Распятие. Смерть и погребение Господа (см.: Мф 27, 31–54; Мк 15, 20–39; Лк 23, 26-49; Ин 19, 16-30)      Сразу после этого воины повели Господа за городские ворота. Казнь должна была пройти на Голгофе, пустынном круглом холме, по форме и получившем свое название (слово голгофа по-еврейски значит череп, голова ); обычно это название переводится как лобное место . По другой версии гора получила свое название из-за черепов казненных, остававшихся на горе без погребения. Обычно сами ведомые на распятие несли орудия казни. Нес Крест и Господь Иисус Христос. Однако, поскольку Спаситель лишился сил из-за побоев, воины, как только вышли за город, заставили одного селянина, возвращавшегося с поля, по имени Симон, нести Крест Христов. Симон несет крест Христов      На месте казни Иисусу Христу дали одурманивающую смесь вина со смирной, но Господь от напитка отказался. Когда Господа пригвождали ко Кресту, Он молился за распинающих Его: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Вместе со Христом распяли двух разбойников: одного — по правую, а другого — по левую сторону от Него. Четыре воина, совершающих казнь, поделили между собой одежды Господа. Хитон (сорочка) Иисуса был не сшитый, а целиком тканый. Воины бросили жребий, кому он достанется. Над головой у Распятого, где обычно писалась вина казнимого, Пилат приказал прибить табличку с надписью на трех языках — еврейском, греческом и по-латыни: Сей есть Царь Иудейский. Воины мечут жребий о ризах Господних. Монастырь Дионисиат, Афон      Голгофа была недалеко от города, и люди приходили посмотреть на казнь. Многие злословили: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого ; если Ты Сын Божий, сойди с креста». Смеялись над Христом и первосвященники с книжниками, старейшинами и фарисеями: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него». Поносили Христа и распятые с Ним разбойники. У креста стояли Пресвятая Богородица и Ее родственница, Мария Клеопова, апостол Иоанн Зеведеев и Мария Магдалина. Скорбела Матерь Божия о распятом Сыне. Сбылось пророчество праведного Симеона: Тебе Самой душу пройдет оружие. Между тем Господь, увидев Свою Мать и ученика, которого Он любил, сказал, обращаясь к Богородице: Се, сын Твой. Потом — апостолу Иоанну: Се, Матерь твоя!

http://pravoslavie.ru/104421.html

«Справедливо прославлять Тебя, подателя жизни, простершего руки на кресте, и уничтожившего могущество врага». (Ст. 74) «Боящиеся Тебя увидят меня и возрадуются, что я уповаю на слово Твое. Спаситель! Содрогнулась земля и солнце скрылось, когда Ты, Христос, безвечерний свет плотию зашел во гроб». (Ст. 131) «Отверзаю уста, ища прохлады, ибо заповедей Твоих жажду. Христе! все верные прославляем мы сегодня песнями Твое распятие и погребение, избавившись смерти чрез Твое погребение». (Слава-троичен). «Безначальный Боже, соприсносущное Слово и святый Душе! Укрепи державу православного императора на вооружающихся (против него), потому что Ты милостив». (И ныне). «Родившая жизнь, всенепорочная чистая Дева! Прекрати соблазны церковные и даруй мир, потому что Ты милостива». Затем повторяется первый припев (второй статьи), малая ектения и статия третья. «Все поколения воспевают погребение Твое, Христе мой!» (Ст. 134) «Избавь меня от угнетения человеческого, и буду хранить повеления Твои. Приди все созданное, надгробные песни принесем Создателю». (Ст. 142) «Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина. По Соломону, ров бездонный уста беззаконных фарисеев». (176) «Я заблудился, как овца потерянная; взыщи раба Твоего, ибо я не забыл заповедей Твоих. Даруй восстанием Твоим мир Церкви и спасение Твоему народу». Канон Великой Субботы По окончании третьей статии известные дамаскиновы тропари: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившаяся» и пр. Канон великой субботы так выходит из разряда обыкновенных церковных песнопений, что трудно найти православного, который не знал бы хотя некоторых ирмосов его. Не только мысль и дух, которыми проникнут весь этот канон, самый напев ирмосов с неодолимой силой действуют на душу. «Волною морскою скрывшего древле», – чье сердце не потрясалось до самого основания при одних звуках этой песни? Вот почему я решился выписать здесь все ирмосы, и хотя по нескольку тропарей из каждой песни. Прежде всего, нужно заметить, что в составлении его участвовали три лица. Сначала был четверопеснец (6, 7, 8 и 9 песни), написанный Косьмой Маюмским. Потом царь Лев Премудрый, для чести этого дня, поручил Марку, епископу Идрунскому, написать тропари и для первых четырех песней; ирмосы же для этих песней были еще прежде составлены одной инокиней по имени Кассией. Так и составился полный канон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Симмах говорит: ради без­законий людей Моих. 9-12. И дам злейших вместо погребения Его, и богатыя вместо смерти Его (русский перевод: Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого ). Этими словами пророк обозначает опусто­шение города, который справедливо был разрушен римлянами. Бог предал его вместо погребения Его. Вместо погребения кого, иудеи? За чью смерть? Ездра, Зоровавель, Иисус, Иоседек и другие равные им умерли и были погребены; и ты не можешь говорить, что город разрушен ради погребения и смерти их. Справедливо сказал пророк: дам злейших; нет ничего злее народа иудейского. Вместо погребения Его, – так как они по при­чине погребения достойны были великих наказаний, не потому, что Он был погребен, но потому, что они не желали и не позволяли Его погребения. Если бы не случилось ничего иного, то только ради погребения Его они не были достойны прощения. Их осудил не только крест, но и погребение, хотя сам крест был достаточен для их осуждения. Если бы не случи­лось никакого иного чуда, то только исповедание разбойника могло побудить их к раскаянию. Впрочем, может быть, они скажут, что они не слышали такого исповедания и не видели последних чудес? Но умирающий возопив громким голосом, испустил дух (Мф.27:50). Не так ведут себя прочие, ко­торые близки к смерти: их сила оставляет их мало-помалу, потом исходит дух, так что они не знают наперед конца жизни. Может быть (иудеи) скажут: мы не слышали даже го­лоса. Почему же они опускают разодранную завесу, распавшиеся скалы, землетрясение и помраченные лучи солнца? Но тогда, скажут, Он был еще жив. Если бы ты видел кого-либо по смерти творящим таковое, то не поразился ли бы ты удивле­нием и вместе страхом? Но разве ты, иудей, сам не просил судью, чтобы поставил воинов для бдительной охраны? Ведь, ты сам оградил стражами умершего, – скажи же теперь свое мнение. Не было никого из учеников, никакого евангелиста; ты сам, иудей, своею рукою запечатал гроб, сам поставил стражей, которые не благоволили к Нему, но были противни­ками и неверующими, которые не видели чудес и не знали пророков. Если же Он убедил разбойника, то тем более мог убедить вас, у которых были в руках пророчества. Если Он привлек к Себе воинов, то тем более мог при­влечь к Себе вас, всегда слушающих Моисеевы законы. Но скажи: разве вы не видели никакого чуда во время распятия? Разве мало того, что уверовал разбойник? Воины били себя в грудь, сотник был удивлен. Но однако они, иудей, отвергли все таковое. Дам злейших вместо погребения Его, – не только по­тому, что они убили, но и потому, что, хотя они могли уразу­меть все эти чудеса, они не захотели. Он погребен у богатого . Пророк называет их (иудеев) богатыми, потому что в то время они были богаче прочих людей, по причине великого обилия плодов; кроме того, они были богаты духовно, прежде чем совершили зло, потому что Бог имел о них большее попечение, чем о прочих.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие» ( Мф. 27:31 ). На Господа возложили крест, на котором хотели распять Его, – так было принято, что всякий осужденный сам должен был нести крест свой, или его верхнюю перекладину, к месту казни. Христа привели к Голгофе – невысокому холму вне стен Иерусалима. По преданию, здесь был погребен прародитель Адам, непослушанием которого человечество лишилось Рая. Здесь же послушанием Нового Адама надлежало совершиться спасению людей. Спасителю перед казнью предложили выпить вино, смешанное со смолой, – напиток едкий и горький, одурманивающий и притупляющий чувства. Его подавали осужденным на распятие, чтобы смягчить мучительность страданий, но Господь отказался от этого. Распятие Распятие – по свидетельству древних, ужаснейшая из казней и, вместе, казнь позорная. На нее осуждались самые тяжкие преступники. Страдания распинаемого были велики и невероятно мучительны. Гвозди, причем граненые, с зазубринами, вбивались в область запястья. Они пронзали нервные узлы, одно прикосновение к которым – страшнейшая боль. Пригвожденные руки оказывались на кресте выше уровня плеч, и тяжесть верхней половины тела приходилась на грудь. Кровь устремлялась туда и застаивалась в мышцах грудного пояса. Постепенно мышцы начинала сводить судорога, грудная клетка сдавливалась – распятого мучило удушье. Дышать было возможно только опираясь на ноги, также пробитые гвоздями. Хотя руки и ноги дополнительно привязывались, раны от гвоздей раздирались все больше, а каждое движение отзывалось ужаснейшей болью. Мышцы деревенели, от кровоточащих язв в теле распространялся жар, невыносимая жажда мучила распятого. Смертельные страдания иногда длились до трех суток и более. Можно ли перечесть все муки, которые испытывал медленно умирающий на кресте? На эту казнь и предали Господа Иисуса Христа. Его распяли вместе с двумя разбойниками, кресты которых поставили по обе стороны Креста Спасителя. Но в этот страшный момент, когда пригвождали Господа ко Кресту, из уст Его исходят слова удивительной силы и смысла: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк. 23:34 ). Оказывается, в душе Спасителя нет ни капли ропота или протеста, в ней совершенно нет смущения или малодушия. В этот миг, когда злорадство врагов добра и правды достигает предела, когда злодеи, торжествуя, открыто смеются: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с Креста, и уверуем в Него» ( Мф. 27:42 ), – Сам Господь по-прежнему пребывает на небесной высоте смирения, хранит неизреченную любовь к врагам.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Не все, правда, согласны с этим преданием, и среди них – блаженный Иероним , объясняющий и название «Лобное», и высший смысл Распятия Господа именно на Голгофе по-другому. «Я слышал, – сигнализирует он, – что некто объяснял, будто лобное место есть то, на котором был погребен Адам, и оно названо так потому, что там скрыт череп древнего [первого] человека, и будто бы в связи с этим стоит изречение апостола: Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос. Благоприятное толкование и ласкающее слух народа, но неверное. В действительности же вне города, за воротами находятся места, где отсекаются головы осужденных, и эти места получили название лобное, то есть место обезглавленных. Господь распят там ради того, чтобы воздвиглось знамя мученичества там, где было поле осужденных и, как ради нас Он сделался проклятием крестным, был бичуем и распят, так и для спасения всех Он, как будто злодей, распят между злодеями» с. 259]. А иные и вовсе соотносят название «Лобное место» с тем, что оно было похоже на залысину. Впрочем, все три толкования могут быть сведены воедино . XXII. 1) В догматическом плане черная тьма, проглядывающая сквозь трещину и пролом, символизирует ад (см. по этому поводу статью: Рай и ад: два места или два состояния? ). Тем, что пролом обозначен под поверхностью горы, проповедуется учение о том, что ад располагается в потаенных глубинах земли. Это учение – Богооткровенное. Так, патриарх Иаков, охваченный скорбью из-за утраты любимого сына Иосифа, думая, что тот мертв, произнёс: «с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» ( Быт.37:35 ). Равно и Моисей, возвещая близость наказания возглавляемых Кореем бунтовщиков, обозначил ад, как место, расположенное в недрах земли: «...если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их [и домы их и шатры их] и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю (во ад), то знайте, что люди сии презрели Господа...» ( Числ. 16:30 ). Доказательством истинности слов Моисея стало исполнение этого грозного провозвестия: «Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю (во ад), и покрыла их земля, и погибли они из среды общества» ( Числ. 16:31–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Погребение. Стража у гроба (см.: Мф 27, 55–66; Мк 15, 40–47; Лк 23, 50–56; Ин 19, 31–42)      Приближался вечер накануне субботы. Иудеи, не желая, чтобы мертвые тела оставались на крестах в субботу в пасхальный день, попросили у Пилата разрешения перебить распятым голени и тем самым завершить казнь, чтобы снять их тела. Воины, получив приказ, у первого разбойника перебили голени и у второго, но у Иисуса Христа (Которого увидели уже умершим) не перебили голеней: один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. Так осуществился древний прообраз пасхального агнца — Писание предписывало не сокрушать его костей. Иосиф Аримафейский просит у Пилата тело Христа. Монастырь Дионисиат, Афон      Когда же настал вечер, пришел богатый человек из города Аримафеи, по имени Иосиф, который учился у Иисуса. Он пришел к Пилату и попросил разрешения взять тело Иисуса Христа. Пилат разрешил, и Иосиф взял тело своего Учителя. Вместе с ним был и Никодим (приходивший прежде ко Господу ночью) — он принес благовонный состав из смирны и алоя, литр около ста ( литра — мера веса около трехсот граммов). Иосиф с Никодимом обвили тело Христово чистой плащаницей с благовониями. Недалеко от Голгофы находился сад и в саду — новая гробовая пещера, принадлежавшая Иосифу, в которой еще никто не лежал. В том гробе и погребли Иисуса, привалив большой камень ко входу. Стража у гроба Господня. Монастырь Дионисиат, Афон      На другой день, несмотря на праздник и субботний покой, первосвященники и фарисеи собрались к Пилату. Они сказали ему: «Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот еще будучи в живых сказал, что после трех дней воскреснет. Прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого». Пилат сказал им: Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. И первосвященники с фарисеями приставили ко входу в гроб воинов из храмовой стражи и опечатали камень. 16 июня 2017 г. скрыть способы оплаты Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/104466.html

Пасхальное послание Феофила III, Патриарха святого града Иерусалима и всей Палестины Фото http://www.jerusalem-patriarchate.info Божией милостью Патриарх святого града Иерусалима и всей Палестины всей полноте Церкви благодать, и милость, и мир от всесвятого и живоносного Гроба воскресшего Христа. «Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Мк. 16: 6). Жены-мироносицы, весьма рано в первый день недели во дни игемона Понтия Пилата придя на гроб сей, где мы ныне совершаем Пасхальную Божественную литургию, помазать погребенного в нем Иисуса Назарянина, распятого, узрели видение сверхъестественное и услышали странные, но истинные слова. Они увидели, что дверный камень отвален от запечатанного гроба и передвинут, стража поражена слепотой, а ангел в блистающих одеждах, сидящий на камне, говорит им: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Μк. 16: 6–7), «скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых» (Μф. 28: 7). И в самом деле, эти жены-мироносицы, которые прежде миро слезами растворяли, услышали благовестие радости и стали, благодаря видению, благовестницами неизреченного таинства любви, человеколюбия и силы Божией, тайны воскресения Его Единородного Сына, плоть от Духа Святаго и Марии Девы восприявшего и во плоти Своей смерть крестную претерпевшего, в новом гробе сем погребенного и из мертвых воскресшего. Сын Божий Единородный через крест сошел в ад и силой Отца Своего и Своей собственной Божественной всекрепкой силой победил смерть, попрал противные силы; истления во гробе не знало Его пречистое тело, но воскрес из мертвых во плоти и всеродного Адама совоскресил с Собой. Нас совоскресил, нас исправил, нас прославил, нас возвысил, нас возвел в древнюю, первосотворенную красоту. Благодаря этой силе, которую привил нашему человеческому естеству вочеловечившийся, и распятый, и воскресший из мертвых Господь наш Иисус Христос, отныне человек становится страшен и диаволу, и смерти. Уже начиная с века сего, человек живет воскресшей жизнью, жизнью восьмого дня, жизнью, в которой попирает змия и скорпионов, выдерживает и ни во что ставит мучительную смерть, сораспинается Распявшемуся ради него и в радости и ликовании всегда терпит, всегда предается на смерть, чтобы приобрести вечную жизнь, чтобы вечно жить вместе с воскресшим Иисусом Христом.

http://pravoslavie.ru/30118.html

Учение Спасителя о Крещении как соумирании и совоскресении с Ним было воспринято во всей его полноте и конкретности святыми апостолами. Наиболее полно апостольское учение о Крещении выражено в 91-м зачале Послания к Римлянам ( Рим.6:3–11 ) – неслучайно именно этот отрывок читается во время крещального богослужения Православной Церкви: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых, так и нам ходить в обновленной жизни... зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.6:3–4,6,10–11 ). Комментируя эти стихи Послания к Римлянам, отцы Церкви нередко проводят параллель между крещальной купелью, с одной стороны, и крестом и гробницей Христовой, с другой. Свт. Иоанн Златоуст выражает эту мысль в лапидарной формуле: «Крещение есть крест» 169 . Св. Иоанн объясняет также, каким образом и в каком смысле крещаемый умирает со Христом: «Чем для Христа был крест и гроб, тем для нас стало крещение, хотя и в другом отношении: Христос умер и погребен плотию, а в нас умер и погребен грех . То и другое – смерть, но не в отношении к одному и тому же бытию: во Христе – в отношении к плоти, а в нас – в отношении ко греху» 170 . Аналогичным образом воскресение крещаемого заключается в том, что «грех умерщвлен, а праведность воскресла, ветхая жизнь упразднилась, а начата жизнь новая и евангельская» 171 . В Послании к Колоссянам св. ап. Павел говорит о «совлечении греховного тела плоти» ( Кол.2:11 ) в таинстве Крещения, а в Послании к Галатам о том, что все, «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал.3:27 ). В литургической традиции Православной Церкви умирание для греха и воскресение для праведной жизни в таинстве Крещения действенно символизируется не только погружением в купель, но также и совлечением мирских одежд прежде Крещения и облачением в белое крестильное одеяние после него.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Но на «хозяйственном» служении Мария явно не замыкалась. Как и прочие жены-мироносицы, она внимательно слушала Спасителя и, очевидно, входила в ближайший круг Его учеников. Не случайно уже после Его Воскресения Ангелы говорят собравшимся у пустого гроба женам: Вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее... что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть (Лк 24:6–7). Эти слова Господь говорил некогда самым близким Своим ученикам (Лк 9:18–22). Мария Магдалина сопровождала Господа и в последнем Его путешествии в Иерусалим, присутствовала при Его крестных страданиях и погребении. В Евангелии от Матфея сказано, что вместе с другими женщинами она наблюдала за казнью издали (Мф 27:56), а по версии автора четвертого Евангелия Иоанна Богослова, стояла при кресте Иисуса вместе с Богородицей и Марией Клеоповой (Мария Клеопова — одна из жен-мироносиц. По церковному Преданию, была дочерью Иосифа Обручника от его первого брака) (Ин 19:25). Мы встречаемся с ней и при погребении тела Иисуса: вместе с «другой Марией» она сидит перед гробницей, вход в которую только что завалил камнем Иосиф Аримафейский (Мф 27:60–61). Распятие Христа. Слева направо у Распятия изображены: Богородица, Мария Магдалина, апостол Иоанн Нидерландская школа. Середина XVI века А дальше рассказы евангелистов несколько (не так уж значительно) разнятся. Согласно Матфею, на рассвете первого дня недели, следующего за Пасхальной субботой (имеется в виду ветхозаветная Пасха, праздник, установленный в воспоминание исхода древних евреев во главе с Моисеем из Египта), Мария Магдалина и «другая Мария» пришли ко гробу и обнаружили его пустым, а на отваленном от входа камне увидели Ангела, который сообщил им о Воскресении Христа и велел известить о нем апостолов. Женщины побежали исполнить это и по дороге встретили Самого Христа, ободрившего их: Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (Мф 28:10).

http://foma.ru/marija-magdalina-kem-ona-...

В то время, когда Господь Иисус Христос умирал на кресте, померкло солнце, и сделалась тьма по всей земле, и потряслась земля, и завеса в храме Иерусалимском раздралась надвое ( Лк.23:45 ; Мф.27:51 ). 251. Кому поручил распятый Спаситель Свою Пресвятую Матерь? Свою Пресвятую Матерь распятый Спаситель поручил Своему любимому апостолу Иоанну; оба они стояли под крестом с Марией Магдалиной и другими благочестивыми учениками Спасителя. 252. Какими словами поручил Господь Иисус Христос Свою Пресвятую Матерь попечению апостола Иоанна? Господь Иисус Христос поручил Свою Пресвятую Матерь попечению апостола Иоанна словами: «Се, Матерь твоя!» – и словами, относящимися к Матери: «Жено! се сын Твой!», – после чего святой Иоанн и взял Ее к себе ( Ин.19:26–27 ). 253. Что возгласил Господь Иисус Христос на кресте непосредственно перед Своей смертью ? Непосредственно перед Своей смертью Господь Иисус Христос возгласил громким голосом: «Совершилось! Отче, в руки Твои предаю Дух Мой». И сие сказав, преклонил голову и испустил дух ( Лк.23:46 ; Ин.19:30 ). 254. Что сказал сотник, стерегший с воинами распятого Господа Иисуса Христа? Сотник, стерегший с воинами распятого Господа Иисуса Христа, видя землетрясение и все бывшее, устрашился весьма и сказал: «Воистину Он был Сын Божий» ( Мф.27:54 ). 255. Для чего в Символе веры говорится «и страдавша, и погребенна?» В Символе веры говорится «и страдавша, и погребенна» для того, чтобы показать нам, что распятие Господа Иисуса Христа было не только одним видом страдания и смерти, как утверждают некоторые лжеучители, но подлинным страданием и смертью, и что Его, умершего, действительно погребли во гробе. 256. Чем подтверждается действительная смерть Господа Иисуса Христа? Действительная смерть Господа Иисуса Христа подтверждается тем, что когда один из воинов пронзил копьем Ему ребра, из раны тотчас потекла кровь и вода, что является доказательством, что настала смерть. 257. Кто погреб тело Господа Иисуса Христа? Тело Господа Иисуса Христа погребли два члена еврейского синедриона – Иосиф из Аримафеи и Никодим, присутствовавшие при распятии и веровавшие в Него ( Мф.27:57–58 ; Ин.19:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010