—689— бессознательном состоянии. С Омаром заспорили и хотели принести материал для писания. Поднялся шум. Магомет от этого шума, по-видимому, пришёл в себя и сказал: „удалитесь; не должно спорить в доме посланника Божия“. Так ничего не было написано Магометом и им не было оставлено никакого завещания. На другой день утром, когда правоверные по обычаю собрались в мечети, находившейся около дома Аиши, на молитву и собрались в громадном числе, так как их беспокоила судьба пророка, Магомет, которого никто не мог ждать, неожиданно появился в мечети. Он шёл нетвёрдо, поддерживаемый другими. Но при виде молящейся многолюдной общины его лицо озарилось улыбкой нравственного удовлетворения и обратившись к народу он сказал, „клянусь Аллахом; никто не должен обвинять меня ни в чём. Я ничего не разрешал, чего бы не разрешил Сам Бог, и ничего не запрещал, чего бы не запретил Бог в своей книге“. Затем истощённый он вернулся в дом Аиши, она уложила его в постель, он склонил свою голову на её грудь и у него начался бред. У него вырывались тяжёлые вздохи, стоны и моления. „Аллах, помоги“. „Гавриил, приблизься“... „Нет, великие мои товарищи в раю“. С этими словами он скончался. Он не имел наследника и не назначил преемника. Чтобы его дело не погибло, нужно было, чтобы власть над образованным им царством – царством религиозным и политическим вместе – перешла к достойнейшему. О. Глаголев Попов И.В. Религиозный идеал св. Афанасия//Богословский вестник 1903. Т. 2. 12. С. 690–716 (4-я пагин.). (Начало.) —690— Всякий идеал относится к области желательного. С другой стороны, религия в жизни человека имеет практическое значение по преимуществу. Не теоретическое искание разрешения загадок мироздания делает человека религиозным, а жажда спасения, стремление к достижению благ, удовлетворяющих глубочайшим потребностям его духа. Поэтому под словом религиозный идеал мы понимаем то, в чём известный религиозный мыслитель и деятель полагает блага, даваемые религией, и в чём видит средства, при помощи которых они могут быть достигнуты, – то, что, по его мысли, является в религии наиболее желательным. Блага религии и способы их достижения – вот что составляет душу всякого проявления религиозной потребности. Выяснение учения св. Афанасия о благе религии и условиях его достижения служит первой задачей настоящего очерка. Во-вторых, мы попытаемся выяснить, в каком отношении стоит религиозный идеал св. Афанасия к основным задачам его жизни, с таким успехом им выполненным. Значение св. Афанасия в истории церкви известно слишком хорошо. Его имя неразрывно связано с историей арианства и торжеством православия над ним. Противоарианская деятельность св. Афанасия запечатлена безграничным самоотвержением и пламенным энтузиазмом. Это указывает на необыкновенную близость вопроса о личности Спасителя к самым глубоким и задушевным религиозным чаяниям его и надеждам. Не менее сильное влияние на историческую жизнь церкви св. Афанасий оказал своим отношением к аске-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Арханг. 11 71. Исповедальник. Первая треть XIX в 4°. 18 л. Текст писан в два столбца: кириллицей на одном из самодийских языков и на русском языке. Филигрань: Литеры ВМ/МП, вид: Участкина, 273 (1826 г ). Содержание: л. 2–17 – чин исповеди для «новокрещённых самоедов»; л. 3–14 об. – вопросник самоедам (М-Арханг. 1171); л 15 об.–17 – правило о назначении епитимий. Белокр. 97 Сборник старообрядческий исповедный. Середина XIX в. 8°. 50 + IV л. Штемпель: Говарда 5/фабрики» 1315 в фигурном прямоугольнике, вид: Клепиков. Филиграни и штемпели, 36 (1850 г). Содержание: л. 1–47 – чин самостоятельной исповеди на всяк день; л. 6–16 об. – поновление мирянам; л. 47 об.–49 – поновление «исповедание на всяк день». Белокр. 112 Устав церковный. 1587–1589 гг. 2°. 876 л. Филигрань: Герб со львом и литерами IAQVES LEBE, вид: Лихачёв, 2992 (1586–1589 гг). Запись: л. 873 – «В лето 7096-го при благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Руси и при святейшем митрополите Иеве и при архиепископе Ростовском Варлааме, при игумене Кирилова монастыря Сергии, тщанием и повелением старца Леонида Кирилова монастыря написана бысть книга сиа Устав в обители Пречистые Богородицы честнаго Еа Успениа и преподобнаго чюдотворца Кирила, рукою последняго во грешницех и грубие всех человек Тихонца Федорова сына, именованна Азатцкаго. Молю же ся вам и прощения прошу Бога ради, государи и отцы святии и братия, прочитал книгу сию, аще кто обрящет опись или недопись, или за грубость ума некое погрешение, или леностию не исправил, или изнурил, и вы, государи преподобнии отцы святии, яко совершени суще и ра- зумни о сих, да исправите. Аз же, грешныи, молю всех вас Бога ради, государи отцы святии, игумен и строители церковник и внешний икономи, по смерти моей, ими же весть Бог судьбами съвершит жизнь мою, впишите в Сеноник и помяните душю мою окаянную, дабы молитвами вашими от Бога милость некую получил и сподобил деснаго предстояниа. Аз же, грешный, откуда бездерзновенен есмь о сих за средоградие возбраняющее ми. И помяните мя, государи отцы святии, грешнаго и неключимаго раба, во святых своих молитвах». (Слова, выделенные курсивом, стерты. Слова «Феодоре Ивановиче» написаны по стертому вместо слов «Иоане Василиевиче», «митрополите Иеве» вместо «патриархе Иове», «архиепископе» вместо «митрополите».) Содержание: л. 685–686 – поучение кающемуся; л. 686–701 об. – чин исповеди; л. 689 об.–690 – краткий вопросник мирянам (Кр-Свир. 91); л. 690–693 поновление мирянам; л. 693 – краткий вопросник мирянам (Кр-Свир. 91); л. 695–696 – поновление вельможам; л. 696 об.–697 об. – поновление женщинам; л. 698–701 об. – поновление священникам; л. 702–703 – чин исповеди вкратце; л. 702–703 – поновление.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

275 В «Толковании на Евангелие от Иоанна» (Comm. in Joan. 1, 339:16 – 343:29 [Рус. пер.: Творения 2001. С. 690–693]) св. Кирилл, указав, что имеются различные категории образа и перечислив те из них, которые воспроизводят свой первообраз в ослабленной степени, доказывает, что Сын может быть образом лишь существенным, равным Отцу, в совершенстве представляя Того, Кто Его родил (Durand 1964. Р. 217. Примеч. 1). 277 Св. Исидор Пелусиот пишет: «Посему, кто говорит, что Сын позднее Отца, из Которого воссиял безначально, тот со своей стороны в пречистой Сущности уничтожает отличительное Её свойство (τ χαρακτηρζον)» (Isid. Pelus. Lib. 3, Ер. 63, PG 78, 772:47–51 [Рус. пер.: Творения св. Исидора Пелусиота . Ч. 2. С. 120]). Бонавентура отождествляет это «отличительное свойство» (τ χαρακτηρζον) у св. Исидора с «первообразом» (τ ρχτυπον) у св. Кирилла, как указание на сущность Отца (PG 75, 1205. Примеч. 3 [Bonaventura]). 279 RF: Полагаю, что всякий без колебаний скажет, что сущего и существующего ипостасно (51:20–21). 289 По поводу σνοδος, συνδρομ и других сходных слов Ж. Льебэр писал: «Необходимо отметить, что эти различные термины используются Кириллом обычно в одном активном смысле: соединение, соприкосновение, стечение; только не Слова и плоти, но Слова с (πρς, ες) плотью. Кирилл не располагает два элемента „в одной плоскости“, как это сделал бы богослов-дифизит, и эти выражения являются для него на деле ещё одним способом утверждать восприятие плоти» (Liébaert J. Doctrine christologique de S. Cyrille d’Alexandrie avant la querelle nestorienne//Mémoires et travaux publiés par des professeurs des Facultés catholiques de Lille 58. Lille, 1951. P. 201–202). Ж. Дюран отмечает, что, хотя в нескольких местах анти-аполлинаристского раздела DI (693:13, 698:7; С. 112:21, С. 120:30) св. Кирилл, употребляя эти термины, следует этому «общему» правилу, однако в данном месте DI (688:30–31), как и в нескольких других (689:37, 690:3, 695:16; С. 106:7, С. 106:13–14, С. 116:17), при использовании их Божественная и человеческая природы располагаются именно «в одной плоскости». Тот же Льебэр указывает на два подобных текста до 428 г. (Glaph. in Pent., PG 69, 560:39–40, συνδρομ [Рус. пер.: Творения 2001. С. 353]; Ер. pasch. 8, PG 77, 572:5, σνοδος), сам Дюран – на несколько случаев после 428 г. Возможно, это расположение двух природ «по горизонали» представлялось святителю неким предупреждением монофизитского, «синусиастского» понимания воплощения, как смешения или слияния природ (Durand 1964. Р. 220. Примеч. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первая из них – общегражданская, установленная Временным правительством 7 марта 1917г. (док. 689). В качестве трех приложений к ней помещены тексты верноподданнической присяги императору, а также торжественные обещания членов Государственной думы и Временного правительства. Другие носили название «ставленнических» 690, 691). Они, независимо от принятия гражданского клятвенного обещания, приносились кандидатами на поставление в различные степени церковно и священнослужения. Как правило, их церемония проходила буквально накануне самого возведения в сан. Принятие каждой из церковных присяг происходило раз в жизни: перед соответствующими поставлениями в стихарь псаломщика, в дьяконский и иерейский чины. До Февральской революции в текстах ставленнических присяг содержалась и присяга на верноподданство императору. Через месяц после проведения серии исправлений богослужебных книг и молитвословий, вызванных переменой в государственном управлении (док. 2, 4, 5 и 10), 7 апреля 1917г. ставленнические чины подверглись некоторому пересмотру. Св. синод распорядился убрать из них те части, где повторялась верноподданническая присяга, и заменить их словами: «... быть верным подданным Богохранимой Державе Российской и во всем по закону послушным Временному Правительству ея» (док. 690, 691). Таким образом, церковные присяги в определенной мере характеризуют политическую позицию духовенства РПЦ в рассматриваемый хронологический период. В восьмой части сборника публикуется донесение Св. синоду митрополита Московского и Коломенского Тихона (Белавина) об обретении иконы Божией Матери «Державная», датированное 13 октября 1917г. (док. 692). Эта икона с изображением Божией Матери, восседающей на царском троне в короне, со скипетром и державой в руках, была явлена в селе Коломенском под Москвой в день отречения императора Николая II от престола 2 марта 1917 г. И этот факт был истолкован духовенством как утешительное и благодатное событие, означающее «явление любви Богородицы к русскому народу».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

201 Никольский думает, что рассматриваемое сочинение Южно-Русского происхождения. Но для нас все равно, написано ли оно на Юге, или на Севере России. Если оно так распространено было в Северной России, более даже, чем в Южной, если здесь его с таким интересом читали, то значит оно, как нельзя лучше, соответствовало настроению и нуждам здешних православных, было, так сказать, родственным им произведением и вполне выражало их отношение к противникам: и там и здесь, на Севере и Юге России, интересы и нужды православия были одни и те же, одинаковую нужно было выдерживать борьбу, средства обороны были большей частью одни и те же. Если бы и было доказано Южно-Русское происхождение сочинения, то от этого для нас произошло бы только то небольшое неудобство, что, раскрывая ближайший повод к написанию сочинения, утверждая, что оно есть воспроизведение личного состязания с противниками, мы несколько забегали бы вперед: в таком случае ближе всего говорить бы об этом предмете при обзоре отношений протестантизма к Южной России. Но так как Южно-Русское происхождение сочинения вполне не доказано и так как важное историческое значение имело оно для северной России, то мы здесь считаем нужным коснуться и этого предмета. 206 Подробный разбора Катехизиса Лаврентия Зизания помещен в Православн. Собеседнике за 1855 г., т. 1 и 2, стр. 117–164, 305–348, 399–430. 207 Во многих рукописях, напр. в рукописи Царского (полулист в четверку 651 лист), Изложение на Лютеры заканчивается следующими словами: «слава Богу, в Троице певаемому! Аминь! совершена бысть сия книга в лето 7150 (1642 г.) июля в 14 день, рукою многогрешного и непотребного раба Иоанна». Кроме того, на некоторых листах внизу писец обозначил свое имя, также месяцы и числа, когда списывал (Опис. Рукоп. Царск., 694, стр. 453). 208 У Царского, кроме цитированного сборника «Изложения на Лютеры» 394, сохранился другой экземпляр того же сборника 690, стр. 730–733, который назван сочинением неизвестного автора. В том и другом сборнике есть варианты, примирить которые нетрудно. Сборник 690 состоит из 50 глав, а 394 & из 47 гл. Вей 47 глав 394 вмещаются в 44 главах 690. Это произошло оттого, что 40-я глава его состоит из трех наших глав сборника 394:40–42, 29-я – из двух, 28 и 29.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Ф. 7383, оп. 3, д. 14, л. 20–23]. 829 ГАРФ. Ф. 10035, оп. 1, д. П-36531. Следственное дело Карташовой Матрены Степановны 1931 г. Карташова Матрена Степановна родилась в 1885 году в селе Каменское Наро-Фоминского района. Девица, из крестьян. Окончила сельскую школу в дер. Каменской. «До 17 лет проживала в дер. Каменской Наро-Фоминского района. В 1902 году по собственному желанию ушла в монастырь Зосимова пустынь. В монастыре находилась до 1929 года мая месяца. После ликвидации артели, именовавшейся «трудовая артель», переехала в дер. Кузнецову в дом Тараканова, который разрешил им занять помещение. В дер. Кузнецовой изредка работала у крестьян, временами рукоделием. С ней все время в доме Тараканова проживали монашки: родственница Таракановым – Тараканова Евдокия Степановна и Пестова Дарья». Монахиня Дорофея (Дария Феодоровна Пестова) родилась в 1860 году, родом из Туринского уезда Тобольской губернии. Приехала в Троице-Одигитриевский монастырь Зосимова пустынь в 1880 году, пострижена в монашество 17 июня 1908 года. Проходила послушание Старшей в хлебной с 1894 года. [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 763, д. 70, л. 273–313. Послужные списки монашествующих 1916 г.]. В артели в 1920-х годах на общих работах [ЦГАМО. Ф. 690, оп. 1, д. 7, л. 59–62. Список членов сельскохозяйственной артели Зосимова пустынь за сентябрь 1920 г.]. Евдокия Стефановна Тараканова родилась около 1877 года. Упоминается в списках Зосимовой пустыни 1920 и 1928 годов. 830 Забелина Мария Сергеевна (в монашестве Магдалина) родилась в 1863 году в городе Орле в семье рабочих. Обучалась в церковной школе. С 1876 и до 1914 года была послушницей в Иоанно-Предтечевом монастыре города Кромы. После 1914 года – в монастыре Зосимова пустынь, попав в эту обитель с группой беженок [ЦГАМО. Ф. 690, оп. 1, д. 7, л. 29. Список членов сельскохозяйственной артели Зосимова пустынь за январь 1920 г. (включая список беженок, получивших приют в Зосимовой пустыни)]. После ликвидации артели жила в деревне Новинской. Из справки, выданной Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры республики Казахстан 163Кот 15 ноября 2006 года в ответ на запрос из Зосимовой пустыни, стало известно, что «Забелина Мария Сергеевна, 1863 года рождения, умерла 08.12.1931 года в вагоне во время этапа». Рясофорная послушница Мария Яковлевна Панкратова родилась в 1886 году в селении Наро-Фоминском. Из рабочих. Обучалась в сельской школе. В монастырь Зосимову пустынь пришла в 1904 году, занималась иконописанием, а в артели в 20-х годах была на общих работах [ЦГАМО. Ф. 690, оп. 1, д. 7, л. 59–62. Список членов сельскохозяйственной артели Зосимова пустынь за сентябрь 1920 г.]. Облечена в рясофор после 1916 года. В 1931 году ее родители жили в Наро-Фоминске в казарме 5 [ГАРФ. Ф. 10035, оп. 1, д. П-37222, л. 10]. После ликвидации артели жила в селе Таширове.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В кон. 70-х гг. XIX в. между архиеп. Антонием и П. возник спор о благодатности таинств в Русской Церкви. Возражая архиеп. Антонию, позицию к-рого разделял его секретарь А. В. Швецов (см. Арсений (Швецов)), П. признавал благодатность таинств «у еретиков второго и третьего чина», т. к. в противном случае «святая церковь не могла бы и принимать оные (таинства.- В. Б.) без повторения» (см.: Арсений (Швецов), еп.Доказательства, что совершаемые у еретиков церковные таинства, хотя и приемлются в церковь без повторения как святые и божественные, но для них не содержат благодати спасения - РГБ ОР. Ф. 579. 366. Л. 2 об.). Соч. П. «О принятии еретиков» сохранилось в фонде митр. св. Филарета (Дроздова) в РГБ (Ф. 317. 3). В ходе полемики с архиеп. Антонием П. подготовил «Замечания уклонений от иерархического порядка с нарушением церковного предания и священных канонов, учиненных архиепископом Антонием по одноличному своему произволу» (публ.: Субботин. Современные летописи раскола. 1869. Прил. С. 3-24). В ответ Швецов по указанию архиеп. Антония написал «Отзыв на письмо г. Пафнутия, еп. Казанского». П. ответил «Замечаниями против отзыва Антония Шутова на его письмо» (публ.: Братское слово. 1891. 3. С. 209-227; 4. С. 295-312; 5. С. 363-375; то же: Субботин Н. И. Летопись происходящих в расколе событий за 1890 г. М., 1891. С. 32-80). После выхода в свет в 1885 г. книги Арсения (Швецова) «Истинность старообрядствующей иерархии противу возводимых на нее обвинений» П. вступил с автором в полемику, написав ряд заметок. Н. И. Субботин опубликовал заметки П. в ж. «Братское слово», снабдив их заголовками: «В защиту выражения «божественное истощание» и против учения Онисима Швецова, что якобы Бог есть «тончайшее вещество»» (1891. 9. С. 683-689), «Против учения Онисима Швецова о подвременном рождении Сына Божия от Отца» (Там же. С. 690-701), «Против «Истинности…» Онисима Швецова» (Там же. 10. С. 764-773). Впосл. эти отзывы были выпущены отдельным изданием (Раскольнический лжеучитель Швецов пред судом одного из своих собственных епископов. М., 1891, 18992). Конфликт между П. и Арсением (Швецовым) был исчерпан в окт. 1888 г., когда Московский духовный совет разбирал выдвинутые против Арсения обвинения в ереси.

http://pravenc.ru/text/2579820.html

Об Афоне: с. 101–118, 162–168. Ср.: Леонид, архимандрит (Кавелин Л. Α.): Пилгримация или путешественник... Ипполита Вишенского... 419). 689 . Романов В. Заметки об Афоне. – ЛРОПТ, 1860, 12. 690 . Румянцев Η. Ε. С Горы Афон. (Пребывание преосвященного ректора МДА епископа Арсения и его спутников на Святой Горе Афонской. Торжество освящения Андреевского собора). – ЦВ, 1900, 27, с. 861–863. См. также: Арсений, епископ (Стадницкий А. Г.). В стране священных воспоминаний... 62). 691 . Русские афонцы в Сербии. – ЦВ, 1899, 48, с. 1728. 692 . Русские иноки на Святой Горе Афонской от исхода X до половины XIX века. – ХЧ, 1853, т. 2, с. 290–317. 693 . Русские келлиоты Афона. – ЦВ, 1905, 46. 694 . Русские и сербы на Святой Горе Афонской. (По случаю 600-летия существования Хилендарского монастыря.) – ЦВ, 1898, 34, с. 1145–1147. В конце текста псевд.: Афонец. 695 . Русский архиерей – отшельник на Афоне. – ДС, 1897, вып. 2, февр., с. 58–59. 696 . Русский монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе Афонской. Изд. 7-е, испр. и доп. М., 1886. 280, III с.; 14 рис. и портр. старца, духовника иеросхимонаха Иеронима. В прил., в частности, приводятся хронологический перечень некоторых замечательных актов Русского Пантелеимонова монастыря (с. 211–215), а также список книг и листков, изданных монастырем с 1850 по 1886 г. (с. 257–279). 697 . Русский общежительный скит святого пророка Илии на Афонской Горе. Одесса, 1883. 76 с.; 6 илл. Изд. 2-е. Одесса, 1889. 72 с.; илл. Изд. 3-е. Одесса, 1896. 104 с.; илл. Изд. 4-е. Одесса, 1913, 92 с.; илл. 698 . Русский Свято-Андреевский скит на Афоне к его 50-летию 1849, 22 окт. – 1899. Одесса, 1900. 16 с. 699 . Ρыжановский И., священник. Путешествие по Святой Горе Афонской священника Подольской епархии Иоанна Рыжановского. – ПодЕВ, 1868, 22, с. 716–728. О Русском Пантелеимоновом монастыре: с. 716–722. 700 . С Афона. – ПрЦВ, 1892, 32, с. 119–120; 1899, 42, с. 1733–1734. 701 . С Афона. (Беспорядки в Лавре Святого Афанасия). – ЦВ, 1915, 13, с. 391.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

А. И. Мамин. СПб., 1906. С. 78-81, 86-87, 111 и др.; Восстание в Москве 1682 г.: Сб. докум. М., 1976. С. 94-95, 97, 102, 179, 186-187, 192, 194; Восстание московских стрельцов, 1698 г.: (Мат-лы следств. дела)/Публ. А. Н. Казакевич. М., 1980. Соч.: «О древнем предании святых апостол и святых отец... како подобает всякому христианину на знамение креста и на лице своем руки персты и кия слагати»//ГИМ. Син. 986/904. Л. 278об.- 287; [Проповедь А. перед благодарственным молебном в Успенском соборе по поводу подавления стрелецкого бунта]//ЧОЛДП. 1889. Кн. 1. С. 457-458; [Духовное завещание А.]//ГИМ. Син. 577/422. Л. 1-4; Икона, или Изображение великие соборные Церкве всероссийскаго и всех северных стран Патриарша Престола приключившихся дел в разные времена и лета, писанная при св. Патриархах кир Иоакиме и кир Адриане Московских//РНБ. Погод. 1115; РГИА. Ф. 834. Оп. 2. 1734, оба - нач. XVIII в.; Письма Петра Великого к брату Иоанну Алексеевичу и Патриарху Адриану. СПб., 1788; «Наказ старостам поповским и благочинным смотрителям»//ДРВ2. М., 1790. Ч. 15. С. 373-405; [Окружные послания А.]// Есипов Г. В. Раскольничьи дела XVII в. СПб., 1861. Т. 2. М., 1863. Прил. С. 64-72, 76-96; Извещение Патриарха Адриана о церковно-школьном образовании// Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. СПб., 1858. Т. 3. Прил. 7. 45. С. 356-357; Грамоты Патриарха Адриана и архиепископа Холмогорского Афанасия о Соловецком монастыре. СПб., 1879. С. 5-38. (ПДПИ; Вып. 3). Лит.: Н. А. А. Патриарх Адриан//ЧОИДР. 1848. 8; Правдин А. Жизнь и поучения Патриарха Адриана//ДБ. 1872. 42, 43, 44; Каптерев Н. Ф. Сношения Иерусалимского Патриарха Досифея с русским правительством (1699-1707). М., 1891. С. 90-91. Прил. 10. С. 39-44; Николаевский П. Ф. Архидиакон Московского Патриарха Адриана//ХЧ. 1891. 5-6; Писарев Н. Домашний быт русских Патриархов. Каз., 1904; Рункевич С. Г. Архиереи петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. СПб., 1906. Вып. 1; Скворцов Г. А. Патриарх Адриан: Его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII в.

http://pravenc.ru/text/63584.html

Так как Спиридон был рукоположен 15 сентября (см. прим. 43 митр. Макария), а патриаршество Рафаила датируется в настоящее время нач. 1475 — нач. 1476 г. (Podskalsky. Griechische Theologie. S. 398), то единственная возможная дата этого события — 15 сентября 1475 г. Б. Бучинский, специально изучавший события, связанные со Спиридоном, полагает, что какая-то часть православного общества великого княжества Литовского за кандидатурой Спиридона стояла. Факт, что кандидатом на Киевскую кафедру стал тверской монах, исследователь связывает с тем, что в 1471 г. тверской вел. кн. Михаил Борисович вступил в брак с Софьей, дочерью киевского кн. Семена Олельковича (ПСРЛ. СПб., 1863. Т. 15. Стб. 497; см.: Бучинський Б. Cmyдii з icmopii цepkobhoi yhii. III. Micaiлib лист//Записки Наукового товариства iм. Шевченка. Льbib, 1909. Т. 90. С. 21). «Пан» из Литвы, который приехал к Иоанну III хлопотать за Спиридона, был, конечно, не слугой митрополита, а одним из представителей православной светской знати великого княжества Литовского — его сторонником. Приведенный митр. Макарием текст архиерейской присяги был впервые использован в повольной грамоте Тверского еп. Вассиана Стригина Оболенского на избрание (декабрь 1477 г.) митрополитом Геронтия (РФА. Вып. 3. С. 690). Предположение митр. Макария, что «Изложение о православней, истинней нашей вере» было окружным посланием Спиридона его литовской пастве, вызвало возражения Р. П. Дмитриевой, которая полагала, что послание было написано им уже в Московской Руси, чтобы доказать местному духовенству свою верность православию (Дмитриева Р. П. Сказание о князьях владимирских. М.; Л., 1955. С. 77–78). Однако слова «сладкы нам юзы и радостны изгнания, иже по преданию святых, святых апостол правилом и по святых 7-ми Собор Вселенских умрети, нежели святых попранию приближится», вполне уместные в обращении преследуемого за православие митрополита к его пастве, звучали бы вопиющей бестактностью в обращении к православным в Москве. Современную биографию Спиридона см.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2 (2-я пол. XIV–XVI в.). Ч. 2. С. 408–411.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010