Ап. Варнава замечает, что «крест буквою Т долженствовал указывать на благодать» (Посл. ап. Варн. гл. 9), без сомнения-искупления, страданий Христовых. Св. Климент рим.– «Драгоценна пред Богом кровь Его (И. Хр.), которая была пролита для нашего спасения, и всему миру принесла благодать покаяния» (1 Кор. гл. 7). Игнатии Бог . – «Верую благодати И. Христа, что Он разрешит вас от всяких уз» (Филад. гл. 8). «Не почтившие их да будут прощены благодатью И. Христа» (ibid. с. 11). «Благодать воздаст ему за все», – т. е. Христос, по апостолу, праведный Судия (Смирн. 12) 54 . В силу всего этого у мужей апостольских в их посланиях встречаются и заключения подобные апостольским, как например у св. Климента: «Благодать Господа нашего И. Христа да будет с вами» (1 Кор. гл. 59). И у св. Игнатия послания обыкновенно заканчиваются пожеланием, чтобы верующие укреплялись в И. Христе. «Укрепляйтеся (ωσϑε) в единомыслии Божьем, имея неразделенный дух, который есть И. Христос» (Магнез. гл. 15), «до конца в терпении И. Христа» (Римл. гл. 10), «в И. Христе, общем нашем уповании» (Филад. гл. 11), «в Господе» (К Полик. гл. 8) 55 . Тоже и у св. Поликарпа: «будьте невредимы в Господе И. Христе. Благодать со всеми вами» (Полик. к Филип. гл. 14) 56 . Подобно апостолам, мужи апостольские не употребляют выражения «благодать Св. Духа», а когда говорят о Св. Духе в сочетании с понятием благодать, то пользуются апостольским выражением – «Дух благодати». Так св. Климент пишет: «не один ли Дух благодати излит на нас и не одно ли призвание во Христе?» (1 Кор. гл. 46). Не мало говорят об излиянии Св. Духа, полном «излиянии Его на всех» верующих (Клим. Рим. 1 Кор. гл. 2), о «полноте Св. Духа (πληροφορας Πνεματος γου), с которою апостолы вышли благовествовать царство Божье» (там же гл. 42), об «облечении благодатью» их преемников 57 , о великом участии Св. Духа в строении церкви (башни) при принятии в нее верующих чрез крещение и миропомазание и при возвращении их к истинной жизни Христовой чрез покаяние, что в «Пастыре» Ермы выражено в подобиях 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Видите, св. Иоанн Предтеча уже до рождения своего был освящен Богом, был предопределен быть великим и славным. И не только с ним одним было так, так было и со многими преподобными: со святителями Амвросием Медиоланским, Ефремом Сирином, Сергием Радонежским и многими другими святыми. Уже вскоре по рождении их или даже еще до рождения Господь открывал матери, что велико и свято будет то дитя, которое носила она во чреве своем. А другие несчастные, которых так много, как рождаются? Рождаются как бы предназначенными на погибель, рождаются от родителей, полных греха и нечистоты, рождаются от прелюбодеев и блудниц, от воров и разбойников, от пьяниц, живут и возрастают в самых неблагоприятных для спасения условиях. Все их окружающее как будто преднамеренно направляет их на путь погибели. Вот и спрашиваем себя, что это значит, почему это Господь как будто одних заранее предназначает ко спасению, а другие заранее как будто осуждены на погибель. Тяжел этот вопрос, ибо слышали мы не раз, что Господь Иисус Христос заповедал апостолам Своим проповедовать Евангелие всей твари, чтобы все спаслись; заповедал проповедовать во всех языках, всем народам, всем, всем живущим, начиная от Иерусалима. Читаем в послании к Тимофею: «Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Тим. 1, 8–9). Когда слышим мы слова эти, у некоторых из нас закрадывается тяжелая мысль, будто Господь кого-либо предопределяет к погибели. Нет, нет! Всем хочет спастися и в разум истины приити. Читаем мы в послании Римлянам: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению все содействует ко благу. ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Римл. 8, 28–29). Огромно значение этих слов апостола Павла. Пред-определено быть подобными образу Сына Его тем, кого Он предуставил: тем, о которых по Божественному предведению Своему знал заранее, что пойдут они по пути, заповеданному Христом, будут достойны Царствия Божия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Вот почему Святые Отцы Церкви, излагая, на основании Богооткровенных свидетельств, догматическое учение об искуплении, одновременно говорили и о правде, в смысле нашей благодатной праведности или святости, и об оправдании, как нашей оправданности от первородного греха и всех наших личных грехов. Все это и было нами показано, когда мы приводили толкование Еп. Феофаном апостольских изречений о правде. Но вернемся к рассмотрению слов М. Антония, где он говорит о четырех текстах из послания Ап. Павла к Римлянам: Рим.4:25, 5:16, 18 и Рим.8:4 . Эти тексты указываются им в противовес текстам в количестве 61 из посланий Ап. Павла, где упоминается слово «правда», по мнению М. Антония, будто только в этическом смысле. Ясно, что четыре означенных текста, как противопоставляемые шестьдесят одному тексту, являются в глазах М. Антония с юридическим значением. О таком противопоставлении понятия оправдания – правде свидетельствуют и дальнейшие слова М. Антония, где он говорит, что славянский перевод «ни разу не передает греческого слова δικαιοσνη как оправдание, а всегда – как правда (праведность)» 55 . Но различая так эти понятия, М. Антоний впадает в противоречие к тем своим словам, в которых он заявляет, что эти понятия равнозначащие 56 . Есть и еще несообразность, которую допускает здесь М. Антоний. Как видели мы, он говорит, что «словом... оправдание славянские переводчики переводили греческое διχαωμα, διχαωαις – понятие, противоположное осуждению, обвинению и приводимое апостолом именно в таком контрасте с этими понятиями (т.е. осуждением) – Рим.4:25; 5:16, 18 и 8:4» 57 . Само собою разумеется, что противоположным понятием осуждению и обвинению является оправдание. Но М. Антоний в этих строках своей статьи уже избегает произносить слово оправдание, хотя только что перед этим, противопоставляя понятию «правда» понятие «оправдание», не отрекался от этого слова и от его юридического значения. В дальнейших словах М. Антоний не скрывает своего желания уничтожить настоящее значение слова «оправдание» и даже самое это слово в отношении указанных им 4-х текстов из послания Ап. Павла к Римл. Он делает такое заявление: «сверх того, и славянские переводчики неправильно переводят чрез оправдание то же греческое слово... δικαωμα, когда оно имеет значение «закона, устава» ( Рим.1:32, 2:26 ; Евр.9:1, 10 ; также Лк.1:6 ; Откр.15:4 )» 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Им и благословились народы и крестились во имя Его. Итак, Господь наш Иисус Христос воплотился от Святаго Духа и вошел в утробу Девы Марии, чтобы спасти прельщенный род человеческий. И Слово плоть бысть, и вселися в ны ( Ин. 1:14 ). Разумей же об этом плоде так, что леторасль эта родила истинного Бога и истинного человека: ибо Он, имея два естества, Божество одел человечеством. Ибо поэтому для многих непонятен был путь Его, когда Иисус Христос Бог наш произошел из племени Иакова, родился от Пречистой Девы в Вифлееме Иудейском, во дни Ирода Царя. Ибо Он, – сказано, – хочет совокупить горняя с дольными ( Еф. 2:17 ). 1 Рукопись преподобного Иова, л. 4–7. Беседа составлена по подражанию ниже помещаемым словам Златоустаго о предании Господни и о пасхе и о причащении, и Григория Цамвлака – во святый и великий четверток, а также беседы Златоустаго на неделю Ваий. 2 Рукоп. преп. Иова, л. 99 на обор. Поучение составлено на основании одного отрывка из 2-й беседы Златоустаго на слова «целуйте Прискиллу и Акилу» ( Римл. 16, 3 ), и проч. и двух отрывков из творений Св. Василия Великаго , именно: 6-й главы «подвижнических уставов подвизающимся в общежитии и отшельничестве», и «слова подвижническаго и увещательнаго об отречении от мира и о духовном совергиенстве». Эти последние два отрывка помещаются и в печатном прологе под 27 Ноября и 8 Марта. 4 Отселе почти буквально из Златоструя, из слова И. Златоустаго «О покаянии и о Каине и о Авели, и о Данииле, и о Ахаве цари и о Павле». 5 Этим оканчивается выписка из слова Златоустаго «О покаянии и о Каине и о Авели, о Данииле и о Ахаве цари и о Павле». 7 Рукоп. преп. Иова, л. 73 и 74. Написано по подражанию 6-й беседы 14. Златоустаго о Аазаре и о землетрясении, и проч., и оканчивается буквальною выпискою из этой беседы. 8 В рукописи преп. Иова л. 70 на об. и 75. Начало слова, до слов «Суета убо ест все, елико в житии человечестем» заимствовано почти буквально из Златоструя, из слова Златоустаго «О терпении и благопохвалении и да не тако зело плачемся о умерших»; осталънаго нет в Златоструе. 9 Рук. преп. Иова, л. 75. Начало сходно с подложной беседой Златоустаго «О вере» и, по всей вероятности, заимствовано из нея, с небольшими изменениями. Читать далее Источник: Преподобный Иов, игумена Почаевского : Житие, поучения, акафист. Изд. 3-е, испр. - Почаевская тип., 2001. - 72 с./Поучения Преподобного Иова Почаевского. 32-56 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Когда он привлек их на свою сторону, особенно Иакова, который за свое исполнение Моисеева Закона и свое служение в одном Иерусалиме у иудаистов пользовался особенным уважением, между тем как Петр со времени своего обращения с Корнилием у них подвергся подозрению; тогда вкравшиеся ложные братья, как он называет фарисейски мыслящих лжеучителей, лишились своего мнимого главного авторитета, а в то же время восстановилось и освятилось братское общение его христианских, составившихся из язычников, обществ с христианами из иудеев, следовательно восстановилось единство Церкви, о котором он так много заботился (Еф. 4 и 1 Кор. гл. 12-14). Его повествование о больших успехах своей проповеди между язычниками должно было по правилу: «от плодов их познаете их» произвести сильное впечатление на апостолов веропроповедников между иудеями. Да уже вследствие обращения Корнилия, приявшего Духа Святого помимо обрезания, они приходили к более свободному воззрению, и подготовлены были к примирению с Павловым учением. Павел со своей стороны нисколько не отвергал того, что Бог предопределил Петра на дело обращения иудеев и руководил его в том Своей благодатью, а и они со своей стороны признали, что Павел Самим Богом был избран на такое служение среди язычников (ст. 7. 8). Мало того, три столпа — апостолы, в доказательство признания полученных Павлом и Варнавою даров благодати, братски подали им руки и согласились с ними на то, чтоб без ущерба друг другу действовать заодно, каждому на указанном ему Господом месте, тем — между иудеями, а этим — между язычниками, с тем только условием, чтобы последние любвеобильно, посредством сборов милостыни между христианами из язычников, помнили о множестве бедных иерусалимских христиан и таким образом свидетельствовали о своем духовном общении и благодарности к Матери-Церкви (9, 10), о чем и Павел ревностно заботился (сн. Деян. 24, 17; 1 Кор, 16, 1 и д. 2 Кор. 8, 1 и д. Римл. 15, 15 и д.). Таким образом через эти совещания сохранились права обеих сторон. Павел вовсе не требовал от христиан из иудеев насильственного разрыва с их исторической почвой и с истинной свободой духа признал право их собственного особенного призвания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Конечно, судьбы Твои – бездна великая, т. е. определения божественной воли в управлении миром, составляющие выражения бесконечной благости и правды, уподобляются «необозримости» и недосягаемой глубине океана: как его широта необозрима и «глубина недостижима человеческому взору, так неисследимо разумение судов Твоих» (бл. Феодорит, св. Афанасий). «Я не знаю» поэтому «для чего Ты долго терпишь, имея столько истины и правды» (бл. Феодорит и св. Афанасий), почему попускаешь невинному терпеть гонения и господствовать в мире нечестию; но уверен, что все Ты творишь с благою целью спасения людей: потому что во всех судьбах Твоих, даже при грозных явлениях карающего правосудия, как во время всемерного потопа, всегда видимо попечение Твоего благого Промысла о хранении не только людей, но и животныхъ: человеков и скотов хранишь (букв. с евр. спасаешь) Ты, Господи! – Упование не посрамило псалмопевца: явлением милости, истины и правды Божественной Он был избавлен от гонителя и возвеличен на царском престоле (ср. и 17); но еще величественнее открылось соединенное действие милости, истины и правды Божией в спасении избранного народа и всего человечества от власти греха искуплением в Христе Иисусе ( Рим.3:22–24 и дал.). Благодать и истина Иисус Христом бысть ( Ин.1:17 ); в Своих искупительных страданиях Он явил и величайшую милость и любовь Божественную ( Ин.3:16 ; 1Ин.4:9–10 ; Римл. 5:8 ), и подтвердил непреложную истину обетований Божиих о спасении людей ( Деян.13:23, 32 ; Рим.15:8 ), и принес удовлетворение правосудию Божию за грехи человеческие ( Рим.3:25 ), так что, по выражению Филарета, митр. моск., «у креста Христова милость и истина сретостеся, и у гроба Его правда и мир облобызастася» ( Пс.84:11 ; – сочин. Фил., м. м., т. 1. – изд. 1873 г. стр. 124). Представляя себе это чудное сочетание противоположных свойств Божиих в совершении домостроительства спасения, ап. Павел восклицает в изумлении: о бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и не исследованы пути Его ( Рим.11:33 )! При этом апостол, по замечанию св.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Не знаю, с какою мыслию они восприняли крест, и какую имели твердость сердца. А я решилась всячески избегать креста; для меня тяжело слышать и речь о кресте.    АНГЕЛ. Неужели ты так мало заботишься о своем спасении, что хочешь отречься от пути к нему? Неужели крест для тебя так ужасен, что самое слово о нем заставляет тебя бежать? Но послушай, что сделал Апостол Андрей, когда его хотели распять, что он говорил, и как был приятен ему крест. Взирая издали на уготованное ему крестное древо, он не изменился в лице, как свойственно немощи человеческой, не поднялись у него от страха волосы, не сделался он безгласным, не содрогнулось тело его, и не смутился он духом. От избытка сердца говорили его уста, и от любви, которая возгоралась в сердце его, как искры из пламени, исходили слова: «О кресте давно вожделенный, — взывал он, -дерзновенно и радостно притекаю к тебе. Прими и ты с радостью меня, ученика Того, Который был распят на тебе; ибо я всегда тебя любил, и жаждал объять тебя».    ИЛАРИЯ. Но скажи мне, человек ли был, говоривший это, или Ангел, или иное какое-нибудь непостижимое существо?    АНГЕЛ. Человек во всем подобострастный вам. О сем свидетельствует самое страдание его, к которому он так радостно приближался.    ИЛАРИЯ. Откуда же в человеке это новое веселие и неслыханная радость? Откуда в немощной природе такое мужество?    АНГЕЛ. Не от самого себя. Сей «дар совершен свыше есть, ...от Отца светов» (Иак. 1:17), от Того, Кто Един творить великие чудеса. Поистине Дух Божий, укреплявший немощь его и разливавшийся в сердце его, соделал любовь его крепкою, «как смерть» (Песн. 8:6), паче же крепчайшею смерти. Дух Божий сладок паче меда, и сладости его не может пересилить никакая горечь смерти.    ИЛАРИЯ. Но я чужда этого Духа; и неудивительно, что крестный путь мне кажется скорбным и неприятным.    АНГЕЛ. Со всем усердием взыскуй сего Духа; «ибо ищущий обретает». И всячески должно украшаться этим Духом; «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Римл. 8:9).    ИЛАРИЯ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Не знаю, с какою мыслию они восприняли крест, и какую имели твердость сердца. А я решилась всячески избегать креста; для меня тяжело слышать и речь о кресте. АНГЕЛ. Неужели ты так мало заботишься о своем спасении, что хочешь отречься от пути к нему? Неужели крест для тебя так ужасен, что самое слово о нем заставляет тебя бежать? Но послушай, что сделал Апостол Андрей, когда его хотели распять, что он говорил, и как был приятен ему крест. Взирая издали на уготованное ему крестное древо, он не изменился в лице, как свойственно немощи человеческой, не поднялись у него от страха волосы, не сделался он безгласным, не содрогнулось тело его, и не смутился он духом. От избытка сердца говорили его уста, и от любви, которая возгоралась в сердце его, как искры из пламени, исходили слова: «О кресте давно вожделенный, — взывал он, -дерзновенно и радостно притекаю к тебе. Прими и ты с радостью меня, ученика Того, Который был распят на тебе; ибо я всегда тебя любил, и жаждал объять тебя». ИЛАРИЯ. Но скажи мне, человек ли был, говоривший это, или Ангел, или иное какое-нибудь непостижимое существо? АНГЕЛ. Человек во всем подобострастный вам. О сем свидетельствует самое страдание его, к которому он так радостно приближался. ИЛАРИЯ. Откуда же в человеке это новое веселие и неслыханная радость? Откуда в немощной природе такое мужество? АНГЕЛ. Не от самого себя. Сей «дар совершен свыше есть, ...от Отца светов» (Иак. 1:17), от Того, Кто Един творить великие чудеса. Поистине Дух Божий, укреплявший немощь его и разливавшийся в сердце его, соделал любовь его крепкою, «как смерть» (Песн. 8:6), паче же крепчайшею смерти. Дух Божий сладок паче меда, и сладости его не может пересилить никакая горечь смерти. ИЛАРИЯ. Но я чужда этого Духа; и неудивительно, что крестный путь мне кажется скорбным и неприятным. АНГЕЛ. Со всем усердием взыскуй сего Духа; «ибо ищущий обретает». И всячески должно украшаться этим Духом; «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Римл. 8:9). ИЛАРИЯ. Не понимаю, и не ищу сего Духа, который понуждает искать страданий, крестов и скорбей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Но всего чаще слово κριος употребляется как у LXX, так и в Н. 3., когда говорится вообще о Боге. В ветхозаветных книгах это слово представляет перевод нескольких имен Божиих, именно: Adonai ( Исх. 34:9 . Числ. 14:17 ), El (Иса. 40:18), Eloah ( Иов. 3:4 ), Elohim ( Быт. 21:2 ), Iah ( Пс. 76:12 ). В Новом Завете.· Марк. 12:29 . Κριος, Θες μν, κριος ες ς, Господь Бог наш, Господь един есть; Деян. 10:36 . οτος ςν πντων κριος – сей есть всем Господь. Высоту этого господства Божия показует апостол, когда называет Бога κριος το ορανο κα τς γς? – Господом неба и земли, κριος τν κυριευντων, – Господом господствующих, κριος Θες παντοκρτωρ, Господом Богом Вседержителем ( Мф. 11:25 . 1Тим. 6:15 . Апокал. 4:8). Преимущественно же употребляется слово κριος о Христе: 1Кор. 8:6 . нам един Бог Отец и един Господь Иисус Христос ·– ες Κριος Ιησος Χριστς; сн. Деян. 2:36 . 1Кор. 1:2 .– 2Кор. 1:3 . Гал. 6:18 . Еф. 1:3 . Выражение ν κυρω поставляется со словами: κοπιν, трудиться, Римл. 16:12 . σπζεσϑαι, 1Кор. 16:19 . Γαμηϑναι, 1Кор. 7:39 . Καυχσϑαι, 1Кор. 1:31 . χαρειν, Филип. 3:1 . Все эти выражения означают действия, совершаемые во славу Господа, ради Господа И. Христа с представлением и памятованием о Нем, – действия, совершаемые свято, благочестиво. В устах апостолов это слово, когда относилось ко Христу, означало тоже, что и Θες; так Фома воскликнул ( Иоан. 20:13 ): Господь мой и Бог мой. О слове κριος касательно его церковного употребления в приложении к третьему лицу Св. Троицы заметим во 1-х, что оно в 8-м члене символа веры имеет форму прилагательного имени: ες τò πνεμα то γιον, το κριον,– по древнему славянскому переводу: дух господственный; во 2-х, припомним, сколько было справок с греческими рукописями и книгами из-за этого слова во время спора с раскольниками при патриархе Никоне и после него, когда хотели доказать им, что они напрасно в символе веры читают, кроме Господа, слово: истиннаго. У поздних греков из κριος образовалось κρ, каковое слово они прилагают к имени лица, напр., κρ ’Αλξιος, κρ ’Ιωσφ и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Руководители «Живой церкви» должны определенно выяснить, удовлетворяют ли члены ее этим условиям. Если нет, то как бы она ни называлась, она не может быть «живой». Согласно вышеуказанному условию, «Живая церковь » должна иметь следующий строй: в целях сохранения жизнеспособности она должна строго соблюдать следующие установленные Господом правила: 1 . В ЦЕРКОВЬ ПРИНИМАЮТСЯ ЧЛЕНАМИ ТОЛЬКО ДУШИ ИСПОВЕДОВАВШИЕ ФАКТ СОЗНАТЕЛЬНОГО УВЕРОВАНИЯ ВО ХРИСТА, ПОКАЯНИЯ, ОБРАЩЕНИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ. 2 . Таким сознательно уверовавшим во Христа преподается крещение водное ( Деян. 2,41 ), чем исключается крещение детей, не могущих сознательно веровать. 3 . Такие сознательно уверовавшие затем пребывают в «преломлении хлеба» ( Деян. 2,42 ), т.е. совершают в простоте воспоминание смерти Христа путем установленной вечери ( 1Кор. 11, 23–33 ). 4 . Члены Церкви, впавшие в грех , должны, согласно повелению Спасителя, подвергаться увещеванию. В случае их исправления они остаются членами; в случае продолжения греха выбывают из церкви, благодаря чему сохраняется чистота и жизнеспособность церкви ( Мф. 18,15–16 ). 5 . При этом «Живой церкви» избранные работники (пресвитеры, учители и диаконы), являясь не начальниками и административными лицами, а служителями, имеют своей главной задачей не исполнение треб и таинств, а смиренное самоотверженное служение духовного воспитания членов ( 1Фес. 2,7 ). 6 . Каждый член знает твердо, что благодать Духа Святого принадлежит не пастырю только, а каждому верующему, что все – сыны Божий -водимы Духом Божиим ( Римл. 8,9 и 14) и что всякий верующий должен исполниться Духом постоянно ( Ефес. 6,18 ). 7 . Каждый верующий имеет непосредственное отношение к Богу. Для него – единый ходатай и посредник Господь Иисус Христос ( 1Тим. 2,5 ); он молится не установленными формулами, а живыми словами от живого сердца (Еф, 6,18; 1Кор. 14,15 ), он поклоняется Богу своему в духе и истине, без посредства вещественных предметов ( Ин. 4,24 ). 8 . Всякий член церкви питается чистым словесным молоком ( 1Петр. 2,2 ), т.е. чистым словом Божиим, без примеси человеческих преданий и т.п. ( Мк. 7,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010