После правки певч. книг 2-й комиссией (1669) количество О. в рукописях офиц. Церкви уменьшается, и к XVIII в. в них остались 2 О.: Сретению «Иже на херувимех носимый» и Успению «Богоначальным мановением», к-рые были записаны 5-линейной нотацией и вошли в печатные издания Синода (Праздники. М., 1772 и переизд.). О. Обихода в этот период встречаются в единичных списках. Появляются и новые песнопения-О.: «Бесплотное естество херувимское» и «Достойно есть», О. сщмч. Ипатию, еп. Гангрскому. В старообрядческих рукописях и изданиях можно встретить более ранние О., записанные знаменной пометной нотацией: «Свете тихий», «Воскресение Христово видевше», О. Стихираря. Кроме основного знаменного известны и другие распевы О. В путевых Стихирарях 70-х гг. XVI - сер. XVII в. помещали О. путевого распева: стихиры Успению, Сретению, Покрову, прав. Прокопию Устюжскому и мученикам Маккавеям (напр., ркп. сер. XVII в. РНБ. Q.I.186); в путевых Обиходах записывали «Свете тихий» и «Преблагословенна еси» (РНБ. Солов. 690/763. Л. 85, 272). Существуют и строчные партитуры О.: Успению и Сретению (напр., РНБ. Погод. 400. Л. 116 об., 204, кон. XVII - нач. XVIII в.), «Свете тихий» (РНБ. Погод. 394. Л. 231, кон. XVII - нач. XVIII в.). О. Успению «Богоначальным мановением» стабильно фиксируется в киевско-литов. Ирмологионах; его распев представляет собой извод знаменного, определяемый как киевский (напр., РНБ. ППК. Q. 13. Л. 284-286 об., кон. XVII - нач. XVIII в.). Лит.: Общая: Strunk O. The Tonal System of Byzantine Music//MQ. 1942. Vol. 28. N 2. P. 190–204; Бражников М. В. Древнерус. теория музыки. Л., 1972. С. 221–251; Захарьина Н. Б. Песнопения-осмогласники в древнерус. нотированных рукописях//Источниковедческое изучение памятников письменной культуры. Л., 1990. С. 26–38; она же. Интонационный словарь и композиция песнопений-осмогласников знам. распева: АКД. СПб., 1992; по отдельным смогласникам: «Богоначальным мановением»: Преображенский А. В. Греко-русские певчие параллели XII–XIII вв.//De musica: Временник отд.

http://pravenc.ru/text/2581629.html

(об исцелении дочери унжанина Федора) помещено в Житии перед повествованием о кончине святого. Такие списки, возможно, представляют собой наиболее ранний вид Жития, «который заканчивался повествованием о кончине Макария и еще не имел особого раздела чудес» (Там же. С. 292). Л. П. Тарасенко ввела в научный оборот ряд новых списков, в их числе - древнейший список Краткой редакции с 10 чудесами (РГБ. Ф. 310. 332, посл. треть XVI в.). По мнению исследовательницы, Пространная редакция принадлежала опытному книжнику, работавшему в крупном лит. центре, скорее всего в Москве, возможно Герману (Тулупову), однако вопрос атрибуции до конца не решен ( Тарасенко. 2006. С. 56-57). Одновременно с Пространной редакцией было создано «Слово похвальное» (нач.: «Вренъ есть Господь Богъ и праведенъ, и милостивъ, позвавый насъ въ царство свое…»), помещаемое в рукописях после Пространного Жития и с XVII в. постоянно включаемое в агиографический цикл, посвященный М. Понырко ввела в научный оборот монографический сборник, посвященный М. (Макариевский сборник),- ИРЛИ. Колл. В. В. Лукьянова. 51, сер. XVIII в.,- и предположила его унженское происхождение (это мнение разделяет Д. Р. Ерофеев, к-рый обнаружил еще 2 сборника, близкие по составу,- РНБ. F.I.861 и РНБ. ОЛДП. F.21). В Макариевский сборник вошло не только Житие, «Слово похвальное», но и комплекс произведений, важных для истории почитания святого ( Понырко. 1990. С. 58-69). Ерофеев считает правомерным выделять 5 редакций Жития ( Ерофеев. 2001. С. 59-68). Помимо Краткой редакции с 10 чудесами, наиболее распространенной в списках (перечень см.: Там же. С. 60-62), исследователь обнаружил 3 списка XVII в. этой редакции с 16 чудесами: РНБ. Тит. 3517; РНБ. Q.I.82; РНБ. Погод. 741. В этих списках новые чудеса имеют заголовок «Сказание о чудесах преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца». Поскольку эти чудеса происходят в Унженском мон-ре (в тексте указаны названия деревень Унженского у.), исследователь справедливо предположил, что «Сказание о чудесах...» могло быть написано в Унже либо в Унженской обители после 1615 г., к-рым датируется 1-е чудо ( Ерофеев.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

15 Фрагмент от слов «Доблий же убо Варфоломей обычнаа възаконениа на оше–ствие родителем сътворь» и до слов «и ошед мирьскых печалей, и оставль дом отца своего» (Тихонравов Н. С. Древние жития Сергия Радонежского. Отд. 1. С. 82) определил как заимствование из Жития Федора Эдесского В. Яблонский, но ошибочно посчитал это чтение первичным (Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. С. 277—279). Между тем отмеченный текст является вставкой во Второй Пахомиевской редакции и отсутствует во всех других редакциях. 16 Похвала Сергию от слов «Сицевая отца течениа, сицеваа дарованиа» и до слов «и многы монастыря обьще житье проходящим добродетелное и чюдное воз–движе» (РНБ, F. I. 306. Л. 107 об. — 108) заимствована из Жития Афанасия Афонского (ср.: Троиц. 749. Л. 405 об. — 406; ГИМ, Единоверч. 62. Л. 263—263 об.). 17 Текст ее публикуется в 4 части настоящей книги. 18 Рассказ об устроении Сергием обители: «начят съзидати блъшую обитель чет–верообразно, в лепоту зело, посреди же церковь блъшую красну, отвсюду видиму, трапезу же и келии и вся, еже подобает на потребу» (РНБ, F. I. 306. Л. 81 об.) — на самом деле почти дословно заимствован из Жития Афанасия Афонского (Троиц. 749. Л. 358; ГИМ, Единоверч. 62. Л. 191 об.). Вставной характер фрагмента следует из того, что в нем описывается устройство общежительного монастыря, а попал он в рассказ, повествующий о периоде особножительства Троицкой братии. Описание возвращения Сергия с Киржача в Троицкий монастырь (РНБ, F. I. 306. Л. 92—92 об.) основано на соответствующем тексте из Жития Афанасия Афонского (ГИМ, Единоверч. 62. Л. 210). В рассказе о Куликовском сражении определение Диитрия Ивановича как «победоносного», выражение «победу светлую взем на сверепыя варвары» (РНБ, F. I. 306. Л. 98—98 об.) — заимствованы из Жития Афанасия Афонского (ГИМ, Единоверч. 62. Л. 183 об., 196 об.) В рассказе о преставлении Сергия добавлена фраза: «Тогда лице святого свет–ляшеся яко снег» (РНБ, F. I. 306. Л. 107 об.) — она также выписана из Жития афонского подвижника (Троиц. 749. Л. 408 об.; ГИМ, Единоверч. 62. Л. 267 об.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

ОЕ – Остромирово ев., 1056/57 г.: Санкт-Петербург, РНБ, F.n.1.5 Охридский апостол, XII в.: Москва, РГБ, Григ. 13 Пан. – Пантелеимоново ев., XII-XIII в.: Санкт-Петербург, РНБ, Соф. 1 Пл. – Пловдивское ев., XIII в.: Пловдив, Народная библиотека Иван Вазов, 67 Плц. – Полоцкое ев., XIII в.: Москва, РГБ, Унд.962 Рад. – Радомирово ев., XIII в.: Загреб, HAZU, ШЬ 24 Симоновская псалтырь, XIIÏ Москва, ГИМ, Хлуд.З Симоновское ев., 1270 г.: Москва, РГБ, Рум. 105 Синайская псалтырь, XI в.: Синай, Библиотека монастыря св. Екатерины, Slav, cod 38 Синайский евхологий, XI в.: Санкт-Петербург, РНБ, Глаг. 3 Сав. -Саввина книга, X-XI в.: Москва, РГАДА, ф. 381, 14 Софийская псалтырь (Софийский песнивец), 1337 г.: София, Биб-ка Болгарской Академии наук, 2 Срз. – Евангелие Срезневского, XIII в.: Санкт-Петербург, БАН 24.4.25 Толстовская псалтырь, XI в.: Санкт-Петербург, РНБ, F.n.1.23 Тпгр. – Типографское ев., XII в.: Москва, РГАДА, ф. 381, I Тырновское ев., 1273 г.: Загреб, HAZU IIIa 30 Успенский сборник, XII в.: Москва, ГИМ, Усп. 4 Филиппа попа сборник, 1345 г.: Москва, ГИМ, Син.38 Хвала рукопись (Хвалов сборник), 1404 г.: Болонья, Universita di Bologna , 3575 ЮБ – Южнославянская Библия, XIV в.: Санкт-Петербург, РНБ. F.I.46I Юрьевское ев., XII в.: Москва, ГИМ, Син. 1003 УКАЗАТЕЛЬ СЛАВЯНСКИХ РУКОПИСЕЙ ПО ШИФРАМ Белград Архив Сербской академии наук и искусств 643 (Мостарское (Манойлово) ев.) –175 МСПС собр. Гpyjha 222–188 43–790 НБС Pc. 42–164 Pc. 496–17, 175 Патриаршая библиотека 322 (Шишатовский апостод) – 151 Болонья Universita di Bologna 2499–34. 35, 160 3575 (Хвала рукопись (Хвалов сборник))- 128, 138, 151, 174. 175, 201 Бухарест Библиотека Румынской академии наук 1/1141 -/39 96–36 205 (Бухарестская псалтырь)-187 Ватикан Vat., Cod. Slav. 3 (Асссманиево ев.)-13. 16, 19–21, 50, 59. 125. 149. 161–163 Vat., Grec. 1209 – 121 Вена Австрийская национальная библиотека Cod. slav. 14–37 N и К 1175 (Падеровская библия) – 202 Вильнюс Ц БАН Литвы 109/147–2», 154. 168 ф. 19 (собр. Виленской публичной б-ки), 1 (Туровское ев.) – 16 ф. 19 (собр. Виленской публичной б-ки), 262 – 86. 184

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Первая группа работ 1898 1. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены: Магистерская диссертация. СПб.: Товарищество «Печатня С. П. Яковлева», 1898. 516 с. 1172 1899 2. К вопросу о философии Эригены: Ответ профессору В. С. Серебренникову. СПб.: Товарищество «Печатня С. П. Яковлева», 1899. 58 с. 1904 3. Эригена [Иоанн Скот]//Энциклопедический словарь. СПб., издатели Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон, 1904. Т. 41. С. 16–20. 1906 4. Происхождение монофизитства: Речь, предназначавшаяся к произнесению в день годичного акта 17 февраля 1906 г. СПб.: Типография М. Меркушева, 1906. 30 с. То же: ХЧ. 1906. Июнь. С. 793– 822. То же: Отчет о состоянии Санкт-Петербургской Духовной академии за 1905 г. СПб.: Типография М. Меркушева, 1906. 1910 5. По поводу мнения о существовании в древней церкви так называемых «диаконисс по одеянию» в качестве подготовительной ступени к служению в звании диаконисс в собственном смысле (с рукоположением). 1910 г. 1173 Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 147. 1900–1912 6. Курс лекций по истории древней церкви. 1900–1912 гг. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 123 (первая часть – 280 л.); ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1.Д. 124 (вторая часть – 396 л.). 1913 7. К истории арианского спора до Первого Вселенского собора. СПб.: Типография М. Меркушева, 1913. 52 с. То же: ХЧ. 1913. Июль – август. С. 372–398; Октябрь. С. 1176–1200. 8. Константин Великий и его сыновья. Статья. 1913 г. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 02. Оп. 1. Д. 90. 1174 9. Языческая реакция при Юлиане Отступнике. Статья. 1913 г. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 91. 1175 1914–1916 10. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 года. Пг.: Типография М. Меркушева, 1916. 198 с. То же: ХЧ. 1914. Январь. С. 23–53; Февраль. С. 141–157; Ноябрь. С. 1398–1422; Декабрь. С. 1531–1559; 1915. Октябрь – ноябрь. С. 1185–1202; Декабрь. С. 1321–1338; 1916. Февраль. С. 158–183; Апрель. С. 421–493. 1915–1916 11. Лекции по истории древней церкви, читанные профессором А. И. Бриллиантовым студентам первого курса Петроградской Духовной академии в 1915–1916 гг. 273 с. (литография).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сент. Дни 1-13. Стб. 471-472), об исцелении бесноватого (РНБ. Соф. 451/1. Л. 92 об.- 93; источник - эпизод из «Надгробного слова»: Досифей (Топорков). 1865. С. 176), о предсказании поражения рус. войска в битве под Оршей в 1514 г. (РНБ. Соф. 451/1. Л. 93-94; источник: Досифей (Топорков). 1865. С. 176.). Чудеса о наказании инока Исихия и об исцелении Дмитрия Выповского были исключены. 6-е чудо «О колокольном звоне», к-рый слышали в лесу на месте основания мон-ря, заимствовано из минейного Жития (РНБ. Соф. 451/1. Л. 99 об.- 101; ср.: ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 484-485). В описании 7-го чуда использован рассказ Новгородского архиеп. Феодосия об иером. Исаии (РНБ. Соф. 451/1. Л. 101-106). 8-е повествует о чудесном исцелении у гробницы И. новгородца Корнилия, к-рый был «клириком начальник» (Там же. Л. 106 об.- 110), 9-е - об исцелении от хромоты сына «воина царского» Дмитрия Телегина (Там же. Л. 110 об.- 113) и 10-е - об исцелении «от бесного недуга» чернеца Варнавы (Там же. Л. 113-114 об.); 2 последних чуда основывались на рассказах монастырского старца Боголепа. 11-е Чудо повествует об исцелении от слепоты инока Онуфрия, к-рое случилось у гробницы преподобного 2 июня 1585 г. (Там же. Л. 115-118), 12-е - о вразумлении Петра, слуги Малюты Скуратова-Бельского (Там же. Л. 119-122). 15 янв. 1589 г. на церковном Соборе в присутствии царя Феодора Иоанновича и нареченного патриарха Иова было подтверждено местное празднование И. и заявлено: «А вперед Господь Бог и пречистая Богородица прославит угодника своего великаго чудотворца Иосифа чюдесы, и тогда пети и праздновати по всем святым местом и по соборным церквам» ( Голубинский. Канонизация святых. 1998. С. 116; РНБ. Погод. 1562. Л. 39). На Соборе была одобрена служба прп. Иосифу и на последнем этапе составления включена в нотированный свод песнопений канонизированных рус. святых - стихирарь «Дьячее око» ( Рамазанова. 2001. С. 22). В Волоколамском монастыре было определено праздновать память И. 3 раза в год: 13 февр.- в день его пострижения в монахи, 1 июня - в день прихода на место основания обители, 9 сент.- в день преставления.

http://pravenc.ru/text/578410.html

Сокращённые названия библиотек и древлехранилищ ГИМ – Государственный Исторический музей РГАДА – Российский государственный архив древних актов РНБ – Российская Национальная библиотека BNF – Bibliotheque nationale de France LEIM – Библиотека монастыря Лимонос (о. Лесбос, Греция) Источники Рукописи – Син325 – ГИМ, Синодальное собр., Древнерусский богослужебный обиход XIV b. – СинТип46 – РГАДА, ф. 381 (Синодальная типография), Древнерусский Часослов XIV b. – СинТип47 – РГАДА, ф. 381 (Синодальная типография), Древнерусский Часослов XIV b. –  Соф1052  – РНБ, собр. Софийского собора, Древнерусский богослужебный обиход XIV b. – F.n.I.1 – РНБ, F. п. I. 1. «Рязанская Кормчая», древнерусский список Кормчей книги сербской редакции 1284 г. – F.n.I.73 – РНБ, F. п. I. 73. Древнерусский богослужебный обиход XIV b. – Q.n.I.38 – РНБ, Q. п. I. 38. Лист из Q.n.I.57. – Q.n.I.57 – РНБ, Q. п. I. 57. Древнерусский Часослов XIII b., ранее Sinslav12. – Coisl213 – BNF, Coislin, Греческий константинопольский Евхологий 1027 г. («Евхологий Стратигия»). – HarvardGr3 – Harvard, Houghton Library, Gr. 3. Греческий Орологий 1105 г. – Leim295 – LEIM, 295. Греческий Орологий XII b. – Saba409 – Hieros. St. Saba 409. Греческая Псалтирь XIII b. – SinSlav12 – Sinai, St. Catherine Monastery, Manuscript Slavonic – SinSlav13 – Sinai, St. Catherine Monastery, Manuscript Slavonic Древнерусский Часослов XIII b. – SinSlav41N – Sinai, St. Catherine Monastery, Manuscript Slavonic Лист из Q.n.I.57. – Vatop1248 – Vatopedi, Греческий Орологий 1077 г. Литература – Андреев 2016 – Андреев А.А., «Чинопоследование утрени по древнерусским часословам студийской эпохи», Электронный научный журнал студентов и аспирантов БФ ПСТГУ, 8, 2016 ( http://pstgu.ru/download/1482856690.1–15.pdf ; последнее обращение: 04.07.2018). –  Антонин (Капустин) 1873 – «Изъ записокъ Синайскаго богомольца, VI», Труды Kiebckoй Духовной Akaдeмiu, сентябрь, 1873, 324–400. – Гражданкин 2014 – Гражданкин Г., свящ., «Богослужение времени по литургико-каноническим памятникам предвизантийской эпохи», in: Агапов О., прот., ред., Научные труды Самарской Духовной семинарии. Сборник статей, 4, Самара, 2014, 319–330.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

На почитание К. в XVII-XIX вв. указывает включение его имени под 14 окт. (представленная в поздних источниках дата явления образа Пресв. Богородицы К.) и 18 февр. (дата преставления К., содержащаяся в его Житии) в святцы, описания святых и иконописные подлинники этого времени (см., напр.: РНБ. Тит. 94. Л. 17; 3116. Л. 19 об.; 3117. Л. 40; 4765. Л. 142; ОЛДП. О. 21. Л. 58; Q. 862. Л. 118; Вяз. О. 87. Л. 81; Мих. Q. 532. Л. 229 об.; Тиханов. 279. Л. 20; ОСРК. O.I.504. Л. 63). В ряде случаев (РНБ. ОЛДП. Q. 862. Л. 118; Мих. Q. 532. Л. 229 об. и др.). К. упоминается в перечне святых «града Юрьева Польского», также в числе Вологодских (РНБ. ОЛДП. О. 21. Л. 58) и Ярославских (РНБ. Вяз. О. 87. Л. 81) святых. 16 авг. 1865 г. в обители был освящен придельный храм во имя К. (Житие. 1883. С. 259). Согласно описи 1906 г., в мон-ре хранилась икона с изображениями К. и свт. Митрофана (последний был канонизирован в 1832), шитый шелком образ К., который, по описи, находился в Древлехранилище Братства св. Александра Невского во Владимире (Монастыри. 1906. С. 111; Щенникова. 2000. С. 169-170). В рукописном тексте XIX в. (не позднее 1886) «О мощах угодников, почивающих в киевских пещерах, и о святых угодниках Российских, которых имена не помещены в месяцеслове» «Козьма преподобный» упомянут в числе тех «угодников святых, коих время памяти неизвестно» (РНБ. Тит. 2727. Л. 71 об.). В 80-х гг. XIX в. по просьбе жителей с. Зернева (Зерзнева) Суздальского у., считавших К. «своим уроженцем», епархиальное начальство учредило в 9-ю пятницу по Пасхе крестный ход с чудотворной иконой Успения Божией Матери из мон-ря в село для освящения домов местных жителей. В 1923 г. мон-рь был закрыт, возобновлен по постановлению Синода от 27 дек. 1996 г. В 2008 г. над трапезной Никольского храма архиеп. Владимирский и Суздальский Евлогий освятил придел во имя К. и свт. Митрофана. В наст. время мощи святого находятся «под спудом» в Успенском соборе Яхренского мон-ря. Ист.: Житие прп. отца нашего Космы, что на р. Яхрени, новаго чудотворца/Сост.: Ф. Павлинский//Владимирские ЕВ. 1883. 9. С. 249-260; Козьмина мон-ря синодик, вкладная книга и его описи XVII в./Подгот.: Н. С. Стромилов//Владимирские ГВ. 1884. Ч. неофиц. 5. С. 1; 7. С. 3; 8. С. 3-4; Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст.: Кр. ист. сведения с прил. описей сохраняющихся в них древних предметов. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 110-113; Усачев А. С. Житие Козьмы Яхренского//ДРВМ. 2011. 1(43). С. 89-106.

http://pravenc.ru/text/2458773.html

И. Цыплятевым (нач. XVI в., РНБ. Кир.-Бел. 37/42. Л. 155). Др. примером является заставка-арабеска из Евангелия-тетр (XVI в., РНБ. Кир.-Бел. 43/48. Л. 234). Сложная композиция заставки из Ирмология с крюковой нотацией (XVII в., РНБ. Кир.-Бел. 586/843. Л. 3 об.) напоминает по характеру исполнения гравюру и представляет образы давно неиспользуемой тератологической орнаментации: своеобразное дерево с птицами, в центре парит раскинувшая крылья сова, а у корней грызутся между собой и огрызаются по сторонам хищные звери. Сочетание изображений птиц и животных напоминает композиции «Древа жизни» или образы «Притчи о сладости мира сего» ( Враская. 1983. С. 271-275). Печатными заставками в монастыре на исходе средних веков очень дорожили: их вырезали и вклеивали в новые рукописные книги, маскируя стыки примитивными чертами-«усиками», как, напр., в Евангелии-тетр очень маленького формата (нач. XVII в., РНБ. Кир.-Бел. 84/89. Л. 1 н. с.) или в Апостоле-тетр (1693 г., РНБ. Кир.-Бел. 119/121. Л. 25). Разные исторические лица привозили с собой в К. Б. м. книги. Так, Сильвестровский сборник принадлежал иерею московского Благовещенского собора Сильвестру, духовнику молодого царя Иоанна IV Васильевича (2-я пол. XIV в., ныне - РГАДА. Тип. Ф. 381. 53; надписан на л. 1 как «сбрнк Селиверстовской»; «Книга Царство з Деянием, ту же Бориса и Глеба житие» (по описи 1601 г., см.: Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 129, 305; об уникальном лицевом цикле в рукописи: Айналов Д. В. Миниатюры «Сказания» о святых Борисе и Глебе Сильвестровского сб. СПб., 1911. С. 1-128). К примерам новгородского книжного и художественного наследия в б-ке К. Б. м. следует отнести и выдающиеся книжные иллюстрации, к-рые находятся в рукописи Христианской топографии Космы Индикоплова с миниатюрами,- средневек. энциклопедии христ. знаний об окружающем физическом мире. Ряд таких рукописей был создан в 1-й пол. XVI в. в кругу, куда мог входить заказчик или составитель программы свящ. Сильвестр (этот вопрос требует дополнительного изучения).

http://pravenc.ru/text/1840459.html

На основе данных певч. рукописей можно предположить, что И. Г. был не только мелургом, но и автором текстов неск. пятнадцатисложников, напр. умилительной матимы (μθημα κατανυκτικν) «Трезвися, душе моя грешная, и блюди житие» (Νφε, ψυχ μου, ταπειν, κα σκπησον τν βον) на 2-й плагальный глас νενανω (Ath. Xen. 171. Fol. 161). Известны неск. учебных песнопений И. Г.: «Господи, помилуй» по гласам (БАН. РАИК. 154. Л. 9 об.), осмогласник Протеории (называемый также методом метрофонии ) «Господи, благослови» (Lesb. Leim. 459. Fol. 6; РНБ. Греч. 132. Л. 8; 711. Л. 7 об.), стихи Протеории «Господи Иисусе Христе, Боже наш» по гласам (Ath. Philoth. 122. Fol. 15; Lesb. Leim. 238. Fol. 6-6v; РНБ. Греч. 711. Л. 7 об.). И. Г. является автором 2 или 3 теоретических руководств типа «Исон, олигон, оксия, петасти, вария» для изучения мелодических формул (или фраз - θσεις), где каждая невма дается в сочетании с др. знаками (Society of Antiquaries of London. 48. Fol. 7-8v, 1430 г.; Ath. Konstamon. 86. Fol. 13-14v; РНБ. Греч. 498, XVI в. (см. публ.: Герцман Е. В. Петербургский теоретикон. Од., 1994. С. 151-215); Athen. Bibl. Nat. 2837. Fol. 1v - 2, 1457 г.; Lesb. Leim. 273. Fol. 3v - 5; РНБ. Греч. 132. Л. 29 об.). Мануил Хрисаф высоко оценил этот труд И. Г., как и подобные работы его учеников Иоанна Кукузеля и Ксена Корониса. И. Г. также приписывается создание трактата, посвященного ладовой системе октоиха, в т. ч. т. н. серединных гласов (μσοι χοι; см., напр.: РНБ. Греч. 782. Л. 8 об.- 9, XVII в.; см. пер.: Герцман. К загадкам наследия. 1996. С. 226-227). Определение «протопсалт» для раннепалеологовской эпохи, когда уровень всех искусств был особенно высок, свидетельствует о певч. таланте И. Г. и о его успешном служении на клиросе. Неудивительно, что сочинения И. Г. исполнялись в течение мн. веков и стали источником творчества последующих мелургов, а имя И. Г. причислено к именам ряда великих музыкантов последних 8 веков. Лит.: Κουροσης Σ. Ο λγιος οκουμενικς πατριρχης Ιωννης ΙΓ Γλυκς//ΕΕΒΣ.

http://pravenc.ru/text/471114.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010