Имеющийся в Троицком соборе иконостас устроен в 1756 году при епископе Костромском и Галичском Геннадии (Андреевском); иконостас - с резными тяблами, липовый - выполнен артелью резчиков из посада Большие Соли (Костромского уезда, ныне - Ярославская область) под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова. В 1758 году императрица Елизавета Петровна подарила монастырю навершие к иконостасу с изображением Распятия Господа Иисуса Христа. Навершие выполнено петербургскими мастерами. Имеющийся в Троицком соборе иконостас устроен в 1756 году при епископе Костромском и Галичском Геннадии (Андреевском); иконостас - с резными тяблами, липовый - выполнен артелью резчиков из посада Большие Соли (Костромского уезда, ныне - Ярославская область) под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова. В 1758 году императрица Елизавета Петровна подарила монастырю навершие к иконостасу с изображением Распятия Господа Иисуса Христа. Навершие выполнено петербургскими мастерами. Троицкий собор, включая алтарную его часть, был расписан за один летний сезон 1685 года. В алтаре храма - изображение Пресвятой Богородицы по песнословию " О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь " . На стенах храма фресками изображены события Священной истории - вверху Ветхого, а внизу Нового Завета. Внутренние столбы Троицкого собора также украшены стенописью. В ряду изображений святых на юго-восточном столбе находятся портретные изображения царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича в полный рост, в царских облачениях, со скипетрами в руках и с нимбами над головами. Появление этих изображений в Троицком соборе объясняется, с одной стороны, тем значением, какое имел этот храм как место призвания Михаила Федоровича на царство, а с другой - воспоминанием о восстановлении этого храма в 1650-1652 годах в царствование Алексея Михайловича. К столбу было приставлено царское место, присланное из Москвы 1 июля 1613 года царем Михаилом Феодоровичем в память о призвания его на Престол государства Российского в этом храме. Оно было сделано из липы, с различными мелкими изящными украшениями, высокое - наподобие остроконечной короны древних царей - с двуглавым орлом вверху и короной над ним. В память о том, что императрица Екатерина II при посещении Ипатьевского монастыря стояла на этом царском месте во время Божественной литургии, на левой стороне его сделан резной вензель Екатерины II.

http://sobory.ru/article/?object=05167

Что же враги Христа Спасителя? Торжество злобы их, когда при распятии Господа солнце померкло, а вдруг, со смертью Его, земля потрясеся, камние распадеся (что почти все бывшие на Голгофе признали за чудо и возвращались оттуда, бия в перси своя в чувстве скорби о невинном Страдальце и при виде такого важного чуда), – торжество злобы врагов Спасителя довольно помрачилось, и они присмирели; но сердца их, твердейшие камней, не сокрушились раскаянием. Они помышляют о новом деле злобы своей против Господа, преследуют Его не только до креста, а и в самом гробе, не только распятого, но и погребенного. Внимательно, сколько можно, слушая все слова Спасителя при жизни Его, не для верования и спасения своего, а подстерегая их, дабы уловить Его в слове и что-либо сказать в Его осуждение, они, быть может, лучше всех заметили слова Господа, в которых Он предсказал о Своем тридневном воскресении и, не веря им по злобе и нечестию своему, на другой день, то есть утром в субботу обращаются к Пилату с просьбою – повелеть утвердить гроб Христов до третьего дня, дабы, по их лукавому и злому предположению, ученики Иисуса Христа не похитили нощию тело Иисусово и не сказали, что Он восстал от мертвых. Пилат дает им стражу, и они с злою радостью в утро того же дня субботнего приставляют стражу ко гробу, а камень печатают своею печатью. Но это самое, вопреки их желанию и намерению, послужит и будет служить еще к большему уверению не только в истине смерти и погребения, а и воскресения Господа. Так совершилось погребение Спасителя и Господа! Что мы здесь видим? Что нас особенно поражает? Какое назидание можем извлечь из этого события? Какая тайна промысла Божия открывается в нем? Прежде всего, конечно, трогает нашу душу усердие преданных Господу учеников Его Иосифа и Никодима. Они не хотят допустить, чтобы тело благоговейно чтимого ими Учителя, снятое распинателями со креста по причине наступающего праздника, да не останутся телеса в субботу, было погребено в каком-либо неприличном месте, с телами разбойников, и хотят погрести Его с честью, обычным погребением. Они действовали по внушению своего любящего сердца, а между тем послужили к исполнению древнего пророчества, по которому погребение пострадавшего Мессии будет у богатого ( Ис. 63:9 ), что покой Его будет честь и с миром погребение Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

«Обаче», сказал Он, «не якоже аз хощу, но якоже Ты. И вместо предлежащия радости, претерпе крест, о срамоте нерадив» ( Мф.26:39 ; Евр.12:2 ). А что Иудеи поносили Его, то известно: ибо они иногда говорили о Нем: «что яко с мытари и грешники яст и пиет» ( Мк.2:16 ): иногда: «аще бы был Пророк, видел бы, кто и какова жена прикасается ему: яко грешница есть» ( Лк.7:39 ): иногда: «о князе бесовстем изгонит бесы» ( Мф.9:34 ): а иногда: «не добре ли мы глаголем, яко Самарянин еси ты, и беса имаши?» ( Ин.8:48 ). Равно и в то время, как Он страдал и висел на древе крестном: «и мимоходящии хуляху его» ( Мк.15:29:31 ), и Архиереи с книжники ругались Ему, и «разбойника распятая с ним поношаста ему» ( Мф.27:44 ). О сих поношениях воспел пророчески Давид, яко от лица Христа, глаголющего ко Отцу Своему: «Отче поношения поносящих Тебе нападоша на Мя» ( Пс.68:10 ): и поистине поносящие Христа поносили Бога: поелику Христос есть Сын Божий и Бог , едино со Отцем Своим по единосущности Божества, как Он Сам открыл, сказав: «Аз и Отец едино есма» ( Ин.10:30 ). И как приемлющий Иисуса Христа, приемлет и пославшего Его, по сим словам: «Иже аще Мене приемлет, приемлет пославшаго Его Бога Отца» ( Лк.9:48 ). Выслушайте ж и причину, для которой Апостол привел здесь пророчество о поношениях Иисуса Христа. Рим.15:4 . Елика бо преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася, да терпением и утешением писаний, упование имамы. Я привел, говорит, слова Пророка и Царя Давида, которыми он предсказал о поношениях, учиненных Христу, потому что все, что писано в Священном Писании прежде, нежели совершилось, предписано для нашего научения и наставления: предписано для того, дабы мы, видя в Священном Писании предсказанные от Пророков поношения, каковые Христос претерпел по любви Своей к нам, переносили также великодушно всякую скорбь и поношение из любви к Нему и ближнему, и будучи утешаемы словами Божественного Писания, возлагали всю свою надежду на Иисуса Христа, Спасителя мира. Рим.15:5–6 . Бог же терпения и утешения да даст вам тожде мудрствовати друг ко другу о Христе Иисусе: Да единодушно едиными усты славите Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Третий член читается так: нас ради человек, и нашего ради спасения, сшедшего с небес, и воплотившагося от Духа Свята, и Марии девы, и вочеловечшася. Здесь говорится о воплощении Сына Божия, то есть о восприятии Сыном Божиим естества человеческого от преблагословенныя Девы Марии. Четвертый член: распятаго же за ны, при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. В этом члене сказано о страдании и крестной смерти Иисуса Христа. Пятый член: и воскресшаго в третий день по писанием. В этом члене говорится о воскресении Иисуса Христа из мертвых, как об этом было предсказано в Писании ветхого завета. Шестой член: И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. В этом члене сказано о вознесении Иисуса Христа на небо с Его прославленным человечеством, и Его Божеской славе. Седьмой член: и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. Здесь говорится о втором пришествии Господа Иисуса Христа на землю, для совершения последнего суда. Сим членом оканчивается та часть Символа, которая изложена была на первом вселенском Никейском Соборе; а следующая часть (то есть последних пять членов) составлена на втором вселенском Соборе, Константинопольском. Осьмой член Символа веры читается так: и в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. В этом члене говорится о третьей Божественной Ипостаси, или о третьем Лице Святой Троицы, о Святом Духе. Девятый член: во едину святую, соборную и апостольскую Церковь . Сей член говорит о православной Церкви. Десятый член: Исповедую едино крещение во оставление грехов. В этом члене говорится о таинстве крещения, в котором крещаемый обязывается исполнять все заповеданное Господом, а следовательно и принимать все прочие таинства православной Церкви. Одиннадцатый член: чаю воскресения мертвых. Здесь говорится о будущем всеобщем воскресении мертвых. Двенадцатый член: и жизни будущаго века. Это сказано о будущей жизни, которая в полной славе раскроется после всеобщего воскресения мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

С тех пор, как говорит апостол Павел (Савл) позднее в своем Послании к Филиппийцам, все, «что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе». (Флп. 3, 7–14) В Дамаске же на том самом месте, на котором прежде стремился искоренить христианство до основания, Савл стал свидетельствовать о Мессии. Проповедь эта привела в негодование иудеев, которые знали его как даровитого и ревностного гонителя ненавистных им последователей распятого Христа, и они «согласились убить его». «Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине» и тайно препроводили в Иерусалим, куда он прибыл в 37 году по Р. Х., имея главным образом в виду познакомиться с апостолом Петром (см. Гал. 1, 18). Вообще, прибыв в Иерусалим, Савл «старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам (Петру и Иакову, брату Господню) и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса. И пребывал Савл с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса». (Деян. 9, 23–28) Пятнадцать дней тогда прожил Савл у Петра; в это время, вступая в рассуждения с эллинистами, успел сильно раздражить их против себя и сознал необходимость уклониться от опасностей гонения. К удалению из Иерусалима побудило Савла и следующее обстоятельство, о котором он сообщает: «Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление, и увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне. Я сказал: Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его. И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам». (Деян. 22, 17–21)

http://pravoslavie.ru/3189.html

Ко всем присутствовавшим в храме с архипастырским словом обратился митрополит Волоколамский Иларион: «Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Афанасий, представитель Патриарха Александрийского при Московском Патриаршем престоле! Ваше Преосвященство владыка епископ Антоний, представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле! Глубокочтимые представители Поместных Православных Церквей, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с праздником Обрезания Господня и днем памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Так случилось, что промыслом Божиим и решением приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II моя архиерейская хиротония совершилась в день памяти святителя Василия, и пример этого святителя всегда вдохновлял меня на моем теперь уже пятнадцатилетнем архиерейском пути. Святитель Василий Великий прожил недолгую жизнь, я уже пережил его, но за свою недолгую жизнь он успел сделать очень многое. Он консолидировал епископат своего региона в сложнейшее время, когда Церковь была терзаема арианской ересью, когда ариане захватили почти всю власть в Церкви. Своими богословскими трудами он сумел утвердить Православие навсегда, так что уже никогда основы Церкви не колебались такими страшными ересями, как арианская, которая отрицала Божественную природу Господа Иисуса Христа. Конечно, и дальше возникали опасные ереси, но поворотным пунктом для Церкви был именно IV век. Тогда богословы и, прежде всего, три великих каппадокийских отца — святитель Василий Великий, его брат святитель Григорий Нисский, его друг и сотаинник святитель Григорий Богослов — а вслед за ними и святитель Иоанн Златоуст своим мощным словом богословской проповеди раз и навсегда утвердили исповедание Божества Господа Иисуса Христа и исповедание Божества Святого Духа. Вклад этих святых отцов в сокровищницу православного богословия трудно переоценить. Сегодня, когда во время служения Литургии Василия Великого я читал анафору, я вновь, как и всегда при совершении этой Литургии, поразился богатству богословского содержания, которое святитель Василий вложил в слова сей Божественной службы. Вся эта удивительная анафора соткана из слов святого апостола Павла, и вместе с тем святитель Василий вложил в нее свое богословское вдохновение, свое богословское видение. Она наполнена замечательными духовными прозрениями, до сих пор заставляющими нас в изумлении останавливаться перед тайной Божественного домостроительства, воспоминанию о котором посвящена всякая Божественная литургия. Вся история человечества от сотворения мира, включающая события Боговоплощения и пришествия в мир Господа Иисуса Христа, распятие и смерть Господа Спасителя, Его Воскресение и вознесение на небо, Его сошествие во ад и Его второе пришествие, вся эта история — и прошлое, и настоящее, и будущее — проходит перед нашим духовным взором, когда мы читаем молитвы Литургии святителя Василия Великого.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4778269...

Повествуя о событиях Воскресения Христова, все четыре евангелиста не описывают, как именно оно произошло, и как воскресший Господь вышел из гроба, не нарушив его печатей. Они говорят только о событиях, сопровождавших Воскресение – о происшедшем землетрясении, о речи ангела, обращенной к пришедшим ко гробу женам-мироносицам, и затем о целом ряде явлений воскресшего Господа мироносицам и ученикам Его. Женщинам, присутствовавшим на Голгофе, а затем при погребении Господа, казалось, что тело Его слишком поспешно было приготовлено к погребению. Им было прискорбно, что они не приняли участия в обычном у иудеев помазании Его миром. Поэтому они, проведя по заповеди, всю субботу в покое, в первый день недели уже на рассвете поспешили ко гробу, чтобы исполнить свое благочестивое желание и последний долг любви по отношению к своему Учителю. Мария Магдалина, опередив остальных женщин–мироносиц, первая пришла в Гефсиманский сад, где была пещера, принявшая тело Господа. Еще не рассветало, было темно. Мария увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну, говоря: «Унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали в Гефсиманию. Мария Магдалина последовала за ними. В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг, увидели светозарного ангела, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Не бойтесь: ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скоре, и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых». Они вошли внутрь пещеры и не нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели ангела в белой одежде, сидящего по правой стороне места, где был положен Господь; их объял ужас. Ангел сказал им: «Не ужасайтесь; Иисуса ищете Назарянина распятого; Он воскрес; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Говорится ли в Писании, что Господь, именно крестом посрамил диавола? Апостол Павел пишет христианам из евреев, что Господь положил «смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» ( Евр 2:14, 15 ). В другом послании Апостол пишет, что Бог «истребил учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он (Христос) взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол 2:14, 15 ). Поэтому-то и проповедь христианства была проповедью о Распятом и о Кресте Христовом. «Я рассудил, – пишет Апостол Павел, – быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» ( 1Кор. 2:2 ). Как относились к этой апостольской проповеди неверующие люди из Иудеев и язычников? " Мы, – говорит Апостол, – проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» ( 1Кор. 1:23 ). Как же христиане должны относиться к проповеди, кажущейся неверам такой странной? У христиан проповедь о Распятом и о кресте Христовом должна вызывать радость: «слово о кресте, – говорит Апостол, – для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божия» ( 1Кор. 1:18 ). В другом месте Апостол Павел пишет: «я не желаю хвалиться , разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ). Хвалятся ли сектанты крестом Христовым? Сектанты ненавидят крест Христов и называют его плахой и виселицей. Хорошо ли поступают сектанты, если они так относятся ко кресту Христову? Нет, не хорошо, потому что этим самым они уподобляются диаволу, который после того, как посрамлен был крестом ( Кол. 2:14, 15 ), возненавидел крест Христов, Как собака боится и бежит от палки, которою ее наказывали, так точно и диавол ненавидит, боится и бежит от креста Христова, которым Господь посрамил его. И сектанты, как обольщенные Диаволом, как приспешники сатанинские, боятся св. креста Христова, вместе с бесами. Что говорят в свое оправдание сектанты, если указать им на их диавольскую ненависть ко кресту Спасителя?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Стояла при кресте и распятом на нем Господе Приснодева Богоматерь. Как мечом, пронзено было печалью Ее сердце: предсказание святого старца Симеона исполнялось 99 , сказал святой Богоприимец Пресвятой Деве ( Лк. 2:35 ). Но Она ведала, что на кресте совершается искупление рода человеческого, Она ведала, что Сын Ее, Сын Божий, благоизволил взойти на крест и принести Себя в примирительную жертву за отверженное человечество; Она ведала, что Господь, совершив искупление человеков смертью, воскреснет и совоскресит с Собою человечество; Она ведала это – и безмолвствовала. Безмолвствовала Она пред величием события; безмолвствовала от преизобилия скорби; безмолвствовала пред совершавшеюся волею Божиею, против определений которой нет голоса. Стоял при кресте возлюбленный ученик Господа. Он смотрел на высоту креста, – в непостижимой любви добровольной Жертвы созерцал любовь Божественную. Божественная любовь есть источник Богословия. Она – дар Святаго Духа, и богословие – дар Святаго Духа ( Рим. 5:5 ). Она открыла апостолам таинственное значение искупления. «Любы Божия обдержит нас, – богословствует ученик и посланник Христов, – суждших сие: яко аще един за всех умре, то убо вси умроша» ( 2Кор. 5:14 ). По бесконечной любви, которую Господь имеет к человечеству и которую способен иметь один Господь, на кресте пострадало в лице Господа и умерло в лице Господа все человечество. Если же человечество пострадало в Нем, то и оправдалось в Нем; если умерло в Нем, то и оживотворилось в Нем. Смерть Господа соделалась источником жизни. Внезапно раздался с креста глас распятого Господа к Приснодеве: «жено, се сын твой», потом глас к возлюбленному ученику: «се Мати твоя» ( Ин. 19:26–27 ). Уничтожая на древе крестном грех праотцев, совершенный ими при древе райском, рождая человечество в новую жизнь животворною смертью, Господь вступает в права Родоначальника человеческого и объявляет Свою по человечеству Матерь матерью ученика и всех учеников Своих, христианского племени. Ветхий Адам заменяется Новым Адамом , падшая Ева – непорочною Мариею. «Прегрешением единого, – сказал апостол, – мнози умроша: множае паче благодать Божия и дар благодатию единого человека Иисуса Христа во многих преизлишествова» ( Рим. 5:15 ). При посредстве Господа нашего Иисуса Христа излиты на род человеческий благодеяния бесчисленные и неизреченные: совершено не только искупление человеков, совершено усыновление их Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Мы слышим единодушные, яростные крики толпы, требующей предать Христа смерти — распять Его. Пилат потрясен, видя, что все хотят освобождения Вараввы. Он пытается противостоять, как только возможно: «Что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?» Но они опять закричали: «Распни Его». Когда Пилат противился им: «Какое же зло сделал Он?», они не удосужились ответить ему, «но еще сильнее закричали: распни Его». Согласно иудейскому закону, обвиняемый в богохульстве должен быть побиваем камнями (Лев. 24, 16). Но первосвященники меньше всего хотели сделать из Господа «мученика веры». И потому добивались Его распятия — как политического преступника. Они не сомневались, что Пилат вынужден будет уступить напору толпы. Все ухищрения сатаны направлены на то, чтобы вначале очернить Христа и Его Церковь в глазах народа, а потом уже — расправиться с ними, с помощью того же народа. Наш Господь, принося Себя в жертву за грехи многих, становится жертвой ярости многих. «Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие». Желая утишить злобу иудеев, Пилат предает им Христа на распятие. Вначале он подверг Господа бичеванию, надеясь, что это удовлетворит их. Он не собирался распинать Христа, но дошел до этого. Кто способен убедить себя, что можно наказать невиновного (Лк. 23, 16), постепенно сможет убедить себя, что можно и распять его. В течение всей своей истории каждый народ и все человечество будет делать выбор между Христом и Вараввой, между Царем мира и «человеком беззакония», между узким путем следования заповедям Божиим и широким — свободы от них. То, что дано было пережить нашей Церкви в минувшем столетии, — преддверие времени торжества «сына погибели», которому многие поклонятся ради ложных знамений, а также из-за страха и выгоды. Но «Господь, предающий дух Свой в руки Отчии, убьет его дыханием уст Своих» и прославит верных. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/4043.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010