г) необходима для нашего искупления: «Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф. 20:28 ). – «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупление всех» (Тим. 2:5, 6). – «Господь дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония» ( Тит. 2:14 ). д) принята Богом как очистительная жертва: «когда... душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его» ( Ис. 53:10 ). «Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» ( Еф. 5:2 ). Смерть Господа была: а) добровольною: " Он предал душу Свою на смерть, и к элодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» ( Ис. 53:12 ). – «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представить Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» ( Мф. 26:53, 54 ). – «Я живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» ( Гал. 2:20 ). – «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу» ( Евр. 9:14 ). б) незаслуженною: «Пилат... сказал: вы привели ко мне Человека Сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел Человека Сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти» ( Лк. 23:13–15 ). – «Отцы ваши... убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы» ( Деян. 7:52 ). в) крестною казнию: «Иисуса, бив, предал Пилат на распятие. Выходя... встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест... Распявшие же Его делили одежды Его» ( Мф. 27:26, 32, 35 ). – «Был час третий, и распяли Его» ( Мк. 15:25 ). – «Когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его» ( Лк. 23:33 ). – «Пилат предал Его иудеям на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его» ( Ин. 19:16–18 ). – «Иисуса Назорея... вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили» ( Деян. 2:22, 23 ). – «Вы умертвили... Иисуса, повесивши на древе» ( Деян. 5:30 ). – «Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В православном изводе христианства личность человека как синтетическое понятие в ее нынешнем искаженном грехом состоянии имеет задачу борьбы со своим внутренним «плохим “я”» с. 207] с целью уподобления, но, конечно, не отождествления с личностью Христа. Духовно-аскетический процесс ведет к многоплановому очищению содержания личности христианина, отшлифовыванию ее уникальной неповторимости и гармонизации, согласованию ее с Личностью Богочеловека-Христа и другими Лицами Святой Троицы. В римо-католической аскетике мы постоянно сталкиваемся с проблемой своеобразной личной «подстановки», слияния человека, как со своей природой, так и с личностью Христа, Который при этом воспринимается как Святой, но, прежде всего и может быть даже исключительно, – как Человек. Явление стигматов и слияние личности Характерен пример так называемых «стигматов» (греч. «στγματος» – «знаки, метки, клейма, язвы, раны»), физических язв, образующихся на руках и ногах ряда римо-католических христиан в «подражание» язвам распятого Христа, которые, согласно мнению авторов «Католической Энциклопедии», «должны рассматриваться как событие сверхъестественного порядка – чудо» к. 1113–1114]. При этом апелляция к буквальному исполнению в феномене стигматов слов св. апостола Павла о ношении язв Христа на своем теле ( Гал 6, 17 , «Ego enim stigmata Domini Iesu in corpore meo porto»; син. пер.: «Ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем») является спорной, поскольку раны, перенесенные апостолом Павлом во время проповеди Евангелия, «уподобляют его распятому Учителю» к. 1112], но отнюдь не обязаны быть точной копией. Буквальный перенос язв с тела Христа на тело христианина фактически соответствует опыту «подстановки личности», «переживания переживаний» Христа, недопустимому с точки зрения православной аскетики и мистики, ведущему к субъективно переживаемому слиянию «я» христианина с «Я» Христа. Подобная «трансляция» или «транспонирование» переживаний и страданий Христа встречается в описаниях римо-католической святой блаженной Анджелы, которая испытывает буквально на физическом уровне «пронзение» своих собственных тела и духа при виде распятого Христа. Ее опыт простирается именно до личностного слияния со Христом: «Ты – Я, а Я – ты» с. 167].

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

По раввинскому предписанию, «камень, которым кто-нибудь был убит, дерево, на котором кто-либо был повешен, меч, которым кто-нибудь был обезглавлен, и веревка, которой кто-нибудь был задушен, должны быть погребены вместе с казненными». Но, не говоря о том, что Спаситель был предан смерти по законам римской казни, это требование раввинского закона не могло быть исполнено в отношении ко Христову Кресту еще и потому, что пречистое тело Спасителя было погребено руками Его учеников и друзей. Во всяком случае, весьма вероятно, что все три креста (Спасителя и двух разбойников) были положены или зарыты вблизи от места распятия и смерти Спасителя. Благоговейная память непосредственных свидетелей и очевидцев распятия Спасителя — Его любящих учеников и учениц, конечно, свято хранила своим почитанием и поклонением это место. Никакие последующие обстоятельства жизни первых христиан, как бы тяжелы для них эти обстоятельства ни были, не могли заставить их забыть места, освященные величайшими событиями жизни Спасителя. Впоследствии хранителями воспоминаний о святых местах смерти и погребения Спасителя были первые иерусалимские епископы и последующие христиане. Уже св. Кирилл Иерусалимский свидетельствует, что со времен апостольских начались путешествия в Иерусалим для поклонения местам, освященным воспоминаниями о разных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа. Взятие и разрушение Иерусалима Титом в значительной степени изменили многие места города, — могли подвергнуться изменению, засыпанию мусором и развалинами также и священные места распятия и смерти Спасителя. Кроме того, историк IV в. Евсевий свидетельствует, что враги христиан — язычники — принимали меры к тому, чтобы скрыть и даже осквернить святые для христиан места; что нечестивые люди с нарочитой безумной целью совершенно изменили вид местности Голгофы и святого Гроба. Святую пещеру они засыпали мусором, насыпь сверху вымостили камнем и здесь воздвигли алтарь богини сладострастной любви. Другие историки свидетельствуют, что особенно старался осквернять все святые места бесовскими идолами и жертвами нечестивый император римский Адриан (117—138 гг.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но Бог есть любовь. Свет Божий, отчее сияние той мучен быть за грехи наша и принят бысть за прегрешения наша. Жизнь на земле — цепь непрерывная лишений, бед, напастей, болезней, скорби. Но имей всегда перед мысленными очами распятого за нас Господа Иисуса. Святый епископ Игнатий (Брянчанинов) дивно говорит о страданиях: «Просили ученики у Христа престолов славы… он даровал им чашу свою. Чаша Христова — страдания». У многих из нас жизнь — страдание. И безумием будет, недостойным животного, не то что человека, проклинать всех и вся, клясть судьбу, лезть в петлю. Церковь Христова здесь говорит своему детищу скорбному: «Потерпи Господа, чадо!». Т. е. — этими страданиями Господь тебя избрал, этими скорбями сам Бог тебя посетил. Недомыслимое дело плотскому нашему уму постичь, что любовь Божия к избраннику своему выражается в скорбях и напастях, посылаемых этому человеку, таких напастях, ужасаясь которыми от «несчастного» бегут друзья и знакомые, бессильные помочь и облегчить. Но, попуская такие скорби, Господь властен послать терпение, и утешение, и радование о скорбях. «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». В минуту, уж, кажись, крайнего отчаяния вдруг свет сияет в скорбном сердце и человек видит «удрученнаго ношею крестной Христа», проходящего в рабском виде, в терновом венце, с гвоздиными язвами на руках и запылённых ногах, из-под тяжкой ноши креста благословляющего землю, ободряющего всех нуждающихся и обременённых. Вот приходит Пасха Христова, а «Вземляй грехи мира» висит на кресте. Снова и снова распинают Его преступления мира. Мы веруем в распятого Бога… Здесь великая и живая тайна веры христианской: грешный мир снова и снова распинает Христа. Вот сейчас кругом старики, старухи умирают гладом, трясутся зимою. И если я не делюсь с голодным, который стоит возле, я хулю Христа Иисуса. Я с безбожниками плюю на Его заповедь. Свете мой Христе, надеждо моя Иисусе! Как часто я теряю Тебя, ухожу от Тебя. Но, Господи, мой Господи, как скучна и пуста тогда жизнь… Ты, Господи, рек пречистыми Твоими устами: — Я лоза, а вы рождие; без Меня не можете творити ничегоже. 26 февраля 1943 г.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

Состоит этот хлеб из двух кругловидных частей – верхней и нижней, наложенных одна на другую, изображает два естества в Лице Иисуса Христа – Божественное и человеческое. Наверху хлеба ставится печать в виде четырехконечного 7 креста с надписью: IC XC NI KA (Иисус Христос Победа). Знаком креста он отличается от обыкновенных хлебов, и месте показывается его назначение – изображать крестную смерть Господа Иисуса Христа. Греческое слово νικα (NIKA – победа) напечатлевается на просфоре в память виденного равноапостольным царем Константином Великим на небе знамение креста с этим начертанием. Соединение этого слова на печати просфоры со знаком креста и сокращенным начертанием имени Иисуса Христа представляет собой следующий смысл: именем Иисуса Христа, распятого на Кресте, побеждай (врагов спасения). Перечисленными качествами должны обладать и прочие четыре просфоры, над которыми совершается священнодейстие на проскомидии. Также на проскомидию приносятся и другие просфоры помимо основных пяти просфор для поминовения живых и умерших. На этих просфорах иногда допускаются другие печати, например, с изображением Пресвятой Троицы, Пресвятой Богородицы, святых, но поверх таких изображений всегда находится небольшой крест. Другим веществом для Таинства Евхаристии должно быть вино, и притом виноградное и красное. Виноградное потому, что на таком вине совершил Таинство Сам его Установитель Господь Иисус Христос, как это видно из Его слов, сказанных Им после преподания ученикам Евхаристической Чаши: аминь глаголю вам, яко ктому не имам пити от плода лознаго (точнее: от порождения виноградной лозы, а она порождает вино, а не воду) ( Мк. 14, 25 ; Мф. 26, 29 ). Красное потому, что оно должно представлять для чувственных очей Кровь Христову. На Востоке в основном употребляется красное вино, отчего оно и называется в Священном Писании кровью виноградных гроздьев ( Быт. 49, 11 , Втор. 32, 14 ). Таким образом, несомненно, что красное, а не иного цвета вино, было предложено Спасителем на Тайной Вечери. Подражая священнодействию Иисуса Христа, Святая Церковь всегда совершала Евхаристию на красном вине, и только еретики первых веков, под предлогом воздержания от вина, совершали это Таинство или на одной воде, как последователи Евиона и Тациана, или на молоке, меде и даже на сыре, как другие еретики.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Наше бо житие на небесех есть, отъонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа (Флп.3:18-20); почему и смело взываем: нам же да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал.6:14). Итак удаляйся общения с раскольниками и еретиками, особенно же удаляйся ереси тех, которые единого Господа нашего Иисуса Христа разделяют надвое. Они веруют тому, что чуждо верованию 318-ти святых отцов в Никее. Ибо собор никейский исповедал рожденного Единородного Сына Божия, Бога от Бога, Света от Света, истинного Бога от истинного Бога, пострадавшего плотию ради нас человеков, и ради нашего спасения снисшедшего, воплотившегося и вочеловечившегося, пострадавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небо и грядущего судить живых и мертвых. Но разделяющие единого Господа, по неизреченном Его соединении, веруют не во Святую Единосущную Троицу, но в четверицу, то есть, в Бога, Сына Божия, человека и Духа Святого, и поэтому не покоряются уже святому никейскому собору. Учит же нас и Апостол, говоря: премудрость глаголем в совершенных: премудрость же не века сего, ни князей века сего престающих: но глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век в славу нашу, юже никтоже от князей века сего разуме: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли (1Кор.2:6-8). Но простой человек не есть Господь славы; мы же покланяемся распятому за нас Богу. Ибо сказано: уведите, яко Господь той есть Бог наш: Той сотвори нас, а не мы: мы же людие Его, и овцы пажити Его (Пс.99:3); и на Него уповая, ожидаем воскресения из мертвых. Ибо Сам сказал: Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет, и всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки (Ин.11:25,26). Посему-то причащаемся святого тела и крови Его, ожидая воскресения из мертвых, как сказал Он: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (Ин.6:54). Ибо Он - упование всех концов земли и сущих в море далече. А простой человек не может быть упованием мира.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/756/...

чтобы никто не мог сказать, что крестил в мое имя. Крестил я еще и Стефанов дом; впрочем, крестил ли еще кого, не знаю. Послал меня Христос не крестить, но благовестить, – и не в премудрости слова, да не упразднится Крест Христов 28 . Сила Креста Христова Ибо слово о Кресте для погибающих одно юродство (безумие), а для нас спасаемых – сила Божия. Так писано: «погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергну» ( Ис.29 ). Где премудрый? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, благоизволил Бог юродством проповеди спасти верующих. Иудеи требуют чудес, Еллины ищут премудрости, мы же проповедуем Христа распятого: для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же званных, Иудеев же и Еллинов, Христа Божию силу и Божию премудрость. Ибо безумное – у Бога премудрее человеков и немощное у Бога сильнее человеков. Сила в немощи Посмотрите, братия, кто вы призванные. Немного между вами премудрых по плоти, немного сильных, немного благородных. Но немудрое в мире избрал Бог, да посрамит премудрых, и немощное в мире избрал Бог, да посрамит крепкое, и худородное в мире и уничиженное избрал Бог, и ничего не значащее, да упразднит знатное в мире, – дабы не хвалилась никакая плоть пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе: Он стал нам премудростью у Бога, и праведностью, и освящением, и искуплением. Да будет, как писано: хваляйся о Господе да хвалится ( Иер.9 ). Глава 2. Премудрость человеческая и откровение И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или премудрости, ибо положил не знать, будучи у вас, ничего кроме Иисуса Христа, и Христа распятого. И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь не в убедительных речах премудрости человеческой, но в явлении духа и силы, да будет и вера ваша не в мудрости человеческой, но в силе Божией. И премудрость проповедуем мы усовершенным (в вере); но не премудрость века сего и властей, гибнущих века сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

На третий день после смерти Господь со славою воскрес из мертвых. Об этом событии так рассказывается в Евангелии. При наступлении третьего дня, ночью, когда воины стерегли гроб, сделалось великое землетрясение. Ангел Господень сошел с неба и, отвалив камень от двери гроба, сел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стерегущие гроб, до того были поражены этим видением, что сделались, как мертвые. Придя в себя, они возвратились в город и рассказали первосвященникам о всем случившемся. Первосвященники и старейшины, посоветовавшись между собою, дали им денег и упросили распространить в народе слух, что будто бы ученики украли Иисуса, в то время как они (воины) спали. Между тем ко гробу пришли жены мироносицы, чтобы помазать тело Иисуса. Пораженные тем обстоятельством, что камень был отвален от гроба, они в недоумении остановились пред самым гробом. В это время ангел Господень, обратившись к ним, сказал: «не бойтесь; ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых, и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам». – Итак, Господь Иисус Христос воскрес из мертвых, – пречистая душа Его опять соединилась с телом, только уже прославленным и светоносным, на третий день после Его смерти. О вере в воскресшего Господа и говорится в пятом члене символа веры . Самые слова символа: воскресшаго в третий день по писанием, – взяты составителями символа из слов Свящ. Писания, именно из следующего места послания к коринфянам: предах бо вам исперва, еже и приях, яко Христос умре грех наших ради, по писанием: и яко погребен бысть, и яко воста в третий день, по писанием ( 1Кор.15:3–4 ). В этом изречении словом по писанием указывается на то, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том предсказано было в ветхом завете за несколько сот лет до рождества Его; так напр., пророк Исаия предсказывал о страданиях и смерти Иисуса Христа, говоря: Той язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша; наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелихом ( Ис.53:5 ). О воскресении Христовом предсказывал Давид, говоря: яко не оставиши душу Мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления ( Пс.15:10 ). Наконец, тридневное воскресение Христово предъизображено было в ветхом завете тридневным пребыванием пророка Ионы в чреве кита.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Этой минутой воспользовались первосвященники и старейшины, чтобы возбудить и настроить народ. При этом они не поскупились ни на угрозы, ни на обещания. Они всеми способами старались обвинить Иисуса, а Варавву, напротив, оправдать и восхвалить. Они ничего не упускали, чтобы возбудить страсти толпы и, таким образом, привести в исполнение свой адский план. И Муж скорби, Который стоял там на возвышении, должен был своими собственными глазами созерцать, как Его народ, Его достояние, держит совет о том, Его ли выбрать, или обагренного кровью убийцу и бунтовщика. Пилат возвратился и спросил громким голосом: «Кого хотите вы из сих двух, чтобы я отпустил вам?» И как вопль ада, так прозвучал рев возбужденной черни: «Варавву». Правитель был поражен этим неожиданным решением, и он еще раз спросил: «Что же я сделаю Иисусу, называемому Христом?» Они все закричали: «Да будет распят!» Но Пилат все еще не мог решиться на то, чтобы осудить на ужаснейшую и позорнейшую из всех смертных казней Человека, Который, по его убеждению, был невиновен. Поэтому он в третий раз вопрошает: «Какое же зло сделал Он?» Но они не хоте ли ничего более знать и слушать и снова ответили ему диким и зверским ревом: «Да будет распят!» Это был ужасный час в истории народа израильского: своего Царя и Спасителя он отвергнул и на место Его избрал преступника и убийцу. Но где же были в это мгновение все те болящие, которых Иисус исцелил, все те нуждающиеся, которым Он помог, все те опечаленные, которых Он утешил, все те погибающие, над которыми Он умилосердился? Где были в то время толпы тех, которые узнали Его, как великого пророка, и потому захотели поставить Его своим царем? Где были тогда все те восторженные почитатели, которые незадолго перед сим расстилали на пути Его зеленые пальмовые ветви и встречали Его восторженными кликами «Осанна?» Увы! они онемели от ужаса и страха! Добрые уступили место злым. На судилище Пилата не было никого, кто возвысил бы свой голос в защиту невинного человека, никого, кто бы выразил свое негодование и отвращение над этим вопиющим к небу: «Распни Его!» Иудейский народ через этот выбор сам изрек себе свой приговор.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Вот как ты должен понимать Писание как единое и совершенное Тело Слова. Ориген Фрагмент гомилии на Иеремию. В двух ангелах [появившихся в гробнице Христа] мы можем признать два Завета… Они встретились там, где находится Тело Господа, ибо сходным образом возвещая воплощение, смерть и воскресение Господа, оба Завета как бы пребывают здесь: Ветхий – у главы Его, а Новый – у ног Его. Вот почему также два охраняющих искупительную жертву херувима взирают друг на друга… В самом деле, херувим означает полноту знания. Что же символизируют два херувима, как не два Завета? Что представляет жертва, как не Господа воплощенного, о котором Иоанн говорит, что Он сделался жертвою за грех? Когда Ветхий Завет показывает, как должно совершиться то, что Новый Завет возвещает совершившимся в Господе, они взирают друг на друга подобно двум херувимам, переводя взгляд на искупительную жертву Ибо, видя между собою воплощенного Господа, они… согласно повествуют о таинстве, предначертан ном Его любовью. Григорий Великий Гомилии на Евангелия, 2, 53, 3. Присутствие Слова дается в кругах посвящения: чем она теснее, тем присутствие это интенсивнее. Библия представляет собой «евангельское приуготовление» и концентрируется в Евангелиях, в свою очередь обретающих полноту в Евангелии полного посвящения – Евангелии Иоанна. Войти в провозвестие Иоанна – значит отождествиться с любимым учеником Христа. Здесь возвещается призывание Имени, в ритме биения сердца Иисуса, на груди которого покоится голова Иоанна. Распятый Иисус, Мария и Иоанн по обеим сторонам креста: вот первая Церковь (еще не Петрова, но уже Иоаннова) которой Иисус дает Дух Своп ( Лк. 23, 46 ) и таинства ( Ин. 19, 34 ). Никто не отважился раскрыть Божественность [Господа] столь ясно, как это сделал Иоанн. Нужно прямо скачать: Евангелия суть совершение всей Библии , Евангелие же Иоанна – усовершение Евангелий. Никто не сможет постигнуть его смысла, если не возлежал на груди Иисуса, если не принял Марию, мать Иисуса, так, что она стала равно и его матерью.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010