В совр. греч. и рус. богослужебной практике «Д. е.» поется на утрене только вне пред- и попразднств и лишь в тех случаях, когда канон утрени не имеет катавасии по каждой песни ( Розанов. Устав. С. 120, 140; впрочем, в изложении службы Троицкой родительской субботы в совр. изданиях Цветной Триоди на каноне утрени указаны и катавасия, и «Д. е.»); то же происходит и в совр. греч. практике (см.: Ργας Γ. Τυπικν. Θεσσαλονκη, 1994. Σ. 98-99. (Λειτορυγικ Βλατδων; 1)). Однако, в соборно-приходском Типиконе Георгия Виолакиса в изложении чина праздничной и воскресной утрени ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 24-25, 56) и в описании чина вседневной утрени (Ibid. Σ. 46) о пении «Д. е.» нет указаний, но говорится о нем только в главе о великопостной утрене (Ibid. Σ. 328). В слав. рукописях Иерусалимского устава XVI - 1-й пол. XVII в. наиболее распространенным является указание петь «Д. е.» по 9-й песни канона в седмичные дни: «...велегласно вкупе на глас 6-й и творим вкупе вси поклон до земли»; в главе о чине воскресного всенощного бдения указания о «Д. е.» отсутствуют (см.: РГБ. Троиц. осн. 244. Л. 29, 2-я пол. XVI в.; ср.: ГИМ. Син. 335. Л. 22, 35 об., нач. XVII в.; то же и в печатных дониконовских Уставах 1610 г. (Л. 17, 39 об.), 1633 г. (Л. 11 об., 22 об.) и 1641 г. (Л. 26, 45)). В нек-рых слав. рукописях (включая ранние: ГИМ. Син. 329. Л. 20 об., 32 об., 2-я пол. XIV в.), однако, предписывается петь «Д. е.» по 9-й песни канона как на седмичной, так и на воскресной утрене (что больше соответствует предположению о связи между «Д. е.» и «Величит душа Моя Господа»). Указания о пении «Д. е.» и в воскресные, и в седмичные дни содержат Соловецкий и Скитский уставы XVII в. (РНБ. Арх. собр. 229. Л. 19; Сол. 1129/1239. Л. 17), а также старообрядческие уставы (ГИМ. Хлуд. 271. Л. 43 об., нач. XIX в.; Выговский устав. Саратов, 1911. Л. 11, XVIII в.; Устав [Преображенской общины]. 1915. Л. 11; Устав еп. Арсения Уральского. М., 2001Р. Л. 73 об.- 74 и др.). В совр. старообрядческой традиции «Д. е.» поется всегда, когда исполняется песнь «Величит душа моя Господа», включая пред- и попразднства.

http://pravenc.ru/text/180367.html

Будучи Новоспасским архимандритом, Н. принял участие в казанских походах и затем описал их ( Кунцевич Г. З. Малоизвестные записки о казанских походах 1550 и 1552 г.//ЖМНП. 1898. Ч. 318. Июль. Отд. 2. С. 135-145). По мнению В. И. Корецкого, Похвала царю, содержащаяся в Никоновской летописи после Указа о кормлении (ПСРЛ. Т. 13. С. 267-268), принадлежит перу Н. ( Корецкий В. И. История рус. летописания 2-й пол. XVI - нач. XVII в. М., 1986. С. 117). Н. обменивался книгами с Иоанном IV и свт. Макарием. В одной из рукописей, содержащей творения прп. Иосифа Волоцкого (РГБ. МДА. 551), Н. сделал запись, завещав книгу Волоколамскому монастырю. В конце записи говорится: «...после бы меня ея взяли понеже я держю ея митрополит ея емлет и чтет да и царь князь великий ея имал и чел» ( Попов. 1881. С. 64). 1 окт. 1550 г. по прошению Н. Иоанн IV даровал Новоспасскому мон-рю 3 Минеи-Четьи (на сент.-нояб.) (Кат. славяно-рус. рукописных книг XVI в., хранящихся в РГАДА. М., 2014. Вып. 2. С. 103). Эти рукописи наряду с нек-рыми другими хранились в б-ке обители еще в нач. XX в. По предположению А. С. Усачёва, просьба Н. была связана с последствиями разрушительного московского пожара 1547 г., к-рый уничтожил и московские б-ки (вероятно, пострадала и б-ка Новоспасского мон-ря) (см.: Усачёв А. С. О возможных причинах начала книгопечатания в России: предв. замеч.//Canadian-American Slavic Stud. 2017. Vol. 51. 2/3. P. 229-247). Архим. Макарий (Веретенников) Кормчая книга Н. (РГБ. Егор. 156, 30-е гг. XVI в.; подробное палеографическое описание выполнено Т. В. Анисимовой: РГБ. Ф. 98. Собр. рукоп. книг Е. Е. Егорова: Описание. М., 2014. Т. 2. С. 95-99. Маш.) относится к числу авторских редакций, что характерно для 1-й пол. XVI в.; к их числу принадлежат также Кормчие книги Вассиана (Патрикеева) и митр. Даниила. Н., принимавший участие в подготовке судебного процесса над Вассианом (Патрикеевым) и хорошо знакомый с его редакцией Кормчей книги, создал собственный сборник церковных правил по тем же принципам, что и осужденный князь-инок. В основу Кормчей Н. положен «Номоканон XIV титулов», к-рый позволял тематически сгруппировать церковные постановления и помогал аргументировать т. зр. составителя на важнейшие вопросы, вызывавшие споры в Русской Церкви в 1-й пол. XVI в.: отношение к еретикам, проблемы церковного имущества, поставления епископов и мн. другое. Обращение Н. к др. источникам, а не к тексту Вассиана доказывает, что Н. работал над своей Кормчей книгой самостоятельно. Единственный сохранившийся список Кормчей Н. является ее черновиком; в его создании принимали участие неск. писцов, работавших под руководством волоцкого игумена.

http://pravenc.ru/text/2577727.html

В XVI-XVII вв. основная редакция «И.» получила наибольшее распространение: помимо перечисленных вариантов были созданы десятки переработок сборника в соответствии с индивидуальными интересами писцов или заказчиков. Основная редакция «И.» была включена в Успенский список Великих Четьих Миней (под 31 июля). Главы основной редакции вошли в крупные четьи сборники, напр. ГИМ. Увар. 77, 78, 1500 г.; РГБ. Унд. 542, 543, XVI в.; отдельные ее статьи использовались при составлении «Домостроя». Основная редакция «И.» была популярна в России по XVIII в. включительно: судя по маргиналиям, списки сборника читались во всех социальных слоях на всей территории гос-ва. Лит. история основной редакции «И.» завершилась на рубеже XVIII и XIX вв. вслед. секуляризации домашнего чтения в России и возникновения новой рус. лит-ры. Небольшие поучения в старообрядческих сборниках XIX-XX вв., озаглавленные «Измарагд», к древнерус. «И.», как правило, не имеют отношения. Б. М. Пудалов Девять списков «И.» XVI в. содержат 3-ю редакцию сборника, возникшую в Юго-Зап. Руси. Устойчивая часть данной редакции, насчитывающая 526 статей, наилучшим образом отразилась, по-видимому, в виленском списке 1-й четв. XVI в. БАН Литвы. Ф. 19. 240 (описание: Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публ. б-ки, церковнослав. и русских. Вильна, 1882. С. 341-386), где есть, однако, небольшие утраты листов. Совр. датировка виленского списка (ранее рукопись относили к 1595) позволяет предположительно связать создание юго-западной редакции «И.» с деятельностью Киевского митр. Иосифа (Солтана ; 1509-1521), явившегося инициатором ряда обобщающих начинаний в сфере церковно-учительной лит-ры (см.: Мошкова Л. В. Кормчие особого состава//Каталог слав.-рус. рукописных книг XVI в. М., 2005. Вып. 1. Прил. С. 454-455). Виленский список состоит из 7 разделов, каждый из к-рых имеет свой счет глав: 98 глав, надписанных именем свт. Иоанна Златоуста; 22 главы, надписанные именем свт. Василия Великого; 13 глав, надписанных именем прп. Ефрема Сирина; 7 глав, надписанных именем свт. Афанасия Александрийского; 6 глав, надписанных именем свт. Кирилла Александрийского; 19 глав «святых отец и святых апостол»; 361 глава надписана именами прп. Анастасия Синаита и др. отцов Церкви, но есть и анонимные. Последний раздел в списках данной редакции РГБ. Егор. 63 и 1818; РНБ. ОСРК. F.I.228 значительно сокращен, а в списках РГБ. Егор. 912; НБ НАНУ. 492П/1651 исключен.

http://pravenc.ru/text/293896.html

включается в число 8 основных пороков ( Зарин. 1996. С. 274-275). Прп. Евагрий страсти Г. отдает 1-е место среди страстей ( Evagr. De octo vit. 6//PG. 40. Col. 1273; Greg. Nyss. De virgin. 4); прп. Иоанн Кассиан Римлянин помещает Г. на 4-е место, после чревоугодия, блуда и корыстолюбия (сребролюбия) ( Ioan. Cassian. Collat. V 2, 10), Марк Пустынник - после сребролюбия, тщеславия и сластолюбия ( Marc. Erem. Or. 1. 101-104), так же и прп. Иоанн Лествичник ( Ioan. Climacus. 8. 29). Прп. Иоанн Дамаскин ставит Г. после печали: «...будучи оскорбляемы или думая, что нас оскорбляют, мы огорчаемся: и тогда происходит смешанное чувство - из желания и гнева» ( Ioan. Damasc. De fide orth. II 16). Свт. Иоанн Златоуст советует найти причину страстной болезни Г., и, уничтожив причину, уничтожим и саму болезнь; причиной Г. святитель считает гордость ( Ioan. Chrysost. In Act. 32. 3). И свт. Тихон Задонский поучает, что Г. рождается от самолюбия (гордости), ибо самолюбец во всем ищет корысти, славы, чести, но когда встречает препятствия, то гневается и «тщится гнев свой в дело произвести, то есть отомстить, что свойственно есть злобе» (Т. 2. С. 178). Свт. Феофан Затворник также считает, что Г. происходит от гордости: подави гордость и Г. «отстанет» (Письмо 833). Свт. Игнатий (Брянчанинов) , говоря о «сродстве» пороков, полагает, что «от ненависти и памятозлобия является ожесточение сердца. По причине ожесточения сердца начинают преобладать в человеке плотские ощущения и плотское мудрование, а от этого возжигается блудная страсть... является стремление к корыстолюбию и славе человеческой...» (Т. 5. С. 351-352). Ангел изливает одну из чаш Гнева на землю. Миниатюра из Апокалипсиса. XVI в. (РГБ. Ф. 98. 1844. Л. 66) Ангел изливает одну из чаш Гнева на землю. Миниатюра из Апокалипсиса. XVI в. (РГБ. Ф. 98. 1844. Л. 66) Одной из причин Г. является нетерпеливость, с к-рой человек возлагает на другого вину за свое состояние ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. VIII 15, 18). Г., будучи бурным, стремительным, легко возбуждаемым, всякий раз колеблет душевную устойчивость, нарушает психическое равновесие, вносит в духовную жизнь беспорядочность, расшатанность.

http://pravenc.ru/text/165179.html

Макарьевский вид Псковской редакции Пролога известен только для сентябрьской половины года – списков мартовской половины года Фет не выявила. Обратившаяся к этой теме М. В. Чистякова обнаружила, что Макарьевский вид (вариант, по ее терминологии) для мартовской половины года был создан на основе Пространной редакции На данный момент известно всего 8 списков Макарьевских вариантов Пролога, три из них – на сентябрьскую половину года и пять – на Замечу, что исследователями анализировался лишь состав Прологов, текстологией вошедших в него русских и славянских статей они не занимались, ограничившись указанием, что в Макарьевские варианты Прологов вошли краткие версии житий «новых Все Прологи на сентябрьскую половину года, относимые к Макарьевскому варианту Псковской редакции, содержат рассматриваемую Проложную редакцию Жития Авраамия Старшим из них является Пролог РГБ, ф. 92, собр. С. О. Долгова, 39 (далее – Долг. 39 ), 30–40-х гг. XVI Он отражает раннюю стадию формирования макарьевского комплекса проложных редакций: под соответствующими датами указаны лишь памяти русских и славянских святых и праздников (=заглавия произведений), сами же тексты (без заглавий!) помещены в конце в качестве дополнения (всего Житие Авраамия Ростовского – на л. 122а, 354а–355в. Это самый ранний из выявленных списков Проложной редакции Жития. Пролог РГБ, ф. 98, собр. Е. Е. Егорова, 1299 (далее – Егор. 1299 ) датируется 2-й половиной 50-х – началом 60-х гг. XVI Он близок по времени создания и составу русских и славянских проложных статей макарьевского комплекса к Рум. 397 (среди дополнительных статей следует отметить Жития Савватия Соловецкого, Исидора Юрьевского, митрополита Киприана, Иоанна Казанского). Житие Авраамия Ростовского занимает л. 148а–150а. Переписанный в конце 60-х – 70-х гг. XVI в. Пролог РНБ, собр. А. А. Титова, 1220 (далее – Тит. 1220 сходен по набору русских и славянских проложных статей макарьевского комплекса с Егор. 1299 . Житие Авраамия Ростовского находится в нем на л. 159в–161г.

http://sedmitza.ru/lib/text/8968692/

Прп. Павел Фивейский. Роспись Спасо-Преображенского собора Евфросиниева мон-ря в Полоцке. 60-е гг. XII в. Фото: В. Д. Сарабьянов В ранний период существования славянской письменности были переведены с греческого 2 пространных Жития П. Ф.- анонимное (BHG, N 1470; нач.: «Поведаша нам ученицы отца Антония Макарие и Плутин») и авторства блж. Иеронима (BHG, N 1466; нач.: «Во многыих многажды взискание оно»). Оба встречаются в домакариевских январских Четьих-Минеях, 1-е включено в «Соборник» прп. Нила Сорского почти без изменений ( Творогов О. В. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв.: Кат. М.; СПб., 2008. С. 93; Леннгрен Т. П. Соборник Нила Сорского. М., 2004. Ч. 3. С. 135-146); при этом Иеронимово Житие вошло в ВМЧ под 5 янв., а анонимное - под 15 янв. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 380, 401 паг.]). В обоих Житиях одинаковый набор эпизодов, но в разной последовательности: история с мужем сестры, из-за которого П. Ф. был вынужден уйти в пустыню, жизнь святого в пещере, отправление в пустыню прп. Антония, получившего откровение о П. Ф., встреча Антония с гиппокентавром и сатиром, встреча 2 старцев, смерть П. Ф. и его погребение львами; вставлены истории о мучениях 2 молодых христиан (в анонимном Житии их упоминает П. Ф., рассказывая прп. Антонию о своей жизни). Вероятно, в первоначальный состав Четьи-Минеи за янв. входило только Житие, написанное блж. Иеронимом, т. к. оно встречается в Волоколамской Минее (РГБ. Ф. 113. 593) и в списке Егорова (РГБ. Ф. 98. 279), а последний, возможно, отражает более раннюю стадию бытования Четьих-Миней (см.: Афиногенов Д. Е. Новгородское переводное четье-минейное собрание: Происхождение, состав, греч. оригинал//Abhandlungen zu den Grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij. Freiburg, 2006. Bd. 2. S. 266); близкий к оригиналу перевод этого Жития менее понятный по сравнению с переводом анонимного. Свт. Димитрий , митр. Ростовский, пользовался при составлении Жития П. Ф. в основном анонимным Житием (из него много дословных заимствований, эпизоды даны в той же последовательности), однако он приводит ссылку и на блж. Иеронима ( [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 320 об.-323; Державин А. М., прот. Радуют верных сердца. М., 2012. Ч. 1. С. 420). Эпизод с сатиром дан мелким шрифтом с пометой на полях о фантастичности истории.

http://pravenc.ru/text/2578583.html

Арх.: РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1797. Л. 43-48 об.; РГБ ОР. Ф. 303/I. 530. Грамота 2. Л. 28 об. [Копийная кн.]; ГА Смоленской обл. Ф. 19. Оп. 1. Д. 499. Л. 15; Д. 622. Л. 95. Ист.: Житие прп. Герасима Болдинского чудотворца и ист. описание Смоленской епархии Дорогобужского Св.-Троицкого Болдина муж. мон-ря 3 кл. М., 1868; [Приходно-расходные книги Болдина мон-ря]//РИБ. СПб., 1875. Вып. 1. Ч. 2. 102. С. 290-313; Л., 1924. Т. 37. Вып. 1. С. 13-264; Смоленская старина. Смоленск, 1911. Вып. 1. Ч. 2; [Опись монастырского имущества]//Памятники обороны Смоленска 1609-1611. М., 1912; Крушельницкая Е. В. Завещание-устав Герасима Болдинского//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 264-270; она же. Автобиография и житие в древнерус. лит-ре. СПб., 1996. С. 67-107, 210-212 [«Изустная память»], 213-266 ред. Жития], 266-284 ред. Жития]. Лит.: Болдин Св.-Троицкий мон-рь//Смоленские ЕВ. 1871. 3. С. 80-87; Лавровский [Л. Я. ], прот. Ист. очерк о состоянии Смоленской епархии//Там же. 1884. 16. С. 719-720; Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. Смоленск, 1898. Вып. 1. С. 276-278; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966. С. 342-348; Косточкин В. В. Старым Смоленским трактом. М., 1972. С. 167-168; Пастухова З. И. По Смоленщине. М., 1985. С. 93-95; Баталов А. Л. О времени построения собора Болдино-Дорогобужского мон-ря//ПКНО, 1985. М., 1987. С. 442-447; Дмитриева Р. П. Антоний//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 46-47; П. Барановский: Тр., восп. современников/Сост.: Ю. А. Бычков и др. М., 1996. С. 94-98, 218-232; Даниил (Сычев), иером. Вязьма: Очерки истории. М., 1997. С. 62-78; он же. Св.-Троицкий Герасимо-Болдинский мон-рь//Макариевские чт. Можайск, 2002. Вып. 9: Соборы Рус. Церкви. С. 171-180; Смоленские ЕВ. 2001. 3. С. 2-5. Д. Б. Кочетов Архитектура Первой постройкой Г. Б. м. была деревянная Троицкая ц. с приделом во имя прп. Сергия Радонежского. Освящение храма состоялось 9 мая 1530 г., эта дата и считается датой основания обители. Из текста завещания прп. Герасима известно, что 14 дек. 1540 г. была освящена «просторнее того» церковь, что скорее всего отражает сооружение первой кирпичной Троицкой ц.; у юж. стены придела во имя прп. Сергия Радонежского этого храма находилось погребение прп. Герасима († 1 мая 1554).

http://pravenc.ru/text/Герасимов ...

Иоанном Богословом, но с более короткой и «проширенной» на конце бородой ( 2007. С. 176). Так он изображен на миниатюрах XVI в. в лицевом житии Николая Чудотворца (РГБ. Больш. 15), в 1-м Остермановском томе Лицевого летописного свода (БАН. 31.7.30-1), в лицевых иконописных подлинниках XVII и XVIII вв. ( 2007. С. 89, 220, 221, 224) и на фресках ярославских храмов Николы Надеина и Николы Мокрого, при этом может варьироваться форма венца - зубчатая корона и 2-ступенчатая диадема. Ист.: Данило, архиеп. Животи и архиепископа српских/Изд.: Загреб, 1866. С. 102-161; Службе. Канони. Акатисти. Београд, 1970. 2. С. 77-121; Давидов А., Данчев Г., Дончева-Панайотова Н., Ковачева П., Генчева Т. Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак. София, 1983; Buзahmujcku извори за ucmopujy народа Jyrocлabuje. Београд, 1986. Т. 6. С. 31-62, 98-143, 307-314; Б. Грачаничка Београд, 2002; С., Т. Београд, 2003; Зборник и писама Cpбuje, Босне и Дубровника/Приред.: В. Мошин, С. Д. Синдик. Београд, 2011. 1. С. 411-416, 423-432, 435-446, 451-452, 455-470, 477-488, 491-524, 531-544; Милутина манастиру Светостефанска Београд, 2011. 1-2. Лит.: В. Православно монаштво и манастири у Cpбuju. Сремски Карловци, 1920. С. 88-98; С. Портрети српских владара у веку. 1934; Смирнов С. Сербские святые в русских рукописях//Юбилейный сб. Рус. археол. об-ва в Королевстве Югославии. Белград, 1936. С. 161-261; С. Милутин//Годишница Николе Београд, 1936. 45. С. 1-43; Мошин В. Милутина Kapejckoj из 1318 г.//Гласник Српског Научног друштва. Београд, 1938. 19. С. 59-78; он же. Милутина: Дипломатичка анализа//Ucmopujcku часопис. Београд, 1971. 18. С. 53-86; он же. Балканската дunлoмamuja и династическите бракове на кралот Милутин//Споменици за средновековната и поновата ucmopuja на Makeдohuja. Ckonje, 1977. Т. 2. С. 89-213; он же. Договорот на крал Урош II Милутин со Карло Валоа од 1308 г. за подебата на Buзahmujcka Makeдohuja//Там же. С. 415-428; он же. Крал Милутин според неговата бuorpaфuja од Данило II, неговото «Жumuje по свиток» и неговата abmoбuorpaфuja//Там же.

http://pravenc.ru/text/2563220.html

(когда собор времен кн. Андрея разрушился) произошло формальное прославление Л. во святых с назначением дня памяти 23 мая; в 3-й и 4-й редакциях оно приурочено к 1194 г. В связи с этим к древнейшему Житию были добавлены соответствующее сообщение и рассказ о случившемся позже чуде: о видении пономарю восставшего из гроба Л., служившего ночью в храме, и о расслаблении некоего клирика, хотевшего поутру загасить свечи, возгоревшиеся во время чудесного богослужения. Заключительная похвала Л. выдает ее текстуальную зависимость от «Слова о законе и благодати» свт. Илариона, митр. Киевского. Самые ранние списки распространенной Троицкой редакции древнейшего Жития относятся к 20-м гг. XV в. (РГБ. Троиц. 715. Л. 280-283 об.; 745. Л. 94-98 об.). Время ее создания спорно: до 1204 г. (Ключевский) или после 1231 г. (Семенченко), когда 25 февр. мощи Л. были возвращены в восстановленный кафедральный собор (начиная с 1204 они почивали в ц. св. Иоанна Предтечи). На еп. Иоанна рукописная традиция праздничных и служебных Миней начиная с XV в. указывает как на создателя канона Л., помещенного в Минее, но встречающегося и отдельно (напр., в сб. РНБ. Тит. 241 (1962). Л. 90): «творение Иоанна епископа». Однако в старших, пергаменных списках служебных Миней, связанных с Ростовской епархией (РГАДА. Ф. 381. 115), ок. 1415 г. (ЯМЗ. Инв. 15462, нач. XV в.) помещен канон гласа 6 без надписания имени (каковое в большинстве случаев является приметой датировки не ранее XV ст.). В Лаврентьевской летописи в связи с рассказом об интронизации Ростовского еп. Кирилла II Л. дважды поименован в отличие от Ростовских епископов свт. Исаии и Нестора «святым и священным епископом» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 457-458). Следующий этап литературной работы над Житием Л. (3-я редакция, по Ключевскому) относится предположительно уже ко 2-й пол. XV в., судя по добавленным описаниям чудес, к-рые относятся к периоду от архиепископства свт. Феодора (1389-1394) до правления кафедрой архиеп. Трифона (1462-1467). В начальной части составитель 3-й редакции в соответствии с анахроническим обыкновением своего времени приписывать просвещение Руси К-польскому патриарху свт.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

писем прп. Амвросия, старца Оптинского. Козельск, 1997. С. 97-98). Почитался и колодец, выкопанный на месте сгоревшей кельи старца Зосимы. Сначала над ним стояла каменная часовня, а после расширения храма пришлось устроить специальный выход к колодцу под юго-зап. углом стены Троицкого храма. На месте подвигов прп. Зосимы у его лесной кельи находился т. н. Отчин колодец, вода из которого, по свидетельству 1856 г., считалась целебной (РГБ ОР. Ф. 213. К. 60. Д. 2. Л. 26 об.- 27). Все паломники, приезжавшие в З. п., посещали Отчин колодец и умывались водой из него. Согласно описи церковного и ризничного имущества от 10 дек. 1857 г. (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 642. Д. 66), в З. п. хранились перламутровый Иерусалимский крест, пожертвованный митр. Филаретом, и 2 «древние» иконы. В Троицком храме почиталась Казанская икона Божией Матери, украшенная серебряным вызолоченным венцом «со стразовою короною, одежда, шитая золотом и мелким жемчугом. Одежда на Превечном Младенце вся шита мелким жемчугом, корона из мелких разноцветных недорогих камней». В Одигитриевской ц. хранилась чтимая Смоленская икона Божией Матери «в серебряной вызолоченной ризе, с двумя стразовыми звездами» - возможно, тот чудотворный образ, к-рый отдала в мон-рь Е. П. Арсеньева. К сер. XIX в. в храмах и ризнице находилось еще 29 икон в серебряных вызолоченных ризах и серебряных позлащенных окладах, из них 4 «древние», 4 в серебряных позлащенных рамах, 3 в медных посеребренных ризах, 1 писанная на финифти. В центральном алтаре Троицкого собора перед распятием находилось маленькое серебряное вызолоченное паникадило «о шести шандалах». В ризнице хранились 6 Евангелий, в т. ч. 4 «обложенных вокруг малиновым бархатом, на верхней деке оклад серебряный вызолоченный, чеканной работы; на нем 5 финифтяных изображений, осыпанных стразами; серебряные вызолоченные две застежки»; 6 серебряных вызолоченных крестов; 6 наборов священнослужебных серебряных вызолоченных сосудов, а также потир, дискос, звездица, лжица и 2 блюдца; 6 ковшичков серебряных вызолоченных; 3 серебряные вызолоченные дарохранительницы чеканной работы; 2 серебряных кадила с цепочками; 7 парчовых и бархатных риз, 7 парчовых и бархатных епитрахилей; 8 посеребренных медных тарелок; медный высеребренный сосуд для благословения хлебов; 2 медные высеребренные водосвятные чаши. К 1857 г. в книгохранилище насчитывалось 212 книг различного содержания, в т. ч. 69 изданных до 1833 г. (возможно, они были приобретены при жизни прп. Зосимы, в т. ч. 4 книги, изданные в XVII в., и 25 книг - в XVIII в.). Благотворители

http://pravenc.ru/text/200057.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010