Мало было и того. Преподобный от болезни желудка едва передвигал ноги и однако сам впрягался в соху, чтобы пахать землю для посева хлеба. Он и при этом видимом самоунижении предостерегал душу свою от тщеславия и самоуслаждения. Когда кто из посторонних приходил в пустыню, пустынники немедленно оставляли свою смиренную работу. Тихон не любил разговаривать с мирскими людьми, в том убеждении, что они менее готовы принимать наставления, чем наносить вред неосторожному наставнику своею говорливостью. Так прожил он до глубокой старости, не испрашивая ни у кого подаяния. Он не принял и сана священства до самой кончины, которая последовала 15 июня 1503 г. Бедность старца и учеников его так была велика, что ученики не знали, в чем положить честное тело умершего подвижника: к утешению их, неожиданно суздальский епископ прислал для старца свитку и в ней похоронили св. тело. Вскоре после смерти преподобного на месте его подвигов устроилась обитель в честь свят. Николая. При игумене Константине, начали совершаться исцеления при гробе преподобного; мощи его оказались нетленными: но игумен, поставивший их поверх земли, поражен был слепотою и получил прозрение тогда, когда они опять сокрыты были в землю; с того времени (с 1566 г.) стали торжествовать память преподобного. 457 «Сие глаголет святой, истинный, имеющий ключ Давидов, который отворяет, и никто не затворить, затворяет и никто не отворит: ты не много имеешь силы и сохранил слово мое и не отрекся имени Моего. Держи, что имеешь, дабы кто не предвосхитил венца твоего» ( Апок.3,7.8 ). О, когда бы нам сохранить слово Агнца вечного, как сохранил пр. Тихон! Да будет с нами так, его молитвами! Память о преподобных братьях Алфановых: Никите, Кирилле, Никифоре, Клименте и Исааке Сказание о праведных братьях, написанное в 1606 г., говорит, что родные по плоти Алфановы проводили праведную жизнь и основали сокольницкую обитель. 458 А по летописям, «на Сокольи горе поставиша церковь древяну святого Николу и монастырь (девичий) устроиша» в 1389 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В наше время путь блаж. Феодора – путь, заросший травой. Но пусть этот путь, путь полного отречения от земного, слишком высок. Пусть купец остается купцом, чиновник чиновником, земледелец земледельцем, только бы жили, не забывая Господа, не оскорбляя святых заповедей Его. Чем занят век наш? О том только хлопочут, как отыскать новые средства к жизни, и, находя, расточают их безумно; люди как в угаре от жадности к удобствам земной жизни. – «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой», таково определение Божье о грешном человеке. Но надобно, чтобы труд твой для земли не был потерянным или во вред для вечности твоей. Ужели для тебя, как и для язычника, и боги и жизнь только на земле? Трудись, работай, но – всегда пред очами Бога, Судии всеведущего и строгого в правде. Не отнимай работой для земли ни времени, ни души твоей у дел служения Господу. Занимайся нуждами земными, но не иначе, как во славу Божью. Иначе, что ждет тебя, если ты пренебрегаешь Владыкою неба и земли? «Господи! кто может пребывать в скинии твоей? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто поступает непорочно, творить правду и говорит истину от сердца; – кто не клевещет языком своим, не делает другому зла; – кто клянется ближнему и не изменяет; кто сребра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного» ( Псал.14:1–5 ). «Бесполезно богатство в день гнева, а правда спасает от смерти» ( Прит.11:4 ). «Явилась благодать Божья, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, трезвенно, праведно и благочестиво жили в настоящем веке» ( Тит.2:11, 12 ). 21 ч. Воспоминание о преподобном МАСИМ греке Преподобный Максим, родом грек, по своим великим подвигам, вполне принадлежит св. русской церкви, для которой он остается светильником по своим сочинениям. 107 Получив начальное образование в отчизне в г. Арте, где отец был знатным сановником, Максим, по любви к наукам, путешествовал по Европе: в Париже у знаменитого грека Иоанна Ласкаря, потом во Флоренции и Венеции изучал словесные науки, историю, философию, богословие; основательно узнал языки латинский и древне греческий, познакомился с языками французским и итальянским. По возвращении в отечество, поступил на Афон и здесь в Ватопедской обители принял иночество.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

К строгому старцу приходили многие из Пскова для своего назидания. Посещавшим его мирянам он свободно предлагал врачевства против немощей того времени. Он учил их соблюдать чистоту, напоминая о суде апостольском против осквернителей тела. Вельможам и судьям говорил, чтобы не кормились на счет бедных и соблюдали правду. Богатых увещевал, «чтобы не высоко о себе думали и уповали не на богатство не надежное, но на Бога живого, дарующего нам все обильно для наслаждения», чтобы они «благодетельствовали, обогащались добрыми делами, были щедры и общительны» (Тим.6:17:18). Часто напоминал он богатым и бедным уклоняться от ссор и вражды, вредных и для земного счастия, – сохранять любовь и мир и покрывать ошибки других снисхождением, дабы и нас простили. И тогда, когда в обитель Саввы собралось довольно братий и довольно средств, в келье Саввы не было ничего, кроме двух икон, мантии и рогожки, на которой ложился для отдыха. Той же нищете обучал он и братию. В обители введено им строгое общежитие, так что собственности ни у кого не было никакой. Кто любит мир сей, в том нет любви Отчей, говорил он словами откровения Божия. Он завещал инокам своим возделывать землю своими руками, что сохранялось и сохраняется до ныне в его обители. В другое время говорил он братьям: «к чему называем мы древних подвижников отцами своими, когда не живем их жизнью, как следует детям». Они бездомные, нищие, проводили время в вертепах, в пустынях и для Господа со всею твердостью покоряли плоть свою духу, не знали покоя ни днем, ни ночью. Возлюбим, дети, благого Господа, говорил он еще, не звуками только и одеждою – будем показывать любовь нашу к Нему, а делами: любовию друг к другу, слезами, постом, всяким воздержанием, как совершали это древние отцы. Преп. Савва своею жизнью и наставлениями воспитал в обители своей строгое подвижничество. 1082 Мирная кончина его последовала 28 августа 1495 г. Крыпецкий отшельник был высок ростом, с брадою седою как снег; круглою, густою и не очень долгою. В таком виде явился он в 1547 г. иноку Исаии, когда по случаю построения храма искали и не находили мощей его. – Сидя на гробе своем сказал он: «я грешный Савва, начальник обители сей, перенесший много скорбей на этом месте для Господа; пришло время, так Богу угодно, быть известными мощам моим». Мощи найдены и собор установил праздновать память пр. Саввы. 1083

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Князь велел бить и Василия без пощады; быв шумен от вина и рассвирепев, он взял стрелу и пустил ее в Василия. Оба друга скончались в следующую за тем ночь. Спустя не много времени и сам Мстислав застрелен был на городской стене по пророчеству Василия. Он бился с Давидом Игоревичем и тогда узнал стрелу, которою застрелил Василия: «умираю, сказал он, за преподобных Василия и Феодора». Так повествует блаж. Поликарп. 920 По летописи, печерский монастырь сожжен был половцами в 1096 г.; 921 а Феодор, уже состарившийся построил после того келью в обители и жил уже не долго; кн. Мстислав, по летописи 15 июля 1099 г. на стене Владимирской крепости, неожиданно «сквозь отверстие доски поражен был стрелою под пазуху и в следующую ночь скончался». 922 По этому видно, что блаж. кончину св. Феодора и Василия надобно отнести к 1098 г. и согласно со святцами к 11 августа. 923 Мощи св. Феодора и Василия похоронены были в варяжской пещере, в которой подвизались они, а потом перенесены были в Антониеву пещеру, где и ныне покоятся. 924 Заложенный вход в варяжскую пещеру ныне видят близ затвора пр. Лаврентия. Недавний и неоднократный осмотр этой пещеры показал, что в ней было довольно затворнических келлий с седалищами. Составленные из разноцветных песков келлии и седалища представляются как бы покрытыми полосатою материей. Итак там, где прежде скрывались бродяги, занимавшиеся грабежом, подвизались потом рабы Божии и освятили разбойнический притон своими молитвами и подвигами. 925 История св. Феодора и Василия представляет нам в опыте мысли св. писания: «те, которые хотят обогащаться, впадают в искушения и в сети, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и гибель» ( 1Тим.6:9 ). «Как трудно имеющим богатство, войти в царствие Божие» ( Лук.18:24 ). «Любостяжатель есть идолослужитель» ( Ефес.5:5 ). Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко о себе думали и уповали не на богатство ненадежное; но на Бога живого, – чтобы они благодетельствовали, обогащались добрыми делами, были щедры и общительны» (Тим.6:17–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«В городе Анкире галатской, – пишет усердный посетитель подвижников Палладий, – много дев, около двух тысяч или более; они подвизаются в святой, добродетельной жизни, хранят воздержание и совершают дело святое с ревностью. Между ними первое место по благочестивой жизни занимает Магна, жена почтеннейшая и опытнейшая. Не знаю, называть ли ее девой или вдовой. Мать вынудила ее выйти замуж, но она отклоняла от себя мужа под разными предлогами, делала вид, будто больна она, и таким образом осталась неприкосновенной и непорочной, как говорят родные ее. Муж ее скоро умер, и она осталась единственной наследницей после него. Тогда она всю себя посвятила Богу». «Великое приобретение быть благочестивым и довольным (умеренным в желаниях). «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынесть из него» ( 1Тим.6:6–8 ). «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов... и хранить себя неоскверненным от мира» ( Иак.1:27 ). «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать двойную честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим.5:17 ). Таково учение апостольское! Так и поступала блаж. Магна. «Богатство, какое было у нее, раздала она на монастыри, на дома бедных и странных, церквам, епископам, вдовам, сиротам и прочим нуждающимся. Охотной душой, но тайно совершала она подвиги благотворительности». Не только не выставлялась перед людьми благотворительницей, но старалась скрывать добрые дела свои и от себя самой: она боялась обманчивой приятности славы людской так же, как своего самолюбия, и берегла сердце свое в смирении. Вместе с тем она «ревностно посещала богослужение церковное, вела жизнь подвижническую, воздержную. Знаменитейшие епископы уважали ее. Стараясь исполнить всякую добродетель, она жила надеждой на жизнь лучшую – загробную». В жизни блаж. Магны более всего изумительно то, что она, выданная в замужество, с такой твердостью воли отстояла свою девственную чистоту. Так в лучшие времена христианства любили девство! В одном провинциальном городе были целые две тысяч дев! Ликия была областью соседней с Галатией. Анкирские девы, конечно, читали разговор «Праздник дев» святителя и мученика Мефодия, написанный им, когда он был епископом Олимпа ликийского. Если ныне, к несчастью людей, мало ценят девство – не так думали в лучшие времена. Вот как учил о девстве великий учитель-мученик.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Не довольствуясь тем, пришел он в третий раз. Преподобный сказал: «довольно, брат, можешь прожить и с тем, что приобрел, не ходи более, не погибнуть бы тебе от зверских людей " ». Брат не послушался и уже не возвратился ни с добычей, ни без добычи. Раз занимался он вместе с братией на дворе, монастырском работой, и вздохнув, сказал им: «мы брат, строим земные, тленные дела; а благоверный вел. князь Димитрий уже не печется о суетной жизни». И с того дня стал поминать вел. кн. Димитрий между усопшими. Спустя несколько дней пришло известие, что великий князь скончался, и скончался в тот самый день и час, когда говорил о том св. Димитрий (1339 г. мая 19). Достигнув глубокой старости и чувствуя близость кончины своей, преподобный назначил в преемники себе ученика своего Пахомия. Братия спрашивали, где похоронить его? «Бросьте, отвечал он, грешное тело мое в болото». Он уединился за тем для молитв и скончался 11 февраля 1392 г. Никого не было при кончине уединенного молитвенника; но, когда пришли в келью его: келья его исполнена была чудного благоухания, а он лежал, как заснувший. – Благоговейные ученики похоронили св. тело его в храме, который построил он сам. Спустя 16 лет после кончины преподобного, посетила жителей Вологды страшная и странная болезнь. Весьма многие страдали от сильного корчения; им давали в руки палку, чтобы в корчах держась за нее, не делали себе вреда; много таких страдальцев привезено было к гробу преподобного; здесь, в муках корчей валяясь, каялись они в грехах, призывали молитву преподобного на помощь и, при гробе преподобного, получали исцеление: их палки оставались в обители памятниками милости Божьей. Это было в 1409 г. Тогда помянутая болезнь известна была и в других местах, от Рязани и Москвы до Вологды. 369 Не долго после того (1417 г.) вятчане напали на Вологду и взошли в Прилуцкий монастырь, еще не огражденный стеной; самые наглые ворвались в храм, и один, сдирая пелены с икон, коснулся покрова, лежащего на гробе преподобного. Но лишь только коснулся последнего, как брошен был на пол и в муках умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Дух злобы начал тогда внушать ему: нет тебе пользы от того, что истратил ты имение на церковь ; лучше было бы, если бы употребил ты на нищих. Не рассудив о таких помыслах, он пришел в уныние и стал жить нерадиво. Щедрый и милостивый Бог за его добродетель спас его. Он навел на него тяжкую болезнь. В этой болезни Эразм лежал без языка, с закрытыми глазами, семь дней, едва дыша. В восьмой день пришли к нему братия и, видя его тяжкое дыхание, говорили: горе, горе душе сего брата, в лености прожившего! Она видит что-то и мятется, не выходя из тела. И вот Эразм внезапно встал, как здоровый и сказал: отцы и братия! точно я грешник, и грешник не каявшийся, как говорили вы; но вот ныне явились мне преподобные отцы наши Антоний и Феодосий и сказали: мы молились за тебя, и Господь дал тебе время для покаяния. Потом видел я и пречистую Богородицу с Сыном Христом Богом на руках, и она сказала мне: Эразм! поскольку ты украсил церковь Мою иконами, и Я украшу тебя в царстве Сына Моего: встань, покайся, облекись на ангельский образ, а на третий день возьму Я тебя к Себе, как возлюбившего благолепие дома Моего. Сказав это, Эразм начал исповедовать грехи свои пред всеми без стыда. Потом пошел в церковь и был пострижен в схиму; а на третий день умер». «Все это слышал я от святых свидетелей и очевидцев», говорит блаженный Симон, и затем, обращаясь к Поликарпу, пишет: «зная это, не думай, брат, что ты напрасно истратил, что имел. Все изочтено у Бога до медницы. Ожидай от Бога милости за труд твой. Ты устроил двое дверей в великой печерской церкви пресв. Богородицы, и тебе отверзет Бог двери милости Своей. Ибо иереи взывают в той церкви: «освяти, Господи, любящие благолепие дому твоего!». Вспомни о Патрикие, который велел сковать крест из чистого золота; поревновавший ему юноша и прибавивший немного своего золота, сталь наследником всего. И ты, если истратишь то, что есть у тебя, во славу Божью и Пречистой Матери Его, не останешься без награды. Скажи с Давидом: приложу на всяку похвалу Твою ( Пс.70:14 ), дабы и тебе сказал Господь: прославляющие Мя – прославлю.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святитель Феодосий пламенел любовию к живому Господу и к своим ближним. Любовь к Богу преисполняла все его существо с самых ранних лет: умом он возносился к Творцу, когда пребывал в храмах Божиих и по иноческим обетам слушал в них службы Божии. Дух, или настроение его, от частого обращения к Создателю все более и более отрешался от мирских сует и забот. Помыслы становились все чище и чище; чувствования приближались к небесному; воля направлялась на предметы свойства неземного. Так постепенно все его существо претворялось; плотские помышления уничтожались, а духовные брали над ними верх; в сердце водворялась чистота, сродная с ангельскою чистотою; мир неземной водворялся в его душе. Так стал он человеком, который был в постоянном общении со Христом Спасителем. Благодать Св. Духа действовала в нем и чрез него, и претворяла все его существо. По Апостолу, стал он человеком «духовным», который имеет в себе самые высокие христианские качества: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» ( Гал.5:22 и 23). Благодать Св. Духа претворяла и самый телесный его состав. Тело его, по Апостолу, становилось «храмом Св. Духа» ( 1Кор.6:19 ); оно готовилось к тому, чтобы, как говорит св. Псалмопевец, «ни одна кость его не сокрушилась» ( Пс.33 ). Дух Святой оживотворил тело Феодосия Углицкого, – и оно осталось в нетлении. Теперь прошло уже 200 лет со времени кончины угодника Божия Феодосия Углицкого, а телесный состав его пребывает в нетлении и до сих пор, источая многообразные исцеления для притекающих с верою ко гробу его. Как некогда при Апостоле Петре «выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» ( Деян.5:15 ); или, как свидетельствует книга Деяний Апостольских, во время двухлетнего пребывания в Ефесе другого Апостола – св. Павла «Бог творил немало чудес руками» его, Павла, «так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян.19:11 и 12); как некогда от телесных составов Апостолов Петра и Павла совершались великие чудеса и знамения: так угодно было Господу Богу, чтобы и в наши времена от нетленного телесного состава святителя Феодосия Углицкого тоже совершались многоразличные исцеления и знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И этой чудной молитве неповторяемого исторического момента спокойно внимали простецы, чтобы обняв своим верующим сердцем слово практической мудрости и объективного значения христианских истин, выразить свое единомыслие единодушной формулой: аминь. Казалось бы, зачем писать устав такому собранию, где богослужение совершалось как бы Самим Духом Святым?! Однако, он понадобился, и апостольская власть предъявила этому собранию категоричное требование: «вся же благообразно и по чину да бывают», определенно указав и на происходившее бесчиние. Так, например, восторги глассолалов не всегда находили истолкователей и были для общего собрания медью звенящею, кимвалом бряцающим, звуком без определенного смысла. Апостол не знает непонимаемых церковью символов, хотя бы они были непосредственно ясны говорящему и назидали его, открывая ему тайны ( 1Кор. 14:4 ); поэтому он категорично запрещает: «если не будет истолкователя, то молчи в Церкви, а говори себе и Богу ( 1Кор. 14:28 ). Таким образом чин богослужения должен служить целям общецерковного сознания, а не быть выражением личных неподдающихся определению переживаний: «в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке». ( 1Кор. 14:19 ). Любовь , поглощающая эгоизм, должна подчинить все личное, индивидуальное – церковному. Пусть глоссолал в своей пневматической восторженности стоит пред Богом и постигает тайны. Но если он не думает приобщать к своей радости всю Церковь , и она безмолвствует не понимая его, зачем ему фигурировать с даром необычного говорения? Ведь без любви он – медь звенящая, ничто! Вот апостольская заповедь христианскому богослужению: в нем все должно быть ясно и общепонятно, все должно назидать, увещать и утешать, а не стоять неразгаданным сфинксом пред лицом церковного собрания. Этим путем до сих пор шла греко-восточная Православная Церковь , дозволяя, в противоположность римскому католицизму, каждому народу воспевать в Церкви Господа на своем родном языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так поступили Кирилл и Мефодий с нашими предками. Так поступали мы с уверовавшими японцами. Этот же принцип должен остаться в силе и в том случае, если язык каждого народа, подчиняясь законам эволюции, настолько убежит от своего корня, что потеряет свой первоначальный смысл и обратится в язык коринфских глоссолалов по своей неудобовразумительности. Правда церковное воспитание и жизнь на строго церковных началах могла бы превратить богослужебные символы в знакомые ноты, по которым религиозно настроенная душа свободно и легко воспевала бы мелодии своей любви к Богу и Его правде. Однако, печальная действительность побуждает поставить на разрешение следующую дилемму: что легче: научить современное светское общество древне-славянскому языку или этот язык приблизить к господствующей в современном обществе литературной речи. В заключение мы должны указать на два требования, которым должен удовлетворять богослужебный чин с апостольской точки зрения: во-первых, он должен быть выражением пневматического воодушевления как в своем содержании, так и в своих исполнителях и, во 2-х, он должен быть выражением православного сознания Церкви. Для удовлетворения первого требования рекомендуется всем членам Церкви ревновать о духовных дарованиях. А так как каждому дано проявление Духа на пользу, то это значит: не угашать Духа, пламенеть Духом, или, что – тоже, возводить себя в то состояние религиозной напряженности, когда от избытка воодушевленного сердца заговорят уста во славу Бога и Христа Его. Со стороны содержания богослужебный чин представляется, таким образом, постоянно обновляющимся из источника святого вдохновения. Чтобы удовлетворить второе требование необходимы два условия: объективный критерий религиозной истины с апостольским авторитетом и церковная цензура. Первый дан в словах: «никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор. 12:3 ). Вторая предоставлена Церкви в словах: «И пророки пусть говорят двое и трое, а прочие пусть рассуждают» ( 1Кор. 14:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010