Благодаря этому он достиг высшей любви и святости, так что с чистой совестью мог сказать, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, и уже не я живу, но живет во мне Христос. Не может быть, дорогие братия и сестры, более трогательного образца истинного служения Господу и любви к Нему, — на протяжение многих лет плачущего святого апостола Петра и страдающего, подвизающегося за веру апостола Павла. Как хорошо было бы, если бы христиане хотя бы немного приблизились к этим образам верности и любви, явленных в святых апостолах, если бы всегда стоял перед глазами христианина Христос, не покидал, особенно когда мы устремляемся ко злу, преграждал бы путь к нему. «Но разве это в нашей воле, разве мы можем сделать так?» — «Да, можем». Господь распятый всегда стоит на нашем пути. И всегда говорит нам со Своего креста: «Не делайте так. Вы второй раз вбиваете гвозди в Мои руки и ноги. Куда идете, вернитесь!» А мы не видим Христа, не приучились видеть. Святые апостолы Петр и Павел всегда имели перед глазами своими Господа Иисуса Христа, и Спаситель Сам направлял их путь к небу, ко спасению. Но разве не в нашей воле приблизиться к Господу? Чтобы удостоиться помощи Спасителя, нужно только иметь слезы святых апостолов Петра и Павла, с осуждением оплакать прошедшую жизнь, а в будущем твердо идти под водительством распятого Христа в любви, мире, святости, тишине, постоянно искать и молить Бога о нашем преображении. И да помогут нам в этом святыми молитвами своими уже прошедшие этот путь первоверховные апостолы Петр и Павел. Аминь. В день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Из божественного откровения, дорогие братия и сестры, нам известно, что истина заключается в Господе нашем Иисусе Христе. Поэтому все мы должны стремиться к этой спасительной истине, стремиться, несмотря на нашу греховность и слабость. Из Священного Писания известно, что уклонение человека от цели христианской жизни и его обязанностей неизбежно делает жизнь пустой и бесплодной.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Будем же стараться, дорогие братия и сестры, очищать свою душу и сердце от всякой скверны плоти и духа, от всякого греха, чтобы прозреть духовно, чтобы получить исцеление очей души своей и ясно видеть Спасителя своего. Усердно помолимся Ему: «Ты — просвещение ума моего, Иисусе мой! Ты — спасение отчаянной души моей, Спасе мой! Ты Один можешь просветить меня темного, научить меня непотребного, очистить скверного, воздвигнуть падшего, дать мир душе моей, смущаемой прилогами страстей, свободить от сети, еюже змий запят мя страстьми плотскими, блудным навождением и злым унынием. Просвети душевные очи мои, да никогда усну во гресех в вечную смерть». Аминь. В Неделю пред Воздвижением Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Дорогие братия и сестры! Нынешнее воскресенье называется неделей пред Воздвижением, и сегодня положено читать Евангелие о бесконечной любви Божией к погибающему миру, к роду человеческому и о ниспослании ему Спасителя — Сына Божия Единородного. «Никто не восходил на небо, — говорит Господь, — как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». До пришествия в мир Христа Спасителя, Его страданий, смерти и воскресения, никто из людей не восходил на небо, кроме сшедшего с небес Иисуса Христа, Который Своим божеством всегда был на небесах. Грех не допускал никому из людей взойти на пречистое, святое и праведное небо, на котором — престол Господа Бога Вседержителя, а за грех еще не была принесена с начала мира до пришествия на землю Сына Божия крестная жертва для искупления мира от греха, для примирения людей с Богом, для очищения и освящения верующих в Него и для отверстия праведным судом Божиим заключенного грехами человеческими неба. Небо было недоступно никому из людей ветхозаветных, даже праведных. Оно сделалось доступным для праведников и покаявшихся грешников только со времени крестной смерти за нас, за наши грехи Сына Божия. Об этом сказал Сам Господь: «Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Эта тайна, эта радостная весть, что небо теперь для нас открыто, ежедневно возвещается нам открытием царских врат на великой вечерне, всенощной и особенно на литургии — на малом и великом входах и при выносе святых даров для причащения. Небесное Царство, рай, снова стал доступен, открыт для всех верующих, и в него невозбранно входят после смерти все оправданные пречистою кровью и благодатью Сына Божия.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

В восьмой день собралось множество родственников и соседей, любивших благочестивую чету, чтобы разделить с ней великую радость и совершить над младенцем ветхозаветный обряд — обрезать дитя и наречь ему имя. «Захарией пусть зовется, — говорили родственники, — по имени отца» (как было обычаем у евреев называть дитя именем отца или деда или именем других родственников), находя это имя, означающее «Господь вспомнил», как нельзя более подходящим к обстоятельствам рождения дитяти, испрошенного у Бога долгой и пламенной молитвой. Но Елисавета настаивала, чтобы дитя было названо Иоанном. Тогда посредством знаков спросили у отца, как желает назвать он свое дитя. Взяв дощечку, Захария написал: «Иоанн имя ему», и тут же разверзлись его уста. Исполнившись Духа Святого, Захария воспел торжественно-хвалебную песнь Богу на рождение своего сына. В ней он прославил избавление народа Божия Спасителем: и ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их… Далее, дорогие братия и сестры, по преданию, царь Ирод после избиения вифлеемских младенцев искал возможности убить младенца Иоанна, но не мог найти его и велел убить отца его Захарию, когда тот исполнял свое священническое служение в Иерусалимском храме. Престарелая Елисавета, узнав, что воины ищут младенца, убежала с ним в гористую пустыню, но она вскоре умерла, и младенец остался один в дикой пустыне. И началась жизнь ребенка, какой мир еще не видел и какой никто из детей еще не испытывал. Благодать Божия неотступно была над юным пустынником, подготовляя его суровыми условиями к великому пророческому служению, к великому подвигу исправления жестоковыйных сердец ветхозаветного народа. Пищей его были акриды и дикий мед, окружением — безмолвная пустыня, собеседниками — дикая природа и ангелы Божий, а источником духовного возрастания и питания — Дух Божий. Пробыл святой Иоанн в пустыне до тридцатилетнего возраста, проливая горькие слезы, молясь за греховное человечество и совершая другие великие подвиги, пока Господь не призвал его на общественное служение.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

В глубочайшем смирении Пресвятая Дева преклонилась пред волей Господа Своего и с пламенной любовью засвидетельствовала Свою готовность исполнить ее: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему». В это время действием Святого Духа совершилось несказанное зачатие. Совершилась непостижимая тайна, в которую не могли проникнуть и ангелы. Приходит Единородный Сын Божий в мир для спасения грешного человека, чтобы возвратить ему потерянный рай, чтобы даровать ему Царство Небесное. На земле Спаситель возвещал людям волю Отца, проповедуя евангелие Царства. И вот, заканчивая Свой спасительный подвиг, Господь торжественно входит в Иерусалим. Как повествуют святые евангелисты, за пять дней до Пасхи Иисус Христос в сопровождении учеников и множества народа направился из Вифании в Иерусалим. Подойдя к горе Елеонской, Он остановился и послал двух учеников в ближайшее селение, чтобы привели Ему ослицу и молодого осленка, привязанных у одного дома. Когда животные были приведены, ученики покрыли их своими одеждами, Господь сел на осленка и продолжил путь в Иерусалим. По обычаю евреев тех времен, на осле, покрытом коврами, в город въезжали только цари. Народ, увидя Иисуса Христа, входящего в Иерусалим по-царски, понял, что это обещанный Богом Мессия и что Он идет теперь в Иерусалим для того, чтобы объявить себя Царем и освободить евреев от власти римлян. И начали все оказывать Иисусу царские почести: одни снимали с себя одежды и стелили их по дороге, другие срезали пальмовые ветви, держали их в руках, бросали Ему под ноги, и все радостно восклицали: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!», то есть спасение идет к нам через Иисуса, потомка Давидова: пусть прославляется Он, идущий во славу Господа, спасение дается нам с неба. Когда с горы показался Иерусалим, Иисус Христос заплакал о нем. Он знал, что этот город скоро (через сорок лет) будет разрушен в наказание народа, который теперь прославляет Его, а через несколько дней предаст смерти. По вступлении Иисуса Христа в город все жители вышли на улицы и крики их были еще более радостными. Слыша торжественные восклицания, враги Христовы готовы были разорвать Его, но боялись народа и только сказали: «Учитель! запрети ученикам Твоим». Господь кратко ответил им, что если они умолкнут, то камни возопиют.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

В молитве мы беседуем с Богом, а в слове Божием Бог с нами беседует и передает нам глаголы жизни вечной. То и другое может быть совершаемо беспрепятственно только тогда, когда душа наша освободится от житейских забот. Обыденные заботы и труды в праздник не дают нам ни как следует помолиться, ни принять участие в мирных и благочестивых собеседованиях, в чтении слова Божия и других душеспасительных писаний. Праздничная же работа, как незаконная и не благословленная от Бога, никогда не может иметь успеха, напротив, она станет помехой в тех делах, которые законно совершаются в будничные дни. Так действительно и бывает, что Господь явно карает нарушителей праздничного покоя. Вот что говорит Господь Вседержитель через пророка Аггея: «Ожидаете многого, а выходит мало… за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений». Итак, шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой — … Господу, Богу твоему. Аминь. В двадцать седьмую Неделю по Пятидесятнице О действии духов злобы Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Царство тьмы побеждено Христом, но по Божию попущению духи злобы не перестают и доныне действовать в мире и вредить душам и телам человеческим. Нечистые духи ведут постоянную и упорную борьбу с сынами Царства Божия, стараясь всячески вредить им, стремясь погубить их. «…Наша брань, — говорится в апостольском чтении настоящего дня, — не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Это говорит святой апостол Павел как о своем времени, так и о всех временах существования Церкви на земле, а, следовательно, и о нашем. Духи злобы подлинно действовали и во времена апостольские, овладевая телами людей и немилосердно мучая их, старались погубить души их. Действуют духи злобы и в наше время, и будут действовать, по свидетельству святого Иоанна Богослова, до конца мира. Терзают они тела и современных людей, причиняя как болезни, напоминающие времена древних, так и недуги, происходящие на вид от причин естественных и внешними проявлениями имеющие видимый характер недугов естественных, но на самом деле обязанные своим происхождением непосредственному действию сатаны, подобно недугу скорченной женщины, на вид страдавшей естественной болезнью, а на самом деле, связанной сатаной.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

В славе преображения Христа Спасителя предвозвещалась слава Его воскресения из мертвых и та слава, в которой Он придет на землю судить живых и мертвых. Господь преобразился перед учениками, чтобы еще и еще раз после бесчисленных чудес показать им очевиднейшим образом Свое божество и Свое единосущие с Отцом, чтобы они не поколебались в вере во время страданий Его, которые уже приближались, но уразумели и поняли, что Он страдал и умирал за грехи мира добровольно, и с дерзновением проповедовали о Нем людям, что Он истинно Единородный Сын Божий, Вечный, Творец мира видимого и невидимого. Ветхозаветные пророки Моисей и Илия явились со Христом, чтобы засвидетельствовать апостолам, что Иисус Христос есть предвозвещенный издревле пророками истинный Мессия, Спаситель мира, обладающий живыми и мертвыми, а также для убеждения учеников в настоятельной необходимости страданий и смерти Его для искупления мира. Они явились в небесной славе для того, чтобы уверить учеников и всех последователей Христовых, что за их приверженность, любовь к Богу и людям, за подвиги на земле их ожидает такая же или еще большая слава, как учеников и друзей Христовых. Когда пророки беседовали с Господом, апостол Петр, не ведавший, что говорил, хотел наслаждаться блаженством на Фаворе в присутствии Христа. «Господи, хорошо нам здесь быть, — сказал он, — … сделаем три куши, то есть палатки из зеленых ветвей: Тебе одну и Моисею одну, и одну Илии». Нет, святой и всехвальный апостол Петр, не место и не время тебе тут блаженствовать, а предлежит тебе претерпеть тяжкие муки и ужаснейшую смерть. Разве ты не слышал, о чем говорили пророки с Господом во время преображения Его? Не о блаженстве, а о страданиях и смерти, которые надлежало претерпеть Ему. Петр не знал, от великой радости и счастья, что говорит. Надо было вразумить свыше его и прочих учеников. И еще не кончил Петр своих слов, как с неба послышался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте», то есть не следуйте тому, что вам нравится, что вам приятно, а слушайте Его, Сына Моего Возлюбленного. А Он говорил еще совсем недавно: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Вот в чем надо слушаться Его.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

В сороковой день по воскресении Господь явился Своим ученикам на Елеонской горе и, благословив, стал возноситься на небо. С ощущением грусти от разлуки стоят ученики и смотрят на то, как удаляется от них божественный Учитель. Вдруг пред ними предстают два ангела и говорят им: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». С великой радостью возвратились ученики Христовы в Иерусалим и воспели, по преданию, песнь «Воскресение Христово видевше…», которую мы поем за воскресным всенощным бдением. Все последующие дни они пребывали в единодушии и любви и ожидали исполнения обетования Спасителя о снисхождении Святого Духа. Радуются сегодня и все православные люди вместе со Святой Церковью, празднуя Вознесение Господа и воспринимая в сердце это преславное событие. По учению Святой Церкви, все верующие во Христа вслед за Спасителем нашим с воскресшими телами восприимут блаженство вечное, когда Он придет в божественной славе Своей. Но всем ли будет радостью Его пришествие? Ведь Он придет, чтобы судить всех людей за дела, слова, мысли и желания. Тогда мы дадим Господу ответ, сохранили ли мы веру, возвещенную нам, проповеданную миру святыми апостолами, переданную нам отцами Церкви. Тогда откроется, что многие из нас не стремились познать глубину истинной веры, не соблюдали заповедей Божиих. И скажет тогда Господь: «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном». Господь спросит нас, как мы пользовались дарованными нам средствами ко спасению, прежде всего, как относились к святым и великим таинствам покаяния и причащения, в которых подается верным от божественной силы Его… все потребное для жизни и благочестия. И когда придет осознание, насколько необходима благодатная помощь Святого Духа в жизни истинно христианской, святой и богоугодной, будет слишком поздно. И скажет Господь: «Отойдите от Меня все делатели неправды». Господь спросит с нас и за заповедь о милосердии, сострадании и любви к окружающим нас людям, в которой заключается главное правило жизни всех истинных последователей Христовых. Тогда откроется, кто из нас не приложил усилий, чтобы жить по этой заповеди, как мы ссорились, враждовали, обижали, мстили, жадничали, радовались чужому горю, завидовали. И скажет тогда Господь: «Нет вам места со Мною, Я завещал вам взаимную любовь, Я говорил: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою, но вы не исполнили Моего завещания, и Я не знаю вас».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

В это время, действием Святого Духа, совершилось несказанное зачатие, совершилась непостижимая тайна, в которую не могли вникнуть и ангелы. Приходит Единородный Сын Божий в мир для спасения грешного человека, чтобы возвратить ему потерянный рай, чтобы даровать ему Царство Небесное. Дорогие братия и сестры, задумывались вы когда-нибудь над жизнью Божией Матери? Это была жизнь самая скромная, самая смиренная и незаметная; Ее мало кто знал при жизни, и мы знаем о Ней очень мало, будто бы вся жизнь Ее покрыта тайной смирения. Она, верно, знала, хорошо знала, что такое смирение, и нам оно ценно в очах Божиих, если говорится: «Яко призре на смирение рабы Своея…» Сколько сказано о смирении и как мало его в нашей жизни. Смирение — одно из божественных свойств. Смирение — величайшая добродетель и, вместе с тем, величайший дар Божий, без которого спастись невозможно. Смирение совсем не немощь, не приниженность, а, напротив, великая сила. Преподобный Антоний Великий видел однажды сети диавола, распростертые по всей земле. В глубокой печали спросил он Господа: «Кто же может избежать их?» — и получил ответ: «Смиренномудрие спасается от них, и они не могут даже прикоснуться к нему». Смирение — великая тайна, и ее несомненно знала Матерь Божия. С трехлетнего возраста она воспитывалась в храме, проводя время в молитве, чтении Священного Писания, богомыслии, и кто может проникнуть в тайну Ее внутренней жизни? Кто скажет, каких откровений сподобилась Она от Своего любимого Господа? Среди достоинств смирения и такое: «Смиренный духом приобретает честь». Слово Божие так часто и сильно внушает человеку мысли о смирении, что его нельзя не признать за одну из главнейших христианских добродетелей. На кого Бог взирает оком Своего благоволения? Только на смиренного и сокрушенного духом. Кому Господь обещает истинное величие и славу? Смиренным, как учит святой апостол Петр: «Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время», и Сам Спаситель говорит: «Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

В этой притче Спаситель назвал богача безумным, потому что, получив к своему богатству еще и прибавку в виде неожиданного урожая, он не подумал о Том, Кто является Источником всех благ на земле, откуда взялся этот неожиданный дар природы. Если бы он читал слово Божие, то знал бы, что бедность и богатство — от Господа. Богатого и бедного создал Господь. Он безумен потому, что при своем богатстве не вспомнил о тех, с кем должен был поделиться этим даром Божиим, кто, может быть, не имеет у себя ни крохи, ни зерна, кто голодает, кто нищ. Господь и в Ветхом Завете говорил верующим иудеям: «Сиротам будь, как отец». «Давай алчущему от хлеба твоего и нагим от одежд твоих; от всего, в чем у тебя избыток, твори милостыни». А нас с вами в Новом Завете Господь поучает: «Просящему у тебя дай». А святой апостол Павел завещает своему ученику, апостолу Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они… благодетельствовали, богатели добрыми делами». Богач безумен: он был уверен в том, что его добро, его богатство останется с ним на долгие годы, навсегда. У него и в мыслях не было, что в одну минуту, в одно мгновение он может лишиться всего своего богатства: и огонь может его сжечь, и вода затопить, и другими путями Господь, подающий блага земные, может отнять у него Свой же дар. «Во время сытости вспоминай о времени голода, — учит премудрый Сирах, — и во дни богатства — о бедности и нужде». Богач представлял себе земную жизнь во всем подобной жизни бессловесных животных, ибо только есть, пить, спать — это удел животной твари. Он не хотел знать и думать о том, что у человека есть другое, высшее предназначение, иной смысл жизни и ее содержание. Человеку дана земная жизнь для приготовления к жизни будущего века; ему предстоит духовно совершенствоваться и расти, достигая богоподобия, созревать для будущей жизни, как колос в полной мере созревает перед жатвой. Богач назван Господом безумным, так как он забыл о том, что жизнь человеческая в руках Божиих. У Господа исчислены для каждого из нас не только годы, но месяцы и дни и часы нашей земной жизни. И в руках Божиих как даровать нам земную жизнь, так и прекратить ее для каждого из нас. Святитель Василий Великий, упрекая богачей в их привязанности к богатству, говорит: «Богачи! Кого из вас богатство спасло когда-нибудь от смерти? Кого золото искупило когда-либо от болезни? Вы имеете леса, поля, луга, сады, пруды, рощи и что еще? А маленький уголок земли, имеющий два шага в ширину и шесть в длину, будет вашим жилищем. Вам нужен будет только этот маленький клочок земли, саван и дощатый гроб». Не хотел обо всем этом подумать богач. И Господь, обличая его в своей притче, сказал: «Так бывает с тем, кто собирает сокровище для себя, а не в Бога богатеет».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

В этом Евангелии, как в зеркале, отображено все человечество, и каждый из нас может усмотреть в нем самого себя и увидеть, куда склонилась его жизнь: в сторону грешных людей и ада или в сторону праведников и вечного Царства в раю. «Некоторый человек был богат, — говорит Господь, — одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно». Богатый человек, забыв о небе, о своей бессмертной душе, о вечной жизни, о бедных своих ближних, очень роскошно одевался в одежды, равноценные золоту, и жил в полное свое удовольствие. Такую или подобную ему жизнь ведут и сейчас многие люди. Погоня за веселой жизнью, за пирушками, за щегольством, за роскошной житейской обстановкой и ныне в большом ходу; и для того чтобы пожить в удовольствие, люди не пренебрегают никакими средствами: ни обманом, ни кражами, ни убийствами. Но суд Божий, дорогие братия и сестры, вернее нашего. Господь Бог действительно осудил богатого сразу после смерти, отправив его в огонь, в муку. Он был достоин того за свое пристрастие к роскошной и веселой жизни, за свое жестокосердие по отношению к бедному Лазарю, которого ему было бы так легко приютить, приласкать, успокоить. Таково было жестокосердие богатого, что даже псы были ласковее к больному, потому что, приходя, облизывали струпья его, а богатый и куска бросить ему не хотел. Бываем и мы подобны упоминаемому богачу. Бываем и мы пристрастны к богатству, нарядам, объедению, винопитию, сластолюбию. А между тем, и у нас от этих страстей грубеет сердце, делается все менее и менее чувствительным к недостаткам, скорбям, болезням и несчастьям ближних. Нами все более и более овладевает преступное самолюбие, желание пожить всласть и в удовольствие. Все менее заботит нас душа наша, созданная по образу и подобию Божию. Не заботимся мы об исправлении своей жизни, искоренении страстей и злых навыков. Братия и сестры! В ком господствует страсть к богатству, к нарядам, к наслаждениям плотским, в том не может жить христианская любовь и обитать благодать Божия: нельзя работать одновременно Богу и маммоне! Далее святое Евангелие говорит, что был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его [т.е.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010