«Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» — говорит святой апостол Иоанн Богослов. «Если… хочешь войти в жизнь вечную, — сказал Господь богатому юноше, — соблюди заповеди… а именно: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя». Этот богатый юноша, по-видимому, недалек был от Царствия Небесного. «Я все заповеди, — говорил он, — сохранил… от юности моей; чего еще недостает мне?..» — «Если хочешь быть совершенным, — отвечал Господь, — пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Но расстаться с богатством юноше было очень тяжело: оно ослепило ему очи, и невозможно стало видеть путь ко спасению, замкнуло уши, и невозможно стало слышать глаголы жизни вечной, богатство всецело завладело его сердцем, — он со скорбью удалился от Господа, предпочитая оставаться при своих сокровищах, чем следовать за Ним. Так, дорогие братия и сестры, тяжело всякому человеку идти за Господом и наследовать жизнь вечную, если вместо любви к Богу и людям его сердцем завладела какая-либо страсть, привязанность к земным благам и наслаждениям. Святые отцы учат, что для желающего спастись необходимо, чтобы он правильно (православно) веровал в Бога, принадлежал к единой святой апостольской Православной Церкви, в которой должен быть крещен, миропомазан, очищался от грехов покаянием, приобщался святых Христовых тайн, был верен ей до конца и соблюдал заповеди Божий. Кто хочет спастись, должен, хотя бы понемногу, но часто молиться Богу, благодарить, прославлять своего Создателя, Спасителя и Творца, просить у Него прощение прегрешений и помощи для жизни и спасения. Кто хочет спастись, должен по силе своей творить милостыню душевную и телесную. Душевная милостыня состоит в прощении ближним оскорблений и обид, нанесенных нам, в утешении скорбящих и в наставлении на путь спасения окружающих нас людей как словом, так и более всего личным наглядным примером, своей богоугодной жизнью.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, — говорится далее в Евангелии, — чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». Но как же мы читаем в Символе веры: верую в Господа, «паки грядущаго со славою судити живым и мертвым», а в Евангелии тоже говорится, что Бог Отец весь суд отдал Сыну? В нынешнем Евангелии говорится о первом пришествии Сына Божия — для спасения мира, а в Символе веры говорится о втором Его пришествии, чтобы судить мир. И действительно, всякий желающий спасения может быть спасен Сыном Божиим, если только будет веровать, каяться, молиться и творить добрые дела. А если во время земной жизни, при таком изобилии благодати, при таких верных и всесильных средствах к спасению, человек вознерадит о спасении и будет жить нераскаянно и бесстрашно, то после смерти и на Страшном Суде Христовом — горе ему, ибо ему будет суд без милости. Спасайтесь, дорогие братия и сестры, пока есть время. Время потеряем — и спасение погубим. Юродивым девам сказано: «Истинно говорю вам: не знаю вас», хотя они и стучали и просили: «Господи! Господи! отвори нам». Бодрствуйте же, ибо не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Аминь. В Неделю по Воздвижении Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Дорогие братия и сестры! Нынешнее воскресенье называется неделей по Воздвижении креста, и церковным уставом за литургией положено читать Евангелие о самоотвержении и крестоношении, требуемых Евангелием от всякого человека, желающего следовать за Христом. Господь никого насильно не принуждает идти за Ним, но оставляет на добрую волю каждого — следовать или не следовать за Ним, для Него ли жить, для правды и святыни, для вечного с Ним соцарствия или для себя, для плоти и для угождения своим страстям, грешному и прелюбодейному миру и диаволу, и для вечного посрамления и муки. Господь оставляет нашу свободную волю неприкосновенной, ибо хочет, чтобы мы добровольно, по убеждению сердца любили Его, исполняли заповеди Его и страшились грехов и страстей. Кто последует за Господом невозвратно и во всем будет верен Ему, тот уже и здесь, на земле, предвкушает блаженство небесное и непременно наследует вечное блаженство на небесах.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Имя третьего архангела Рафаил означает «исцеление Божие».. Он изображается на иконе, как и святой великомученик и целитель Пантелеймон, — с врачебным ковчежцем в руках. Под видом человека архангел сопутствовал Товии, исцелил его отца и невесту, наставлял его во всем. Оставляя это благочестивое семейство, Рафаил сказал очень поучительные слова: «Доброе дело — молитва с постом и милостынею… Ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех». Посему, если хотим, чтобы архангел Рафаил помогал нам, избавлял от скорбен и болезней, надо быть милосердным, снисходительным, надо творить добрые дела. Четвертого архангела изображают с горящим мечом, направленным от груди, а имя его Уриил, то есть «свет или огонь Божий». Как ангел света, он просвещает людей откровением истин, полезных для них. Как ангел божественного огня, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет нечистые привязанности земные. Замечательный урок дал архангел Уриил благочестивому, но слишком любознательному мужу Ездре. Когда он пожелал узнать тайну божественного мироправления, то архангел, не уходя от ответа, предложил ему одно из трех — взвесить пламя, указать начало ветра или же вернуть прошедший день. Ездра, естественно, не мог ничего этого исполнить, на что святой Уриил сказал: «…если бы я спросил тебя, сколько обиталищ в сердце морском, или сколько источников в самом основании бездны… или какие пределы у рая, ты, может быть, сказал бы мне: “В бездну я не сходил, и в ад также, и на небо никогда не восходил”. Теперь же я спросил тебя только об огне, ветре и дне, который ты пережил, и о том, без чего ты быть не можешь, и на это ты не отвечал мне. И сказал мне: ты и того, что твое и с тобою от юности, не можешь познать; как же сосуд твой мог бы вместить в себе путь Всевышнего?..» Истинно мудрый урок всем любознательным не в меру. Пятый архангел — Селафиил есть верховный служитель молитвы. Чистая и пламенная молитва может служить душе, сохраняя ее от враждебных сил. Но каковы наши молитвы? Слабы, кратки, нечисты, холодны. И Господь, зная, сколь необходима для нас молитва, даровал нам лик молитвенных ангелов с их вождем Селафиилом, чтобы они согревали наши хладные сердца и подвигали на молитву, вразумляли нас, о чем, когда и как надо молиться и возносили наши прошения к престолу Божию. Когда увидите, братия и сестры, на иконе архангела, стоящего в молитвенном положении, с опущенными вниз глазами и благоговейно сложенными у груди руками, то знайте, что это Селафиил. Подражайте ему в молитве и молитесь, чтобы он и нам даровал молитвенный дух.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Итак, братия и сестры, нам необходимо возгревать в своей душе веру в своего Создателя и хранить ее. Что же такое вера? Святой апостол Павел отвечает: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, как и видимом, желаемом и ожидаемом — как бы в настоящем». Вера служит основой угождения Богу, ибо без веры угодить Богу невозможно, и только верующие наследуют вечную блаженную жизнь. Вера заключается в том, чтобы принять всецело учение о Боге, открытое Самим Богом. Это учение божественное, богооткровенное, оно превосходит человеческий разум и поэтому не может быть принято иначе, как сердечным чувством, верой. Веровать в Бога — значит чувствовать Его в своем сердце, всегда ощущать себя под Его всевидящим оком и во всем доверять Ему. «Я знаю, что Бог есть, — учит святитель Василий Великий, — но что такое есть сущность Его, поставляю это выше разумения. А поэтому как спасаюсь? Через веру. А вера довольствуется знанием, что есть Бог (а не что такое Он есть), и ищущим Его воздает [открывается и благодетельствует]». Чтобы унаследовать вечную блаженную жизнь, христианин должен иметь веру живую, твердую и неколеблющуюся — веру, действующую любовью. Иметь живую веру в Бога — значит больше всего в жизни бояться греха и поэтому во всем и всегда проверять себя: а так ли я думаю, говорю и поступаю? Не выйдет ли греха и беды из того, что я сейчас задумал, что захотел сказать или сделать? Живет в Боге тот, кто постоянно помнит вечные истины о бессмертии человеческой души и вечной жизни за гробом. Верить в Бога — значит испытывать постоянное влечение и любовь к Нему как Источнику всех духовных благ и наших благих начинаний, всех надежд на светлую жизнь за гробом. Для верующей души отказаться от Бога — значит отказаться от самой жизни, ибо Бог — это и есть жизнь и дыхание и всё. Господи, помоги нашему неверию, маловерию, умножь в нас веру и приди к нам, чтобы спасти нас. Аминь. В четвертую Неделю Великого поста О молитве и посте Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Так отвечал Господь Иисус Христос Своим ученикам, когда те спросили, почему они не могли изгнать беса из отрока, одержимого духом немым. Эти слова Господа вполне разъясняют и нам причину, по которой часто мы не можем отогнать от себя демонов, вовлекающих нас в разные грехопадения. Причина такого бессилия в борьбе с окружающими нас духами тьмы — это наши маловерие, и нежелание поститься, и неохота молиться.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Итак, вот в чем тайна смерти Иисуса Христа, Бога и Человека: как зерно пшеничное, если не умрет, упав в землю, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода, так и Спаситель умер для того, чтобы принести величайшую пользу для людей Своею смертью, что и действительно произошло. Христос Спаситель, Сын Божий, принял на Себя великое дело — искупить, оправдать нас, грешных, Своими страданиями и смертью пред Отцом Небесным. «Иже предан бысть за прегрешения наша и воста за оправдание наше», — говорит апостол Павел, и потому смерть Его за нас с предшествовавшими страданиями есть дело величайшей любви к нам Премудрости Божией. Смерть Спасителя есть очистительная жертва за грехи всего мира. «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира», — говорит святой Иоанн Богослов. Он умер, и смерть Его на кресте уничтожила проклятье, которое мы заслужили у Отца Небесного своими грехами. Он умер, и смерть вечная, которая неминуемо должна была постигнуть нас без Искупителя, теперь нами уже не обладает. Он — правда наша среди неправд наших, избавление наше во время отчаяния нашего, освящение наше среди нечистот наших; Он — свет во тьме нашей, жизнь — в смерти нашей. Страшит ли нас праведный Суд Божий, когда представляем неправды свои? Но страдания и смерть Иисуса Христа оправдают нас перед Отцом Небесным. Бог оправдывает их! Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. По грехам своим мы недостойны Царства Небесного. Но Христос, Господь наш, достоин; Он бесценною Своею кровию заслужил нам это Царство. Его благодатию Отец наш Небесный, благой и человеколюбивый, удостаивает людей Царства Небесного. Скажем: «Мы великие грешники». Но Христос Спаситель пришел в мир спасти грешников. Только не будем, братия и сестры, грешить намеренно. Мы недостойны быть и ликовать со святыми, которые просияли на земле великими добродетелями, но будем молиться, чтобы быть, по крайней мере, вместе с благоразумным разбойником, будем вопиять: «Помяни мя, Господи… во Царствии Твоем» — и стараться жить, как должно христианину.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Итак, дорогие братия и сестры! Велик, труден этот подвиг! Но смотрите — впереди идет Всемогущий Крестоносец Христос! Смотрите на Него! Не отставайте, идите за Ним! Когда мы изнеможем, когда упадем под бременем креста, Он Сам подойдет к нам, поднимет и облегчит нам крест наш! Пойдем за Ним и войдем в славу Его! Придет час, и мы, крестоносцы, как солнце, воссияем в Царствии Его. А если отстанем, если попытаемся сбросить с себя крест, если предадимся всей душой обманчивым утехам земли — тогда что? Вот что: знайте, настанет день, когда еще раз ослепительнее молнии заблистает крест Христов на небе, когда солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Восплачутся — почему? «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, — говорит Господь, — в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами». Ибо кто здесь почтет за стыд следовать Христу, исполнять Его заповеди или постыдится следовать постановлениям Святой Церкви ради угождения миру, плоти и диаволу — того не признает Своим и Сын Божий во второе пришествие Свое и на Страшном Суде Своем. Отбросим же ложный стыд и леность к благочестию, к посещению богослужения, леность к чтению слова Божия и поучению в нем, отвержемся себя, отбросим угождение многострастной плоти, во зле лежащему миру и диаволу, возьмем крест свой и последуем за Христом, за нашим Спасителем и Господом, уготовавшим нам Царство на Небесах от сложения мира. Аминь. В Неделю пред Рождеством Христовым, Святых отец Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры! Евангелист Ветхого Завета, славный пророк Исайя, возвещая о страданиях грядущего в мир Христа, с благоговением помышляет: «Кто Этот грядущий Спаситель? Откуда и куда Он нисходит?» И, пораженный мыслью о божественном Его достоинстве, пророк вопрошает: Но род Его кто изъяснит? Кто изъяснит нам, земным, Его предвечное рождение от Бога Отца? Оно непостижимо не только для ума человеческого, но и ангельского.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Итак, дорогие братия и сестры, молитвенно прославляя сегодня святого евангелиста Иоанна Богослова, будем всегда помнить и исполнять его святые слова: «Дети, любите друг друга». Будем стремиться подражать в жизни святому апостолу, чтобы быть нам не на словах только христианами, а на деле, своей святой жизнью быть чадами Божиими и наследовать Царство Божие, уготованное от создания мира. Аминь. В день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры! Ежегодно  июня (по старому стилю) Святая Церковь ставит перед мысленным нашим взором двух столпов своих — первоверховных апостолов Петра и Павла и благоговейно, молитвенно прославляет их память. Одному из них сказал Христос: «Ты еси Петр, и на сем камни созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей». О другом сказал: «Он есть Мой. избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями». И это сказано о тех, один из которых настолько нетвердо верил, что отрекся от Христа при первом намеке на опасность, а другой, пылая злобой, гнал и мучил Церковь Христову, прилагая все силы к ее уничтожению. Отрекшийся от веры стал столпом ее, гонитель веры стал ее проповедником и насадителем. Вот величайшее чудо Божие, являющее нам преображение человеческого естества силой Божией благодати. Отчего же не преображает всех нас Господь так же, как преобразил Симона и Савла, сделав из них Петра и Павла? Господь готов преобразить каждого из нас, но хотим ли этого мы сами? Апостолы, хотя и слабы были в вере, но, сознавая эту слабость свою, молили Господа: «Умножь в нас веру». Павел, хотя и гнал по неразумию Церковь Божию, но пылал любовью к Богу же и думал служить Ему искоренением новых веяний, казавшихся противными Божией истине. Он алкал и жаждал правды и всю жизнь свою посвятил служению ей такой, какой она ему представлялась. Видя его искреннее усердие и ревность в желании служить истине, Господь и открыл ему истину; видя искреннее желание апостолов иметь крепкую веру, Господь и дал ее им.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Итак, дорогие братия и сестры! Мы воскреснем, но не для всех будет воскресение одинаково. Одни воскреснут в воскрешение живота, другие — в воскрешение суда; одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление; одни просветятся, как солнце, другие омрачатся, как сама тьма. У тех, которые веровали в Бога, в будущую блаженную жизнь, в воскресение мертвых и потому жили целомудренно и праведно в нынешнем веке, образ Божий, по которому они созданы, просветится, и они нарекутся сынами Божиими. «И разумные, — говорит святой пророк Даниил, — будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда». «Тогда праведницы просветятся яко солнце в Царствии Отца их», — говорит Спаситель. Те же, которые творили волю диавола, примут образ сатаны, явятся темными, мрачными, злобными. Первые услышат: «Приидите, благословенным Отца Моего», вторые: «Идите от Мене, проклятии». Праведники, одевшись светом, яко ризою, пойдут в Царство Небесное и будут неизреченно блаженствовать, а грешники, связанные узами мрака, будут ввержены в ад на вечные мучения. Аминь. В Великий Понедельник Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры! Последняя седмица перед Пасхой посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, смерти и погребения и называется седмицей «Страстной» и «Великой». «Великою же называем эту седмицу, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — не потому, что дни ее длиннее или число их больше, но потому, что в продолжение ее совершены Господом нашим великие и неизреченные благодеяния. В эту седмицу окончена долговременная брань, уничтожена смерть, истреблена клятва, разрушена власть диавола, расхищены его орудия, Бог примирился с человеком, небо сделалось для них доступным; люди соединились с ангелами… удалена преграда, и Бог мира примирил небесное и земное». Кроме того, каждый день Великой седмицы с древнейших времен посвящен Церковью особым воспоминаниям. Созерцая уничижение и славу Сына Божия в ветхозаветных прообразах, в Великий Понедельник Церковь вспоминает целомудренного Иосифа. «Иосиф, — говорится в Синаксаре, — есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплемеников — иудеев, продается учеником за тридцать сребреников, заключается в мрачный и тесный ров — гроб и, восстав из него собственной силой, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и вконец побеждает его, владычествуя над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом — Своей живоносной плотью».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Итак, дорогие братия и сестры! О горнем помышляйте, а не о земном. Знайте, что наше жительство — на небесах. Христос родился — славьте; Христос пришел с небес — встречайте. Христос на земле — возноситесь мыслями и сердцами на небеса, а не прилепляйтесь к земному, не служите похотям плотским. В противном случае горе нам за нерадение о спасении. А сколько людей не заботится о своем спасении, к великому прискорбию Матери Церкви! Как много погибающих по своей воле, которые отвергают Спасителя и своими делами ни во что вменяют Его сошествие на землю, Его жизнь, учение и Его чудеса, страдания и смерть за нас. Гордые, неверующие, преданные всем сердцем только земному, сребролюбивые, завистливые, враждующие, пьяницы и вообще все неисправляющиеся и нераскаянные грешники ни во что ставят пришествие Спасителя на землю. Но горе тем, которые Сына Божия попирают своим маловерием и неверием, пристрастием к земному, — их пожрет вечный огонь геенны. Всем неверным и нераскаянным грешникам участь в озере, горящем огнем и серою, сказано в слове Божием. Будем же, дорогие братия и сестры, достойно встречать великий праздник и проводить его в воздержании, чистоте, богомыслии, в делах милосердия, а не в пьянстве, плотской нечистоте, не в пустословии, не в чревообъедении и других грехах. Братия, время нам праздновать праздники разумно, благочестиво. Господь да сохранит нас всех от всякого греховного дела. Да будет праздник наш угоден Спасителю и полезен для нашего спасения, чтобы мы, переживая эту духовную радость, благодать Рождественской ночи и всего праздника, всегда, в течение всей жизни, хранили эту радость и чувствовали, что действительно с нами Бог. Аминь. В Крещенский сочельник Проповедь Предтечи Господня Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры! Как утренняя звезда перед восходом солнца, явился Предтеча и громко возгласил о пришествии в мир Солнца правды — Христа. В то время когда Иисус Христос еще жил в Назарете, по повелению Божию исходит из своего уединения Иоанн Креститель и проповедует, громко провозглашая в пустыне Иудейской: «Покайтесь! Вы обманываетесь в своих мечтах о земном царстве Мессии-Христа: Он идет к вам не затем, чтобы освободить вашу землю от римского владычества, а затем, чтобы ваши души освободить от плена греховного. Покайтесь! Подумайте о своих грехах, раскайтесь в них, оставьте их навсегда. Смирите свое сердце, очистите его от мерзости греховной, от гордого самомнения: иначе не видать вам и Царствия Божия, а оно не далеко уже от вас, ибо приблизилось Царство Н ебесное ».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Итак, послужим Спасителю искренней верой и любовью, служа от всего сердца друг другу, чтобы всем нам сподобиться благодати Святого Духа, быть приятным благоуханием Господу и вместе со святыми женами-мироносицами наследовать Царство Небесное. Аминь. В четвертую Неделю по Пасхе, о расслабленном Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос воскресе! Ветхозаветная пятидесятница, заключавшая собой время от Пасхи до Синайского законодательства, была лишь прообразом новозаветной Пятидесятницы, установленной благодатью Святого Духа, пришедшего в мир. Три воскресенья, последующие за Неделей жен-мироносиц, посвящены воспоминаниям событий из жизни Спасителя, имевших место в дни преобразовательного праздника и открывших людям Его божественное могущество как истинного Мессии, предвозвещенного пророками. В четвертое воскресенье после Пасхи вспоминается чудо исцеления расслабленного. В Иерусалиме у Овечьих ворот находилась купальня. По временам ангел Господень возмущал эту воду, и она очищалась и получала целительную силу. Кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Соломон построил при этой купальне притвор, имеющий пять крытых ходов (галерей), где множество больных ожидало движения воды. Господь наш Иисус Христос, придя в Иерусалим во вторую Пасху Своего общественного служения, посетил притвор Соломонов. Здесь Он увидел расслабленного, тридцать восемь лет лежавшего в болезни и не могущего ходить. Прозрев в этом несчастном семя веры, Господь спросил его, хочет ли он быть здоровым. Больной отвечал утвердительно, но горько заметил, что не имеет человека, могущего помочь ему сойти в воду после ее возмущения. «Встань, возьми постель твою и ходи», — прозвучал властный и сладчайший глас всеблагого Иисуса. Не усомнился болящий в словах Христовых. Он встал, взял постель свою и ушел с места, где так долго томился и страдал. Иудеи же, потерявшие искреннее религиозное чувство и слепо придерживавшиеся только исполнения обрядового закона, стали упрекать исцеленного, что несением постели он нарушает субботу. Исцеленный возразил, что делает это по слову Исцелившего его, хотя и не знал, Кто его благодетель, так как Христос скрылся в толпе. Через некоторое время Господь встретил бывшего расслабленного в храме и сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже»

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010