Истинно, истинно, – каждый из нас, любящий Христа, желающий спасительнее для себя изучить повествования о крестных страданиях Господа нашего, не только не должен утомиться при совершенном теперь нами богослужении, но должен в себе чувствовать желание, жажду – еще послушать о тех страданиях… И мы, в утоление сей благодатной жажды, чрез два часа паки соберемся в сей храм совершить богослужение – Часы. Идите с благословением Христа Бога: отдохните в домах своих, соберитесь с силами, и к часам сюда придите. Слава страстям Твоим, Господи! Слава долготерпению Твоему, Господи! О, Господи Иисусе, научи волю нашу любить Твой спасительный для нас крест!!! III. Пред начатием часов Всю великую пятницу, ни одного часа не исключая, надлежало бы нам посвятить на богослужебное воспоминание Страстей Христовых: но немощная, лукавая плоть наша, но житейский, лукавый, окружающий нас мир, но исконный, неутомимый, хитрейший и сильнейший враг наш – дьявол… не допускают нас до такого непрерывного в нынешний день богослужения церковного… Но, слава Тебе, Господи, долготерпеливый Господи, что хотя чрез два часа паки собрались мы на воспоминание, на прославление страданий Твоих!!! Страшных – искупительных страданий Твоих и смерти!! Возглас: Благословен Бог наш – и так далее – последование часов. IV. По окончании часов скажи Участники в страданиях Иисуса Христа, претерпенных Им за наши грехи, – вот и часы кончены: они в великую пятницу заменяют божественную литургию, которой в сей день, на основании устава церковного, не бывает; но в сей день бывает, и здесь, чрез два часа отдыха, будет высоко-поучительная, блаженно-трогательная вечерня. Вечером в пятницу, когда Иисус Христос предал на кресте дух Свой Богу Отцу, тайные ученики Его, Иосиф Аримафейский, называемый благообразным, т. е. знаменитым, и Никодим, испросив позволение у Пилата, сняли с креста, для погребения, пречистое тело Господа. Время снятия со креста тела Господня, православная кафолическая церковь , мать наша освящает в великую пятницу великим вечерним богослужением, при котором церковь воспоминает уже свершившиеся и прославившие Господа искупительные Его страдания и смерть: ибо на кресте принесена за грехи жертва Богу, и приобретено примирение Его с нами. После молитв, пророческих, апостольского и евангельского чтений о страданиях и смерти Иисуса Христа с благоговением выносится на средину храма св. плащаница, для поклонения изображенному на ней умершему Господу. Слышите ли, христолюбцы, какая, чрез два часа, будет вечерня? Кто бы из нас отказался прийти к ней; кто бы и своих домашних, своих соседей не пригласил на нее, по окончании которой, будет петь канон о распятии голгофском, выражающий скорбь церкви и плач Пресвятой Богородицы? V. Перед вечерней

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

1) Стоящий на престоле, серебренный 84 пробы, вызолоченный крест. На одной стороне его, отличной работы, под чернь следующие изображения: в верху - Бог Отец, по концам креста - Богоматерь и Иоанн Богослов, внизу на подножии - лобзание иудино, распятие Господа Иисуса Христа, снятие Его со креста и положение во гроб. В средине креста сделан крестообразно ящичек, в котором хранится маленький, величиною с вершок, золотой крестик с частицею в нём древа животворящего креста Господня. На другой стороне креста сделана под чернь надпись: «хранимым в этом большом кресте малым золотым крестом, содержащим в себе частицу древа из животворящего креста Господа нашего, Иерусалимский патриарх Поликарп благословил Екатеринославского архиепископа Иова Потемкина, а архиепископ Иов благословил им статского советника Григория Мизко, от которого и прислан в дар Свято-Николаевской в Борзне церкви 19 декабря 1847 г., на пользу всех притекающих с верою и любовью». В подножии этого креста есть ящик, в котором хранится русский перевод греческой грамоты патриарха Иерусалимского Поликарпа архиепископу Иову и письмо архиепископа Иова к статскому советнику Григорию Мизко. Копия грамоты патриаршей: «По благодати данной нам от Иисуса Христа, благословляю ваше высокопреосвященство в знак нашей к вам любви и благорасположения, яко сослужителю престола, золотим крестом, к котором обретается древо животворящего креста Господа нашего. В уверение чего утверждаем мы нашею печатью и подписом. На подлинном подписано: «Иерусалимский Патриарх Поликарп. Мая 10 дня 1816 г. Константинополь». При сем, на особенном лоскутке бумаги, находится красного сургуча печать Иерусалимского Патриарха Поликарпа; вблизи печати слова:«». Письмо архиепископа Иова к статскому советнику Григорию Мизко: «Высокоблагородий господин, милостивый государь, Григорий Тимофеевич! Во время служения нашего в храмах Божьих, заметили мы, с каким вы благоговением предстоите в оных и приносите молении в знак нашей к вам любви и благорасположения, благословляем вас золотым крестом, в коем обретается древо животворящего креста Господа нашего. Сим крестом благословил меня в знак любви своей ко мне о Господе святейший Патриарх иерусалимский Поликарп. В удостоверение чего утверждаем мы нашею печатью как сие, так и свидетельство перевода грамоты, от святейшего Патриарха присланной. В прочем, с отличным моим к вам почтением (написано рукою архиепископа) есмь всеусердейший». Как и когда досталась эта икона церкви, где и кем сделана на ней надпись греческая, - совершенно неизвестно. Икона эта находится в алтаре, на жертвеннике.

http://sobory.ru/article/?object=55411

Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного с Отцом, Им же все сотворено. 3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Нас ради, людей, и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком. 4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего, и погребенного. 5. И воскресшаго в третий день по Писанием. И воскресшего в третий день, согласно с Писанием. 6. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. И восшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону от Отца. 7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, и царству Его не будет конца. 8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. И в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, от Отца исходящего, равно с Отцом и Сыном покланяемого и прославляемого, говорившего через пророков. 9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. В Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Исповедую одно крещение для оставления грехов. 11. Чаю воскресения мертвых, Ожидаю воскресения мертвых. 12. И жизни будущаго века. Аминь. И жизни будущего века. Аминь. Первый член Символа веры Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

http://pravoslavie.ru/104596.html

По-церковнославянски По-русски  1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.  Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.  И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.  3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.  Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.  4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.  Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.  5. И воскресшаго в третий день по Писанием.  И воскресшего в третий день согласно Писаниям.  6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.  7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.  И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.  8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.  И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.  9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.  В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.  10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.  Признаю одно крещение для прощения грехов.  11. Чаю воскресения мертвых,  Ожидаю воскресения мертвых,  12. и жизни будущаго века. Аминь.

http://pravmir.ru/silnye-molitvy/

Символ веры (на церковно-славянском языке) (на русском языке) 1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 1. Верю в Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 2. И в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, от Отца рождённого прежде всякого времени. Бога истинного, рождённого от Бога истинного, как свет рождается от света, рождённого, а не сотворённого, Единосущного с Богом Отцом и через Которого был сотворён весь мир. 3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 3. Ради нас, людей, и нашего ради спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося. 4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 4. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребённого. 5. И воскресшаго в третий день по Писанием. 5. И воскресшего в третий день, как было предсказано в Писании. 6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 6. И вознёсшегося на небеса, и сидящего по правую руку от Отца. 7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. 7. И Который вновь придёт в славе судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца. 8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 8. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, Которому надлежит поклоняться и прославлять наравне с Отцом и Сыном, говорившего через пророков. 9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 9. В единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. 10. Исповедую одно в жизни Крещение во оставление грехов.

http://azbyka.ru/katehizacija/vo-chto-il...

Чин чтения двенадцати Евангелий – очень древний. Еще в первые века христианства это Богослужение в Иерусалимской Церкви совершалось в течение целой ночи, а Святое Евангелие зачитывалось в разных местах, связанных с описываемыми событиями: на Елеонской горе, на которой Господь учил учеников Своих перед страданиями, в Гефсиманском саду, где Спаситель был схвачен, и на Голгофе, где был Он распят. Всю ночь люди с горящими свечами шли по крестному пути Господа и сопереживали Страстям Христовым. Но, вспоминая страдания Спасителя, Церковь Христова одновременно воодушевляется несказанным торжеством скорого пречудного воскресения Господа. И потому мы с вами уже в первом Евангельском чтении слышали строки, в которых говорится о неизреченной славе Спасителя: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем ( Ин.13:31 ). И пусть пред людским взором сейчас стоит крест – древо страданий Христовых, но в сиянии Божественной славы он становится Животворящим и Жизнеутверждающим Крестом Господним, преобразуясь из орудия позорной казни в благодатный источник нашего спасения, в Древо жизни. Чем ближе в Евангельских чтениях мы подходим к крестным мукам Спасителя, чем сильнее боль нашего сопереживания Ему, тем возвышенней звучит прославление Христа в антифонах, следующих за каждым из двенадцати страстных Евангелий. Мы сопереживаем событиям земной жизни Господа. Вот мысль о предательстве уже созрела в помыслах Иуди ных, и сатана вошел в него. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорей ( Ин.13:27 ). И вот Господь взят стражниками, предстал пред первосвященником Каиафой, оклеветан, поруган: Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам ( Мф.26:67 ). От Каиафы повели Иисуса Христа в преторию. Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? ( Ин.18:29 ). Страдания и унижения Господа умножаются: И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся Царь Иудейский! И били Его по ланитам ( Ин.19:2–3 ). Прозвучал однозначный вывод Пилата, сделанный для иудейского народа: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины ( Ин.19:4 ). Но в злобном исступлении настроенная книжниками и фарисеями, преисполненная ненависти толпа ожесточенно кричала в ответ: возьми, возьми, распни Его! ( Ин.19:15 ). Пилат же, убоявшись, принимает страшное решение: Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели ( Ин.19:16 ).

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

— Евреи, современники Христа, как известно, жили в Римской империи и, соответственно, по римскому времени. Римские сутки делились — как и наши сегодня — на 24 часа и на две равные части, светлую и темную, ночь и день. Каждая из половинок, в свою очередь, делилась на трехчасия. 1­й, 3­й, 6­й, 9­й — это первые часы каждой из четвертей дня; первый час соответствует шести утра. Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого (Лк. 23, 44). О том, что именно эти часы было принято освящать молитвой, нам сообщает книга Деяний апостольских: Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый (Деян. 3, 1); Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться (Деян. 10, 9). В настоящее время в наших храмах первый час присоединяется к утрене (которая, как мы знаем, совершается вечером), третий и шестой предваряют Литургию, а девятый — вечерню. Часовые службы, или часы, призваны не только освящать определенное время суток, но и напоминать о событиях Священной истории, происходивших именно в эти временные отрезки. На службе первого часа вспоминается путь Иисуса Христа от первосвященника Каиафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него; читаются псалмы 5-й, 89-й, 100-й. На третьем часе — суд Пилата и истязания Господа, а также Сошествие Святого Духа на апостолов (см.: Деян. 2, 1–4): «Господи, иже пресвятаго Твоего Духа апостолом Твоим ниспославый, того, благий, не отними от нас». Шестой час — шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле: «Иже в шестый день и час на Кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери…». Молитва святителя Василия Великого, которую так радостно слышать перед Божественной литургией — «…но любовью Твоею уязви души наша, да к Тебе всегда взирающе…» — также входит в час шестой. Наконец, час девятый, Крестная Смерть: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашей мудрование, Христе Боже, и спаси нас». Здесь же говорится и о страданиях Богоматери, видящей Своего Сына на Кресте: «…родшая Тя глаголет слезящи: мир убо радуется, приемля избавление, утроба же Моя горит, зрящи Твое Распятие».

http://pravmir.ru/i-byil-vecher-i-byilo-...

Интересно, что привычный нам крест, на котором изображен почивший Спаситель, имеет большое догматическое (то есть, вероучительное и богословское) значение. Дело в том, что в V–VII веках Церковь вела догматическую борьбу с монофизитской ересью. Монофизиты утверждали, что человеческая сторона Богочеловечества Христа полностью поглощена Божеством и поэтому в ней следует признавать только одну Божественную природу. Поэтому на Христианском Востоке, где догматические вопросы были обострены, появляется необходимость более полно раскрыть сюжет Распятия Христа во всем величии Искупительной Жертвы Богочеловека. Такая иконография получает свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82м Правиле Трулльского Собора. В лучших традициях такого православного догматического взгляда Спаситель изображается умершим на Кресте. Глава склонена вправо («Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» – Ин. 19, 30 ). Тело Спасителя — прямое или слегка изогнутое, руки – в горизонтальном положении, открытые ладони пробиты гвоздями, ступни ног пригвождены, каждая отдельно своим гвоздем. Фигура Распятого выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на Крест, и Господь, как и в древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с Креста навстречу людям. Крестчатый нимб с греческой надписью оон, что значит по-гречески Сущий, подтверждает догмат о Божественной сущности Иисуса и говорит о Крестной Жертве Господа ради спасения мира. Римо-католическая Церковь не поняла и не приняла этих принципов, и на западных Распятиях VIII–X веков Христос изображался живым, часто в царском облачении и короне. В Средние века на Западе отказались от идеализации Распятого в пользу земного реализма, и возник тот тип Распятия, который сегодня принято называть католическим. Христос на Кресте изображается как умерший или умирающий (агонизирующий) человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем, голова увенчана терновым венцом.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/znakom...

Со всей Римской империи приходили евреи, чтобы поклониться общенациональной святыне — храму на праздник Пасхи. И здесь с великой ревностью молодой диакон проповедовал Христа Распятого. Он был неутомим и неустрашим, обличая лжесвидетельства. Аргументы его были вескими, ибо основывал он свою проповедь на Библии. Речи святого архидиакона Стефана возбуждали народ, вызывая гнев и злобу фанатиков. Такова была естественная реакция его противников, не могущих опровергнуть его, так как учение его было правым, и они решили: прав тот, кто силен. Искали всячески убить его. Вскоре представился случай, когда Стефан сказал, что видит Господа Иисуса Христа одесную Бога. Народ схватил его и привел в синедрион для суда. Были здесь первосвященники, книжники и учители искусные — все были заодно. Обвиняли святого в противодействии Моисееву закону, в том, что проповедовал Распятого Христа; по всем пунктам признали виновным. Нетрудно себе представить этот суд. Полные злобы и угроз взгляды судей и народа. Темные, по-восточному экспансивные, возбужденные лица устремили взоры на святого. Тот стоял пред ними юный, с светлым лицом, как ангел. При мертвой тишине начал святой свою защитительную речь, раскрывая вначале священную историю еврейского народа, потом начал обличение: Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы! Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы (Деян 7:51–52). Слушавшие скрежетали зубами. Слова Праведника были для них, как яд. Подняв свой взор к небу, он сказал: Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян 7:56). Гневный ропот наполнил здание синедриона. Одни выкрикивали угрозы, другие закрывали уши, чтобы не слышать, и, наконец, ослепленная яростью толпа устремилась на него. Толпа влачила страдальца по улицам Иерусалима и, выведя из города, с зверской жестокостью побивала мученика камнями. Но первомученик и архидиакон Стефан проявил благородство и христианскую любовь к человеку. Кротко, с воздетыми к небу руками он молился за своих убийц. А они — один, второй, третий град камней устремили на него. Святой Стефан под этим градом камней пытался встать на колени для молитвы, получая еще более жестокие удары. Он обращает к людям свое окровавленное лицо, взгляд его исполнен радости, и со слезами он молит: Господи! не вмени им греха сего (Деян 7:60). С этими словами мученик предал дух свой Богу. Упившись кровью мученической, толпа оставляет вне града бездыханное тело.

http://pravmir.ru/slova-i-propovedi-rozh...

Так, Ансельм предлагает нам богословие кенозиса и свободы, когда Бог подчиняет Себя категориям права и отдает на Крест Сына Своего в Его свободном решении. Богословие любви святителя Августина Иппонского говорит о спасении как о благодати, по дару Христову рождаемой в человеческом сердце и порождающей в нем доселе неведомую недостижимую способность любить добро. Греческая патристика, следующая интуициям Оригена, намеками говорит о всеобщем спасении силой Креста и более отчетливо – о божественном обмане сил зла. «Крестом обманут диавол, принявший Человека, и не узнавший в Нем Бога», – читаем мы у святителя Григория Нисского. Преподобный Исаак Сирин возвещает милосердие Бога, Крестом противопоставляемое справедливости. Величайший русский богослов XIX века Достоевский предлагает нам сострадание, как подлинное раскрытие тайны Креста и Гефсимании.   Христос веры и Иисус истории о. Иосиф: Важно подчеркнуть историческую реальность Креста. На протяжении многих веков в исторической реальности Креста и на нем распятого Христа почти никто не сомневался. Правда, были еретики, опровергающие крестные страдания Господа; были иудеи, опровергающие Воскресение Христово. Первые говорили об иллюзорных страданиях, вторые и вовсе их не оспаривали. Однако начиная с 18 века в исторической науке появились трактаты, оспаривающие, а иногда и вовсе отрицающие историческую реальность Христа, историческую реальность крестных страданий, смерти и Воскресения Господа Иисуса. Почти все они, начиная с Дупьюса (Charles-François Dupuis), пытались доказать мифологизацию евангельского повествования. В этом контексте, слова святителя Игнатия Богоносца (ок. 50–115) о Христе становятся понятными, убедительными и актуальными: «Он был распят и умер при Понтии Пилате. Он был распят на самом деле, а не для виду, и умер на глазах тварей небесных, земных и подземных». И далее муж апостольский продолжает: «Его приговорили к смерти и распяли – по настоящему, не для виду, не обманно, не игрой воображения. Он истинно умер, был погребен и восстал из мертвых…»

http://bogoslov.ru/article/2003518

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010