В 1652 году при воеводе Игнатии Степановиче Корсакове гроб Ва­силия с нетленным телом показался поверх тины. Мангазейцу Степану Ширяеву, который еще раньше того заметил этот гроб, но оставил без внимания, явился в видении молодой человек, без бороды, со светлыми волосами и в белой рубашке; другие промышленники получали разные исцеления у гроба. Предание сказало, какою страдальческою смертью и за что умер скрытый во гробе. Гроб вынули и поставили в сухое место, а над ним выстроили часовню. Здесь многие получали помощь в нуждах и болезнях, совершая панихиды о покое убиенного Василия. В марте 1670 года старцу Тихону, основавшему за 10 лет пред тем монастырь на Енисее, является молодой человек с белокурыми волоса­ми, без бороды, в белой одежде и приказывает идти в Мангазею за его телом. «Я – тот самый Василий, – говорил явившийся, – о котором много говорят в народе и который замучен воеводою Пушкиным». Тихон за 500 верст отправился в Мангазею, которая теперь уже прихо­дила в запустение и уступала свое значение новой Мангазее 460 . Он обрел в указанном месте нетленное тело и 10 мая принес его на себе в обитель. Житие рассказывает об исцелении многих больных, призывав­ших имя Василия в обители или на месте кончины. В часовне на месте древней Мангазеи и теперь видят звериные шкуры, – приношения юраков и других инородцев, и каждый считает святотатством взять что-нибудь из часовни в собственность. У поселенцев Туруханского края с 1672 года сохраняются иконы святого Василия Мангазейско- го. На одних он представляется свежим, белокурым юношею, в белой рубашке, а сбоку представлено истязание ему при купце и воеводе; на других изображен Троицкий Туруханский монастырь, а над ним молящийся Василий, в рубашке и без обуви; в 25 день марта в обители Троицкой совершается всенощное служение в честь святого Василия 461 . Почитая память святого Василия, повторим учение апостола о до­бродетели, за которую пострадал Василий. Храни себя чистым, – поуча­ет Апостол ( 1Тим. 5, 22 ). Заботься о том, чтобы быть святым телом и душой (см. 1Кор. 7, 34 .). Не обманывайтесь: ни блудники, ни идо- лослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6, 9–10 ). Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела ( 1Кор. 6, 13 ). Блуд и всякая нечистота и любо­стяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым ( Еф. 5, 3 ). Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение ( Кол. 3, 5 ). День двадцать четвертый. Страдание Стефана и Петра, мучеников Казанских

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Рассмотрим теперь изложение темы образа воплощения Сына Божия в системах православного догматического богословия XIX – XX веков. Архиепископ Филарет (Гумилевский) (1805–1866 гг.). «Здесь (в Лк. 1: 35 – П. Д.) показывается такое же действие Духа Святого, какое было тогда, когда носился Он животворно над первоначальным веществом мира. Этим действием, по словам архангела, заменится участие мужа. Следовательно, Сын Вышнего – Иисус, по словам ангела, есть такой Сын, который родился от жены без мужа, под действием Духа Святого … по словам Ангела зачатие совершилось силою Духа Святого. По повествованию Мария оказалась чреватою… от Духа Свята, по действию Святого Духа... Другое преимущество (помимо чудесного рождения – П. Д.) человечества Иисусова, по учению Откровения, состояло в свободе Его от наследственной порчи. Апостол учит: Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти ( Рим. 8: 3 ). Плоть, человеческая природа, принятая Сыном Божиим, была только подобна нашей грехолюбивой, склонной к греху…; следовательно была не такая же испорченная, как у нас; для того, чтобы страданием осудить виновность нашей плоти, принял Он безгрешное человечество. Так объясняются слова апостола отцами Церкви 298 . Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим ( Лк. 1: 35 ), говорил ангел святой Деве. Словами о наитии Святого духа решено недоумение Девы: как будет это, когда Я мужа не знаю? ( Лк. 1: 34 ). Слова же: посему и рождаемое Святое наречется сыном Божиим, показывают особое последствие того же наития небесного. Рождаемое Святое – и по самой букве означает порождение Святое, такого рожденного, который в существе своем не имеет ничего нечистого, весь свят и по душе и по телу и не занял ничего нечистого со стороны; это Сын Божий. Таково значение порождения и по связи мыслей. Если родился Иисус от Девы, по наитию Духа Святого: то естественно ожидать, что родился чистый и непорочный. Сила Духа Божия помогала бесплодным чревам Сарры и Елисаветы в рождении; но так как там участвовало и испорченное семя мужа, то рождались чада испорченного Адама. Здесь действовал один Дух Святой и явилось порождение чистое, святое» (7: 72–74).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Когда власть московского царя стала сильной в нашей стороне, и с нею стал известным Бог христианский: я начал думать, велик – Бог, в которого веруют христиане; он может дать здоровье и моим больным ногам; буду же веровать Ему и крещусь со всем домом. И внезапно, в самый день решимости моей, ноги мои стали здоровы, и вот я пришел исполнить мое обещание. Прошу вас, крестите меня. Протоиерей сказал ему: по твоей вере Господь Иисус дал тебе здоровье, ты видишь благодать Его на Тебе; если хочешь получить жизнь вечную, ничто не мешает тебе креститься. Только смотри – не возвратись, как пес на свою блевотину; будь тверд и против обольщений, и против гонений со стороны неверных: христианину надобно многими скорбями достигать царствия небесного. Татарин вырвал клок из бороды своей и разорвав его на мелкие части сказал: «я так убежден в могуществе и благости Бога вашего, в превосходстве вашей веры, что не только готов терпеть скорби, но, если бы разорвали меня на части, как разорвал я мои волосы, – а тогда не откажусь от Бога вашего». После того он оглашен был в вере и крещен во имя Отца, и Сына и св. Духа, с именем Стефана. Спустя немного времени восстали против него свои и долго заставляли то увещаниями, то угрозами отступить от христианской веры. Твердый верой Стефан не только не хотел следовать их, убеждениям, но напротив обличал нечестие их веры и смело проповедовал имя Христово. Нечестивые, не терпя слышать проповедь его, напали на него с оружиями, изрубили тело его в куски, разметали кости его, а дом разграбили. Так скончался раб Божий Стефан, пострадавший за имя Христово. 671 «Когда Шейх-Алий, поставленный в царя казанского волею царя Иоанна, удалился из Казани в Свияжск (это было в 1552 г.) 672 , и многие из людей Шейх-Алия и царя Иоанна, не успев благовременно удалиться из Казани, задержаны были в городе по неволе: то в числе последних казанцы узнали одного новокрещенца из татар. Отыскались его отец, мать, братья, сестры и многие знакомые из их племени. Они взяли его в свой дом; отец и мать стали называть его своим сыном, а родные – родственником и все звали его татарским именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святитель Георгий был из числа тех епископов, которые в 815 го­ду не согласились на определение беззаконного собора уничтожать иконы; император Лев Армянин сослал его в Херсонес Таврический, где он и скончался. День восьмой. Память святых апостолов от 70-ти Иродиона, Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта и Ермия Приветствуйте Иродиона, сродника моего, – пишет святой апо­стол Павел в Послании к Римлянам ( Рим. 16, 2 ). Иродион был родом из города Тарса Киликийского; он был рукоположен святым апостолом Петром в епископы городу Патре, в нынешней Ливадии, называвшейся тогда Ахайской областью. Много потерпел он преследований от иудеев и язычников. Однажды был замучен ими до полусмерти, но по благо­дати Божией оправился и последовал за апостолом Петром в Рим для проповедования Евангелия. В день распятия апостола Петра был взят вместе с апостолом Олимпом и многими другими христианами и осуж­ден на казнь. Всем им отсекли головы мечом. Тела их были с честью погребены святым Климентом, учеником святого апостола Петра, кото­рый был взят и присужден к смерти вместе с другими христианами, но был помилован, отпущен с места казни живым, потому что приходился родственником императору. Между тем как мы пребывали у них многие дни (у диакона Филип­па – в Кесарии, четыре дочери которого пророчествовали), – пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святой: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки языч­ников... ( Деян. 21, 10–11 ). В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии ( Деян. 11, 27–28 ). Из исполнившихся в свое время предсказаний видно, что апостол Агав, проповедовавший Евангелие в странах вокруг Иудеи, был одарен свы­ше пророческим даром. Апостола Руфа, бывшего епископом в Фивах, так воспоминает святой апостол Павел в своем послании к Римлянам: Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою ( Рим. 16, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

К ним приближается и продолжает с ними идти воскресший Господь; но апостолы не узнают Его. На вопрос Господа, о чем они беседуют и отчего печальны, Клеопа, называя Иисуса Христа пророком сильным в деле и слове пред Богом и всеми людьми, поведал неузнанному своему спутнику о распятии Го­спода и о распространившемся уже известии, что Он воскрес. Выслушав слова Клеопы, спутник, обличив несмысленных и косных сердцем, «еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы», и начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Христе во всем Писании. Дошед до селения, в которое шли ученики, их Спутник дал им заметить, что хочет идти далее. Но ученики упросили Его войти с ними в дом. Здесь возлег Он с ними и, когда, прияв хлеб, благословил и, преломив, по­давал им, у них отверзлись очи, и они узнали воскресшего Спасителя, и свою веру в Него исповедали своим свидетельством о Божественной силе слова Его на сердце их. Ибо, по признанию их, сердце их горело благодатным огнем, просвещавшим, согревавшим и услаждавшим их. Но Господь, явив Себя Луке и Клеопе, стал невидим. В тот же час ученики возвратились в Иерусалим и нашли собрание единонадесяти апостолов и бывших с ними. Церковь Христова беседовала, что Господь истинно воскрес, Лука и Клеопа поведали, о происшедшем на пути, и как Воскресший Господь был узнан ими в преломлении хлеба ( Лк. 24, 13–35 ). Между тем как ученики беседовали о явлениях воскресшего Го­спода, Он Сам явился среди них в горнице, коей двери заперты были, и приветствовал: Мир вам. Это было пятое явление Господа по воскре­сении. Ученики смутились и испугались, думая, что видят духа. Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? – говорит им Господь. Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, видя Господа. Когда же от радости они еще не верили и дивились, Он вкушает пред ними поданные Ему рыбу и мед; отверзает апостолам ум разуметь Писание; предназначает их быть свидетеля­ми исполнения пророчеств о Нем, – свидетелями страданий, смерти и воскресения Его; обещает облечь их силою свыше для учения, тайно- действия и управления; вторично говорит им: Мир вам, и под образом дуновения подает им Святого Духа ( Лк. 24, 36–40 ; Ин. 20, 19–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В глубокое утро третьего дня по смерти Христовой, или в первый день недели, по восходе зари, но до полного еще рассвета (см.: Мф. 28, 1 ; Мк. 16, 2 ; Лк. 24, 1, 22 ; Ин. 20, 1 ), произошло великое землетрясение; Ангел Господень, сошедший с Небес, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем. Вид Ангела был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые и рассеялись ( Мф. 28, 2, 4, 11 ). Так Господь расторг врата адовы и Своим Божественным всемо­гуществом воскресил Свое человечество и положил основание нашему блаженному воскресению! Своими многократными явлениями по воскресении Своем, в про­должение 40 дней, Господь засвидетельствовал истину Своего воскре­сения из мертвых: Явил Себя живым со многими верными доказатель­ствами ( Деян. 1, 3 ) – пред апостолами, нам, – как сами о себе говорят они, – которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых ( Деян. 10, 41 ). В продолжение сорока дней являясь им ( Деян. 1, 3 ). В то время Христос уже не постоянно был с апостолами – не так, как до воскре­сения. Заметь, не сказал (Лука): сорок дней, но: В продолжение сорока дней ( Деян. 1, 3 ), так как Христос являлся и опять скрывался. Для чего так? Дабы возвысить мысли учеников и не допустить их обращаться с Ним по-прежнему. И не без причины Он являлся им, но потому, что тщательно заботился об устроении двух вещей, – о том, чтобы повери­ли воскресению и чтобы, наконец, думали о Нем выше, чем о простом человеке. Почему же Он явился не всем, а только апостолам? Потому, что народу, не знавшему неизреченного таинства, Он показался бы привидением. Если и сами апостолы сначала не верили, приходили в смущение и нуждались в прикосновении рукою и в (общении) тра­пезы, то чего следовало ожидать от народа? Поэтому-то воскресение неопровержимо доказывается чудесами, для того чтобы оно было не­сомненно не только для современников, но и для всех родов после­дующих. В самом деле, если Он не воскрес, но пребывает умершим, то каким образом апостолы совершали чудеса Его именем? Поэтому-то и Сам (Христос) оставался на (земле) после воскресения сорок дней, давая видеть Себя в течение продолжительного времени, дабы (учени­ки) не считали видимого привидением.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Апостолы немедленно поспешили туда и, войдя во гроб, нашли в нем одни пелены и плат, бывший на голове погребенного Спасителя, и воз­вратились домой. Магдалина, пришед опять к гробу Господа, стояла подле гроба и плакала, не зная, где найти тело Господа. В это время она, обратив­шись назад, видит, но не узнает стоящего Спасителя. Он спрашивает ее: Жена!что ты плачешь?кого ищешь? Мария отвечала вопрошающему, считая Его за вертоградаря: унесли Господа моего, и не знаю, где положи­ли Его. Мария! – восклицает мнимый вертоградарь. Учитель! – вопиет плачущая и повергается пред воскресшим Господом ( Ин. 20, 15–16 ). Это было первое явление Воскресшего, упоминаемое в Евангелии. Явясь по воскресении Своем Марии Магдалине – одной, Господь вторично явился ей же и другим женам, когда они, по повелению Ан­гелов, со страхом и радостью великою спешили возвестить апосто­лам о воскресении Господа. Воскресший встретил и приветствовал их: Радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. Они возвести­ли апостолам о воскресении Господа, но ученики не поверили женам ( Мф. 28, 1–11 ; Лк. 24, 9–11 ). Как жена первая из прародителей пала в грех и услышала от Бога: Умножая умножу скорбь твою ( Быт. 3, 16 ), так жены первые из верующих во Христа узрели Воскресшего и вкусили радость воскресения! Третье явление Иисуса Христа по воскресении, упомянутое в Еван­гелии, было апостолу Петру, который слезами сердечного сокрушения во время страданий и смерти Спасителя омыл свое троекратное отрече­ние от Него. Но обстоятельства этого явления не раскрыты в Евангелии (см.: Лк. 24, 34 ; 1Кор. 15, 5 ). Четвертое по Евангелию явление было Клеопе и другому учени­ку. В самый день воскресения Господнего около вечера Клеопа и дру­гой ученик шли в селение Эммаус, отстоящее от Иерусалима стадий на 60 (около 5 с лишком верст), печально беседуя о недавних приключе­ниях , бывших в Иерусалиме с Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

е. Саломия «и иные многие». Употребивши вместо определенного выражения неопределенное – «другая Мария», святой Матфей очевидно имеет намерение отличить сию Марию от всех прочих известных Марий и указать именно на ту, которую христиане могли узнать и без прямого названия и которой враги христианства не должны были знать. Впрочем, синаксарь между женами, приходившими на гроб и видевшими воскресение Спаси­теля, разумеет ту, которая названа Марией Иосифовой. Иосий был сын Иосифа, обрученника Пресвятой Девы. Но чтобы воскресение не казалось сомнительным по явлению Воскресшего Матери Своей, евангелисты глаголют, что Он первее является Магдалине Марии. Святитель Димитрий Ростовский , описывая жизнь Марии Магда­лины, также замечает, что первое явление Господа было Пресвятой Деве: «От Господа толь бяше любима, – пишет он о Магдалине, – яко первее всех – по Пречистой Матери Своей, – Господь Своим по вос­кресении явлением почти ю». Первой после Богоматери Иисус Христос воскресший явился «Марии Магдалине». По прошествии дня покоя, утром в первый день недели сия благочестивая жена вместе с другими мироносицами пошла к гробу Господа, чтобы помазать тело Его благовониями. Приближаясь к гробу, мироносицы в недоумии говорили между собою: Кто отвалит нам камень от двери гроба? ( Мк. 16, 3 ). Но видят, что камень, который «был очень большой», уже отвален от гроба и гроб открыт. Магдали­на, думая, что тело Господа перенесено отсюда в другое место, тотчас и поспешно удаляется. Спутницы же ее вошли во гроб и, не найдя тела Господа, недоумевали; тогда пред ними предстали Ангелы в блистаю­щих ризах. Жены были в страхе и потупили взоры на землю. Что вы ищете Иисуса распятого? – вещали им Ангелы, – Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите ( Мф. 28, 5–7 ; Мк. 16, 1–7 ; Лк. 24, 1–7 ; Ин. 20, 1–2 ). Но Магдалина предварила своих спутниц с известием к апостолам Петру и Иоанну, что нет тела Господа в гробе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Узнав о своём смертном приговоре и не зная в то же время за собой ничего дурного, военачальники пришли в отчаяние: они терзали на себе одежду и рвали волосы свои. «Какой враг позавидовал нашему житию? говорили они. За что мы умираем, будто злодеи? Что сделали мы такое, за что нас следовало бы казнить смертью ?» При этом они призывали в свидетели своей невиновности всех своих родных, знакомых и Самого Бога. К счастью, один из военачальников, Непотиан, вспомнил о святителе Николае, избавившем от неминуемой смерти трёх несправедливо осуждённых граждан города Мир. В твёрдой надежде, что чудный защититель невинных не оставит и их без помощи, они обратились к Господу с горячей молитвой о заступничестве через святителя Николая. «Боже Николаев, тогда избавивший трёх мужей от напрасной смерти, призри ныне и на нас, ибо у нас нет помощника среди людей. Поднялась на нас великая напасть, и нет никого, кто бы избавил нас от неё. От страха голос замирает у нас, и язык от огня страданий прилипает к гортани нашей, так что мы уже не можем приносить Тебе обычной молитвы. Господи! Возьми нас из руки тех, которые ищут наших душ. Уже завтра хотят нас казнить: поспеши нам на помощь и избавь нас, так как мы не заслуживаем позорной смерти». Молитва их была принята Человеколюбцем, и Он избавил их от смерти через Своего угодника св. Николая. В ту же ночь угодник Божий явился во сне царю и грозно сказал ему: «освободи из темницы трёх воевод, потому что они и неправедно осуждены и невинно страдают». Затем рассказал царю, как оклеветаны были военачальники, и в заключение прибавил: «если ты не послушаешь меня и не отпустишь их, то воздвигну такой же мятеж, как во Фригии, и ты погибнешь». Удивившись властному приказанию явившегося мужа и недоумевая, как мог он ночью попасть во внутрь дворца, царь сказал ему: «кто же ты, что грозишь мне войной и гибелью?» – «Я – Николай, архиерей Мирской митрополии», был ответ явившегося мужа. После этого видения царь проснулся и стал размышлять о том, что такое оно могло бы означать. В ту же ночь святитель Николай явился во сне и начальнику города Евлавию с требованием отпустить на свободу невинно осуждённых воевод.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. 20 А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь. 14 .1. Пасха – речь идет о вторнике или среде Страстной недели, поскольку Пасха приходилась в тот год на пятницу. Опресноки – пресный хлеб, который употреблялся в дни праздника Пасхи. Накануне из домов по обычаю убирали все квасное. Праздник Опресноков существовал еще до Моисея ( Исх 5.1 ). С момента же исхода из Египта он был присоединен к празднику Пасхи ( Исх 12.17 ). 14.12. Агнцев заколали в пятницу, во вторую половину дня. Но, возможно, из-за стечения народа «обряд начинали совершать еще накануне» (архиеп. Филарет Гумилевский) . 14.13. У Мф Иисус прямо указывает на хозяина горницы. У Мк ученики узнают его по условному знаку. 14.51. Юноша, по-видимому, спал и был разбужен шумом в саду. Большинство толкователей считает, что этим юношей был сам евангелист Марк, житель Иерусалима (ср. Деян 12. 12 ). 15.7. Участие Вараввы в мятеже объясняет, почему он был приговорен именно к распятию. Распинали главным образом повстанцев. 15.21. Евангелист предполагает, что Александр и Руф известны его читателям. Руф, вероятно, тождественен с тем лицом, которое упоминает ап. Павел: «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою» ( Рим 16.13 ). Таким образом, повествование о распятии основано на свидетельстве очевидца, в частности Симона Киринейского. 15.25. По мнению некоторых толкователей, кажущееся несогласие этого повествования с Ин 19.14 , где говорится о том, что смертный приговор был произнесен Пилатом в часу шестом, устраняется допущением, что Марк разумеет здесь под часом трехчасовой период времени, и этот третий час означает по нашему счету промежуток времени от 9 до 12 часов. Ибо как ночь делилась на четыре «стражи», по три часа в каждой, так, по-видимому, в обычае было делить и день на четыре трехчасовых периода, которые за отсутствием в языке другого обозначения, также, хотя и в ином смысле, именовались часами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010