Ветхозаветный нравственный закон дан был не только для исполнения воли Божией, но и для раскрытия народу еврейскому его нравственной испорченности или греховности . Это имело воспитательное значение. Чтобы врачевать болезнь, надо сначала вывести наружу скрытый яд ее (св. И.Златоуст. Творения, т. 4, стр. 664). Как же достигал этого закон? Закон своими строгими предписаниями должен был дисциплинировать жизнь еврейского народа и побуждать его поступать согласно с предписаниями Божественной воли, делаться праведными и святыми. Однако, все усилия выполнять предписания закона приводили ветхозаветного человека к сознанию своей греховности («законом познание греха» – Римл. 3:20 ) и своей немощи к исполнению всех требований закона, к сознанию, что «от дел закона не оправдается всякая плоть перед Богом» ( Римл. 3:20 ) и, таким образом, возбуждалось в человеке желание высшей помощи. Так ветхозаветный закон становился «пестуном во Христе» или детоводителем ко Христу. В этом значение ветхозаветного закона . Начальное нравственное состояние подзаконного человека хорошо изображает св. ап. Павел по опыту собственной жизни в 7-й главе послания к Римлянам. Без закона, – говорит он, т.е. пока он не сознавал вполне требований закона, он думал, что живет так, как должно жить. Не сознавая ясно требований закона, он считал себя праведным и имел только общее понятие о греховности. Когда он стал узнавать, чего требует закон, и стал исполнять его, как еврей из евреев ( Филип. 3:5 ), тогда у него явилось сознание личного греха. Общее понятие о греховности превратилось у него в сознание своей личной греховности. «Я не иначе узнал грех , – говорит он, – как посредством закона. Ибо я не понимал бы и желания, если бы закон не говорила «не пожелай» ( Римл. 7:7 ). Самое исполнение закона приводило его не к нравственным, а только к законным, легальным, внешним – в нравственном смысле и мертвым поступкам, потому, что он теперь ясно стал сознавать, что делает то, к чему в душе нет искреннего расположения, что исполняет он закон только рабски, из страха пред наказанием ( Рим. 8:15 ). Это не то значит, чтобы совесть Савла не одобряла закона, напротив, он находит в нем удовлетворение, удовольствие, соуслаждается закону Божию по внутреннему человеку ( Римл. 7:15–22 ). Но дело в том, что жившие в глубине его души наклонности были прямо противоположны требованиям закона; прежде несознаваемые им они, благодаря именно ревности и точности, с какими он старался исполнять закон, выступили теперь в его сознании с большею силой и ясностью, так что он увидел в себе только грех , понял, что в нем живет не добро, а зло, что он нравственно бессилен, крайне грешен, мертв. «Когда вошла заповедь, то грех ожил, а я умер» ( Рим. 7:9–10 ). Однако, только благодать Христова могла спасти его от этой мертвенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

вмч. Георгия Победоносца. В ц. ап. Андрея сохранились 2 слоя византийской живописи (3-й четв. и посл. четв. XIII в.), в ц. вмч. Георгия - фрески кон. XV и XVIII вв. Иногда рядом строили храмы разных архитектурных типов: напр., двойная ц. мц. Кириакии в местности Гония, более древний сев. придел которой относится к типу «купольного зала» (XIII в., фрески XIII и XVIII вв.). Наиболее интересен комплекс из 4 храмов в Пурко, включающий 2 купольных зала (юж. и сев.-зап. приделы) и 2 однонефные сводчатые церкви (сев. и сев.-вост. приделы). Южный, древнейший (нач. XIII в.) и самый большой из храмов был посвящен вмч. Димитрию Солунскому и дал название всему комплексу. Сев.-вост. придел, видимо, посвящен Пресв. Богородице (XIII в.), северный - свт. Николаю Чудотворцу (кон. XIII в.), северо-западный (кон. XIII в., но позже северного) - арх. Михаилу или свт. Василию Великому. В ц. вмч. Димитрия 4 слоя живописи: XIII в. (вскоре после 1207), кон. XIII в. (видимо, принадлежит архидиак. Димитрию из Монемвасии), нач. XIV в. и 1707. В ц. Пресв. Богородицы также прослеживаются слои XIII и кон. XIII в. (вероятно, фрески 1-го слоя выполнены тем же мастером, что и изображения 1-го слоя в ц. вмч. Димитрия). Церковь свт. Николая Чудотворца (кон. XIII в.) расписал архидиак. Димитрий из Монемвасии в 1287 или 1302 г. Фрески сев.-зап. придела (кон. XIII в.) аналогичны работам этого мастера. Фресками украшались и пещерные храмы, напр. ц. мц. Софии близ Милопотамоса (росписи посл. четв. XIII в.; худож. Феодор). В поствизант. период на Китире преобладали небольшие однонефные сводчатые храмы: напр., церкви Пантократора (1545, с фресками XVI и XVIII вв.) и Пресв. Богородицы Орфани (XVI в., с фресками XVI и XVII вв.) в крепости Китиры (Хоры). Кифирские епископы Феоктист (? - 1110), Нил (? - 1122), Дионисий Стронгилос (ок. 1569 или 1572-1584), Максим Маргуний (1584-1602), Дионисий (Катилианос) (ок. 1609-1630), Афанасий (Валерианос) (1630-1636, впосл. митрополит Филадельфийский), Софроний (Пангалос) (1637-1648 или 1673/74), Макарий (Вениерис или Дармарас) (1656 или 1674 - ?), Филофей (Дармарос или Васмулис) (? - 1697), Нектарий (Вениерис) (1697 или 1699 - 1728 или 1729), Неофит (Левунис) (1729 или 1731 - 1751 или 1757), Никифор (Морморис или Марморис) (1758-1770), Григорий (Касиматис) (1771-1776), Неофит (Калуцис) (1776-1781), Анфим (Левунис) (1782 или 1792-1816), кафедра вакантна (1816-1824).

http://pravenc.ru/text/1841167.html

Помимо Монемвасии влияние на живопись Китиры оказали и художественные традиции Крита. Кроме того, прослеживаются некоторые параллели с росписями храмов п-ова Мани. Архитектурные типы церквей на Китире не отличаются большим разнообразием (нет храмов типа «свободного креста» и с поперечным высоким нефом). К местным особенностям относится тип «купольного зала» с сомкнутым сводом, покрывающим все храмовое пространство и опирающимся на тромпы упрощенной формы: церкви прп. Никона в Загланикьянике (2-апсидная, построена до 1205, фрески XIII, кон. XIII и XVI в.), вмч. Димитрия Солунского в местности Камбаньяника (сер. XIII в., фрески сер. XIII, 2-й пол. XIII, XIV, XV и XVII в.) и др. Помимо ц. ап. Андрея в Ливади сохранилось еще неск. крестово-купольных храмов: 3-апсидная двухстолпная ц. ап. Петра близ с. Ареи (построена после 961, но не позднее 1205, фрески сер. XIII в. и отдельные изображения кон. XIII, XIV, XVI в. и 1795), ц. вмц. Варвары близ Палеохоры (без фресок), собор монастыря прп. Феодора Кифирского близ с. Логотетьяника (без фресок). Преобладают однонефные храмы с полуциркульным сводом: вмч. Георгия Победоносца в с. Дурьяника (1275); сщмч. Поликарпа Смирнского в местности Финикьес близ с. Логотетьяника, прп. Феодора Кифирского близ с. Ареи, свт. Николая Чудотворца в местности Молингатес близ с. Скуландрианика (все - XIII в., с фресками того же периода); Панагия Кира в местности Пенде-Пигадия (XIII в., с фресками XIII, кон. XIII и XIV в.); вмц. Варвары близ с. Киприотьяника (XIII в., с фресками кон. XIII в. и 1789); Преображения Господня близ с. Митата (кон. XIII в., с фресками того же времени); свт. Мирона в окрестностях Каламоса (XIV в., с фресками XIV и XVIII вв.); св. Иоанна Предтечи в местности Куси близ с. Митата (кон. XIV в., с фресками кон. XIV - нач. XV и XVIII в.); вмч. Георгия Победоносца на горе Палеокастро (XIV-XV вв., с фресками этого периода); вмч. Димитрия Солунского в Меса-Бурго (ок. 1400, с фресками того же времени); арх. Михаила в Палеохоре (1-й пол. XV в., с фресками того же времени); Св. Троицы в Меса-Бурго (1-я пол. XV в., с фресками того же времени и 1610); свт. Николая Чудотворца в местности Гония (XV в., с фресками того же времени); вмч. Георгия Победоносца Калудзиса в Меса-Бурго (XV в., с фресками XV, XVI и кон. XVIII в.); Преображения Господня на кладбище с. Митата (посл. четв. XV в., с фресками того же времени); Преображения Господня в крепости Като-Хоры близ Милопотамоса (кон. XV в., с фресками того же времени); вмч. Димитрия Солунского в Като-Хоре близ Милопотамоса (время постройки неизв., фрески кон. XV, XVI и XVIII в.); св. Иоанна Предтечи в крепости Като-Хоры близ Милопотамоса (1518, с фресками того же времени).

http://pravenc.ru/text/1841167.html

Свт. Николай Чудотворец. Роспись ц. ап. Петра в с. Ареи. Сер. XIII в. Свт. Николай Чудотворец. Роспись ц. ап. Петра в с. Ареи. Сер. XIII в. Часто встречаются пристроенные друг к другу однонефные сводчатые храмы: напр., свт. Иоанна Златоуста и ап. Филиппа в Меса-Бурго (XIV-XV вв. и кон. XV - нач. XVI в., с фресками того же времени). Иногда двойные церкви имеют общий нартекс: 2-апсидные храмы сщмч. Власия и Пресв. Богородицы близ с. Фрилингианика (1-й пол. и 2-й пол. XIII в., оба с росписями посл. десятилетий XIII в.). Некоторые двойные храмы соединены арочными проемами: свт. Николая Чудотворца в Капсали (юж. придел построен не позднее кон. XIII в., росписи того же периода), свт. Николая Чудотворца в Витуласе (в юж. приделе 3 слоя живописи, датировка к-рых остается спорной: XIII (?), кон. XIII - нач. XIV (не позднее 1327) и XIV (?) в., а также изображения нач. XIX в.; сев. придел расписан в 1827), св. Иоанна Предтечи в местности Санидия близ Потамоса (сев. храм более древний, с фресками XV в., 1-й пол. XVII в. и 1659). Др. храмы не сообщаются один с другим: церкви мц. Кириакии в местности Санидия близ Потамоса (от северного, более древнего придела сохранилась апсидная часть с фресками XIII в., юж. придел (кон. XIII в.) украшен фресками кон. XIII и XVIII в.) и вмч. Димитрия Солунского в Палеохоре (XIV в.). К двойной церкви прп. Антония Великого в Палеохоре (XV в.) с зап. стороны примыкает апсида более древней разрушенной церкви и некая постройка. В большем сев. нефе сохранились сильно поврежденные фрески высокого качества палеологовского стиля (кон. XV в.). Существовали и комплексы из 3 церквей. Напр., к ц. св. бессребреников Космы и Дамиана близ с. Фрилингианика (с фресками XIII в. в апсидной части) с северной стороны был пристроен храм, в котором сохранились изображения неск. святых (сер. XIII в.), а к нему с севера примыкала еще одна церковь (снесена в 1940). В с. Перленгианика к однонефной сводчатой ц. ап. Андрея Первозванного (XIII в.) был пристроен просторный нартекс, к нему присоединили башню, а к ней - другую однонефную сводчатую ц.

http://pravenc.ru/text/1841167.html

В некоторых случаях подлинники дают разъяснения иконографических подробностей, не особенно ясных без их пособия. У нас под руками были следующие списки подлинников: из библиотеки рукописей С.-Петербургской Духовной Академии 1523, XVI в. 194 , 1524, XVII в., А IV / 4 XVII в., 116 (из книг юрьевского архимандрита Фотия) 195 , императорской публичной библиотеки О. XIII, 11, XVII в., О. XIII, 8, XVIII в., О. XIII, 9, XVIII в., О. XIII, 10, XVIII в.; там же из собрания И.П. Сахарова О. XIII, 1, XVIII в., О. XIII, 2, XVII в., О. XIII, 3, XVIII в., О. XIII, 4, XVIII в., О. XIII, 5, 1675 г., О. XIII, 6, 1694 г., Q. XIII, 9; из собрания М.П. Погодина 321, XVII в., 1927, XVIII в., 1928, 1929 и 1930, XVII в., 1931, XVIII в.; из собрания епископа Порфирия F. XIII, 19; императорского общества любителей древней письменности CVII, XVIII в., LXXXIX, LXXXVII, CXXXV, CXLII; иконописный подлинник сводной редакции XVIII в., изданной под редакцией Ю.Д. Филимонова, и некоторые другие 196 . Присоединим еще лицевые подлинники – строгановский XVII в. 197 календарный и потому доставляющий лишь немногие данные для иконографии Евангелия и сийский (из Антониева Сийского монастыря 198 ), принадлежащий музею Общества любителей древней письменности 1407 – LXXXVIII), чрезвычайно важный во многих отношениях, но неизданный и необследованный: это обширный сборник, бывший в употреблении иконописцев во второй половине XVII в., как это видно из находящихся здесь изображений государя Алексея Михайловича, Патр. Никона, амстердамской гравюры четырех времен года и рисунков Симона Ушакова. В этом подлиннике мы имеем свод иконописных образцов – правда, неполный, однако достаточный для того, чтобы видеть, какие произведения иконописи особенно высоко ценились специалистами во второй половине XVII в., – свод, представленный в хороших переводах. Почти на каждом листе обозначено шрифтом XVII в. имя художника, с рисунка которого взят перевод, или имя владельца перевода до поступления последнего в состав сборника. Во главе образцовых иконописцев стоит ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Бросив иудейство, святой апостол Павел не вдруг, однако ж, стал указывать на несостоятельность его в сравнении с христианством, хотя красноречивее всего и говорил уже об этом своим собственным обращением. Вместо того он оказывал иудеям заметное снисхождение, особенно в первое время своей апостольской деятельности. Те гнали его из города в город, а он, невзирая ни на какие преследования, снова шел к ним со своею проповедью. Те считали его нарушителем закона (Деян. XVIII, 13; XXI, 21), а он часто не выказывал и одного слова против веры своих отцов, по собственному усмотрению обрезал спутника своего Тимофея и даже над самим собою допустил обряд очищения, по обычаю иудейскому. В Иерусалиме, перед лицом проконсула Феликса, в присутствии множества иудеев он признавался, что его учение во всем согласно с законом и пророками, что перед синедрионом он не виноват ни в чем, как разве только в том, что произнес слово о воскресении мертвых, за которое теперь и судится (Деян. XXIV, 12-21). К большому удивлению, по-видимому, он разделял партикуляристические мнения иудеев о преимуществе их перед всеми другими народами. Это выразил он, например, в своей проповеди к иудеям в Антиохии Писидийской, когда прямо сказал им вам слово спасения сего послася (Деян. XIII, 26). В послании своем к Римлянам он так восхваляет иудеев: быть иудеем — великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие. Если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию (Римл. III, 1-3)? Израильтянам принадлежит усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки, аминь (Римл. IX, 4-5). Еще больше апостол превозносит иудеев в следующих выражениях: если начаток свят, то и целое, и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина (язычники), привилась на место их и стала общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя (Римл. XI, 16-18). Словом, в таком отзыве апостола Павла об иудеях слышатся слова пророка Иеремии: Свят Израиль Господеви, начаток плодов его: вси поядающии его согрешат: злая приидет на них (Иерем. II, 3), — слова чисто ветхозаветного теократического характера.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Гелатская школа продолжила начатую прп. Ефремом Мцире систематизацию груз. богословско-философской терминологии. Разработанный в рамках школы метаязык высокого философского стиля с совершенной лексикой и мифическими аналогиями используется как терминологический в области богословия, философии и др. наук (напр., математики) и в наст. время. В школе получила развитие заимствованная в Византии просодическая система, риторико-грамматические взгляды и др. Влияние гелатской школы, а также языка и терминологии Иоанна Петрици прослеживается в сочинениях груз. летописцев XII-XIII вв. (историк Давида Строителя, автора «Восхваления венценосцев»), одописцев (Иоанн Шавтели, Чахрухадзе), гимнографов (католикос Арсений (Булмаисимисдзе), Николоз (Гулаберисдзе)), поэтов (Шота Руставели). Лит. наследие школы было изучено и скопировано представителями школы католикоса-патриарха Антония I (Багратиони) (XVIII в.), попытавшегося восстановить традиции груз. эллинофильских школ. Наследие гелатской школы составляют рукописи XI-XIII вв. Это переводы с греч. языка догматико-экзегетических сочинений прп. Максима Исповедника (Кут. 14, XII в.), Толкований на Евангелие от Иоанна свт. Феофилакта Болгарского (Кекел. А 52, XII-XIII вв.), метафрастических чтений Иоанна Ксифилина (Кекел. A 90, XIII в.; Кут. 3, 4, XVI в.), Библии (с катенами, т. н. Гелатская редакция Библии - Кекел. A 1108, XII в.; Q 1152, XII-XIII вв.), Толкований на Екклесиаст Псевдо-Митрофана Смирнского (Григория Акрагантского) и Олимпиодора (Кекел. A 61, XIII в.), комментариев Аммония, сына Гермия (V-VI вв.), «Категорий» Аристотеля и «Введений в аристотелевские Категории» Порфирия (III в.) (Кекел. S 2562, XIII-XIV вв.), «Иудейских древностей» Иосифа Флавия (Кекел. A 675, XIII в.), фрагментов комментариев Никиты Гераклийского гомилии свт. Григория Богослова (Кекел. H 1337, XIII в.), Петр Гелатели Лествицы прп. Иоанна Лествичника (Кекел. A 39, XIII в.), Иоанна Чимчимели Толкований на Евангелия от Марка и от Луки свт. Феофилакта Болгарского (Кекел. A 52, XII-XIII вв.), и др.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Б. Н. Флоря Сохранилось не много памятников церковной письменности, связанных непосредственно с Г. е. Одним из них является Галицкое Евангелие (1144 и кон. XIII-XIV в.) - наиболее ранний из сохранившихся древнерус. списков Евангелия тетр (СКСРК, XI-XIII вв. 53. С. 94-95), в кон. XVI в. хранившийся в галицком Успенском соборе. Вероятно, также галицким по происхождению является Евангелие апракос, написанное при князьях Льве и Юрии в 1268, 1279, 1290 или 1301 г. (РНБ. F. n. I 64; СКСРК, XI-XIII вв. 179). Число древнерус. рукописей XII-XIII вв. с галицко-волынскими орфографическими особенностями достаточно велико. Таковы, к примеру, Евангелие апракос кон. XII (?) - нач. XIII в. с миниатюрами, представляющими высокий образец комниновского стиля (ГТГ. К-5348; СКСРК, XI-XIII вв. 147), «Выголексинский сборник» кон. XII в. (РГБ. Муз. 1832), Ганкенштейна кодекс (Венский Октоих) нач. XIII в. с дополнениями кон. XIII - нач. XIV в. (Вена, Австрийская нац. б-ка. Слав. 37), Путненское Евангелие апракос кон. XIII - нач. XIV в. (Румыния, мон-рь Путна. 506/II), Беседы папы св. Григория Двоеслова на Евангелие XIII в. (РНБ. Погод. 70), Скалигеров Патерик 2-й пол. XIII в. (Лейден, Б-ка ун-та. Skal. 74) и ряд др. Однако все они лишены сведений о месте создания (и даже продолжительного бытования) и в равной мере могут быть связаны происхождением с Перемышльской, Холмской и даже с Владимиро-Волынской и Луцкой епархиями. О книгописании в Г. е. в XIV-XV вв. сохранилось не много сведений. 21 мая 1321 г. в Коломые писец Феодор (возможно, болгарин) закончил переписывать Евангелие, в выходной записи к-рого (сохранилась в копии 3-й четв. XV в.- БАН. 13. 3. 36. Л. 128; см.: Соболевский А. И. Русское известие о последних галицких Рюриковичах//Сб. ст. в честь М. К. Любавского. Пг., 1917) находится последнее прижизненное упоминание князей Андрея и Льва Юрьевичей. В 1421-1422 г. в Онуфриевском мон-ре на Сергиевой горе (совр. Рожнятовский р-н Ивано-Франковской обл. Украины) «замышлением пресвитера Илии» было написано пергаменное Евангелие апракос краткий (Тула. Обл. краевед. музей, 304 - Запаско Я. П. Пам " ятки книжкового мистецтва: Укр. рукоп. кн. Льbib, 1995. С. 292-293; 61). В 1477 г. дьяк Триф(он) Волошин (возможно, одно лицо с соименным молдав. книгописцем, последователем Гавриила Урика ) написал во Львове Евангелие апракос для логофета Молдавии жупана Михаила и его братьев (Львов. НБ НАНУ. АСП. 21- Запаско. С. 296, 297, 299; 64).

http://pravenc.ru/text/161539.html

XIII в. Прп. Панкратий затворник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (9 февраля). XIII в. Прп. Евлогий старец, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (5 марта). XIII-XIV вв. Прп. Моисей чудотворец, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (28 июля). XIII-XIV вв. Прп. Мартирий диакон, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (25 октября). XIII-XIV вв. Прп. Мартирий затворник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (25 октября). XIII-XIV вв. Прп. Григорий затворник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (8 января). XIII-XIV вв. Прп. Макарий диакон, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (19 января). XIII-XIV вв. Прп. Захария постник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (24 марта). XIII-XIV вв. Прп. Силуан схимник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (10 июня). XIII-XIV вв. Прп. Агафон чудотворец, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (20 февраля). XIII-XIV вв. Прп. Лонгин вратарь, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (16 октября). XIV век † 1303, 4 марта Св. блгв. кн. московский Даниил (30 августа). † 1303, 8 июля Св. блж. Прокопий, Христа ради юродивый. Устюжский. † 1305, 6 декабря Свт. Максим, митр. Киевский и всея Руси, Владимирский (13 августа). † 1310, 23 декабря Свт. Феоктист, архиеп. Новгородский (23 января). Нач. XIV в. Прп. София (кнж. Тверская). Св. блгв. кнг. тверская Ксения (в иночестве Мария) (24 января; в неделю 1-ю после 29 июня – Собор Тверских святых). † 1316 (1317), 6 ноября Св. блгв. кнг. псковская Мария (в иночестве Марфа). † 1318, 22 ноября Св. блгв. вел. кн. тверской Михаил, мученик. † после 1320 г. Прп. Макарий пустынник. Новгородский (19 января; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † до 1321 г. Св. блгв. кн. ярославский Константин (19 сентября; 5 марта). Св. блгв. кн. ярославский Давид (19 сентября; 5 марта). Сб. блгв. кн. новгородский Афанасий (18 января). † 1132, 23 апреля Св. мч. Феодор философ. Камский. † 1325, 15 сентября Св. блгв. вел. кн. тверской Димитрий Грозные Очи, мученик (в неделю 1-ю после 29 июня – Собор Тверских святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

За время понтификата К. провел единственную процедуру канонизации, приуроченную к 10-летию его избрания на Папский престол: 16 авг. 1767 г. были канонизированы Жанна Франсуаза де Шанталь, основательница ордена визитанток, Хосе де Каласанс, Джузеппе да Копертино, Ян из Кент (Иоанн Кантий), Джероламо Эмилиани и Серафино да Монтегранаро. 20 сент. 1761 г. К. беатифицировал одного из своих предшественников на епископской кафедре Падуи - Грегорио Барбариго, 19 мая 1766 г.- монаха ордена тринитариев Симона де Рохаса, 29 апр. 1768 г.- капуцина Бернардо да Корлеоне. Папа способствовал развитию особого почитания в католич. Церкви Святейшего Сердца Иисусова, поощряя распространение этого культа рим. братством св. Теодора и иезуитами; в янв. 1765 г. по просьбе польск. кор. Станислава Лещинского установил особый праздник в честь Святейшего Сердца Иисусова в Польше (11 мая). Погребен в базилике св. Петра. Ист.: Decisiones S. Rotae Romanae coram R.P.D. Carolo Rezzonico, nunc sanctissimo domino nostro Clemente XIII. R., 1759-1762. 3 vol.; Bullarii Romani Continuatio/Ed. A. Barbèri et al. R., 1835-1838. Vol. 1-3. Лит.: Ravignan G. F. X., de. Clément XIII et Clément XIV. P., 18562; Holzwarth F. J. Die Verschwörung der katholischen Höfe gegen Clemens den XIII. Mainz, 1872; Grimani G. P. Sull " elezione del cardinale Carlo Rezzonico, vescovo di Padova e sommo pontefice col nome di Clemente XIII (1758): Brevi cenni con documenti e annotazioni. Padova, 1875; Moschetti A. Venezia e la elezione di Clemente XIII. Venezia, 1890; Sforza G. Papa Rezzonico studiato ne " dispacci inediti d " un diplomatico lucchese//Memorie dell " Accademia delle Scienze di Torino. Ser. 2. 1916. T. 65. N 6. P. 29-54; Dudon P. De la suppression de la Compagnie de Jésus (1758-1773)//Revue des questions historiques. P., 1938. T. 132. N 3/4. P. 75-107; Mols R. Clément XIII//DHGE. T. 12. Col. 1381-1410; Fonzi F. Le relazioni tra Genova e Roma al tempo di Clemente XIII//Annuario dell " Istituto storico italiano per l " età moderna e contemporanea. R., 1957. T. 8. P. 81-272; Bellinati C. Attività pastorale del card. Carlo Rezzonico vescovo di Padova poi Clemente XIII (1743-1758). Padova, 1969; Baum W. Luigi Maria Torrigiani (1697-1777): Kardinalstaatssekretär Papst Klemens " XIII//ZKTh. 1972. Bd. 94. H. 1. S. 46-78; Betto B. Papa Rezzonico attraverso le lettere inedite del confessore apostolico//Riv. di Storia della Chiesa in Italia. R., 1974. T. 28. N 2. P. 388-464; Kley D., van. The Jansenists and the Expulsion of the Jesuits from France (1757-1765). New Haven; L., 1975; Burgu é s J. P. La denegación del «Regium exequatur» a la Constitución «Sacrosancti apostolatus» de Clemente XIII (1762)//Archivum Scholarum Piarum. R., 1986. T. 19/20. P. 203-214.

http://pravenc.ru/text/1841405.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010