92 А. С. Павлов, Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. ч. I, (1503–1580). Одесса. 1871 г. стр. 23 прим.; Макарий М. М. История Русской Церкви VIII, стр. 229–230. «Адам Климент, посетивший Россию в 1553 г. пишет: «Plurima ibi extruuntur Basilianorun coenobia; his magni sunt agrorum reditns, nam tertiam fundorum partem totius imperii tenent monachi» (Rerum Moscovit. scriptores varii, pag. 152, Francofurt 16000). Горсей, бывший у нас в 1584 г., рассказывает, что когда царь Иван Васильевич создал в 1580 г. по вопросу о пожертвованиях с церковных имушеств на нужды государства и узнал, что собравшиеся намереваются дать отрицательный ответ, то пригласил к себе некоторых епископов и игуменов и произнес пред ними грозную речь, в которой между прочим выразился: «вы захватили себе в собственность, как оказывается третью часть городов, посадов и деревень нашего государства» (Записка Горсея о России в рус. переводе, напеч. в «Библ для чтения» за 1865 г., 4–6). Петрей, не раз приходивший к нам под конец XVI и в начале XVII в. говорит, что в России одна треть земли принадлежала Церкви, одна треть боярам и одна треть государю (Истор. о вел. княж. московском, в «Чтен. М. Истор. Общ. », 1868, II, отд. V, стр. 418). То же о размере церковных вотчин в России повторяет и Олеарий, бывший у нас в 1633 г. и после (Опис. путешествия в Московию, в «Чтен. Истор. Общ.», 1868–1870)». Макарий М. М. И. Р. Ц. VIII, 229 примеч 282. 93 Проф. прот. М. И. Горчаков, Монастырский Приказ. СПб. 1868 стр. 21. И это в то время, когда на Западе была в полном ходу секуляризация церковных имений. Общий очерк. см. в статье Е. Sehling в Realencyklopädie für prot. Theologie and Kirche, изд. 3 Herzog-Hauck. Bd. XXI, s. 838–858. 95 Там же стр. 449–451. «В Греции, – говорит Голубинский, – с этою наследственностью священства доходило даже до того, что некоторые старые священнические роды получали от императоров наследственное право священства (имев быть ставимы епископами, хотя бы и были недостойны или, если не хотели идти во священники, имели право на места, которые сдавали в аренду другим), см. Вальсамона у Ралли и Потли II, 380 (о наследственности священства у Армян – Труллск. соб. пр. 33. О наследственности священства у Сербов – Е. Е. Голубинский , Крат. оч. истории слав. церквей болгарской, сербской и румынской, М. 1871, стр. 692: «да се поп от попа стави». Вообще необходимо принимать, что наследственность священства была везде, где были женатые священники».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1, стр. 314–318, СПБ 1816 Славянский перевод „тома» (с длинной вставкой из какого-то древне-русского святительского поучения) составляет 52-ю главу печатной Кормчей, по изд. 1787 г. ч. 2, л. 245 об. – 254 об.; несколько устарелый теперь русский перевод, параллельно с латинским, – в цит. „Систем своде», т. II, отд. 1, стр. 229–236. Приводимый далее в тексте отрывок на русском языке заимствован из „Правил св. от. с толков.», изд. Моск. Общ Люб. Дух. Просв., стр. 171–173 (толков. Вальсамона на 4 пр. св. Вас. В.). 149 Вопреки мнению Вальсамона (см. его толков. на 7 пр. Неокес. соб., – Нрав. св. поместн. соб. с толков, вып. 1, стр. 86 М 1880). Такое мнение не может быть принято, на наш взгляд, во 1-х потому, что не соответствует общему ригористическому духу соборного определения, изрекающего свой суд и назначающего эпитимии μετ πσης κειβεας древних канонов; во 2-х, как не находящее себе подтверждения в практике последующего времени, насколько о ней можно судить по „каноническим ответам» различных иерархов и церковно-административных деятелей (см ответы Илии м. Критского – в Σντ завершение ссылки V, р. 378; Никиты м. Ираклийского – ibid, р. 441, и др.). 150 Так именно смотрит на него известный знаток памятников византийского права Цахариэ фон Лингенталь, поместивший τμoς τς vσεως в своём издании императорских новелл. По его словам, названный памятник ab ipsis Graecis novellae legis instar habetur (см его Jus graecoroman. t. III. p. 227, примеч.). Вальсамона – Διγvωσις в Σντ, Ралли и Потли, т. IV, стр. 561; p. перев. у проф. Павлова, 50-я глава Кормчей, стр. 450. Ср. слова св. Астерия Амасийск. в Homil. in Matth, XIX, 3; в браке μι τις vωσις γvεται καì σματoς καì ψυχς, ς καì τ ϑoς τ ϑει συναvακιvσϑαι, καì τν σκα τ σακì τπov τιv συνδδεσϑαι (Migne, Paire gr. t. XL, col. 229; p. перев. в Богосл. Вестн. за 1893 г., т. II, стр. 386). Важно отметить, что признание этой мысли отнюдь не ограничивается только областью христианской морали. Практическим следствием её в области брачного права является признание мужа и жены за единую, нераздельную личность при вычислении степеней родственной близости (affinitas), устанавливаемой между двумя группами лиц посредством брака: каждый из супругов в той же степени „близок» натуральным родственникам другого, как и этот последний; соответственно „близки» им и его родственники, чем создаётся ряд законных препятствий для браков между этими лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Исследования в области русской науки канонического права. [Рец. на:] Ильинский Н. И., свящ. Синтагма Матфея Властаря Источник Синтагма Матфея Властаря . Исследование священника Н. Ильинского. Москва. 1892 г. По тщательности и полноте изучения, всесторонности анализа, какому подвергает автор избранный им предмет, исследование примечательное. Усвоив все незначительные кой-где, сиорадически в пролегоменах к изданиям или в курсах права брошенные в заграничной и русской литературе сведения о М. Властаре, автор в своем исследовании шел по большей части своим путем, всецело погрузившись в самый изучаемый памятник канонического права, призвав к себе в качестве пособий огромные грековизаитийские издания Геймбаха, Цахариэ-фон Лингепталь, Ралли и Потли и друг. Труд, предпринятый автором и им осиленный, особенно в его положении (преподаватель таврической духовной семинарии) громадный. „Многомудрый и словеснейший Матфей Властарь “ – как величали его наши древние книжники – в названном труде о. Н. Ильинского нашел себе внимание, для византийца XIV века даже весьма завидное. Самый главный научный интерес, ради коего синтагма М. Властаря пользуется вниманием цивилистов-византологов, образуют в ней весьма суммарные эксцепты гражданского византийского права, приводимые без всяких цитат. Откуда М. Властарь брал свои эксцепты гражданского права – этот вопрос давно занимал византологов и до сих пор остается не решенным вполне. По крайней мере до сих пор оставалось в этом отношении общепринятым следующее мнение Бинера, высказанное им в знаменитом его исследовании: „Geschichte d. Novellen Justinians. Berlin, 1824“. S. 221 и след.: „Большая часть его (т. е. М. Властаря) рубрик в титулах, содержащих гражданское право, напоминает рубрики не отпечатанного Прохирона Василия (Македонского), другие же – рубрики первых десяти титулов Эклоги Льва, напечатанной в Jus graecoromanum Леунклавия. Но вероятно, он пользовался не обоими произведениями, а только таким экземпляром Васильева Прохирона, в котором первые десять титулов Эклоги Льва 1 помещены были в начале, a прочие титулы ее только в виде эксцентов присоединены были к титулам Прохирона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Кроме сейчас указанных нами владений, так сказать внутренних, архиепископы ахридские имели еще по временам владения внешние. В конце двенадцатого и в начале тринадцатого века, в правление сербских великих князей Стефана Немани и его сына Стефана первовенчанного, прежде чем Св. Саввой не была учреждена в Сербии собственная архиепископия, как следует предполагать, находилось в зависимости от архиепископов ахридских уже и прежде бывавшее под их властью духовенство княжества сербского 115 . В конце четырнадцатого и в половине пятнадцатого века вместо патриарха константинопольского признавали власть архиепископа ахридского митрополии угро-влахийская и молдовлахийская (валашская и молдавская). В половине шестнадцатого века и ранее архиепископ ахридский заведовал православным духовенством греческим, находившимся в Италии для живших там греков (см. ниже). Полный титул, который усвоили себе архиепископы ахридские в позднейшее время, был следующий: «Архиепископ Иустинианы первыя, Ахриды и всея Болгарии и Сербския земли и Арвании (Албании) и Волошския и Молдавския и иных» (см. Сношений России с Востоком ч. 1, стр. 168, бpoшюpy Bulgarie Chremienne, Paris, 1861, р. 56 fin., Гласника VII, 178). Патриархи константинопольские в своих грамотах к ним употребляли приветствие: «Блаженнейший (в позднейшее время – и Богочтивейший, Θεοσεβςατε) архиепископ первой Иустинианы Ахридския ( ουστιανς χρδων) и всея Болгарии, во Св. Духе возлюбленный брат нашей мерности и сослужитель» (см. Ралли и Потли V, 198, Фабриция Biblioth. Graec., ed. Hamburgi, 1724, t. XIII, р. 483). Известный в настоящее время, не совсем полный, ряд архиепископов ахридских с 1183 по 1767 год есть следующий: 1) Иоанн Каматер, на котором остановились мы выше. В мире был одним из придворных  κανκλεος – собственно заведующий императорскою чернильницей с пурпуровыми чернилами (нечто вроде кабинетного императорского секретаря); поставлен в архиепископы после 1183 года, неизвестно – когда именно (см. выше). С его времени архиепископы ахридские начали слыть за архиепископов первой Юстинианы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

в предыдущем примечании; о присоединении молесхоиской к могленской и дебрьской к преспанской у Хризаифа ibid.; что авлонская и спатийская присоединены были к болгарской, заключаем ив того, что они принадлежат к сей последней В настоящее время, см.  Σντομον  στορικν  περιγραφν  τςμητροπλεως В ελεγρδων митр. Анфима,  ν  Κερκρα, 1868. Рико в своей Histoire de l’Fglise Greque (traduit de l’anglois par de Rosemond, a Amsterdam, 1710, p. 99 пая.) говорит, что в начале восемнадцатого века епархий в архиепископии ахридской было восемнадцать; но, нет сомнения, его показание ошибочно. 114 См. синодальную запись об избрании в 1767 г. митрополита диррахийского, о которой в примеч. 88. Некоторые причисляют еще к епархиям бывшей ахридской архиепископии епархию погонианскую, которая между левым берегом верхней Воюцы и между правым берегом впадающей в нее Аргирокастро. Но ото несправедливо; кроме каталогов архиерейских престолов, см. в Сношениях России с Востоком г. Муравьева ч. 3, рукой. л. 671, 822 fin. и 974, где сами архиереи погонианские показывают о себе, что они – патриархата константинопольского. Странным образом, в султанских бератах патриархам константинопольским епархия гревенская пишется в числе собственных епархий патриархата, а не в числе епархий бывшей ахридской архиепископии; несомненно, что она принадлежала к сей последней до самого конца ее существования. 115 Следует предполагать это потому, что государи сербские Стефан Немана и Стефан Первовенчанный обращались с своими недоумениями по разным церковным вопросам не к патриарху константинопольскому, а к архиепископу ахридскому. См. Гарда Catalogus codicum manuscriptorum Bibliothecae regiae Bavaricae t. 1, LXII, pp. 339, 365 fin., Ралли и Потли Leondarii Jos Graecoroman, lib. Y, p. 311, cfr Zhishman’a Das Eherecht. der Orientalischen Kircbe, Wien, 1864, 8. 249 fin., 278 fin., 369, 708 fin. 116 Что Хоматен до архиепископства был хартоФилаксом не константинопольского патриарха, как говорит некоторые ученые, а ахрвдского архиепископа, это прямо видно из надписания его сочинений в Сборнике Мюнхенской библиотеки (у Гардта т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

у Ралли и Потли, первый хризовул Василия, половина которого также напечатана у названных выше): ολλν  ντων  κα  μεγλων  τν  παρ  το  φιλανθρπου  θεο  δεδωρημνων  τ  βασιλε  μνγαθν  κατ  διαφρους  καιρος,  εαρθμους (sic),  περβαινντων,  τοτο  ς  παρ  πνταξαρετον  τ  προσθκην  γενσθαι  τ  Ρωμαων  ρχ  κα  τν  τν  Βουλγρων  γενσθαι  π  ζυγννα.  Εντεθεν  ο ν  κα  τν  ελαβςατον  μοναχν  ωννην  ρχιεπσκοπον  Βουλγαρας  κυρσαμενε ναι,  κα  τ  τ  ρχιεπισκοπ  προσκοντα  παρ’  ατο  θνεσθαι.  Κα  πε  τσατο    τοιοτοςγγρφως  χειν  τος  οφελοντας  τας  κκλησαις  τς  νορας  ατο  κα  τν  πισκπων  ατοκληρικος  κα  παροκους  πηρετεν,  δεδκαμεν  ατ  τ  παρν  σιγλλιον  τς  βασιλεας  μν,  δι’ ο  παρακελευμεθα  ατν  μν  ρχιεπσκοπον  χειν  ες  τ  κστρα,  τς  νορας  υτο  γουν  τνχρδα,  τν  ΙΙρσπαν,  τν  Μκρον  κα  τν  Κτζαβιν  κληρικος 40,  κα  παροκους  30 [Что означает в хрнзовуиах слово κ ροι κος , не можем сказать положительно; но, как кажется, светских архиерейских чиновников.].  Τν  δπσκοπον  Καστορας  ες  τ  κστρα  τς  νορας  ατο  γουν  ες  τν  Καστοραν,  ες  τν  Κουρων(sic),  τν  Κολνην,  τν  Δεβολιν,  τν  Βοσαν  κα  τν  Μρον  κληρικος 40  κα  παροκους 30  ετχα  κα  περισστερον  εχε  πρην,  λλ’  ο ν  ο  βουλμεθα  περβανειν  τν  ριθμν  τν  κληρικνκα  παροκων  το  ρχιεπισκπου.  Τν  δ  πσκοπον  Γλαβαντζης (sic)  ες  υτν  τν  Γλαβνιτζαν(sic)  κα  ες  τ  Κνινα  κα  Νεανσκαν,  κελεομεν  χειν  κληρικος 40  κα  παροκους 30.  Τν  δπσκοπον  Μογλανων  ες  ατ  τ  Μγλαινα  κα  τν  Πρσακον  κα  τν  Μερχοβαν  κα  τν  Σετνηνκα  τν  στροβν  κα  ες  τ  Ζαδρυα  κληρικος 15  κα  παροκους 15.  Κα  τν  πσκοπονΒουτλεως  ες  τν  Πελαγοναν  κα  ες  τν  Πρλαπον  κα  ες  τν  Δευρτην  κα  ες  τν  Βελεσσνκληρικος 15  κα  παροκους 15.  Κα  τν  πσκοπον  Στρομμιτζης  ες  υτν  τν  Στρομμιτζαν  κατν  Ραδοβςον  κα  τν (sic)  Κοντζην  κληρικος 12  κα  παροκους 12.  Κα  τν  πσκοπονΜοροβσδου  ες  ατν  τν  Μορβισον  κα  τν  Κοζικον  κα  τν  Σλβιςην  κα  τν  Σθλετοβν  κατν  Λουκβιτζον  κα  τν  Πινιτζαν  κα  τν  Μαλσοβαν  κληρικος 15  κα  παροκους 15.  Κα  τνπισκοπον  Βελεβουσδου  ες  ατν  τν  Βελεβοσδα,  τν  Σουνδασκον (sic)  κα  τν  Γερμνειαν  κα  τν  Τερμερον  κα  τν  Στοβν  κα  τν  κτω  Σουνδασκον (sic)  κατ  Ρσλογα  κληρικος 15  κα  παροκους 15.  Κα  τν  πσκοπον  Τριαδτζης  ες  ατν  τνΤριαδτζαν  κα  τν  Πρνικον  κα  τν (sic)  Σκοβον  κα  τν  Σβεναπος (sic)  κελεομεν  χεινκληρικος 40  κα  παροκους 40.  Κα  τν  πσκοπον  Νσου  ες  ατν  τν (sic)  Νσον  κα  ες  τΜκρον  κα  τν  Κομπλν (?)  κα  Τπλιτζαν  κα  τν  Σφελγοβον  κληρικος 40  κα  παροκους 40

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

При уничтожении терновской патриархии поступлено было так, что при самой кафедре бывшего патриарха был образован, чрез подчинение ей в виде епископий некоторых из бывших ее митрополий, небольшой митрополичий округ, в лице самого митрополита терновского, разумеется, подчиненный патриарху константинопольскому, а прочие находившиеся под ней кафедры, быв подчинены патриарху константинопольскому, были оставлены в прежнем их виде, именно в виде безъепископальных или не имеющих под собой епископских кафедр митрополий 135 . Округ митрополита терновского был образован из трех бывших митрополий патриархии терновской, именно из епархий: 1) ловечской ( Λφτζου), 2) преславской и 3) червенской ( Τζερβνου) или рущукской 136 . Из этих, трех, неизвестно когда после начала восемнадцатого века, епископия преславская была возведена в митрополии, а на ее место была открыта в митрополии терновской новая епископия – врацкая 137 ( Βρτζας, см. Синтагматион Хризанфа, Цахарие Beiträge S. 34, Смита De Graecae Ecclesiae Statu hodierno p. 63, Fabricii Biblioth. graec., ed. Hamb., 1726, XIII, 492, Ралли и Потли V, 514). В недавнее время (после 1864 г., см. списки кафедр в Христ. Чтен. 1865 г. кв. 1 и 1868 г. кн. 1) возведена в митрополии епископия червенская или рущукская. Из епархий бывшей терновской патриархии оставлены в прежнем виде без епископальных митрополий и продолжали существовать в последующее время епархия: 1) софийская 138 , 2) дристрская или силистрийская, 3) виддинская 139 . Кроне помянутой выше епархии врацкой, вновь открыта была в 1761 г., быв отделена от митрополии Софийской, епархия (неизвестно прямо митрополия, или сначала епископия) нишавская. (см. выписку из бумаг константинопольского патриаршего архива в брошюре Τ κατ τς  ρχιεπισκπας χριδν κα Πεκου, стр. 26 прим. а). В настоящее время в бывшей патриархии терновской находятся архиерейские кафедры: а) в той ее части, которая постоянно оставалась под ведением терновского патриарха во все время существования патриархии и которая перешла под власть патриарха константинопольского непосредственно после завоевания болгарского царства турками, причем была уничтожена патриархия терновская:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Автор названного письма называет эту неделю предпостною ( βδομας προνστιμος), т. е. приготовительною к посту, и отличает от последнего по способу провождения, т. е. по роду пищи и по особенности службы. „Из неписанного предания узнали мы, говорит он, и об обычае Церкви соблюдать одну предпостную неделю, в продолжение которой полагается только воздержание от мяса ( ποχη τν κρεν) и пост до вечера (значит, всю неделю, а не в среду и пятницу только), но не бывает часов и литургии Преждеосвященных (как принадлежности постной службы), между тем как то и другое положено для следующих шести недель Великого поста. „По правилу Никифора Исповедника (у Ралли и Потли 33-е р. 430) в середу и пятницу сырной Недели монахам обязательно держать пост, но по окончании литургии Преждеосвященных позволяется на трапезе есть сыр (и яйца) в опровержение ереси яковитов и тетрадитов. Правило это не вносило ничего нового в практику по существу дела, а только авторизовало и утверждало обычай православных проводить эту неделю как полупостную и противопоставляло этот обычай практике сектантов. Гораздо более оно имело влияние на дальнейшую судьбу сырной Недели, закрепив известный способ ее провождения положительным предписанием, которое затем было внесено в устав и приобрело обязательную силу. Как видно из письма о постах, этот обычай был принят в Иерусалимской области и соблюдался в патриархии как закон и церковное определение „ δπος κα ιμος“. Патриарх Евтихий говорит, что об обычае мельхитов проводить сырную Неделю по-своему можно узнать из типика Мар-Савы (Саввы Освященного), но тут же прибавляет, что поститься в середу и пятницу до 9 часа, а потом разрешать на сыр и яйца постановлено правилом Никифора-патриарха. Из поучений Феодора Студита видно, что и в западных областях Византии держался тот же обычай. В слове на Неделю мясопустную он говорит, что с этого дня миряне обязательно прекращали употребление мяса, причем происходили разные игры и излишества 23 . В середу Сырной недели он указывает на приближение Великого поста 24 , в пятницу – на оргии, бесчинства и объедения, которым предавались живущие в миру 25 , а в воскресенье сырное внушает своим слушателям, что Бог привел их наконец к постному поприщу, на котором каждому из нас предстоят свои подвиги воздержания 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Συλλογ τν γκυκλων τς κκλησας τς λλδος, κδ. ρχιμ. Στ. Γιαννοπολου, θνα, 1901. Приводится по: П. Панайотакос, указ.соч., с. 505. Приводится по: П. Панайотакос, указ.соч., с. 505. П. Панайотакос, указ.соч., с. 505. Подробнее см. в указанной работе П. Панайотакоса, с. 504-513. Русский перевод «Хиландарского Устава» см. здесь: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2199 См. Ралли-Потли, т. 2, с. 236. Подробнее о Евергетидском уставе см.: А. Пентковский. Ктиторские типиконы и богослужебные синаксари евергетидской группы//Богословские труды, т. 38. Москва, 2003, с. 321-355. Тамже см. более полную библиографию. Thomas J. Documentary evidence from the Byzantine monastic typica for the history of the Evergetine Reform Movement//The Theotokos Evergetis and eleven-century monasticism/Ed. by M. Mullett and A. Kirby. Belfast, 1994. P. 246–273. Евергетидский Типикон, 13. Переводмойпотексту: P. Gautier. Le Typikon de la Theotokos Evergetis//Revue des Etudes Byzantines 40 (1982), с. 51. Доступно на научном ресурсе «Persée»: D. Krausmüller. Decoding Monastic Ritual: Auto-Installation and the Struggle for theSpiritual Autonomy of Byzantine Monasteries in the Eleventh and Twelfth Centuries//Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik, 58. Band/2008, 75–86. «A survey of the texts shows that the new ceremony rapidly became de rigueur in Byzantine monasteries and by the beginning of the twelfth century the older practice seems to have disappeared altogether». Там же, с. 79-80. Обет пребывания на одном месте (votum stabilitatis loci) в русской практике обычно не принято причислять к числу монашеских обетов, заменяя его лишь указанием на обет послушания. Однако, как верно показывает П. Панайотакос, «принесение этого священного обета является основной и связующей частью понятия монашеского статуса, содержание которого почти все мои предшественники ошибочно не рассматривают особо, смешивая его со священным обетом послушания (votum obedientiae)» (указ.соч., с. 106 и сл.). Согласно тексту требника, в котором излагается чин пострижения в иночество, монах даёт обет пребывания «в монастыри даже до последнего издыхания».

http://pravoslavie.ru/55435.html

2 120, 122, 132 и 142. Под этими статьями подписано не полное имя: Плзв.; но что он принадлежать именно Г. Палаузову, это видно из того, что Автор ссылается, как на свои, на такие статьи (Синодик Царя Бориса и Грамота Петр. Каллиста), которые подписаны его полным именем. 11 λλ’ οδ γα κα μεγλη σνοδος τν τι θεοφρων Πατρων φανεται δι’ λλον τιν λγον διανεμασα τξεις τε κα παρχας τος πατριαρχικος θρνοις, ος τυπσατο, εμ πρς τ τν βασιλειν ξιματα, λεξνδρειαν προκαθιδρσασα Αγυπτου, Λιβης κα τν λοιπν, ντιχειαν δ – σσυριν κα πσης νατολς· ς δ Ερπης τν μην, οτως σας Κωνσταντινοπολιν. Там же, стр. 153. 12 См. Царские и Патриаршеские грамоты на Греч. и Русск. яз. или Ралли и Потли. Т. V., стр. 160–163. 18 Lib. II. Ер. 22. 23. Послания Папы по случаю поставления нового Архиепископа Юстинианы 1-й. Lib. V. Ер. 10 по случаю жалобы того же Архиепископа на Епископа Сардикийского за непослушание. Lib. VII. Ер. 5.; IX, 68 Архиепископу Юстинианы 1-й, наравне с прочими, предписание и сообщение от Папы. Lib. XII. Ер. 31 также предписание от Папы. 20 Г. Палаузов упоминает в своей статье о каких-то гонителях Болгарской народности, отрицающих существование автокефальных Охридских Архиепископов. Если бы эти гонители осмелились выразить печатно такое мнение, то мы почли бы своею обязанностию обличить и их заблуждение, как обличаем теперь пристрастное увлечение патриота. 29 Греки, которых Г. Палаузов обвиняет в умышленном истреблении всех памятников, касающихся чести и преимуществ Болгарской иерархии, сохранили и обнародовали известия о Патриаршем именовании Терновского Архиерея. См. κθεσις να, πως γρφει νν Κωνσταντινουπλεως Πατριρχης κ. τ. λ. Изд. Рал. и Потл. Т. V., стр. 498. 31 Оно поминает уже за упокой последнего патриарха Терновского, Евфимия, а Терновское патриаршество продолжалось 160 лет. Если бы позволительно было в ученом споре ссылаться на сказания, не обследованные критически, то и мы могли бы указать Г. Палаузову на Русское сказание XVII века, в котором так говорится о учреждении Болгарского Патриаршества:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010