(в Синод. библ.). Известны два письма его к Новг. митр. Ионе: одно о состоянии православия на юге, другое о переводе 70-ти толковников (Ист. Русск. ц. IV, 141, 142, 253, 255). 252. Рафаил Краснопольский , воспитанник Киевской академии, первый архимандрит Заиконоспасский, пересматривавший Лексикон Поликарпова в 1703 г., уже в звании ректора Московской академии, по отзыву Поликарпова, после Яворского «первый в знании богословия и свободных учений» (предисл. к Лексикону); с 1704 г. архимандрит Симоновский. с 1708 г. архиепископ Холмогорский, скончавшийся в 1711 г. Он писал поучительные и правительственные грамоты. Из них замечательны: а) о двуперстном и треперстном знамении креста (рукоп. Арханг. сем.); б) поучение всему народу, 9 января 1711 г.; в) о погребении в пустых местах, без молитв священника, не исповедавшихся и не причащавшихся св. таин, 1709 г. Под его надзором составлен Двинский летописец, оканчивающийся 1705 годом (Толстого II. 37, напеч. в III ч. Трудов вольного Российск. собрания). 253. Сильвестр Крайский , воспитанник коллегии, путешествовавший за границу, с 1704 г. ректор Московской академии, с марта 1705 г. архиепископ Архангельский, с сент. 1707 г. митрополит Смоленский, сконч. в 1712 г. В 1709 г. переведена им с итальянского краткая «Космография», вероятно для Смоленских училищ (Толстого I, 223). 254. Феодор Полетаев , Новгородец, перевел с греческого: а) в 1676 г. разговоры отцов о жизни и страданиях св. мужей и жен; б) в 1713 г. Макария Егип. духовные беседы о совершенстве; в) в 1715 г. жития некоторых мучеников (рукоп. библ. Акад. наук). Иосиф Туробойский , 1703–1704 г. префект Московской академии, с 1708 г. архимандрит Симоновский, в 1711 г. настоятель Новоспасского монастыря. Его сочинения: а) Торжество преславное освободителя Ливонии, государя Петра I, с двумя предисловиями и изъяснениями аллегорических изображений на вратах, М., 1704 г. б) «Торжественные врата» победителю под Полтавою, М., 1709 г. 255. Карион Истомин, ученик академии, но еще прежде того писавший стихи, иеромонах Чудова монастыря, справщик книг, делопроизводитель при патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

При своих пастырских поездках епископ Тихон пришел к выводу о необходимости переименования епархии. В качестве показателя миссионерских корней епархиальный архиерей назывался епископом Алеутским и Аляскинским, хотя кафедра с 1868 года была в Сан-Франциско. Просьба епископа Тихона состояла в том, чтобы епархия называлась Алеутской и Североамериканской. Святейший Синод счел его доводы состоятельными и в 1900 году принял по ним положительное решение. В июне 1903 года епископ Тихон отправился в Россию на сессию Святейшего Синода. Тогда и было получено разрешение осуществить некоторые планы и проекты. «Вестник» от 15 сентября 1903 года опубликовал письмо епископа Тихона о Североамериканской семинарии. 12 декабря 1903 года Святейший Синод принял решение о создании Аляскинского викариатства в Североамериканской епархии. Викарным епископом был назначен Преосвященный Иннокентий (Пустынский). Епископ Тихон возвратился в Нью-Йорк 24 января 1904 года. Вскоре Святейший Синод сообщил епископу Тихону об удовлетворении его просьбы о возведении архимандрита Рафаила в сан епископа Бруклинского, второго викария. Хиротония состоялась в сирийском храме Святителя Николая в Бруклине 12 марта. Храм был полон верующими. Архимандрит Рафаил прочитал Символ веры частично на славянском и частично на арабском языках. 19 мая 1905 года Епископ Тихон был возведен в сан архиепископа. В документе, написанном архиепископом Тихоном в декабре 1905 года, он высказывался о возможности рассмотрения вопроса об автокефалии. Сербскую миссию он предложил сделать викариатством с центром в Чикаго. Греческие общины, писал он, должны быть организованы так же, как Сирийская и Сербская миссии. Он усматривал необходимость автономии и независимости только в вопросах, влияющих на внутреннюю жизнь или структуру каждой национальной епархии или викариатства, и подчеркивал также необходимость согласованных общих решений, выработанных епископами на заседаниях под председательством архиепископа в вопросах, касающихся всех. Как епископу миссионерской епархии, распростершейся по всему континенту, епархии с многонациональной паствой, владыке Тихону приходилось думать о создании таких учреждений, которые помогли бы Церкви в Америке стать самостоятельной. Существовала очевидная необходимость в школе. Условия, в которых совершались пастырские труды в Северной Америке, весьма отличались от условий в России. Большинство служивших в миссии священников прибыли из-за границы, где они и получили свое образование. Такая зависимость от помощи извне была для епархии нежелательной. В 1905–1906 учебном году Миссионерская школа в Миннеаполисе (штат Миннесота) была преобразована в семинарию. В 1913 году она была переведена в Танальфи (штат Нью-Джерси). В семинарии было воспитано два поколения священников для Церкви в Америке.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Он быстро восходил по лестнице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными». 24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом Православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца (память 2 мая). Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве. В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято-Троицкой Лавры. В обители преподобного Сергия он так же самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара). 2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения богослужения и особенно за нравственностью паствы. Особенно большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. Своему келейнику Стефану накануне преставления святитель запретил домогаться священного сана и предупредил, что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому келейнику, Василию, святитель указал, что он будет диаконом, сана священника никогда не достигнет. И это предсказание впоследствии исполнилось. Почил святитель 10 декабря 1754 года. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года. Память святителю совершают дважды в год: 4 сентября – в день обретения мощей и 10 декабря – в день блаженной кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Объявив о том, что «Николаевский Козацкий монастырь» Змиевского уезда со всеми его землями, лесами, озерами и всякими угодьями отдается Киево-Печерской лавре, грамота говорит: «А по справке в Разряде по отказным и межевым книгам Змиевскаго воеводы Семена Дурнова 7197 (1689) году к тому монастырю написано: в Змиевском уезде против села Мохнача на р. Северном Донце мельница, с Ногайской стороны реки Донца сенных покосов десятина; да с той же Ногайской стороны р. Донца на речке Гнилице, выше ольховаго пристену мельница, а подле той мельницы по обе стороны речки Гнилицы пашенныя земли и сенных покосов, 50 четвертей, да лесу непашеннаго тож; да за р. Сев. Донцем с Крымской стороны, ниже того Змиевскаго Никольскаго монастыря в лесу по р. Гомолче, с устья до верховья, пашенной земли и сенных покосов по мере 25 четвертей; да на той же речке мельница, а подле той мельницы скотский двор. А в выписях, каковы к тому отказу Игумен с братиею подал (и Семен Дурной по тем выписям отказывал) написано: 7186 (1678) году Змиевской приказной Мелетий Авдеев отмежевал к тому монастырю на речке Ольшанке мельницы; да Крымской стороны от их мельницы пашенная земля, дикое поле, от сухой долины, а с Русской стороны берег речки Ольшанки сенные покосы и на выкуп Дубровской до серой долины подачу Змиевских жителей градских всяких чинов людей 40 десятин. И в 7187 (1679) году по наказу бояр и воевод князя Григория Григорьевича, да князя Михаила Григорьевича Ромодановских, майор Федор Скрыпицын отмежевал к тому монастырю из порозжих земель от Снетчина Городища до р. Севернаго Донца, да рыбной ловли река Донец под монастырем на Ногайской стороне, за тою же рекою Север. Донцем три озера Белое, Косач, Коробово; да против монастыря в тех же урочищах от вершины от Белаго озера до бору, – а меж бору и реки вниз по Север. Донцу до озера Коробова сенных покосов 8 десятин от р. Сев. Донца. В 7189 (1681) году Змиевской приказной Лука Толмачев, по отписке из Белгорода боярина и воеводы кн. Петра Ивановича Хованскаго, отмежевал к томуж монастырю из порозжей заимочной земли в Змиевском уезде с устья речки Гомольши от Северн. Донца вверх по речке Гомольше обе стороны до Городища пашенная земля и сенные покосы и рыбная ловля и всякия угодья по урочищам. А по купчим, с которых подал списки в приказе великия России того монастыря старец Рафаил, за тем Николаевским монастырем написано: в 7181 (1673) году по продаже, белогородца посадскаго человека Ивана Гладкова в Змиевском уезде в селе Мохначах на р. Северском Донце мельница с двором и с винницею. А с 7188 (1680) году по продаже села Мохнача жителя Максима Антонова на речке Гнилице млинок. По поступке харьковца Якова Васильева в селе Мохначах грунты.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Это тем вероятнее, что сам патриарх Кирилл, после своего удаления с престола, писал царю Михаилу Феодоровичу, нисколько не жалуясь на Афанасия: «что когда султан Мурат возвратил его из заточения с острова Родоса, после низложения Кирилла Веррийского, и велел ему быть в Цареграде, то, покамест он ехал, посадили на патриаршество иного, а когда приехал, то все к нему прибегли и учинили подобающую почесть, но на патриаршеское место он не хотел идти, пока не заплатят архиереи того, что посулили султану. Потом, же благодатью Божией и милостью царской, будем мы сидеть по-прежнему на патриаршестве; хотелось бы под старость успокоиться, но мир не оставляет». Всё это согласно с показанием Афанасия, которого избрали только для того, чтобы удалить недостойного Кирилла и дать время возвратиться великому Лукарису. Оттого вероятно и просидел он так мало на его кафедре, не более 28 дней. Нельзя однако слишком верить обвинениям патриарха Парфения против Афанасия, будто он причинил убытков великой Церкви на 50,000 ефимков, так как известно, что Кирилл Веррийский был причиной сего долга, и разорения церковного, посулив до 30,000 ефимков для подкупа властей турецких, чтобы только достигнуть престола; может быть нужно было употребить столько же, чтобы его низвергнуть; в случае же неуплаты угрожала опасность великой Церкви. Если сам великий Кирилл, при всей многолетней своей опытности, отказывался от престола, единственно по причине сих долгов, то мудрено ли было неопытному Афанасию запутаться в оных при столь смутных обстоятельствах. Для того, чтобы понять те тяжкие испытания, через которые проходила воинствующая Православная Церковь на Востоке, во все продолжение XVII столетия, необходимо проследить исторически ряд её патриархов, которых частое низложение, по проискам иноверцев, потрясло и разорило вселенскую кафедру Цареграда. После великого Иеремии, который основал патриаршество в России и хотя был низлагаем, но скончался на своей кафедре, в 1594 году, начались беспрестанные смены вселенских патриархов. Матфей, Гавриил и Феофан не более как по полу году занимали сию кафедру, так что наконец избрали местоблюстителем вселенского престола знаменитого учёностью патриарха Александрийского Мелетия Ингу. Год спустя опять взошёл на кафедру Матфей, уже облечённый в схиму, и опять уступил на короткое время престол свой Неофиту, бывшему митрополиту Афинскому, скончался. однако на своей кафедре. Преемник его Рафаил, до насильственного заточения, вынужден был уступить туркам сам храм патриарший, во имя Всеблаженной, и довольствоваться небольшой церковью святого Григория. После него вторично был призван Неофит, и опять низложен, так что уже никто не решался· воссесть на вселенскую кафедру, обуреваемую столькими бедами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 После протеста архиепископа Амвросия власти Чернигова решили не устанавливать в городе идол языческого божества Симаргла 05.03.2010 Архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий (Поликопа) в связи с решением черниговского объединения «Громадська думка» построить в городе на территории Борисоглебского монастыря на Валу памятник языческому идолу Симарглу выступил с увещевательным письменным заявлением к общественным деятелям Чернигова . Владыку побудили обратиться к общественности города многочисленные жалобы и письма местных жителей с просьбой повлиять на ситуацию. В славянской мифологии Симаргл является зверем, псом-птицей, охраняющим царство мертвых. Владыка напомнил, что город Чернигов является одним из древнейших православных центров Киевской Руси, средоточием многих ее святынь, и поэтому не нуждается в языческом покровителе. Архиепископ напомнил, что идолопоклонство - это грех: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш» (Лев. 26:1). Владыка указал на то, что почитая идола как защитника города, жители, таким образом, отрекаются от таких его святых покровителей как преподобный Антоний Печерский, св. благоверные князь Михаил и боярин его Федор, святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, преподобный Лаврентий, святитель Филарет (Гумилевский). Архиепископ Амвросий напомнил общественности Чернигова о том, что никакие муки не могли заставить святых мучеников Святой Церкви Христовой поклониться языческим богам, и никакие гонения не смогли остановить христиан благовествовать всему миру об истинной вере. Он призвал жителей святого Чернигова беречь свою православную веру, ибо только она способна дать человеку радость вечной жизни с Богом. Владыка Амвросий отметил, что епархия неоднократно обращалась к городскому управлению с просьбой не осквернять святое место языческим идолом. Но, к сожалению, эти обращения как будто остались без внимания. После архипастырского заявления этот вопрос был обсужден на сессии Черниговского городского совета. Депутаты не поддержали языческий проект организации «Громадська думка» и отказали ей в разрешении на возведение памятника идолу в своем городе. Седмица.Ru Редакция текста от: 05.03.2010 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/8004.html

15-е Святых Апостолов от 70-ти: Аристарха, Пуда и Трофима О Св. Аристархе, обращённом к И. X. Апост. Павлом, упоминается в «Деяниях Апостольских» ( Деян.19:29 ), что ремесленники, делавшие серебряные храмы Артемиды и получавшие от того немалую прибыль, возмутились против Апост. Павла и спутников его, проповедовавших, что «делаемые руками человеческими не суть боги», и, «схватив Македонян Гаия и Аристарха, они единодушно устремились на зрелище» ... Другое упоминание об Ап. Аристархе – в послании Ап. Павла к Колоссянам – свидетельствует о том, что он был узником вместе с Ап. Павлом: «Приветствует вас Аристарх, заключённый вместе со мной» ... (Посл. Кол.4:10 ). Ещё упоминает о нём св. Павел в послании к Филимону: «приветствуют тебя Епафрас, Марк, Аристарх и другие сотрудники мои» ( Флм.1:23 ). Аристарх был епископом в Апамее Сирской. – Кончина его произошла при императоре Нероне; он был обезглавлен в одно время с Апп. Павлом, Пудом и Трофимом. Св. Пуд, упоминаемый во 2-м послании св. Павла к Тимофею ( 2Тим.4:21 ): «приветствуют тебя Еввул и Пуд и все братия», был Римским сенатором и благочестивым человеком; он принимал в дом свой святых первоверховных Апостолов Петра и Павла, и всех христиан, так что дом его служил как бы Церковью. Об Ап. Трофиме, бывшем родом из Ефеса, обращённом ко Христу св. Ап. Павлом, упоминается в «Деяниях Апостольских» ( Деян.20:4,21:29 ), что он сопровождал Ап. Павла на его пути благовествования, и во 2-м посл. к Тимофею ( 2Тим.4:20 ) Павел говорит: «Трофима же я оставил больного в Милете». Последовав за Павлом и во время гонения при императоре Нероне, был в 64-м году обезглавлен вместе с ним и другими Апостолами. Святых мучениц Василисы и Анастасии Просвещённые верой Христовой от самих Апостолов, эти благородные Римлянки, посвятив себя на служение Христу, погребали замученных в Риме за исповедание Иисуса Христа и за это сами после истязаний обезглавлены при Нероне. – Мощи их в Риме, в церкви Божией Матери – Умиротворительницы. Свв. мучч. Сухия и 16 Месукевийцев

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

27-е Св. первомученика и архидиакона Стефана Апостолы, желая иметь более времени для молитв и поучений, через полгода по вознесении Спасителя избрали семь одобренных ( Деян.6:3 ) мужей и рукоположили их в диаконы. Им поручено было управление и распоряжение общим имением и призрением вдов и сирот, а у алтаря раздавали они тело и кровь Господню (Игнатия посл. к Траллианам). Первым из семи диаконов был Стефан, который потому и называется архидиаконом. Он отличался особенной силой веры и красноречием, ревностно проповедовал слово Божие и указывал на конец закона Моисеева во Христе. Его обвинили перед синедрионом в хуле на Бога и Моисея. «Мы слышали», говорили лжесвидетели, «как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей» ( Деян.6:14 ). И спросил первосвященник: так ли это? Стефан в оправдание своё произнёс речь, в которой изложил историю благодеяний Божиих к Израильскому народу и обличил не верность народа Богу. – «Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались теперь вы, – вы, которые приняли закон при служении ангелов, и не сохранили». Слыша это, присутствовавшие в синедрионе рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, исполненный Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и сказал: «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Тогда толпой устремились на него, вывели за город и стали побивать камнями. Стефан молился и говорил: «Господи Иисусе, приими дух мой!» И преклонив колена, воскликнул громким голосом: «Господи, не вмени им греха сего!» И сказав сие, почил. Тело его в следующую же ночь взято Еврейским законоучителем Гамалиилом и похоронено в двадцати верстах от Иерусалима (см. 2-го авг. перенесение мощей его, 4-го янв. в соборе 70-ти). Св. преподобно-мученика и исповедника Феодора Начертанного Брат св. Феофана (память которого – 11-го октября), Феодор, также бывший иноком в лавре св. Саввы Освящённого, пострадал вместе с ним, явясь твёрдым защитником почитания святых икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

18-е † Блаженной Магны Анкирской В городе Анкире Галатской, – пишет усердный посетитель подвижников Палладий 276 , – много дев, около двух тысяч или более; они подвизаются в святой, добродетельной жизни, хранят воздержание и совершают дело святое с ревностию. Между ними первое место по благочестивой жизни занимает Магна, жена почтеннейшая и опытнейшая. Не знаю, называть ли ее девою или вдовою. Мать вынудила ее выйти замуж, но она отклоняла от себя мужа под разными предлогами, давала вид, будто больна она, и, таким образом, осталась неприкосновенною и непорочною, как говорят родные ее. Муж ее скоро умер, и она осталась единственною наследницею после него. Тогда она всю себя посвятила Богу». «Великое приобретение быть благочестивым и довольным (умеренным в желаниях). Мы ничего не принесли в мир: явно, что ничего не можем и вынести из него ( 1Тим.6:6–8 ). Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов и хранить себя неоскверненным от мира ( Иак.1:27 ). Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать двойную честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим.5:17 ). Таково учение Апостольское! Так и поступала блаж. Магна. «Богатство, какое было у нее, раздала она на монастыри, на дома бедных и странных, церквам, епископам, вдовам, сиротам и прочим нуждающимся. Охотною душою, но тайно, совершала она подвиги благотворительности». Не только не выставлялась пред людьми благотворительницею, но старалась скрывать добрые дела свои и от себя самой; она боялась обманчивой приятности славы людской так же, как своего самолюбия и берегла сердце свое в смирении. Вместе с тем, она «ревностно посещала Богослужение церковное, вела жизнь подвижническую, воздержную. Знаменитейшие епископы уважали ее. Стараясь исполнить всякую добродетель, она жила надеждою на жизнь лучшую – загробную». В жизни блаж. Магны более всего изумительно то, что она, выданная в замужество, с такою твердостию воли отстояла свою девственную чистоту. Так в лучшие времена христианства любили девство! В одном провинциальном городе были целые две тысячи дев! Ликия была областию соседнею с Галатиею. Анкирские девы, конечно, читали разговор: «Праздник дев», святителя и мученика Мефодия, писанный им, когда был он епископом Олимпа Ликийского. Если ныне, к несчастию людей, мало ценят девство, не так думали в лучшие времена. Вот как учил о девстве великий учитель мученик:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

20-е Св. пророка Самуила Пятнадцатый и последний судия Израильский, скончавшийся за 1100 лет перед Р. Хр. «Возлюбленный Господом своим Самуил, пророк Господень, учредил царство и помазал царей народу своему. Он судил народ по закону Господню, и Господь призирал на Иакова. По вере своей он был истинным пророком, и в словах его дознана верность видения. ( Сир.46:16–18 ). Умер в глубокой старости и погребен в Армафеме, отечественном его городе. В 406 году останки его перенесены в Константинополь и положены в храме, посвященном его имени. † Страдание св. Филиппа, епископа Ираклии фракийской, и его друзей Блаж. Филипп был сперва диаконом, потом пресвитером и спустя некоторое время, как испытанный по высокой жизни, возведен на епископскую кафедру Ираклии фракийской 168 . «Учеников своих пресвитера Севера и диакона Гермеса, укрепляя частыми наставлениями, он сделал подобными ему не только по мыслям и чувствам, но и по страданию. – Когда поднялся огонь жестокого гонения: он не смутился; иные советовали удалиться из города, – он отверг совет». Явился стационарий Аристомах, чтобы запечатать церковь христианскую. Блаж. Филипп сказал: «ужели ты думаешь, что Бог заперт в стенах! Он живет в сердцах». Аристомах опечатал все в церкви. Блаж. Филипп с Севером и Гермесом остался при дверях и поучали паству. Явился в суд префект Басс и, когда введены были к нему все, спросил: «кто из вас учитель христиан»? Филипп отвечал: «я тот, которого ищешь». – Вы знаете, сказал Басс, закон императоров, запрещающий христианам собираться и предписывающий этим людям или приносить жертвы или погибать. Доставьте мне золотые или серебряные сосуды ваши, или какие имеете, и также книги, которые вычитаете или изучаете». Филипп отвечал: «нельзя выдать тебе книг». Префект позвал исполнителей казни. Явился Мукапор, самый жестокий человек. Префект велел привесть пресвитера Севера; его не отыскали и префект велел мучить Филиппа. Когда жестоко били его: стоявший вблизи Гермес сказал: «хотя бы и достал ты все наши книги, последователи наши, заботясь о душевном спасении, напишут другие и еще усерднее научать будут благоговению, какое надобно оказывать Христу». Его наказали за то палками. Когда потом сделал он замечание ассессору Публию за покушение присвоить себе церковную собственность: его били до того, что все лице его покрылось кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010