И они постоянно пребывали в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе, и много чудес и знамений совершилось чрез апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее; и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви“ ( Деян. 2:4147 ). Так учит история. Организация, о которой мы говорили выше, факт. Идея, раскрываемая апостолом Павлом, имеет в себе силу внутренней жизненной правды, а под собою историческую почву. Здесь – корень христианского общества, христианского государства: был, есть и будет. История может обрубить ветви, срубить самый ствол, но она совершенно бессильна выкорчевать самый корень: он всегда продолжает жить своими внутренними соками – силою идей и выгоняет новые отростки, организуясь в молодое социальное древо. Внутренняя мощь этой организации неодолима силами ада, ибо она есть мощь Христа Господа: Он созидает ее, свою Церковь ( Мф. 16:18 ), Он прилагает к ней спасаемых ( Деян. 2:47 ), Им она живет, движется и существует ( Деян. 17:28 )... Жизнь и христианство так близки друг к другу: одно в другом: живем Христом и живем во Христе Иисусе (ср. Кол. 3:3 ). Тогда Христа не просматривали в жизни. Вся жизнь была служением Христу, потому что вся она была служением любви: „Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою“ ( Ин. 14:35 ). И ученики хорошо знали, что не любя ближнего не возможно любить Христа Бога (ср. 1Ин. 4:20,21 ): „Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем“ ( 1Ин. 4:16 ). Знали и любили, и потому каждое богослужебное собрание первых христиан было прежде всего богослужением любви, во имя которой собиралось и силою которой действовало первое христианское общество: „они постоянно пребывали в общении“. Общение прежде преломления хлеба и прежде молитв, общение, как послушание любви, которое и по практической морали восточного аскетизма больше поста и молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В чем же выражалось общение первенствующих христиан? – Тогда любовь не умосозерцала, но действовала: „Все же верующие были вместе и имели все общее; и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого“. Так поступали все: апостолы, пророки, учители, чудотворцы, врачи, благотворители, администраторы, глоссолалы и истолкователи их, люди особых благодатных дарований и идиоты в лучшем смысле этого слова: простецы, простолюдины, свободные от порыва особого вдохновения, и при этом в объёме понятия „все“ логикою любви включены: Иудеи и Эллины, рабы и свободные – обезразличены национальности, сглажены различия политического неравенства (cp. I Kop. 12:28,13,10). В аналоге тела христианская любовь усмотрела план своего домостроительства и тяготела к его реализации „все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи и Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом“ ( 1Кор. 12:13 )... Дух Божий некогда носился над хаосом. И вот – благоустройство вселенной. Носится Дух Божий и над хаосом человеческих противоречий и настроений, созидая Церковь спасаемых, организуя в ней единое тело единого человечества. И кто почувствовал себя под животворным дыханием этой организации, тот в объятиях Бога любви, прилагается к Церкви и не может не любить, не может не быть в действенном общении со всеми: „Дабы не было разделения в теле , а все члены одинаково заботились друг о друге» ( 1Кор. 12:25 ), „Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение“ ( 1Кор. 12:24 ), и потому „члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее. И которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения. И неблагообразные наши более благовидно покрываются“ ( 1Кор. 12:22–24 ). Есть гении и таланты и просто рядовые мыслители. И в их рядах многообразие оттенков. Это в области ума. Тоже и в области морали и практической деятельности: есть менее совершенные и более совершенные. И все это в состоянии случайного колебания: „если хочешь быть совершенным, пойди, продай: имение твое и раздай нищим“, услышал богатый юноша о совершенстве и не мог вместить его: „отошел с печалью, потому что у него было большое имение“ ( Мф. 19:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так прошло много времени и они дерзали приносить св. Дары и причащаться, не примирясь и не попросив прощения. Братия старались примирить их, но они и слышать о том не хотели. Вот пресвитер Тит стал сильно больным, так что потерял и надежду выздороветь. Тогда начал он горько плакать о своем грехе и послал к Евагрию с просьбою простить его, Господа ради, за оскорбление гневом. Но тот не только не простил, но и бранил его жестокими словами. Братия, видя Тита уже умирающим, насильно привели Евагрия, чтобы простился с братом. Больной, увидев его, тотчас поднялся, упал к ногам его и со слезами говорил: «прости меня и благослови». Евагрий отворотился от брата и произнес такие слова: «не хочу проститься с ним ни в этом, ни в будущем веке». Сказав это, он вырвался из рук братии и тут же упал. Братия хотели поднять его и нашли его уже бездыханным; не могли даже ни согнуть рук, ни закрыть уст и очей его. Больной же пресвитер Тит в то же время встал и стал здоровым. Что было с тобою? спросили Тита. Я видел, говорил он, ангелов, отступивших от меня и сетующих о душе моей; а темные духи были в восторге, что в гневе не прощал я брата. И тотчас начал я просить брата о прощении. Когда привели его ко мне: увидел я ангела с пламенным копием; когда тот не захотел простить меня грешного: ангел ударил его и он пал мертвым, а мне сей ангел подал руку и исцелил меня». «Слыша это», говорит затем блаженный Симон, «мы в ужасе повторяли слова: оставите и оставится вам, яко всяк, гневайся на брата, повинен есть суду ( Мф.5:22 ). Горе человеку, побежденному такою страстию! Блюдись ее и ты, брат мой! Не давай места гневному бесу. Кто кому покорится, тому и поработает. Поклонись враждующему против тебя, чтобы ты не был предан немилостивому ангелу. – Да сохранит тебя Господь от всякого гнева! Он сказал: солнце да не зайдет во гневе вашем» 341 . Кальнофойский, показывая мощи почивающих в Антониевой пещере, пишет: «святый Тит, пресвитер, чудотворец, с братом своим во Христе Анастасием» 342 . Итак преподобный Тит вполне воспользовался уроком, преподанным ему благостию небесною.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но заповедь о любви к ближнему все же вторая. А первая и наибольшая , напомним, такова: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим . И если любовь к ближнему можно вывести из любви к себе, то как быть с любовью к Богу? Ведь, наверное, эта любовь должна быть чем-то иным, нежели простое доброжелательство и человеческое отношение «как к себе самому»? Все апостолы были очень привязаны ко Христу в дни Его земной жизни, а горячий Петр убеждал Его: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя (Мф 26:35). Но как только в Гефсиманский сад пришли стражники и увели Христа на допрос в дом первосвященника, апостолы в страхе разбежались, а Петр трижды отказался от Господа. Спрашивается — любили ли они Его? В этом смысле очень характерно, что грех Петрова отречения уже воскресший Господь «исцеляет» троекратным вопросом: любишь ли ты Меня? И только услышав: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя , — восстанавливает Петра в апостольском звании (см.: Ин 21:15–17). Это свидетельствует, что грех Петра был грехом против любви. А ведь это были Его ближайшие ученики, знавшие Христа не один год, делившие с Ним пищу и кров, ежедневно слушавшие Его! Если даже они разбежались в час опасности, что уж тогда говорить о простых верующих, которые Бога не видели и с Ним не говорили? Как они могут всерьез уверять себя и других, будто любят Бога? Не будет ли это с их стороны лицемерием? Ответ дает Евангелие: критерий любви к Богу — неуклонное следование Его заповедям. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня , — говорит Христос апостолам совсем незадолго до Своего ареста и казни (Ин 14:21). Та же мысль впоследствии прозвучит у апостола Иоанна Богослова: …это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его (1 Ин 5:3). Вот как рассуждал на эту тему святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский (1805–1866): «Иметь заповеди Иисуса значит принять их из Откровения и содержать, как дорогое сокровище, в уме. Но этого не довольно, чтобы любовь наша была достойна Господа Иисуса. Надобно, чтобы не только мысль занята была Господом, но чтобы вся душа со всеми силами посвящала себя исполнению заповедей Его. Тогда дела будут показывать, что душа любит Господа».

http://foma.ru/chto-takoe-nastojashhaja-...

История св. Феодора и Василия представляет нам в опыте мысли св. писания: «те, которые хотят обогащаться, впадают в искушения и в сети и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и гибель» ( 1Тим.6:9 ). «Как трудно имеющим богатство войти в царствие Божие» ( Лк.18:24 ). «Любостяжатель есть идолослужитель» ( Ефес.5:5 ). Богатых в настоящем веке увещавай, чтобы они не высоко о себе думали и уповали не на богатство ненадежное, но на Бога живого; – чтобы они благодетельствовали, обогащались добрыми делами, были щедры и общительны (Тим.6:17, 18). Св. муч. Евпла диакона Диакон в городе Катане, носил с собою евангелие и, читая народу, наставлял вере в Господа Иисуса Христа. В гонение Диоклитианово схвачен по поведению градоначальника, и как непоколебимый в своем исповедании предан пыткам, строган железными гребнями и бит железными молотками. Затем судья велел повесить книгу евангелия на шею мученика, отвести в тюрьму и не давать ему ни хлеба, ни воды. Чрез семь дней призвал его и сказал: «хоть теперь поклонись богам!» Но мученик ответил: «кто ж захочет оставить свет и ходить во тьме?» Он был осужден на смерть, перед казнию поучал народ и обезглавлен (304 года). Св. мученицы Сосанны, Гавиния пресвитера, отца ее, Гаия папы и других с ними Сострадали в Риме в 296 году. Папа Гаий (Каий), Гавиний (Габиний) и Сосанна были родственники имп. Диоклитиану, который узнав, что они христиане и распространяют эту веру, велел предать их и обращенных ими двух знатных сановников смерти. Мощи их покоятся в Риме. 80 Варяжские пещеры идут на юг от юго-западного угла Феодосиевой пещеры. См. пр. 83. и август. 28. 84 Ркп. святцы: „преподобномученики Василий иерей и Феодор пострадаша в л. 6610 мес. августа в 11 день“. О годе кончины ошибка в опис. Киев. лавры. стр. 107. и у Вершинского в месяцеслове. Не могло быть и того, чтобы Василий после Феодора жил в варяжской пещере 29 лет, о чем говорит опись лавры. 85 Печ. патерик л. 159. 160. При Кальнофойском (1632 г.) св. страдальцы почивали уже в Антониевой пещере. Землетрясением 1614 г. варяжская пещера сильно была повреждена. И едва ли не вслед за тем св. мощи перенесены были из нее в Антониеву пещеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Когда Фруктуоз с диаконами приведен был в амфитеатр, то весь народ выказывал ему сострадание, потому что даже и у язычников пользовался он любовью. Но когда некоторые предложили ему вина для подкрепления, то Фруктуоз сказал: «Еще не наступило время разрешать пост». Тогда был четвертый час дня, а древние христиане в среду и пяток постились до девятого часа. Утешив сопровождавших и преподав им благословение, блаженный епископ с диаконами бестрепетно принял мученическую смерть (259). День третий Преподобной Пелагии Тирской Дети мои! Это пишу я вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира ( 1Ин. 2, 1–2 ). Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных… Близок Господь ко всем призывающим Его… Желание боящихся Его Он исполняет, вопль слышит и спасает их… ( Пс. 144, 14, 18, 19 ). Исполнение этих утешительных слов не следует ли каждый раз вслед за тем, что сокрушенная раскаянием душа воззовет к Богу с верою теплою и несомненною в Его всемогущую помощь?.. Так было и в жизни воспоминаемой сегодня святой Пелагии Тирской. Погрязшая в нечистую жизнь, Пелагия однажды, при виде одного отшельника, проходившего по городу, пораженная, может быть, невольным благоговением, которое внушала его наружность, такая противоположная всем тем, которых она привыкла видеть вокруг себя, – внезапно сознала все недостоинство своей собственной жизни… И вот, в порыве стыда и благодатной тоски, она остановила отшельника криком, вырвавшимся из глубины ее смущенной души: «Отец мой! спаси меня, как Иисус Христос спас блудницу!» Отшельник, со свойственною святому человеку простотою, взял за руку эту женщину и пошел с нею в монастырь, находящийся за городом. Не бесплоден был порыв раскаяния Пелагии. Благодать Божия изобильно отозвалась на него и очистила ее душу, и дала ей силу отречься от мира, к которому она была привязана грешною любовью. Подвигами сурового иночества искупила она свою прежнюю распущенную жизнь, и не только сама обрела путь спасения, но примером своим подействовала на обращение к Богу и многих других.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С высшей точки зрения, строго следует различать пути, как произошли Божественные имена. Когда человек подмечал в откровении особенную силу Божию, то он запечатлевал это в своем сердце, сознании и потом выражал в слове, в имени. В пояснение, можно указать на следующие примеры. После того, как, по настоянию Сарры, Агарь с сыном была изгнана из дома Авраамова, она заблудилась в пустыне. Для укрепления умирающего от жажды Исмаила, явился Ангел Господень и указал на источник воды, которой Агарь напоила дитя свое ( Быт.21:14–19 ). Отсюда видно, что всевидящее Око Божие не оставляет уповающих на Него; и следствием откровения для человека явилась потребность приписать высочайшему Существу новое имя: Всевидящий. Вот имена Божии, полученные Моисеем в откровении: «И сниде Господь в облаце, и предста ему тамо Моисей: и призва именем Господним. И мимоиде Господь пред лицем его, и воззва: Господь, Господь Бог щедр, и милостив, долготерпелив, и многомилостив, и истинен» ( Исх.34:5–6 ). Таким образом, истина, что имена Божии даны через откровение, заслуживает доверия, и освящена авторитетом древнего предания; тем более, что из того же откровения объясняются: вся жизнь богоизбранного народа, его история, различные узаконения и т. п. Затем, наш автор говорит о двух видах богопознания: откровенном и естественном. Хотя последнее имеет немаловажное значение в постижении вечного Существа, тем не менее, оно бледнеет перед познанием первого вида. Действительный характер естественного богопознания состоит в том, что посредством наших естественных способностей и водительством Духа Божия мы можем возвыситься до понимания Бога, как Творца вселенной и Промыслителя мира. Святой апостол Павел высшую степень такого понимания определяет двумя началами: «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» ( Рим.1:20 ). При дальнейших же запросах верующей души, сердца и ума, естественное богопознание безмолвствует. Что есть Бог в Самом Себе? Каково высочайшее личное бытие Его? Каков характер Его промышления о мире? В чем проявляется Его благость к роду человеческому? При решении этих вопросов, на помощь человеку приходит откровение Божие. Оно, живое и деятельное, есть, как бы, указующая десница и, поставляя человека лицом к лицу с Божеством, всецело дает ему возможность созерцать Бога во всем великолепии Его вечного блаженства и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Velika...

«Отец, не беспокойся о нас и не уклоняйся от мученичества ради нас» ... Мученической смертью и запечатлел Леонид непоколебимую любовь свою к непоколебимой истине... (202 г.). Преподобного Виталия монаха Братия, если кто из вас уклонится от истины и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). Судя по величию заслуги, можно заключить и о значении обязанности: обращать на путь уклонившихся от истины, которую проповедует святой Апостол Иаков. И преданные Богу люди, верные последователи учения Его, не только проповедовали, но и исполняли слова эти. Св. Апостол Павел говорит о себе, что он «для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор.9:22 ). Что было бы в мире, если бы не воздвигал Господь ревнителей спасения душ человеческих? Ими только и сохраняется ещё и преодолевает добро в борьбе с злом, царствующим на земле. В стремлении восстановить падшего брата состоит чистейшее отражение той Божественной Любви, Которая воплотилась на земле, чтобы спасти мир, и блажен тот, кому в час смертный предстоит воспоминание хотя об единой душе человеческой, которую он удержал от падения, которую исправил от испорченности, которую направил на путь добра! Такое воспоминание – надежнейший и отраднейший спутник при и переходе души в жизнь вечную, и нет при нём места страху и трепету, невольно объемлющему всякую душу в то время, когда смерть открывает перед нею врата в эту неведомую, непостижимую область, – царство вечности. Блаженны и благословенны послужившие для спасения души ближнего! Одного из таковых прославляет сегодня Церковь в лице и преподобного Виталия, жившего в конце VI и в начале VII века по Р. Хр. Долгие годы спасался Виталий в одном уединённом монастыре близ Александрии – в то время, как патриархом в ней был св. Иоанн Милостивый. Наконец, когда ему было уже около 60-ти лет, он решился возвратиться в мир. Для чего? Для того, чтобы посвятить себя необычайному служению человечеству в лице... падших женщин.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Царю веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков» ( 1Тим.1:17 ). Святых младенцев 14000, Христа ради избиенных Сии невинные младенцы Иудейские мужского пола пострадали ради безлетного Младенца Христа Сына Божия, по повелению Ирода, царя Иудейского. Услышав от волхвов о рождении Иисуса Христа – потомка Давидова, Ирод, происшедший не из царского рода, смутился и весь Иерусалим с ним; спрашивал первосвященников и книжников Иудейских: где должно родиться Христу; тайно выведывал от волхвов о времени явления звезды, приведшей их в Иерусалим, и сказал волхвам: пойдите и тщательно разведайте о Младенце, и, когда найдёте Его, известите меня, чтобы и мне поклониться Ему». Поруганный от волхвов, кои, поклонившись Младенцу Христу, не возвратились к Ироду, а иным путём отправились в страну свою, Ирод разгневался и, опасаясь, чтобы новорождённый Царь Иудейский не отнял у него царства, послал через год по рождении Иисуса Христа, не зная, где Он находится, избить всех младенцев в Вифлееме и во всех окрестностях его, от двух лет и моложе, чтобы в числе их погубить и Младенца Христа, Которого напрасно боялся. Тогда сбыстся реченное Иеремием пророком·, глас в Раме слышан бысть, плачь и рыдание и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися. яко не суть ( Мф.2:7–18 ). Так злобный и суетный Ирод принёс в жертву своему необузданному властолюбию 14,000 младенцев, не ведая, что Иисус Христос родился устроить царство не земного владычества, а вечного спасения: не ведая, что все козни человеческие бессильны и напрасны для всемогущего Промысла Божия, властно и беспрепятственно устрояющего спасение мира, и что жизнь самого Ирода, самонадеянно заботившегося о себе, продлится не более года, а судьба детей его зависит от Бога! Суд Божий, по словам писателей Церкви, постиг Ирода страшными болезнями, прекратившими его жизнь за беззаконное избиение невинных. Младенцы-мученики вошли в Царство Небесное не дверью св. крещения, но мученической смертью за Иисуса Христа, которую Сам Он назвал крещением ( Мк.10:39 ). И сим крещением, в случае нужды, заменяется само таинство крещения водой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пророческое служение своё начал Иеремия в своём родном городе – Анафофе, но, преследуемый своими соотечественниками, он удалился в Иерусалим, но и здесь, как выше изложено, не избежал гонений. Чудно руководимый и подкрепляемый Богом, он, однако же, не уклонился от служения, к которому чувствовал Божественное призвание, и продолжал поучать народ и возвещать ему волю Господню и Его определения. Он постоянно и неустрашимо проповедовал среди собраний народных, и в храме, и у самого царского дворца. Однажды, когда он, по повелению Господню, возвещал народу о падении храма и самого города, он был схвачен за эти слова священниками и лжепророками, которые требовали, чтобы он был предан смерти... «И сказал тогда Иеремия всем князьям и всему народу: Господь послал меня пророчествовать против дома сего и против города сего все те слова, которые вы слышали. Итак исправьте пути ваши и дела ваши, и послушайтесь гласа Господа Бога вашего, и Господь отменит бедствие, которое изрёк на вас. А что до меня, вот я в ваших руках; делайте со мной, что в глазах ваших покажется хорошим и справедливым. Только твёрдо знайте, что если вы умертвите меня, то невинную кровь возложите на себя и на город сей, и на жителей его; ибо истинно Господь послал меня к вам сказать все те слова в уши ваши. Тогда князья и весь народ сказали священникам и пророкам: этот человек не подлежит смертному приговору, потому что он говорил нам именем Господа Бога нашего» ( Иер.26:12–16 ). Таким образом, освободясь от казни, Иеремия снова стал возвещать народу слышанное им от Господа, и предсказания его исполнились, но это не вразумляло упорствующих в грехах и в неверии Иудеев. Тогда снова излились угрозы Божии устами Его пророка. То было предвещание долговременного подчинения Иудеев власти чужого царя, разорения Иерусалима, запустения всей страны Иудейской. И действительно вскоре после того Иерусалим был осаждён и взят Навуходоносором, царём Вавилонским, который разорил храм и увёл в плен множество Иудеев. Над оставшимися он допустил быть царём – Иоакиму, поставленному царём над Иудеями фараоном Нехао, когда он завладел Иерусалимом. В это время лжепророки, желая быть приятными народу, ублажали его ложными обещаниями, что подчинённость его продолжится не долго и что пленники будут скоро освобождены. – Иеремия же, духом провидевший грядущие события, говорил другое; зная, что подчинение Иудеев будет долговременное, он увещевал их с покорностью принять это наказание Божие за их грехи и не возмущаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010