О своих грехах они и не думали, заботились лишь о том, чтобы все люди видели, какие они святые: для того они и ходили с унылыми и мрачными лицами, «ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися». Фарисеи, когда постились, не умывались, не расчесывали волос, ходили в разодранных и нечистых одеждах и посыпали голову пеплом. И все это — только для того, чтобы обмануть и Бога и людей. Конечно, люди иногда и обманывались, ублажали таковых лицемеров-постников, но Бога не обманешь. «Истинно говорю вам, — обличал их Сердцеведец, — … они уже получают награду свою», то есть получают награду от людей и потому нечего им ждать награды от Бога. С глубокой скорбью говорит святитель Иоанн Златоуст, что и между христианами бывают такие постники-лицемеры, и даже хуже. «Мы не только подражаем лицемерам, но и превзошли их. Я знаю, знаю многих, которые не только, когда постятся, обнаруживают это пред людьми, но и, совсем не постясь, принимают на себя вид постящихся и становятся хуже лицемеров! А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, старайся никому не показать вида, что ты постишься; ничем не отличайся по наружности от того, кто не постится, чтобы явиться постящимся не пред людьми, чтобы люди и не подозревали о тебе, что ты постишься, но являй себя постящимся только пред Отцом Твоим Небесным, Который втайне, Который видит все сокровенное, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. «Подумай: ты обижаешь и самую добродетель, — продолжает святитель Иоанн Златоуст, — когда исполняешь ее не для нее самой, но для толпы людской. И мы ставим себе в обиду, когда нас любят не для нас самих, но для других. Точно так же рассуждай и о добродетели: не для других люби ее, не для людей повинуйся Богу, но для Бога — людям. Если же поступаешь иначе, то, хотя бы, по-видимому, и любишь добродетель, раздражаешь Бога наравне с тем, кто совсем не следует ей». Что сказано о посте, то же самое можно сказать и о всех добродетелях: их должно всячески прикрывать смирением.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Обратим, дорогие братия и сестры, внимание на это наставление преподобного Пимена и будем воздерживаться от осуждения наших ближних. Мы в своей частной жизни не имеем никакого права осуждать ближних, потому что один только Бог есть Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить. Только Он имеет власть судить неблагодарного грешника. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает, судить о том не тебе, а Господу его, — говорит святой апостол Павел, — ибо силен Бог восставить его». Позволяя себе судить о действиях человеческих, мы тем самым как бы предвосхищаем право Божие. А это и есть величайший грех пред Богом. Мы не должны осуждать нравственное поведение ближних и потому, что не в силах иметь о человеке правильное суждение. «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, — говорит святой апостол, — кроме духа человеческого, живущего в нем?». Осуждая поступки человека, нетрудно ошибиться в своих суждениях; суд наш будет основываться только на внешних признаках, которые часто не соответствуют внутренним качествам. Быть может, в то время, когда мы осуждаем нашего согрешившего ближнего, он давно в слезах, в сокрушении сердца раскаялся перед Богом и испросил у Него прощение. Быть может, осуждая ближнего, мы становимся орудием клеветников, которых диавол научил говорить ложь на ближнего, чтобы поселить смуту между христианами. Быть может, мы глубоко ошибаемся, решаясь осуждать других за то, за что их, возможно, нужно уважать и одобрять. Еще более должно удерживать нас от осуждения полное осознание того, что через осуждение других мы и от людей и от Бога навлекаем на себя заслуженное нами осуждение. «Не судите, да не судимы будете», — говорит Господь. Часто мы осуждаем ближнего за то, в чем сами виновны и что в себе самих не только извиняем, но и хвалимся этим. Осуждая таким образом других, не осуждаем ли мы вместе с тем и себя. «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, — говорит святой апостол Павел, — ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Одежда не так необходима, как пища, поэтому о ней еще меньше надо беспокоиться, чем о пище. «И об одежде что заботитесь? — говорит Господь. — Посмотрите на полевые лилии, посмотрите на эти прекрасные белые полевые лилии, на все это бесчисленное множество цветов, украшающих землю, как они растут: о них не заботится человек, не заботятся и сами они о своей красоте, ни трудятся, ни прядут…» Но рассмотрите внимательнее их дивные одежды, сотканные рукой Творца: какое бесконечное разнообразие рисунков, какие неподражаемые для искусства человеческого оттенки в красках! Если же траву полевую, которая ныне так красуется, а завтра будет скошена, засохнет и будет брошена в печь, Бог так одевает, так дивно прекрасно украшает, кольми паче вас, маловеры! «Неужели, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — Господь не заботится о тебе, существе, лучшем из всех земных существ, созданном для вечной жизни? Если Бог и сену дает то, что ему вовсе не нужно, — ибо нужна ли его красота огню? — то как Он тебе не даст то, в чем ты имеешь нужду?» «Что же, — спрашивает святитель Филарет Московский , — неужели все должны отвергнуть всякое благолепие и облечься в рубища? Нет, никто этого не требует, божественный Учитель обличает только излишние, суетные, пристрастные заботы. Всем известно, что и Сам Он носил драгоценный не швейный хитон, которого пожалели разодрать разделявшие ризы Его». И в одежде надо соблюдать приличие и красоту. Но заботы без конца, пышность без меры, расточение без цели, ежедневная смена уборов, рабство перед модой — вот что осуждает Спаситель. «Итак, не заботьтесь, — говорит Господь наш, — и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники». Они не знают Бога истинного, они не понимают, что Он заботится о каждом Своем создании; они живут только земной жизнью, поэтому им простительны такие попечения. «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» — так рассуждают они. А мы должны стоять выше их и всегда помнить, что Отец ваш. Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Еще в Ветхом Завете сказано: «Не допустит Господь терпеть голод душе праведного». «Я был молод и состарился, — говорит пророк Давид, — и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба». Имея такой спасительный промысл Божий, мы не должны малодушествовать и предаваться излишним заботам о том, о чем обычно заботятся земные люди. Предпочитать всем заботам одну — искать Царства Божия и никаких трудов не жалеть ради этого. Чтобы нам быть истинными сынами этого Царства, послушными чадами Церкви Божией на земле и наследниками Царствия Божия на небе, Господь заповедует нам искать и правды Его, то есть оправдания перед Богом, по заслугам Спасителя, тогда все прочее, чего ищут люди, найдется само собою: и это все приложится вам — присоединится, дано нам будет как бы в придачу за труды наши в искании Царства Небесного. Господь не оставит нас, не забудет: все, что нужно нам, пошлет, а более всего подаст нам мир Божий и радость духовную.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Он был Царь, потому что воцарился для истребления греха. Он был Первосвященником, ибо Сам Себя принес в жертву за наши грехи. А в Ветхом Завете и цари, и первосвященники были помазываемы святым елеем и потому назывались христами, и Господь наш помазан был истинным елеем — Духом Святым — и потому называется Христом, что в переводе с греческого значит «Помазанник». Но Авраам жил еще до Давида, почему же евангелист называет Иисуса Христа сначала Сыном Давидовым, а потом уже Авраамовым? Потому что Давид особенно славился у иудеев. К тому же, Давид жил спустя тысячу лет после Авраама, и обетование, данное Богом Давиду, было недавнее, оно было у всех иудеев на устах. Обетование Аврааму можно было относить ко всем коленам еврейского народа, а обетование Давиду прямо указывало не только колено Иудово, но и род Давидов, из которого и надлежало ожидать обетованного Спасителя. Сам Давид был прообразом Христа, и он сам сказал, что Бог с клятвой обещал от чресл его посадить на престоле его. Потому и никто не называл Христа Сыном Авраама, а все называли Его Сыном Давида. Христос придет от семени Давидова, сказано в Писании, и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид… И веровавшие во Христа иудеи любили называть Его Сыном Давидовым: «Помилуй нас, Иисус, Сын Давидов/», «Осанна Сыну Давидову!» Но Христос родился от безмужней Девы, а родословия Пресвятой Девы у евангелиста нет, почему же можно сказать, что Христос есть потомок Давида? Потому, что Пресвятая Дева была действительно от рода и племени Давида. Бог повелевает архангелу Гавриилу идти к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова. Родословие Иосифа показывает, что и он был потомком Давида. По иудейскому закону нельзя было брать жену не только из другого колена, но и из другого рода в том же колене. Святой евангелист поместил родословие Иосифа, а не Марии потому, что иудеи вели родословие только по мужской линии. Если бы евангелист представил родословие Девы Марии, то читатели из иудеев почли бы это нововведением, а если бы умолчал о родословии Иосифа, то мы не знали бы предков Девы.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Он приведет вас ко спасению. Он исправит все, что в вас и вашей природе есть нечистого и смертоносного. Он откроет вам все пути к достижению цели вашей жизни, к возвращению на путь правды и блаженства и соединению со Мной. Итак, оставив все недоумения, боязнь и гордость, примите всем сердцем, всем существом возлюбленного Сына Моего, к вам ниспосланного, Того послушайте! Идите за Ним всюду, куда Он ни поведет вас, делайте все, что ни повелит вам: скажет взять крест — берите, велит распять плоть — распните. Он знает, что повелевает, и на все это подает Свою благодатную помощь. Сей есть Сын Мой возлюбленный! Того послушайте!» Это свидетельство Бога Отца о Христе как Единородном Сыне Своем, предвечном и единосущном Ему, было нужно для человечества на века, для всех народов, чтобы люди могли твердо и несомненно веровать в Бога, в Троице прославляемого. Таким образом, в крещении Иисуса Христа во Иордане открылось великое таинство христианского богословия, через которое мы все научились веровать в Троицу безначальную, единосущную — Отца и Сына и Святого Духа — во едином божестве. Это самое главное и спасительное учение нашей веры, а без веры во Святую Троицу никто спастись не может. «Идите… научите все народы, — заповедал Христос Своим ученикам, — крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Братия и сестры! В тайне крещения Богочеловека предызображается тайна крещения и каждого христианина. Каждый верующий во Иисуса Христа крестится во имя Святой Троицы. Для верующего через крещение отверзаются небеса, и он вступает в таинственное благодатное единение со Отцом и Сыном и Святым Духом. Объясняя это, Святая Церковь сегодня предложила нам весьма назидательное чтение из Апостола. В послании к Титу святой апостол Павел пишет: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа…» Далее апостол повелевает повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими и оказывать всякую кротость ко всем человекам… Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя… Он спас нас… по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Опомнимся и покаемся, дорогие братия и сестры! Покайтесь вы, которые развращаете людей; покайтесь вы, которые идете на это развращение. Покайтесь, родители, приносящие детей своих в жертву современной Венере. Покайтесь и вы, молодое поколение. Помните слова, обращенные к вам: «Веселись, юноша, в юности твоей… ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд ». Помни, молодость, этот неизбежный суд! И все мы да убоимся Страшного Суда Божия. Не застиг бы он нас внезапно. Обратим внимание на современное состояние человечества. Чего еще недостает в нем, чтобы назвать дни наши днями Лотовыми или Ноевыми? Какого еще большего разврата ожидать нам, чтобы и нас постиг потоп, как современников Ноя? Вот проповедники предостерегают, но кто их слушает? Не смеются ли над ними, как некогда смеялись люди над проповедью Ноя? Но смех современников Ноя обратился в крики ужаса и рыданий, а пиры их кончились всеобщей гибелью. А что будет с нами? Скажем ли, что милостив Господь? Правда, милостив Он к кающимся. Но у Него есть гнев… на сынов противления. Господи! Прежде даже не погибнем до конца, спаси нас! Господи и Владыко жизни нашей, дух целомудрия дай нам, рабам Твоим. Аминь. В Неделю о блудном сыне Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом..? Дорогие братия и сестры! Эту священную песнь Святая Церковь поет с сегодняшнего дня за утренним богослужением. Это песнь о евреях, о далеком от нас событии. Она была сложена за шестьсот лет до Рождества Христова, в то время, когда евреи за грехи свои отведены были в плен. И там, в земле чужой, они вспомнили о родном отечестве. Их воспоминания и сердечные раскаяния вылились в печальных звуках этого песнопения. Святая Церковь, приготовляя нас к посту, научает этой песни, чтобы возбудить в нас покаянный дух, чтобы напомнить и нам об Отечестве Небесном. И когда мы теперь слушаем это песнопение, его звуки глубоко западают в душу, трогают, как будто в нем поется о нас, о чем-то знакомом, близком и родном. И это действительно так. Ибо в истории человечества было событие гораздо более печальное, чем то, что произошло с евреями (имею в виду грехопадение). И вот эта песнь напоминает нам о прежнем блаженном состоянии, напоминает о нашем Небесном Отечестве. Люди, хотя и согрешили, хотя и лишились этого блаженного состояния, однако не могут забыть его. «Аще забуду тебе, Иерусалиме, — поем мы в церковном песнопении, — забвена буди десница .моя». После грехопадения люди могли приблизиться к этому Отечеству Небесному только через покаяние. Проповедь о покаянии мы слышим из уст Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Проповедь о покаянии была возвещена Самим Господом Иисусом Христом. Первые слова Его проповеди были: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Особенно был лют один из них, человек, известный в городе Гергесе; так что святые евангелисты Марк и Лука, чтобы нагляднее представить чрезвычайные страдания этого бесноватого и великую чудодейственную силу Господа Иисуса, только об одном этом бесноватом и рассказывают в своих Евангелиях, вовсе не упоминая о другом. Они говорят, что этот несчастный одежды не носил, что он часто и закованный в железо со страшной силой разрывал цепи и разбивал оковы на руках и ногах, так что никто не мог его укротить. День и ночь проводил он в гробах и горных ущельях и так одичал, так рассвирепел, что, гонимый бесом по пустыне, неистово кричал и уродовал свое тело, ударяясь о камни. Увидев Иисуса Христа издалека, он побежал к Нему, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!. Чтобы успокоить страдальца, помочь ему прийти в себя, собраться с мыслями, Господь спросил бесноватого: «Как тебе имя?» Но сила зла настолько овладела всем существом несчастного, что он не мог припомнить своего настоящего имени, а бесы в трепете перед всемогущей силой Господа, как бы желая ободрить себя своей многочисленностью, отвечали устами бесноватого: «Легион имя мне, потому что нас много». Святой евангелист Матфей говорит об исцелении обоих бесноватых, а поэтому опускает эти подробности. «И вот, — говорит он, — они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас». Что ты хочешь делать с нами, какое Тебе дело до нас? Могли ли так взывать к неизвестному Страннику, Которого в первый раз видели, те, кто жил в языческой стране? Могли ли они от себя называть Его по имени, да еще Сыном Божиим? К тому же они были безумны… Ясно, что устами их взывали злые духи, о которых слово Божее говорит, что они веруют и трепещут, которые предчувствовали, что Господь изгонит их из людей, но были связаны Божиим повелением — не увлекать несчастных страдальцев в пустыню, а встретить Господа на берегу моря.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Оставалось только признать Его, раскаяться в своем ослеплении и воздать славу Богу, сподобившему Свой народ столь великих знамений. Но для этого нужно было книжникам и фарисеям смирить свою гордость, что было слишком тяжело для них, а потому они во что бы то ни стало решили опровергнуть достоверность этого чуда. Они несколько раз допрашивали слепца, чтобы он признал своего Целителя человеком грешным, так что наконец вывели из терпения исцеленного, который им, велеученым книжникам, выразил укорительное наставление, что ведь грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Во избежание затруднения им оставалось одно — прибегнуть к насилию и ругани. «Во грехах ты весь родился, — яростно закричали вышедшие из себя ученые книжники — и ты ли нас учишь?» И выгнали его вон. Вот до чего доводит неверующее упрямство! И как поразительно живописна эта картина, начертанная богодухновеннои рукой святого Иоанна в изобличение упорного неверия, которое не признает даже и того, что видит и осязает! Услышав об изгнании исцеленного и отлучении его от синагоги, Христос Сам нашел его и подкрепил веру его. «Ты веруешь ли в Сына Божия?» — спросил Он прозревшего. «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» Тогда последовал милостивый ответ: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою». Теперь божественный Образ был пред его прозревшими очами, и он радостно воскликнул: «Верую, Господи!» И поклонился Ему! Таким образом, слепорожденный теперь увидел не только свет вещественный, но и свет духовный, озаривший его душу верой в обетованного отцами и пришедшего Мессию. Эта восторженная вера бывшего слепца дала Христу повод произнести слово о слепоте духовной: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Когда явился истинный Свет, просвещающий всякого человека, то обнаружилось, что увидеть Его оказались в состоянии именно те, которые считались темными и невидящими, — все те нищие духом, которые в простоте сердца жаждали пищи духовной; и напротив, в своей гордости воображавшие себя видящими и всезнающими, оказались жалкими слепцами.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

По учению святителя, величие христианской религии не только в том, что она учит любить своего ближнего, брата, но и в том, что она заповедует любить и врагов. «А возможность» любить врагов «показал и засвидетельствовал Господь, когда явил любовь Отца и Свою собственную в послушании до смерти ( Флп. 2: 8 ) ради врагов, а не ради друзей, как свидетельствует апостол, говоря: «Составляет же Свою любовь к нам Бог, яко еще грешником сущим нам, Христос за ны умре» ( Рим. 5: 8 ); и нас увещевает к тому же, говоря: «Бывайте убо подражателе Богу, якоже чада возлюбленная, и ходите в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас, и предаде Себе за ны приношение и жертву Богу» ( Еф. 5: 1–2 ). А Благий и Справедливый не предписал бы этого, если бы не даровал к тому способности. И он привел в ясность, что такая способность вложена в нас в самом естестве» (V, 273). Причем любовь к любящим и ненавидящим нас надо оказывать в равной мере. «Ежели брат – благодетель наш, – учит святитель Василий Великий , – то мы и по-человечески обязаны ему любовью... Ежели он злодей нам, то и в таком случае мы обязаны любить его, не только по заповеди, но и за то, что оказывает благодеяние в важнейшем» (V, 266). Ведь и друг не «оказывает столько благодеяний, сколько враги, которые доставляют нам ублажение от Господа, сказавшего: «Блажени есте, егда... ижденут вы, и поносят, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» ( Мф. 5: 11–12 )» (V, 273). Святой отец указывает, что и «апостол учит нас своим примером сохранять незлобие ко всем и поступающим с нами лукаво воздавать добром: не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое» (V, 294). Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга ( Ин. 13: 34 ). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15: 13 ), – заповедует Спаситель. Христос не говорит, чтобы мы любили только достойных, – этого недостаточно, но чтобы мы любили друг друга так, как Он возлюбил нас. А Он возлюбил людей такими, когда они были исполнены грехами и оскорбляли Его, возлюбил... когда человеческая неблагодарность и злоба распяли Его, и тогда Он любил нас и молился за Своих распинателей: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк. 23: 34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Под семенем здесь Господь разумел Свое божественное слово, под различной землей — различные души человеческие, а под сеятелем — Самого Себя и всех проповедников слова Божия. Евангельская притча о сеятеле дает объяснение обстоятельству, на первый взгляд, удивительному, что спасительное учение Христово часто не оказывает благодетельного влияния на жизнь людей. Господь наш Иисус Христос научает нас, что это печальное явление зависит не от свойства и силы Его учения, а от особенности тех людей, которым оно сообщается. Сами люди являются виновными в том, что спасительное учение Христово остается бездейственным по отношению к ним. Они сделали свое сердце недоступным для благотворного действия слова Божия. Спаситель разделяет людей, которым предлагается слово Божие, на четыре разновидности. Первая — это люди рассеянные и легкомысленные, с совершенно жестоким сердцем, которое не поддается никаким добрым внушениям. Сердца этих людей подобны каменистой дороге Палестины. Если семя случайно падало не на поле, а на эту дорогу, то оно не могло углубиться и оставалось поверх дороги. Тут его топтали прохожие, отсюда уносили его небесные птицы, так бывает и со многими людьми, которые хотя и слушают учение Христово, но не воспринимают его всем сердцем. Их ум, сердце и воля — большая дорога, открытая для всякого рода мыслей, желаний и поступков. Они равно внимательны или, лучше сказать, невнимательны и к хорошему, и плохому. Они ходят в храм молиться, слушают слово Божие, но и не избегают собраний и зрелищ греховных. Недостаток определенности и твердости в мыслях, чувствах и поступках, гибельный для земного благополучия, еще более гибелен для духовной, небесной жизни. Небесное семя — слово Божие не прививается к душам таких людей, которые приобщаются к делам неплодным тьмы, к нечестивым беседам и зрелищам греховным, и диавол, как птица с дороги уносит семя, изглаждает из их душ все доброе и святое, что могло бы произрасти от благодатного слова Божия. К таким людям вполне приложимы слова Христовы в Апокалипсисе, обращенные к лаодикийским христианам: «Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (то есть забуду совсем о тебе, и слово Мое не спасет тебя).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010