Святой пример старца Елеазара действительно возбудил подражателей. Братьев принуждали бичами и жилами воловьими есть пищу, запрещенную законом, но они не соглашались. «Мы готовы лучше умереть, чем преступить законы отечественные», говорит первый или старший юноша. У него повелено было отрезать язык, содрать кожу, отсечь члены тела, положить на раскаленную сковороду и жечь. Братья и мать смотрели на сии бесчеловечные истязании; обоняли пар сожигаемого, взаимно поощряя друг друга к предстоящим страданиям. Подобно первому мучили второго: содрали кожу с головы его, и он умирая исповедал, что Царь мира умирающих нас ради законов Своих воскресит для жизни вечной. Третий еще с большим великодушием предстал на страдания, так что царь и бывшие при нем удивлялись мужеству юноши. Подавая язык и руки свои на отсечение, он сказал: «все это я получил от Бога, и надеюсь опять принять от Него». Четвертый, умирая, также исповедал будущее воскресение мертвых. Пятый во время мучения говорил: «не думай, что род наш оставлен Богом. Помедли – и ты увидишь великую Его державу: како тебе и семя твое умучит». Шестой, умирая, говорил мучителю: «не обманывайся, мы страдаем за свои грехи пред Богом. А ты не думай, что ты невинен, начавший богоборствовать». Последнего, младшего; Антиох убеждал и с клятвою уверял, что он сделает его богатым и счастливым, если он отступит от отеческого закона. Юноша ничему не внимал. Тогда царь советовал матери, чтобы она сама уговорила младшего и последнего своего сына сберечь жизнь свою. Великодушная мать умоляла сына пощадить ее, носившую его во чреве, млеком питавшую, воскормившую, приведшую в возраст и болезни воспитания понесшую. Молю тя, чадо, да воззриши на небо и землю и уразумееши, что Бог сотворил все из ничего: не убойся плоторастерзателя сего, но, как достойный братьев своих, смерть восприими. Сын, обличая мучителя, исповедуя грехи свои и будущее воскресение, отвечал: аз, яко же братия моя, душу и тело мое предаю за отеческие законы, призывая Бога милостиваго вскоре Израилю быти: ты же с мучением и биением исповеси, яко един токмо ест Бог. Исповедник с сугубою лютостию предан смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

О себе самом Сисой постоянно говорил: «грешником я засыпаю, грешником и пробуждаюсь» ... –Три пустынника, привлекаемые слухом о святости Сисоя, пришли видеть его: – что делать, чтобы избавиться от мук, предстоящих грешникам в будущей жизни, одно воспоминание о которых приводит в ужас и трепет?.. – Признаюсь вам, братия, что я не думаю об этих предметах, – отвечал им Сисой, – и зная, что Бог исполнен благости, думаю, уповаю, что Он окажет мне милосердие... Но вы, братия, блаженны! если у вас душа проникнута таким воспоминанием, то вам невозможно грешить... Что же делать мне, жестокосердому, которому не дано знать, что есть наказание человекам? Оттого я каждый день и согрешаю... Сисой говорил, что в продолжение тридцати лет он молился так: «Господи Иисусе, не дай мне согрешить сегодня моим языком» ... «И между тем, – прибавляет он, – я постоянно согрешаю в этом роде» ... Не только смирен, но и кроток сердцем был проникнутый духом Христовым подвижник. Один брат, обиженный другим, пришёл к авве Сисою и жаловался: «брат обидел меня, я хочу отомстить ему». – «Не мсти, – сказал ему Сисой, – предоставь Богу отмщение». – «Не успокоюсь, пока не отмщу»... – настаивал брат. – Тогда Сисой сказал: – «помолимся, брат»... И он начал молиться: – Боже! мы не имеем больше нужды в Твоём попечении о нас... мы сами хотим мстить за себя... Тронутый кротостью старца, брат упал к ногам его со словами, вырвавшимися из глубины сердца: «прощаю, прощаю брата... и ты прости меня, отец» ... Сам – искренний подвижник, Сисой не приходил в ужас от проступков брата и вместо того, чтобы с негодованием упрекать за них, он с непоколебимым терпением помогал исправляться в них и научал неослабно бороться с своими страстями. – «Нет человека, который мог бы избежать искушения, – говорил он, – но при каждом искушении и падении должно быть в человеке и стремление к восстанию, потому что Бог всегда готов и безгранично принимать падшего, но раскаивающегося» ... «Но сколько же времени ты полагаешь на восставание после того, как я буду падать? – спросил его один пустынник, живший по соседству и часто приходивший говорить, что он впал в грех , между тем, как Сисой неизменно отвечал ему на это: «восстань» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Боярин Иоанн воспламенился гневом за сына своего. Взяв множество отроков, отправился к святому стаду, чтобы разогнать его. Вошед в пещеру, он взял сына своего, благоговейного Варлаама, и вывел из нее вон. Потом снял с него святую мантию и бросил ее в лес; также снял шлем спасения, находившийся на главе его, забросил и его, и в то же время облек его в светлую и славную одежду, как прилично боярам. Сын сбросил ее на землю, не желая и видеть се, и это сделал несколько раз. Потом отец его в гневе приказал связать ему руки, одеть в помянутую одежду и в таком виде идти ему чрез город в свой дом. Варлаам, пламенея искреннею любовию к Богу, на дороге увидел яму и, поспешно войдя в нее, при Божией помощи сбросил с себя одежду и топтал ее ногами в грязи, попирая, вместе с тем, и злые помыслы лукавого врага. После того, когда вошли в дом, то отец приказал ему сесть с собою за стол. Он сел за стол, но нисколько не вкусил пищи и во все время, наклонившись, смотрел вниз. По окончании стола отец отпустил его в свои покои и приставил отроков смотреть за ним, чтобы не ушел. А жене его приказал одеться в блестящее платье для прельщения молодого человека и служить пред ним. Но раб Христов Варлаам вошел в одну комнату и сел в углу. Жена его, как ей приказано, ухаживала около него и просила его сесть на одре своем. Увидев наглость жены своей и узнав, что отец приготовил это для прельщения его, он молился в глубине своего сердца к премудрому Богу, могущему спасти от прелести. Пробыл он на том месте три дня и не вставал с него, не вкушал пищи и не одевался в одежду, но был в одной монашеской рубашке. Пр. Антоний с находящимися с ним и с блаж. Феодосием в скорби молились Христу Богу об нем. Благий Бог, увидев смирение и терпение молодого человека, обратил твердое сердце отца его на милость. Отроки пришли к боярину я возвестили ему: вот уже настал четвертый день, а сын твой не вкушает пищи и не хочет одеваться в одежду. Услышав это, отец сжалился над ним, опасаясь, чтобы он не умер от голода и холода. Призвав его, приветливо целовал и отпустил его. Случилось тогда изумительное дело; был великий плач, как по мертвом. Рабы и рабыни плакали о нем, что отходит от них господин их; отец и мать плакали, что разлучались с сыном, и все проводили его с великим плачем. Христов воин вышел из своего дома и как птица, освободившаяся из сети, или как серна из тенет ( Прит.6:5 ), так он скоро бежал и достиг пещеры. Увидев его, отцы возрадовались, встали и прославили Бога, что услышал молитву их».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Настал некоторый отдых для святителя и он употребил его на уврачевание ран, нанесённых Церкви арианами. Усердно объяснял он истинное учение своей пастве, вразумлял впавших в заблуждение, укреплял в преданности единой истинной Церкви. И отрадно отзывалась паства на труды для неё своего пастыря! Все как бы воспрянули духом и стали проявлять возбуждённые в них словом Афанасия чувства – усиленным усердием к молитве и ко всякому доброму делу. Каждый дом тогда как бы изображал церковь по христианскому настроению и христианской деятельности живших в нём. В то же время боролся Афанасий и письменными актами и с убедительным, неопровержимым красноречием отстаивал истину христианского учения против лжи Ария. «Допустив, – писал он, – что Сын существовал не от вечности, должны допустить, что Сын произошёл от кого-то вне Бога и мир, сотворённый Богом через Слово, сотворён Творцом, существующим вне Бога; если Сын не вечен, то было время, когда в Боге не было истины, так как Сын есть истина». «Божественность Сына есть та же самая, которая принадлежит Отцу, а потому она и нераздельна: «Я и Отец одно. – Когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём» ( Ин.10:31,38 ). Отец и Сын едино существо, но не в том отношении, чтобы одно было разделено на две части, которые кроме этого сами по себе ничего не означали бы, также и не в том, что это одно носило на себе два имени, так что один и тот же Бог иногда был бы Отцом, а иногда Сыном у Себя Самого. Хотя Отец и Сын два лица, потому что Отец есть Отец, а не Сын, и Сын есть Сын, а не Отец, – однако существо их одно». Это единство св. Афанасий поясняет так: «Сияние есть свет, появляющийся не после солнца, свет не другой какой-либо, только заимствующий блеск от солнца, но это есть всецелое произведение солнца; такое произведение по необходимости составляет один свет с солнцем, и никто не скажет, что это – два света». На возражение ариан, что «Сын и Отец так составляют одно, как и об нас говорится: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как Мы. Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:11,21 ), св. Афанасий отвечал: – «Такие помышления о себе означают безрассудную гордость, потому что единство, какое выставляется между Отцом и Сыном, не усвояется в Писании даже ангелам и прилагается нам только в пример, никогда, впрочем, недостижимый для нас, подобно тому, как заповедуется: будите совершенни, якоже Отец ваш Небесный совершен есть».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Чудесное видение Богоматери, бывшее Дорофею, изображено на иконе, на которой написана Богоматерь с преп. Антонием и Корнилием, с благоверными князьями Киевским и Псковским Гавриилом и Тимофеем и Николаем юродивым Псковским. На этой иконе помещено описание чудесного явления Богоматери и составлена особая на память сего служба. Икона сия прославилась чудесами и стала известна под именем Псково-Покровской, по церкви, в которой находится, и празднество ей совершается октября 1 дня. А в Московском Успенском соборе совершается празднование сей иконе в благодарность за победу над Турками и Татарами после войны с ними с 1736 по 1740 год. Преподобного Романа Сладкопевца, творца канонов «И будет в те дни, излию от Духа Моего на всякую плоть». – И осуществление этих слов пророка ( Иоил.2:28 ) составляет неотъемлемое и драгоценнейшее достояние мира. Проявившееся уже в избранниках Ветхого Завета излиянием даров Духа Святого на древних пророков, оно ещё изобильнее стало проявляться в лицах, озарённых Новозаветным Откровением. Нагляднее и, так сказать, существеннейшим образом оно проявилось на Апостолах, когда они, «при наступлении дня Пятидесятницы, пребывая единодушно вместе, исполнились все Духа Святого и начали говорить на других языках, как Дух давал им провещевать» ... и одарены были таким образом, орудием распространения в мире словом той Истины, которую уже восприняли их сердца. И с тех пор продолжались и не прерываются проявления силы Духа Святого в христианской Церкви в лице тех, кого Он избирает достойным сосудом для восприятия Его разнообразных даров: – «Дары различны, но Дух – один и тот же; и служения – различны, а Господь – один и тот же; и действия – различны, а Бог – один и тот же, производящий всё во всех. Но каждому даётся проявление Духа на пользу. Одному даётся Духом – слово мудрости, другому – слово знания – тем же Духом; иному – вера, тем же Духом; иному – дары исцелений, тем же Духом; иному – чудотворения, иному – пророчество, иному – различение духов, иному – разные языки, иному – истолкование языков. Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор.12:4–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Верность долгу супружества награждается Господом и в этой жизни. «Пришли мы в Аскалон, пишет блаженный Иоанн Мосх , и авва Евгений, пресвитер, рассказывал нам: один купец из нашего города, пустившись в море, лишился собственного и чужого; только сам спасся. Когда он прибыл сюда, то был взят заимодавцами своими, посажен в темницу и лишён всего, что было у него в доме, так что не осталось у него ничего, кроме того, что сам носил и жена его. Жена его от тяжёлой скорби и заботы едва могла кормить мужа хлебом. В один день, когда она сидела и ела с мужем своим в темнице, пришёл какой-то важный человек подать милостыню узникам и, увидев жену, сидевшую вместе с мужем своим, уязвился любовью к ней (она была весьма хороша собой) и сказал ей через тюремного сторожа, чтобы она пришла к нему. Она охотно пошла, думая получить милостыню. Отведя её к стороне, тот человек спросил её: «кто ты и зачем здесь?» Она рассказала ему всё. Он сказал ей: «если я заплачу за тебя долг, проспишь ли со мной эту ночь?» Прекрасная и вместе целомудренная жена отвечала ему: «я слышала, господин мой слова Апостола, что жена не владеет своим телом, но муж; и так позволь мне, господин, спросить об этом мужа моего; что он прикажет, то и сделаю». Она пошла и сказала обо всём мужу. Благоразумный муж, по любви к жене своей, не захотел таким средством освободиться из темницы; но, тяжко га вздохнув, со слезами сказал жене своей: «пойди, сестра, откажи этому человеку и скажи: я говорила мужу своему, но он не согласился; нас Бог не оставит». В тоже время заключён был в темнице один разбойник, который слышал весь разговор мужа с женой и, вздохнув, сказал сам себе: «в какой крайности они находятся и однако ж не захотели купить свободы своей за деньги; они предпочли целомудрие всякому богатству, пренебрегли всем в этой жизни! И я, несчастный, что делаю? Никогда не подумал даже и о том, что есть Бог , и вот почему я виновен в стольких злодеяниях». Подозвав их в окно к тому месту, где заключён был, разбойник сказал им: «я был разбойником и делал много зла, и многих умертвил, и знаю, что когда придёт начальник, меня казнят как убийцу. Увидав целомудрие ваше, я сокрушился за вас. Пойдите вот на это место городской стены, раскопайте и возьмите деньги, которые там найдёте, и помолитесь за меня, чтобы я обрёл милость». Спустя несколько дней, начальник, прибывший в город, приказал вывести разбойника и обезглавить. Спустя день, жена сказала мужу своему: «позволь, господин мой, сходить на то га место, о котором толковал нам разбойник, я посмотрю, правду ли он говорил?» Муж отвечал: «если тебе угодно, ступай». Жена взяла бороздник, пошла вечером на то место и, покопав, нашла горшок с золотом. Она поступила осмотрительно: отдавала деньги заимодавцам понемногу, чтобы они подумали, будто она у других занимает деньги; наконец выплатила всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На другой день, открывши ворота, вышли все старейшины (ρχηγο) их, вместе с Арефой, к царю, и поклонились ему до земли. Он же приказал всех их схватить и сперва расхитить имущество их, а потом показать ему Павла, епископа города. Все старейшины ответили, что он умер за два года перед сим. Царь не поверил им, но послал на место, где лежало честное тело его, и приказал, выкопавши кости, сжечь огнём и пепел лопатами развеять по ветру. На следующий день велел всему войску собрать дров и зажечь огромнейший костёр, занимающий пространства одну стадию, и бросить туда всех священников городских, диаконов и остальных служителей Церкви, и избравших монашескую жизнь, и так называемых канонисс и девственниц и певиц, поющих в домах Божиих днём и ночью: всех таковых, найденных в городе и окрестностях, без исследования сжёг, с целью запугать остальных христиан. Сожжённых было числом четыреста двадцать семь душ. После сего велит заковать в цепи Арефу, мужа знатнейшего, и прочих старейшин города; а глашатай возгласил наречием Гомеритским: «отрекитесь так называемого Христа, иудействуйте, согласитесь со мной, и будете жить». Святые мученики сказали: «да не будет нам отречься от веры, в которой мы крещены». – И сказал царь: «ведь Римляне знали, что отцы наши в Иерусалиме, священники и законоучители распяли человека, и его, как хульника Божия, бичевали, позорили и предали гнусной смерти, как человека, а не Бога. Для чего ж вы заблуждаетесь, следуя тому человеку? Не лучше ж вы несториан, которые доселе есть между нами, и говорят, что считают его не Богом, а пророком Божиим. Неграняне! Я не требую от вас, чтобы вы отреклись Бога неба и земли, или поклонялись солнцу, луне и светилам небесным, или творениям, находящимся в земле, море и реках; хочу только, чтоб вы отреклись так называемого Иисуса, хулившего так и представлявшего себя Богом, и чтоб вы только сказали, что распятый был человек, а не Бог». А святые мученики Христовы отвечали: «за себя, всё племя наше и весь наш город, и всех далёких наших друзей отстаиваем, свидетельствуем и исповедуем доброе наше исповедание, по вере в которое крестились мы во имя Отца и Сына и Святого Духа, и не отрицаем воплощения; Иисус, злословимый тобой, единый от Троицы, Бог Слово, в последние дни для нашего спасения воплотившийся от Духа Святого и Марии Девы, научил нас, что поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками ( Мф.10:18 ). А тебя и твоё правление (πολιτεαν) отвергаем, потому что преступаешь закон Божий и клевещешь на истину».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И таким образом «подводил Иессей к Самуилу семерых сыновей своих, но Самуил сказал Иессею: никого из этих не избрал Господь. – Все ли твои дети здесь? – спросил тогда Самуил Иессея. – Нет: есть ещё меньший, но он пасёт овец, – отвечал Иессей. – Пошли и возьми его, – сказал Самуил, – ибо мы не сядем обедать, пока он не придёт сюда. И послал Иессей, и привели Давида. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это – он». «И помазал пророк Самуил Давида, «и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после;» Самуил же отошёл в Раму. А Давид возвратился к овцам своим. Продолжал он в доме отца своего своё скромное дело, между тем возрастал телесно и душевно». «Без сомнения, – говорит о нём преосвящ. Филарет, митроп. Моск. 362 , – от носившегося над юношей Давидом Духа Божия нисходили светлые лучи в ум его, чтобы просвещать его в познании того, что истинно, богоугодно и спасительно; упадали в сердце святые искры, чтобы воспламенять его к добрым намерениям и спасительным делам, – и всё существо его исполнялось вышней силой, с которой он и трудные дела с дерзновением начинал и совершал без утомления». – Развевались в избранном Богом юноше различные дарования; между прочим проявились они в музыке и пении: – «руки мои сделали орган, персты мои настраивали псалтирь», – говорит он сам о себе, воспоминая свои юношеские годы, и достиг впоследствии такого искусства в музыке, которое доставило ему известность. Вероятно уже тогда, в эти юношеские годы, когда он пас овец своего отца, то вдохновляемый красотой окружавшей его природы, Давид начинал слагать свои псалмы, в которых воспевал Творца природы и человека. – «Господи, Боже наш! – взывала пламенная душа молодого пастуха, – как величественно имя Твоё по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!» «Когда взираю я на небеса Твои, дело перстов Твоих, на луну и звёзды, которые Ты поставил. То, что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его перед ангелами; славой и честью увенчал его; поставил его владыкой над делами рук Твоих; всё положил под ноги его, овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, всё, преходящее морскими стезями.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать, о ком пророк это говорит? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде, и евнух сказал: вот, вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. – И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух, и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошёл на евнуха, а Филиппа восхитил ангел Господен, и евнух уже не имел его и продолжал путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте; и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришёл в Кесарию» ( Деян.8:26–40 ). Здесь прожил он некоторое время в своём доме, в котором посетил его Апостол Павел и провёл у него «многие дни», о чём также упоминается в Деяниях Апостолов, равно как и о том, что у Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, «были четыре дочери девицы пророчествующие» ( Деян.21:8–9 ). Потом Ап. Филипп был епископом в Лидийском городе Траллии, в Мал. Азии, и, проповедуя всю свою жизнь, причём утверждал проповедь свою многочисленными чудесами, скоичался в глубокой старости. Преп. Феофана исповедника и творца канонов, именуемого начертанным Феофан, вместе с старшим братом своим Феодором (пам. 27-го декабря), иноки Палестинской обители св. Саввы, именуются начертанными, потому что на лицах их после жестоких истязаний, которым они были подвергнуты, как защитники иконопочитания, император Греческий Феофил велел начертать позорные стихи, мучительным начертанием которых посредством раскалённых игл были выжжены лица исповедников до самых веждей. Феофан родился в Аравии от благочестивых родителей, отличавшихся в особенности страннолюбием. Воспитав свою душу под хорошим семейным влиянием, получив и научное образование в доме богатого отца, Феофан вместе с братом довершили то и другое в лавре св. Саввы – под руководством одного благочестивого и учёного пресвитера. Плоды благодатного воспитания сказались в подвиге целой жизни. Во время иконоборства в продолжение 25-ти лет Феофан был ревностным защитником и исповедником православия; претерпел различные истязания: оковы, голод, ссылку; брат и сподвижник его Феодор в ссылке и скончался; Феофан же дожил до прекращения смущавшего Церковь иконоборства и был посвящён в митрополита Никейского. Когда же нашлись недовольные этим поставлением, возражавшие, что Феофан – Сирианин и некому поручиться в том, что он – православный, то св. Мефодий, поставивший Феофана в митрополиты, указывая на лицо его, сказал: «после такой надписи не нужно и желать лучшего свидетельства в его православном исповедании» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Между тем, допущенное не без промысла Божьего это проявление неверия одного из ближайших учеников Христа послужило окончательно – через осязание Апостолом Фомой язв Христовых – к яснейшему обнаружению истины воскресения Христова... «После осми дней, когда опять были в доме ученики Христовы, и Фома с ними, пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим» ( Ин.20:26–27 ). Но, увидев Христа и услышав Его обращение к нему, Фома только из глубины своего верующего сердца воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» – «Иисус же говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» ( Ин.20:29 ). Таким образом неверие Апостола Фомы послужило и к тому, что Господь отозвался на него ясным указанием, каково должно быть свойство истинной веры в Него. После вознесения Иисуса Христа и сошествия Духа Святого на Апостолов Фома проповедовал в Палестине, Месопотамии 91 и других странах. О проповеди его у Парфян говорят церковные писатели Ориген , Евсевий, Руфин, Сократ; о проповеди в Ефиопии упоминает Иоанн Златоуст , о проповеди в Индии говорят Григорий Назианзен , Григорий Великий , – и другие о других местах 92 . В беседе LXI на Евангелие от Иоанна св. Иоанн Златоуст говорит о св. Апостоле Фоме: – «Фома, бывший некогда слабее других Апостолов в вере, сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошёл с своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать слово Божие народам свирепым, диким и кровожадным». В различных древних сказаниях об Апостоле Фоме нет совершенной точности и к ним присоединяются иногда позднейшие прибавления, но одно из них, в котором приводится обстоятельство, выражающее смысл и значение благотворительности, передаётся одинаково многими повествователями об его жизни. Оно относится ко времени до предпринятия святым Апостолом путешествия в Индию – с целью проповеди в этой стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010