Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Симон Радонежский, Смоленский, прп. Описания иконы Симон Радонежский, Смоленский, прп. - житие Преподобный Симон, архимандрит Смоленский, ученик преподобного Сергия Радонежского, был настоятелем монастыря в Смоленске, но оставил почет и уважение, которыми пользовался там, покинул родную сторону и с посохом простого странника в 1357 году пришел к преподобному Сергию и просил принять его послушником. Он был первый, принятый сверх числа двенадцати учеников. На пожертвование преподобного Симона архимандрита построили более обширный храм Живоначальной Троицы. Преподобный Симон архимандрит жил в келий рядом с игуменом. Когда преподобный Сергий удостоился откровения о будущей судьбе его учеников, он именно святого Симона позвал быть участником дивного видения птиц, летавших по всей обители и вокруг нее. Преподобный Симон архимандрит скончался в глубокой старости и был погребен с великой честью преподобным Сергием. День тезоименитства преподобного Симона архимандрита - 10 мая. Служба ему составлена Преосвященным Симоном, архиепископом Рязанским и Касимовским, в 1981 году. Преподобный [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. XIX.] Собор Радонежских святых (фрагмент). Икона. Москва. XIX век. Восточная грань северо - восточного столба Успенского собора. Троице-Сергиева лавра. Файл 10141.jpg:   Размер: 611x1078, 0.66 MPix, 98 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (151) , (1) . Описание: [Москва. XVI.] Приход к прп. Сергиею Симона, архим. Смоленского. Миниатюра Лицевого Жития прп. Сергия. Москва. Конец XVI в. 31.8 х 20. л. 115 об. РГБ. Москва. Файл 10142.jpg:   Размер: 1099x1200, 1.32 MPix, 148 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (146) , (3) . Описание: [Москва. XVI.] Чудесное видение прп. Сергия. Миниатюра Лицевого Жития прп. Сергия. Москва. Конец XVI в. 31.8 х 20. л. 185. РГБ. Москва. Файл 10143.jpg:   Размер: 1074x1200, 1.29 MPix, 156 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (130) , (1) .

http://pravicon.com/icon-2906

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Ипатменская " Описания иконы Ипатменская икона Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Никаких сведений об этой иконе не имеется. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: 100. Ипатлинская. Изображение явленных и чудотворных святых икон Пресвятой Богородицы, прославленных различными чудесами и чтимыми всеми православными христианами. 1885 г. Российский государственный архив древних актов. Библ. Илл. ф. Хромолитография А.В. Васильева. Москва. В Богоявленском соборе в Елохове (Москва) находится икона «Распятие и Страсти Господни с изображением 142 образов Богородицы» (конец XVIII – начало XIX вв.), которая могла быть взята за основу для хромолитографии. Файл 30057.jpg:   Размер: 409x559, 0.23 MPix, 98 Kb. Дата: 2017-10-24, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (179) , (7) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Ипатменской. Клеймо многочастной иконы " Собор Богородичных икон " . XIX в. 106.7х92 см. Частное собрание. Файл 30135.jpg:   Размер: 276x431, 0.12 MPix, 40 Kb. Дата: 2017-10-26, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (126) , (3) . Описание: Ипатменская. Ноября 15 д. Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятыя Богородицы в православной церкви прославляемых. Москва: Манухин, 1866. (РГБ) С. 54: 15-го дня. Церковь вспоминает явление чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Ипатлинская (Истор. Р. Иер. IV 312. и Слава Богомат.). Файл 31555.jpg:   Размер: 571x747, 0.43 MPix, 179 Kb. Дата: 2018-03-28, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (119) , (2) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Ипатмеския. Фрагмент гравюры. Вторая половина XVIII в. Из собрания А.В. Олсуфьева [Из серии 130 икон Пресвятой Богородицы] РНБ Файл 35381.jpg:   Размер: 599x1001, 0.6 MPix, 292 Kb. Дата: 2021-01-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (44) , (1) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Ипатменския. Фрагмент гравюры. Вторая половина XVIII в. Из собрания А.В. Олсуфьева [Из серии 130 икон Пресвятой Богородицы] РНБ Файл 35382.jpg:   Размер: 593x1053, 0.62 MPix, 328 Kb. Дата: 2021-01-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (46) , (1) .

http://pravicon.com/icon-723

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Кукузелисса " Описания иконы Икона Кукузелисса - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Находится на Афоне, в лавре святого Афанасия, названа по имени святого подвижника XII века Иоанна Кукузеля. Однажды в субботу после бдения, пропевши акафист Пресвятой Богородице, он сел против иконы, и тонкий сон успокоил утомлённого старца. «Радуйся, Иоанн! – вдруг произнёс кроткий голос. – Пой и не переставай петь, Я не оставлю тебя». Иоанн увидел в сиянии небесного света стоявшую пред ним Божию Матерь. Она положила в руку его златницу (золотую монету) и стала невидима. Иоанн проснулся и увидел в своей руке златницу. Эту златницу привесили к иконе, и с тех пор стали совершаться чудеса как от иконы, так и от самой златницы. Описание иконы Кукузелисса из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Свое наименование этот образ Богоматери получил по поводу явления Небесной Владычицы св. Иоанну Кукузелю, жившему в XII веке. Иоанн, происходивший из Царьграда, в молодых летах готовился в придворные певчие. За свой прекрасный голос он был любимцем патриарха и царя, и все предвещало ему в будущем хорошее положение, но душа его жаждала духовных подвигов. И вот юный Иоанн тайно покидает Константинополь и избирает местом своих подвигов Афонскую гору, слава о подвижниках которой далеко была известна. Придя на Афон, Иоанн направился в лавру св. Афанасия. Встретивший юношу привратник спросил его, кто он и что ему нужно. — Я пастух и хочу быть иноком, — отвечал Иоанн. Привратник доложил о пришельце настоятелю, и так как монастырю нужен был пастух, то Иоанн принят был с радостью. С великой благодарностью принял Иоанн от игумена иночество и стал пасти стада коз. Между тем, опечаленный уходом Кукузеля царь послал гонцов во все страны искать своего любимца. Некоторые из посланных б[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Изображение иконы Божией Матери Кукузелиссы, находящейся на св. Афонской горе в Лавре : [лубок]. - Москва : Хромо-лит. А.И. Стрельцова, 1882. - Хромолитогр.; 36 х 26,5 (изобр.); 43 х 32 (л.) см. РГБ. Файл 34922.jpg:   Размер: 1944x2561, 4.98 MPix, 1496 Kb. Дата: 2020-08-03, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (69) , (0) .

http://pravicon.com/icon-174

В 1589 г., находясь по поручению братии Сийского мон-ря в Иоанно-Богословском монастыре на Ваге, И. составил Житие основателя обители прп. Варлаама Важского (Пинежского) («Месяца июня в 19 день. Память преподобнаго отца нашего Варлама, Пенежьскаго чюдотворца, иже на Ваге пречестен монастырь составлшаго во имя святаго и славнаго апостола и евангелиста Иванна Богослова, егоже отчасти чюдес исповедания» - РГБ. Унд. 291, кон. XVI - нач. XVII в.). В послесловии к Житию И. рассказал об обстоятельствах и о времени его создания. Игум. Иоанно-Богословского монастыря Даниил, «видев от раки святаго Варлама реки чюдес проливаемы приходящим с верою, а святое житие святаго не написано бысть ни от когоже», попросил И. записать свидетельства о преподобном и о совершавшихся по молитвам к нему чудесах. Книжник отметил, что к тому времени уже «много от всех забвено бысть прешествия ради многих лет» (Там же. Л. 37 об.- 39). Житие состоит из предисловия, житийной части, рассказа об обретении мощей преподобного в 1552 г., 24 чудес, к-рые можно отнести ко 2-й пол. XVI в., и послесловия. Редакция И. (Основная редакция) известна в 19 списках, она была широко распространена и переписывалась в кон. XVI - 1-й пол. XVIII в. в Поважье (ИРЛИ. Колл. Гемп. 1, XVII в.; ГИМ. Забел. 508, XVIII в.; РГБ. Ф. 98. 297, XVII в.), в Антониевом Сийском монастыре (БАН. Арханг. 235, XVII в.,- сборник игум. монастыря Феодосия). Два списка XVII в. находились в б-ке Холмогорского и Важского еп. Афанасия (Любимова) (БАН. Арханг. 351 и 408). В XVII в. Житие прп. Варлаама вошло в июньский том Четьих-Миней Германа (Тулупова) (РГБ. Ф. 304/I. 677, 1631 г.; РГИА. Синод. 3922, 60-е гг. XVII в.). Во 2-й пол. XVII в. на материале редакции И. была создана краткая переработка Жития. В 1-й пол. XVIII в. в Иоанно-Богословском мон-ре Основная редакция была использована при создании 3 новых переработок (каждая известна в одном списке), которые отличаются от первоначального текста наличием новых чудес, стилистическими изменениями и дополнительной информацией.

http://pravenc.ru/text/578316.html

Pratola Serra, 2000. Vol. 2: Formia medievale/Ed. M. D " Onofrio. Д. В. Зайцев, А. К. Почитание Е. у южных славян и на Руси Как покровителя Охрида и основоположника местной церковной иерархии почитание Е. унаследовано балканскими славянами от греков и восходит к средневек. представлению о тождестве Охрида с античным Лихнидом. Судя по наличию рус. списков службы XII-XIV вв. (см. ниже) в эпоху Первого Болгарского царства, культ Е. был распространен на всей территории страны, позднее приобрел региональный характер (в границах Охридской архиепископии и даже только в Охриде). В Размо находятся посвященные Е. раннехрист. 3-нефная базилика и пещерная церковь с фресками (ок. 1300). За пределами Македонии традиции почитания Е. были столь прочно забыты, что в 1845 г. В. И. Григорович , обнаружив в охридском храме свт. Николая икону Е., мог вполне серьезно сомневаться, не является ли это имя написанным по ошибке вместо св. Горазда ( Григорович В. И. Очерк путешествия по Европейской Турции. М., 18772. С. 101). Пространное «Мученичество» Е. было переведено на слав. язык не позднее XII в. не в составе студийского комплекта Четьих-Миней (отсутствует в древнейшем списке майского тома - РГБ. Вол. 597, посл. четв. XV в.). Язык перевода лишен ярких регионально-диалектных примет, но, исходя из мест позднейшего почитания святого, гипотетически его можно связывать с Охридом и датировать соответственно не позднее X в. Текст «Мученичества» сохранился в ряде списков исключительно восточнослав. происхождения, старшие из к-рых находятся в пергаменном Успенском сборнике (ГИМ. Усп. 4 перг. Л. 118 об.- 124), датируемом не позднее рубежа XII и XIII вв., и в чрезвычайно близком к нему по составу житийной части (но не последовательности текстов) сборнике сер. XV в. (РГБ. Ф. 98. Егор. 279). Во 2-й четв. XVI в. «Мученичество» было включено в состав ВМЧ (присутствует уже в старшем, Софийском комплекте РНБ. Соф. 1321 - Творогов О. В. Древнерусские четьи сборники XII-XIV вв.//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 211). В Успенском сборнике дата в заголовке «Мученичества» стерта, текст помещен после 15 мая и перед Житиями мч. Вита (15 июня) и мц. Февронии (25 июня), заимствованными из июньской Минеи. Возможно, этот текст первоначально также был приурочен к июньской памяти Е. В Четьих-Минеях, начиная с ВМЧ, «Мученичество» помещено под 10 мая (в отличие от службы). Краткое Житие Е., составленное на основе текста «Мученичества», было включено в пространную редакцию древнерус. Пролога в 3-й четв. XII в. под 4 мая. Эта дата празднования утвердилась в совр. календаре РПЦ.

http://pravenc.ru/text/190117.html

Г. Юнгом-Штиллингом , считавшим, что события во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. свидетельствуют о близости конца света, а Наполеон - это последний антихрист. Этой же теме посвящено соч. Г. «Толкования на Слово 105 о антихристе преподобного отца Ефрема Сирина» (РГБ. Ф. 17. 7, 1820-1821 гг.). В качестве источников для толкований Г. использует Свящ. Писание, Апокалипсис, Четьи-Минеи, «Книгу о вере», Кириллову книгу, труды прп. Максима Грека и сщмч. Киприана. (В старообрядческой традиции считалось, что в этом сочинении Г. прочитал имя Наполеона как имя антихриста, но этот сюжет в сочинении отсутствует.) Предположительно может быть связана с Г. изданная совр. последователями федосеевства «Книга Зерцало таинств и конца всемирного» (М., 2004). Оппоненты Г. в доносах на него исказили мн. факты его биографии и смысл его трудов, создали образ «ужасного изувера», лукавой «семиименной особы», перекочевавший в т. ч. и в совр. историографию. Основываясь на этом недобросовестном источнике, мн. старообрядческие авторы и исследователи безосновательно считают Г. автором апокрифического «Апокалипсиса седмитолкового». Г. был талантливым художником (украсил миниатюрами и орнаментами ркп. «Книги об антихристе» - РГБ. Ф. 98. 906), искусным каллиграфом, писал, подражая старопечатному шрифту. Арх.: ЦГИАМ. Ф. 16. Оп. 31. Д. 9 [следствие по делу Г.]. Лит.: Кельсиев В. И. Сб. правительственных сведений о раскольниках. Лондон, 1860. Вып. 1. Л. 42-74; Нильский И. Ф. Семейная жизнь в рус. расколе. СПб., 1869. Вып. 1. С. 356-380; Титов А. А. 1844-1848 гг.: Дневные дозорные записи о моск. раскольниках//ЧОИДР. 1885. Кн. 2. С. 11; Никанор (Кудрявцев), архим. Гнусин//РБС. Т. Герберский-Гогенлоэ. С. 398-408; Иващенко Н. , Коршунова Н. Собиратель//Альманах библиофила. М., 1985. 18-19. С. 128, 142; Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической лит-ре позднего феодализма. Новосиб., 1988. С. 36; Любопытный П. О. Словарь и каталог, или Библиотека: [Ксерокоп. воспроизв.]. М., 1997. С. 106-107; Наставник Сергий Симеонович Гнусин//Месяцеслов на 2001 г. христиан древлеправославно-кафолич. исповедания и благочестия старопоморского согласия. М., 2001. С. 88-89; Агеева Е. А. Антихрист в представлении старообрядцев//ПЭ. Т. 2. С. 575-581. Е. А. Агеева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/165191.html

Итак, Похвальное слово было написано для произнесения в церкви Троицы на память Преподобного Сергия. Как известно, монастырь был сожжен в 1408 г. во время нашествия Едигея, и церковь Троицы была восстановлена только в 1412 г. Об этом читаем в приписке монаха Варлаама: «В лето 6920. Написася божестъвнаа Лествица месяца октовриа в 14 день, на память святых мученикъ Назариа, Геврасиа, Протасиа, Келесиа, в обители преподобнаго иигоумена Сергиа. В то же лето и священа бысть церкви в тои же обители месяца семптямриа в 25 день» (Троиц. 156, л. 252 об.). 25 сентября 1412 г. мы имеем пересечение следующих событий: 1) день памяти Преподобного Сергия; 2) 20-летний юбилей со дня кончины Преподобного; 3) освящение монастырского храма – церкви Троицы; 4) этот день являлся воскресным – единственный раз в промежутке между 1408 и 1418 гг. Думаю, что самым подходящим случаем для произнесения Похвального слова в честь Сергия был праздничный день 25 сентбяря 1412 г. – день памяти, причем юбилейный, Преподобного Сергия Радонежского, совпавший с днем освящения Троицкого собора. Похвальное слово Сергию Радонежскому имеет заголовок (по списку Троиц. 755): «Слово похвално преподобному отцу нашему Сергию, сътворено бысть учеником его священноиноком Епифанием». Текст сохранился в одной редакции, важнейшее разночтение, отличающее древнейшие списки от более поздних, таково: согласно первым, Сергий жил 70 лет, в монашестве – 50 лет, в других списках даты исправлены на основании одной из Пахомиевских редакций Жития Сергия – 78 лет и 55 лет соответственно. Выявлены следующие списки Похвального слова Сергию Радонежскому: 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 755 (л. 84–105: 70 лет и 50 лет) (число 70 позднее исправлено на 78) – 50-е годы XV в. Филигрань: Корона – типа Лихачев, 2570 (1461 г.). 2) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевы Лавры), 763 (л. 79–98: 70 лет и 50 лет – число 70 позднее исправлено на 78)- 50-е годы XV в. Описание см. в разделе Четвертой Пахомиевской редакции, Троицкого вида.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

XVI в. (РГБ. Егор. Ф. 98. 202), иконография к-рого не зависит от Лицевого летописного свода (иллюстрирована лишь 1-я половина кодекса, далее для миниатюр оставлены места с обозначением сюжетов). В XVII в. появились рукописные лицевые Б. (ГИМ. Вахр. 1, XVII в.; ГИМ. Увар. 34; РНБ. ОСРК. Ф. 550. F I. 91). Большое влияние на рус. иллюстрации Б. оказали в XVI в. нем. и итал. гравюры с произведений мастеров кон. XV - 1-й четв. XVI в., а в XVII в. западноевроп. гравированные Библия Питера ван дер Борхта (Брюссель, 1582) и Пискатора Библия (Амстердам, ряд изданий начиная с 1637). В 1645-1649 гг. киево-печерский мон. Илия вырезал 132 гравюры на дереве с иллюстрациями к ВЗ (Бытие - 45 гравюр, Исход - 25, Числ - 6, Иисуса Навина - 9, Судей - 25, Царств - 22), их прототипом послужила Библия Пискатора. Гравюры мон. Илии сохранились в оттисках на 22 нумерованных листах, частично они использовались в изданиях Киево-Печерской лавры начиная с 40-х гг. XVII в. В 1692-1696 гг. жителем московской Мещанской слободы Василием Коренем (Кореневым) была создана гравированная рус. иллюстрированная Б. Гравюры мон. Илии и Василия Кореня явились своего рода аналогом лат. Б. бедных (см. Biblia pauperum ) и положили начало популярным сериям рус. народного лубка XVIII в. Патрикий Лев, приносящий в дар Богоматери книгу. Миниатюра из Библии кор. Христины. Х в. (Fol. 2v) Патрикий Лев, приносящий в дар Богоматери книгу. Миниатюра из Библии кор. Христины. Х в. (Fol. 2v) В XIX в. традиция иллюстрирования Б. получила новое развитие в гравюрах Г. Доре , выполненных в 1864-1866 гг. Лицевые Б. были широко распространены в западноевроп. искусстве. В отличие от визант. библейских книг лат. иллюстрированные Б. включали, как правило, полный объем ветхозаветного текста Вульгаты и книги НЗ. Число иллюстраций со временем увеличивалось. Б. в IX в. имели иллюстрации ветхозаветной части от кн. Бытие до Пророков, в НЗ помещалось изображение Христа во славе с символами евангелистов, апокалиптического Агнца, Св. Троицы (Lond.

http://pravenc.ru/text/209475.html

извода. Образ М. сохраняет расположение в пределах своей группы святых, но его фигура оказывается смещенной к центру (хромолитография 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина, ц. вмц. Варвары в Казани) или к краю, как, напр., на иконе 1-й пол. XIX в. мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР; см.: Алёхина. 2006. С. 33. Кат. 61), на иконе в среднике 3-створчатого складня (XVIII-XIX вв., ЦМиАР; см.: Там же. С. 53. Кат. 88), на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ). На мстёрской иконе посл. четв. XIX в. он представлен в 5-м ряду, с острой на конце бородой, в левой руке - свиток (частное собрание, см.: «Все остается людям»: Русская иконопись XVII-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Кат. выст. М., 2010. С. 220-221. Кат. 98), а на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова (1883, ГРМ; см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 169) его оглавный образ перемещен в верхнюю часть правой группы. В ряде случаев, когда нарушена не только компоновка «пятериц», но и черты облика, образ М. возможно определить только по надписи. К таким изображениям относится раскрашенный офорт 1-й четв. XIX в. (РГБ, см.: Там же. С. 63. Кат. 121) - М. в клобуке, борода средней длины, сужается книзу, в подписи при имени эпитет «Чудотворец» отсутствует. Вопреки логике соответствия изображений святых пещерам, где они были погребены (при сохранении на своих местах фигур преподобных Антония и Феодосия), была переработана схема композиции «Собор Киево-Печерских святых» на иконе 2-й пол. XIX в. (ныне в Собрании русских икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. Ил. на с. 498, 500). Образ М. на этой иконе, как и образы др. святых, не имеет эпитета при имени. Однако опознать М. можно благодаря традиции изображать его с не покрытой куколем головой (темный куколь с красными и охристыми крестами лежит на плечах). М. открывает ряд преподобных в левой группе, в 4-м ряду снизу (изображение еще одного Киево-Печерского святого с именем Моисей - прп.

http://pravenc.ru/text/2563960.html

Как и др. переводные сборники - «Римские деяния», «Звезда пресветлая», «Фацеции»,- «В. з.» стало для восточнослав. лит-ры источником тем и сюжетов. К «В. з.» широко обращались укр. проповедники, напр. Антоний (Радивиловский) , Иоанникий (Галятовский) , пользовавшиеся скорее всего лат. или польск. изданиями. Новеллы из «В. з.» (также, по-видимому, в польск. или лат. вариантах) послужили источником для стихотворных обработок Симеона Полоцкого . Мн. исследователи отмечали сходство между Повестью о Савве Грудцыне и рассказами «В. з.». По образцу данного сборника были составлены др. «зерцала»: мирозрительное, «Зерцало человека христианского» и др. Отдельные сюжеты из «В. з.» использовались писателями XVIII-XIX вв.: В. И. Майковым, А. П. Сумароковым , Н. М. Карамзиным , И. А. Крыловым, А. С. Пушкиным , Н. А. Некрасовым, Н. С. Лесковым . Возможно, впрочем, что в новую лит-ру эти сюжеты пришли не непосредственно из сборника XVII в., а через фольклор (сказки, легенды, духовные стихи) или лубок, где использовался тот же круг тем. На рус. почве «В. з.» стало источником сюжетов в живописи, преимущественно в книжной миниатюре и фресках (напр., фрески галерей ярославских церквей - Иоанна Предтечи в Толчкове, 1694-1695, 1700 гг., и прор. Илии, 1715-1716 гг.) и лубке. У старообрядцев художественная разработка сюжетов «В. з.» продолжалась вплоть до 2-й пол. XIX в. О. А. Державина опубликовала 2-й перевод «В. з.» (по ркп. РГБ. Унд. 532), М. Н. Сперанский издал ок. 120 «примеров» из 1-го перевода (по рукописи ГИМ. Син. 100), опубликованы также отдельные статьи сборника. Изд.: Памятники старинной рус. лит-ры, изд. гр. Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1860. Вып. 1-2; Ровинский. Народные картинки. Т. 3. 699-701, 720, 724, 726, 729; Семинарий по древнерус. лит-ре/Моск. высш. жен. курсы. Серг. П., б. г. Вып. 9: Из «Великого зерцала» [публ. М. Н. Сперанского]; Перетц В. Н. Из истории старинной рус. повести//Унив. изв. К., 1907. 8. С. 24-28; он же. Новые труды по источниковедению древнерус. лит-ры и палеографии//Там же. 1907. 11. С. 6-9; Державина О. А. «Великое зерцало» и его судьба на рус. почве. М., 1965; ПЛДР, XVII в. М., 1989. Кн. 2. С. 56-85, 595-597 повестей]; Древнерусская притча/Сост. Н. И. Прокофьев, Л. И. Алехина. М., 1991. С. 98-101.

http://pravenc.ru/text/150123.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010