F. IV. 764. Л. 30; Эрм. 440. Л. 27). Портрет Д. А. имеется также в титулярнике 1690-1698 гг. (ГИМ. Муз. 4047), вложенном, согласно митр. Псковскому Илариону (Смирному), в Троицкий собор Пскова. Подобная традиция сохранялась в более поздних живописных портретах на холсте (кон. XVIII в. ГРМ), на гравюрах и литографиях 1-й пол.- сер. XIX в. (РНБ, см. также: Адарюков, Обольянинов . Словарь портретов. С. 273), на костяных рельефах холмогорской работы, в серии небольших рельефных печатей (инталий) на зеленой сибир. яшме, вырезанных ок. 1723 г. нюрнбергским мастером И. К. Доршем (ГЭ), по-видимому по заказу Я. В. Брюса (Д. А.- оплечно, в княжеских доспехах). Блгв. князья Александр Невский, Феодор Новгородский и Даниил Московский. Фрагмент иконы «Собор святых великих князей, княгинь и княжон». 2-я пол. XIX в. (Собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) Блгв. князья Александр Невский, Феодор Новгородский и Даниил Московский. Фрагмент иконы «Собор святых великих князей, княгинь и княжон». 2-я пол. XIX в. (Собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) На миниатюре в синодике Новоиерусалимского Воскресенского мон-ря с изображением родословного древа русских князей и царей, выполненным собственноручно вел. кнж. Татианой Михайловной в 1676-1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 58), Д. А. представлен вверху справа в схиме ( Срезневский И. И. Родословное дерево рус. князей и царей: Рисунок 1676-1682 гг.//ИИАО. 1863. Т. 4. Стб. 308-310. Цв. рис. 17). В росписи Благовещенского собора Казанского кремля (ок. 1694) Д. А. изображен в княжеских одеждах (плащ с растительным орнаментом по светлому полю) в откосе окна сев. стены, напротив св. кн. Александра Невского (имя святого определено по графье, колорит изменился вслед. пожаров) ( Сорокатый Н. В. Кафедр. Благовещенский собор Казани//Сокровища культуры Татарстана. СПб., 2004. С. 133, 137. (Наследие народов РФ; 5). Собор Московских святых. Икона. Нач. XX в. (ЦМиАР) Собор Московских святых. Икона. Нач. XX в. (ЦМиАР) В иконописи основным иконографическим изводом является изображение Д.

http://pravenc.ru/text/171280.html

Более точной с т. зр. иконографии копией прижизненной парсуны является ростовой портрет Н. 1913-1914 гг. (дар И. И. Бриллиантова Ферапонтову мон-рю, КБМЗ; см.: Святейший патр. Никон. 2005. С. 72-74. Кат. 49; Шаромазов М. Н. Ферапонтов мон-рь: Страницы истории: Путев. по экспозиции/КБМЗ. М., 2002. С. 66. Ил. 51). Живопись довольно условна (к этому времени протограф уже нуждался в реставрации). Мантия патриарха малинового цвета, на нижних скрижалях образы херувимов. Согласно надписи на обороте подрамника, портрет «писала Надежда Косарева, ученица 8[-го] класса С. П. Б. Исидоровского епархиального училища»; в 1914 г. он был «исправлен» худож. Т. Н. Гиппиус (сестрой поэтессы З. Н. Гиппиус) «по фотографии с портрета, писанного… царским живописцем Дитерсом…» и передан в мон-рь 2 авг. 1915 г. Др. портрет Н. в подобном облачении (клобук иной формы) «в овальной раме» хранился в Чудовом мон-ре (Собрание памятников церк. старины. 1913. С. 65. 13в; Три века: Россия от смуты до нашего времени: Ист. сб./Ред.: В. В. Каллаш. М., 1912. [Т. 1.] С. 231). К этому типу изображения можно отнести и книжные иллюстрации к царским Титулярникам 70-х гг. XVII - нач. XVIII в. Поясные или погрудные образы заключены в овальные или арочные рамки, окруженные цветочным орнаментом. В Титулярнике 1672 г., созданном в мастерской Посольского приказа для поднесения царю Алексею Михайловичу по заказу боярина А. С. Матвеева (иконописцы И. Максимов и Д. Львов, РГАДА. Ф. 135. Отд. V. Рубр. III. 7. Л. 94 (74); Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. Л. 57), образ Н. поясной, развернут вправо; патриарх в рясе, архиерейской мантии, невысоком белом клобуке с крестом, с панагией на груди; правая рука в благословляющем жесте, в левой - четки и жезл без сулока. У Н. специфическая внешность: темные глаза, крупный, сильно выступающий нос, черная прямая борода, оставляющая открытым подбородок, широкие скулы и слегка впалые щеки; надпись: «Пре(ж)де бывшïй патриа(р)хъ Никонъ» (внизу текст о низложении Н.). Изображение Н. с такой же или традиц. надписью присутствует и в др. экземплярах Титулярника: 1672-1673 гг. (РНБ. Эрм. 440. Л. 86), 1690-1698 гг. (ГИМ. Муз. 4047. Л. 76 (79); см.: Грибов Ю. А. Лицевой Титулярник кон. XVII в. из собр. ГИМ//Рус. ист. портрет. 2006. С. 113-141), нач. XVIII в. (РНБ. ОСРК. F.IV.764. Л. 107 (109)) и др. «Портреты» отличаются деталями рисунка (жестами рук, клобуком с крестом или без него, оттенками фиолетовой мантии), индивидуализацией облика (острый нос, жидкие волосы, прямая, относительно короткая борода).

http://pravenc.ru/text/2566254.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАСАФ I Иоасаф I, патриарх Московский и всея Руси. Миниатюра из Титулярника. Нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. 440. F.IV.764) Иоасаф I, патриарх Московский и всея Руси. Миниатюра из Титулярника. Нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. 440. F.IV.764) († 28.11.1640), патриарх Московский и всея Руси. Происходил из «дворовых детей боярских». В известном по синодику Корнилиева мон-ря (XVII в.) списке представителей рода И. среди его предков и родственников немало монашествующих. Родители буд. патриарха скончались в схимонашеском чине, их иноческие имена - Боголеп и Иулия (ВОКМ. 32 (2008). Синодик. Л. 18). Буд. первосвятитель принял монашеский постриг в Соловецком в честь Преображения Господня монастыре , возможно, от игум. Исидора (1597-1603). После того как игум. Исидор в 1603 г. был хиротонисан в митрополита Новгородского, И. находился при нем и в Новгороде пережил швед. оккупацию в Смутное время . В 1621 г. И. был назначен игуменом Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . 14 янв. 1627 г. И. был хиротонисан во архиепископа Псковского и Изборского. 28 янв. сослужил патриарху Московскому и всея Руси Филарету в Успенском соборе во время панихиды «по патриархех и по митрополитех Московских и всеа Руси» ( Забелин. 1884. Стб. 114). В 1632 г. архиерей подвергся опале от патриарха за подпись под челобитной псковичей царю Михаилу Феодоровичу о том, «чтобы немцам в Пскове не быть». Европ. купцы добивались разрешения на свободную торговлю в городе и на постройку в нем нем. двора. В Москве челобитная псковичей была воспринята как противление царской власти, и патриарх наложил прещение на Псковского владыку. В скором времени первосвятитель простил архиепископа, а псковичи добились постройки иностранцами гостиного двора за пределами города. Перед кончиной патриарх Филарет († 1 окт. 1633) благословил И. себе в преемники. 1 февр. 1634 г. состоялось соборное избрание нового Предстоятеля Русской Церкви.

http://pravenc.ru/text/578112.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАСАФ II Иоасаф II, патриарх Московский и всея Руси. Миниатюра из Титулярника. Нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. 440. F.IV.764) Иоасаф II, патриарх Московский и всея Руси. Миниатюра из Титулярника. Нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. 440. F.IV.764) († 17.02.1672, Москва), патриарх Московский и всея Руси. Буд. первосвятитель принял монашеский постриг в новоторжском во имя святых князей Бориса и Глеба монастыре . В летописце сохранилась запись о том, что в 1670-1671 гг. в обители была построена ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, «а строил патриарх Иасаф, постриженик того монастыря» ( Станиславский А. Л. Краткий летописец Торжка XVII в.//Летописи и хроники: Сб. ст., 1984 г. М., 1984. С. 236); отсюда встречающееся в источниках прозвище патриарха Новоторжец. В 1654 г. И. стал архимандритом владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , 25 апр. 1656 г.- архимандритом Троице-Сергиева мон-ря. Царь Алексей Михайлович регулярно совершал паломничества в Троицкий мон-рь. Известны послания Алексея Михайловича к И., в к-рых государь связывает победу над польск. отрядами в сент. 1661 г. под Могилёвом с заступничеством преподобных Сергия и Никона Радонежских и с молитвами И. и монастырской братии. В одном из посланий царь просил И. прислать «священнаго масла Великаго четвертка в сосуде, и воды с ног больничных братий, умыв сам тайно, и воды из колодезя Сергия Чюдотворца три ведра, отпев молебен у колодезя, за своею печатью» ( Горский. 1910. С. 122). И. принял участие в Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. , низложившем патриарха Никона . Собор избрал 12 кандидатов на Патриарший престол, из которых «не без ведома» царя были оставлены трое. Из этих кандидатов Алексей Михайлович указал на И. 8 февр. 1667 г. было совершено наречение, 10 февр.- поставление И. на Русскую первосвятительскую кафедру с участием обоих присутствовавших на Большом Московском Соборе патриархов: Паисия Александрийского и Макария III Антиохийского.

http://pravenc.ru/text/578114.html

Ермоген. Миниатбра из Титулярника. Нач. XVIII в. (РНБ. F.IV.764. Л. 103) Основные изводы иконографии Е. появились задолго до его канонизации. Источниками для них послужили портретные поясные изображения в Царских Титулярниках 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. V. Рубр. III. 7. Л. 69) и 1672-1673 гг., изготовленных для царя Алексея Михайловича и царевича Феодора Алексеевича (РНБ. Эрм. 440. Л. 82; ГЭ. 28/78172 - Косцова А. С. «Титулярник» собр. ГЭ//Рус. культура и искусство. Л., 1959. Вып. 3. С. 16-40. (Тр. ГЭ; 3)). К их созданию привлекались мастера Оружейной палаты Московского Кремля: жалованный иконописец И. Максимов (ученик Симона Ушакова), известный «золотописец» Г. А. Благушин, патриарший иконописец Д. Львов, осташковский иконописец М. Потапов, жалованный иконописец и живописец Ф. Ю. Репьев ( Успенский А. И. Царские иконописцы. С. 33, 162, 166-167; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 97, 390, 400-403, 516-517, 524-527). В Титулярнике 1672 г. Е. изображен вполоборота вправо, с нимбом (так же, как и вел. князья, цари), крупными чертами лика, широкой полукруглой бородой, в белом клобуке с 6-крылым серафимом на очелье, в мантии с крестами на скрижалях, десница с именословным перстосложением, в левой руке, касающейся аналоя, жезл с завершением в виде змеевидных голов, знаменующих мудрость пастырской власти. В Титулярнике 1672-1673 гг. образ Е. более динамичен: взор резко обращен влево, волосы вьющимися прядями спадают из-под клобука (с крестом на очелье) по сторонам бороды. Святитель именословно благословляет, в левой руке высокий посох с полукруглым навершием, на груди панагия с Голгофским крестом. Портретные изображения Е. имеются и в более поздних экземплярах Титулярников, напр. 1690-1698 гг. (ГИМ. Муз. 4047), нач. XVIII в. (РНБ. F. IV. 764). Др. тип изображения Е., еще в сане митрополита Казанского, сидящего и пишущего на фоне палат, представлен на книжных миниатюрах XVII в. (РГБ, см.: Чугреева. 2006. С. 88. Ил. 1). Сщмч. Ермоген. Гравюра А. А. Осипова. 1821-1824 гг. (ГИМ) Сщмч.

http://pravenc.ru/text/190175.html

Убиение св. царевича Димитрия. Фрагмент пелены. Ок. сер. XVII в. (ПГХГ) Убиение св. царевича Димитрия. Фрагмент пелены. Ок. сер. XVII в. (ПГХГ) Изображения Д. И. часто встречаются на минейных иконах: XVII в. из московского Никольского единоверческого мон-ря (под 3 июня; см.: Гурьянов В. П. Лицевые святцы XVII в. Никольского единовер. мон-ря в Москве. М., 1904. С. 30), 1701 г. (ГТГ, под 15 мая), 1758 г. письма И. Ф. Ляпина (Церк. ист.-археол. музей Костромской епархии); в гравированных святцах Г. П. Тепчегорского 1722 г. и И. К. Любецкого 1730 г. (также под 15 мая) и др. В 1672 г. миниатюра с поясным изображением Д. И. как одного из последних представителей московской ветви рода Рюриковичей и сродника Романовых была включена в галерею портретов рус. государей из Царского Титулярника 1672 г. (РГАДА, см.: Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. 28; РНБ. Эрм. 440. Л. 37; F.IV.764. Л. 43). Св. царевич представлен улыбающимся отроком в княжеских одеждах, со светлыми кудрявыми волосами на прямой пробор, с венцом на голове, с крестом и ножом в руках. В 1675 г. И. А. Безмин написал образ Д. И. на одном из сотенных знамен, поднесенных царю Алексею Михайловичу ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 83). В эту эпоху образ св. царевича мог служить частью убранства жилых покоев. Так, в 80-х гг. XVII в. в окнах одной из комнат покоев царевны Екатерины Алексеевны были написаны фигуры св. правителей (равноап. Константин, Елена, Владимир, мученики Борис, Глеб, прп. Иоасаф царевич и др.), в т. ч. Д. И. ( Забелин И. Е. Домашний быт рус. народа в XVI и XVII ст. М., 2000. Т. 1: Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. Ч. 1. С. 198). Примером «государственного» осмысления почитания Д. И. в эпоху имп. Петра I служит уникальная икона 1711 г. из ц. свт. Николая Чудотворца в Таллине со сложной аллегорической композицией, прославляющей победы России в Северной войне: стоящему в евхаристической чаше Иисусу Христу с Крестом в руках молятся святые (в т. ч. покровители царской семьи), среди к-рых представлен и Д. И. ( Красилин М. М. Иконизация государственности//Рус. поздняя икона от XVII до нач. XX ст./Ред.-сост.: М. М. Красилин. М., 2001. С. 50-54).

http://pravenc.ru/text/178207.html

(РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. 3) Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Портрет из «Царского Титулярника» 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. 3) Образ И. И. был представлен в стенописи Золотой палаты Московского Кремля (не сохр.), созданной в 1552 г., при царе Иоанне IV Грозном: «...слева от царского места был изображен Дмитрий Донской, а далее в третьем окне его отец, великий князь Иван Иванович» ( Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. М., 2000р. Ч. 1. С. 177). К сер. XVI в. восходит иконография «исторического портрета» И. И. В Архангельском соборе Московского Кремля изображение И. И. находится над местом его захоронения, у юж. стены собора. И. И. представлен в рост вполоборота вправо, в княжеском одеянии - красном кафтане и синей шубе, руки в молении вытянуты вперед (см.: Коновалов И. В. Первая колокольня Св. Руси//Московский Кремль XIV ст.: Древние святыни и ист. памятники: [Сб. ст.]. М., 2009. С. 93. Ил. 7). Фрески выполнены в сер. XVII в. (работы закончены в 1666) артелью из 92 мастеров, среди к-рых были Симон Ушаков, Федор Зубов, Гурий Никитин и др., стенопись повторяет иконографию 1-й росписи Архангельского собора, созданной в 1564-1565 гг. при царе Иоанне Грозном. В Царском Титулярнике 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III) и в его копиях нач. 70-х гг. XVII - нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. 440; ГЭ. 28/78172; ГИМ. Муз. 4047; РНБ. F.IV.764) есть условный оплечный «исторический портрет», представляющий И. И. молодым мужчиной с вьющимися волосами и короткой прямой бородой. Фигура развернута вполоборота вправо, взгляд устремлен на зрителя, нос тонкий, с горбинкой, брови слегка нахмурены. И. И. изображен в княжеской одежде - хорошо видна меховая опушка ворота накинутой на плечи шубы. По обе стороны изображения надпись: «beлukiu кнзь иоан ioahhobiчь» (см.: Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. 20). Заключение мира между вел. кн. Иоанном Иоанновичем и суздальским кн. Константином Васильевичем. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1-й Остермановский том.

http://pravenc.ru/text/469778.html

В Архангельском соборе Московского Кремля над захоронением И. В. помещен его «исторический портрет» (роспись 1652-1666 гг., создана на основе иконографической программы 1564-1565 гг.; см.: Сизов Е. С. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1976. Вып. 2. С. 68. Ил. 3). Вел. князь изображен фронтально в рост, в княжеском одеянии: в кафтане с золотым поясом, в накинутой на плечи шубе, без головного убора. Имеет облик средовека с бородой средней длины и вьющимися волосами, вокруг головы нимб, как и у др. изображенных князей. Рядом с И. В. представлен его сын вел. кн. Василий III, похороненный здесь же. Вел. кн. Иоанн III и царь Иоанн IV. Фрагмент миниатюры из Синодика Новоиерусалимского мон-ря. 1676–1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 56) Вел. кн. Иоанн III и царь Иоанн IV. Фрагмент миниатюры из Синодика Новоиерусалимского мон-ря. 1676–1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 56) Портрет И. В. есть в Царском Титулярнике 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III; см.: Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. 24), а также в его копиях нач. 70-х XVII - нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. 440; ГЭ. 28/78172; ГИМ. Муз. 4047; РНБ. F.IV.764). И. В. представлен оплечно, вполоборота вправо, пожилым мужчиной. У него большие глаза, тонкий прямой нос, вьющиеся кольцами волосы средней длины и прямая борода до груди, вокруг головы нимб. На И. В. богатая княжеская одежда: видны верхняя часть кафтана и меховой ворот шубы. Изображение заключено в овальный медальон, окруженный растительным орнаментом. По обе стороны головы надпись: «Великий кнзь иоа[н] васи[ль]евичь». Согласно описи Симона Ушакова 1672 г., изображение И. В. находилось в Грановитой палате Московского Кремля. Роспись была возобновлена в 1882 г., при имп. Александре III, палехскими иконописцами Белоусовыми. На юж. стене были помещены сцены, представляющие события рус. истории, на откосах окон - изображения рус. князей. Фигура И. В.- на откосе центрального окна юж. стены, напротив изображения его сына и преемника вел. кн. Василия III. И. В. представлен фронтально в рост, средовеком с короткой, раздвоенной книзу бородой, с вьющимися волосами с сильной проседью, брови сведены, подчеркнуты морщины на лбу. На нем темно-зеленый кафтан, синие штаны и коричневые сапоги, на плечи накинута золотая парчовая шуба с коричневым воротником. Изображен без головного убора, с нимбом; в левой руке - держава, в правой - скипетр. В верхней части композиции надпись: «Благоверный царь и великий князь Иоаннъ Василиевич государь и самодержецъ всея Великия России» ( Насибова А. С. Грановитая палата Московского Кремля: Альбом. Л., 1978. С. 81).

http://pravenc.ru/text/469780.html

В отличие от т. н. портретов средневек. традиции, где внимание сосредоточено на «орнате» - торжественном царском одеянии, на миниатюре из Титулярника важное значение имеет живое, выразительное лицо И. В. со взглядом, устремленным на зрителя, его брови сведены к переносице, слегка вьющаяся борода раздвоена на конце. Портреты И. В. (с вариантами в деталях) имеются также в копиях Титулярника 1672 г. (РНБ. Эрм. 440; ГЭ. 28/78172), 1690-1698 гг. из Троицкого собора Пскова (ГИМ. Муз. 4047), нач. XVIII в. (РНБ. F.IV.764). На миниатюре из синодика Новоиерусалимского Воскресенского монастыря с изображением родословного древа русских князей и царей, выполненного при участии царевны Татианы Михайловны в 1676-1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 58; см.: Срезневский И. И. Родословное дерево рус. князей и царей: Рисунок 1676-1682 гг.//ИИАО. 1863. Т. 4. Вып. 4. Стб. 308-310. Цв. рис. 17; Русский ист. портрет. 2004. С. 96. Кат. 23), И. В. в молении представлен слева, в монашеских одеждах, с непокрытой головой и бородой средней величины; в надписи назван Иоанном, иноком Ионой. Композиция повторялась позднее, напр. на эмалевой иконе кон. XIX в. (ГМЗРК). Царь Иоанн IV. Портрет неизвестного художника. 2-я пол.— кон. XVIII в. (УИХМ) Царь Иоанн IV. Портрет неизвестного художника. 2-я пол.— кон. XVIII в. (УИХМ) К этой же традиции исторической персонографии относятся неск. династических портретных циклов, созданных в Новое время. Один из них (сер. XVIII в., ГММК), включающий живописные портреты Рюриковичей и Романовых, в 1840 г. поступил в Оружейную палату из Императорской шпалерной мануфактуры, где использовался в качестве картонов для гобеленовой портретной серии ( Чубинская В. Г. К вопросу идентификации портретов правителей России в династических сериях//Русский ист. портрет. 2006. С. 169-170). Изображения в этой серии принадлежат к типу инвентированных (вымышленных) портретов, сопровождаются подписями с титулами государей и историческими сведениями о правителях. В портрете И. В. как характерные черты внешности сохранены длинный крючковатый нос, грозно сведенные брови; на голове 3-ярусный венец с элементами западноевроп.

http://pravenc.ru/text/Иоанна IV ...

11 . Но как мы начали говорить, правильным путем к пониманию Писаний и к отысканию смысла их нам представляется тот путь, который указывает нам самое Писание, научающее, как именно нужно мыслить о нем. У Соломона в Притчах мы находим такое предписание о благоговейном отношении к Священному Писанию : «Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении, чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя?» Итак, мысль божественных Писаний каждый должен записывать в своей душе трояким образом: простые люди должны назидаться самим, так сказать, телом Писания (так мы называем обычный и исторический смысл); кто начал несколько преуспевать и может созерцать нечто большее, тот должен назидаться душою Писания; совершенные же и подобные тем, о которых говорит апостол: «Мудрость же мы проповедуем среди совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих. Но проповедуем Премудрость Божью, тайную, сокровенную, которую предназначал Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал», – такие должны назидаться как бы духом, духовным законом, содержащим в себе тень будущих благ. Таким образом, как человек, говорят, состоит из тела, души и духа, так и Священное Писание, данное божественною щедростью для спасения людей, тоже состоит из тела, души и духа. Это, как мы видим, указывается и в книге «Пастырь», некоторыми, по-видимому, пренебрегаемой. Здесь Эрм получает приказание написать две книги и потом возвестить пресвитерам церковным то, чему он научился от Духа. Это приказание выражено словами: «И напиши, говорит, две книги, и дай одну Клименту и одну Грапте; Грапта пусть увещевает вдов и сирот, Климент же пусть пошлет по всем внешним городам; а ты возвестишь пресвитерам церковным». Грапта, получающая приказание увещевать сирот и вдов, есть простой смысл самой буквы, которым назидаются детские души, еще не удостоившиеся иметь Бога (своим) отцом, а потому и называемые сиротами. Вдовы же – это те души, которые оставили незаконного мужа, с каким они были соединены противозаконно, но остаются вдовами, потому что еще не усовершились до соединения с небесным Женихом. Далее, Климент получает приказание послать сказанное (ему) во внешние города, т.е. тем, кои уже отступили от буквы, или, иначе сказать, тем душам, которые, будучи научены этими словами, уже оставили телесную заботу и плотские желания. Сам же Эрм, научившийся от Святого Духа, получает приказание возвестить пресвитерам церковным, т.е. людям, имеющим зрелое чувство благоразумия, способное к духовному учению, – возвестить уже не через письмена, не через книгу, но живым голосом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o_nacha...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009