Б.: в обмен на признание Киева за В. Б. Святослав Черниговский якобы получил Новгород (где посадил сына Глеба), а Всеволод Переяславский - Волынь (В. А. Кучкин). Однако более вероятным представляется, что Новгород и Волынь оказались в руках младших Ярославичей по договору со старшим братом Изяславом и несколько ранее: либо при присоединении Полоцка к Киеву в 1067 г., либо при удалении Изяслава в Польшу в авг. 1068 г. Возвращение в Чернигов кн. Святослава Ярославича с дружиной после победы над половцами у Сновска. Вокняжение кн. Всеслава Брячиславича Полоцкого в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 100) Возвращение в Чернигов кн. Святослава Ярославича с дружиной после победы над половцами у Сновска. Вокняжение кн. Всеслава Брячиславича Полоцкого в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 100) Заняв вторично киевский стол 2 мая 1069 г., Изяслав изгнал В. Б. из Полоцка, где посадил своих сыновей, сначала Мстислава, а затем, после его скорой смерти, Святополка (Михаила) Изяславича . Тем не менее В. Б., видимо, сохранил какие-то опорные пункты в Полоцкой земле или имел поддержку среди прибалтийско-фин. племен из числа данников Новгорода, т. к. сумел в ответ организовать новое нападение на Новгород, в к-ром главную силу составляли «вожане» (фин. население буд. Водской пятины Новгородской земли). Однако 23 окт. 1069 г. он потерпел поражение от новгородского кн. Глеба, сына Святослава Ярославича, был захвачен в плен, но отпущен «Бога деля». В Полоцке, очевидно, продолжали предпочитать «своего» князя, и в 1071 г. В. Б. сумел вернуть себе стольный город и опять утвердиться в нем, несмотря на новое поражение, на этот раз от сына Изяслава, блгв. кн. Ярополка (Гавриила) Изяславича . Кризис «триумвирата» и назревавший конфликт между Изяславом и младшими Ярославичами заставили киевского князя искать сближения и даже брачного союза с В. Б. Неизвестно, успел ли состояться последний до нового изгнания братьями Изяслава в марте 1073 г., но в киевское княжение Святослава никаких военных действий против В.

http://pravenc.ru/text/155544.html

В нач. 1154 г. вместе с отцом М. И. участвовал в новом походе на Галицкое княжество, а также в битве 16 февр. того же года под Теребовлем, расположенным на р. Серет (левый приток р. Днестр), против войск кн. Ярослава Владимировича Осмомысла. Война для правителей Киевской земли закончилась почти безрезультатно, т. к. их соперник смог удержать за собой спорные города, а в 1155-1156 гг. вновь выступал против М. И. После смерти кн. Изяслава Мстиславича ( 1154) М. И. поддержал претензии на старейший стол своего дяди смоленского св. блгв. кн. Ростислава (Михаила) Мстиславича . Однако в нач. 1155 г. совместный поход в Подесенье на Чернигов окончился неудачей и Ростислав Мстиславич утратил Киев, а М. И.- Переяславское княжество. М. И. ушел на Правобережное Поднепровье, где захватил Пересопницу, но вскоре был выбит оттуда войсками нового Киевского кн. Юрия Владимировича Долгорукого. Т. о., правителю Владимиро-Волынского княжества вновь не удалось закрепить за собой хотя бы часть киево-волынского порубежья. В итоге князь был вынужден обратиться за помощью к кн. Ростиславу Мстиславичу, чтобы на время примириться с кн. Юрием Долгоруким. Победа блгв. кн. Мстислава Изяславича над половцами. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 196) Победа блгв. кн. Мстислава Изяславича над половцами. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 196) В 1156 г. при военной поддержке поляков М. И. удалось изгнать из Владимира-Волынского своего не пользовавшегося поддержкой народа дядю, кн. Владимира Мстиславича Матешича; в следующем году он выдержал осаду города, предпринятую Киевским кн. Юрием Долгоруким и галицким кн. Ярославом Владимировичем Осмомыслом. В 1158 г. М. И. поддержал коалицию рус. князей во главе с кн. Ярославом Осмомыслом, на стороне к-рого также были правители Венгрии и Польши. Все они требовали у нового Киевского кн. Изяслава Давидовича выдать им на расправу бывш. звенигородского кн. Иоанна Ростиславича Берладника, претендента на галицкий стол, к-рый ранее служил у Киевского кн. Юрия Владимировича Долгорукого. Однако князья получили отказ и были вынуждены в кон. 1158 г. предпринять военный поход против кн. Изяслава Давидовича, окончившийся изгнанием последнего из Киева.

http://pravenc.ru/text/2564284.html

Правление В. В., продолженное княжением его сына Мстислава (1125-1132), было временем очевидной внутриполитической стабилизации. В. В. объединил в своих руках господство над большей частью Руси за исключением Чернигова, Полоцка и поначалу Волыни. Попытки вооруженного протеста против этого господства со стороны минского кн. Глеба Всеславича (1101-1119) и волынского кн. Ярослава Святополчича (1117-1118 и 1123) закончились для них неудачно: оба князя утратили свои владения и трагически погибли. Победы над мятежными князьями еще более укрепили положение В. В., приобретшего Волынскую землю. Черниговские Святославичи, Давид и Олег, вынуждены были поддерживать тесный союз с В. В., скрепленный, впрочем, уступкой Чернигову в Северской земле Курского Посемья. Демонстрацией единства этих 3 сильнейших князей Руси под верховенством В. В. стало торжественное перенесение мощей св. мучеников Бориса и Глеба из деревянной церкви в каменную в Вышгороде под Киевом, достроенную кн. Олегом (см. ст. Борисоглебская церковь в Вышгороде ), в присутствии митр. Никифора I , ряда епископов и игуменов киевских мон-рей 2 мая 1115 г. (под этим днем память о событии вошла и в церковные месяцесловы). Поход кн. Владимира Всеволодовича с сыновьями на Минск. Взятие Друцка. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 156) Поход кн. Владимира Всеволодовича с сыновьями на Минск. Взятие Друцка. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 156) Важнейшим элементом внутриполитической программы В. В. стало урегулирование киевского наследства. Его замысел сводился к сохранению этого княжения в руках Мстислава Владимировича и его потомства (см. статьи: Всеволод (Гавриил) Мстиславич , блгв. кн., Изяслав (Пантелеимон) Мстиславич ). Этот шаг следует рассматривать как попытку спасти любечские принципы ценой нек-рого их формального нарушения - ограничения числа отчичей Киева, т. к. со временем увеличение их числа грозило политическим хаосом (последующие события XII в. оправдали эти опасения). Для осуществления своего плана В. В. в 1117 г. перевел Мстислава из Новгорода под Киев, в Белгород, настояв одновременно на заключении соответствующего договора между Мстиславом и следующим по старшинству Владимировичем - Ярополком. Эти слишком радикальные преобразования и вызвали упомянутое возмущение Ярослава Святополчича, поскольку именно к нему Киев должен был перейти после В. В. по традиц. праву. Выступление Ярослава было подавлено, но в полной мере планы В. В. оказались неосуществимыми, разбившись во время правления в Киеве его сына Ярополка (1132-1139) о сопротивление младших Мономашичей - Юрия Долгорукого и Андрея Доброго.

http://pravenc.ru/text/159100.html

При кнг. Ольге наступил новый этап христианизации правящей верхушки Д. Р. («Повесть временных лет» и договоры Руси с Византией свидетельствуют о том, что мн. варяги из дружины кн. Игоря были христианами, в Киеве имелась соборная ц. во имя прор. Илии). Правительница крестилась во время поездки в К-поль, в ее планах было установление церковной организации на Руси. В 959 г. с этой целью кнг. Ольга отправила к герм. кор. Оттону I посольство, к-рое просило назначить для Руси «епископа и священников». Однако эта попытка утверждения христианства не была длительной, и киевская миссия еп. Адальберта 961-962 гг. окончилась неудачно. Княжение Ольги и Святослава Игоревича в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 31) Княжение Ольги и Святослава Игоревича в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 31) Главной причиной неудачи в попытке утверждения христианства на Руси стало равнодушие к религ. вопросам со стороны киевского кн. Святослава Игоревича (ок. 960-972), в правление к-рого возобновилась активная военная экспансия. Сначала под власть Руси были приведены вятичи, затем решительное поражение понес Хазарский каганат (965), из-за чего вскоре он оказался в зависимости от Хорезма и сошел с политической арены. 2 кровопролитные балканские кампании в 968-971 гг., в к-рых Святослав поначалу участвовал в разгроме Болгарского царства как союзник Византии, а затем в союзе с покоренной Болгарией обратился против Византии, не привели к желанной цели - закреплению Руси на нижнем Дунае. Поражение от войск визант. имп. Иоанна I Цимисхия заставило Святослава летом 971 г. подписать мирный договор, ограничивший влияние Руси в Сев. Причерноморье. После ранней гибели Святослава от рук печенегов на обратном пути в Киев (весной 972) территория Д. Р. оказалась поделенной между юными Святославичами: Ярополком , княжившим в Киеве (972-978), Олегом, чей удел составила племенная территория древлян, и равноап. Владимиром (Василием) Святославичем , стол к-рого находился в Новгороде.

http://pravenc.ru/text/180439.html

Широкая внутренняя автономия позволяла БПЦ самостоятельно устанавливать новые епископские кафедры в стране в соответствии с ее административно-территориальным делением. В Житии св. Климента Охридского говорится, что в правление кн. Бориса в пределах Болгарии существовало 7 митрополий, в к-рых были воздвигнуты соборные храмы (ГИБИ. Т. 9. Ч. 2. С. 36). Местонахождение 3 из них известно точно: в Охриде , Преспе и Брегальнице. Другие, по всей вероятности, находились в Девельте, Дристре, Средеце, Филиппополе и Видине (История на България. Т. 2. С. 231). Святые равноап. Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30) Святые равноап. Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30) Предполагается, что канцелярия Болгарской архиепископии была создана по подобию К-польской Патриархии. При ней состояло множество служителей, помощников архиепископа, составлявших его свиту. Первое место среди них занимал синкелл, ведавший организацией церковной жизни; сохранились 2 свинцовые печати кон. IX - нач. X в., где упоминается «Георгий чернец и синкелл болгарский» (Надписът на чъргубиля Мостич. София, 1955. С. 84). Секретарем предстоятеля Болгарской Церкви, самым влиятельным лицом в архиепископской канцелярии, был хартофилакс (в Византии этим титулом обозначался хранитель архива). На стене Золотой ц. в Преславе сохранилась кириллическая надпись - граффити, сообщающая, что ц. св. Иоанна построена хартофилаксом Павлом ( Медынцева, Попконстантинов. 1985. С. 28). Экзарх был обязан следить за правильностью соблюдения и исполнения церковных канонов, разъяснять догматы и этические нормы Церкви духовным лицам, осуществляя высшую проповедническую, наставническую, миссионерскую и контролирующую деятельность. Должность экзарха занимал после 894 г. известный церковный писатель Иоанн Экзарх . Болг. книжник и переводчик Григорий , живший в правление царя Симеона, именовался «пресвитером и мнихом всех церковников болгарских церквей» (титул, отсутствовавший в К-польской Патриархии).

http://pravenc.ru/text/149675.html

Текст мирного договора «великого князя русского» Игоря с имп. Романом I Лакапином и его соправителями Константином и Стефаном (944) показывает нек-рое изменение прежних соглашений. На рус. купцов был наложен ряд ограничений: им было запрещено закупать ткани на сумму более 50 золотых и зимовать в К-поле. Характерны пункты, касающиеся сев. побережья Чёрного м.: власть рус. князя не распространяется на города «Корсуньской страны»; корсуняне могут ловить рыбу в устье Днепра; рус. суда не имеют права зимовать в устье Днепра и на о-ве Елевферия (совр. о-в Березань); рус. князь должен охранять «Корсуньскую страну» от набегов «черных болгар» (ПВЛ под 6453 г.//ПСРЛ. Т. 1. Стб. 44-45; Т. 2. Стб. 33-34). Византия пыталась отстаивать свои политические интересы при помощи дипломатических комбинаций в отношениях с Русью, Хазарией и печенегами, в X в. контролировавшими причерноморские степи. Эти методы излагает имп. Константин VII Багрянородный в трактате «Об управлении империей» (ок. 950-952), где целая глава посвящена Руси (в частности, подробно описан маршрут рус. судов из Киева в К-поль - Const. Porphyr. De adm. imp. 9). В составе рус. посольства 944 г. наряду с язычниками уже фигурируют и христиане. При ратификации договора в Киеве была проведена раздельная присяга: для «поганых» во главе с кн. Игорем на холме Перуна, а для «хрещеной Руси» - «в церкви святаго Ильи, таже есть над ручаем, конец Пасынъче беседы и Козаре; се бо бе сборная цьркы, мнози бо беша Варязи хрестьяни» (ПСРЛ. Т. 1. С. 54; Т. 2. С. 42). Константин VII Багрянородный упоминает отряд «крещеных росов» (ο βαπτισμνοι Ρς) при описании приема в имп. дворце араб. посольства 946 г. ( Const. Porphyr. De cerem. II 15). Присяга русских христиан в ц. св. Илии и язычников на холме перед идолом Перуна. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 16) Присяга русских христиан в ц. св. Илии и язычников на холме перед идолом Перуна. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 16) В той же главе трактата «О церемониях византийского двора» описан прием в К-поле равноап.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.Л. 143 об.) Целование креста князьями Владимиром Всеволодовичем и Святославом Изяславовичем в знак примирения. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.Л. 143 об.) Большинство сохранившихся изображений В. В. относятся к эпохе Иоанна IV Грозного, для к-рого личность вел. князя представляла особый интерес. В это время получило хождение «Сказание о князьях владимирских», повествующее о даре визант. имп. Константина Мономаха В. В. знаков царского достоинства: барм, Животворящего Креста и царского венца, к-рым вел. князь был венчан на царство и наречен «царем великия Россия». Данный эпизод «Сказания» служил для царя Иоанна IV одним из аргументов, доказывающим его право на царский венец. Именно поэтому почти все изображения В. В., датированные XVI в., были созданы вскоре после венчания на царство Иоанна IV. В росписи Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551), домового храма рус. государей, на юж. грани юго-зап. столпа помещен парный портрет князей В. В. и Ярослава Всеволодовича. В. В. представлен старцем с пышными волосами и недлинной, окладистой бородой. Он облачен в царские одежды: синее платье с золотым оплечьем и перекинутым через плечо лором и красная шуба-ферязь. Платье и ферязь были украшены крупным орнаментом (сохр. плохо), заключенным в круги. Голову князя венчает царская корона городчатого типа. Правая рука поднята в благословляющем жесте. Иконография парного княжеского портрета, очевидно, была призвана выразить идею преемственности власти, передаваемой вел. князем киевским владимирскому кн. Ярославу Всеволодовичу, пращуру царя Иоанна IV. Князья Владимир Всеволодович и Ярослав Всеволодович. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. 1547-1551 гг. Князья Владимир Всеволодович и Ярослав Всеволодович. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. 1547-1551 гг. Сер. XVI в. датируется икона «Благословенно воинство Небесного Царя» (ГТГ), на к-рой в центре, среди св. воинства, изображен всадник на вороном коне в имп.

http://pravenc.ru/text/159100.html

Климента из Херсонеса в Рим» среди фигур на 1-м плане, держащим процессионный крест. К XI в. относится 1-й пример включения образа М. в состав святительского чина в декорации византийского храма. В росписи ц. Св. Софии в Охриде (1037-1056) св. братья (образ М. сохр. фрагментарно) представлены на юж. стене диаконника рядом со свт. Климентом. Лучшей сохранности изображение дошло до нас на фреске алтаря ц. вмч. Георгия в Курбинове (Македония; 1191), в композиции «Поклонение Жертве». Равноапостольные Кирилл и М. представлены среди святителей на юж. стене, оба в архиерейском облачении, в руках держат Евангелие; при каждом образе есть удостоверяющая надпись на греч. языке с эпитетом при имени «Учитель». В росписи болгарской ц. арх. Михаила в мон-ре в с. Долна-Бешовица (XVI-XVII вв.) в композиции «Поклонение Жертве» фигуры М. и Кирилла помещены следующими за фигурами святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Одно из ранних иконных изображений М. по своей программе также относится к разряду изображений чина святителей, к-рые представлены на полях в рост на иконе из афонского мон-ря Дохиар «Свт. Николай Чудотворец на престоле, с великими архиереями» (1-я пол. XVI в.); М.- в центре левого поля, под изображением равноап. Кирилла, облачен в полиставрий, омофор, держит Евангелие; у него средней длины клиновидная борода. Равноап. Мефодий трудится над переводом книг. Миниатюра Радзивиловской летописи. Нач. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 13) Равноап. Мефодий трудится над переводом книг. Миниатюра Радзивиловской летописи. Нач. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 13) Развитие иконографии св. учителей Словенских с появлением новых иконографических схем и большого числа изображений приходится на время Болгарского национального возрождения (кон. XVIII-XIX в.). В этот период получила распространение композиция с образом св. Седмочисленников (М., Кирилл, Климент Охридский, Наум, Савва, Ангеларий и Горазд), известная еще по изображению на сев. стене в нартексе ц. Пресв. Богородицы Сливницкого (Слимницкого) мон-ря близ оз.

http://pravenc.ru/text/2563094.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010