Закрыть itemscope itemtype="" > Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского 15.07.2014 382 Время на чтение 8 минут Часть 1 В видении, данном преподобному Сергию об учениках, множество птиц летало не только внутри монастыря, но и за его оградой. Ученики святого Сергия - это и монастырская братия, и живущие при Троицкой Лавре миряне. Многие, кто приехал в Сергиев Посад и остался здесь жить, изначально не имея ни собственности, ни должных средств к существованию, свидетельствовали, что чувствовали во всем явную чудесную помощь преподобного Сергия. Автор этих строк, проживший восемь лет в самой Лавре (как учащийся семинарии, академии и затем год как сотрудник) и еще десять лет рядом с Лаврой, неоднократно ощущал на себе помощь и покровительство преподобного Сергия. Впрочем, о себе автор рассказывать не будет. Он приведет достоверные случаи из жизни тех, кто достоин подлинного наименования учеников преподобного Сергия. Архимандрит Илия (Рейзмир). Фото: А.Рахлина/Православие.Ru «Вот идет ученик преподобного Сергия» Как Господь призывает в ряды учеников преподобного Сергия, автору хотелось бы рассказать на примере своего духовника архимандрита Илии (Рейзмира; род. 1944). Отец Илия происходит из простой украинской семьи, где от предыдущих поколений по преемству сохранялась искренняя православная вера. Мама его знала наизусть акафист Покрову Божией Матери и часто по памяти молилась, в голодный 1947 год постоянно читала акафист и плакала. Отец прошел Вторую мировую войну, умер от сердечного приступа в возрасте 35 лет, когда мама носила седьмого ребенка. Примечательно, что родители ради венчания прошли пешком 65 км, потому что в Винницкой области, где они жили, оставался действующим всего один храм, так же пешком вернулись обратно, а через неделю узнали, что и этот последний храм закрылся. В детстве Николаю (так звали отца Илию до монашества) очень плохо давалась учеба. Когда подошло время идти в первый класс, маленький Коля заболел корью, 40 дней находился в больнице, а потом мама повела его в школу, где их сурово встретила учительница. «Читай», - сказала она. Ребенок, конечно, читать не смог. «Забирайте, он не сможет догнать своих сверстников», - был вынесен приговор. Пришлось в школу пойти через год, в восьмилетнем возрасте, и, увы, учеба опять не давалась. Мама, видя, что сын переживает, сказала ему в простоте: «Коля! Ты помолись усердно, поучи уроки, книжки положи под подушку и ложись спать». Он так и сделал, а утром, когда проснулся, почувствовал, что у него ум как будто включился, голова стала свободная, ясная, и с того времени он стал отлично учиться. Ум его так же чудесно открылся, как и у преподобного Сергия, потому что в простоте поверил маме. «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9: 29), говорит Господь Иисус Христос. Николай впоследствии везде был отличником: в школе, техникуме, семинарии и академии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/7...

Случай с Борисом (Виком) возможно был не единственным. Похожая история известна в отношении архиепископа Минского и Белорусского Василия (Ратмирова), который, пребывая в обновленчестве, снял сан, но скрыл это от митрополита Сергия . Однако я считаю, что поскольку сведения взяты из труда митрополита Мануила об обновленческих архиереях, доверять этой информации не следует. Впрочем, судя по записям митрополита Григория, Василий (Ратмиров) был «способен на многое» Поведение «покаявшегося после хиротонии» новопоставленного епископа Бориса не изменилось. Он создал практически невыносимые условия для правящего архиерея, чего патриарх особенно в отношении архиепископа Григория допустить не мог. В итоге, последнее, очем говорил патриарх архиепископу, был скорейший перевод его на другую кафедру. 12 мая 1944 г. на том последнем злополучном заседании Синода патриарх Сергий,поднял вопрос о возможном назначении архиепископа Григория в Казань (см. публикацию, 2 июля 1944 г.). 15 мая 1944 г. патриарх Сергий скончался и был погребен в кафедральном Богоявленском соборе в Никольском приделе. По его духовному завещанию Местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский). Дневниковые записи о последних днях, кончине и погребении Патриарха Сергия и первых шагах Московской патриархии после его кончины архиепископ Григорий также, как и о событиях сентября 1943 г. , сделал «на двух бумажных носителях» – в двух тетрадях. В тетради 38 (см. публикацию, май 1944 г.) «по свежим следам»,и в 39 (см. публикацию, 1 и 2 июля 1944 г.), где он еще раз описывает прошедшие уже события, с некоторыми уточненими (и местами, что естественно, с повторами) . Получение архиепископом Григорием разрешения на устройство Богословско-пастырских курсов в Саратове осложнило процесс его назначения 26 мая 1944 г. на Псковскую кафедру с поручением управления Ленинградской, Новгородской и Боровичской епархиямии проживанием в Ленинграде ; с 5 сентября 1944 г. он временно управлял Олонецкой и Вологодской епархиями, с декабря 1944 до июня 1945 г. – Рижской. Если бы не скоропостижная кончина Святейшего Патриарха, то вторая после Богословского института в Москве (открыт 14 июня 1944 г.) духовная школа, возможно, открылась бы не в а в Саратове, Ярославле или Казани (см. публикацию, 2 июля 1944 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

11. МИТРОФАНОВ Василий Васильевич, иерей (1869-?). Родился в г. Валдае Новгородской губ. Реабилитация 2001 отменена. Архивная справка УФСК СПб ЛО от 12.05.1996; ЦГА СПб. Ф.7179. Оп.53. Д.89. Л.140. Ф9324. Оп.1. Д.7. Л.8. 12. МИРОНОВИЧ Николай Николаевич, священник (1895-?). Русский. Родился в Виленской губ. в семье священника. В 1920-1930-е служил протодиаконом, а затем - священником в Полесье Минской губ. и в г. Вильно. В нач. 1943 из Литвы направлен в числе миссионеров «Псковской Духовной Миссии» на оккупированную территорию Лен обл. Служил в соборе г. Порхова (в 04.08.1943 - благочинный Порховского окр.), а затем с осени 1943 - в Никольской церкви г. Острова (в 01.02.1944 - благочинный Островского окр.). В 02.1944 бежал в Литву, служил начальником канцелярии управления Внутренней Миссии в г. Шауляе. Арестован в 10.1944, отправлен в Ленинград во внутреннюю тюрьму НКВД. В 1945 осужден на 10 лет за измену Родине. АУФСБ Псковской обл. А-10676 т. л. 146. 13. МОЛЧАНОВ Иван Васильевич, иерей (20.09.1891-01.12.1954). Родился в д. Никоново Ростовского у. Ярославской губ. Посвящен в 1943. В 07.1943-10.1944 - настоятель Казанской церкви в Вырице. Арестован 25.10.1944. Приговорен 26.12.1944 к 15 годам лагерей. Скончался в лагере. Христианское чтение. 1993. N 1. С.123. А-10676, т. 1, л . 212; т.2 л. 418; т. 3 л . 536. 14. НАЛИМОВ Алексей Михайлович, священник (1880-?). Род. В с. Модолицы Плюсского р-на ЛО. 4 кл. ДС. Служил в Луге в Ольгинской церкви. Арест 30.04.1944 по д. Заблоцкого. Из заключения прокурора об отказе на реабилитацию от 30.03.2001 ЛВО по д. 26117 следует, что он активно работал агентом гестапо». Приговором Военного Трибунала войск НКВД от 26 июня 1944 приговорен к ИТЛ на 15 лет. С поражением в правах на 5 лет и конфискацией личного имущества. 15. ПЕРМИНОВ Андрей Яковлевич (1918-2.07.1949). Родился в г. Двинске Витебской губ. Арестован 24.11.1944. Приговорен 15.01.1945 к 15 годам лишения свободы. Скончался в заключении. Справка УМБ РФ по Псковской обл. N 10/5-2028 от 18.04.1994.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/22/...

Случаев отказа «священникам» УАПЦ в перерукоположении или в присоединении к клиру РПЦ практически не было. В марте 1944 г. на Волынь прибыл Курский архиеп. Питирим (Свиридов) , осуществлявший надзор за первыми присоединениями представителей УАПЦ к РПЦ. По др. данным, непосредственно процессом воссоединения занимался еп. Иов (Кресович) , к-рый в мае 1944 г. утратил статус правящего архиерея и стал викарным епископом Волынской епархии, но при этом оставался настоятелем кременецкого Богоявленского мон-ря, управлял приходами Кременца. Во епископа Луцкого 13 мая 1944 г. был хиротонисан архим. Максим (Бачинский), причины выбора именно этой кандидатуры неясны. Еп. Максим, вероятно, не прибыл в Луцк, 23 мая 1944 г. был переведен на Каменец-Подольскую кафедру. Вместо владыки Максима в Луцк 23 мая 1944 г. был назначен бывший Полтавский еп. Николай (Чуфаровский) уже с титулом «Луцкий и Волынский». В его ведение вошли Волынская, Ровенская и сев. часть Тернопольской обл. В 1944 г. была возрождена Житомирско-Овручская епархия. 1 июля 1944 г. Луцко-Волынская епархия стала называться Волынско-Ровенской (ГА Ровенской обл. Ф. Р-204. Оп. 11. Д. 10. Л. 31). По состоянию на 3 июля 1944 г. в состав новой епархии входили 320 приходов в Волынской обл., 290 в Ровенской обл. и 140 приходов в Тернопольской обл. К нач. 1945 г. зарегистрированы: в Волынской обл.- 313 приходов, 282 священника, 18 диаконов и 250 псаломщиков, в Ровенской обл.- 423 прихода, 63 священника, 45 диаконов и 203 псаломщика, а также 12 монахов и 138 монахинь. В 1944-1945 гг. бывш. Кременецкий повет, охватывавший правосл. районы в сев. части Тернопольской обл., входил в состав Волынской епархии. При кременецком Богоявленском мон-ре до нач. 1945 г. продолжали находиться нек-рые епархиальные учреждения, среди них - епархиальное благочиние мон-рей, которое возглавлял наместник Богоявленского мон-ря архим. Марк (Якимчук). В эти годы существовало Тернопольское областное благочиние, к-рое возглавлял прот. Анания Корнейчук, настоятель Николаевского собора в Кременце.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

1/IV-1931 г. награждён двумя панагиями. С 5/V-1933 г. – первоиерарх Православных Церквей в СССР. С 29/IV-1935 г. – первоиерарх так называемых Православных (обновленческих) Церквей в СССР. C 10/V-1941 г. ушёл на покой, а от 6/Х-1941 г. получил бессрочный отпуск со сдачей дел митр. Александру (Введенскому). 02/III-1944 г., после принятия покаяния, как поставленный архиереями старого поставления, принят в сущем сане епископа. В 1944 г. возведён в сан архиепископа с присвоением ему титула Тульского и Белевского. В 1945 г. за архипастырские труды и патриотическую деятельность награждён крестом на клобук. В 1946 году назначен архиеп. Димитровским Московской епархии с оставлением обязанности за ним председателя Миссионерского Совета при Св. Синоде. Духовный писатель, поэт. Скончался 25/III-1950 года. ТРУДЫ: Стихотворения Станем на защиту Родины//ЖМП. 1944. 5. С. 27. Молитва в дни брани//ЖМП. 1944. 5. С. 28. У гроба Св. Патр. Сергия//ЖМП. 1944. 8. С. 37–38. Молитва Богоматери в дни Великой Отечественной войны//ЖМП. 1944. 10. С. 30. ЛИТЕРАТУРА: ЖМП. 1944. 8. С. 1; 1945. 3. С. 9; 1946. 8. С. 6; 1950. 4. С. 6–7. Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 10; 1926. 6. С. 3; 1927. 3. С. 6; 1928. 10(33). Протокол 1, 3. С. 5, 7; 1930. С. 2, 11; 1931. 5–6. С. 12. Церковное обновление. 1923. 15. С. 3; 1924. 2–3. С. 6; 1925. 9. С. 76; 1926. 5–7. С. 33, 55. ФПС I 41. ФПС II С. 10. ФАМ 1. С. 46. ФАОС дело 52. Кат-АМ (обновл.) 84. Кат-ЯВ 70. С. 36–37. Кат-ЕС 2. С. 9, п/п 47. См. Мануил. 2.188–190. [Кат-ГУБ. С. 967.] [Левитин. С. 79, 80, 118, 278–280, 286, 287, 294, 340, 342, 345, 346, 412, 522, 619, 625. 634, 637, 638, 640, 641,643, 645, 647, 650, 651.] [Наука и религия. 1990. 9. С. 45–46.] Родился в 1870 г. Окончил Тульскую духовную семинарию, в 1890 г. – Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1891 г. – священник женского монастыря в г. Белеве. В 1919 г. пострижен в монашество, возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Белевского монастыря. 15/VIII-1920 г. хиротонисан во еп. Епифанского. Летом 1922 г. уклонился в обновленчество. С 19/IX-1922 г. – архиеп. Тульский, с 15/IV-1925 г. – митр. Тульский, с 10/V-1930 г.– председатель обновленческого Священного Синода. С 05/V-1933 г. – Первоиерарх, 06/Х-1941 г. ушёл на покой. 02/III-1944 г. после покаяния принят в Патриаршую Церковь в сане епископа. С 1944 г. – архиеп. Тульский и Белевский, с 1946 г. – архиеп. Дмитровский. Скончался 25/III-1950 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

526 CP, февраль 1944. С. 3; апрель 1944. С. 3; август 1944. С. 1; АГЕ, д. Журнал протоколов заседаний приходского совета Св. – Николаевской церкви в г. Мюнхене с 4 марта 1944 г. по 26 ноября 1951 г., л. 13–15. 531 Распоряжения Высокопреосвященнейшего Венедикта, архиепископа Берлинского и Германского и Среднеевропейского митрополичьего округа, сентябрь 1950. С. 22. 538 Gaede К., a.a.O. S. 247–248; Зайде Г. Указ. соч. С. 24; К 50-летию со дня убиения Александра Шмореля. «Не забывайте Бога!!!»/Вестник Германской епархии РПЦЗ. 1993. 1, С. 18–23: ВА, R601 Nr. 3. Bl. 3–4. 539 Никиташин И. Воспоминания о Владыке Сергии «Пражском»/Русское Возрождение. 1984. 27–28. С. 137–138. 540 Журнал Московской Патриархии. 1985. 12. С. 46–47; Православная Русь. 1991. 15. С. 15; Якунин В. За Веру и Отечество. Самара, 1995. С. 82–83; Bohren R. Aus dem kirchlichen Leben den ehemaligen Tschechoslowakei/in: Kirche im Osten. Studien zur osteuropaeischcn Kirchengeschichte und Kirchenkunde. Göttingen. Band 38/1995. S. 96. 544 BLHA Stadtpraesident Berlin. Pr. Br. Rep. 60, Nr. 475, Bl. 98; АГЕ, д. Книга протоколов заседаний приходского совета Св. – Николаевской церкви в г. Мюнхене с 12 апреля 1942 г. по 8 января 1944 г., л. 10, 13, 14. д. Приходы. Мюнхен 1929–1942, б/л; CP, март 1944. С. 1. 549 АГЕ, д. Журнал протоколов заседаний приходского совета Св. – Николаевской церкви в г. Мюнхене с 4 марта 1944 г. по 26 ноября 1951 г., л. 21: Зайде Г. Указ. соч. С. 24. 551 РГВА, ф. 1470, оп. 1, д. 17, л. 362–365; CP, октябрь 1942. С. 1; Gaede К., а.а. О. S. 142–143. 556 Reitlinger G. Ein Haus auf Sand gebaut. Hitlers Gewaltpolitik in Rußland 1941–1944. Hamburg, 1962. S. 526; Fink H. Gedenken im Interesse der Zukunft. Erfahrungen aus irenischer Zusammenarbeit/in: Stimme der Orthodoxie. 51/1989. S. 27; Толстой H. Жертвы Ялты. Париж, 1988. С. 22. 577 АГЕ, д. Книга протоколов заседаний приходского совета Св. – Николаевской церкви в г. Мюнхене с 12 апреля 1942 г. по 8 января 1944 г., л. 9. 579 Распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима, Митрополита Берлинского и Германского и Среднеевропейского митрополичьего округа. Август. 1946. С. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1941-1942 гг. одновременно с открытием ряда храмов в области продолжалось офиц. закрытие церквей, фактически не действовавших, но юридически не оформленных как закрытые и «освоенные» (т. е. разобранные или приспособленные под клубы, хозяйственные нужды и др.). К нач. 1943 г. в Горьковской обл. действовали 7 церквей: кафедральные Высоковская Троицкая в Горьком и Вознесенская в с. Выездном, Христорождественская в с. Полховский Майдан Вознесенского р-на, Покровская единоверческая в с. М. Мурашкино Большемурашкинского р-на, Покровская в с. Шершове Перевозского р-на, Сретенская в бывш. с. Кубенцеве (с 1932 в черте Балахны), Казанская в с. Гремячеве Кулебакского р-на (ныне поселок городского округа г. Кулебаки). Закрытие нек-рых храмов не было оформлено юридически, но богослужения в них не совершались. 1 авг. 1943 г. открылась Преображенская ц. в слободе Печёры Автозаводского р-на Горького, 19 июля 1944 г.- Преображенская ц. в пос. Карповка Ленинского р-на Горького. 14 окт. 1943 г. архиеп. Сергий скончался, некоторое время управление епархией осуществлял его секретарь благочинный г. Горького прот. А. Архангельский. 22 дек. состоялась хиротония Зиновия (Красовского) во епископа Лысковского. 2 февр. 1944 г. на викария было возложено временное управление Горьковской епархией, которое он осуществлял до 1946 г. 3 февр. 1944 г. верующим возвратили арзамасский Воскресенский собор, он стал 2-м кафедральным храмом епархии. Настоятель собора прот. Сергий Перевалов возглавил новообразованный 2-й (Арзамасский) благочиннический округ. 14 сент. 1944 г. открылась ветлужская Екатерининская ц. В авг. 1944 г. в состав Владимирской обл. перешли 3 района, а в состав новообразованной Костромской области - 6 районов Горьковской обл. По этой причине число приходов Горьковской епархии уменьшилось на 13. В 1944-1946 гг. в Горьковской епархии были возобновлены 16 приходов на территории Марийской АССР. В 1945 г. был образован Марийский благочиннический округ, центром к-рого стал Владимирский собор в Йошкар-Оле (передан Церкви в авг. 1944). В сент. 1944 г. учрежден 3-й (Лысковский) благочиннический округ с центром при Казанской ц. в Лыскове (возвращена верующим в июне 1943). В этой церкви располагалась кафедра викарных Лысковских архиереев.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

В марте 1944 г. Попов вместе с др. эвакуированными с востока Украины «священниками» УАПЦ совершал богослужения в Преображенском храме Львова, принадлежавшем униатам. Неясно, был ли согласен архиеп. Палладий на создание в его епархии приходов УАПЦ или же это было единоличное решение Дионисия. С приближением фронта в июле 1944 г. архиеп. Палладий был эвакуирован в Германию. Распоряжением от 9 сент. 1944 г. он назначил «администратором православных приходов Лемковщины» вместо прот. Мартина Волкова, также уехавшего из Польши, прот. Петра Тарановского, о чем известил клир и верующих «Посланием к духовенству святой православной Церкви на Лемковщине» от 21 сент. 1944 г. С того времени фактически прервались всякие контакты приходов с церковными центрами в Польше, где до апр. 1945 г. оставался единственный правосл. иерарх - викарный еп. Тимофей (Шреттер) . Краковская консистория в 1944-1946 гг. продолжала работу: ее деятельность ограничивалась бракоразводными и др. бытовыми вопросами. После освобождения от немцев Галичины Львовско-Галицкий благочиннический окр. утратил связь с консисторией в Кракове и стал подчиняться Киевской митрополии до замещения 22 апр. 1945 г. Львовской кафедры. В 1944 г. во главе Львовского благочиния стоял прот. Григорий Боечко, в составе благочиния было 10 приходов: 3 - во Львовской обл., 1 - в Тернопольской, 2 - в Дрогобычской, 4 - в Станиславской (ЦГАВОВУ. Ф. 4648. Оп. 1. Д. 2. Л. 199-203). Предыдущий благочинный прот. Григорий Курилас, в 1943 г. бежавший в Палестину, получил гарантии безопасности от советских властей и в 1945 г. вернулся на Украину, вскоре был репрессирован. На основании договора от 9 сент. 1944 г. между польск. Комитетом народного освобождения и Украинской ССР в 1944-1946 гг. шла массовая депортация украиноязычного населения из Польши на Украину. Первоначально переселение предполагалось сделать добровольным, но, поскольку желающих практически не оказалось, была применена сила. В 1945-1946 гг. с Лемковщины было выселено свыше 100 тыс. лемков, в основном греко-католиков, православных - ок. 15 тыс. чел., среди которых были и священнослужители. Основными местами размещения переселенцев из Польши стали центральная и вост. области Украины, нек-рые репатрианты позже переехали на Волынь и в Галицию в надежде вернуться на отцовские земли. Отдельные общины переселялись почти целиком в определенные населенные пункты Украинской ССР во главе с настоятелями. Они активно влияли на местную церковную жизнь.

http://pravenc.ru/text/2458925.html

Мероприятия в этом направлении я считаю подходящими только после войны. Хайль Гитлер! А. Розенберг В A, R6/176. В1. 59–60. Заверенная копия. Д. Германская политика в отношении Русской Православной Церкви в последний период войны 23 марта 1944 – 29 января 1945 г. Определенные изменения в нацистской церковной политике на Востоке произошли в конце 1943–1944 г. Желая противодействовать усилившейся после выборов Московского Патриарха советской пропаганде, РСХА с согласия Партийной канцелярии выступило инициатором проведения серии конференций православных архиереев, которые в марте–апреле 1944 г. состоялись в Варшаве, Минске и Риге. Возглавлял их организацию и проведение руководитель «церковного» реферата РСХА штурмбаннфюрер СС Нейгауз. Работники РМО несколько скептически относились к пропагандистской эффективности таких конференций, но включились в их подготовку. В действительности воздействие антисоветских заявлений архиереев оказалось очень незначительным. Одновременно в Восточном министерстве активизирован! свои попытки использовать против русского православия национальные Церкви и, прежде всего, создать возглавляемую патриархом единую Украинскую Церковь . Из публикуемой записки Розенфельдера от 14 декабря 1944 г. видно, что РМО в конце концов удалось убедить Партийную канцелярию и РСХА в необходимости поддержки украинских автокефалистов. Но, конечно, в конце 1944 г. в условиях надвигавшегося краха III рейха уже было не до выборов Украинского патриарха, да и санкции на это Партийной канцелярии так и не последовало. В начале 1945 г. интерес Восточного министерства к церковным делам существенно остыл, но они практически до конца войны продолжали привлекать внимание Партийной канцелярии. Заметка К. Розенфельдера для начальника руководящем группы культурной политикой РМО Милве-Шрёдена о переговорах 22–23 марта 1944 г. с представителем РСХА Нейгаузом Берлин, 23 марта 1944 г. Из запланированных по соглашению с Главным управлением имперской безопасности православных архиерейских конференций в Генерал-губернаторстве, в генерал-бецирке Белоруссия и в прибалтийских генерал-бецирках состоялась 12.03.1944 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некоторые обновленческие «иерархи» принимались как священники и служили Церкви в этом сане, – например, «архиепископ» Андрей Расторгуев был присоединен в 1943 г. в сане протоиерея и назначен настоятелем Воскресенского храма в Сокольниках. «Митрополит» Тихон Попов в 1944 г. также был принят как протоиерей и назначен ректором и профессором Московского богословского института, а затем ректором Московской духовной академии. В 1944 г. в Московский Патриархат перешел и «митрополит» Виталий (Введенский). Получивший архиерейскую хиротонию еще до начала обновленческого раскола, он был принят в сане архиепископа и назначен на Тульскую кафедру. Патриарх Сергий умер 15 мая 1944 г. Накануне он совершил последнюю в своей жизни литургию и архиерейскую хиротонию – во епископа Можайского был рукоположен архимандрит Макарий (Даев). Вечером того же дня Святейший обсуждал с протопресвитером Николаем Колчицким вопросы к предстоящему заседанию Синода. На следующий день патриарх проснулся в 6 часов утра. Когда в 6 часов 50 минут к нему зашел келейник ахимандрит Иоанн (Разумов), он застал иерарха мертвым. Причиной смерти стал инсульт. Патриарх Сергий был погребен в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове. Церковная жизнь в 1944–1945 гг. Согласно завещанию Святейшего Патриарха, местоблюстителем назначался митрополит Алексий (Симанский). 15 мая 1944 г. Священный Синод принял к исполнению патриаршее завещание. На плечи митрополита Алексия легла обязанность дальнейшего восстановления церковной жизни. Продолжались архиерейские хиротонии, за время местоблюстительства митрополита Алексия с мая 1944 по февраль 1945 г. их было 10. Также шел своим ходом и процесс открытия новых приходов. По-прежнему переходили в Московский Патриархат обновленческие общины. 14 июня 1944 г. в Московском Новодевичьем монастыре торжественно открылись Богословский институт и Богословско-пастырские курсы. В 1944 г. советские территории были освобождены от гитлеровцев почти полностью. Возвращалась коммунистическая власть. Часть храмов (например, Петропавловский собор в Минске) была закрыта. Тяжелым было положение в Молдавии, жители которой во время войны были приравнены в правах к гражданам Румынии. Волна закрытия храмов и монастырей пришла и сюда. Однако в большинстве открытых при немцах церквей богослужения все же продолжались.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010