Искупление рода человеческого чрез крестную смерть Господа Иисуса Христа лежит в основе православного учения о спасении. Поэтому оно изложено и в Символе веры . Оно было и предметом богословствования отцов Церкви. «Не удивляйся тому, – говорит св. Кирилл Иерусалимский , – что мир весь искуплен; ибо Тот, Кто умер за мир, не был простой человек, но Сын Божий Единородный. Грех одного человека Адама мог нанести смерть миру. Если же преступлением одного смерть воцарилась в мире, то тем более правдою Единого жизнь воцарится. И если тогда за вкушение от древа изгнаны из рая, то не удобнее ли ныне посредством древа Иисусова войдут верующие в рай? Если первозданный из земли нанес всемирную смерть, то Создавший его из земли не может ли принести жизни вечной, Сам будучи Жизнью? Если Финеес, умертвив в ревности человека, делающего постыдное, прекратил гнев Божий, то Иисус, не другого умертвив, но Сам Себя отдав за искупление, ужели не может утолить гнева на людей?» 1 Искупление человечества Господом Иисусом Христом, распятым в конкретное историческое время при Понтии Пилате, составляет объективную сторону дела спасения. Но есть еще субъективная сторона этого дела, требующая участия в нем тех, ради кого страдал на кресте Спаситель, т. е. людей. От последних требуется вера в Господа Иисуса Христа, как в своего Спасителя. Эта вера является первым и непременным условием спасения человека. На такое ее значение указал Сам Христос, когда Он после Своего воскресения из мертвых, посылая учеников проповедовать Евангелие, сказал: «Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). О необходимости для спасения человека веры в Господа Иисуса Христа учили апостолы. «Верующий в Сына, – писал ап. Иоанн Богослов, – имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:36, 6:28 ). Эта вера, по словам ап. Павла, оправдывает человека и дает ему доступ к благодати Божией ( Рим.5:1–2 ; Еф.2:8 ). О таком же значении веры говорит ап. Петр: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время» ( 1Петр.1:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Здесь мы прежде всего напишем о Его Божественном Рождестве от Девы Марии, после – о Распятии, о Воскресении, о Вознесении на Небо и о Его втором Пришествии. О Рождестве Господа нашего Иисуса Христа Великий среди патриархов Иаков говорит: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Тот, Которому принадлежит царство, и Он – надежда народов« (См. Быт. 49, 10 ) 7 . Он справедливо сказал »народов " , а не «иудеев». От пророчества Иакова до Христова Рождества прошло 1808 лет. Сначала иудеи жили в Египте, после исхода из Египта до Саула у них начальствовали судьи, после, до вавилонского пленения, ими управляли цари, потом, до Христова Рождества, ими правили архиереи. Поэтому сказано: «Когда Иисус родился... во дни царя Ирода Иудейского» (Ср.: Мф. 2, 1 ). Уже исчезли из народа жидовского, собственно из колена Иуды, цари и властелины, и царствовал Ирод, который не был жидом (Ирод Великий – идумеянин. Идумея была захвачена Израилем в царствование Иоханана Гиркана (135–104 гг. до Р. Х.) и иудаизирована.), поэтому пришел Христос, «надежда народов». И Он пришел в надлежащее и предсказанное время, как свидетельствует Священное Писание, в особенности же патриарх Иаков: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Тот, Которому принадлежит...» ( Быт. 49, 10 ). Подобно этому говорит пророк Даниил: «С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» ( Дан. 9, 25 ), – но об этом скажем далее. Все пророки предрекли о Господе нашем Иисусе Христе, о Его Рождестве, чудотворениях, Распятии, Воскресении, Вознесении на Небо, втором Пришествии. Но точнее всех предсказал пророк Даниил. Другие, хотя и предсказали все, но не сказали об эпохе и годе, в котором будет Его Пришествие. Даниил же точно назвал время вочеловечения Христа. Он также предсказал второе Пришествие Господа Иисуса, и не только предсказал, но и видел в видении Господа Иисуса Христа, «на облаках шедшего к Отцу, как бы Сына Человеческого; Ему дал Отец царство вечное и владычество, которое не прейдет» (Ср.: Дан. 7, 13, 14 ). Поэтому Иосиф (Иосиф Флавий (около 37 г.. – после 100 г.).), хотя и был жидом, был поражен точностью пророчества Даниила и назвал его наибольшим среди пророков. Святые отцы и учители наши, просиявшие в новозаветной благодати, патриархи и святители – все они были удивлены и прославили Даниила, потому что они сосчитали годы по многочисленным известным историям и нашли, что слова Даниила – истинны.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Андрей, брат Петра, проповедал Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, как передали предки наши, скифам, согдианам и саккам. Проповедал он и в Севастополе великом, где находится лагерь Апсара и река Фазис; здесь живут внутренние ефиопы. Он погребен в ахайском городе Патрах, быв распят на кресте Егеем, начальником едессян. Иаков, сын Зеведея, проповедал Евангелие Господа нашего Иисуса Христа двенадцати коленам, находившимся в рассеянии. Он усечен мечем от Ирода четверовластника иудейского. Филипп апостол проповедал Евангелие Господа Иисуса в Фригии, а погребен славно, с дочерьми, в Иераполе. Варфоломей апостол проповедал Евангелие Христово индийцам, называемым счастливыми, и предал им Евангелие от Матфея. Он почил в Алване, городе великой Армении. Фома апостол, как говорит предание, проповедал Евангелие Господа парфянам, мидянам, персам, карманам, ирканам, бактрийцам и магам. Он почил в индийском городе Каламине. Симон кананит, называющийся также Иудою, брат Иакова епископа, получивший и жребий епископства после кончины Иакова праведного, прожил сто двадцать лет. Он почил, быв распят на кресте при царе Траяне, когда воздвигнуто было великое гонение. Матфий, один из числа семидесяти, сопричтен к одиннадцати апостолам на место Иуды Искариота, сделавшегося предателем. Он проповедал Евангелие во внешней Эфиопии, где находятся лагерь Апсара и пристань Исса, людям диким. Здесь же и почил он и погребен и находится до настоящего времени. Тимофей, епископ Эфеса, поставленный блаженным Павлом, происходил из язычников, не от обрезания. О нем многое свидетельствует Павел, внушая сохранить доброе исповедание данного ему дарования; он и сохранил его там с честью. Тит, епископ Крита, проповедал Евангелие Христово здесь и на окрестных островах. Здесь же, т. е. в Крите, он и почил и погребен. Крискент проповедал Евангелие в Галлии и здесь же погребен. Евнух Кандакии, царицы эфиопской, проповедал Евангелие Господне в Аравии, называемой счастливою, и на острове Тапроване, на Чермном море. Есть предание, что он здесь же и скончался мученически и погребен с честью. Сказания о св. апостоле Андрее Первозванном

http://azbyka.ru/otechnik/books/21760-sk...

Сами они устроили крест Христу, сами распяли Его и умертвили, а потом свое собственное злодеяние обращают в доказательство против божества Того, Кого распяли. Нанесши Сыну Божию смертельный удар по человечеству, они хотят обратить этот удар и на Его божество, которое отвергают и не признают. Ложные мудрецы, не дерзая и не имея сил отвергнуть божество Господа Иисуса, вздумали колебать веру христиан в действительность Его крестных страданий и смерти, так как, по их мнению, божеству вовсе не приличны и не свойственны какие-либо болезни и мучения, забывая то, что Сей самый Бог был вместе и истинным человеком со всеми свойствами и ощущениями человеческой природы! Потому-то св. церковь , заграждая ложные уста тех и других и ограждая спасительную истину нашей веры от их пагубного заблуждения, постановила всем истинным христианам веровать так: верую в Господа Иисуса Христа Сына Божия единородного, распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и срадавша и погребенна! Чтобы тверже стать в сей истине и лучше убедиться в ней, рассмотрим противные нам образы мыслей и разберём их силу и доказательность, или лучше, бессилие их и неосновательность. Итак Иудеи не веруют в Господа Иисуса Христа, Сына Божия потому, что Он пострадал и умер на кресте. Но, безрассудный Иудей! То, что ты видишь совершившимся на кресте, не должно удивлять тебя и приводить в соблазн относительно лица Сына Божия; крестные страдания и смерть Господа Иисуса не должны казаться тебе какой-то неожиданной и невероятной новостью, этому надлежало быть по вечному определению правды Божией, и об этом ты должен знать из всех древнейших преданий, пророчеств и прообразований церкви ветхозаветной! Так, мы знаем, что еще прародитель наш Адам тотчас по изгнании своём из рая, приносит умилостивительную Богу жертву от животных. Потом мы видим жертвенную кровь, льющуюся во все времена, начиная от Адама и патриархов до времен Господа Иисуса. Что означала эта жертвенная кровь и как она могла умилостивлять Бога за грехи людей? Она имела свою священную силу и значение потому, что прообразовала ту святейшую и всеосвящающую Жертву, которая, по исполнении назначенных Богом времён, должна была принестись на Голгофе Единородным Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Как объяснить наказание виноградарям, высказанное Иисусу Христу самими Иудеями, что злодеев предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим, уже исправным, виноградарям? И затем слова Иисуса Христа из Псалтири: «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это – от Господа, и есть дивно в очах наших» ( Пс. 117:22, 23 )? И как объяснить последние слова Евангелия: " Посему сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды»? Наказание виноградарям за убийство царского сына означает наказание Евреям за распятие Иисуса Христа. Известно из истории, что Иудеи жестоко были наказаны за распятие Иисуса Христа. Во время осады Иерусалима римлянами в 70-м году по Рождеству, или в 37 г. по Вознесении Христовом, их погибло от голода и меча более миллиона и до ста тысяч взято в плен. Новые виноградари – это апостолы и их преемники, пастыри и учители Церкви новозаветной. Чтобы Иудеи лучше поняли, что под «сыном» нужно разуметь Его – Сына Божия, Мессию, Он указал им на пророчество из Псалтири, где Мессия сравнивается с большим, полагаемым в основание углов здания «камнем, который отвергли строители», т. е. Иудейские учители, отвергли, но Которому Бог предназначил быть главою Церкви. В последних словах Евангелия «отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» Иисус Христос прямо относит притчу к Иудеям и сказывает, что за то, что отвергли Его, истинного Мессию, не уверовали Него, а еще распяли Его, и сами они будут отвергнуты, а вместо их уверуют в Иисуса Христа другие. «Царство Божие», т. е. Церковь и блаженство на Небе, будет отнято от вас Иудеев, и перейдет к тем, которые уверуют в Него и будут исполнять Его закон, т. е. к христианам. Что особенно поучительного в нынешнем евангельском чтении? Евангелие учит, что Господь потребует строгого отчета от облеченных той или другою властью, как они пользовались сею властью: во славу ли Его, в пользу ли ближнему, или только в собственную пользу, и жестоко подобно Иудеев, накажет злоупотребителей власти. Поэтому все наши властелины и вообще все, облеченные какою-либо общественною должностью, как можно тверже должны помнить эту притчу. Например, царям вверены все подданные в царствах их. Горе им, если они не берегут о благосостоянии своих подданных. Начальствующим вверены все их подначальственные. Горе им, если они не заботятся о своих подначальных. Пастырям вверены души целых приходов. Горе им, если они не берегут о спасении своих паств. Воспитателям вверены дети целых школ. Горе им, если они не исполняют должным образом своих обязанностей. Родителям вверены целые семьи. Горе им, если они забывают свои обязанности относительно своих семейств. Именно, как сказано в Евангелие Самим Господом, «кому много дано, с того много и взыщется " ( Лк. 12:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

б) В великий пяток воспоминаются страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа. Утреня до тропаря « Егда славнии ученицы », поемого после шестопсалмия, совершается так же, как в четверг 5-й недели поста. Рядовых кафизм не бывает, а прямо после пения тропаря и малой ектеньи начинается чтение 12-ти евангелий, в которых подробно описывается история страданий, смерти и погребение Господа в саду Иосифа. Во время чтения евангелий предстоящие стоять с возженными свечами, и чтение каждого евангелия возвещается благовестом. Общий порядок утрени удерживается; чтение евангелий частью заменяет молитвословия и песнопения утрени, частью полагается между ними. Так, вместо рядовых кафизм и седальнов, после них, полагается чтение шести евангелий о страстях Христовых. Пред чтением каждого из сих евангелий бывает малая ектенья, пение 3-х антифонов и седальна, на них же, замечено в уставе, не седим, но стояще поем; 7-е евангелие читается после блажени с тропарями, полагаемых вместо полиелея, 8-е после псалма 50-го, 9-е евангелие после канона трипеснца, малой ектении и светильна; 10-епосле стихир на хвалите; 11-е читается после чтения славословия «Слава в вышних. Богу> и ектении «исполним утреннюю; 12-е последнее евангелие читается после стиховных стихир. Далее – после чтения «Благо есть» утреня совершается обычно – по будничному: трисвятое, Пресв. Троице, Отче наш, тропарь, ектенья: помилуй нас, Боже... и отпуст. Часа 1-го не прилагается, а читается он днем вместе с другими часами. Литургия, как торжественная служба, в сей день не совершается ради сокрушения и плача церкви и по той благоговейной мысли, что Голгофская жертва, принесенная в сей день, сама по себе заменяет жертвы всех алтарей. Совершаются тогда часы 112 , сходные с царскими часами на Р. Христово и Крещение, вместе – 1-й, 3-й, 6-й и 9-й, составленные из псалмов, относящихся к страданиям Господа нашего Иисуса Христа. На часах полагаются паримии, Апостол и Евантелие. На вечерни в молитвах и обрядах изображается распятие и погребение Господа Иисуса Христа. Вначале вечерни полагается на престол плащаница. После входа с Евангелием читаются три паримии, в которых пророчески изображается Искупитель мира, – Апостол – о силе и мудрости, явленных в кресте Господнем, и Евангелие, повествующее о страданиях Господа до смерти Его. Затем, на стиховных стихирах после пения стихиры « Тебе одеющегося », при пении тропаря » Благообразный Иосиф », выносится из алтаря плащаница на средину храма и полагается на приготовленный заранее стол; верующие покланяются пред нею и лобызают ее. Священнодействие сие изображает снятие со креста тела Господа Иисуса Иосифом Аримафейским.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Не случайно апостол желает галатам мира от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего (Гал. 1, 3–4) и говорит о том, что они были призваны благодатью Христовою (Гал. 1, 6). Вдруг оказалось, что страданий и смерти Господа Иисуса Христа как бы недостаточно для спасения человека. Недостаточно и благодати Божией, призывающей и освящающей. Необходимо обрезаться. Апостол Павел дает подробное обоснование своей позиции. Он доказывает, что спасение возможно по вере в Господа Иисуса Христа, и дела закона (то есть постановления закона Моисеева) уже не играют для спасения какой­либо роли. Спасение верой Апостол Павел приводит шесть (хотя это деление довольно условно) обоснований своей позиции. Вопервых, он напоминает галатам, что пред ними предначертан был Иисус Христос, [как] [бы] у вас распятый (Гал. 3, 1), и спрашивает: Через дела ли закона вы получили Духа или через наставление в вере? (Гал. 3, 2) Вовторых, Павел свидетельствует, что Бог, содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных, содействовал и мне (Павлу в проповеди) у язычников (необрезанных) (Гал. 2, 8). Затем, в качестве третьего обоснования, апостол Павел приводит в пример Авраама, которой поверил Богу, и это вменилось ему в праведность (Гал. 3, 6). И Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос (Гал. 3, 16). Видимо, под семенем Авраама сторонники соблюдения обрезания понимали именно израильский народ. Апостол Павел опровергает подобное понимание, указывая, что речь идет о Христе. Здесь можно вспомнить слова Самого Христа о потомках Авраама, обращенные к фарисеям и саддукеям — гордившимся происхождением от Авраама: Не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф. 3, 9). Четвертый аргумент апостола Павла указывает на всеобщую греховность: Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа (Гал. 3, 22). Цель же Моисеева закона заключалась в подготовке народа ко встрече с обещанным Богом Спасителем: Закон был для нас детоводителем ко Хрис­ту, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал. 3, 24–29). Во Христе все обретают равную благодать и праведность, вне зависимости от происхождения, социального положения, различия полов. Поэтому и нет необходимости в чем-то дополнительном. Господь Иисус Христос каждому дарует спасение.

http://pravoslavie.ru/78217.html

Но совокресшие с Иисусом Христом святые имели своим назначением явиться многим жителям города Иерусалима, которыми скорее всего и должны быть узнаны. Ввиду этого следует полагать, что из сонма праведных, с верой ожидавших спасения и избавления в Мессии, воскресли не все, а только те праведники, которые в Иерусалиме могли быть узнаваемы по чему-либо как хорошо известные при жизни или как умершие за несколько времени пред тем. Поэтому с большей вероятностью в числе многих воскресших святых полагают недавно почивших Симеона Богоприимца и, по преданию, двух его сыновей, Анну пророчицу, священника Захарию и жену его Елисавету, Иосифа – мнимого отца Иисусова, Иоанна Крестителя и других современных им праведников. Со смертью Иисуса Христа восставшие многие святые пребыли в неизвестности до воскресения Его, но затем они явились многим в Иерусалиме, дабы, как замечает святой Иоанн Златоуст , «сия действительность не сочтена была за мечтание». Явления совоскресших с Господом Иисусом святых были для последователей Его сильнейшим свидетельством о воскресении Его и Божественном достоинстве. Когда воскресший кому-либо говорил: «Я воскрес силой Иисуса распятого и воскресшего; веруй в Него так же несомненно, как несомненно видишь меня!» – то всем сомнениям надлежало исчезнуть, всем возражениям пасть самим собой (архиепископ Иннокентий). Если полагать, что эти воскресшие святые своими явлениями многим в городе Иерусалиме имели как бы заменить явление воскресшего Спасителя, тогда следовало бы признать, что они не являлись апостолам, которые несколько раз удостоились видеть Самого Господа Иисуса по Его воскресении. Для других верующих, из которых многим являлся Воскресший, однажды более нежели пятистам братий ( 1Кор. 15, 6 ), явление воскресших святых могло не только служить к большому удостоверению в истине и силе воскресения распятого Иисуса Христа, но и быть как бы свидетельством благодарности Воскресившему их, к прославлению Его. Сверх того, явление воскресших святых свидетелям крестных страданий и смерти Богочеловека, кроме обличения неверия саддукеев, говоривших, «что нет воскресения» ( Деян. 23, 8 ), должно было служить утешением и ободрением для малого стада верующих ( Лк. 12, 32 ), остающихся среди мира, враждебного Евангелию ( Ин. 15, 19–20; 16, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Мы тоже, как и мироносицы, переступаем порог. Правда, в отличие от жен-мироносиц, тотчас же покинувших пустую гробницу, для того чтобы встретить снаружи Христа и услышать от Него Радуйтесь! ( Мф.28:9 ), мы входим в храм, чтобы найти Господа именно здесь – в пасхальной литургии, в Евхаристии, в соединении с Ним через причащение Его Телу и Крови. И если жены-мироносицы в то утро Воскресения лишь припали к Его ногам, то мы дерзаем ныне совершить гораздо большее: принять Господа внутрь себя… Церковные двери распахнуты, и крестный ход стремительным потоком вливается в храм. Вся церковь ярко освещена. Звучат песнопения пасхальной заутрени. Там, за пределами храмовых стен – по-прежнему холодная ночная темнота. Но здесь, в церкви, для нее уже нет места. Ночь прошла, а день приблизился ( Рим.13:12 )… Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Великая Суббота: «во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог…» В Великую Субботу вспоминается погребение Господа, поставление римской воинской стражи у гроба Иисуса, а также сошествие Христа во ад, над которым Он ныне одержал победу и откуда вывел души уверовавших в Него умерших. Но главное, день Великой Субботы – это время явного предощущения близящегося Воскресения Иисуса. Итак, снятое с Креста тело Господа было погребено верными Ему учениками Иосифом и Никодимом в пещере, находившейся посреди сада – неподалеку от места Распятия. К двери гроба был привален огромный камень. Вот как об этом говорится в Евангелии: Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен ( Ин.19:40–41 ). …И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился ( Мф.27:59–60 ). В это время первосвященники и фарисеи пришли к Пилату. Они помнили о предсказании Господа воскреснуть в третий день и, считая, что готовится обман – похищение апостолами тела Христа и попытка распространить ложное известие о восстании Иисуса из гроба, – попросили прокуратора Иудеи опечатать пещеру погребения и приставить к ней стражу. Он согласился. На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать ( Мф.27:62–66 ).

http://azbyka.ru/propovedi/pasxa-voskres...

В третьем ряду помещаются изображения св. апостолов. В четвертом ряду – св. пророков Божиих, в пятом – св. патриархов. На самом верху иконостаса помещается крест с изображением распятого на нем Господа Иисуса Христа, а по сторонам креста – икона стоящей Божией Матери и Иоанна Богослова. Иконостас с помещенными на нем святыми иконами указывает нам некоторых из тех святых, которые за свою благочестивую жизнь удостоились райской жизни, и побуждает нас уподобляться этим святым людям, чтобы удостоиться, подобно им, райской жизни и получить царство небесное. Крест, помещенный наверху иконостаса, указывает нам, что мы можем получить спасение только через веру в распятого на кресте Господа Иисуса Христа. Во всех храмах есть: Святцы и Плащаница. Святцами называются 12 отдельных икон, по числу месяцев в году. На каждой из них изображены праздники и святые, которым посвящен каждый день какого-либо одного месяца. Плащаница это – изображение на полотне Иисуса Христа, лежащего во гробе; она в пятницу и субботу Страстной недели обносится вокруг храма и ставится посреди его для поклонения. Для беседы с учащимися: Что служит особенным украшением храма? Как относились к кресту в древности? С какого времени крест получил высокое значение? Какой вид имели кресты в древности? Как образовался восьмиконечный крест? Какая икона была первою? Как появился нерукотворенный образ? Кто написал Владимирскую икону Божией Матери? Где она находится? Где помещается большое количество икон? Что изображается на царских вратах? Как изображаются евангелисты? Какие иконы называются местными и храмовыми? Какая икона помещается над царскими вратами? Какие иконы помещаются во втором ряду иконостаса? В третьем ряду? В четвертом ряду? В пятому ряду? Что помещается наверху иконостаса? На что указывает нам иконостас с иконами? Что указывает нам крест, помещенный наверху иконостаса? Что называется святцами? Что называется плащаницею? Читать далее Источник: Издание " Сотрудник школ " А. К. Залесской. Москва, 1917 г. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010