по факту рождения или национальной принадлежности, то есть лишь крещенным в ограде Римско-католической церкви. В чем-то ситуация самими католическими иерархами и богословами определялась как параллельная той, что была в Европе перед эпохой Реформации, эпохой кризиса католицизма. Второй Ватиканский собор был реакцией на это действительно кризисное положение. Соборные определения и последующие реформы вызвали весьма значительные изменения в жизни Католической церкви. Коснемся лишь некоторых из них. Общеизвестно, что вехой, эпохальным решением II Ватиканского собора была реформа католического богослужения. Первое - мы должны определить это точно - II Ватиканский собор разрешил перевод богослужения целиком на национальные языки. Подчеркнем: " разрешил " , а не " предписал " , как у нас это иногда трактуется. Например, в Италии, Польше, у нас в стране достаточное количество католических храмов, где месса по-прежнему совершается на латыни. Или предположим, в той же Польше или Италии одна месса совершается на латинском языке, другая - на национальном. Переводы богослужения на национальные языки были осуществлены не самочинно, не на уровне отдельного прихода, не решением группы интеллигентов-энтузиастов - но санкцией местной епископской конференции. И тем не менее, делая вывод из личных бесед со многими представителями Католической церкви, можно сказать, что многие из практикующих традиционных католиков указывают на утрату сакрального молитвенного наполнения богослужения после введения в обиход этих весьма тщательно выверенных и корректных переводов, утрату, которая не привела новых людей в церковь, но оттолкнула часть постоянных прихожан. Достаточно упомянуть хотя бы о том, что раскол в Католической церкви, связанный с именем Лефевра, французского епископа, оттолкнувшегося от католицизма после II Ватиканского собора, в значительной мере был связан именно с тенденциями к литургическому обновлению, которые он и его последователи восприняли как разрыв с полуторатысячелетней традицией западного латинского богослужения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/294/...

И. Деллингер (католик) Под этим заглавием известный римско-католический богослов Деллингер напечатал недавно в «Кёльнских ведомостях» (Klnische Zeitung) статью, обратившую на себя общее внимание, как за границей, так отчасти и среди нашей читающий публики, по причине справедливого и вполне беспристрастного отношения автора к вопросу, занимающему нынешний Римский собор. Считаем поэтому не лишним познакомить и наших читателей с этой статьей в точном переводе. «Мы получили», говорит Деллингер, «замечательный адрес, обращенный к папе из среды собравшихся в Риме епископов и содержащий просьбу о том, чтобы папа, при посредстве нынешнего собора, сделал необходимые шаги для возведения учения о собственной его непогрешимости на степень догмата веры. Под угрозой отлучения от церкви, лишения таинств и вечного осуждения, 180 миллионов людей, членов римско-католической церкви, должны на будущее время принять на себя обязательство веровать в то, во что церковь доныне не веровала, и исповедовать учение, которое прежде никогда не было учением церкви, вот чего требуют епископы, подписавшие упомянутый адрес. Говорим, церковь в это учение доныне не веровала; в самом деле, даже те, которые прежде признавали учение о папской непогрешимости истинным, не могли в него веровать в христианском смысле этого слова. Между верой (fide divina) и рассудочным принятием известного мнения существует громадное различие. Католик может и должен веровать лишь в то, что ему сообщено и предписано самой церковью, как богооткровенная и непререкаемая истина, существенно необходимая для спасения; он может признать предметом веры лишь такое учение, отрицание которого было бы явным заблуждением пред судом церкви и принятие которого прямо требуется званием его, как члена церковного общества. На деле таким образом никто, с основания церкви и до наших дней, не веровал в папскую непогрешимость, т. е. никто не веровал в это учение так, как веруют в Бога, в Иисуса Христа, в троичность Отца, Сына и Св. Духа и т. д; но многие предполагали эту непогрешимость лишь как нечто вероятное или человечески верное (fide humana).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/nesk...

Разделение церквей Христианская церковь , в идее своей единая и вселенская, в течение своей исторической жизни подвергалась многократным разделениям; некоторые из них миновали, другие дожили до наших дней. Св. Василий Великий видит общую причину всех этих разделений в слабости у некоторых христиан чувства взаимной братской любви и уважения; в случаях разномыслия они ставят мнение свое или своей партии выше мнения всякого другого лица, не соглашаются подчинить его даже голосу целых церквей и всей Вселенской Церкви, всех хотят учить, а сами ни у кого не считают возможным учиться. Разногласия, подававшие повод к образованию в Церкви партий, прекращавших друг с другом церковное общение, были двоякого рода: одни касались вопросов догматических, другие – вопросов церковного управления. Первым с конца II в. усвоено преимущественно название ересей; за вторыми остался термин «схизма» (раскол), в I–II вв. означавший всякие церковные разделения. Реформация создала для возникших в ее время систем вероучения новый термин «исповедание», примененный митрополитом Петром Могилою (XVII в.) к православному вероучению; с прошлого века он применяется у нас в светской литературе ко всем религиозным обществам христианским, а с последних десятилетий XIX в. – и нехристианским (так, говорят о иудейском вероисповедании). С богословской точки зрения, этот термин приложим только к системам, которые, расходясь с православием в известных пунктах, не подвергались, однако, нарочитому суду и осуждению Вселенской Церкви. Из всех церковных разделений безмерно важнейшее во всемирно-историческом отношении есть существующее уже 1000 лет разделение Вселенской Церкви на восточно-православную и римско-католическую. Это разделение представляется, с восточно-православной точки зрения, последствием властолюбия и умственной гордости пап и неправославных мнений и новшеств, допущенных ими в западный патриархат («латинская ересь»); с римско-католической, оно рассматривается как раскол, возникший вследствие отказа Востока признавать своего законного верховного главу в лице папы Старого Рима («греческая схизма»).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

     В опубликованном в преддверии праздника Пасхи интервью председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион по просьбе корреспондента информационного агентства ТАСС коснулся темы православно-католических отношений. — Владыка, в этом году Пасха в один день у православных и католиков. Насколько это совпадение может стать символичным для укрепления отношений между двумя Церквами? — Уже не первый раз даты Пасхи Христовой в Православной Церкви и Римско-Католической Церкви совпадают. В этом веке такое совпадение происходит с регулярностью в четыре-пять лет. Конечно, это событие радостное, потому что позволяет православным, католикам, а также христианам других конфессий одновременно исповедовать перед миром чудо Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Хотелось бы, чтобы у всех христиан была единая дата празднования Пасхи. Папа Римский Франциск некоторое время назад выступил с инициативой совместно установить такую дату. Однако полагаю, что эта инициатива могла бы стать успешной только в том случае, если бы остальной христианский мир перешел на православную пасхалию. Пасхалия Православной церкви основана на решениях I Вселенского Собора в Никее в 325 году и поэтому имеет основополагающее значение для православных. — Планируются ли 16 апреля встречи представителей двух Церквей или совместные мероприятия? — К празднику Пасхи православные и католики посылают друг другу поздравления. Обмен поздравлениями, как и в прежние годы, состоится между Папой Франциском и Патриархом Кириллом. Каких-то особых встреч и совместных мероприятий мы на пасхальные дни не планируем, поскольку и православные, и католики будут совершать праздничные богослужения в своих общинах. — Как Вы оцениваете состояние православно-католических отношений в России? Какие вопросы и проблемные темы сейчас на повестке дня? — В последнее время отношения между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью в России получили плодотворное развитие. За прошедшие 25 лет значительно расширилась сфера межцерковного взаимодействия, охватывающая разные стороны общественной жизни, что было совершенно невозможно в советское время, когда деятельность Церквей ограничивалась властями. Обе Церкви в нашей стране заботят одни и те же проблемы: кризис нравственности в современном обществе, очень высокий уровень разводов и абортов, социальное неблагополучие.

http://pravoslavie.ru/102785.html

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл: Церковь стремится найти союзников в деле сохранения христианского наследия и защиты традиционных христианских ценностей 3 февраля 2013 г. 09:30 В Патриаршем докладе на Архиерейском Соборе 2013 года подчеркивается, что «отношения с Римско-Католической Церковью в последнее время имели положительную динамику, в первую очередь благодаря ясному осознанию необходимости объединить усилия для защиты традиционных христианских ценностей и противостояния таким вызовам современности, как агрессивный секуляризм, подрыв нравственных основ личной и общественной жизни, кризис семейных ценностей, преследование и дискриминация христиан». Предстоятель Русской Церкви сообщил, что в 2012 году продолжил работу православно-католический форум с участием иерархов и богословов Поместных Православных Церквей и Римско-Католической Церкви. Впервые созванный в 2008 году по инициативе Русской Православной Церкви и католического Совета епископских конференций Европы, форум позволил представить общую позицию по таким актуальным вопросам, как утверждение семейных ценностей, церковно-государственные отношения, духовно-нравственные причины всеобщего экономического кризиса. «Особо следует отметить уже упоминавшееся подписание Предстоятелем Русской Православной Церкви и председателем Польской католической епископской конференции Совместного послания народам России и Польши, — сказал Святейший Патриарх. — Этот документ по праву назван современниками историческим. В обращении, адресованном политикам, общественным деятелям, ученым, людям искусства и культуры, верующим и неверующим, отражено стремление к взаимному прощению обид и уврачеванию ран прошлого, которые омрачают отношения между народами России и Польши, а также содержится призыв к сближению перед лицом общих вызовов современного секулярного мира. В совместном документе указывается, что прощение означает не забвение, а отказ от мести и ненависти, стремление к созиданию согласия и братства между людьми, что является основой мирного будущего. Большинство польских и российских средств массовой информации уделило подписанию упомянутого документа большое внимание, дав высокую оценку этому событию».

http://patriarchia.ru/db/text/2772435.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010