Сходно с Лактанцием изъясняется о сем и святой Афанасий в вышеприведенном месте. «Ежели, – говорит он, – смерть Господа нашего Иисуса Христа есть искупление всех, ежели смертию Его разрушается средостение преграды и совершается призвание языков, то как бы Он призвал нас, если бы не был распят? Ибо на одном кресте претерпевается смерть с распростертыми руками. И потому Господу нужно было претерпеть смерть такого рода и распростереть руки Свои, дабы, то есть, одною рукою привлечь древний народ, а другою язычников, и обоих собрать во едино. Ибо и Сам Он, показывая, какою смертию имел искупить всех, предсказал: Аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе ( Ин. 12:32 ). Пятую причину крестной смерти Иисуса Христа представляет святой Иоанн Дамаскин . По его мнению, она состоит в том, что крест, в самом устроении своем, показывая соединение в себе разстоящих частей, явственно изображает в себе соединение всего во Христе. «Как четыре конца креста, – говорит он, – связываются и соединяются средним центром; так Божиею силою содержатся и высота, и глубина, и долгота, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь». Шестою причиною распятия на кресте Иисуса Христа, по мнению Древних отцов Церкви, было вкушение Адамом плода от запрещенного дерева: то есть как первый Адам вкушением сего плода произвел всеобщую смерть, так прилично было и второму Адаму, то есть Иисусу Христу, чрез древо же даровать нам жизнь. Так святой Ириней говорит: «Иисус Христос, истребляя то непослушание Адама, которое вначале сделано чрез Древо, послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя; или иначе: То преслушание, которое учинено чрез дерево, исцелил послушанием, соделавшимся на древе». А святой Григорий Богослов выражается о сем так: «Древо за древо; и руки, простертые доблественно, за руку, простертую невоздержно, пригвожденные гвоздьми – за ослабленную, соединяющие концы всего мира – за извергшую Адама». Святой Амвросий ту же самую мысль выражает следующим образом: «Христос пригвождается на древе: это премудро соделано для того, дабы человек, как в раю прельщен был древом сластолюбия, так древом и ныне спасен был, и дабы то же самое вещество, которое было причиною смерти, соделалось вместе и средством ко спасению».

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Этот римский сотник был первым из язычников, который исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим. Римский сотник Гордий кесарийский был привлечен суду во время великого гонения на христиан в 303 г. Его уговаривали, чтобы он отрекся от Иисуса Христа и этим спас бы свою жизнь. На все это он отвечал: «Я вспоминаю того первого сотника, который стоял у креста Христова и познал Его божественное величие из тех чудес, которые там совершились и который не побоялся открыто исповедать свою веру пред разъяренными иудеями в словах: «Воистину Он был Сын Божий!» Сказав это, он осенил себя крестным знамением, мужественно и радостно претерпел смерть ради Христа. Будем и мы чаще вспоминать об этом сотнике-язычнике. Пусть поэтому все поругатели и отрицатели Евангелия, все сомневающиеся и неверующие услышат от нас одно и то же радостное исповедание: «Истинно Человек этот был праведник; воистину Он был Сын Божий!» Но чтобы это исповедание было внутренним и сердечным, для этого мы должны принести искреннее покаяние. Евангелист говорит: «И весь народ, сшедшийся на зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь». Здесь случилось еще одно удивительное событие, которого мы меньше всего могли ожидать в этот час, на этом месте и от этого народа. До сих пор эта ослепленная толпа следовала за своими начальниками. Они отвергли своего лучшего и вернейшего Друга и предали Его язычникам. С ненавистью и поруганиями влекли они Его к суду и осуждению, с ненавистью и поруганиями они смотрели на Его страдания и смерть. Их не тронули Его последние слова, которые Он сказал с креста. Теперь же, когда совершились эти величественные и могущественные знамения в час Его смерти; теперь, когда солнце померкло на небе, земля содрогнулась, скалы расселись и гробы святых отверзлись; теперь только открылись их глаза и они узнали свою великую вину, которую они приняли на себя, теперь сознали, что они совершили ужасное злодеяние. Теперь вспомнили они о том, как этот Человек, теперь распятый, любвеобильно поучал их, как Он оплакивал их город, как Он исцелял их больных, утешал их в скорби, благословлял их детей, помогал им в несчастьях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Прообразовательное значение ветхозаветного священства и жертв объясняется тем, что невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи ( Евр.10:4 ). Поэтому-то законные жертвоприношения лишь напоминают о грехах ( Евр. 10:3 ). Будучи единственным, Его Приношение не может ни повториться, ни как-то улучшиться или увеличиться, потому что Он тем самым уже освятил нас, навсегда сделал совершенными освящаемых ( Евр. 7:27; 9:12, 26, 28; 10:10, 12, 14 ). С самого начала Он отдал Себя Самого за грехи наши ( Гал. 1:4 ). Мы должны были понести наказание, но произошло невероятное: наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились( Ис. 53:5 ), вместе с тем удовлетворив и божественному правосудию 12 . Первосвященство Христа связано с переменой закона ( Евр. 7:12 ), что опровергает идею адвентистов о вечном Декалоге 13 . Новый Завет заключен в Крови Христа, Который принес в жертву Себя Самого ( Евр. 7:28 ), возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное ( Еф.5:2 ). Первосвященническое служение Христа имело своей целью искупление от преступлений ( Евр.9:15 ), примирение людей с Богом через принесение Им Себя в жертву за нас, проданных греху ( Рим. 7:14 ). Это служение началось с Его Воплощения. Смысл священнического служения – приносить дары и жертвы за грехи ( Евр. 5:1 ), и мы уже освящены единократным принесением тела Иисуса Христа ( Евр. 10:10 ). Поэтому следующее за Распятием и Воскресением Вознесение Христа на небо не начинает, а продолжает первосвященническое служение Христа, вместе с тем являясь кульминацией царского Его служения. Господь не в 1844 г., а ныне предстал за нас пред лицо Божие. Немедленно по Вознесении Спаситель воссел одесную престола величия на небесах ( Евр. 8:1 ) и там Он уже не приносит жертв. Победив смерть и ад, Господь как человек вошел в славу, принадлежавшую Ему от века как Сыну Божию, и открыл путь на небо всем верным ( Евр. 6:20 ). Свт. Иоанн Златоуст подчеркивает, что совершенное в Вознесении явление нашего естества на небесах завершает примирение с Отцом и является основанием для ниспослания Святого Духа 14 . Конечно, по Вознесении Христос не перестал действовать в мире, но если вначале Он действовал через храм Своего Тела, то потом – через апостолов 15 , хотя и Тело Христово преподается верным в таинстве Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

В античном мире вознесение или восхищение человека на небо означало его обожение, преображение смертного в бессмертного. Но в случае вознесения Иисуса Христа становилось ясно, что Он возвращается к той Божественной славе, которая принадлежала Ему изначально. Другими словами, Вознесение было не обретением, но подтверждением Его Божественности. И не только это. Дело в том, что в Библии взятие человека на небо имело особый, а именно эсхатологический смысл. Предполагалось, что на восхищаемую личность возлагается особая задача перед концом века сего. Так, пророк Илия был взят на небо и как бы ожидает своего возвращения. Господь говорит: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня» (Мал. 4, 5). В Книге Откровения есть удивительное место, где тайнозритель Иоанн видит земное рождение Сына Божия. И в его видении Спаситель после Своего рождения от Жены, облеченной в солнце, как бы немедленно, минуя все события Его земной жизни, восхищается на небо: «И родила она Младенца мужеского пола… и восхищено было Дитя её к Богу и престолу Его» (Откр. 12, 5). Это говорит о том, что Вознесению придавалось значение, равновеликое Рождеству, ибо пребывание Иисуса Христа на небе, в вечности, осознавалось как гарантия Его эсхатологического возвращения в качестве Судии и Господа. Рассказы о Вознесении отражали радостный пасхальный опыт первых христиан. Этот опыт состоял в переживании живого присутствия распятого, воскресшего и вознесшегося Иисуса. После Вознесения Господа близость Воскресшего переживалась так сильно, что христиане могли исповедать: «(Он) открылся Сыном Божиим в силе» (Рим. 1, 4), «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Флп. 2, 9), «Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя» (Деян. 5, 31). Это спасительное деяние Бога воспевали, о нём размышляли снова и снова, его провозглашали. Вознесение Христово придавало христианам уверенность в том, что Иисус не покинул их, но что Он - в вечности, а следовательно, всегда с ними. Из этой радостной веры Евангелист Лука и формирует свои высказывания о Вознесении.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/50...

Прочтите толкования: Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Блаж. Феодорит Кирский Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Святитель Феофан Затворник   Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Проповедь 22-й Недели по Пятидесятнице Русский перевод архимандрита Ианнуария: 11 Видите, какими большими буквами я пишу вам собственной рукой. 12 Эти все, которые хотят отличиться плотью, заставляют вас обрезываться только для того, чтобы их не гнали за крест Христов. 13 Ведь сами они, обрезанные, Закона не соблюдают, но хотят, чтобы вы обрезались. Так они похвалятся вашей плотью. 14 Но чтобы мне хвалиться? Нет, этому не бывать! Разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. 15 Важно ведь не то, обрезан кто или необрезан, но то, что он  — новое творение. 16 И все те, которые будут следовать этому правилу  — мир на них и милость, и на Израиля Божия! 17 Впредь пусть никто мне не досаждает, ибо на теле моем я ношу знаки Иисуса. 18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь. Предлагаемое чтение из Послания к Галатам имеет очень большое значение. Эти строки завершают послание. Мы знаем, что в те далекие времена письма писались собственноручно очень редко. Как правило, они диктовались специальным писцам, «стенографам» по-гречески, «скорописцам» по-славянски. Сам автор прикладывал свою руку только в конце письма. апостол Павел, следуя этой древней традиции, тоже диктует свои послания, в конце подписывая их замечательной формулой пожелания благодати Божией, ставшей образцовой для христианских посланий. В Послании к Галатам апостол отступает от принятого обычая и собственной рукой пишет не только заключительную формулу благопожелания, но весь тот отрывок, который сегодня предложен для нашего чтения. Этот факт подчеркивает важность того, что он желает сообщить в нескольких предложениях. Апостол пишет «большими буквами». Современный русский читатель, знакомый преимущественно с Синодальным переводом Библии, привык к другим словам: «Видите, как много написал я вам своею рукою».

http://bible.predanie.ru/nedelya-22-aya-...

Сам Господь наш Иисус Христос освятил иудейские праздники: двенадцатилетним отроком Он ходил в Иерусалим на праздник Пасхи; в субботу Он приходил во храм, когда бывал в Иерусалиме, или в синагогу, если находился вне Иерусалима; молился там, читал и объяснял закон и учил людей, а также совершал дела милосердия. С пришествием Иисуса Христа потерял значение обрядовый ветхозаветный закон, а религиозно-нравственный закон сохраняет свою силу, и Десятословие, хотя дано было евреям, обязательно для всех христиан. Но мы, христиане, вместо седьмого дня, субботы, посвящаем на служение Богу первый день недели, воскресный, в воспоминание воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Празднование воскресного дня началось при апостолах: в книге Деяний рассказывается, что ученики апостольские и вместе с ними ап. Павел собирались для преломления хлеба в первый день недели ( Деян.20:7 ). В воскресный день все верующие собирались вместе, молились, пели гимны, слушали чтение Св. Писания и проповедь, которая по преимуществу состояла в объяснении прочитанного отдела Св. Писания, участвовали в Таинстве Евхаристии; тогда же производился сбор в пользу бедных и нуждающихся братий ( 1Кор.16:2 ). В течение трех первых веков христианства воскресный день строго соблюдался как день святой радости и благодарения. Для ежегодного воспоминания о великих событиях истории искупления человеческого рода первенствующие христиане, по примеру Церкви ветхозаветной, кроме дня воскресного, установили празднества в некоторые другие дни. Из числа таких дней особенно почитался праздник Пасхи, заключавший в себе воспоминание о распятии и воскресении Господа нашего Иисуса Христа; праздновали христиане также день Вознесения Господня, Пятидесятницы, Рождества Христова и Богоявления; с течением времени установлены были праздники в честь Пресвятой Богородицы и прочих святых. а) Признавая праздники полезным и благочестивым учреждением, Св. Церковь всегда сообщала празднованию их светлый, торжественный характер. Необходимым условием празднования Церковь всегда считала совершение Таинства Евхаристии, которое само по себе есть торжественнейшее христианское богослужение, и участие в общественном богослужении в эти дни Церковь вменяла в обязанность своим чадам, под угрозой духовного наказания (Сардикский собор, прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Великое деяние спасения рода человеческого, связанное с подвигом Единородного Сына Божиего, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, является сердцевиной всей человеческой истории. История делится на «до» и «после», и совершенно неслучайно наше летоисчисление начинается от дня рождения Иисуса Христа. Наступила новая эра — не только в плане культуры (хотя и в этом тоже), но в первую очередь новая эра в отношениях Бога и человека. Бог, ставший Человеком, ставший одним из нас, явил роду человеческому Свою великую милость. И потому действительно вся история разделяется на две части, и жизнь после явления Спасителя, Его смерти, Воскресения и преславного Вознесения, — это время особой ответственности людей за то, чтобы сохранить все, что Бог во Христе даровал нам. В первую очередь речь идет о сохранении веры. Может быть, тысячу лет назад это было не так трудно, потому что люди чувствовали Бога сердцем своим и было меньше того, что уводило их от Бога (хотя и в то время были соблазны, искушения, лжеучения), но в нашем XXI веке требуются особые усилия, чтобы сохранить веру в Господа, чтобы наследовать ту ловитву обетований, что была явлена во Христе роду человеческому. День Вознесения — это великий праздник, свидетельствующий о торжестве Спасителя, о Его победе. Если говорить о земной жизни Господа и Спасителя, то ведь она завершилась Его казнью, гибелью. Наверное, многие, говоря о великом Учителе из Назарета, удивлялись и сожалели, что столь великие слова, и чудеса, и сила Божия, явленная через Спасителя, пресеклись, ушли в небытие — так думали все, включая святых апостолов. Недаром же они разбежались, когда Христа повели на Голгофу, недаром спрятались страха ради иудейска (Ин. 19:38), но Господь Воскресший, явившись Марии Магдалине, а затем и всем апостолам, вновь вдохнул в них силу, вновь укрепил их в вере настолько, что они, пойдя до края земли (Деян. 13:47), все до единого, кроме апостола и евангелиста Иоанна Богослова, мученически засвидетельствовали свою верность Христу распятому и Воскресшему.

http://patriarchia.ru/db/text/5450158.ht...

Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг, снова пред ними явились два ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле. Ангелы сказали им: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть». Тогда женщины вспомнили слова Господа. Вышедши же, они в трепете и страхе побежали от гроба. А потом со страхом и великою радостью пошли возвестить ученикам Его. Дорогою же никому ничего не сказали, потому что боялись. Придя к ученикам, женщины рассказали обо всем, что видели и слышали. Но ученики, сами пребывая в скорби и страхе, не придали значения рассказу женщин. Первые явления воскресшего Христа Тем временем ко гробу Господню прибежали Петр и Иоанн. Иоанн был самым молодым из учеников Христовых – возможно, именно по этой причине он бежал скорее Петра и пришел ко гробу первый, но не вошел во гроб, а наклонившись, увидел лежащие пелены. Вслед за ним прибежал Петр, который вошел в гроб и также увидел одни лежащие пелены, и повязку, которая была на голове Иисуса Христа, свернутую на другом месте. Тогда за Петром вошел и Иоанн, увидел всё это и окончательно уверовал в воскресение Христово. Петр же дивился сам в себе происшедшему. После этого Петр и Иоанн возвратились к себе. Когда Петр и Иоанн ушли, Мария Магдалина, прибежавшая с ними, осталась у гроба. Он стояла и плакала у входа в пещеру. И когда плакала, наклонилась и взглянула в пещеру в гроб, и увидела двух ангелов в белом одеянии, сидящих, одного у главы, а другого у ног, где лежало тело Спасителя. Ангелы сказали ей: «Женщина, что плачешь?» Мария Магдалина ответила им: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Сказав это, она оглянулась назад и увидела стоящего Иисуса Христа, но от великой печали, от слез и от уверенности своей, что мертвые не воскресают, она не узнала Господа. Иисус Христос говорит ей: «Женщина, что ты плачешь? Кого ищешь?» Мария Магдалина, думая, что это садовник, говорит Ему: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где положил Его, и я возьму Его». Тогда Иисус Христос обратился к ней: «Мария!»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4. О любви к Богу Кто себя любит, тот любить Бога не может. Душа, исполненная любви к Богу, и во время исхода своего из тела не убоится князя воздушного, но с Ангелами возлетит, как бы из чужой стороны на родину. Любовь есть влиянная от Бога добродетель, которою мы любим Бога. Она содержится в исполнении десятословия, т. е. Божия повеления, в десяти пунктах состоящего, чрез пророка Моисея преданного на горе Синайской, чтобы всяк человек видел, что есть угодно Богу и что Ему противно, угодно Богу благое или добродетель, противно Ему злое или грех. Итак, сие Его повеление или заповеди оные повелевают творить добро как Богу угодное, и оные запрещают творить злое. Добродетель есть плод, рождающейся от веры, или благие дела суть исполнение заповедей Божиих, совершаемых с Божиею помощью и с поспешением человеческого разума и с собственною его волею, рождающейся от любви к Богу и ближнему. 5. О страхе Божием «Бойся Бога», говорит премудрый, «и заповеди Его храни» (Екл. 12, 13). А соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое будет всегда хорошо. Ибо, боясь Бога, ты из любви к Нему будешь делать все хорошо. А диавола не бойся; кто боится Бога, тот одолеет диавола: для того диавол бессилен. Два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа, и не делай; и если хочешь делать добро, то бойся Господа, и делай. 6. Об отречении от мира Страх Божий приобретается тогда, когда человек, отрекшись от мира и всего, что в мире, соберет все свои мысли и чувства и весь погрузится в созерцание Бога и в чувство обещанного Святым блаженства. Не освободясь от мира, душа не может любить Бога искренно, ибо житейское, по словам преподобного Антиоха, для нее есть как бы покрывало. 7. О безмолвии Совершенное безмолвие есть крест, на котором должен человек распять себя со всеми страстями и похотями. Но подумай. Владыка и сам Христос сколько наперед претерпел разных поношений и оскорблений, потом уже восшел на крест. Так и нам нельзя придти в совершенное безмолвие и надеяться святого совершенства, если не пострадаем со Христом. Ибо говорит Апостол, «аще с Ним страждем, с Ним и прославимся». Другого пути нет. Безмолвие есть, имя бестелесное в телесном дому любопрится: «еже прелестно есть» (Св. Иоан. Леств. в 27 ст.). Безмолвник есть рекий: «аз сплю, а сердце мое бдит» (Песн. песн. 5, 2). Затворяй убо дверь келии — телеси, и дверь языка — глаголанию, и внутреннюю дверь лукавствию духов. Иисусова молитва да соединится с дыханием твоим, и тогда познаешь безмолвия пользу. Непрестанным призыванием во внутренности души Иисуса Христа, тайно ратуяй, супостата поражает и опаляет. “Непрестанно пребуди в имени Господа Иисуса, яко да поглотит сердце Господа и Господь сердце”,— сказал св. Златоуст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4123...

В первый день по воскресении Своем воскресший Господь, по церковному преданию, явился прежде всех Пречистой Матери Своей Деве Марии; но Евангелие ничего не упоминает об этом явлении воскресшего Господа. Согласно этому преданию, св. церковь воспевает в своих песнопениях, обращаясь к Богоматери: «Воскресшего видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со апостолы богоблагодатная, чистая: и еже радуйся первее, яко всех радости вину восприяла еси, Богомати всенепорочная». Затем последовали другие явления воскресшего Господа, и все верующие узнали об этом радостном, великом событии. Рано на рассвете первого дня недели, в который Иисус Христос воскрес, Мария Магдалина, и Мария, мать Иаковлева, и Саломия поспешили ко гробу с приготовленными драгоценными благовониями, чтобы помазать тело Господа. Войдя в сад и зная, что камень, приваленный ко входу в гробовую пещеру, был весьма велик, жены мироносицы стали говорить между собою: «кто отвалит нам камень от дверей гроба?» Окрыляемая глубокой скорбью и пламенной любовью к Господу, Мария Магдалина опередила прочих жен мироносиц, нашла камень отваленным, вошла внутрь пещеры и, не найдя тела Господня, поспешила сообщить об этом апостолам Петру и Иоанну. Вслед затем пришли и прочие жены и с изумлением нашли камень отваленным и гробовую пещеру пустой. Мария же Магдалина, прийдя к Петру и Иоанну, со скорбью возвестила им: «унесли Господа из гроба, и не знаю, где положили Его». Между тем оставшиеся при пещере жены-мироносицы, когда недоумевали о происшедшем, увидели юношу в белой блистающей одежде, сидящего на правой стороне гробовой пещеры. Они пришли в страх и потупили взоры в землю, но ангел сказал им: «не бойтесь; знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Что вы ищете живого с мертвыми? Нет Его здесь, Он воскрес. Вспомните, как Он говорил вам, еще будучи в Галилее, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и подите скорее, скажите ученикам Его и Петру, что Он воскрес из мертвых и встретит вас в Галилее; там Его увидите». Мироносицы вспомнили слова Иисуса Христа, и на них напал трепет и ужас. Поспешно выйдя из пещеры гроба, они со страхом и радостью великой побежали возвестить ученикам Иисусовым ангельскую весть, но никому другому ничего не говорили, потому что боялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010