Вещи ты можешь иметь и земному можешь служить до того момента, пока не будешь посвящать им все свои земные устремления. Словом, служи не им самим по себе, а в них и через них отдавай свое сердце и всю свою жизнь одному Богу. В изумлении и трепете души спрашивали апостолы друг друга: «Кто же может спастись, если такое требование к спасающимся?» Спаситель соглашается с учениками. «Да, — говорит Он, — человекам это невозможно. Своими собственными силами человек не сможет совершить этот великий подвиг и спастись, но Богу … всё возможно, то есть при помощи Божией христианин сможет и должен освободить свою душу от пристрастия к чему бы то ни было земному, очистить себя от всякой скверны плоти и духа и спастись». Аминь. В тридцатую Неделю по Пятидесятнице Объяснение воскресного евангельского чтения ( Лк. 18,18 — 30 ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! …Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Что это значит, дорогие братия и сестры? Неужели в Царствие Божие один только путь — бедность и нищета? Неужели всем должно или не приобретать ничего, или и приобретенное бросать в огонь? Что же было бы с человеческими обществами, если бы они состояли из одних нищих? Кто же будет и в Царствии Божием, если из него изгнаны будут все, имевшие стяжания (приобретения) в этой жизни? Ибо кто, живя в обществе, не имел или не имеет каких-либо приобретений? Так, может быть, рассуждали и слушавшие Господа, когда с удивлением спрашивали: «Кто же может спастись?» Надо внимательно вслушаться в слова Спасителя, тогда увидим, что Он не сказал, что богатые не войдут в Царствие Божие, что могло бы, конечно, подать повод к роптанию на самый промысл Божий, который, по слову Писания, «богатит и убожит», или привести к отчаянию в своем спасении всякого, имеющего стяжания. Напротив, прежде всего, Господь указал путь к вечной жизни, общий для всех, богатых и бедных, знатных и незнатных. «Если хочешь войти в жизнь вечную, — сказал Господь богатому юноше и, конечно, всем нам, — соблюдай заповеди».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В слышанном нами Евангелии повествуется, что Иисус Христос учил народ в субботу в одной из синагог иудейских. Там была женщина, восемнадцать лет одержимая недугом немощи от нечистого духа; она была скорчена и не могла выпрямиться. Увидев ее, Господь сказал: «…ты освобождаешься от недуга твоего». И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. Старейшина синагоги говорил народу, негодуя, что Иисус Христос исцелил больную в субботу, чего бы не следовало делать, по его понятию, в праздник. Но Господь постыдил этого законника перед целым народом. Он спросил его: «…не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Тем более не надлежало ли в день субботний дочь Авраамову, которую связал сатана… освободить от уз сих?» Значит, делать добрые дела и в праздники не грешно, добрыми делами и надобно чтить святые праздники. Этим евангельским повествованием разъясняется вопрос об истинном назначении дней воскресных и праздничных. Бог, на всякое время поклоняемый и славимый, хочет, чтобы для Его прославления было определено свободное время, особые дни, которые мы называем праздниками: седьмый лень суббота — праздник Господу Богу твоему. Значит, праздник есть время, посвященное Единому Богу, и мы в это время ничего не можем делать для себя, а все только во славу Божию. Помни день субботный, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши в них вся дела твоя. Целых шесть дней даю Я вам на работу, а седьмой оставляю на служение Мне. «В день же седмый — суббота Господу Богу твоему» — так повелевает четвертая заповедь Божия, так повелевает Сам Бог. Он оставил нам шесть дней и только один уделил Себе, да и то для спасения нашей же души. Этот закон Господь освятил примером Своим: мог Он сотворить весь мир в один день, в одну минуту, однако же восхотел сотворить его в шесть дней; а в седьмой почил от дел творения. Как свят этот закон, так и мы непреложно обязаны соблюдать эту заповедь Божию! Вместо седьмого дня — субботы, мы, христиане, празднуем первый день недели, то есть воскресенье, а это потому, что в этот день Господь наш Иисус Христос родился, в этот день Он воскрес из мертвых, в этот день послал Духа Святого. Все воскресные дни — дни Божий, а не наши, и потому делать в эти дни должно только то, что служит во славу Божию, во спасение наше. Но что же делает зависть сатаны? Он говорит своим сообщникам — злым духам: «Приидите и оставим вся праздники Божий от земли». Настанет праздник Господень, надо бы от попечений мирских удалиться, нужно бы в храм Божий пойти, Богу помолиться, душою и телом отдохнуть. А враг шепчет человеку: «Ну что за праздник, что за обедня? Занимайся каждый делом своим», и христиане слушают его; то и другое сделать в праздник признают необходимым, а исполнение заповеди Божией, спасение души своей считают делом ненужным.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господь наш Иисус Христос, поучая народ, сказал однажды следующую притчу: «Слушайте: вот вышел сеятель сеять. И когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!» Вот вышел сеятель сеять. Кто этот сеющий? Это Сам Сын Божий, исшедший из недр Отчих и пришедший на землю. Семя, которое Он сеет, — это слово Его, Его учение о покаянии, о духовном совершенстве, об уготованном праведникам Царстве Небесном. Он бросает Свои семена повсюду, учит всех людей, но люди по-разному воспринимают Его слово. И когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Что это за дорога, о которой упоминается здесь? Это тот широкий путь, которым идет большинство людей, идет, увы, в погибель, по свидетельству Самого Господа. Семена, упавшие при дороге, — это слово Божие, запавшее в души тех людей, которые, не задумываясь ни над чем серьезным и духовным, идут общим путем. Идут как стадо, следуя друг за другом, подражая друг другу, которые говорят: «Живу, как все». Они имеют свойственный большинству образ жизни, образ мыслей, который, как утоптанная на людной дороге земля, вследствие чего человек не принимает никакого слова, идущего из иного, высшего мира. Слово не проникает в душу. Птицы, клюющие семена, — это демоны, которые всевозможными развлечениями и попечениями стараются заставить нас забыть услышанное евангельское слово о спасении, стараются вырвать из нашей души само воспоминание о Боге и духовной жизни. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иные семена упали на землю, где неглубоко под верхним слоем был камень, и скоро проросли, так как слой земли был тонок. Такая земля — это образ людей легкомысленных, увлекающихся, поверхностных, не способных к глубоким размышлениям, ищущих в жизни одни удовольствия.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

«Во источнике пламене, яко на воде упокоения, святии трие отроцы радовахуся», — поет сегодня Святая Церковь. Да радуются ныне святые отцы и все праведники ветхозаветной Церкви и ликуют в Царстве своего Мессии. О причине радости святых отцов, дорогие братия и сестры, мы вчера вечером слышали в каноне, где говорится: «Потому что из их семени воссиял Христос». С какой же великой верой они ждали этой великой радости! Эту веру, это чаяние их святой апостол Павел поставил в пример всем членам земной воинствующей Церкви. Этому он и посвятил часть своего послания к Евреям. Чтение этого фрагмента мы слышали сегодня в литургийном апостольском чтении. Оно является как бы продолжением сегодняшнего евангельского чтения, его дополнением и объяснением. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин. Верою Енох и великий пророк Божий Илия взяты живыми на небо. А о глубине веры патриарха Авраама свидетельствует то, что он готов был принести в жертву Богу единственного сына, «ибо… думал, что Бог силен и из мертвых воскресить», — уже возложил Исаака на жертвенник и вознес нож, но ангел Господень остановил его. Это было достаточно, чтобы испытать глубокую веру праведника. Верой все великие дела творили и другие ветхозаветные праведники. Они силой своей веры в грядущего Спасителя мира, Господа Иисуса Христа, побеждали царства… заграждали уста львов… угашали силу огня, воскрешали умерших. Своей твердой верой они сделались праведниками. Многие из них за веру в Бога были замучены, другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. В заключение святой апостол Павел, сравнивая их преданность, и веру, и страдания с неверием остального мира, говорит, что те, которых весь мир не был достоин, чтобы сохранить истинную веру в Бога и грядущего Спасителя, в особо тяжелые времена удалялись от отступивших от Бога и упорных в этом отступлении людей, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Возлагая всю свою надежду на Господа Бога, особенно в тяжких болезнях, мы должны пользоваться и теми средствами, какие даровал Он нам для врачевания от этих болезней. В Церкви новозаветной нет «овчей купели», но есть особое таинство, которое не только раз в году, а постоянно, во всякое время может врачевать нас от болезней телесных и духовных, — это таинство елеосвящения. Пользоваться им со всей определенностью повелевает святой апостол, когда говорит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Так, в 9 году девушка из города Струнино Владимирской области, Лидия Муравьева, находилась уже при смерти — у нее был рак левой груди. К врачам обратилась уже поздно, и после операции в больнице имени Боткина рана не заживала и улучшения не наступало. Ее привезли домой уже безнадежной, но она молилась Господу, и когда после соборования в Михеевском храме Троице-Сергиевой Лавры, которое проходило со слезными молитвами и верой самой Лидии и ее родственников, она три раза причастилась (в течение нескольких дней), то совершенно выздоровела: рана закрылась, осталось только белое пятно на левой груди как напоминание о бывшей болезни. Когда лечащие врачи, профессора увидели ее здоровой, то очень удивились, они думали, что ее уже нет в живых. Такова благодатная сила «новозаветной купели» — святых таинств елеосвящения и евхаристии, такова милость Божия к нам, грешным, и такова сила веры и молитвы! «Чего ни попросите в молитве с верою, — сказал Господь, — дано будет вам». К сожалению, мы очень редко, по укоренившемуся предрассудку, обращаемся к этому спасительному врачевству, как правило, перед самой смертью, когда душа расстается с телом. Между тем, по заповеди апостола, таинство елеосвящения предназначено для всех больных, изнемогающих от недугов, а не только для тех, кто приблизился уже к могиле. И, может быть, многие из наших скончавшихся собратий были бы еще живы, если бы своевременно воспользовались этой благодатной помощью.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Возросший и приготовленный Предтеча вызывается на свое делание гласом свыше. Слышится и христианами, дорогие братия и сестры, этот голос Божий, когда они вступают в трудовую деятельную жизнь. Этот голос передается через родительское благословение, через совет и благословение духовника, а внимательные, исполненные страхом Божиим верующие, имеют указания свыше через голос совести, всем этим руководствуются и идут путем жизни преблагословенной, несмотря порой на внешне неблагоприятные условия. С великим усердием и любовью совершал Предтеча Господень свое служение, не щадя жизни, не взирая на лица, не поддаваясь сомнению. Этот урок прост, и многими, возможно, не очень ревностно, не вполне совершенно исполняется. Где бы Господь нас ни поставил, на какую бы службу или работу, мы должны исполнять ее добросовестно во всем, как требует закон Божий, закон совести, житейский и гражданский, — во всем имея в виду благо ближнего и славу Божию. На это указывал святой Иоанн, давая лицам разного рода особые наставления. Когда собрался около него народ и некоторые спрашивали, что им делать, он отвечал: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же», то есть помогайте друг другу, кто чем может. Спрашивали его мытари, что им делать, и он сказал им, а в их лице — всем начальствующим: «Ничего не требуйте более определенного вам». Воинам он заповедал никого не обижать и довольствоваться своим жалованием. За нелицеприятное обличение неправды святой Иоанн был заключен в темницу и мученически, через усекновение главы, закончил свою жизнь. За то он прославлен на небе и славится во всем христианском мире, а виновники его смерти и здесь наказаны (Ирод с Иродиадой были сосланы в ссылку, где бедно жили и бедственно умерли) и по смерти, конечно, будут страдать вечно. И мы, дорогие братия и сестры, добросовестно совершая свое служение, не должны бояться и падать духом, если нас постигнут скорби, притеснения, если будут потери и даже опасность, грозящая жизни. Пусть злоба торжествует.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Воскреснут мертвые, воскреснут матери и дети, братия и сестры, сродники и друзья. Какая отрадная истина! Ею воодушевляется святой пророк Исайя, когда восклицает: «Воскреснут мертвый и вос-танут иже во гробех». Ею укреплялись мученики во время страшных мучений. «Ты, мучитель, — говорили они, — лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечном». Эту истину много раз проповедовал Сам Господь наш Иисус Христос: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день»! Воскресив сына вдовы Наинской, дочь Иаира, четверодневного Лазаря, Он дал наглядный пример воскресения мертвых. Эту истину исповедовала всегда и исповедует ежедневно Святая Церковь словами Символа веры: «Чаю (то есть ожидаю) воскресения мертвых». В залог будущего воскресения своего мы причащаемся святых бессмертных и животворящих тайн. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. «Наступает время, — говорит Спаситель, — в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут [из гробов своих] творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения». Таким образом, братия и сестры, эта временная смерть есть только переход к будущей вечной жизни, и мы веруем и исповедуем, что истинно верующие не умирают, но живут вечно в Господе, что Господь лишь к другой жизни переселяет рабов Своих, и Сам Спаситель сказал, что Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. А святой Иоанн Богослов в своем Откровении говорит: «Блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними». Поэтому умирающие в Господе христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя с ней и со всеми ее чадами самое действенное живое общение. И для христианина смерть сама по себе не страшна. «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение, — говорит святой апостол Павел, — имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше». Страшны только грехи, с которыми мы должны будем предстать пред Господом и которые могут разлучить душу с Богом, «ибо смерть истинная не та, которая разлучает душу от тела, но та, которая разлучает душу от Бога», — говорит святитель Кирилл Александрийский .

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Вот какое великое, непостижимое, какое спасительное таинство оставил нам Господь на земле, как благоговейно мы должны приступать к нему и бережно хранить эту святыню! Вот почему первые христиане жили свято, постоянно, ежедневно причащаясь. Но мы, дорогие братия и сестры, должны помнить, что формально приступать к причащению ни в коем случае нельзя. Лишь осознавшие свою греховность, омывшие свои грехи слезами покаяния и исповедавшие их духовнику могут приступать к этому великому таинству. Прежде чем причастить Своих учеников, как мы видим, Спаситель омыл им ноги. Этим действием Господь показал, что без омовения, без духовного очищения христианин не может иметь части во Христе, не может быть участником причащения. Жизнь и история нашей Святой Церкви свидетельствуют, что православные христиане никогда не приступали к причащению без чистосердечной, искренней исповеди. Мы постоянно согрешаем, а поэтому необходимо постоянно чистосердечно каяться, исповедоваться. Не надо стыдиться или бояться. Необходимо проявлять мужество, отринуть ложный стыд и через исповедь изгнать врага-диавола из своего сердца. Иначе мы будем недостойны святого причастия. «Кто будет есть хлеб сей, — говорит святой апостол Павел, — или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против тела и крови Господней. Да испытывает же себя человек… Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе… Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает». Так что для достойного спасительного причащения необходимо очистить себя, искренне, чистосердечно исповедать свои грехи. Будем всегда помнить и твердо веровать, что в момент причащения мы вкушаем истинное тело и истинную кровь Господа нашего Иисуса Христа. Надо быть очень внимательными к себе и своей душе, потому что против этого великого таинства любви диавол восстает со всей своей адской злобой и ненавистью. Таинство святого причащения охуляется до ужасающих пределов. Он постоянно изрыгает хулу. «Хлеб, хлеб, хлеб, простой хлеб едите вы, люди, а не тело Иисуса Христа вашего! — кривляясь, хрипит змеиное исчадие.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Вот та воистину ужасная пропасть, которая утвердилась между Авраамом в раю и богачом в адском пламени! Боже! Неужели мы стоим на краю этой пропасти?! Опомнимся, пока еще есть время, склоним колена сердца своего, прострем свои руки к небу со слезами искреннего раскаяния в нашей грешной огрубелости. Будем посещать усердно храм Божий и воспитывать здесь свои души для Царствия Божия, ибо храм Божий есть питомник душ, училище христианского благочестия. Будем усердны на всякое доброе дело; станем побеждать грехи, исправлять нравы; благоукрашаться незлобием, милосердием и сострадательностью, воздержанием, чистотою и целомудрием, и при кончине мы не останемся в стыде и после смерти не будем преданы мукам, а святые ангелы — верные наши хранители — вознесут нас на лоно праотца или больше того — ко Христу, как сказал Господь покаявшемуся разбойнику: «Днесь со Мною будеши в рай». Аминь. В двадцать третью Неделю по Пятидесятнице О злых духах и о действии их на человека Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! … Встретил Его один человек… одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах… его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни; он… разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни. Вы сегодня слышали, дорогие братия и сестры, евангельский рассказ о бесноватом в Гадаринской стране и об исцелении его Иисусом Христом. Слышали, как бесы мучили несчастного человека и как бедственно влачил он свою жалкую жизнь? Видели божественную власть Иисуса Христа над целым легионом бесов, вселившихся в несчастного человека? Видели внезапную гибель множества животных, в которых вошли бесы по дозволению Спасителя? Здесь дан образ человека, находящегося в плену зла, в руках сатаны. Такой человек живет словно бы в гробах, потому что его жизнь — путь смерти. На высотах самовлюбленности, на крутизнах гордости, на утесах эгоистической самости («я лучше других, умнее других… кто авторитет для меня?»), в рытвинах греха, в ущельях одной неправды, лжи, в пропастях смертных падений (особенно плотских) — вот где пролегают его тропинки..

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Гордость — это враждебность, это немирное состояние. А немирное состояние свидетельствует об отсутствии любви, чем человек и отдаляет себя от любви Божией, хотящей всем грешникам спастись и достичь разумения истины. Только смирение способствует осознанию своих недостатков, своей греховности. Смиренное раскаяние и сокрушение перед Богом по поводу всего, что было сделано нами нехорошего, не остается безответным. Господь прощает грехи смиренно кающемуся и благодатью Своею вселяется в его сердце. «Я живу на высоте небес и во святилище, — говорит Господь, — и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных». Покаяние — это не только сокрушение о грехах, но и обращение — перемена поведения, изменение всей жизни. Своими силами, без помощи Божией человек не может избавиться от рабства грехам, не может начать этот новый путь. И вот смирившийся, осознавший это молится о том, чтобы Бог дал ему Свою благодатную помощь. «Просите, и дано будет вам, — сказал Господь, — ищите, и найдете; стучите, и отворят вам». Итак, дорогие братия и сестры, будем подражать фарисею в добрых делах, а мытарю во смирении — и спасемся, ибо, как учат святые отцы, Господу приятнее смиренно кающийся грешник, чем гордый человек с добрыми делами. Аминь. В Неделю о блудном сыне Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! … И там расточил имение свое, живя распутно. Дорогие братия и сестры! Думается, что выражением «живя распутно», «живый блудно» можно охарактеризовать переживаемый нами век. Бывают в истории человеческой какие-то особые роковые времена, когда блудные сыны, в буквальном смысле этих слов, заполняют жизнь, когда литература, искусство, нравы и обычаи, все помыслы и разговоры пропитаны духом разврата, бесстыдства и распущенности, не щадящей и тех, кто еще в нежном возрасте — отроков и юношей. Мы знаем и можем указать несколько таких моментов в истории. Когда древние писатели греко-римского мира рассказывают о страшном разврате в мире перед временем христианства, когда, по словам Сенеки, «стыдливость и целомудрие улетели на небо, а невинности совсем нет», то мы себе не можем даже представить всего ужаса развращения общества той эпохи. Картина несколько оживляется, когда мы видим это общество и жизнь его в дошедших до нашего времени рисунках и художественных произведениях. В Италии есть города Геркуланум и Помпеи, некогда погребенные под лавой и пеплом огнедышащего вулкана Везувия. Почти через два тысячелетия, благодаря раскопкам, их открыли, и современные люди смогли увидеть в некоторых подробностях жизнь того времени. Картины, изображения, статуи, обстановка жилищ — все это, оказывается, пропитано там таким отвратительным развратом, охвачено таким блудным духом, так все животно-мерзко и чудовищно распутно, что, по выражению одного путешественника, достаточно взглянуть на все в этих погребенных городах, чтобы понять причину и неизбежность их гибели.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010