6] Книга Степенная Царского родословия//ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 348. 7] Сизов Е.С. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора//Материалы и исследования/Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Московский Кремль». М., 1976. Вып. 2. С. 80-81. 8] Царский Титулярник хранился в Посольском Приказе, ныне: РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. 3. 7. Титулярник 1672 г, явившийся образцом для последующих повторений, был издан под названием: Портреты, гербы и печати Большой Государственной книги 1672 г. СПб, 1903. 9] Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII в. Словарь. М, 1910. С. 33, 162, 166-167. 10] Два экземпляра Царского Титулярника XVII века хранятся в РНБ. F. IV. 764, Эрм. 440. Изображения князя Даниила: F. IV. 764. Л. 30; Эрм. 440. Л. 27. Описание Титулярников: Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб, 1889. Т. 4. Приложение, заключение и алфавитные указатели. Стлб. 201-204. 11] Иконописный подлинник сводной редакции XVIII века/Под ред. Г.Д.Филимонова. М., 1876. С. 283; Подлинник иконописный. Издание С.Т.Большакова/Под ред. Аи Успенского. М., 1903. Репр.: М, 1998. С. 77 (под 5 марта). 12] Фартусов В.Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев. М., 1910. Репр.: М, 2002. С. 200. 13] Дерево, левкас, темпера. 31,5x27,5 см. Государственный Музей истории религии, Санкт-Петербург. ГМИР, Б-8816-IV. Реставрирована в 1987 г. Н.В.Калининым в ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря. В ГМИР икона попала из Москвы из Центрального антирелигиозного Музея (ЦАМа), на обороте: ЦАМ кп 27710, на месте верхней шпонки: ЦАМ 19. На бумажной наклейке на обороте надпись: «Главмузей. Соловецкий монаст. Печерская часовня. 2. 429/С.» - икона при учете Главмузеем бытовала в Соловецком монастыре. 14] Воронин Н.Н. У истоков русского национального зодчества//Ежегодник Института истории искусства. 1952. М., 1952. С. 291, 307, 316. 15] Гумилев Л.Н. От Руси до России. СПб, 1992. С. 134, 135. 16] Там же. С. 135, 142-143. |
В 2 др. экземплярах Титулярника 1672-1673 гг., изготовленных по образцу 1672 г. для царя Алексея Михайловича и царевича Феодора Алексеевича, в работе над к-рыми также принимали участие иконописцы Макар Потапов и Федор Юрьев Репьев, изображение более парадное - поясное, в овале, в руках Д. А.- скипетр и держава, нимб отсутствует (РНБ. F. IV. 764. Л. 30; Эрм. 440. Л. 27). Портрет Д. А. имеется также в титулярнике 1690-1698 гг. (ГИМ. Муз. 4047), вложенном, согласно митр. Псковскому Илариону (Смирному), в Троицкий собор Пскова. Подобная традиция сохранялась в более поздних живописных портретах на холсте (кон. XVIII в. ГРМ), на гравюрах и литографиях 1-й пол.- сер. XIX в. (РНБ, см. также: Адарюков, Обольянинов . Словарь портретов. С. 273), на костяных рельефах холмогорской работы, в серии небольших рельефных печатей (инталий) на зеленой сибир. яшме, вырезанных ок. 1723 г. нюрнбергским мастером И. К. Доршем (ГЭ), по-видимому по заказу Я. В. Брюса (Д. А.- оплечно, в княжеских доспехах). На миниатюре в синодике Новоиерусалимского Воскресенского мон-ря с изображением родословного древа русских князей и царей, выполненным собственноручно вел. кнж. Татианой Михайловной в 1676-1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 58), Д. А. представлен вверху справа в схиме (Срезневский И. И. Родословное дерево рус. князей и царей: Рисунок 1676-1682 гг.//ИИАО. 1863. Т. 4. Стб. 308-310. Цв. рис. 17). В росписи Благовещенского собора Казанского кремля (ок. 1694) Д. А. изображен в княжеских одеждах (плащ с растительным орнаментом по светлому полю) в откосе окна сев. стены, напротив св. кн. Александра Невского (имя святого определено по графье, колорит изменился вслед. пожаров) (Сорокатый Н. В. Кафедр. Благовещенский собор Казани//Сокровища культуры Татарстана. СПб., 2004. С. 133, 137. (Наследие народов РФ; 5). В иконописи основным иконографическим изводом является изображение Д. А. в схиме. По описаниям в иконописных подлинниках XVIII - нач. XX в. под 5 марта святой представлен «подобием сед, брада поменьше Власиевы и тупее, на главе схима, ризы преподобническия» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 283; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 77); «подобием брада Сергиева, в шапке и во амфоре, сак лазорь, испод бакан» (БАН. Строг. 66. Л. 155); «типа русскаго, сед, борода не очень велика, но более средней величины и широковата, одежды монашеския, на голове схима» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 200). В лицевой рукописи XIX в., выполненной по протографу XVII в. (РНБ. Вяз. Q. 154. Л. 107), Д. А. с короткой бородой, без куколя (Маркелов. Т. 2. С. 391). |
188–200; Успенский А. И. Царские иконописцы. С. 33, 162, 166–167). Как и другие вел. князья, Даниил Александрович изображен с нимбом. Портрет носит условный характер: оплечный образ святого в княжеских одеждах, с крупными чертами лица, удлиненным носом, вьющимися короткими волосами и полукруглой бородой вписан в овал, исполнен в традициях «живоподобия». В 2 др. экземплярах Титулярника 1672–1673 гг., изготовленных по образцу 1672 г. для царя Алексея Михайловича и царевича Феодора Алексеевича, в работе над которыми также принимали участие иконописцы Макар Потапов и Федор Юрьев Репьев, изображение более парадное — поясное, в овале, в руках Даниила Александровича— скипетр и держава, нимб отсутствует (РНБ. F. IV. 764. Л. 30; Эрм. 440. Л. 27). Подобная традиция сохранялась в более поздних живописных портретах на холсте (кон. XVIII в. ГРМ), на гравюрах и литографиях 1-й пол.— сер. XIX в. (РНБ, см. также: Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 273), на костяных рельефах холмогорской работы, в серии небольших рельефных печатей (инталий) на зеленой сибир. яшме, вырезанных ок. 1723 г. нюрнбергским мастером И. К. Доршем (ГЭ), по-видимому, по заказу Я. В. Брюса (св. блгв. вел. кн. Даниил — оплечно, в княжеских доспехах). На миниатюре Синодика Новоиерусалимского Воскресенского монастыря с изображением родословного древа рус. князей и царей, выполненным собственноручно вел. кнж. Татианой Михайловной Романовой в 1676–1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 56), Даниил Александрович представлен вверху справа в схиме (Срезневский И. И. Родословное дерево рус. князей и царей: Рисунок 1676–1682 гг.//ИИАО. 1863. Т. 4. Стб. 308–310. Цв. рис. 17). В росписи Благовещенского собора Казанского кремля (ок. 1694) св. блгв. вел. кн. Даниил изображен в княжеских одеждах (плащ с растительным орнаментом по светлому полю) — в откосе окна сев. стены, напротив блгв. кн. Александра Невского (имя святого определено по графье, колорит изменился вслед. пожаров) (Сорокатый Н. В. Кафедр. Благовещенский собор Казани//Сокровища культуры Татарстана. |
F. IV. 764. Л. 30; Эрм. 440. Л. 27). Портрет Д. А. имеется также в титулярнике 1690-1698 гг. (ГИМ. Муз. 4047), вложенном, согласно митр. Псковскому Илариону (Смирному), в Троицкий собор Пскова. Подобная традиция сохранялась в более поздних живописных портретах на холсте (кон. XVIII в. ГРМ), на гравюрах и литографиях 1-й пол.- сер. XIX в. (РНБ, см. также: Адарюков, Обольянинов . Словарь портретов. С. 273), на костяных рельефах холмогорской работы, в серии небольших рельефных печатей (инталий) на зеленой сибир. яшме, вырезанных ок. 1723 г. нюрнбергским мастером И. К. Доршем (ГЭ), по-видимому по заказу Я. В. Брюса (Д. А.- оплечно, в княжеских доспехах). Блгв. князья Александр Невский, Феодор Новгородский и Даниил Московский. Фрагмент иконы «Собор святых великих князей, княгинь и княжон». 2-я пол. XIX в. (Собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) Блгв. князья Александр Невский, Феодор Новгородский и Даниил Московский. Фрагмент иконы «Собор святых великих князей, княгинь и княжон». 2-я пол. XIX в. (Собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) На миниатюре в синодике Новоиерусалимского Воскресенского мон-ря с изображением родословного древа русских князей и царей, выполненным собственноручно вел. кнж. Татианой Михайловной в 1676-1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 58), Д. А. представлен вверху справа в схиме ( Срезневский И. И. Родословное дерево рус. князей и царей: Рисунок 1676-1682 гг.//ИИАО. 1863. Т. 4. Стб. 308-310. Цв. рис. 17). В росписи Благовещенского собора Казанского кремля (ок. 1694) Д. А. изображен в княжеских одеждах (плащ с растительным орнаментом по светлому полю) в откосе окна сев. стены, напротив св. кн. Александра Невского (имя святого определено по графье, колорит изменился вслед. пожаров) ( Сорокатый Н. В. Кафедр. Благовещенский собор Казани//Сокровища культуры Татарстана. СПб., 2004. С. 133, 137. (Наследие народов РФ; 5). Собор Московских святых. Икона. Нач. XX в. (ЦМиАР) Собор Московских святых. Икона. Нач. XX в. (ЦМиАР) В иконописи основным иконографическим изводом является изображение Д. |
Более точной с т. зр. иконографии копией прижизненной парсуны является ростовой портрет Н. 1913-1914 гг. (дар И. И. Бриллиантова Ферапонтову мон-рю, КБМЗ; см.: Святейший патр. Никон. 2005. С. 72-74. Кат. 49; Шаромазов М. Н. Ферапонтов мон-рь: Страницы истории: Путев. по экспозиции/КБМЗ. М., 2002. С. 66. Ил. 51). Живопись довольно условна (к этому времени протограф уже нуждался в реставрации). Мантия патриарха малинового цвета, на нижних скрижалях образы херувимов. Согласно надписи на обороте подрамника, портрет «писала Надежда Косарева, ученица 8[-го] класса С. П. Б. Исидоровского епархиального училища»; в 1914 г. он был «исправлен» худож. Т. Н. Гиппиус (сестрой поэтессы З. Н. Гиппиус) «по фотографии с портрета, писанного… царским живописцем Дитерсом…» и передан в мон-рь 2 авг. 1915 г. Др. портрет Н. в подобном облачении (клобук иной формы) «в овальной раме» хранился в Чудовом мон-ре (Собрание памятников церк. старины. 1913. С. 65. 13в; Три века: Россия от смуты до нашего времени: Ист. сб./Ред.: В. В. Каллаш. М., 1912. [Т. 1.] С. 231). К этому типу изображения можно отнести и книжные иллюстрации к царским Титулярникам 70-х гг. XVII - нач. XVIII в. Поясные или погрудные образы заключены в овальные или арочные рамки, окруженные цветочным орнаментом. В Титулярнике 1672 г., созданном в мастерской Посольского приказа для поднесения царю Алексею Михайловичу по заказу боярина А. С. Матвеева (иконописцы И. Максимов и Д. Львов, РГАДА. Ф. 135. Отд. V. Рубр. III. 7. Л. 94 (74); Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. Л. 57), образ Н. поясной, развернут вправо; патриарх в рясе, архиерейской мантии, невысоком белом клобуке с крестом, с панагией на груди; правая рука в благословляющем жесте, в левой - четки и жезл без сулока. У Н. специфическая внешность: темные глаза, крупный, сильно выступающий нос, черная прямая борода, оставляющая открытым подбородок, широкие скулы и слегка впалые щеки; надпись: «Пре(ж)де бывшïй патриа(р)хъ Никонъ» (внизу текст о низложении Н.). Изображение Н. с такой же или традиц. надписью присутствует и в др. экземплярах Титулярника: 1672-1673 гг. (РНБ. Эрм. 440. Л. 86), 1690-1698 гг. (ГИМ. Муз. 4047. Л. 76 (79); см.: Грибов Ю. А. Лицевой Титулярник кон. XVII в. из собр. ГИМ//Рус. ист. портрет. 2006. С. 113-141), нач. XVIII в. (РНБ. ОСРК. F.IV.764. Л. 107 (109)) и др. «Портреты» отличаются деталями рисунка (жестами рук, клобуком с крестом или без него, оттенками фиолетовой мантии), индивидуализацией облика (острый нос, жидкие волосы, прямая, относительно короткая борода). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАСАФ I Иоасаф I, патриарх Московский и всея Руси. Миниатюра из Титулярника. Нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. 440. F.IV.764) Иоасаф I, патриарх Московский и всея Руси. Миниатюра из Титулярника. Нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. 440. F.IV.764) († 28.11.1640), патриарх Московский и всея Руси. Происходил из «дворовых детей боярских». В известном по синодику Корнилиева мон-ря (XVII в.) списке представителей рода И. среди его предков и родственников немало монашествующих. Родители буд. патриарха скончались в схимонашеском чине, их иноческие имена - Боголеп и Иулия (ВОКМ. 32 (2008). Синодик. Л. 18). Буд. первосвятитель принял монашеский постриг в Соловецком в честь Преображения Господня монастыре , возможно, от игум. Исидора (1597-1603). После того как игум. Исидор в 1603 г. был хиротонисан в митрополита Новгородского, И. находился при нем и в Новгороде пережил швед. оккупацию в Смутное время . В 1621 г. И. был назначен игуменом Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . 14 янв. 1627 г. И. был хиротонисан во архиепископа Псковского и Изборского. 28 янв. сослужил патриарху Московскому и всея Руси Филарету в Успенском соборе во время панихиды «по патриархех и по митрополитех Московских и всеа Руси» ( Забелин. 1884. Стб. 114). В 1632 г. архиерей подвергся опале от патриарха за подпись под челобитной псковичей царю Михаилу Феодоровичу о том, «чтобы немцам в Пскове не быть». Европ. купцы добивались разрешения на свободную торговлю в городе и на постройку в нем нем. двора. В Москве челобитная псковичей была воспринята как противление царской власти, и патриарх наложил прещение на Псковского владыку. В скором времени первосвятитель простил архиепископа, а псковичи добились постройки иностранцами гостиного двора за пределами города. Перед кончиной патриарх Филарет († 1 окт. 1633) благословил И. себе в преемники. 1 февр. 1634 г. состоялось соборное избрание нового Предстоятеля Русской Церкви. |
Ермоген. Миниатбра из Титулярника. Нач. XVIII в. (РНБ. F.IV.764. Л. 103) Основные изводы иконографии Е. появились задолго до его канонизации. Источниками для них послужили портретные поясные изображения в Царских Титулярниках 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. V. Рубр. III. 7. Л. 69) и 1672-1673 гг., изготовленных для царя Алексея Михайловича и царевича Феодора Алексеевича (РНБ. Эрм. 440. Л. 82; ГЭ. 28/78172 - Косцова А. С. «Титулярник» собр. ГЭ//Рус. культура и искусство. Л., 1959. Вып. 3. С. 16-40. (Тр. ГЭ; 3)). К их созданию привлекались мастера Оружейной палаты Московского Кремля: жалованный иконописец И. Максимов (ученик Симона Ушакова), известный «золотописец» Г. А. Благушин, патриарший иконописец Д. Львов, осташковский иконописец М. Потапов, жалованный иконописец и живописец Ф. Ю. Репьев ( Успенский А. И. Царские иконописцы. С. 33, 162, 166-167; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 97, 390, 400-403, 516-517, 524-527). В Титулярнике 1672 г. Е. изображен вполоборота вправо, с нимбом (так же, как и вел. князья, цари), крупными чертами лика, широкой полукруглой бородой, в белом клобуке с 6-крылым серафимом на очелье, в мантии с крестами на скрижалях, десница с именословным перстосложением, в левой руке, касающейся аналоя, жезл с завершением в виде змеевидных голов, знаменующих мудрость пастырской власти. В Титулярнике 1672-1673 гг. образ Е. более динамичен: взор резко обращен влево, волосы вьющимися прядями спадают из-под клобука (с крестом на очелье) по сторонам бороды. Святитель именословно благословляет, в левой руке высокий посох с полукруглым навершием, на груди панагия с Голгофским крестом. Портретные изображения Е. имеются и в более поздних экземплярах Титулярников, напр. 1690-1698 гг. (ГИМ. Муз. 4047), нач. XVIII в. (РНБ. F. IV. 764). Др. тип изображения Е., еще в сане митрополита Казанского, сидящего и пишущего на фоне палат, представлен на книжных миниатюрах XVII в. (РГБ, см.: Чугреева. 2006. С. 88. Ил. 1). Сщмч. Ермоген. Гравюра А. А. Осипова. 1821-1824 гг. (ГИМ) Сщмч. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАСАФ II Иоасаф II, патриарх Московский и всея Руси. Миниатюра из Титулярника. Нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. 440. F.IV.764) Иоасаф II, патриарх Московский и всея Руси. Миниатюра из Титулярника. Нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. 440. F.IV.764) († 17.02.1672, Москва), патриарх Московский и всея Руси. Буд. первосвятитель принял монашеский постриг в новоторжском во имя святых князей Бориса и Глеба монастыре . В летописце сохранилась запись о том, что в 1670-1671 гг. в обители была построена ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, «а строил патриарх Иасаф, постриженик того монастыря» ( Станиславский А. Л. Краткий летописец Торжка XVII в.//Летописи и хроники: Сб. ст., 1984 г. М., 1984. С. 236); отсюда встречающееся в источниках прозвище патриарха Новоторжец. В 1654 г. И. стал архимандритом владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , 25 апр. 1656 г.- архимандритом Троице-Сергиева мон-ря. Царь Алексей Михайлович регулярно совершал паломничества в Троицкий мон-рь. Известны послания Алексея Михайловича к И., в к-рых государь связывает победу над польск. отрядами в сент. 1661 г. под Могилёвом с заступничеством преподобных Сергия и Никона Радонежских и с молитвами И. и монастырской братии. В одном из посланий царь просил И. прислать «священнаго масла Великаго четвертка в сосуде, и воды с ног больничных братий, умыв сам тайно, и воды из колодезя Сергия Чюдотворца три ведра, отпев молебен у колодезя, за своею печатью» ( Горский. 1910. С. 122). И. принял участие в Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. , низложившем патриарха Никона . Собор избрал 12 кандидатов на Патриарший престол, из которых «не без ведома» царя были оставлены трое. Из этих кандидатов Алексей Михайлович указал на И. 8 февр. 1667 г. было совершено наречение, 10 февр.- поставление И. на Русскую первосвятительскую кафедру с участием обоих присутствовавших на Большом Московском Соборе патриархов: Паисия Александрийского и Макария III Антиохийского. |
Убиение св. царевича Димитрия. Фрагмент пелены. Ок. сер. XVII в. (ПГХГ) Убиение св. царевича Димитрия. Фрагмент пелены. Ок. сер. XVII в. (ПГХГ) Изображения Д. И. часто встречаются на минейных иконах: XVII в. из московского Никольского единоверческого мон-ря (под 3 июня; см.: Гурьянов В. П. Лицевые святцы XVII в. Никольского единовер. мон-ря в Москве. М., 1904. С. 30), 1701 г. (ГТГ, под 15 мая), 1758 г. письма И. Ф. Ляпина (Церк. ист.-археол. музей Костромской епархии); в гравированных святцах Г. П. Тепчегорского 1722 г. и И. К. Любецкого 1730 г. (также под 15 мая) и др. В 1672 г. миниатюра с поясным изображением Д. И. как одного из последних представителей московской ветви рода Рюриковичей и сродника Романовых была включена в галерею портретов рус. государей из Царского Титулярника 1672 г. (РГАДА, см.: Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. 28; РНБ. Эрм. 440. Л. 37; F.IV.764. Л. 43). Св. царевич представлен улыбающимся отроком в княжеских одеждах, со светлыми кудрявыми волосами на прямой пробор, с венцом на голове, с крестом и ножом в руках. В 1675 г. И. А. Безмин написал образ Д. И. на одном из сотенных знамен, поднесенных царю Алексею Михайловичу ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 83). В эту эпоху образ св. царевича мог служить частью убранства жилых покоев. Так, в 80-х гг. XVII в. в окнах одной из комнат покоев царевны Екатерины Алексеевны были написаны фигуры св. правителей (равноап. Константин, Елена, Владимир, мученики Борис, Глеб, прп. Иоасаф царевич и др.), в т. ч. Д. И. ( Забелин И. Е. Домашний быт рус. народа в XVI и XVII ст. М., 2000. Т. 1: Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. Ч. 1. С. 198). Примером «государственного» осмысления почитания Д. И. в эпоху имп. Петра I служит уникальная икона 1711 г. из ц. свт. Николая Чудотворца в Таллине со сложной аллегорической композицией, прославляющей победы России в Северной войне: стоящему в евхаристической чаше Иисусу Христу с Крестом в руках молятся святые (в т. ч. покровители царской семьи), среди к-рых представлен и Д. И. ( Красилин М. М. Иконизация государственности//Рус. поздняя икона от XVII до нач. XX ст./Ред.-сост.: М. М. Красилин. М., 2001. С. 50-54). |
В отличие от т. н. портретов средневек. традиции, где внимание сосредоточено на «орнате» - торжественном царском одеянии, на миниатюре из Титулярника важное значение имеет живое, выразительное лицо И. В. со взглядом, устремленным на зрителя, его брови сведены к переносице, слегка вьющаяся борода раздвоена на конце. Портреты И. В. (с вариантами в деталях) имеются также в копиях Титулярника 1672 г. (РНБ. Эрм. 440; ГЭ. 28/78172), 1690-1698 гг. из Троицкого собора Пскова (ГИМ. Муз. 4047), нач. XVIII в. (РНБ. F.IV.764). На миниатюре из синодика Новоиерусалимского Воскресенского монастыря с изображением родословного древа русских князей и царей, выполненного при участии царевны Татианы Михайловны в 1676-1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 58; см.: Срезневский И. И. Родословное дерево рус. князей и царей: Рисунок 1676-1682 гг.//ИИАО. 1863. Т. 4. Вып. 4. Стб. 308-310. Цв. рис. 17; Русский ист. портрет. 2004. С. 96. Кат. 23), И. В. в молении представлен слева, в монашеских одеждах, с непокрытой головой и бородой средней величины; в надписи назван Иоанном, иноком Ионой. Композиция повторялась позднее, напр. на эмалевой иконе кон. XIX в. (ГМЗРК). Царь Иоанн IV. Портрет неизвестного художника. 2-я пол.— кон. XVIII в. (УИХМ) Царь Иоанн IV. Портрет неизвестного художника. 2-я пол.— кон. XVIII в. (УИХМ) К этой же традиции исторической персонографии относятся неск. династических портретных циклов, созданных в Новое время. Один из них (сер. XVIII в., ГММК), включающий живописные портреты Рюриковичей и Романовых, в 1840 г. поступил в Оружейную палату из Императорской шпалерной мануфактуры, где использовался в качестве картонов для гобеленовой портретной серии ( Чубинская В. Г. К вопросу идентификации портретов правителей России в династических сериях//Русский ист. портрет. 2006. С. 169-170). Изображения в этой серии принадлежат к типу инвентированных (вымышленных) портретов, сопровождаются подписями с титулами государей и историческими сведениями о правителях. В портрете И. В. как характерные черты внешности сохранены длинный крючковатый нос, грозно сведенные брови; на голове 3-ярусный венец с элементами западноевроп. |
| |