Сочинение сохранилось в более чем 10 рукописях XV-XVII вв., помещено под 15 июля (день памяти св. Владимира). Наиболее ранний из известных списков - т. н. Мусин-Пушкинский, 1414 г.- не сохранился, он доступен исследователям по копии XIX в., изданной В. И. Срезневским . Наиболее древние сохранившиеся списки - РГБ. Ф. 98. 637 (70-е гг. XV в., издан А. А. Зиминым ) и РНБ. Сол. 518/537 (1494 г., издан Срезневским, Бугославским и Н. И. Милютенко). Списки разделяются на неск. редакций, выявленных Макарием (Булгаковым): полный вид, включающий 3 части; текст без Похвалы кнг. Ольге; краткий вид, включающий лишь «Древнее житие» кн. Владимира. Как показал Бугославский, наиболее близкой к первоначальному тексту является полная редакция, представленная во всех старших списках XV в. «Память и похвала князю русскому Владимиру...» представляет собой ценный исторический источник, проливающий свет на обстоятельства прихода к власти кн. Владимира Святославича, на его внешне- и внутриполитическую деятельность и на обстоятельства и время его личного крещения и Крещения Руси. Особую ценность памятнику придает то, что в его 3-й ч., «Древнем житии», использован несохранившийся летописный источник, отличный от «Повести временных лет» (ПВЛ). Ряд сведений, сообщаемых в «Памяти и похвале князю русскому Владимиру...», уникальны. Только в этом тексте приведена точная дата вокняжения Владимира в Киеве - 11 июня 6486 (978) г.; в ПВЛ начало киевского княжения Владимира отнесено к 6488 (980) без точной даты. В «Памяти и похвале князю русскому Владимиру...» сообщается о взятии князем Корсуни в 3-е лето после крещения. Это сообщение противоречит «Корсунской легенде», в соответствии с которой Владимир крестился в Корсуни, но соответствует общей канве летописного рассказа о крещении князя, распределенного между 3 годами. Причем начало рассказа о выборе св. Владимиром христианства отнесено к 6494 (986) г., а о взятии Корсуни сообщается под 6496 (988) г.- 3-м годом по отношению к 6494, согласно «включенному» счету лет, принятому в Др. Руси. В «Памяти и похвале...» рассказывается о войне кн. Владимира до крещения с хазарами и о его походе «на другое лето по крещении» «к порогам»; об этих походах в летописях нет сведений. Относительная хронология событий, как они представлены в «Памяти и похвале князю русскому Владимиру...», в основном не совпадает с известной летописной хронологией. После исследований Шахматова утвердилось мнение, что данные «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...» восходят к более древней летописи, нежели те источники, которые легли в основу ПВЛ. С. В. Цыб попытался установить время возникновения летописного источника, использованного И. М. По мнению историка, им мог быть Перемышльский летописный свод 1106-1113 гг., отразившийся также в ПВЛ.

http://pravenc.ru/text/200333.html

Варианты сокращения этого перечня встречаются в рукописях кон. XVI-XVII в.: РГБ. Ф. 113. 342 (2-я пол. XVII в.). Л. 63-76 об. (16 знаков); Ф. 310. 117 (32 знака) ( Даниленко. 1990. С. 79-81, «сокращенная» редакция); редакция с 36-39 знаками в рукописях РГБ. Ф. 98. 209 (кон. XVI - нач. XVII в.). Л. 198-239 об. (опубл. в 2000, см.: Окозрительный Устав архиеп. Новгородского Геннадия. 2000); Ф. 310. 118, 148 ( Даниленко. 1990. С. 81-86, «расширенная» редакция); 40 знаков в рукописи из собрания Пискарёва (РГБ. Ф. 228. 9, кон. XVI в. Л. 776 об.- 837 об.: Даниленко. 1990. С. 86-87; «пискарёвская» редакция). Наиболее распространенной в рукописях XVII в. оказывается редакция с 27 знаками (списки XVII в. РГБ. Ф. 37. 342. Л. 256-276 об.; Ф. 272. 348. Л. 401-418; Ф. 310. 436. Л. 139-155; Ф. 205. 230. Л. 71, 94-114 об.; см.: Даниленко. 1990. С. 49, 75-79, 103-133: «устойчивая» редакция). Ко 2-й группе относятся редакции О. у., встречающиеся преимущественно в рукописях XVII-XIX вв. (редко в XVI в., напр., в месяцеслове РГБ. Ф. 98. 746), а также в издании для единоверческих приходов ( Сырников Н. Ключ к церковному уставу. М., 1890). О. у. этого типа включает 46-48 знаков, используются комбинации из столбиков, знаков варии, титла, каморы, апострофа, «чашки», «серпа», а также более привычных для старых редакций О. у. точки, креста, круга, полукруга и нек-рых букв (см.: Даниленко. 1990. С. 88-90; как в 4-й редакции О. у.- см.: Мансветов. 1885. С. 305; рукописи: РНБ. Кир.-Бел. 705/962, 2-я четв. XVII в. Л. 309 и далее; Ф. 310, 121, XVII в.; ГИМ. Син. 946, 1653 г.- Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 1. С. 343; фрагмент в: РГБ. Ф. 272. 464, XIX в.). О. у., по всей видимости, оказал влияние на рус. редакцию Иерусалимского Типикона в издании 1682 г., в к-ром появились новые знаки в виде креста в полукруге () и были введены различия между неполностью окруженными 3 точками красного и черного цвета (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). Публ.: Даниленко. 1990. С. 103-133; Окозрительный Устав архиеп. Новгородского Геннадия/Подгот.: архим. Макарий (Веретенников). М., 2000.

http://pravenc.ru/text/2578249.html

Значение лит. творчества и личности Г. было преувеличено в работах 60-70-х гг. XX в., в эпоху увлечения исследователей национальными и региональными вариантами барокко как лит. стиля, прежде всего в мистификаторских по своей сути сочинениях и публикациях серб. писателя и литературоведа М. Павича, необоснованно превратившего этого позднесредневек. книжника в отца и родоначальника новой (барочной) серб. лит-ры, церковного поэта и драматурга. Тексты, изданные Павичем как оригинальные сочинения Г., представляют собой переводы и переработки памятников, традиц. для средневек. правосл. слав. лит-ры и приписываемых известным ранним авторам (напр., названная им «первая сербская драма» является переводом Слова на Благовещение, приписываемого в слав. традиции св. Иоанну Дамаскину, содержащего рубрицированные диалоги арх. Гавриила, Богоматери и Иосифа). Мифотворческие измышления Павича подверглись разбору и серьезной критике в работах Й. Деретича, Ч. Миловановича и Дж. Трифуновича. Г. активно занимался перепиской и иллюминацией церковных богослужебных книг. Известно свыше 20 рукописей, переписанных им в 1711-1747 гг. Большинство этих книг находится в собрании архива Сербской академии наук и искусств (САНУ) в Белграде (см.: Каталог рукописа и старих штампаних Зб. Српске Akaдeмuje. Београд, 1901. 31/140, 71/13, 77/134, 78/132, 84/270, 89/146, 92/267, 93/268, 94/271, 95/135, 96/133, 97/136, 98/272, 99/139, 100/269, 101/137), 7 служебных Миней из годового комплекта 1-й четв. XVIII в.- в б-ке Будимской епархии Сербской Православной Церкви в Сентендре (Венгрия) ( Синдик Н. Р. , М. , Мано-Зиси К. Опис рукописа и старих штампаних б-ке Српске правосл. enapxuje Будимске у Cehmahдpeju. Београд; Нови Сад, 1991. С. 4, 109-118, 120-121, 250-259, 267-270, 368; 71-76, 78), Служебник 1711-1716 гг.- в РГБ. Ф. 256. 401 ( Востоков А. Х. Описание рус. и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 606-607), Акафистник погиб в 1941 г. вместе с собранием Народной б-ки Сербии в Белграде. В переписываемых богослужебных книгах Г. использовал, за исключением послесловий, церковнослав. язык серб. извода преимущественно с одноеровой (ъ) орфографией и массовыми примерами серб. вокализации. Г. следует традициям рачанского центра книгописания сер.- 2-й пол. XVII в. ( Синдик Н. Р. , М. , Мано-Зиси К. С. 109; Шкори К. С. 11-34), использует полуустав и в колофонах и маргиналиях - курсив с обилием лигатур. В качестве иллюминатора он традиционен, часто помещает копии сюжетных гравюр и заставок из серб. изданий XVI в., прежде всего венецианской типографии Вуковичей.

http://pravenc.ru/text/161317.html

2. Инок («черньчище») Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря близ Звенигорода, переписавший в 1428 г. пергаменный Иерусалимский устав («Око церковное») (РГБ. Ф. 256. Рум. 445) «благословением... игумена Феодора... в обители Святыя Богородица, глаголимей Страж, цесарствующу Василию Васильевичу, в пределе князя великаго Юрья Дмитриевича», с оригинала, написанного в 1401 г. в К-поле «малейшим во единообразных Афанасием» (см.: Афанасий Русин ), выходная запись к-рого приведена Д. полностью. Эта древнейшая из сохранившихся копия рукописи 1401 г., точно датированная, свидетельствует о распространении Иерусалимского устава в рус. общежительных мон-рях в 1-й трети XV в. Список, сделанный Д., представляет собой скромный монастырский обиходный кодекс форматом в 4°, написанный мелким уставом и лишенный украшений. В правописании рукописи наблюдается нек-рое отражение «второго южнославянского влияния» ( Гальченко М. Г. Книжная культура. Книгописание. Надписи на иконах Др. Руси: Избр. работы. М.; СПб., 2001. С. 401). Лит.: 1) Калайдович К. Ф. Известие о древностях славяно-русских и об И. Ф. Ферапонтове, 1-м собирателе оных. М., 1811; Срезневский И. И. Древние памятники рус. письма и языка (X-XIV вв.). СПб., 18822. Стб. 99-100; Сперанский М. Н. Тайнопись в юго-слав. и рус. памятниках письма. Л., 1929. С. 98-99. (ЭСФ; Вып. 4. 3); Моисеева Г. Н. «Собрание российских древностей» проф. Баузе//ТОДРЛ. 1980. Т. 35. С. 301-344; Розов Н. Н. Книга в России в XV в. Л., 1981. С. 130, 135, 142; Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Вел. Новгорода, XV в. М., 1994. С. 22-23, 27, 32; Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. С. 116-117; Мошкова Л. В. , Турилов А. А. Плоды ливанского кедра. М., 2003. С. 45-48, 76-77. 2) Востоков А. Х. Описание рус. и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 710-712; Вздорнов Г. И. Роль слав. мастерских письма К-поля и Афона в развитии книгописания и худож. оформления рус. рукописей на рубеже XIV-XV вв.//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 177, 191-192. Прил. 6.

http://pravenc.ru/text/168498.html

Самая молодая из группы художников, Оксана Павлова, дебютировала год назад на персональной выставке в Брянском областном художественном музее. В этой же выставке принял участие и Владимир Самсонов. Впервые он заявил о себе еще в 94-ом году, продемонстрировав работы на выставке «Новые имена  русского реализма» в Манеже. Павел Попов в 98-м году принял участие в выставке, посвященной юбилею Виктора Астафьева, а также выставлялся в РГБ. О чем поем? Объединение в одной экспозиции сразу четверых художников неслучайно и потому, что часть полотен написана ими в соавторстве. Маторин с Поповым работали над «Куликовской битвой», а Самсонов и Павлова над «Строительством Храма Христа Спасителя». Получились яркие, звучные и монументальные полотна. Маторин взял на себя смелость и не пожалел времени, чтобы полноценно разработать тему Куликовской битвы. В этой же серии выставляются его «Святой Благоверный князь Дмитрий Донской», «Хан Мамай», «Задонщина». Невозможно обойти стороной и маторинские «Пять хлебов и две рыбы». Этот натюрморт -предтеча картины «Семь хлебов», мощной, напряженной, с евангельским сюжетом. Владимир Самсонов достаточно скромно представлен на выставке. Зато, убеждена, зритель обязательно остановиться и у  «Призвания варягов», и у «Родника Сергия Радонежского». Оксана Павлова. Сердце России Гармонично выглядят на выставке и работы Оксаны Павловой. Даже несмотря на некоторое жанровое несоответствие. «Сердце России» - Московский кремль – очень светлое и позитивное полотно. А в серии ее этюдов особо хороша «Бухта Мальчезике». Павел Попов- самый разносторонний из всех художников, попробовавший себя сразу в нескольких жанрах. И в пейзаже, и портрете. Но главным все-таки считает жанр исторической живописи. Предпочтение он отдает священной тематике: пройти мимо «Поцелуя Иуды», «Горы Синая», «Входа Господня в Иерусалим» невозможно. Как невозможно не умилиться тихой радости Марии на полотне «Рождество Христово». Сам художник говорит о себе: «Творчество есть высший Божественный дар,заключающийся в служении добру, возвышению  человека, природы. Художник, глядя на мир, воспринимая и осмысливая его, создает произведение искусства, способное увлечь зрителя красотой, наполнить его сердце радостью и любовью к жизни. Только творчество, принимающее форму и суть реализма, легче и гармоничнее всего передает чувство, поднимающее душу зрителя на такую высоту, что у него возникает желание творить добро. Через соединение мастерства, гражданственности, духа зрелости искусство восстанавливает связи  между поколениями и осмысливает вневременные общечеловеческие ценности».

http://pravoslavie.ru/226.html

В 1689 г. состоялись похороны биографа патриарха Никона иподиак. Иоанна Шушерина , к-рый был погребен в приделе Воскресенского собора, освященного 29 апр. 1690 г. в честь архистратига Михаила. Также в годы игуменства Н. были освящены: ц. Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи (обновлена на средства царевны Татьяны Михайловны после погребения в ней патриарха Никона 26 авг. 1681), подземная ц. во имя св. равноапостольных Константина и Елены, придел свт. Николая (украшен на средства царицы Прасковьи Феодоровны), придел Всех святых Воскресенского собора под колокольней (1690), ц. во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с больничными палатами (1698). В 1686-1692 гг. были построены 3 большие трапезные палаты на средства царевен Татьяны Михайловны и Софьи Алексеевны. В 1690-1694 гг. вместо деревянной ограды по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей была построена глухая каменная стена с амбразурами и 8 трехэтажными башнями. 1 июля 1694 г. Н. принимал в обители царей, прибывших для осмотра каменной стены. В 1694-1697 гг. была построена каменная надвратная ц. в честь Входа Господня в Иерусалим. Белокаменные плиты с резным стихотворным текстом «Летописца» архим. Никанора в Новоиерусалимском мон-ре Белокаменные плиты с резным стихотворным текстом «Летописца» архим. Никанора в Новоиерусалимском мон-ре В период игуменства Н. в мон-ре началось почитание патриарха Никона. Так, было установлено его поминовение 24 мая каждого года, в день памяти прп. Никиты Переяславского, а над местом погребения патриарха каждую субботу стали петь панихиды (РГБ. Унд. 415. Л. 463-466, 467-468). В 1691 г. царевна Татьяна Михайловна пожертвовала мон-рю ковчег с частицей мощей вмц. Татианы, который был установлен в Воскресенском соборе. В 1692 г. она передала в дар мон-рю Петровскую икону Божией Матери в драгоценном окладе (список чудотворного образа, написанного митр. Московским Петром). Н. известен как 1-й историк Новоиерусалимского мон-ря. Сохранились 2 его сочинения, а также предисловие к монастырскому уставу. Н. создал стихотворный «Летописец сея святыя обители Воскресенския, еже есть Новый Иерусалим» (Летописец. 1874. С. 92-98). Текст высечен на 2 плитах по 2 столбца на каждой. Архим. Леонид (Кавелин) отметил, что в XIX в. «надпись эта высечена в глубь на белых изжелта каменных плитах, вставленных в то место, где прежде была дверь, ведшая снаружи храма через придел преп. Марии Египетской на Голгофу» (Там же. С. 98. Примеч.).

http://pravenc.ru/text/2565300.html

Арх.: РГБ ОР. Ф. 236. 137, 138; БАН. Ф. текущих поступлений. 142. Л. 266-282. Соч.: Собр. поучительных слов. СПб., 1755-1759. М., 1828, 1855. Лит.: Заведеев П. История рус. проповедничества от XVII в. до наст. времени. Тула, 1879; Титов Ф. И. К биогр. Гедеона Криновского, еп. Псковского и Нарвского. Каз., 1907; Харлампович К. В. Малорос. влияние на великорус. церк. жизнь. Каз., 1914. Т. 1. А. И. Раздорский Иконография Гедеон (Криновский), еп. Псковский. Гравюра П. Дружинина. 3-я четв. XVIII в. Гедеон (Криновский), еп. Псковский. Гравюра П. Дружинина. 3-я четв. XVIII в. Наиболее ранний известный портрет Г.- гравюра в технике меццо-тинто, 3-й четв. XVIII в., исполненная мастером П. Дружининым на фабрике М. Артемьева в Москве ( Смолич. История РЦ. Ч. 2. С. 29). Это поколенное изображение иерарха в небольшом повороте влево, в черном клобуке и архиерейской мантии с образами святых на скрижалях (у Д. А. Ровинского ошибочно указано, что «в облачении схимника»), правой рукой перелистывает книгу, в левой - жезл со змеевидным навершием, без сулока, на груди - панагия с иконой Спаса Нерукотворного, слева вверху - герб. Портрет дополнен виршами, прославляющими Г. как проповедника («Различны Дух Святый таланты уготова; сего ж благоволил почтить талантом слова...»). Изображение в более упрощенном варианте повторяется на поясном портрете (в овале), награвированном пунктиром в нач. XIX в. мастером И. Розоновым, работавшим для изданий П. П. Бекетова (оттиски 1843: РГБ, ЦАК МДА). По-видимому, на основе первоначального образца была создана литография 2-й четв.- сер. XIX в. работы Л. Лориса, издание И. Х. Дациаро (ЦАК МДА), упомянутая в справочнике В. Я. Адарюкова ( Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 213). «Оригинальные» (некопийные) портреты архипастыря находились в кон. XIX в. в Митрополичьих палатах ТСЛ, в собрании Н. И. Путилова ( Ровинский. Т. 4. Стб. 236, 291). Лит.: [Бекетов П. П. ] Портреты именитых мужей Рос. Церкви, с прил. их крат. жизнеописания. М., 1843; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 553. Т. 4. Стб. 236, 291; Духовные светочи России. С. 98. Кат. 84.

http://pravenc.ru/text/161870.html

Смерть Митрофана, еп. Владимирского и Суздальского, в присутствии великокняжеской семьи на хорах Успенского собора во Владимире. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. Л. 324 (РНБ. F.IV.225. Л. 324) Смерть Митрофана, еп. Владимирского и Суздальского, в присутствии великокняжеской семьи на хорах Успенского собора во Владимире. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. Л. 324 (РНБ. F.IV.225. Л. 324) После мученической кончины М. и ухода захватчиков с территории Сев.-Вост. Руси оставшиеся в живых горожане весной (скорее всего в апр.-мае) 1238 г. по приказу нового Владимирского кн. Ярослава Всеволодовича обрели тело М. и похоронили с останками погибших представителей правящей династии во владимирском Успенском соборе. Для поминания их имена были записаны в соборный синодик. Этот ранний источник не сохранился, но его древнейшая часть была переписана при создании соборных синодиков др. городов Сев.-Вост. Руси, а в кон. XV в. попала в синодик новгородского Софийского собора. В нем было написано: «Бл(а)женномоу Митрофану, епископу Володимерскомоу и всемоу с(вя)щенич(е)скому чину, и причту церковному, и благоверным князем и княгиням и всем православным крестьяном во градех и по всем местом скончавшимся нужною смертию от безбожнаго Батыя, вечная памят(ь)» (РНБ. F.n.IV.1. Л. 34 об.- 35. В список 2-й пол. XVI в.). Для вечного поминания имя М. было внесено в синодик ростовского Успенского собора (РГБ. Собр. П. П. Шибанова. Ф. 344. 99. Л. 36-36 об. В список 1642 г.; Конев С. В. Синодикология. Ч. 2: Ростовский соборный синодик//Ист. генеалогия. Екат.; Н.-Й., 1995. Вып. 6. С. 98). В кон. XV - нач. XVII в. поминание православных, погибших во время Батыева нашествия на Сев.-Вост. Русь (1238), было объединено с поминаниями убиенных во время др. ордынских походов: «Иже благочестия ради, и святых ради церквей пострадавших за православие противо безбожных и нечестивых агарянских царей нашествия Батыя, и Мамая, и Тактамыша, и инех нечестивых царей и их злочестиваго воинства» (РГБ. Рум. Ф. 256. 385. Л. 6. В список нач. XIX в.).

http://pravenc.ru/text/2563408.html

Согласно данным кон. XVII - XVIII в., М. «преставися в лето 6893 маиа в 6 день» (Описание о российских святых. С. 78; Голубинский. С. 440. Примеч. 98). Записи о кончине М. нет ни в Троицкой (свод 1408/09 г.), ни в Симеоновской летописи кон. XV в., ни в Рогожском летописце 40-х гг. XV в., в текстах к-рых отразился ранний летописный материал, связанный с Троице-Сергиевым мон-рем, ни в поздних троицких летописцах XVII в. Еще в сер. 50-х гг. XVII в. 1385 г. как год кончины М. не был известен Симону (Азарьину) , и он не отражен в его Месяцеслове (РГБ. МДА. Фунд. Ф. 173/I. 201. Л. 332 об.). Т. о., неизвестно, из каких источников появилась эта дата, поэтому строгих оснований для отнесения кончины М. к 1385 г. не имеется. Не исключено, что М. скончался уже после смерти прп. Сергия. Почитание Прп. Михей Радонежский. Фрагмент иконы на раке прп. Михея Радонежского. Ок. 1980 г. (ц. в честь Явления Богоматери прп. Сергию Радонежскому, ТСЛ) Прп. Михей Радонежский. Фрагмент иконы на раке прп. Михея Радонежского. Ок. 1980 г. (ц. в честь Явления Богоматери прп. Сергию Радонежскому, ТСЛ) Рака с мощами прп. Михея Радонежского и икона преподобных Сергия и Михея Радонежских в иконостасе ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. Фотография. 2015 г. Рака с мощами прп. Михея Радонежского и икона преподобных Сергия и Михея Радонежских в иконостасе ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. Фотография. 2015 г. Поскольку преподобный относился к числу младших современников св. игумена, его имя было хорошо известно троицким монахам кон. XIV - 1-й пол. XV в., к-рые могли рассказать о нем автору первоначального Жития прп. Сергия прп. Епифанию Премудрому и позднее Пахомию Логофету. Встречающиеся с нач. XVI в., в основном в произведениях, связанных с Троице-Сергиевым мон-рем, изображения М. с нимбом могут рассматриваться в качестве свидетельства о начале местного почитания преподобного в Троицкой обители. Имя М. встречается в пергаменном синодике киржачского Благовещенского мон-ря кон. XVI в. вместе с именами преподобных иноков Исаакия Молчальника и Романа . Вместе они характеризуются как «ученицы» прп. Сергия (РГБ. Ф. 304/I. 43. Л. 12; Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 219. Примеч. 110).

http://pravenc.ru/text/2563830.html

Последование А., помещенное в печатных греч. и рус. Минеях и состоящее из канона Феофана 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом «Μαρτυρικν σνοδον θεοτερπα μλψωμεν μνοις» (греч.- Мученический собор богокрасно воспоем песньми), стихир на Господи воззвах 1-го гласа со славником 4-го гласа «Ασματικς τν ποιμενρχην σμερον πιστο» (        ), седальна 4-го гласа «Το σταυρο τ δυνμει» (    ), кондака с икосом 4-го гласа, известно по рукописным Минеям как студийской (РНБ. Греч. 227-1. Л. 96-96об., XII в.; ГИМ. Син. 160. Л. 179-185об., XII в.), так и иерусалимской традиций (РНБ. Греч. 523, XIV в.; Стихирарь. БАН. РАИК. 95 и 14. Л. 77об.- 78, XIV в.). Кроме текстов печатных Миней в рукописях сохранились и др. тексты А.: анонимный канон 4-го гласа со 2-й песнью без акростиха (Ταμεον. Ν 137. Σ. 67), иной цикл стихир на Господи воззвах 4-го гласа, сохранившийся в Минеях как студийского (напр., РГБ. Сев. греч. 480. Л. 90-90об., XII в.), так и иерусалимского (БАН. РАИК. 98. Л. 5об., XIV в.) типов, а также 2 седальна, 4-го и 4-го плагального, т. е. 8-го, гласов, сохранившиеся только в рукописях студийского типа. Ист.: BHG, N 166-167; ВНО, N 99-106; ActaSS. Oct. T. 10. P. 721-759; Записки о мученичестве св. Арефы/Пер. еп. Арсения (Иващенко)//Странник. 1873. 6. С. 217-262; La lettera di Simeone vescovo di Beth-Ar s am sopra i martiri omeriti/Publ. e trad. dal socio I. Guidi//Atti della Reale Accad. dei Lincei; ser. 3a: 1881. Vol. 7. P. 488-490 (итал. пер.), 507-508 (сир. текст); Historia dos martyres de Nagran: Vers. ethiopica/Publ. por F. M. E. Pereira. Lisboã, 1899. P. 79-122, 169-185 (эфиоп. текст), 123-165, 175-189 (португ. пер.) (рус. пер. фрагм.: История Африки: Хрестоматия. С. 223-226); ЖСв. Окт. С. 528-553; The Book of the Himyarites/Ed. by A. Moberg. Lund et al., 1924. P. 4b, 5a, 8a (сир. текст), CII-CIII, CV-CVI (англ. пер.) (рус. пер.: История Африки: Хрестоматия. С. 211-212); Chronicon anonymum pseudo Dionysianum vulgo dictum//CSCO. Syr. Ser. 3. P., 1927. T. 1. P. 63-65 (рус. пер.: Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая историография. СПб., 2000. С. 621-630); Shah î d I. The Martyrs of Najrân: New Doc. Brux., 1971. (SH; N 49). P. XI-XIV (сир. текст), 49-51 (англ. пер.).

http://pravenc.ru/text/75906.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010