1900 год «Время и вечность (актовая речь)». Бог. Вестник, кн. 10, стр. 244–273. Книга: «На современные темы. Сборник популярно-философских статей». М. Университетская типография. 1900 г. Стр. 142. (Первоначально в Московских Ведомостях). —452— «Религия и социология». Русский Вестник. «Смысл язычества. (Философский комментарий на 1 гл., ст. 18–32 посл. к Римл.)». Вера и Церковь , кн. 1, стр. 25–48. 1901 год «Из итогов века. Литературно-философская характеристика XIX столетия». Бог. Вестник, кн. 1, стр. 1–22. «О закономерности в истории естественных религий». Бог. Вестн., кн. 5, стр. 30–75. «Браманизм». Бог. Вестн. кн. 7 и 8, стр. 440–497, кн. 9, стр. 24–59, кн. 10, стр. 242–284, кн. 12, стр. 595–630. «Реальность внешнего мира». Вера и Разум, книги 1–7. «Буддийское учение о цепи причинности». Вера и Разум, кн. 7–8. «Одинокий мыслитель» (Вл. С. Соловьев ). Русское Обозрение, кн. I, стр. 107–117. «Буддийская нирвана». Русский Вестник. Книга: «Закон причинности и реальность внешнего мира». Харьков, 1901, стр. 312. 1902 год Докторская диссертация: «Проф. Алексей Введенский . Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий». Т. 1. М. 1902. Стр. XII+750. «Гоголь, как христианин и христианский нравоучитель». Душ. Чт., кн. 4-я и след. «Светлый праздник у нас и за границей». Душ. Чт. кн. 4-я. «Д.Ф. Касицын, как профессор и ученый». Душ. Чт. кн. 12-я, стр. 524–545. «Чего ждет общество от духовно-образованного юношества»? Вступительная лекция. Богосл. Вестн., кн. 9, стр. 169–183. 1903 год «Запросы времени». Бог. Вест., кн. 10, стр. 240–255. « Недоразумение по важному вопросу» (о монашестве). Душ. Чт., кн. 1. «Против очевидности и мимо запросов жизни» (к полемике о монашестве). Душ. Чт. кн. 5, стр. 119–139. Брошюра: «Религиозное обновление наших дней» (вып. 1-ый, М. 1903 г.), –первоначально в Моск. Вед. 1904 год «К вопросу о методологической реформе православной догматики». Богосл. Вестн., кн. 6, стр. 179–209. «Дальне-восточная война, в связи с вопросом о войне вообще». Богосл. Вестник, кн. 11, стр. 446–473 и кн. 12, стр. 665–682.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8–9 ст. По возвещению пророка, во время грозного суда Божия над евреями не все из них погибнут, так как Господь, по милосердию Своему, ради немногих праведников спасает многих нечестивых. Эту мысль пророк выражает следующими словами: так говорит Господь: как говорят в том случае, когда находят хотя одну ягоду: не губи его (т.е. дерево), потому что в нем есть еще благословение Божие («имже образом обретается ягода на грезне, и рекут: не губи его, яко благословение есть в нем») так поступлю (сотворю) и Я, хотя бы ради одного (истинно) служащего Мне, ради его (одного) не погублю всех остальных (8 ст.). Эта глубоко отрадная мысль засвидетельствована Самим Богом еще патриарху Аврааму ( Быm. XVIII, 36–32 ), повторена прор. Исаиею в начале своего пророческого служения ( Nc. I, 9; V-VI , гл.) и снова засвидетельствована Господом Иисусом Христом во время земной жизни ( Mamф. XXIV, 22 ). Кроме того, по мнению св. отцов Церкви, под единым истинно служащим человеком, ради которого грозный Суд Божий не будет сопровождаться окончательным истреблением всего еврейского народа, следует разуметь Святаго Потомка, Господа Иисуса Христа, Который имел произойти из среды евреев. Об этом пророк неоднократно уже предсказывал прежде ( Uc. VI 13; VII, 14–17), теперь он снова повторяет эту спасительную истину и, чтобы еще сильнее напечатлеть ее в сердцах своих слушателей, он подробно раскрывает ее в нижеследующих словах: И произведу Я от Иакова и от Иуды потомство ( " семя») и оно получит в наследие гору Мою, и эти избранники Мои и рабы Мои наследуют ее и будут там жить (9 ст.). В переносном смысле именем горы обозначается здесь Христианская Церковь , получившее свое начало на горе Сион (Сравн. Nc. LX гл., 14). Отсюда мысль настоящего пророчества Исаии можно передать в об тем так: евреи не погибнут за свое нечестие потому, что из среды их придет Мессии, Христос Который оснует на Сионе Свое благодатное царство и участниками этого царства будут также и некоторые из евреев ( Ис. Х, 22 ; Римл. Х, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

   45) И здесь Слово вещало через Соломона, обозначая не сущность Божества Своего и не вечное преискреннее рождение Свое от Отца, но опять Свое человечество и о нас домостроительство. Поэтому, как и прежде замечено, не сказало: Я — тварь или стало тварью, но только «созда». Твари, имея созданную сущность, принадлежат к числу созданных, и о них сказуется, что созидаются, и тварь, без сомнения, созидается. Одно же это речение «созда» не указывает еще непременно на сущность или рождение, но выражает, что о ком сказуется оно, с тем происходит нечто иное, и о чем сказуется, что оно созидается, то не есть уже непременно тварь по естеству и по сущности.    И это различие известно Божественному Писанию. О тварях говорит оно: «исполнися земля твари Твоея» (Псал. 103:24), и: «сама тварь... совоздыхает и сболезнует» (Римл. 8:22), и в Апокалипсисе сказано: «и умре третия часть созданий сущих в мори, имущих души» (Апок. 8:9), как и Павел говорит: «всякое создание Божие добро, и ничто же отметно, со благодарением приемлемо» (1 Тим. 4:4), и в книге Премудрости написано: «И премудростию Твоею устроивый человека, да владет сотворенными от Тебе тварми» (Прем. 9:2). А что Писание об этих в собственном смысле тварях говорит: они созидаются, это можно также слышать от Самого Господа, который говорит: «Сотворивый искони, мужеский пол и женский сотворил я есть» (Матф. 19:4), и Моисей пишет в песни: «вопросите дней первых, бывших прежде вас, от дне в оньже сотвори Бог человека на земли, и от края небесе» (Второз. 4:32). Павел же в послании к колоссянам говорит: «Иже есть образ Бога невидимаго, перворожден всея твари: яко Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася: и Той есть прежде всех» (Кол. 1:15—17).    46) Итак, что существа, по естеству имеющие тварную сущность, называются тварями и созидаются, для напоминания об этом достаточно приведенных мест из Писания, наполненного ими; а что одно употребленное речение «созда» не означает непременно сущности и происхождения, о сем воспевает Давид: «да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа» (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2578...

Весь контекст пророчества Ис.11:1–9 предвозвещает восстановление в мессианскую эру первозданной гармонии всего Божия творения, тех благодатных времён, которые были в раю до грехопадения, когда человек и окружающий его мир «не подверглись ещё суете» ( Рим.8:19–22 ). Ст.10. LXX и Сл. «И будет в день оный корень Иессеов, и возстаяй владети языки, на Того языцы уповати будут: и будет покой Его честь». РБ. «И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой Его будет слава». В «день оный» – в мессианское время. Ст.10а цитируется ап.Павлом в Послании к Римл.15:12 , как пророчество об обращении язычников ко Христу. Последние слова стиха: «И будет покой Его честь», некоторые отцы и учители Церкви (И.Златоуст, Василий В., Феодорит, Иероним) понимали и объясняли в смысле предсказания о том, что уверовавшие во Христа будут прославлять Его страдания и чествовать Его гроб. Возвещение пророчества 11:1–10 библиологи относят не позднее 701 г. – времени нашествия Сеннахирима на Иудею и Иерусалим. Изображая картину ожидания века Мессии, пророчество об Отрасли из корня Иессея (11:1–10) является продолжением и завершением пророчеств об Еммануиле 7-й и 9-й глав, вместе с которыми оно составляет трилогию Еммануила. Отдел Ис.11:1–10 составляет паремию в нáвечерие Рождества Христова, поскольку празднуемое событие является исполнением пророчества Исаии о рождении Мессии-Христа из рода Иессея-Давида. Ис.35 гл. О пустыне жаждущей Содержание главы: Бесплодная и сухая пустыня под действием появившихся в ней обильных источников вод расцветёт и покроется великолепной растительностью Ливана, Кармила и Сарона. Сам Бог придёт и спасёт её обитателей (1–4 ст.). Спасение Божие будет сопровождаться исцелением неизлечимых недугов: глаза слепых откроются, глухие станут слышать, немые – говорить, а хромые ходить (5–7 ст.). Для избавленных откроется широкая дорога, «святой путь» на Сион, где будет вечная радость и веселие, а печаль и воздыхание навсегда исчезнут (8–10 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Различие источников, однако, не оправдано известными рукописями: все дают в ее нынешнем состоянии 73 : Славянский Служебник: " ] 1. Боже великий и вышний=ср. Пс. 103 ,1а. 2 . Един имеяй бессмертие, во свете живый неприступнем= 1Тим. 6,16 ; ср. Пс. 103 ,2а, 3 . всю тварь премудростию создавый=ср. Пс. 103 ,24б, 4 . разделивый между светом и между тмою= Быт. 1,14–18 5 . и солнце положивый во область дне, луну же и звезды во область нощи – Быт. как указано выше; Пс. 135,7– 9 ; ср. Пс. 103,19–20 , 6 . сподобивый нас грешных и в настоящий нас предварити лице Твое 74 9 исповеданием= Пс. 94,2 7 . и вечернее Тебе славословие принести=ср. Пс. 140,2 ; 8 . Сам, Человеколюбие, 9 . исправи молитву нашу яко кадило пред Тобою=ср. Пс. 140,2 10 . и приими ю в воню благоухания=ср. Исх. 30, 7–8, 34–36 . 11 . Подаждь же нам настоящий вечер и приходящую ночь мирну, 12 . облецы ны во оружие света= Римл. 13,12 , 13 . избави ны от страха нощнаго и всякия вещи во тме преходящия= Пс. 90,5 –6а, 14 . и даждь сон, егоже во упокоение немощи нашей даровал еси, всякого мечтания диавола отчужденный. " ] 15. Ей, Владыко, благих подателю, 16 . да и на ложах наших умиляющеся= Пс. 4 ,5в, 17 . поминаем в нощи имя Твое 18 . и поучением Твоих заповедей просвещаемы= Пс. 118,143 , 19 . в радости душевней востанем ко славословию Твоея благости, 20 . моления и молитвы Твоему благоутробию приносяще=просительная ектения? 21 . о своих согрешениих и всех людий Твоих, 22 . яже, молитвами святыя Богородицы милостию посети. В. Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу восылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу... Удачный синтез вечерней молитвы: хвала Богу, создателю дня и ночи, основанная на Быт. 1 и Пс. 103 и 135 75 ; прошение принять молитву как фимиам и благовоние, связанное с Пс. 140 , преимущественно вечерним псалмом, и с Исходом 30; прошение о спокойном вечере и благословенной ночи. предусматривает скорее ночь духовной аскезы, чем ночь отдыха, как она описана в 14: не монастырское ли это добавление? 20–22 является молитвой того, кто молится за народ: это будет скорее священническая молитва .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В сей пятидесятный по воскресении Христове день празднуем сошествие во огненных языцех всесвятого, всесильного и единосущного Богу Отцу и Богу Сыну Бога Духа Святого. Днесь исполнися пророком предвозвещенное Божие обетование: «излию от духа Моего» (Иоиля гл. 2, ст. 28), и Христом Господом реченное: послю от Отца Духа истин», и паки: «Утешитель приидет» (от Иоанна зач. 52). Днесь апостолы приемлют дарования Духа Святого, и чрез них дарования сии изливаются на всяку плоть верующую: «Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов, и приимете дар Святаго Духа: вам бо есть обетование и чадом вашим, и всем дальним» (Деян. зач. 6). И паки: Петр и Иоанн, помолившеся о Самарянех, «да приимут Духа Святаго... возложиша руце на ня, и прияша Духа Святаго» (Деян. зач. 8). И коль велики сии дарования Духа Святого, ныне излиянные! Дух поставляет пастырей пасти нас: «внемайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый поставл епископы, пасти Церковь Господа Бога» (Деян. зач. 44). Дух Святой чрез посланных от Господа, т. е. законно поставленных пастырей, порождает нас Святым Крещением: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (от Матф. зач. 116). И: «аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие» (Иоан. зач. 8). Духом Святым извествуемся об уповании спасения, Духом Святым помазуемся, Духом святым обручаемся Богу: извествуяй нас с вами во Христа, и помазавый нас Бог: иже и запечатле нас, и даде обручение Духа в сердца наша (2 к Кор. зач. 170). Духом Святым получаем оставление грехов: «приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им» (Иоан. зач. 65). Дух Святой воспоминает нам заповеди Христовы, и наставляет нас к будущему блаженству: «Той воспомянет вам вся, яже рех вам» (Иоан. зач. 48): «Дух твой благий наставит мя на землю праву» ( Псал. 142 ). Дух Святой созидает сердца наши чисты, обновляет утробы наши, утверждает нас: «Духом владычним утверди мя» ( Псал. 50 ). Духом Святым живем, Духом ходим, Духом освобождаемся, Духом водимся, Духом всыновляемся, Духом животворимся, Духом Христовы есмы: «аще бо кто Духа Христова не имать, сей несть его. (Римл. ст.8, ст.9) Сии дарования от Духа Святого прияхом, иже в день пятидесятый сниде, и с нами верными по неложному Христову обетованию во веки пребудет: »Аз умолю Отца, – рече Господь, – и иного утешителя даст вам, да будет с вами во век, Дух истины« (Иоан. зач. 48). Того имуще с собою, имамы от него источник дарований неисчерпаемый.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Восполнил Иисус Христос и заповеди Моисея о любви к ближним, повелев любить и врагов, восполнил и словом и делом, пострадав на кресте за враждебных Богу грешников (Мф. 5, 43-44; Римл. 5, 10).Но враги святых икон говорят: отменена скиния (Евр. 9, 8-10) и храм еврейский разрушен, следовательно отменены и изображения херувимов, а следовательно не должно быть и изображений святых людей. Скиния, как храм Божий, не отменена, - это покажем ниже, когда будем говорить о храмах христианских; жертвы, приносившиеся в ней и служившие прообразом жертвы Христовой, отменены или, точнее, заменены жертвою Христовою, которая в христианской церкви будет приноситься до конца мира под видом бескровной жертвы. А херувимы и доселе служат престолом славы Божией на небесах; потому совершенно нет основания отменять изображения их [ 1 ]. Евангелисту Иоанну они уже в Новом Завете показаны посреди престола и вокруг престола Божия, как и пророку Иезекиилю (Апок. 4, 6-8; Иезек. 1). Кроме херувимов показаны еще Иоанну Богослову 24 старца с золотыми венцами на главах, сидящие вокруг престола Божия, искупленные Агнцем из людей (Апок; 4, 4; 8-10), и великое множество святых ангелов и людей, предстоящих престолу в небесном храме (7, 8; II. 15). Потому, между прочим, в христианских храмах изображаются не только херувимы, но и прочие ангелы и святые человеки по образу небесного храма. Сам Господь Иисус Христос, указывая на детей, сказал: смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо сказываю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего небесного (Мф. 18, 10). Ясно, что святых ангелов должно почитать особенным образом. Прославление истинных христиан перед святыми ангелами Он считает за великую честь для тех христиан; тем более должны быть чтимы св. ангелы Божии. Сказываю вам, говорил Господь иудеям: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и сын человеческий исповедает перед ангелами Божиими (Лук. 12, 8). Святые ангелы будут соучастниками Господа на страшном суде. Он Сам говорит: так будет при кончине века: изыдут ангелы и отделят злых от среды праведных и ввергнут их в пещь огненную (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

Сатана является причиной и многого из природного зла ( Иов.1:6-19 ; Мк.5:1-20 ; 2Кор.12:7 ). После распятия и Воскресения Иисуса Христа Сатана все еще обладает силой искушения в мире. Поэтому мы не должны легкомысленно относиться к Сатане, но всегда должны быть бдительны (1 Петра,5:8–9). Однако: Все библейские принципы интерпретации зла и страдания, вместе взятые, дают нам не только основу для теоретического самосогласованного подхода к решению проблемы зла и страдания, но, самое главное, они дают нам практическую помощь в том, как конструктивно жить и бороться со злом и страданием и достигать победы во Христе и через Христа. Многие христиане полагают, что окончательный ответ на проблему зла и страдания должен находиться не в раскрытой нам с помощью откровения и рационального мышления теологической теории, а в принятии искупительной жертвы Христа. И это в действительности не ответ на загадку, а победа в борьбе. При этом вообще дело не в ответе, а в том, что христиане доверяют Отвечающему. Христиане не имеют никаких гарантий против страданий, но они могут одержать победу над страданием и в страдании. Победа при этом состоит не в уходе от жизни, а в преобразовании их жизни Духом Святым через общение с Богом. В этом мире, где страдал и был распят Иисус Христос, неизбежны страдания и гонения в тех или иных формах и для христиан. Христиане борются с грехом во имя Христа, – мир борется с Христом во имя греха. Борьба с грехом в людях (с человеком За человека) не прощается не только со стороны духа тьмы, но и тех людей, которые «тьму возлюбили более, нежели свет». Но страдания за Христа – это не тяжкая доля, а радостное преимущество ( 1Петра 4:13-19 ; Фил.,1:29). Апостол Павел дал нам классические примеры практического христианского отношения к страданию в посл. к Филлипийцам, втором посл. к Коринф., посл. к Колосс.(гл.1), посл. к Римл. (гл.8). «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?…Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас…» (Римп.8:35–37). Наша радость не устраняет, конечно же, реальность страдания, но проистекает из нашей способности следовать нашему христианскому призванию через нашу боль и страдание. Только то страдание, которое во имя Христа и сродни Христовым страданиям, – причина для радости и благословения ( 1Петра 4:13-16 ). Отношение христиан ко злу внутри себя и в общении между собой

http://azbyka.ru/problema-zla-i-teodicei...

( 2Кор. 5:10 ). И к сему то страшному суду Господню слово Божье всегда обращает мысль нашу, когда хочет успокоить душу нашу, возмущаемую при виде порока, часто торжествующего здесь и не получающего должного возмездия, и – в тоже время – добродетели, угнетаемой и бедствующей, и остающейся без заслуженной награды. Там воздастся комуждо по делом, говорит Апостол; там придёт скорбь и теснота на вояку душу человека, творящего злое; слава же и честь и–мир всякому, делающему благое. ( Римл. 2:6, 8,9 .)Хотя же были и может быть ныне есть ругатели, ( 2Петр. 3:3 ), как называет Ап. Пётр, неверующие истине страшного суда Господня и глаголющии: где есть обетование пришествия Его? Отнеле же бо отцы успоша, вся тако пребывают от начала создания ( 2Петр. 3:4 ): но мы, братья, будем заграждать слух свой от сих лживых и нечестивых словес и крепко хранить страх суда Господня в сердце своём. Тщетно льстят себя грешники нераскаянные лукавою надеждой избежать суда Божья: Бог поругаем не бывает. ( Гал. 6:7 ). Небо и земля прейдут, а иота едина от словес Господа нашего Иисуса Христа не прейдёт без исполнения. Не прейдёт без сбытия и слово Его о страшном суде. А что доселе оно не исполнилось, вот объяснение на это Апостола: день един пред Господом, яко тысяща лет, и тысяща лет, яко день един. Не коснит Господь обетования, якоже неции коснение мнят: но долготерпит на нас, не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут. ( 2Петр. 3:8–9 ). Ещё не наполнилась житница небесная, ещё не исполнилось число запечатлённых, предопределённых в вечную жизнь: и вот Господь медлит страшным судом своим, давая ещё созревать пшенице между плевел, ещё совершаться святым и уготовляться в наследие царствия небесного, что после . страшного суда уже не возможно. Страшный суд! Страшный суд! И страшен он далее неизвестностью времени и нечаянностью своей. Открыв нам, что непременно будет страшный суд, Господь не благоволил открыть, когда будет. Несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во своей власти, ( Деян. 1:7 ), – отвечал Он некогда на вопрос о сем учеников своих, и многими притчами давая разуметь неизвестность сего страшного события, внушает нам всегдашнюю, ежечасную бдительность и осторожность.» Как было во дни Ноевы, говорить Он, – ели, пили, женились, выходили замуж, до того самого дня, когда Ной вошёл в ковчег, и пришёл потоп и погубил всех; как было во дни Лотовы: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили до дня того, когда Лот вышел из Содома, и ниспал огнь и жупел с неба, и погубил всех: «по тому же будет в день, в оньже Сын человеческий явится.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

8) Второе отправление Иисуса Христа в Галилею, по заключении Иоанна и после того, как дошел до фарисеев слух, что Иисус более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн (4:1–3), беседа с самарянкою (1–42), второе прибытие в Кану (43–40), исцеление сына царедворцева (40–54). 9) После второго пребывания в Капернауме ( Лук. 4, 23 ), прибытие в Назарет, проповедь в день субботний ( Лук. 4, 16–30 ), и третие прибытие в Капернаум и поселение там (31 и Матф. 4, 13 ). Ст. 4:14–10. В том, что Иисус Христос местом постоянного пребывания избрал Капернаум, находившийся в северной, или так называемой языческой Галилее, в пределах колен Завулонова и Неффалимова, евангелист видит исполнение пророчества Исаии, которое буквально читается так: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову, но последующее возвеличит приморский путь“ (собственно земля, лежащие на пути из Аравии в Финикию, к морю Средиземному) „за-Иорданскую страну» (она представляется за Иорданом не от Иерусалима, но от Аравии, где было начало этого пути к морю), „Галилею языческую“ (в которой находились города Капернаум и Кана, иначе – северную). „Народ, сидящий во тьме, увидит свет великий, на живущих в стране тени смертной свет воссияет“ (9:1–2). Евангелист передает это пророчество не буквально, точно соблюдая лишь основную его мысль. Ст. 17. Оттоле начат Иисус проповедати и глаголати: Покайтеся, приближися царство небесное. Иисус Христос начинает Свою проповедь теми же словами, какими начинал Иоанн Креститель, но в Его устах эти слова имеют иной смысл, чем в устах Его Предтечи: с явлением Господа освобождение от греха, порабощение Богу ( Римл. 6, 2 ), соединение в видимое общество с главою Христом для благодатного освящения и вечного спасения, – все это, называемое царством небесным, царством Божиим, не только приблизилось, но и стало доступно. Врата царства небесного теперь отверзты самим Царем его, и желающие стали входить чрез них ( Матф. 11, 12 ). Первые ученики Иисуса Христа и чудесные исцеления по городам галилейским

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010