Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? (Как мы знаем, эти слова Господь впоследствии произнесет на Кресте.) Далеки от спасения моего слова вопля моего. (Отец не спас тогда Своего Сына, Тот был распят и умер.) Боже мой! я вопию днем (Христос был распят именно днем), – и Ты не внемлешь мне, ночью – и нет мне успокоения. Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля. На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их; к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде. Я же червь, а не человек (Действительно, Христа унижали и жестоко издевались над Ним.), поношение у людей и презрение в народе. Все видящие меня ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему. (Мы знаем, что все это сбылось дословно: когда распинали Христа, проходившие мимо глумливо посмеивались: «Если Он угоден Богу, пусть сойдет с креста!») Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей. (Так появляется образ Божией Матери.) На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты – Бог мой. Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет. (И, действительно, у Христа в тот день не оказалось помощников.) Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий. (Именно так выглядели первосвященник Каиафа 2 и воины Пилата 3 ) — и Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. (Христос умер и был погребен.) Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. (Римские воины пробили руки и ноги Христа, о чем свидетельствует Плащаница Христова.) Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище. (Пилат вывел Иисуса к народу, сказав: «Вот человек». На Его голову надели терновый венец и вложили в руку палку вместо царского жезла.) Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. (Так и произошло: одежды – это хитон 4 Христов, тканный Его матерью, о котором бросили жребий, а ризы были разделены между воинами.) Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне; избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою; спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Крест же Господень не есть Ему уничижение, но слава, потому что глубина его уничижения тем яснее показывает высоту его любви, и мы должны всегда памятовать крест сей, подобно Святому Павлу, который ничего не хотел знать, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. «Ибо слово о Кресте», – говорит он, – «для погибающих есть безумие, а для нас, спасаемых, сила Божия. Ибо когда мир своею мудростию не познал Бога в премудрости Божьей: то благоугодно было Богу спасти верующих невежеством проповеди . Иудеи требуют чудес, а Еллины ищут премудрости: но мы проповедуем Христа Распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов – безумие, для самих же призванных Иудеев или Еллинов – Христа – Божью силу и Божью премудрость, потому что безумное Божье мудрее человеков и немощное Божье сильнее человеков». ( 1Кор. 1:18, 21–25 ). Иисус Христос пострадал за всех без исключения, чтобы всем приобрести благодать искупления, но пользуются ею только те, которые добровольно приемлют участие в Его страданиях и смерти посредством живой, сердечной в Него веры, посредством таинств, в которых сокрыта и запечатлена сила Его страданий и смерти, наконец, посредством распинания плоти Своей со страстями и похотьми, т. е. воздержанием от оных. «И страдавша, и погребенна», – присовокупляет Символ для того, чтобы никто не усомнился, что Господь наш Иисус Христос , Сам не сотворивший греха, а взявший на себя грехи мира, страдал на кресте не Божеством Своим, которое чуждо страсти, но человечеством и действительно, тою самою безгрешною плотью, которую приял в утробе Пречистой Девы. С тою же плотью Он погребен, дабы смерть Его не казалась мнимою, ибо она была необходимым условием нашего искупления, исполнением определения Божия за грех Адама. Таким образом, совершенно принесена была жертва, и Христос вполне удовлетворил за все человечество: душа Его скорбела о грехах мира, чувствуя их бремя, а тело страдало и умерло. Когда же смерть, которая грехом только могла взойти в нетленное некогда тело Адамово, коснулась безгрешного тела Христова, то источник Божественной жизни, Его наполняющий, поглотил смерть, и она истребилась, как внезапно исчезает тьма появлением света.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

С другой стороны, поскольку Богоматерь может олицетворять Собой Церковь , как её Небесная Царица, и в соответствии со словами Христа: « кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот мне брат, и сестра, и матерь» ( Мф. 12:50 ), постольку разворот и склонение головы Сына Божия в Её сторону символизирует благодатную и духовную связь со всеми верующими. Как Богородица предстояла когда-то Распятому Спасителю, так и христиане стоят перед Ним всякий раз, когда Крестная Жертва мистически, неизъяснимо воспроизводится в Таинстве Святой Евхаристии. Обратим внимание, что иногда на иконах Распятия помимо Спасителя представлены только два человека: Богородица и Иоанн Богослов. В этих вариантах особо оттеняется мысль об усыновлении Иоанна Богоматерью: «Иисус увидел Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик взял Её к себе» ( Ин. 19:27 ). Через это ограничение опровергается ложное мнение о том, что будто бы Богородица, после рождения Иисуса, вступала в плотское соитие со Своим мужем, Иосифом, и имела от него ряд детей, о которых в Евангелии сообщается как о братьях Иисуса. XVI. Возле Богородицы часто изображается одна или несколько женщин. Это святые жены, которые следовали за Христом при Его жизни и не оставили Его при Кресте : «Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» ( Мф. 27:55–56 ). Правда, нередко возле фигуры Божьей Матери обозначается только одна святая жена – Мария Магдалина . Но этим, конечно же, не отрицается присутствие прочих. Но почему из всех жен выделена именно эта жена? Дело в том, что Мария Магдалина была одной из наиболее преданных последовательниц Христа. Когда-то Спаситель изгнал из нее лукавых духов, просветил её светом Истины. С тех пор она предалась Ему всею душой и служила Ему верой и правдой. Присутствуя при Его казни, она сострадала Ему, а после Его погребения, наряду с прочими женами спешила принести к Его гробу благовонное миро, не побоявшись идти в ночной тьме мимо озлобленных иудеев, мимо страшных окровавленных крестов, чтобы почтить память Учителя и помазать Его безжизненное (как считали мироносицы) Тело. На лице Марии Магдалины отображается глубочайшая боль. Её левая рука часто пишется прижатой к щеке, что является символом печали и плача . XVII.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

91 Существует мнение, что миссия Илии будет касаться в большей степени иудеев, тогда как Еноха – язычников. См. также комм. на 11, 2. «зверь, выходящий из бездны» – сказано об антихристе. Исхождение его из преисподней следует понимать не буквально, но в том смысле, что оттуда происходит его «помазание», его сила и власть над миром. О бездне см. комм. на 9, 1.  «сразится с ними, и победит их, и убьет их» – два свидетеля пострадают от антихриста и будут им убиты, как пострадали и были убиты все от века мученики за Христа. 8 и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят.  Оставление трупов без погребения считалось по восточным представлениям поруганием и наказанием от Бога (ср. Пс. 78, 3). Данная черта говорит о полной победе и торжестве врагов. Можно сравнить это с Распятием Спасителя: крестная казнь также означала особое поругание и считалась проклятой.   «духовно называется Содом и Египет» – по своему духовному состоянию город, о котором идет речь, подобен Содому и Египту. Содом – это город греха, разврата и нечестия, а Египет – образ богоборческой цивилизации и лжерелигии, поработитель народа Божия. «где и Господь наш распят» – слова определенно указывают на город Иерусалим (см. комм. на 17, 1).  9 И [многие] из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. 10 И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Смерть двух великих Божиих пророков станет торжеством для богоборческого мира.   «не позволят положить трупы их во гробы» – тела убитых пророков выставляются на поругание, в котором посредством массмедиа смогут принять участие все жители земли.  «мучили живущих на земле» – конечно, слово Божией истины бывает ненавистным и мучительным для тех, кто не любит Бога и любит дела тьмы. К тому же два пророка не просто мучили совесть, но еще и обладали властью посылать в мир казни и наказания. Их не удавалось устранить физически, потому что они находились под особым Божественным охранением. Все, кто враждовал против них, погибали (11, 5). Им нельзя было причинить никакого вреда: тех, кто хотел это сделать, попалял огонь. Убить двух свидетелей было попущено только зверю из бездны. Понятно, что такие два пророка были крайне неудобны и неприятны для массы нечестивых людей, а потому эти люди весьма радовались и посылали друг другу подарки по случаю их устранения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

  Распятый за нас Иисус говорил Своим ученикам, что Ему предстоит пострадать и быть убитым. Ученики были потрясены этим. Почти до самых последних дней Его жизни на земле они были уверены в том, что их Учитель вот-вот провозгласит Себя царем и чудесным образом подчинит Себе не только народ израильский, но и все народы и установит царство всеобщего благоденствия… Однако представление о том, что всеобщее счастье может быть достигнуто внешним насилием, — представление чисто человеческое. «Злом нельзя победить зло». Иисус решительно отвергает его. «Отойди от Меня, сатана, — говорит Он спорящему с Ним Петру, — потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». «С этого времени Иисус стал открывать ученикам Своим, что Ему должно много пострадать… и быть убиту и в третий день воскреснуть». То, что говорил о Себе Иисус, исполнилось: Он был схвачен, осужден как еретик за богохульство и распят на кресте. Мы говорим, что Иисус был распят за нас. Это значит, что если бы мы были иными, то Бог, придя на землю, не умер бы на кресте. Если бы мир был другой, без злобы и насилия, то это была бы радость соединения с человеком, соединения неба и земли. А вместо этого произошла трагедия, и Праведник истинный, единственный безгрешный на земле, был пригвожден ко кресту руками грешников.   Христос побеждает смерть Он умер и был погребен. Но на третий день после Его смерти среди учеников разнеслось радостное известие: гроб пуст! Учитель воскрес. Воскресение Христа — самое невероятное событие в истории. Это было настолько потрясающим и неожиданным после ужаса распятия и смерти Учителя, что даже ученики Христа не верили в Его Воскресение, пока каждый из них сам не увидел Воскресшего. Почти все апостолы погибли мученической смертью, но не отказались от своего свидетельства о Воскресении Иисуса Христа. Те, кто отвергает Воскресение Христа, не могут предложить другого удовлетворительного объяснения возникновения христианства. В самом деле, каким образом произошло, что человек, который не занимал никакого положения, проповедовал около трех лет в маленькой римской провинции и был казнен как преступник, совершенно изменил ход мировой истории, стал во главе самой многочисленной среди других религий — Христианской Церкви?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Подумав, что гнев иудеев укротился, когда ненавистный для них Иисус уже распят, Иосиф безбоязненно приходит и вместе с Никодимом совершает великолепное погребение. Оба они не представляли об Нем ничего Божественного, а расположены к Нему только как к человеку, потому что приносят такие благовония, которые преимущественно имели силу надолго сохранять тело и не давать ему скоро предаться тлению. А это показывало, что они не представляли о Нем ничего великого. Однако же они выказывают к Нему великую любовь, потому что погребают не как преступника, но великолепно, по обычаю иудейскому. Время заставляло их спешить. Ибо смерть Иисуса последовала в девятом часу. Потом, покуда они ходили к Пилату и пока снимали тело, естественно наступил уже вечер, когда нельзя было устроять гробницу. Посему они полагают Его в ближайшую гробницу. Ибо «на том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый». Устрояется так, что гроб близко; посему ученики могут прийти и быть зрителями и свидетелями случившегося, могут быть приставлены воины для охранения и будет неуместна речь о похищении. Всего этого не могло бы быть, если бы Иисус погребен был далеко. «Гроб» был «новый, в котором еще никто не был положен». Так устроилось для того, чтобы нельзя было перетолковать воскресения, будто бы воскрес иной, а не Иисус. И иначе. Гроб новый образно показывал то, что чрез гроб Господень будет обновление от смерти и тления, и в нем мы все обновимся. Заметь, прошу тебя, как много обнищал Господь для нас. При жизни Он не имел дома; по смерти не имеет гроба, но полагается в чуждом; Он наг, и одевает Его Иосиф. Иисус и ныне бывает мертв, когда Его умерщвляют люди, делающие насилие, или страстные до приобретений; Он страдает также от голода; бывает также наг, ибо, что ни терпит бедняк, все то терпит Христос. И ты ныне подражай Иосифу, прилагай добро к добру (ибо Иосиф — значит прибавление), одевай наготу Христа, то есть бедняка. Сделай же это не однажды, но положи во гробе души и всегда помни, всегда размышляй и заботься о таких делах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Ладони Иисуса на православном кресте, как правило, открыты. Иисус как-будто принимает мир в свои объятия. На католическом кресте руки Спасителя могут быть сжаты в кулаки. Различается и использование креста: так при погребении православные ставят крест в ногах усопшего, а католики — у изголовья. При этом правило не является обязательным и в основном зависит от местных традиций христиан. На купола (шпили у костелов) католики всегда устанавливают четырехконечный крест, в православии же встречается разная форма крестов. Католический и православный крест – разница существенна? Преподобный Феодор Студит писал «крест всякой формы есть истинный крест». Ни католики, ни православные не придают большого значения форме креста. Католический крест менялся с веками, как и православный. Так до X века Христос изображался на кресте воскресшим и торжествующим, изображение мертвого и страдающего Христа появилось лишь в X веке и чаще встречается у католиков. И в католичестве и в православии встречаются шести и восьмиконечные кресты, это — кресты священноначалия (архиепископские и папские). Главное, что объединяет всех христиан: если раньше крест был орудием пыток и позора, то после крестной жертвы Христа он стал символом победы добра над злом. О необходимости и значении крестного подвига говорил сам Господь: « Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня » (Мф. 10:38). Апостол Павел в послании к Коринфянам также обратился к теме крестной жертвы: « Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость » (1 Кор. 1:17-24).

http://pravmir.ru/chem-otlichayutsya-kat...

Воскресение умерших и изменение живых произойдет во мгновение ока: «вдруг, во мгновение ока при последней трубе, ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» ( 1Кор.15:52 ), т. е все, оставшиеся в живых до пришествия Христова, мгновенно облекутся в нетление, – все, а не одни только верующие. Качества будущих воскресших тел «Тела будут те же самые, – учит православная Церковь , – в которых люди жили в сем мире, как говорит Иов ( Иов.19:25–27 ). Впрочем, это тело, о котором говорим, что оно будет тем же самым, по воскресении сделается нетленным и бессмертным, по сказанию Павла ( 1Кор.15:51–53 ). Еще и то надлежит знать, что всякая душа возвратится в свое тело и тогда вместе с ним получит совершенную и вечную награду по делам своим. Также и тела нечестивых пребудут бессмертны, поскольку вечно будут мучиться». 844 Воскресшие тела по существу своему будут тожественными с настоящими телами, но по своим новым качествам совершенно отличными от них. Так Иисус Христос по Своем воскресении являлся, хотя в том самом теле, которое было распято на кресте, пригвождено и прободено ( Ин.20:27 ; Лк.24:39 ), но только в теле прославленном, духовном. Он учил ( Ин.5:28–29 ), что по гласу Его воскреснут тела те самые, которые преданы земле. О качествах воскресших тел апостол говорит: сеется в тлении, – восстает в нетлении; сеется в уничижении, – восстает в славе; сеется в немощи, – восстает в силе; сеется тело душевное, – восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное... Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие ( 1Кор.15:42–53 ). «Под сеянием же разумеет не зачатие наше в утробе, – объясняет блаженный Феофилакт , – но погребение в земле мертвых тел на тление, т.е. для того, чтобы истлеть. Хорошо также сказал: восстает (γερεται – воскресает), – а не всходит, чтобы ты не посчитал это делом земли. Сеется в уничижении, восстает в славе. Ибо что менее почтенно, чем мертвый? Но воскреснет в славе нетления, хотя и не все получат одну и ту же честь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Само русское наименование Таинства – Крещение подразумевает крестную смерть Спасителя. Ритуал троекратного погружения в воды во имя Отца, и Сына, и Святого Духа знаменует, по учению апостолов, «три дня гроба Господня». Апостол Павел так говорит об этом: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни» ( Рим. 6:3–4 ), и ещё: «Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли» ( Кол. 2:12 ). Господь, крестившись в Иордане, дал нам пример крещения водою, но, по словам святого Иоанна Дамаскина , существует и другое крещение – «крещение кровью и мученичеством, которым ради нас крестился и сам Христос» (Точное изложение православной веры, кн. 4. гл. 9). Поэтому церковное Таинство Крещения, которое мы принимаем, содержит в себе упоминание о двух священных событиях. Оно своими внешними формами повторяет крещение Господа в Иордане, а сокровенная суть Таинства, согласно апостольскому учению, – в распятии со Христом нашего «ветхого человека», смерть для греха и жизнь для Бога во Христе. Поэтому объединение двух иконографических сюжетов Богоявления и Распятия на нагрудном кресте, дающемся нам при совершении Крещения, наглядно позволяет понять глубинную суть самого Таинства Крещения «во оставление грехов и в жизнь вечную». Крест «Санкт-Петербургский» Серебряный с позолотой нагрудный крест посвящён Санкт-Петербургу и сделан в ознаменование его 300-летия. Этой работой мы хотели напомнить, что Санкт-Петербург, несмотря на всё своеобразие, является русским, православным городом. Он был основан как столица православной державы и имеет духовную преемственность со всей предшествующей культурой и сакральной историей России и её крестной матери Византии. Главным качеством строящейся столицы считалось не её внешнее великолепие, а её святость. В гимнографии этого периода Петербург сравнивается с кораблём апостола Петра, т.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово " Пасха " пришло к нам из греческого языка и означает " прехождение " , " избавление " . В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы. Главы из Закона Божия: От Пасхи до Троицы: Пасхальные Богослужения, обычаи и трапезы: Проповеди: Книги, рассказы, статьи: События, новости, интервью: Слова патриарха на Пасху: Ссылки: Видеосюжеты и фильмы о Пасхе: Пасха - воскресение Господа нашего Иисуса Христа Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, современная икона Этот величайший праздник стоит особняком в ряду православных праздников. У него есть очень точное народное название - " праздников Праздник " . На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье несколько женщин (Мария, Саломия, Иоанна...) пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел Господень. Вид Его был как молния, и одежда Его бела как снег. Устрашившись Ангела, женщины пришли в трепет. Ангел же сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить Апостолам об увиденном. «И се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Меня». И как некогда, Воскресшего увидели Его ученики. В светлый праздник Пасхи Церковь призывает верующих «очистить чувства и увидеть Христа, сияющего непреступным светом воскресения, и, воспевая победную песнь, услышать ясно от Него: «Радуйтесь!»

http://zavet.ru/k/px/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010