Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Осторожный и недоверчивый, Пилат относится к типу тех правителей, которые силою покоряют и силою удерживают чужое. Он не мог поверить на слово даже такому человеку, каким был благообразный Иосиф. А может быть, действительно, трудно было поверить, что уже испустил дух на Кресте Тот, Кого он только прошлою ночью осудил на распятие. Еще Пилат показывает себя верным представителем официальной римской формалистики: он более верит сотнику, который по долгу службы несет стражу на Голгофе, чем знаменитому старейшине народному. Только когда сотник " официально " подтвердил показание Иосифа, Пилат исполнил желание того. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Другой Евангелист говорит, что сие был гроб самого Иосифа - и положил его в новом своем гробе (Мф.27:60), в котором еще никто не был положен (Ин.19:41), да сбудется реченное пророком Исаией: Он погребен у богатого (53:9). Когда мы распнем наш ум миру и погребем его в обновленном сердце, как в новом гробе, ум наш оживет и воскресит всего нашего внутреннего человека. Новый гроб, и при том запечатанный, тяжелый камень, приваленный к двери гроба (Дверь упоминается потому, что гроб был вытесан в самой скале; поэтому в него не спускались, но входили, как в комнату. Такими были гробы правителей в Египте, такими - и обычные гробы в Палестине того времени), стража у гроба - что все это означает? Все сии суть меры предосторожности, по мудрости Промысла Божия, дабы ими чрез века заградить уста всех неверных, кои старались бы доказать, будто Христос или не умер, или не воскрес, или же тело Его было украдено. Если бы Иосиф не испросил мертвого тела у Пилата; если бы смерть Христова не была официально подтверждена сотником, начальником стражи; если бы тело не было погребено и запечатано в присутствии друзей и врагов Христовых; тогда сказали бы, что Христос на самом деле не умер, но только лишился чувств, а затем пришел в сознание. (Как в новейшее время утверждал Шлейермахер и некоторые другие протестанты). Если бы гроб не был закрыт тяжелым камнем и запечатан, если бы его не охраняла стража, то сказали бы, что Христос, действительно, умер и был погребен, но ученики украли Его из гроба. А если бы гроб сей не был совсем новым, сказали бы, что воскрес не Христос, но какой-нибудь другой мертвец, ранее там похороненный. И таким образом все меры предосторожности, употребленные иудеями, чтобы задушить истину, послужили, по Божию Промыслу, к утверждению истины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Где-то здесь стоял и гонитель христиан юноша Савл со скинутой к его ногам одеждой мученика. Будущий великий апостол языков Павел тогда с одобрением взирал на убиение Стефана... Здесь летели смертоносные камни. Я склоняюсь к земле, собираю камни и беру землю, чтобы привезти святыни домой и понемногу раздать всем своим прихожанам. А еще чтобы передать их своему младшему сыну Стефану. Здесь я особо молился о нем. С Елеонской горы мы уже спустились. По другую сторону от нее видна Храмовая гора, или гора Мориа. А между ними — долина Иосафата, или иначе Кедронская долина. Поток Кедрон уже давно иссох. Долина Иосафата опоясывает древний Иерусалим с севера и востока. На юге она переходит в долину Енномову. Эта долина связана со многими библейскими событиями. По ней в Великий Четверг Господь шел с учениками из Сионской горницы, где была совершена Тайная вечеря, в Гефсиманский сад. Эта долина имеет и свою древнюю историю. Если идти от церкви святого Стефана Первомученика, то первым встречается каменный куб, пустой изнутри, вырубленный из скалы с воронкообразной крышей. Это столп Авессалома, мятежного сына царя Давида. Авессалом еще при жизни своей взял и поставил себе памятник в царской долине; ибо сказал он: нет у меня сына, чтобы сохранилась память имени моего. И назвал памятник именем своим. И называется он «памятник Авессалома» до сего дня (2 Цар. 18: 18). Так и стоит он вот уже три тысячи лет. Далее целый лабиринт еврейских могил, и среди них гробница царя Иудейского Иосафата, от которой и долина получила свое название. И почил Иосафат с отцами своими, и был погребен с отцами своими в городе Давида, отца своего (3 Цар. 22: 50). В этой же скале несколько далее — гробница святого Иакова. Из пещеры на дорогу выходит портик на двух колоннах и двух полупилястрах. В этой пещере, по преданию, укрывались апостолы во время суда и распятия Христа. Здесь, будучи сброшен с кровли Иерусалимского храма, был погребен погибший мученически за Христа святой Иаков, брат Господень и первый епископ Иерусалима. А далее, совсем рядом, четырехугольный памятник с пирамидальной крышей. Это гробница праведного Захарии, отца Иоанна Крестителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Отрок Ягве осужден, отторгнут от земли живых, убит. За что? За преступления народа моего претерпел казнь – восклицает пророк. Смерть Его искупительная. Св. Кирилл Александрийский : «Но если бы кто-нибудь сказал против этого: Как не знавший греха подвергся смертному приговору и со беззаконными вменися? Ибо Он осужден как грешник; – то Бог Отец как бы отвечает и говорит на это: ради беззаконий людей моих ведеся на смерть». А это, в свою очередь, св. Кирилл объясняет двояко. Во-первых, Христос «умер для того, чтобы уничтожить грех живущих на земле», во-вторых же, это произошло на практике по причине беззаконий иудеев, приведших их к жестокости, распростершейся даже на невинного, но обличавшего их Иисуса. Убит Отрок Ягве. И теперь Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого. И произошло это так потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Вместе с разбойниками злодеями сбросили бы Христа с креста и убрали с глаз долой. Но случилось иначе – пришел богатый человек из Аримафеи именем Иосиф, получил разрешение на погребение Иисуса и положил Его в новом своем гробе, который высек он в скале ( Мф. 27:57–61 ). Так благочестно совершилось погребение Поруганного и Оплеванного, распятого Иисуса. Так должно было быть по пророчеству Исаии об Отроке Ягве. Так исповедует православная церковь : «... и страдавша, и погребенна». Смерть Иисус претерпел за преступления народа, а за собственную невинность, за то, что не сделал греха при жизни и не было лжи в устах Его, когда умирал, за это Он погребен у богатого Иосифа, а не в гробе со злодеями. Один батюшка связанный стоял перед грабителем, приставившим нож к его горлу. В тот момент он думал не о том, как, ловко солгав, избавиться от смерти, а о том, как бы не обмануть разбойника, чтобы не с ложью в устах своих перейти в иную жизнь. Текст LXX дает несколько иное значение, чем еврейский масоретский. Приведем его в славянском переводе: И дам лукавыя вместо погребения его, и богатыя вместо смерти его: яко беззакония не сотвори,

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И смотри: он нигде не касается добрых дел их, но тех, которые достойны осуждения. Именно, то самое, чего они просили (убить Христа) и получили, служит к величайшему их осуждению. Потом исчисляет благодеяния Божии. Избрал, возвысил, питал — эти похвалы относятся не к ним, но к Богу. Восхваляет только Давида, потому что от него — Христос. Явлением, о котором он говорит в словах: перед самым явлением Его, Иоанн (Креститель) называет воплощение Христово, явление Его во плоти. Подобным образом и Иоанн евангелист часто указывает на него, — потому что имя его было славно по всей вселенной. И смотри: (писатель) не говорит о том от себя, но приводит самое свидетельство его. 3. Видишь ли, как тщательно он показал настоящее дело домостроительства? Но послушаем, что внушали апостолы, говоря, что (Христос) был распят. Что невероятнее того, что Он погребен теми, которым обещал спасение, что будучи погребен Он отпускает грехи, и притом более закона? Потому (Павел) и не сказал: в чем вы не хотели, но: « и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий », показывая тем бессилие закона. Прекрасно он прибавил: « всякий », чтобы показать, что (оправдывается) всякий, кто только верует. Во всем том не было бы никакой пользы, если бы не было какого–либо благодеяния. Потому он и говорит наконец о « прощении » (грехов), выводя из предыдущего важнейшее и показывая, что чего не в состоянии был сделать закон, то совершившим своею смертью является Пострадавший. Итак, он хорошо сказал: « свидетели Его перед народом », т. е. к убившим Его; но они не были бы свидетелями, если бы не были укрепляемы божественною силою, не свидетельствовали бы этого пред людьми, готовыми на убийство пред самими убийцами. Слова: « Я ныне родил Тебя » он привел, имея в виду то, что за ними следует (Пс. 2:7). Но почему он не присовокупил свидетельства, из которого они должны были убедиться, что отпущение (грехов) совершается чрез Христа? Потому что он хотел наперед доказать, что (Христос) воскрес; а как скоро это будет принято, то отсюда уже становится несомненным и то, что отпущение грехов совершается чрез Него.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

После погребения Спасителя скорбь Его учеников была очень велика. От горя они забыли все слова своего Учителя о воскресении. Особенно тяготило их то, что они не смогли подготовить Тело своего любимого Учителя для погребения так, как полагалось по иудейским обычаям. В субботу вечером женщины — ученицы Христовы — пошли в город и купили ароматические вещества. Утром они решили пойти ко гробу и помазать благовониями мертвое Тело Господа. В сумерках раннего утра жены-мироносицы с принесенными ароматами пришли к гробовой пещере. Они беспокоились: Кто отвалит нам камень от дверей гроба? (Мк. 16, 3). Когда пришли на место, и, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен (Мк. 16, 4–6). Через жен-мироносиц Ангел возвестил ученикам о Воскресении Господа. Несколько позднее Воскресший Иисус Христос явился Марии Магдалине и другим женам-мироносицам. На иконе эти женщины изображаются у гроба, где перед ними — лежащие погребальные пелены и Ангел, который возвещает о Воскресении. Видим мы и Самого Спасителя, о Котором говорит Ангел. Скоро Его увидят и сами жены-мироносицы. Конечно, само явление Ангела происходило внутри гробовой пещеры, рядом с которой он и изображен. На обычной картине, где нарисована скала, в которой находилась гробница Христова, мы не увидели бы ни Ангела, ни этих женщин. Но задача иконы — рассказать о многом и приобщить нас к тому событию, свидетелями которого стали жены-мироносицы. Поэтому изображение учениц Христовых вынесено из помещения самой гробницы и обращено к молящемуся. Иерусалим изображен вдали, на заднем плане иконы, так как Голгофа и Гроб Господень находились вне стен города.   47. Икона уверения апостола Фомы После Своего явления женам-мироносицам, в тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа (Ин. 20, 19–20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Мы спогреблись с Ним Крещением в смерть. Святой апостол указывает и на внешнее священнодействие Крещения, на троекратное погружение в воду и на духовную силу Крещения. „И мы должны умереть, как Он, т.е. Господь Иисус Христос, умер, говорит святой Златоуст, объясняя слова апостола. Ибо Крещение есть крест, Чем для Христа был крест и гроб, тем для нас стало Крещение, хотя и в другом отношении. Христос умер и погребен плотию, а в нас умер и погребен грех . Зато это спогребение наше со Христом ведет нас к новой духовной жизни во Христе, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни, говорит апостол. Этими словами, замечает Златоуст, апостол требует от нас, чтобы мы в ожидании будущего воскресения из мертвых воскресли иным образом, именно, чтобы мы, изменив прежние нравы, стали следовать новым правилам. Если блудник делается целомудренным, сребролюбец – нищелюбивым, жестокосердный кротким, то еще здесь в человеке совершается воскресение, – воскресение в том смысле, что грех умерщвлен, а праведность воскресла, ветхая жизнь упразднилась, а начата жизнь новая, ангельская“. Ибо если мы соединены с Ним, т. е. Иисусом Христом, подобием смерти, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху. Ибо кто умер, тот свободен от греха ( Рим. 6:5–7 ). Апостол разумеет здесь два умерщвления и две смерти, говорит Златоуст в объяснение этих слов: одно совершается Христом в Крещении, а другое обязаны совершать мы сами, после Крещения, нашею рачительностию. Что в Крещении погребены наши грехи – это есть дар Христов; а чтобы нам пребыть после Крещения мертвыми для греха, это должно быть делом собственного нашего рачения, хотя и в этом подвиге всего более помогает нам Бог . Как умерший свободен от возможности грешить уже тем самым, что лежит мертв, так и вышедший из купели. Как скоро однажды там умер, должен навсегда оставаться мертвым для греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Раскаяние – вот к чему должны вести укоры совести, а не к погибельному отчаянию. На деньги крови первосвященники купили землю для погребения странников. «И называется земля та землею крови до сегодня», – замечает евангелист. Дальше говорится о суде Иисуса перед Пилатом с некоторыми новыми подробностями, которые и необходимо заметить. Пилат знал, что Иисус предан и приведен на суд не за вину и преступление, а собственно из зависти. Когда он сидел на судейском месте, жена предупреждала его: «не делай ничего этому праведнику, потому что я ныне во сне много пострадала за Него». Значит, кроме собственного убеждения в безусловной невинности Иисуса, он имел свидетельство о том же от лица, которому не мог не верить, и это лицо прямо называет обвиняемого праведником. Народ, так неистово требовавший свободы Вараввы и смерти Иисусу, действовал не сам по себе, а был научен первосвященниками и старейшинами. И это погибельное влияние на настроение массы вполне выразилось в окончательных действиях судьбища. «Говорят ему (Пилату) все: да будет распят (Иисус)». «Да какое же зло сделал Он?» – спрашивает правитель. Но они еще сильнее кричали: «да будет распят». Ни одного обвиняющего голоса из всей массы! Одни вопли: смерть ему! За что? Почему? Народ и сам не знает, так велено кричать, так кричат первосвященники и старейшины, влиянию которых, по старым преданиям, все еще подчинялся народ, –и он кричит; и он заходит дальше, чем как, по всей вероятности, хотели возбудители: он берет на себя и даже на детей своих кровь невинной жертвы. Не так ли и всегда действует раз возбужденная масса? Не идет ли она всегда дальше цели, какую предполагали возбудители? Грозный урок для всех, которые решаются прибегать к этому роковому средству, и притом урок, не раз повторявшийся в жизни народов! Пилат, по собственному сознанию, имевший власть отпустить Иисуса, по обыкновению человеческому решился взвалить свою вину на других и для этого прибег к очень жалкому средству. Там, между кочевыми племенами, был следующий обычай, имевший даже силу закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Но в Божией церкви еще не возвещена радость о воскресении распятого и погребенного. Середи ее стоит плащаница; первый псалом ее, после обыкновенного начала, пятидесятый, первые песни ее – тот же канон: «Волною морскою» и пр., который пелся и вчера на утрени. Значит, первые минуты пасхальной полуночи посвящены воспоминанию пребывания Господа Иисуса во гробе. С окончанием канона, трисвятое, вчерашний же тропарь «Егда снисшел еси к смерти» и пр., краткая ектения, и отпуск. Этим оканчивается воспоминание страшных событий. Вслед за этим священнослужители относят плащаницу в алтарь, где и возлагают на престоле. И вот, при заключенных царских дверях, священнослужители в алтаре начинают петь воскресшему: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». С этой песней они выходят из алтаря северными 274 дверьми, потому что до чудного «Христос воскресе» двери царские еще заключены, и со всем народом идут кругом церкви. В некоторых местах кругом церкви обходят однажды, в других, как например, в древнейших обителях, трижды. В уставе нет прямого указания на это, и потому то и другое может быть допущено. Но прежде, чем рассматривать пасхальную утреню, считаю необходимым остановиться несколько на самом событии воскресения и ближайших последствиях его. Вот как совершилось оно, по рассказу евангелиста Матфея. «И вот сделалось великое землетрясение, ибо ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от дверей гроба, и сидел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Устрашась Его, стрегущие пришли в трепет, и стали, как мертвые. Ангел же, обратив речь к женщинам (Марии Магдалине и другой Марии, пришедшим посмотреть гроб) сказал: не бойтесь, знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Нет Его здесь; Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» ( Мф. 28:1–6 ). Ближайшими последствиями воскресения были явления воскресшего Господа, о которых так говорит евангелист Марк: «Воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, после сего явился двум из учеников на дороге, когда они шли в селение, наконец явился всем одиннадцати, возлежавшим на вечери» ( Мк. 16:9, 12, 14 ). Естествен вопрос: как приняты были эти явления?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Эти слова стали завещанием, которое Христос, покидая мир, оставил всем будущим поколениям Своих учеников. Страдания, смерть и погребение Иисус многократно предсказывал Свою смерть. Он знал, что пришел в этот мир, чтобы «отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ). На смерть Он шел, повинуясь воле Своего Отца. По-человечески Иисус боялся смерти. В ночь перед арестом Он говорил ученикам: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Обращаясь к Отцу, Он молился: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» ( Мф.26:38–39 ). При этом «был пот Его, как капли крови, падающие на землю» ( Лк.22:44 ). В то же время, зная о неизбежности смерти, Он безропотно принял волю Отца. Послушание Отцу было у Него абсолютным: Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:8 ). Камень Моления о Чаше в Гефсиманском саду Поцелуй Иуды. Барельеф. Кафедральный собор св. Петра. Германия, Бремен. 14 век Иисус был осужден на смерть иудейским Синедрионом 39 и распят по приговору римского префекта Понтия Пилата 40 . На суде Он не искал оправдания, молчаливо сносил обвинения и насмешки, был подвергнут издевательствам и бичеванию. Иисус был распят на кресте. Умирал Он в тяжких мучениях. Когда римские воины прибивали Его к кресту, Он молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). На кресте Он взывал к Своему Отцу: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ). Несение креста. Эль Греко. Испания. 1577 г. Распятие. Икона. Россия. 15 век Церковь верит, что Иисус ни на мгновенье не был оставлен Богом Отцом, но, чтобы спасти людей, Он должен был испытать тяжкие страдания – не только физические, но и душевные. Иисус добровольно принял на Себя чашу страданий и должен испить ее до дна. А дном человеческого страдания и самым сильным испытанием, которое может выпасть на долю человека, является богооставленность – молчание Бога, Его кажущееся отсутствие. В страданиях Иисуса на кресте в наивысшей мере проявилась Его солидарность со всеми страдающими – в том числе теми, кто, страдая, сомневается в присутствии Бога, жалуется на Бога, ропщет и унывает. Иисус не жалуется и не ропщет, Он не сомневается и не колеблется, но ощущаемая Им непереносимая физическая боль помножена на ту нравственную муку, которую Он испытывает как Человек, оставшийся наедине с ужасом предсмертной агонии. Он не был покинут Богом, но Ему надлежало пройти через опыт богооставленности, потому что Он «должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» ( Евр.2:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

А у Христа — все напротив. Пред крестной смертью Его обстоятельства были печальны; Иуда предавал, Петр отрицался, прочие ученики обратились в бегство, Он один оставался среди врагов; многие веровавшие в Него возвращались вспять. Но после Его страданий и смерти, дабы ты знал, что Распятый был не простой человек, обстоятельства становятся блистательнейшими, славнейшими и превосходнейшими. До распятия Христова верховный из апостолов не перенес угрозы привратницы, но после такой тайной вечери отвечал, что он не знает (Иисуса), а после распятия он же прошел (с проповедию) вселенную; с того времени бесчисленные сонмы мучеников были умерщвлены, решившись лучше умереть, нежели сказать то, что сказал верховный из апостолов, убоявшись угрозы одной привратницы. С того времени все страны, и города и пустыни, места обитаемые и необитаемые, оглашаются прославлением Распятого; цари, военачальники, градоначальники и судии, рабы и свободные, простолюдины, мудрые и немудрые, варвары и различные племена человеческие, населяющие всю подсолнечную землю, призывают Имя Его и поклоняются Ему, дабы ты знал, что значит: « и покой его будет слава ». Самое место, где было погребено тело Распятого, малое и весьма тесное, сделалось блистательнее множества царских чертогов и досточтимее самих царей. « И покой его будет слава ». Особенно удивительно то, что не только с Ним, но и с учениками Его произошло то же самое. При жизни их брали и водили, подвергая поношению, заключению в оковы и другим бесчисленным мучениям: а по смерти они стали досточтимее самих царей. Каким образом? Это можешь усмотреть из следующего. В царствующем городе Риме, оставив все, прибегают к гробницам рыбаря и скинотворца, и цари, и правители, и военачальники; и в Константинополе облеченные диадимами признали любимым местом для погребения тел их не близ самых апостолов, но в преддверии вне храмов их, и таким образом цари сделались привратниками рыбарей; и такое погребение вменяют себе не в бесчестие, но в прославление, не только сами цари, но и потомки их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010