Беседа 21. О событиях земной жизни Иисуса Христа, воспоминаемых в понедельник и вторник, называемые ныне великими. 134 Беседа 22. О событиях земной жизни Иисуса Христа, воспоминаемых в среду, так называемую великою. 141 Беседа 23. О событиях в предпоследний день земной жизни Иисуса Христа, (или по нынешнему наименованию, в великий четверток) до входа Его в сад Гефсиманский, где начались Его внутренние страдания. 147 Беседа 24. О внешних чертах Господа Иисуса Христа или о наружном виде Его. 159 Беседа 25. О пророческом служении Иисуса Христа, или о учении Его, как средстве, которым Он совершил наше спасение. 163 О ПЕРВОСВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА Беседа 26. Об исполнение Иисусом Христом Закона. 173 О СТРАДАНИЯХ ИИСУСА ХРИСТА, КАК УМИЛОСТИВИТЕЛЬНОЙ БОГУ ЖЕРТВЕ ЗА ГРЕХИ МИРА Беседа 27. О внутренних страданиях Иисуса Христа в саду Гефсиманском. 180 Беседа 28. О страданиях Иисуса Христа в продолжение ночи, после того, как Он предал Себя в руки воинов и вооруженных слуг архиерейских в саду Гефсиманском. 190 Беседа 29. О клеветах на Иисуса Христа пред Пилатом. 200 Беседа 30. О страданиях Иисуса Христа у Ирода и снова в претории Пилата до решительного осуждения Его на распитие. 210 Беседа 31. О шествии Иисуса Христа на Голгофу. 223 Беседа 32. О распятие Иисуса Христа. 230 Беседа 33. О страданиях Иисуса Христа на кресте. 238 Беседа 34. О смерти Иисуса Христа. 246 Беседа 35. О силе и действиях искупительной жертвы Иисуса Христа, принесенной за грехи мира. 255 Беседа 36. О том, почему Господь Иисус Христос, для спасения мира, благоволил избрать Себе крестную смерть, а не иную какую либо. 265 Беседа 37. О снятии со креста и погребении Христа Спасителя. 276 О ЦАРСКОМ СЛУЖЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА ИЛИ СОСТОЯНИИ ЕГО ПРОСЛАВЛЕНИЯ Беседа 38. О сошествии Иисуса Христа во ад и победе над адом. 287 Беседа 39. О Воскресение Иисуса Христа. 294 Беседа 40. О свидетельствах истины Воскресения Иисус Христова. 300 Беседа 41. О том, что Воскресением Иисуса Христа запечатлена истина нашего искупления. 308

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Умилительное зрелище – видеть Господа нашего Иисуса Христа, распятого на Кресте! Умилительное зрелище – видеть и воина Его, святого Димитрия, за Него мучимого! Умилительно видеть обоих, пронзенных копьем в ребра, кровь источающих, раны принимающих, друг за друга умирающих! Обратим же очи наши, о слушатели мои, на них обоих, которых представляет очам нашим этот пятничный день: на Владыку нашего Христа, в пятницу распятого, и на верного воина Его, святого великомученика Димитрия, ныне в пятницу празднуемого. Взирая на их язвы и обсуждая апостольские слова: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем», – подумаем: как может христианин сделаться носителем язв Господних? Сие же да будет в честь уязвленного за нас Господа Иисуса и в похвалу уязвленному за Господа Иисуса святому великомученику Димитрию, нам же – во уязвление сердец наших любовью к Господу Иисусу. " Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем«. Ношение язв Господа Иисуса совершается у христиан трояким образом, слушатели возлюбленные! Во-первых, мученичеством, как это мы видим у апостолов и страстотерпцев. Во-вторых, добровольным самоумерщвлением, что видим у преподобных, и в-третьих, сердечной любовью к Богу, как это мы должны делать все. Носятся язвы Господа Иисуса мученичеством. Так носил их святой апостол Павел, битый палками, забрасываемый камнями. Так носил их святой великомученик Димитрий, пронзенный копьем, также носили их и все другие страстотерпцы, претерпевшие за Христа различные виды мучений. И все эти страстотерпческие язвы именуются язвами Господа Иисуса, потому что мы – члены Его, а Он – наша Глава, и когда страдают члены, голова терпит эти страдания, как свои собственные. Как благодеяния, творимые рабам Господним, Господь вменяет Себе и на Страшном Суде этим благотворителям говорит: »Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне« ( Мф. 25:40 ), – так и обиды, наносимые рабам Его, вменяет Себе, и в день Страшного Суда говорит мучителям: »Так как вы сделали это одному из сих, то сделали Мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

А. Отдел первый. История страданий Господа нашего Иисуса Христа: 1) Вход Господень в Иерусалим. 2) Предатель. 3) Тайная вечеря. 4) Ночь в Гефсиманском саду. 5) Иисус перед судом первосвященников и синедриона. 6) Иисус перед судом Пилата и Ирода. 7) Распятие Иисуса Христа. 8) Погребение Иисуса Христа. Б. Отдел второй. История воскресения и вознесения на небо:1)Воскресение Иисуса Христа. 2) Явления Воскресшего. 3) Вознесение Иисуса Христа на небо. Отдел первый. История страданий Господа нашего Иисуса Христа. Глава I. Вход Господень в Иерусалим. За шесть дней до еврейского праздника Пасхи Иисус из Иерихона пришел в Вифанию, местожительство незадолго перед тем воскрешеннаго Лазаря. Во время вечери сестра Лазаря Марфа прислуживала трапезовавшим, в числе которых был между прочим и Лазарь. Мария же, взяв фунт нардового чистого, драгоценного мира, помазала им ноги Иисуса и отерла их волосами своими 655 . Миро было весьма высокого достоинства, и весь дом наполнился его благоуханием. Мазать ноги таким миром, по взгляду корыстолюбивого Иуды Искариотского, который уже возымел намерение предать Иисуса, было неразумно, или, по меньшей мере, – непрактично; вот почему он и сказал: „для чего-бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?“ Впрочем евангелист Иоанн, весьма близко, конечно, знакомый с личностью будущего предателя, заметил, что Иуда сказал это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. В глазах Иисуса действие Марии, напротив, имело весьма важное значение. „Оставьте ее“, – сказал Он, – „она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собой, а Меня не всегда“. – На другой день Иисус вместе с двенадцатью учениками и множеством народа, следовавшего за Ним, отправился в Иерусалим. Когда пришли в Вифсфагию к горе Елеонской, Иисус подозвал к Себе двух учеников Своих и сказал им: „пойдите в селении, которое прямо перед вами, там вы найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите ко Мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Она выросла на почве веры учеников Христа в то, что распятый Иисус «еще продолжает жить и только ожидает времени, предназначенного Отцем, для выполнения Своих обетований». Но Он живет не так, как обыкновенные смертные в шеоле, подземном мире, а на небе, среди ангелов и душ выдающихся праведных людей Ветхого Завета – Еноха, Моисея, Илии. Такая вера возникла у Апостолов в качестве утешения, после того как они опомнились от страшного удара при Голгофе, подобно тому, как и теперь у опечаленных потерею близких людей, после взрыва горя и печали, возникает утешительная мысль, что умершие продолжают жить в лучшем мире. Эта мысль будто бы тем скорее могла появиться у учеников Христовых, что личность Иисуса Христа имела для них чрезвычайное значение. Они никак не могли представить себе, чтобы смерть возобладала над Ним. Он должен жить, подобно великим людям Ветхого Завета. Герои бессмертны. Эту свою веру в духовное бессмертие Иисуса Христа ученики Его выражали с такою силою убеждения и образностью, что они как бы созерцали воскресшего Иисуса. Они, действительно, говорили, что видели воскресшего Иисуса, но они разумели духовное созерцание, подобно тому как апостол Павел говорил позднее о духовном видении Ему Иисуса Христа при обращении своем в христианство . Слушатели же Апостолов принимали слова их за чистую монету, понимали их буквально и превратили духовные видения в чувственные, действительные. Отражением таких позднейших представлений явились евангельская сказания о телесном воскресении Иисуса Христа. Такова теория. При оценке раскрытого объяснения евангельских повествований о воскресении Иисуса Христа мы должны поставить два вопроса: 1) правильно ли истолковано в нем первоначальное представление Апостолов о Факте воскресения Иисуса Христа и 2) правдоподобно ли объяснено возникновение легенды о телесном воскресении Христа? В первом пункте приведенное объяснение является неудовлетворительным. Приписывая непосредственным ученикам Господа мысль о духовном воскресении Его, оно усвояет им языческое, ближайшим образом греческое, представление о загробной жизни, как чисто духовном состоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nikolin/e...

Иерон. в он. месте). Почему, кои обрезывались, те почитались Иудеями, хотя и веровали во Иисуса Христа, потому что обрезание было отличным знаком и доказательством Иудейства. Посему лжеапостолы, обольщавшие Галатов, желая избежать гонений, понуждали верных обрезываться. Ибо иудеи и язычники, видя, что они не только хранят обрезание, но и других заставляют обрезываться, ни мало не гнали их. Гал.6:13 . Ни бо обрезающиися сами закон хранят: но хотят вам обрезоватися, да в вашей плоти похвалятся. Почему ни сами обрезывающиеся не хранят закона? Потому что кто обрезывается, тот должен хранить весь закон. « Свидетельствую же паки всякому человеку обрезающемуся, яко должен есть весь закон творити » ( Гал.5:3 ). Но сами, говорит, учители ваши обрезывающиеся, одно обрезание исполняют, принуждая и вас обрезываться, а об исполнении других законных обязанностей ни малого не имеют попечения. Сего же токмо хотят, то есть, чтобы и вы обрезывались « да хвалятся в вашей плоти », то есть, обрезанием плоти вашей, проповедуя, что они убедили вас обрезаться, и да избегнут таким образом гонений как от язычников по уложениям Римских Императоров, так и от Иудеев по уважению их к обрезанию. Лжеапостолы убо хвалились тем, что убеждали они верных обрезываться: послушай же, чем хвалился истинный Апостол Божий. Гал.6:14 . Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа: имже мне мир распяся, и аз миру. Пусть хвалятся, говорит, лжеапостолы тем, что убедили они вас обрезаться: мне же не даст Господь хвалиться иным хвалением, точию хвалением креста. Крестом Господа нашего Иисуса Христа я хвалюсь, понеже Христос подъял распятие крестное для спасения моего, крест Христов свободил меня от тирании диавола, и соделал меня наследником вечного царствия Божия. Силою же креста Христова мир для меня распят, и я распят миру. Но како сие? Кто ни гонений от язычников, ни нападений от Иудеев не страшится, кто телесное упокоение, уважение к себе от людей, честь и славу мира, одним словом, вся мирская вменяет за уметы, да Христа приобрящет ( Флп.3:8 ), кто благоволит « в немощех, в досаждениих, в бедах, во изгнаниих, в теснотах по Христе » ( 2Кор.12:10 ), как подкрепляемый благодатию креста Павел, в том мире ничего творить не может, но для такового он есть распят, то есть мертв и недействителен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

5 декабря I Соборное послание св. ап. Петра. Соб. посл. Петра 12 декабря I Соборное послание св. ап. Иоанна Богослова. Соб. посл. Иоанна 19 декабря I Соборное послание св. ап. Иоанна Богослова. подг. к КР 26 декабря КР по Соборным посланиям. 16 января Послание к Римлянам. гл. 1-8 23 января Послание к Римлянам. гл. 12-15, подг. к КР 30 января КР по Посланию к Римлянам. посл. к коринфянам 6 февраля I Послание к коринфянам гл. 7-15 13 февраля I, II Послания к коринфянам. 20 февраля Послание к галатам. чит. посл. к гал.         Вопросы к билетам по Закону Божию 10 класс 2020 год Евангелие: 1)        Рождество Господа Иисуса Христа. Жизнь Спасителя до 30 лет. 2)        Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господа Иисуса Христа. Искушение в пустыне. 3)        Хронология земного служения Господа Иисуса Христа по Пасхам. 4)        Чудеса Господа Иисуса Христа на примере исцеления слуги капернаумского сотника, гадаринского бесноватого, кровоточивой, воскрешения дочери Иаира. 5)        Понятие о притчах. Учение Господа о Царствии Божием в притчах. 6)        Нагорная проповедь (основные темы). 7)        Беседы Господа в Евангелии от Иоанна. Беседы с Никодимом и самарянкой. 8)        Исцеление расслабленного в купели Вифезда. Беседа Господа с иудеями о равенстве Отца и Сына. 9)        Чудесное насыщение 5 тысяч. Беседа о Хлебе Небесном. 10)    Исцеление слепорожденного. Беседа Господа с Иудеями о Добром Пастыре. 11)          Вход Господень в Иерусалим. Понедельник и вторник Страстной Седмицы: споры с иудеями, притчи. 12)    Среда и четверг Страстной Седмицы: предательство Иуды, Тайная Вечеря, прощальная беседа с учениками. 13)    Распятие, погребение и Воскресение Спасителя. 14)    Явления Господа Ученикам  после Воскресения. Вознесение Господа.   Апостол: 1)        Церковь в Иерусалиме (от Пятидесятницы до первого гонения). 2)        Житие св. ап. Петра. Деятельность св. ап. Петра (по книге Деяний). 3)        Миссионерские путешествия св. ап. Павла. 4)        Взятие св. ап. Павла под стражу. Св. ап. Павел в узах. Путешествие в Рим (обзор).

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Размышление о сих истинах удобнее и согласнее с существом таинства может быть распределено так, чтобы сперва вошли в рассмотрение внушения веры о высочайшей славе, просиявшей на кресте Голгофском, а затем – о животворящей силе, проистекающей от него. Но в том и другом случае равно важно и необходимо для размышляющих – как бы пред очами иметь отчетливое понятие о том, что собственно разумеется под именем креста, который столь возвышенным представляется в очах веры. Библейское понятие о кресте Иисуса Христа Понятие о кресте Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа с точностью определяется не иначе, как по соображению тех мест Писания, в которых встречается слово о кресте, именно – с указанием на таинство креста Христова. Так в послании к Галатам Апостол говорит о кресте, как о славе и похвале христианина, пред которою слава и похвала иудеев, высоко думавших о своем обрезании, ничтожна; и таким образом указывает на величие и несравненное достоинство креста Христова. Мне же, говорит Апостол, да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа: имже мне мир распяся, и аз миру ( Гал. 6:14 ). А в другом послании тот же Апостол говорит о кресте с преимущественно ясным указанием на спасительную силу его: Не посла бо мене  Бог  крестити, – так писал он о себе Церкви Коринфской, – но благовестити: не в премудрости слова, да не испразднится крест Христов. Слово бо крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть ( 1Кор. 1:17, 18 ). Легко приметить, что Апостол в том и другом изречении, – и когда обозначает славу креста, и когда свидетельствует о силе креста, – в мысли своей содержит не одно ближайшее, простое понятие о кресте, как орудии, которое послужило к совершению нашего спасения, – как о жертвеннике, на котором принесена жертва искупления нашего, – как о победном знамении нашего Господа – Победителя смерти; но с особенною живостью переносится духом к главнейшему предмету таинства, и обнимает мыслью самую Жертву, самую смерть Искупительную, самого распятого за нас Богочеловека – Христа, Который Своею  смертью  на кресте победил, попрал и умертвил нашу смерть. Светлый взор Апостола, обращенный на крест, не ограничивается одною освященною внешностью креста, одним древом крестным; но отсюда простирается к созерцаю того, что совершилось на древе крестном, что дарует миру освящение вечное, – к созерцанию крестной Жертвы – самого Богочеловека, распятого и умершего. Из сих двух, если можно так сказать, составных, но не равнозначительных представлений, – о пресвятой жертве Христовой крестной, и об освященном ею жертвеннике крестном, – у Апостола слагается понятие о кресте Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Предваряю вас и о том, что все настоящее сказание мое будет ни что иное, как извлечение из слова Божия, из писания св. отец и из других достоверных источников, а не мое собственное сочинение. II. Краткая история Креста. Сия история скажет, что был крест прежде распятия на нем Господа. Потом скажет, что был крест при самом распятии на нем Господа. Наконец, что сталось со крестом после снятия Господа с него. И, во-первых, что был крест прежде распятия на нем Господа. Начнем свидетельством Св. Евангелия. Совет сотвориша,– так говорит св. Евангелие об осуждении Иисуса Христа на распятие, – совет сотвориша архиереи со старцы и книжники, и весь сонм, связавше Иисуса, ведоша, и предаша Его Пилату. Пилат же хотя народу и старцем его хотение сотворити, бив Иисуса, предаде воли их, да Его пропнут ( Мк.15 ). Так, над Господом нашим Иисусом Христом произведен был суд во дворце Пилатовом. По суду Пилатову, в угождение народу Иисус Христос , измученный, поруганный и весь покрытый кровавыми язвами, был с судилища выведен на улицу, чтоб идти на Голгофу. Здесь готов уже был и крест – орудие казни. Кто сделал сей крест? Из чего он был сделан? Св. Димитрий Ростовский говорит: «Распяша Христа римляне, на своем их кресте, на таковом, на каковом обычай им бе всех злодеев распинати». А св. Григорий Нисский говорит, что крест сей был из древа презренного и многих бесчестнейшего, как орудие, назначаемое для казни злодеев. Какое же именно было это древо, неизвестно, только величины крест был значительной. Сначала сам Иисус Христос нес такой крест на Голгофу, но изнемогший под ним, не мог донести его до Голгофы. Исполнители казни озлобились: начали терзать Иисуса и бить... пинать ногами!! Однако ж Божественный крестоносец не мог нести креста своего далее. Нужно было возложить его на кого-либо другого, и вот навстречу является язычник киринейский Симон, и сему задеша понести крест Иисусов ( Мф.27 ). Облегченный от несения креста, но весь измученный и израненный, с терновым на голове венцем, облитый потом и кровию, Иисус веден был далее из города на место казни. Не один Он шел, с Ним ведены были два злодея или разбойника, также осужденные на распятие. Господь первый открывал путь, за Ним шел Симон киринейский, несший крест Его, за Симоном шли уже и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Пишем же тебе об этом, чтобы не лишиться тебе своей опоры, увлекшись заблуждением нечестивцев, и не вступить в согласие с теми, которых отлучает Апостол, говоря: мнози бо ходят, ихже многажды глаголах вам, ныне же и плача глаголю, враги креста Христова, имже кончина погибель, имже бог чрево, и слава в студе их, иже земная мудрствуют. Наше бо житие на небесех есть, отъонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа (Флп.3:18-20); почему и смело взываем: нам же да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал.6:14). Итак удаляйся общения с раскольниками и еретиками, особенно же удаляйся ереси тех, которые единого Господа нашего Иисуса Христа разделяют надвое. Они веруют тому, что чуждо верованию 318-ти святых отцов в Никее. Ибо собор никейский исповедал рожденного Единородного Сына Божия, Бога от Бога, Света от Света, истинного Бога от истинного Бога, пострадавшего плотию ради нас человеков, и ради нашего спасения снисшедшего, воплотившегося и вочеловечившегося, пострадавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небо и грядущего судить живых и мертвых. Но разделяющие единого Господа, по неизреченном Его соединении, веруют не во Святую Единосущную Троицу, но в четверицу, то есть, в Бога, Сына Божия, человека и Духа Святого, и поэтому не покоряются уже святому никейскому собору. Итак необходимо нам исповедывать, что святая приснодевственная Мария действительно есть Богородица, чтобы не впасть в их злохуление. Ибо отрицающие, что святая Дева действительно есть Богородица, не суть уже верные, но ученики фарисеев и саддукеев; напитанные их закваскою, ослепили они очи ума своего, хуля Господа и говоря: о добре деле камение не мещем на Тя, но о хуле, яко Ты человек сый, твориши себе Бога (Ин.10:33). А исповедующие, что святая Дева есть Богородица, да не отрицаются Распятого за нас Бога. Ибо Рожденного святою Девою распяли Иудеи. Если же Распятого за нас исповедуешь человеком, а не Богом в действительности; то Богородица, по твоему учению, уже не Богородица, а человекородица. Итак не отвергай благодать Божию. Ибо Рожденного святою Богородицею распяли Иудеи. А мы исповедуем, что прежде веков неизреченно Рожденный от Отца, Бог от Бога, на последок времен благоволил воплотиться от Духа Святого. И, от Святой Девы заимствовав плоть и в ней приявшую жизнь единосущную и подобостраждущую нашей душе словесную душу, пострадал за нас плотью. Посему припадаем и покланяемся честному кресту; потому что это крест не простого человека, но Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/756/...

о. Сергий – Такое свидетельство апостолов во Христе, такая верность Евангелию. Они буквально выражали следование за Христом. Мы ещё с вами в дни Страстной седмицы Великого поста, начиная с четверга и дальше, и в последующие дни будем вспоминать крестоношение, вспоминать,как Иисуса Христа предали на мученическую смерть, на позорную казнь, на распятие на Кресте. Мы вспоминаем, что распятие на кресте было символом позорной смерти, поскольку усечение мечом считалось делом, которого ещё нужно было удостоиться. А все неугодные элементы общества, такие как разбойники и самые тяжелые преступники, предполагалось, должны были закончить жизнь через распятие на кресте. Таким образом они показывали, что их путь был неправеден. И Христос принимает на Себя крестные страдания, шествует путем из Иерусалима через городские ворота на гору Голгофу, несет на Своих плечах Крест. С этой ношей Ему помогает Симон Киринейский. И на горе Голгофе происходит распятие Господа Иисуса Христа. Апостолы были свидетелями произошедшего, свидетелями предательства Иуды в Гефсиманском саду Спасителя, свидетелями издевательств во дворе первосвященника, сами прошли через историю отречения, как, например, апостол Петр. И последующая их сопричастность тем событиям, которые с грозной силой развивались в последующие дни и часы, а именно распятие Иисуса Христа, Его смерть на Кресте, снятие с Креста, погребение в пещере – всё это оставило глубочайший след в душах апостолов. Когда они впоследствии вспоминали слова Христа: «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», это апостолами воспринималось и буквально в том числе. Когда речь шла о последних днях и часах жизни апостолов, многие из них претерпели мученическую смерть через распятие, как апостол Петр, который был распят вниз головой, не посчитав себя достойным быть распятым в полной мере так, как был распят Христос Спаситель. Поэтому он и просил своих мучителей распять его вниз головой, чтобы его смерть не напомнила буквально распятие Христа. Или распятие апостола Андрея, получившего в Церкви наименование Первозванного, который тоже не считал себя достойным быть распятым по образу распятия Христа. Он просил, и так и сложилось, чтобы его распяли на косом кресте.

http://radonezh.ru/2021/05/09/my-ponimae...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010