В. Добродетели, предписываемые седьмою заповедью Божия 1. Целомудрие а) Библейские тексты о целомудрии. Целомудрие заповедано: как днем будем вести себя благочинно, не пре- даваясь ни пированиям и пьянству, ни сладоотрастию и распутству, ни ссорам и зависти (Римл. XIII, 13); – А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым ( Eф. V, 3 – 4 ). Целомудрие заповедуется и во взглядах: (а) Я говорю вам (говорит И. Христос), что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Mф. V, 28 ). Целомудрие заповедуется в речах: а теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших ( Koлoc. III, 8 ). Целомудрие заповедуется сердцу: не пожелай красоты ее (жены) в сердце твоем, (да не уловлен будешь очами твоими), и да не увлечет она тебя ресницами своими ( Npumч. VI, 26 ). Целомудрие заповедуется по отношению к телу: пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое; тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: два будут одна плоть ( Быт. 2, 24 ). А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом ( 1Kop. VI, 13, 15 – 18 ). Целомудрие находится в опасности при неумеренном употреблении вина: не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; в последствии, как змей оно укусит, и ужалит, как аспид. Глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное (Притч. XXIII, 31 – 33). Побуждения относительно целомудрия: аа) бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела; а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, к вы не свои ( 1Kop. VI, 18 – 19 ). бб) (Ибо) призвал нас Бог не к нечистоте, нок святости ( 1Coл. IV, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Седьмая заповедь закона Божия. Не прелюбы сотвори 1. Библейские изречения о седьмой заповеди Седьмая заповедь закона Божия запрещает следующие грехи: а) Нецеломудрие в мыслях, словах и делах: мерзость Госводеви помысл неправедный. ( Притч. 15, 26 ). – Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодения, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Mamф. XV. 19 ) . – Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу ( 1Nemp. II, 11 ). – Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим ( Eфec. IV, 29 ). Говорю же нам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Матф. XII, 36) – Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте ( Фuлun. IV, 8 ). б) Блуд: блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. (ЕФЕС. V гл. 3 – 5 ст.). – Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего И. Христа, и попечения о плоти не прекращайте в похоти (Римл. XIII, 13 – 14). – Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (Кор. VI, 20) . – Ибо призвал нас Бог не в нечистоте, но к святооти (1 Фессал. IV, 7). – Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм вы ( 1Kop. III, 16 – 17 ). – Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в царствии Христа и Бога ( Eфec. V, 5 ). в) Прелюбодеяние: дела плоти известны, они суть: срелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, ненависть убийства, пьянство, бесчинство, к тому подобное ( Гaл. V, 19. 21 ). – А Я говорю вам, что всякий кто смотри на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Mamф. V, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А2 Слепченский Апостол, отрыв. 6 л. В Моск. Публ. и Румянц. Музее, собр. В. И. Григоровича 1696, большая же часть, 107 л. в частной собственности (С. Верковича), писан на толстом пергамине по смытому греческому письму (палимпсесту) в л., довольно крупным болгарским уставом XII в., с фигурными, рисованными красками, заглавными буквами, составленными из змеиных голов, птиц и перевитых ремней. Рукопись эта найдена была 1844 г. В И. Григоровичем в Слепченском монастыре Св. Иоанна Предтечи, недалеко от Прилепа, в Болгарии. Правописание юсовое. – После пятидесятницы чтения апостольские пишется на все дни недели. Отрывок 6 л. содержит в себе древние чтения из Апостола с понедельника 1-й нед. по пятидесятнице до вторника 2-й недели. Та часть Слепченского Апостола, которая сейчас принадлежит г. Верковичу (107 л.) начинается прямо с окончания апостольского чтения в пят. 2 нед. по Пасхе ( Деян. 5:10–11 и прерывается на месяцеслове за июнь. Таким образом, рукопись Слепченского Апостола не имеет ни начала, ни конца: в середине ее так же много пропусков. Из послания к Римл. в Слепченском Апостоле недостает: 3, 1–31; 4, 1–5, 11–15, 18–25; 5, 1–6, 11–21; 6, 1–10; 8, 4–7, 22–27; 9, 6–19 13, 11–14, 14, 1–4, 19–26. – В месяцеслове славянские названия месяцев; славянских святых нет. – Срезневский, II. Древн. слав. нам. юсов. письма, 101–117, 301–330. Викторов, Собр. рукоп. Григоровича, 11. Снимки заставок и заглавных букв у Амфилохия, еп. Древн. слав. Апостол, III: II. В бытность свою в Белграде (в Сербии) в 1875 г., я имел 107 л. Слепченского Апостола от тогдашнего владельца этой драгоценной рукописи Я. Шафарика, с позволения которого и списал тогда же для себя палеографически точно весь текст первых пяти посланий ап. Павла. Поэтому я и мог вполне воспользоваться этой рукописью в своем исследовании об Апостоле (М. 1879). А3 Македонский или Струмицкий Апостол, рукопись библиотеки Чешского народного музея в Праге, собр. II. I. Шафарика писан на толстом пергамине, в малую 4-ку, в один столбец, уставом XII–XIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

г) Кровосмешение: да будет изъят из среды вашей сделающий такое дело, (писал св. ап. Павел об одном грешнике виновном в кровосмешении) (1 Коринф. V, 15). Средства сохранит целомудрие: а) труд: праздность научила многому худому, учит преподобный сын Сирахов (XX. 33, 28). б) трезвость: не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом ( Eфec. V, 18 ). в) воздержание в пище и питье: смотрите вы за собою, чтобы сердца наши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно (Лук, XXI, 84). – Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и завимти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти (Римл. XIII, 13 – 14). г) удаление от худых товарищей и соблазняющих на грех и предметов: сын мой! если будут склонят тебя грешники, не соглашайся, (Притч. Сол. I, 10). – Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца ( 2Тим. 11, 22 ). – Если же правый глаз твой соблазняет тебя; вырви его, и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну ( Mamф. V, 29 – 30 ). д) Жизнь по духу, а не по плоти, жизнь для Бога и спасения собственной души, а не для мира и угождения плоти: и говорю; поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти ( Гaл. V, 16 ). е) распинание своей плоти со страстями и похотями: те, которые Христовы, распили плоть со страстями и похотями. ( Гaл. V, 24 ). ж) сознание вездеприсутствия Божия (страха Божия): нет больше меня в доме сем; и он (Пентефрий) не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло, и согрешу пред Богом, говорил целомудренный Иосиф искушавшей его на грех жене Пентефрия. ( Быm. XXXIX, 9 ). – Во все дни помни, сын мой, Господа Бога нашего, и не желай грешить и преступать заповеди Его. Во все дни жизни твоей делай правду, и не ходи путями беззакония ( Tobum. IV, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

д) немилосердие: суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом ( Uak. II, 13 ). – Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лук, VI, 36). – Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут ( Mamф. V, 7 ). – Итак, если враг твой голоден, накормим его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья ( Притч. 25, 21, 22 ). ( Puмл. XII, 20 ). – А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но де- лом и истиною ( 1Uoah. III, 17 – 18 ). е) соблазн (чрез который погибает душа ближнего): кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня; тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской ( Мф. 18,6 ). ж) раздражительность и вспыльчивость: ревность и гнев сокращают дни, а забота прежде времени приводит старость ( Сирах. ХХХ, 26 ). з) чрезмерная печаль и заботы: сердце сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости (Притч. XVII, 22). – Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или, во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники; и потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом ( Mamф. VI, 31 – 32 ) . – Все заботы ваши возложите на Него; ибо Он печется о вас ( 1Nemp. V, 7 ). и) невоздержание в пище, питье и удовольствиях: как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти (Римл. XIII, 13 – 14). – Сын мой! в продолжении жизни испытай твою душу, и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того ( Cupax. XXXVII, 30 ). – И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом (Ефес, V, 18). – Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно (Лук. ХХИ, 34). – Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд ( Ekkл. XI, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

(Бесед. о милост.). О древних христианах также известно, что в дни праздничные они обыкновенно посещали больных и заключенных в темницах, и старались различными средствами облегчить участь их, не смотря на то, что подобные посещения нередко были не безопасны. В дни праздничные христиане прежних времен оказывали милости должникам и рабам, первым прощая долги, последним давая свободу; устраивали в домах своих трапезы для нищих. Так, о преподобном Исаии есть известие, что он во дни субботние и воскресные устроил в своем доме три и даже четыре трапезы для бедных. (Жит. преп. Памвы, «Чет.-Мин.»). Проводя таким образом дни праздничные, мы будем, по заповеди, святить их. Такое празднование будет достойно христианина и не останется без награждения, ибо, по словам Иоанна лествичника , за благочестивое провождение праздничных дней «Бог ущедряет дарами рабов Своих». («Лествица», настав. к пастыр., гл. 3, стр. 378). 4. Святоотеческие свидетельства о достойном препровождении воскресного дня I. «Будем праздновать, учит св. Григорий Богослов , не пышно, но божественно, не наш праздник, но праздник Владыки нашего, не праздник немощетвования, но праздник уврачевания... Не будем составлять лики, пресыщать зрение, оглашать слух свирелами, нежить обоняние, осквернять вкус, тешить осязание... Не будем вдаваться в козлогласование и пьянство, с которыми сопряжены любодеяния и студодеяния (Римл. XIII, 13); ибо от худых учителей и уроки худы, или лучше сказать, от негодных семян и нивы негодны». (См. «Твор. св. отцов» в русск. переводе 1844 г. ч. III, стр. 236). II. «Неделя имеет 168 часов; из них Бог назначил для Себя (для общественного Богослужения) только один – и ты тратишь его на мирские занятия»! (Св. Златоуст о св. евхар.). III. «Агнец Божий заклан для вас; кровь Господня предлагается на жертвеннике; серафимы преклоняют колена пред алтарем, а вы остаетесь без почтения; вы пренебрегаете этим случаем, чтобы привлечь в себе благодать вашего Бога»! (Там же). IV. «Пусть никто не уклоняется от празднества святой литургии в день воскресный, и никто не пренебрегает служением Богу дома, в то время, когда другие идут в церковь ». ( Блаженный Августин in. psalm.). 5. Об освящении и покое воскресного дня I. Воскресный покой с исторической стороны. В след за рассказом о сотворении мира, в Библии говорится: так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. (2, 1 – 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ибо отречение от Бога, как действие важное, великое и влекущее за собою явную гибель, часто возбуждает к соревнованию и негодованию даже более слабые и упадшие души; пострадать же за доблесть свойственно людям очень разумным, высоким и возвышенным мыслию. И сего свидетель и учитель есть апостол, говорящий: “Ибо едва ли кто умрет за праведника, но за благого, может быть, кто-нибудь решится умереть "  (Римл. V, 7). И если “нарушающий одну из заповедей Моих малейших, говорит Господь, малейшим наречется в царстве небесном "  (Матф. V, 19), то ясно, что соблюдающий одну и из всех наиболее всеобъемлющую наречется величайшим в царстве небесном; ибо умирающий за заповедь Христову гораздо скорее умрет за Него самого; ибо умирающий ради заповеди Христовой, очевидно, может умереть и ради Него, а избирающий умереть ради Него не во всяком случае умрет и ради заповеди Его. Примета же и знак любви к Нему — соблюдение Его повелений. “Ибо любящий Меня, говорит Он, заповеди Мои соблюдет "  (Иоан. XIV, 15). Какая же из спасительных заповедей Его или большая или более объемлющая, послушай самого Господа, говорящего  спрашивающему Его фарисею: “Учитель, какая заповедь первая в законе? "  (Матф. XXII, 36–40), а “первая " здесь обозначает изрядность. Он же, отвечая, сказал ему: “Возлюбить Господа Бога твоего и ближнего твоего как самого себя; ибо на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки " . И апостол: “исполнение закона любовь "  (Римл. XIII, 10). А Господь, распространяя законную заповедь, гласящую “возлюбишь ближнего твоего как самого себя " , и установляя ее совершеннейший и высший предел, говорит: “Больше сей любви никто не имеет, как если кто душу свою положит за друзей своих "  (Иоан. XV, 13). Ибо умирающий за ближнего своего возлюбил его не только как самого себя, но и больше себя; это открыто и непреложно совершили сии трикраты блаженные. Ибо им говорилось убийцами: “О смиренные и жалкие, покажите нам первенствующих среди вас, и освободим вас, а иначе убьем вас " . Итак, воины Христовы предпочли умереть, чем предать казни своих братьев и отцов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=935...

К этой небесной хвале Иоцера человек, по-видимому, остается непричастным, хотя в Амиде Свят, Свят, Свят повторялось собранием. Слава в вышних Богу, которое заканчивает и дополняет Пс. 148–150 , конкретизирует эту христианскую хвалу, которую представляла молитва Многие более поздние рукописи, как мы увидим позднее, присоединяют к Слава в вышних молитву следующую за Славой, ввиду исчезновения молитв [XII, XIII. XIV], и начала молитвы, похожей на Славу. Но дальше мы увидим, насколько безосновательно такое присоединение. 12-ая молитва Утрени Молитва «отпуста» после конечной ектении Славянский Служебник: 1. Хвалим, поем, благословим и благодарим Тя, Боже отцев наших, 2 . яко превел еси сень нощную и показал еси нам свет дневный. 3 . Но молим Твою благость: очисти грехи нашя 4 . и приими моление наше, великим Твоим благоутробием, 5 . яко к Тебе прибегаем милостивому и всесильному Богу. 6 . Возсияй в сердцах наших истинное солнце правды Твоея ­ ср. 2Кор. 4, 6 , 7 . просвети ум наш и чувства вся соблюди, 8 . да яко во дни благообразно ходяще= Римл. 13,13 , 9 .  путем заповедий Твоих, достигнем в жизнь вечную: 10 . яко у Тебе есть источник жизни= Пс. 35,10 , 11 . ив наслаждение быти сподобимсянеприступного Твоего света. В. Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу... Мы сопоставили молитву Вечерни с молитвой ектении Вечерни Апостольских Постановлений (гл. II, с. 20–21). Мы полагаем возможным сделать то же самое с молитвой Утрени и ее соответствием в тех же Апостольских Постановлениях. Вот текст последней : 1-ая молитва Утрени из VIII-oй книги Апостольских Постановлений 181 Молитва после ектении A.N.VIII, Утр. I: 1 – Боже духов и всякий плоти, 2– несравнимый и вседовольный, 3 – Иже давый солнце во область дне, луну же и звезды во область нощи. 4 – Сам и ныне призри на ны милостивыми очесы, 5 – и приими утренняя наша благодарения, 6 – и помилуй ны; 7 – не бо прострохом и руки наша к Богу чуждему, 8-не бо есть в нас бог нов (ср. Пс. 80,10 ), 9 – но Ты вечный и бесконечный.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

поуч. IV). Блаж. Августин: „знайте за несомненное, что вы действуете по доброй воле. Так как вы живете, то и действуете. Он (Бог) и не помощник вам, если вы сами ничего не делаете, и не споспешник вам, если ничего не подвизаетесь... Не так Бог творит из вас храм Свой, как, из камней, не имеющих собственного движения, которые создатель берег и кладет. Не таковы камения живые: и вы, как живые камни, сами созидайтесь в храм Божий. Вас ведут, но и вы сами теките; вас ведут, во вы сами следуйте» (Serm. CLVI, alias. XIII, n. 13. Сн. Догм. богосл. Макария, т. II, стр. 214).    Патриархи восточные в своем послании (Посл. чл. 6), говорят: «веруем, что первый человек, сотворенный Богом, пал в раю, когда преслушал заповедь Божию, последовал коварному совету змия; и отсюду распространился прародительский грех преемственно на все потомство так, что нет ни одного из рожденных по плоти, кто был бы свободен от того бремени и не ощущал следствий падения в настоящей жизни. А бременем и следствием падения мы называем не грех... но удобопреклонность ко греху и те бедствия, которыми Божественное правосудие наказало человека за его преслушание, как то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле странствования и, наконец, телесная смерть».    Беседы на разные места Св. Писания, перев. при Спб. Духовной Акад., Спб. 1862 г. Т. 2, стр. 140.    Примеч. Вот несколько примеров ветхозаветных прообразований: Многие ветхозаветные лица прообразовали собой Иисуса Христа, содействие тем иудеям в понимании лица и характера Спасителя мира. Так, с особенно ясностью прообразовал Спасителя Исаак. Это был единственный сын Авраам и – Авраам решился принести его в жертву, когда потребовал того Бог. Так то и Отец небесный Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть И. (Римл. VIII:32). Исаак нес на себе дрова до места жертвоприношения: Христа нес на Голгофу крест. Исаак ни мало не прекословил отцу, когда отец связал ему руки в ноги и поднял нож, чтоб заколоть его: Сын Божий сто??? предал Себя воле Бога Отца, что послушлив быв даже до смерти, смерти крестные (Филип.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Итак, справедливо можем сказать, по нашему образу представления, что предведение по порядку предшествует в Боге, за ним следует предопределение, а после за сотворением промысл о сотворенном. Сему апостол ясно нас учит, говоря: ихже предуведе, тех и предустави, а ихже предустави, тех и призва: а ихже призва, сих и оправда: а ихже оправда, сих и прослави (Рим. VIII:29 и 30). Впрочем, сии слова должно относить только к человеку. Поелику прочие творения (кроме ангелов, кои находятся в твердом и непременяемом состоянии) не подлежать предопределению, ибо не имеют свободы, а посему в них не может быть никакого греха. И все, что делают, делают по природе, и потому ни наказываются, ни награждаются» („Прав. испов.» отв. на вопрос 30, ч. 1).   76. Предопределение    Как Бог предопределил от вечности создать мир и спасти человечество, так от вечности Он предопределил привести чрез Свою благодать некоторых людей к вечному спасению, не нарушая их свободы. Предопределенные к освящению и спасению люди называются предопределенными или избранными.    Иисус Христос и апостолы ясно говорят о предопределении к славе (Матф. XXV:34. Деян. XIII:48. Евр. IX:15), к благодати (2 Тим. И, 9. Ефес. II:10), к святости (Ефес. I:4,5); называют предопределенных благословенными Отца (Матф. XXV:34), рожденными от Отца, от Сына и от Святого Духа (1 Иоан. 11:29. IV, 7. Иоан. III:8. XVII, 2), написанными в книги жизни (Фил. 3. сл. Апок. XVII, 8. XX, 15).    Преобразованием предопределенных служат ветхозаветные патриархи, как напр. Авраам (Римл. IV), Исаак и Иаков (IX, 8 – 13), народ израильский (Исх. XLVIII, 13). Примером предопределения – пророки, например Иеремия (I, 5), Иоанн Креститель (Лук. 1:15 и след.), Пресвятая Дева Мария.    Предопределение совершается Богом Отцом, как первою причиною (Матф. XX:23. XXV, 34), чрез Иисуса Христа, как Ходатая, с совершенною свободою, по милостивому благоизволению воли Его (Еф. I:5. II, 10. VI. 11. Римл. IV:28. 2 Тим. I:9).    Хотя предопределение есть дело Божие, но оно основывается на предведении действий и жизни каждого человека, Иисус Христос умер за весь мир, желает всем человекам спастись, и не хочет, чтобы погиб хотя один из них.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010