Господь наш Иисус Христос похвалил веру сотника и оправдал ее проявлением Своего всемогущества. И сказал Иисус сотнику: «Ты веруешь, что Я могу повелевать болезням так же, как ты приказывать своим подчиненным; веруешь, что могу одним словом исцелить твоего слугу; за эту веру твою Я и говорю тебе: “Иди, и, как ты веровал, да будет тебе”. И за всемогущим творческим Божиим словом будет тотчас последовало самое дело: и выздоровел слуга его в тот час». Дорогие братия и сестры! Постараемся и мы молитвой, добрыми делами, очищением душ слезами покаяния стяжать такую же крепкую веру и глубокое смирение, какие имел этот сотник-язычник; и еще больше, чем он имел, потому что нам даны все средства к святости, а он был язычник некрещеный и не имел благодати Святого Духа. Если же при помощи Божией у нас будут глубокое смирение и твердая вера в Господа, в Его Святую Церковь, то, чего ни попросим за наших родных и близких, Он все подаст: дарует прощение грехов, исцеление тела и души, откроет очи духовные и поможет спастись всем. Аминь. В четвертую Неделю по Пятидесятнице Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Дорогие братия и сестры! У каждого из нас есть разные скорби и нужды, с которыми мы прибегаем к Богу. Мы часто просим Господа, молимся Ему, ищем помощи у Него во многих своих житейских делах, действительно важных и неотложных. Но Господь не всегда внимает нашим молитвам, не всегда исполняет наши просьбы. И тогда мы ищем причину этого вокруг себя, а не в самих себе. Мы приписываем Богу равнодушие к нашим земным человеческим нуждам, ропщем, а иногда даже богохульствуем. Правильно ли мы поступаем? Ответ на это дает евангельское повествование об исцелении слуги капернаумского сотника, поучительный пример которого разъясняет нам этот важный вопрос. Этот сотник был начальником римского гарнизона в городе Капернауме в Палестине. Он был человеком добрым и честным, отзывчивым на нужды подвластного ему еврейского населения. Этим качеством своей души, своим добрым характером сотник снискал себе уважение и искреннее расположение как у жителей города, так и у еврейских городских старейшин.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Да, уже одно чувство благодарности к Богу и Его бесчисленные к нам милости обязывают нас быть снисходительными и милостивыми к нашим ближним, которые одной плоти и крови с нами и имеют одинаковые немощи, страсти и преткновения. Но величайшим побуждением к снисходительности и кроткому обращению с ближними должно служить, конечно, более всего крайнее снисхождение к нам Сына Божия, нас ради, человек, и нашего ради спасения сшедшего с небес, воплотившегося и вочеловечившегося. Его пример, Его святые заповеди и советы, Его кротость и незлобие к грешникам, Его долготерпение, Его страдания и смерть за всех нас. «Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев», — говорит апостол Иоанн Богослов. Святой апостол Петр наставляет нас: «Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры. Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство». Господь говорит нам: «Милости хочу, а не жертвы». Он, Многомилостивый, хочет и от нас милости или милосердия относительно наших ближних; Он же и готов всегда помогать нам во всяком добром деле. Если у нас злое сердце, то будем просить в покаянии, чтобы Господь смягчил наше сердце, сделал кротким и терпеливым, — и будет оно таковым. Он нам говорит: «Даждъ Ми, сыне, твое сердце». Нет ничего невозможного для верующего и искренно молящегося. Только решиться нужно, твердо решить оставить свою злобу. Надо в самом начале обуздывать в себе всякую возникающую страсть, особенно злобу и гнев, не дозволять искре сделаться огнем, который тушить, конечно, гораздо труднее, чем искру. Итак, будем от души прощать ближним погрешности их против нас, помня общую нашу слабость, немощь, греховность и бесконечное к нам милосердие Божие. Аминь. В двенадцатую Неделю по Пятидесятнице Как нам спастись? Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры! В нынешнем Евангелии Господь наш Иисус Христос решает важный вопрос, предложенный Ему богатым юношей: «Что делать мне, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь указал ему на заповеди, данные людям от Бога, притом на заповеди о любви к ближним, минуя заповеди относительно Самого Господа Бога, конечно, потому что на любви к ближним основывается и любовь к Богу и без любви к ближним невозможно любить Бога.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Далее Господь указывает богатому юноше сначала на заповеди закона, более легкие для исполнения, а затем — на более трудные, более высокие. Иисус сказал ему: «Ты знаешь заповеди, например, не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй — одним словом, уклоняйся от всякого зла и твори благо — почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя». Это самая главная заповедь. С исполнением этих заповедей начинается путь к вечной жизни. «На того иудеянина, — говорит святитель Филарет, митрополит Московский, — не стыдно указать и нам, христианам. Всех ли нас и больше всего и чаще всего занимает этот важный вопрос, что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Не каждый из нас даже при самом поверхностном взгляде на свою жизнь мог бы сказать и то, что сказал юноша: “Все это сохранил я от юности моей”. Конечно, гордый фарисей, не очищенный и не просветленный благодатью Христовой, не понимал духовной сущности заповедей, а поэтому, не зная того, сказал неправду. Если бы он любил ближнего, то желал бы ему добра, как себе, и тогда нетрудно было бы ему разделить свои стяжания с нищими. Он считал себя вполне праведным. Но Сердцеведец Господь видел скрытую болезнь его души, и с какой мудрой осторожностью, с какой отеческой любовью касается Он этой самой больной струны его души. Спаситель не обличил его в самохвальстве, а указал путь совершенства и предоставил хвалящемуся самому признаться в своем несовершенстве на деле. Иисус сказал ему: “Все, что ты исполнил, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище, только не земное, а на небесах”. Я не только не отнимаю твоего богатства, но это тленное, скорогибнущее имущество предлагаю обменять на нетленное, вечное, небесное, которое у тебя ничто похитить не может. А чтобы тебе легче было забыть о потере земного богатства, то приходи ко Мне и следуй за Мною, взяв крест свой. Я укреплю тебя, поддержу, ты будешь во всем смотреть на Мой пример и будешь Моим верным учеником». Что же юноша? Он же, услышав слово сие… отошел с печалью, потому что был очень богат.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Для нас это очень поучительно. Любовь к дочери, жестоко страдавшей от бесовской мучительной силы, побудила язычницу-хананеянку искать спасения для несчастной у божественного, всемогущего Чудотворца, — и она не отстала от Благодетеля и Спасителя, пока не получила просимого, хотя и были нелегкие искушения ее вере и дерзновению! Ей был, по-видимому, отказ и раз, и два, и три, но она не смутилась, не отчаялась, не сказала: нет, не стану больше просить и беспокоить, видно, я недостойна; она продолжала питать твердую надежду на Чудотворца. Сначала Сердцеведец Господь не отвечал ей ни слова на ее просьбу — для того, чтобы возбудить в ней более сильную веру, надежду и пламеннейшую молитву, ибо от препятствий вера и надежда с молитвой в иных получают еще больше силы и крепости, они все более возгораются, тогда как в маловерных и слабодушных — ослабевают или совсем погасают. Действительно, ха-нанеянка не ослабела в вере, уповании и молитве, но, идя вслед за Господом и учениками, она стала еще сильнее просить и кричать, так что за нее стали ходатайствовать сами апостолы, чтобы Он отпустил ее. Господь, как бы не желая слушать ни ее, ни учеников, говорит, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева, то есть к евреям, которым даны были обетования, откровения, пророчества о пришествии Его в мир и спасении через Него людей. Несмотря на вторичный отказ, она подходит к Самому Господу, кланяется и говорит: «Господи! помоги мне»! Заметьте, как велика у нее вера, упование и дерзновение! Будучи язычницей, она исповедует Его Господом, сыном Давидовым, всемогущим Царем духов, уповает на Его бесконечную благость, обнимающую не только евреев, но и язычников, и как раба Господу, или, лучше сказать, как дочь Отцу, смело говорит: «Господи! помоги мне». Когда же Господь сказал: «Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам», разумея под псами язычников, не ведающих истинного Бога, к числу которых принадлежала и эта женщина; она нимало не оскорбилась, сознавая, что достойна такого унизительного имени, и сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их! Такая вера, такое упование, смирение, терпение были приятны Спасителю, Он похвалил ее за великую веру и сказал: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот нас. Да„ такой матери стоит рукоплескать! Такую же веру Господь нашел в одном сотнике римском, который тоже был язычником. У него был при смерти любимый слуга, исцеленный Господом по просьбе и великой вере сотника. И в похвалу его Господь сказал: «И в Израиле Я не нашел такой веры». После этого что скажем мы, дорогие братия и сестры? Надо научиться так веровать, так надеяться и так просить Господа и Божию Матерь, с такой же смелостью и неотступностью, как просила хананеянка за дочь свою, как просил сотник за слугу своего, и получим, несомненно, по желанию, если оно угодно Богу и нам — на пользу. «Просите, — говорит Господь, — и дастся вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

«Добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Преподобная Мелания Римляныня не знала ни числа, ни цены своему богатству, но знала, для чего Господь осыпал ее милостями, и что десницей принимала от Него, то левой рукой раздавала братии Его, — и, таким образом, богатство для Мелании было голосом, которым Господь воззвал ее в Царство Свое. А о бедности и нуждах и говорить нечего. Гром не грянет, человек не перекрестится, как гласит народная мудрость. «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется», — говорит апостол. И кто этого не чувствовал, кто не испытал? Когда мы бываем смиреннее, благочестивее, умереннее в желаниях, как не в горе и нужде? Когда у блудного сына, упоминаемого в Евангелии, было в руках отцовское наследство, он в дальней стороне только ел, пил и веселился, не думал ни об отце, ни о родине, а когда истратил все богатство, когда во время голода не только куска хлеба, но даже корма, которым питались животные, не мог нигде выпросить, — вот тогда-то он почувствовал всю тяжесть своего положения, тогда-то он вспомнил об отце и бросился в его объятия. О, если бы мы были внимательнее к обстоятельствам нашей жизни, как часто мы слышали бы голос Господа к нам: «Покайся!» А обращаем ли мы должное внимание на тех людей, с которыми Господь сближает нас? Дети! У вас есть родители, давшие вам жизнь и воспитание. Родители! У вас есть дети, которые будут вас покоить и утешать в старости. Супруг! У тебя есть супруга, которая делит с тобой и радость и горе. Друзья! У вас есть близкие, которые подают вам добрые советы, заботятся о вашем счастье и услаждают ваши горести… Скажите сами, — немолчные ли это вестники, громко проповедующие, что Сам Господь силой любви пребывает внутри вашего семейства, что Он послал вам таких людей, за которых вы вечно должны благодарить и прославлять Его? Не земные ли это ангелы-хранители, через которых Сам Господь хранит и поддерживает нас на скользком пути жизни?..

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Дорогие братия и сестры! Будем же и мы подражать, в чем можем, апостолам. Оставим и мы, но не всё, конечно. Оставлять дом и сродников не требуется от всех, а оставим грехи, свои страсти, свои греховные поползновения и вредные привычки. Оставим всё, что влечет нас ко греху, в вечную погибель, что удаляет нас от Бога, от святыни и правды Его, что лишает нас вечной жизни. Господь долготерпит нас и не перестает пока еще звать людей идти за Ним. Этой любовью Божией надо дорожить и спешить исправляться, идти за Христом. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения», — говорит святой апостол Павел в нынешнем апостольском чтении. «Приидите ко Мне… Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». Этот призыв Спасителя мы постоянно слышим в евангельском чтении. Но что значит идти за Христом? Это значит во всей жизни и делах своих подражать Ему как высочайшему образцу и примеру истинной, святой и богоугодной жизни, жить и действовать так, как жил и действовал на земле Сам Господь Иисус Христос. «Кто Мне служит, Мне да последует», — сказал Господь. Каждый христианин обетами, которые были даны при крещении, принял обязанность быть служителем Иисуса Христа. И для него Христос и Его святая воля должны быть первой и главной целью всей земной деятельности. Чтобы последовать за Христом, нужно знать Его голос и святую Его волю и слушаться Его. «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною». А голосом этим и является святое Евангелие. И святую волю Свою Господь открывает нам через святое Евангелие и через Святую Православную Церковь, ее богослужение, пение, чтение, таинства, обряды, ее пастырей и духовников. Многие приступают ко Господу, но не многие решаются последовать Ему. Многие читают Евангелие, порой даже восхищаются высотой и святостью его учения, однако же не многие решаются направить поведение свое по правилам и нормам святого Евангелия. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, — говорит Господь, — и возьми крест свой, и следуй за Мною». Взятие своего креста — это самоотвержение, которое заключается в борьбе с грехом и терпеливом перенесении жизненных испытаний, болезней, скорбей и лишений.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Дорогие братия и сестры, в сегодняшнем литургийном Евангелии повествуется об исцелении десяти прокаженных Господом нашим Иисусом Христом. По закону Моисееву прокаженным запрещалось жить в селениях и даже приближаться к людям. Поэтому они жили вне селений и городов. И вот десять этих несчастных людей, увидев Господа, приближавшегося к селению, остановились вдали и начали кричать: «Иисус Наставник! помилуй нас». Господь сказал им: «Пойдите, покажитесь священникам». Это означало: «Идите, вы здоровы, исполните то, что предписано в законе», потому что являться к священникам и приносить жертву по закону могли только исцелившиеся и совершенно очистившиеся от проказы. Прокаженные поверили Господу и пошли. На пути они действительно исцелились и тела их совершенно очистились от проказы. Все они получили одинаковую милость от Господа, но излить свою благодарность возвратился к Нему только один самарянин — язычник. Он прославил Бога, как только мог: припал к ногам Спасителя, излил пред Ним свое сердце в словах благодарения и хвалы и не вставал с земли до тех пор, пока Сам Господь повелел ему встать. Вот назидательный для нас пример благодарности Богу! Не такими были девять других исцеленных иудеев. Они как будто забыли о своем Исцелителе и после исцеления не возвратились возблагодарить Его. «Не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу?» — спросил о них Господь, скорбя об их неблагодарности. Этим вопросом Господь как бы подчеркнул, что благодарность есть такое чувство, о котором не нужно бы и напоминать человеку, которое должно возбуждаться само собой в сердце облагодетельствованного. Благодарности учит и сама природа. Даже бессловесные животные, дикие звери чувствуют благодеяния и выражают, как могут, свою благодарность к благодеющему им человеку. «Вол знает хозяина своего и осел ясли господина своего, — говорит Господь через пророка Исайю, — а люди Мои не познали Меня». Неблагодарность человека к Богу — это наглядное свидетельство развращенности сердца его. Действительно, люди, утратившие чувство благодарности к Богу, оказываются грубее животных.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Дорогие братия и сестры! Вся безгрешная жизнь Господа нашего Иисуса Христа была великим крестоношением, уже в первые дни Своей земной жизни Он претерпел гонение от Ирода. Вот что повествует об этом святой евангелист Матфей: «Когда же они [волхвы] отошли, се, ангел Господень является во сне Иосифу, как попечителю Святой Девы и воспитателю Божественного Младенца, и говорит: встань, — в эту же самую ночь, ни мало не медля, сейчас же, — возьми Младенца и Матерь Его, — Матерь, а не жену твою, как я прежде назвал Ее при первом явлении моем, ибо теперь ты знаешь уже, что у Этого Младенца нет земного отца, а у Этой Жены нет мужа. Итак, возьми, разбуди, если то нужно, возьми и беги, как бегут из дома, в котором пожар, как спасаются от зверя или врага, как можно скорее, не жалея сил, беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Но не бойтесь, вас не постигнет никакое зло, потому что с вами везде Сила Вышняго, с вами Сам Сын Божий, смиренно повитый младенческими пеленами. Не ожидал, вероятно, праведный старец такого печального сновидения после всего, что видел и слышал накануне. Он видел восточных мудрецов, пришедших с дарами на поклонение Новорожденному, он слышал от них о чудесной звезде, о намерении самого царя Ирода прийти и поклониться Богомладенцу, и вдруг — он должен для спасения жизни Этого Младенца покинуть родину и бежать в чужую и далекую страну!.. Но не задумался, не стал колебаться святой старец, он встал, взял Младенца и Матерь Его… и пошел в Египет. «Представьте себе, — говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, — святого старца, вдруг вставшего среди мрачной ночи с бедного ложа, представьте, как он, преисполненный тем, что слышал от ангела, слабыми стопами подходит с благоговением к спящей Отроковице и Младенцу и тихо возбуждает Ее от сна. Как потом смиренно объясняет Ей о крайней необходимости сейчас же, ночью, пока никто не видит, пока прохладная ночь не сменилась палящим зноем, оставить не только дом, но и отечество и отправиться в Египет. Как потом святая эта двоица немедленно собирается в путь, как Матерь, никогда не путешествовавшая по сыпучим пескам безводной пустыни, берет на руки спящего Младенца и садится на бедное животное; как старец следует около Нее дрожащими стопами, и все это во тьме ночной… Какая трогательная картина! Сколько преданности воле Божией!»

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Дорогие братия и сестры! Господь наш Иисус Христос, вознесшийся на небо, снова придет на землю. В этом — смысл сегодняшнего праздника. Этой радостью, этим ожиданием пришествия Христова, этой счастливой спасительной надеждой жили святые апостолы и все святые угодники Божий. Этим упованием должны жить и мы с вами. «Но о дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один», — говорит Господь. А поэтому необходимо всегда бодрствовать и молиться, быть внимательным в духовной жизни, бороться с нечистыми помыслами, вовремя прогонять их, необходимо всегда быть на страже своего сердца, очищать почаще себя через святые таинства покаяния и причащения, твердо стать на путь добродетельной богоугодной жизни. Не будем страшиться обуревающих нас волн житейских, а с помощью Божией, каждый со своим крестом — символом нашей веры — пойдем узким, тесным путем, ведущим в жизнь. Святые апостолы и все угодники Божий были людьми, подобными нам, но верой в Господа Иисуса Христа, любовью к Нему, неуклонным исполнением Его заповедей и усердием в отношении своего спасения достигали желаемого. Будем же и мы, подобно им, жить по-христиански и молить непрестанно Господа — да сподобит Он нас с верой и упованием встретить Его и войти вместе с Ним и всеми угодниками Божиими в вечное Царство славы Его. Аминь. В седьмую Неделю по Пасхе, святых отцов первого Вселенского Собора Истинная вера Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Жизнь вечная! Кому из нас, дорогие братия и сестры, не близки эти два слова, кого они не заставляют задуматься о том, что ожидает человека за гробом, задуматься о том вечном нашем жилище, где всегда пребывает Господь наш Спаситель и все святые Его. Господь сотворил человека бессмертным для этой вечной радостной жизни. И когда человек согрешил, уклонился от Бога, Господь не оставил его, но сошел на землю, вочеловечился, пострадал и Своей крестной смертью искупил нас от проклятья, диавола и вечной смерти. Христос воскрес, вознесся на небо и открыл нам двери рая, Царство Небесное, которое уготовал от сложения мира для всех любящих Его. Спаситель мира — Вечная Истина — ждет, стучится в сердце каждого человека и зовет нас всех идти за Ним к этому нашему вечному горнему Небесному Отечеству, к правде, к этой Вечной Истине.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Дорогие братия и сестры, если нет в нашем сердце этого вечного огня любви, любви Христовой, любви жертвенной, какую имел святой Иоанн Богослов, не оставивший Господа и на Голгофе, какую имели святые мученики и все святые, то будем просить его у Господа, и Он поможет стяжать его нам. Если сознание грехов наших настолько тяготит нашу совесть, что нам представляется уже невозможным достичь этой любви и присоединиться духом к подвигу Спасителя, то вспомним еще одного соучастника страданий Христовых, а именно — покаявшегося разбойника и убедимся в великой силе всепрощения и любви Христовой. Убедимся в ней и с твердой покаянной верой преклонимся пред Его святым крестом, молитвой очищая сердце свое от всякого лукавства и повторяя с сокрушением слова молитвы: «…ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Аминь. На Благовещение Пресвятой Богородицы и Вход Господень в Иерусалим Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Яко призре на смирение рабы Своея, се бо, отныне ублажат Мя вси роди!». Дорогие братия и сестры! Сегодня Святая Церковь празднует эту великую радость — начало и завершение нашего спасения. Сегодня мы прославляем Великого Бога и Спаса, благоволившего послать архангела возвестить Пресвятой Деве Марии о том, что Она пребудет нетленна и родит Господа и Спасителя нашего, и прославляем вочеловечевшегося Господа нашего Иисуса Христа, торжественно грядущего на вольные страдания во имя нашего спасения. Пресвятая Дева смутилась, увидев архангела. Вострепетала нетленная, чистая юница, услышав глас небожителя: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». Что же за приветствие принес Ей ангел Господень? «Не бойся, Мария, — разъяснил и успокоил Ее недоумение посланник неба. — Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус». Еще более смутилась Святая Дева при этих словах ангела и вопрошает его, указывая на Свое девство: «Как будет это, когда Я мужа не знаю». В ответ на этот вопрос сказал Ей ангел: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Так совершилось начало нашего спасения. И Слово стало плотию. «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти», — восклицает святой апостол Павел. Святые отцы на Первом вселенском соборе утвердили на все времена веру в Господа Иисуса Христа: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». Церковь же воспевает: «Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010