45.ПЛДР. XIII век. С. 330; Лimonuc Русьский. С. 413. 46.ПЛДР. XIII век. С. 330. 47.Лimonuc Руський. С. 369. 48.ПЛДР. XIII век. С. 436. 49.Летопись по Лаврентьевскому списку. С. 439-440. 50.Рамм Б.Я. Указ. соч. С. 153-154. 51.Там же. С. 153. 52.Пашуто В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950. С. 264-265. 53.Там же. С. 266. 54.Рубруквис де В. Путешествие в восточные страны/Пер. А.И. Малеина. Спб., 1910. С. 83, 118; Пашуто. Указ. Соч. С. 267. 55.Рубруквис де В. Указ. соч. С. 117.56.Ср.:»Таким образом, — пишет Б.Я. Рамм, — весной 1245 г. в папской курии был выработан план, в соответствии с которым решено одновременно вести переговоры в двух диаметрально противоположных направлениях: и с русскими, и с татарами. Но и в том и в другом случае цель переговоров была одна и та же — «обращение» Руси или, вернее, подчинение ее папе римскому... Папский посол, очевидно, был уполномочен вести переговоры и с самими татарами об условиях такой сделки, которая предоставила бы папе реальную власть над Русью...». (См.: Рамм Б.Я. Указ. соч. С. 151). 57.Гумилев Л.Н. Черная легенда: друзья и недруги Великой степи. М., 1994. С. 117-135. 58.Егоров В.М. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М., 1985 . С. 151-153. 59.ПЛДР. XIII век. С. 314. 60.Лimonuc Руський. С. 528. 61.Там же. С. 405. Прим. 6. 62.Плигузов А.И., Хорошкевич А.Л. Отношение русской церкви к антиордынской борьбе в XIII-XV веках//ВНА. М.,1988. Вып.37. С.117-130; Ужанков А.Н. «Летописец Даниила Галицкого»: проблема авторства. С. 153-164. 63.СК и КДР. XI — первая половина XIV в. М., 1987. С. 353. 64.ПЛДР. XIII век. С. 112 (перевод мой — А.У.). 65.Рамм. Б.Я. Указ. соч. С. 165. 66.Кучкин В.А. Русь под игом: как это было? М., 1991. С. 25. 67.Вернадский Г.В. Два подвига св. Александра Невского//Гумилев Л.Н. Указ. соч. С. 557. 68.ПВЛ. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 1996. С. 7-8. 69.ПЛДР. XIII век. С. 428. 70.Там же. С. 136. 71.Там же. С. 138. 72.Там же. С. 426. 73.Ср.: «Хотя почитание святых князей начинается с первых же лет христианства на Руси (св. Борис и Глеб), но особенно усиливается во времена монгольского ига... Подвиг святых князей становится главным, исторически очередным не только национальным делом, но и церковным служением». Власть русского удельного князя «ограничена вечем, дружиной церковной иерархией. Он воплощает в себе не столько начало власти, сколько начало служения»(Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 90-91).

http://pravoslavie.ru/5193.html

ръкописи в б-ката на Зографския манастир в Света гора. София, 1994). Он также участвовал в составлении описи рукописей б-ки Троянского мон-ря ( Кожухаров Е., Велчева Б., Кочева Е. Ръкописната сбирка на Троянския манастир//Старобългарска лит-ра. София, 1971. Кн. 1. С. 461-497). Заметный вклад К. внес в изучение средневек. болг. муз. культуры, собрав максимальное количество сведений об использовании т. н. фитной нотации в рукописях XIII-XIV вв. (Нотни начертания в Орбелския триод, среднобълг. книжовен паметник от XIII в.//Бълг. език. София, 1974. Год. 24. 4. С. 324-343; Палеографски проблеми на -нотацията в среднобълг. ръкописи от XII-XIII в.//Слав. палеография и дипломатика: Докл. и съобщ. от семинара (София, септ. 1979). София, 1980. С. 228-246). К. опубликовал совместный канон-молебен (параклис) святым Симеону и Савве Сербским по молдав. списку XVI в. (Един рядък случай на химнографска компилация в неизвестен параклис за Симеон Неман и Сава Сръбски//Зб. ucmopuje Београд, 1976. 10: Стара српска С. 41-52) и определил влияние канона мч. Иоанну Новому митр. Григория Цамблака на творчество рус. книжников XVI-XVII вв. Также К. принадлежит исследование и публикация болг. летописной повести 2-й четв. XIII в. о перенесении мощей прп. Параскевы-Петки из Каликратии в Тырнов (Неизвестен летописен разказ от времето на Иван Асен II//Литературна мисъл. София, 1974. Год. 18. 2. С. 123-136) и очерк о болг. лит-ре этого столетия (Българската лит-ра и книжнина през XIII в.: Агиография, химнография, историко-летописни съчинения, белетристика, апокрифи из сборниците на XIII в., писма, грамоти, приписки, надписи. София, 1987; Българската лит-ра през XIII в.: Встъпителна статия//Там же. С. 25-37). Ряд положений по истории древнеболг. гимнографии XIII в., к-рые К. развивал, следуя предшествующей исследовательской традиции, в наст. время пересмотрены: напр., доказано, что службы прп. Иоанну Рильскому и св. Михаилу Воину из Потуки являются переводами с греческого, а не оригинальными болг. произведениями (см.: Добрев И.

http://pravenc.ru/text/1841670.html

11. К упрекавшим за обширность вступлений, и о том, что терпеть упреки полезно; также, для чего Павел переименован не тотчас, как только уверовал, – что эта перемена произошла с ним не по принуждению, но по свободной воле его; и на слова «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» ( Деян.9:4 ). 12. Содержащая порицание не бывших в церкви и увещание к бывшим о том, чтобы заботились о братиях; также на начало послания к Коринфянам: «Павел зван» ( 1Кор.1:1 ) и о смиренномудрии. 13. На слова Апостола «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. ( Рим.5:3 ). 14. На слова Апостола «Знаем, что любящим Бога все содействует ко благу» ( Римл. 8:28 ), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей. 15. Против непришедших в собрание и на слова апостола «Если враг твой голоден, накорми его» ( Римл.12:20 ), и о злопамятстве. 17. Об Акиле и Прискилле и о том, что не должно худо говорить о священниках Божиих. 19. На слова «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так» ( 1Кор.7:39–40 ). 20. Максиму, и о том, каких должно брать жен. 21. На слова апостола «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» ( 1Кор.10:1 ). 22. На слова апостола «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» ( 1Кор.11:19 ). 23. О милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения. 26. Еще на те же слова «имея тот же дух веры, как написано» ( 2Кор.4:13 ), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне. 28. Против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» ( Флп.1:18 ), и о смирении. 29. На слова «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» ( 1Тим.5:9 ), и о воспитании детей, и о милостыне. 30. Об Илии и вдовице, а также и о милостыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Значит, вопреки утверждению г. Мережковского, в историческом христианствене всякий мир есть отрицание Бога и Бог есть отрицание не всякого мира, тем более не всего мира, как целого, как абсолютной сущности!.. Значит, и заповедь Апостола: «не любите мира»... вытекает не из отрицания Богом всего мира!.. «Не любите мира», но только «мира сего», в котором царит воля диавола; а любите мир искупленный, новую тварь, которая «во Христе». И таковой «тварью» может быть всякая тварь, ибо Христос умер за грехи «всего мира» ( 1Иоан. 2:2 ; ср. Римл. 8:19–23 )!.. Следовательно, весь мир может стать достойным подражательной любви христианина, если только облечется во Христа. Из взгляда Апостолов на мир ясна несправедливость и другого обвинения, по которому Апостолы якобы учили, что вся вообще в мире плоть противоположна духу, как зло–добру, как проклятое, бесовское–святому, божескому; что, в частности, тело в человеке есть нечто неискупимо- грешное, зверское, скотское и вся животная, стихийная природа–порождение диавола; что «жить в Боге –значит жить вне тела» и и что святость значит бестелесность, бесплотность!... Мне кажется, что более глубокого непонимания учения Апостолов о плоти и духе и представить себе нельзя! «Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти; они друг друга противятся», говорит Ап. Павел ( Гал. 5:17 ). Но о какой «плоти» и о каком «духе» он говорит и что под ними разумеет? Едва-ли мы ошибемся, если скажем, что учение о «плоти» и ее отношении к «духу» красной нитью проходит чрез все Апостольские послания и особенно Павловы. Почти всюду, где слышится такойпротест, под «плотью» разумеется не мировая материя с ее законами и, в частности, не тело человека, а «дух», противный «духу Божьему» царящий в «мире сем» и действующий в сынах противления ( Ефес. 2:2 ). Вот почему и человеком, живущим «по плоти», или чтото же: «душевным»,«плотским» называется тот, кто всем своим существом (и телом и душою) живет вне благодатных даров «Духа Христова», кто во всей своей жизни руководится «не духом Божиим», а «духом мира сего» ( Римл. 8 ; 1Коринф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/r...

Не о любви ли сказано, что она есть первая и большая заповедь ( Матф. 22, 38 ), что любящий исполнит закон ( Римл. 13, 8 ), что все заповеди заключаются в том, чтобы любить ( Римл. 13, 9 )? Не сказано ли в другом месте, что вечная жизнь заключается в познании единого истинного Бога и посланного им Иисуса Христа? Не с той ли же силой повторяется эта мысль в словах: всякий верующий, что- Иисус есть Христос, от Бога рожден (Ио. 5,1)? Известны ли все эти изречения В. С. Соловьеву ? Конечно да, но он не предполагает их известными для читателей и потому переходит к разъяснению своего понимания с такою безоглядочной решимостью, которая ожидала бы более достойного приложения. Впрочем, уступим ему почву; помиримся на мысли о царствии Божьем, как главнейшей в системе христианства. Каков же ее конкретный смысл? Здесь то мы и начинаем наталкиваться на подделки, исполненные грубого произвола. Не будем, подобно рецензенту последней книжки Веры и Разум, обличать либерально политические идеи автора – это не наше дело ( Лук. 12, 14 ), проверим только, насколько согласуется его теперешнее учение о царствии Божьем с прямым смыслом приведенных 80 цитат Нового Завета и еще 40 слишком не приведенных у нашего автора. Автор, очевидно, не допуская мысли о такой проверке, берет на себя смелость утверждать, будто «из совокупности относящихся сюда текстов видно, что царствие Божие есть полнота естественной человеческой жизни, соединяемой чрез Христа с полнотой Божества» (53–154). Для незнакомого с последними произведениями В. С. Соловьева ни в этих темных словах, ни в его туманных сочетаниях Божества с прошедшим, настоящим и будущим человечеством (155) не представится ничего кроме тумана, но если этот туман начнет проясняться хотя бы через выше пророненную фразу, что «истинное и неподдельное христианство не есть ни догмат, ни иерархия, ни богослужение, ни мораль, а животворящий дух Христов ... дух, воплощенный в религиозных формах и учреждениях, образующих земную церковь » (151.), то читатель, усвоит себе по крайней мере ту мысль, что, по Соловьеву, царствие Божие есть какое-то формальное, организационно юридическое начало, противопоставляемое на всяком шагу началам личной нравственности, или моральному индивидуализму, как это далее автором и подтверждается (161).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Кто раз предан влиянию плоти, тот вместе с этим и мыслит уже по норме плоти Римл. 8. 5 : «живущие по плоти о плотском помышляют» и все это мышление называется «мудровавием плоти» Римл. 8, 6. 7 . В человеке теперь живёт стремление к единству своей интелектуальной деятельности и, если на основании фальшивого материала и под постоянным фальсифицирующим влиянием греха во плоти он построит высший мир мыслей, то также и этот мир, проникаясь мало- по- малу плотским началом, становится «плотской мудростью» (2 Кол. 1, 12) и мудрые этой мудростью являются мудрствующими, – мудрецами по плоти (Кор. 1,26). Если теперь всё внехристианское человечество живёт под влянием греха во плоти, то что удивительного в том, что Апостол не придаёт никакого особого значения его мудрости 1Кор. 1, 17 : «Христос послал меня благовествовать... не в мудрости слова», – 2, 4: «слово моё не в убедительных словах человеческой мудрости», 2, 13: «возвещаем не от человеческой мудрости», 2, 5: " вера наша утверждается не на мудрости людей». В 1Кор. 2, 6 Апостол называет эту мудрость «мудростью века сего» и «князей века сего». Если бы мы это последнее выражение могли так понять (что многими оспаривается), как евангелие Ап.Иоанна (12, 31; 16, 11) говорите о князе мира сего – т.е. о сатанинской силе, – то было бы здесь указано происхождение греховной человеческой мудрости от Дьявола с особенной ясностью. Теперь для нас разрешена загадка, как Ап.Павел мог приписывать злое «греху», противостоящему собственному «я» человека, говоря: что я делаю, я не знаю, – не я делаю это, но живущий во мне грех и в то же время опять говорит: «я делаю, я совершаю это». Происхождение злых движений в человеке лежит вне его личности, но чуждая сила рождает злое всё же в нём. Если в его душе происходит греховное движение через злое влияние плоти, то тем не менее это движение всё же происходит в нём, – человек сам мыслит и желает злого, хотя он и чувствует, что возбуждение к злу идёт не из него, а откуда- то иначе. Вся воля и мышление человека, как мы находим его эмпирически, стоит, стало быть, под влиянием греха в плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psiholo...

5: «По всей земле прошел голос их и до пределов вселенной слова их». Слова эти ясно указывали на будущих посланных Благовестия, которые по повелению Господню разошлись по всем странам вселенной проповедовать Евангелие: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына Святаго Духа» (Матф. XXVIII, 19). Puмл. XI, 9 –10 , говоря о помраченном состоянии части Израиля, не познавшего Бога, Апостол приводит псалом 68-й, ст. 23–24: «И Давид говорит: да будет стол их сетью, тенетами и петлею в возмездие им. Да помрачатся глаза их, чтобы не видеть; и хребет их да будет согбен навсегда». Римл. XV, 3, Апостол, говоря о Господе нашем Иисусе Христе, указывает на пророческое значение слов стиха 10-го псалма 68-го: «злословия злословящих Тебя пали на Меня». Главная мысль этого пророчества та, что Иудеи, чтившие только на словах Бога и доказывавшие поступками своими, что они ненавидят Бога, те именно и не признали Бога во плоти в Господе нашем Иисусе Христе. Ненавистниками Бога были те жители Иерусалима и Палестины, те именно Иудеи, которым Бог открылся в милостях и обетованиях ветхого завета и в самом возврате из плена. Но, говорит Апостол (Римл. XV, 8, 9): «Иисус Христос, сделавшись служителем для обрезанных, ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам»... «соделался служителем и для язычников» «из милости, чтобы славили Бога». Для подтверждения этой мысли Апостол приводит слова из двух псалмов: пс. 17 ст. 50: «За сие прославлю Тебя, Господи, между язычниками и воспою имя Твое»; псалма 116, ст. 1: «Хвалите Господа все язычники и восхвалите Его все народы». Мы обратим внимание на то, что спасение язычников приуготовляемо было Богом милосердым от начала, и что это должно было быть понятно для книжников и фарисеев, которые во времена Апостолов так возмущались, видя распространение христианства между язычниками и общение новообращенных с христианами из Иудеев. Но очи их были закрыты, как неоднократно говорил им Господь. Еще Моисей восклицал ( Bmop. XXXII, 43 ). «Веселитесь язычники с народом Его»; Иона был послан к язычникам 393 ; и все пророки предсказывали о восприятии язычников в церковь Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но почто я утруждаю почтенных слушателей, приводя общие причины, побуждающие жить добродетельно? Или не знаем, что добродетель сама по себе достойна нашей любви? Кто не знает, что без добрых дел нельзя получить ни награждений земных ни благословений небесных? Известна всем сия Божественная истина, что слава и честь и мир всякому делающему благое, напротив того ярость и гнев, скорбь и теснота на всякую душу человека, творящего злое ( Римл.2, 10, 8 ). Господи! Твоя благодать явись в мире, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веке. Молим Тя, да укрепит нас и утвердит сия спасительная благодать в истинном христианстве, в чистоте правоверия, в творении добра. Аминь. Слово при посещении пинскаго монастыря 61 Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа ( Римл.1, 7 ). Так обыкновенно приветствовал Христиан Апостол Павел, писав к ним свои послания. Так и я дерзаю приветствовать вас, братия моя о Господе, простирая к вам первое слово мое. Что пользы в приветствии, которое осыпает нас земными благами? Нам нужны небесные блага: для них рождаемся в мир сей и для них живем. Благодать вам и мир. Что пользы в чувственных благах, если нет в нас благодати? Что за утешение в здравии телесном, если душа больна, в струпьях и язвах греховных? Что за радость во внешнем благополучии, если внутри нас происходит непрестанный мятеж буйных страстей? Лучше быть бедным и нищим. нежели богатым и благополучным без благодати; лучше жить в скорбях и страданиях, нежели среди забав и удовольствий без мира внутреннего, лучше болеть телом, нежели страдать душою от грехов. Благодать вам и мир. Господь наш Иисус Христос заповедует нам искать царствия Божия преимущественно пред всеми благами мира сего. Ищите, говорит Он в Евангелии, ищите прежде царствия Божия, и обнадеживает приобретением всего нужного для временной жизни – и сия вся приложатся вам, т. е. придет к вам и здравие и богатство, и благоденствие. Но где царствие Божие, там благодать Его и мир. Посему, приветствуя вас желанием благодати и мира, я приветствую желанием вам царствия Божия. Кому оно не нужно? Кто не просит о нем Отца небесного в молитве Господней? Размыслим теперь, где должно искать сего царствия и как искать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Она вне всякого сомнения заслуживает почитания и благоговения. И поскольку Христос — наш старший Брат, Первенец из многих братьев, мы также почитаем Деву Марию как свою Мать и свою Госпожу. Подобно тому, как Ева была матерью старого Адамова рода, Мария — подлинная Мать нового рода: Тела Христова, Церкви. Возможно, именно отказ от почитания Марии является одной из причин того, что наше поколение отказывается почитать кого бы то ни было вообще. Например, когда в следующий раз по телевизору будут показывать президентскую пресс–конференцию, понаблюдайте внимательно, как ведут себя некоторые представители прессы! Отнюдь не пытаясь просто получить информацию, многие имеют своею целью лишь шантаж и преднамеренную непочтительность. В то время, как Слово Божие учит нас чтить царя (1 Петр. 2:17) и быть почтительными друг ко другу (Римл. 12:10), наше поколение, по–видимому, находит удовольствие в вызывающем поведении и оскорблении других людей, особенно тех, кто стоит у власти. Мы — верующие в Библию христиане — не только обязаны отдавать честь тому, кому она подобает (см. Римл. 13:7), но также призваны Богом благословлять Матерь нашего Бога. Мы не можем игнорировать это положение Писания.   Ветхий Завет и Дева Мы знаем, что Ветхий Завет — это не просто вдохновенное повествование об истории человечества или Израиля в частности. На его страницах — и это на самом деле главное его значение — содержатся пророческие свидетельства о Господе нашем Иисусе Христе. Его образ присутствует повсюду. Моисей был прообразом Христа в том, что вывел свой народ из плена в землю обетованную. Давид символизировал Христа как царя Израиля. Адам олицетворял образ Христа — главу человеческого рода. Часто остается незамеченным, однако, тот факт, что Дева Мария также видна на пророческих страницах Ветхого Завета. Большинству христиан известно, что пророк Исаия предсказывает непорочное зачатие Христа Марией, когда пишет: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Исаия 7:14). Но есть и много других мест, в которых также говорится о Марии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Апостолы не менее были деятельны в искоренении возникающих в церкви вредных и ложных учений, сколько в сообщении и утверждении истинного. Чтобы видеть сие, надлежит обратить раздельное внимание на различные виды заблуждений, родившихся и господствовавших в их время. В отношении к своему началу они могут быть разделены на два главные рода: к первому принадлежат те, которые перешли в церковь с людьми, не совсем очищенными от прежних предрассудков и заблуждений своей религии; ко второму те, которым открыло путь в церковь знакомство с восточной философией. Поскольку поступающие в церковь были по религии из Иудеев или язычников, то заблуждения ими вносились в оную также двоякого рода. Иудеи не хотели отказаться от своего закона, хотя сами мало понимали оный. В сей привязанности к закону одни действовали по слабости своей совести ( Рим. 14:2 ), другие по ожесточенному предубеждению. Сих последних ап. Павел называет лже-апостолами ( 2Кор. 11:13 ) и описывает их весьма часто в своих посланиях яркими чертами. Берегитесь псов, берегитесь злых деятелей, берегитесь сечения (κατατομ) ( Фил. 3:2 ); мнози ходят враги креста Христова, имже кончина погибель, ихже бог чрево и слава в студе их, иже земная мудрствуют ( Фил. 3:18, 19 ). Молю вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, емуже вы научитеся и уклонитеся от них: таковии бо Господеви нашему Иисусу Христу не рабатоют, но своему чреву, иже благими словесы и благословением прельщают сердца незлобивых ( Римл. 16:17 ; 2Кор. 11:13, 14 ; Гал. 1:7 ). Впрочем сих лже-апостолов должно отличать от тех лжеучителей и лжепророков, о которых говорит Петр (2Пос. 2:1 и след.) и Иуда (ст. 4 и след. 16, 18). Сих учение более приводит к той мысли, что они были гностики. Обращенные из язычников, видя, что христианство не обязывает их к исполнению строгого закона иудейского, злоупотребляли своей свободой, не сохранили и того, что апостолами было признано нужным удержать из оного и в церкви христианской ( Римл. 14:1 и след.; 1Кор. 8:1 и след.; Деян. 15 ) и пренебрегали немощь совести в сем отношении Иудеев; отсюда через дальнейшее уклонение от правоты действования образовалась секта николаитов, которая как бы нарочно пресыщалась всякими нечистотами идольскими и которая, как вероятно, для оправдания своего действования приняла себе это наименование от одного из семи диаконов, Николая, мужа, исполненного Духа, но неосторожным словом и действием давшего соблазн братии (Клим. Алекс. Lib 3. Stromat. Феодорит L. III. H).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010