1. Ед. хр. 1153. [Май] 6/19. Среда. Праведного Иова Многострадального. Рождение Его Императорского Величества Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, Самодержца Вероссийского. Утром прогулка в парке с 10. 20 до 11. 20. Затем пошел в Церковь. – Завтрак с Ее Величеством. Отдых с 1 ¼ до 1 ¾. С 2 до 5 ч. прогулка и игры с А. и С. Деревенько. Ходили к слону, в конюшню к старым лошадям и на ферму. Игры на берегу озера. Мария Ивановна принимала участие в прогулке. Завтракал в обычное время, потом приготовление уроков. Дневник П. А. Жильяра.//ГАРФ. Ф. 640. Оп. 1. Ед. хр. 328. [Пер. с фр.] Милая моя Мама. Я крещу Тебя на сон грядущий. Спи сладко и не беспокойся. Поцелуй сестер. Да хранит вас Господь! Крепко целую. Алексей. Царское Село. 7 мая 1915 г. Письмо Цесаревича Государыне Императрице Александре Феодоровне.//ГАРФ. Ф. 640. Оп. 1. Ед. хр. 76. 13/26. Среда. […] В 5 ч. урок балалайки с генералом Ресиным. Дневник П. А. Жильяра.//ГАРФ. Ф. 640. Оп. 1. Ед. хр. 328. [Пер. с фр.] 14-го мая. Четверг. В 9 час. прибыл в Царское Село и был встречен Алексеем и свитой. […] Погулял с дочерьми и покатался с Алексеем на прудах. […] Дневники Императора Николая II. М.: ORBITA, 1991. С. 529. 25/7. Понедельник. Обретение Главы Предтечи. Рождение Ее Императорского Величества, Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны. Встал поздно, спустился поздравить Ее Величество. Из-за дождя игры в комнате. В 11 ½ пошли в Церковь. Завтрак у Их Величеств. Прогулка с 2 ч. до 5 ч. В Павловск (на автомобиле), потом игры и катание на лодочке по пруду в парке. После обеда в 6 ½ кинематограф в присутствии Их Величеств и Великих Княжон. Дневник П. А. Жильяра.//ГАРФ. Ф. 640. Оп. 1. Ед. хр. 328. [Пер. с фр.] В воскресенье я, В[ладимир] Н[иколаевич], мальчики и Деревенько поехали в Петергоф. Был сильный ветер. Зад мотора был открыт, а перед закрыт. Шли со скоростью 52 километра. Вдруг что-то треснуло, и задняя крышка взлетела на воздух. Она полетела и ударилась в стекло, которое разбилось.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

     [Проект основных положения Св. Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. «О школьном преподавании Закона Божия», 28 июля (10 августа) 1918 г. (Деяние 142)]//Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 10. Деяния 137–151/Государственный архив РФ, Новоспасский монастырь. – М., 2000. С. 98–102.      [Проект постановления Св. Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. «О внебогослужебном, внешкольном просвещении народа»[в изложении Отдела о преподавании Закона Божия],  рассмотренный на заседании  31 июля (13 августа) 1918 г. (Деяние 143)]// Деяния Священного Собора …[Т. 10. Деяния 137–151] … С. С. 104–107, 109–121.      Протокол 27 заседания Отдела о преподавании Закона Божия от 22 августа (4 сентября) 1918 г.//ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 402. Л. 91–93; Протокол 28 заседания Отдела о преподавании Закона Божия от 24 августа (6 сентября) 1918 г.//Там же. Л. 95–96; Доклад (дополнительный) М.Ф. Глаголева и свящ. В.А. Беляева «О внебогослужебном, внешкольном религиозном просвещении народа»//Там же. Л. 37.      Доклад (дополнительный) М.Ф. Глаголева и свящ. В.А. Беляева «О внебогослужебном, внешкольном религиозном просвещении народа»//ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 402. Л. 37.      14 декабря 1918 г. Саратовская губкомиссия по отделению Церкви от государства и школы от Церкви направила в Наркомпрос просьбу о даче разъяснения по поводу допустимости преподавания Закона Божия в церквах. Бюро Коллегии Наркомпроса в своём ответе признало такое преподавание в храмах «вполне допустимым» (Отзыв [разъяснение] коллегии Наркомпроса на вопрос Саратовской губкомиссии по отделению церкви от государства и школы от церкви (от 14 декабря 1918 г.) о допустимости преподавания Закона Божия в церквах, 25 декабря 1918 г.//ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 2. Д. 304.  Л. 16.)      В декларации подотдела социального воспитания Наркомпроса подчёркивалось, что государство намерено заняться воспитанием подрастающего поколения не только в школьных учреждениях, но и вне их: «Россия покрывается сетью культурных учреждений к услугам подрастающего поколения. Но чтобы реформа воспитания была полной, она должна охватить собой всю жизнь ребёнка не только в школе, но и вне школы» (Декларация подотдела социального воспитания [Наркомпроса] (ноябрь 1918 г.)//ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 2. Д. 32. Л. 272).

http://bogoslov.ru/article/1241299

17-го Февраля. Вторник. В 2 ½ принял с Алексеем калмыков Астраханской губернии. Гулял и работал с ним на катке. Дневник Государя Императора Николая Александровича.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Ед. хр. 253. 28-го Февраля. Суббота. В 2 ½ к нам пришли Григорий , которого приняли со всеми детьми. Было так хорошо слушать его всею семьею. Около 4 час. он ушел наверх в детскую. Там же. Миленькие детки мои. Благословляю вас четками и молитесь по три поклона в день, а когда больше вырастите, то больше молитесь, когда и порезвитесь и подеретесь, но не сердитесь. Боженька так любит. Кому друг Бог, а кого Ангел хранит, а ведь Микола чудеса творит и три Святителя годятся. Они тоже чудотворцы. Февраль 1909 г. Телеграмма Г. Е. Распутина царским детям//Град Китеж. 1993. (13). С. 43. 5-го Марта. Четверг. Принял с Алексеем депутацию от Заамурского округа пограничной стражи, которая поднесла ему икону. Дневник Государя Императора Николая Александровича.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Ед. хр. 253. 14 Марта. Суббота. Завтракали пораньше и в 2 часа отправились втроем с Алексеем на дворцовую площадку. […] На смотру представился баталион молодых матросов дивизии эскадренных миноносцев из Либавы и рота из Свеаборга. После церемониального марша было два ротных учения и несколько семафорщиков показали свое искусство. Остался очень доволен видом и выправкою молодых. Там же. Павловск. Вербное Воскресение. 22 Марта. Являлся в Царском Государю.[…] Он остался доволен смотром 1-му кадетскому корпусу 19 Марта. Говорил, что Наследник с нетерпением ждет кадетского мундира, который поднесет корпус, и особенно ружья.[…] Дневник Великого Князя Константина Константиновича.//ГАРФ. Ф. 660. Оп. 1. Ед. хр. 60. Заутреню мы решили иметь у нас в походной церкви только с домашними, так как для Аликс было бы трудно выдержать длинную службу в Большом дворце. 26-го Марта 1909 г. Царское Село. Письмо Государя Императора Николая Александровича Матери – вдовствующей Императрице Марии Феодоровне.//ГАРФ. Ф. 642. Оп. 1. Ед. хр. 2327. Пасха праздновалась торжественно. Перед войной в Зимнем дворце бывала церковная служба, после которой устраивался торжественный прием. Когда царская семья находилась в Царском Селе или в Крыму, служба бывала в дворцовой церкви. Государь с Семьей начинали поститься за 6 недель до Пасхи. На Пасхальном столе были куличи, сырная пасха и, конечно, много крашеных яиц.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

620 Ср. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 291. Л. 49; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. С. 87–92. Переживание трагичности исторического момента было настолько острым, что и в кругу православной интеллигенции отдельные природные катаклизмы в это время воспринимались как апокалиптические знамения. См. А. Ф. Лосев. Диалектика мифа//Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С. 560–561, 561 прим. 1, 643. 621 Жиромская В. Б., Киселев И. Н., Поляков Ю. А. Полвека под грифом «секретно»: Всесоюзная перепись населения 1937 года. М., 1996. С. 99–100,102; Жиромская В. Б. Демографическая история России в 1930-е гг. Взгляд в неизвестное. М., 2001. С. 191, 206. 629 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943. М., 1994. С. 912, 930, 953–954. До весны 1944 г. вдовствующей была и Пензенская кафедра (см. Там же. С. 939). Возможно, это говорит в пользу того, что о. Филарет (Волокитин) действительно имел полномочия от митр. Сергия на служение в области и на организацию ходатайств об открытии церквей. 638 Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 5. Тверь, 2001. С. 294. 660 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 16. Л. 7; Д. 12. Л. 8; Д. 14. Лл. 6, 18; Д. 15. Л. 134.; Д. 16. Лл. 78 об., 137 об.; Д. 35. Л. 104; ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 149. Л. 302; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 111. Л. 148. 661 Об этом мы можем говорить, по крайней мере, до второй половины 1950-х и начала 1960-х гг., когда в рамках преобразований сельского хозяйства, инициированных Н. С. Хрущевым, стали осуществляться масштабные преобразования традиционного сельского уклада. См., например, Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти. 1945–1991. Новосибирск, 2000. С. 168–176. 664 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 291. Лл. 98–99. Отметим, что движение серафимовцев было известно также в 1870-х гг. в Псковской губернии. Трудно сказать, имеет место в данном случае случайное совпадение названия или преемственность этих движений. При этом бросается в глаза типологическое сходство учения и ритуалистики серафимовцев XIX века с движениями нового хлыстовства (см. ниже), широко распространенными в 1920–1940-е гг. См.: Христианство . Энциклопедический словарь. В 3 тт. Т. 2. М., 1995. С. 547–548.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крылов Алексей Иванович (1881-?) - сын торговца. Родился в деревне Семеновская Коломенского уезда Московской губернии. До революции имел пекарню и булочную, занимался овощной торговлей. Проживал на ул. Астраханская в собственном доме (ЦГАМ Ф. 1731. Д. 62. Картотека владельцев торгово-промышленных предприятий г. Коломны, 1914 – 1916 гг.). В 1918 г. подвергся национализации. В годы НЭПа вновь организовал пекарню и булочную. Раскулачен и лишен избирательных прав. Служил пекарем Северского дома отдыха. Проживал там же. 11 октября 1937 г. приговорен тройкой УНКВД к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере (ГАРФ. Ф. 10035, Оп. 1, Д. П-30445). Реабилитирован в 1957 г. Марков Николай Николаевич (1892 - после 1957 г.) – сын торговца, имевшего шляпный магазин. Родился в Коломне. Продолжал заниматься торговлей головными уборами в годы НЭПа. Раскулачен и лишен избирательных прав. Подвергался штрафам и арестам. Певчий церковного хора. Служил бухгалтером коломенского отделения Госбанка. Проживал по адресу: Коломна, ул. Пятницкая, д. 7. 11 октября 1937 г. приговорен тройкой УНКВД к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере (ГАРФ. Ф. 10035, Оп. 1, Д. П-30445). После отбытия заключения проживал в Рязани по адресу: ул. Никольская (переименованная большевиками в ул. К. Маркса), 1. Реабилитирован в 1957 г. Семов Павел Петрович (1882-?) – священник. Родился в селе Жихаревка Дмитриевского уезда Курской губернии. Служил в храме Святителя Николая в селе Парфентьево Коломенского уезда Московской губернии. 11 октября 1937 г. приговорен тройкой УНКВД к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере (ГАРФ. Ф. 10035, Оп. 1, Д. П-30445). Реабилитирован в 1957 г. Голубинский Владимир Петрович (1869-?). Родился в селе Сарра Алатырского уезда Симбирской губернии в семье священника храма Покрова Пресвятой Богородицы. Окончил Казанскую духовную академию. Служил в Бобреневской церкви Феодоровской иконы Божией Матери. 11 октября 1937 г. приговорен тройкой УНКВД к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере (ГАРФ. Ф. 10035, Оп. 1, Д. П-30445). Тройкой УНКВД по Новосибирской области по другому делу приговорен к расстрелу. Реабилитирован в 1957 г.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/06/...

Царское Село, 24 ноября 1914. Письмо Цесаревича Государю Императору Николаю Александровичу.//ГАРФ. Ф.601. Оп. 1. Ед. хр. 1153. Мне сделали солдатский халат и я стоял в нем сегодня на часах. Сегодня же П. В. П. привез мне из Петрограда три шанцевые лопаты в кожаных чехлах. Третий день у нас идет дождь и мешает играть. Учусь я так себе и чувствую себя хорошо. Пиши. Царское-Село, 28 Ноября 1914. Там же. Премного уважаемой и Дорогой Наш Наследник Великий Князь Алексей Николаевич. Сердечно-произношу Вам пребольшую благодарность за Ваш – присланный для нас – гостинец, как табак и протчие, который мы получили на передовой позиции, и в эту Минуту, как мы получили ваш Дорогой гостинец, как табак и протчия и тут же закурили за здоровие ваше и весь царствующий Дом. И тут же у себя на душе почувствовали, что нам теперь и германец не почем, так-что мы ево все равно побьем. С почтением к всем лейб-гвардии Кексгольмского полка 16 рота, Ефрейтор Илья Храмов. Ноября 30 д[ня], 1914. Письмо из действующей армии Цесаревичу.//ГАРФ. Ф. 682. Оп. 1. Ед. хр. 115. Ваше Императорское Высочество Наследник Цесаревич Алексей Николаевич. Приношу Вашему Императорскому Высочеству глубокую благодарность. […] Сижу в землянке, пишу под грохот орудий, но я привык к этому грохоту орудий, разорвется снаряд недалеко, вздрогнешь, посмотришь в ту сторону, где разорвался снаряд и опять забываешься пока не напомнит о себе другой. Как я, так и товарищи солдатики настроения веселого. 30 ноября 1914 года. Письмо из действующей армии Цесаревичу.//ГАРФ. Ф. 682. Оп. 1. Ед. хр. 115. Тосно. 1-го Декабря 1914 г. Понедельник. Утром были на молебне. Поехали к нашим в лазарет. […] Приехал Алексей и мы пошли в большой дом, где Мама солдатам раздавала Георг[иевские] медали. […] Дневник Великой Княжны Татьяны Николаевны. 1914 г.//ГАРФ. Ф. 651. Оп. 1. Ед. хр. 317. 6-го декабря. Суббота. В 10 час. приехал в Воронеж, принял представляющихся и депутации и в 10 ½ встретил дорогую Аликс с Ольгой и Татьяной, кот. вернулись из самостоятельной поездки до Харькова. Поехали в собор, отстояли архиерейскую обедню, поклонились мощам свят. Митрофана и осмотрели небольшой лазарет тут же в монастыре. […] От 2 ½ до 5 ½ ездили по остальным лазаретам, очень хорошо устроенным. Город встретил нас горячим приемом и теплою погодою. Поехали на Козлов. Ночь простояли на станции Сабурово. Получил массу телеграмм и столько же пакетов бумаг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 153. Л. 4. Подлинник. 644. Телеграмма Всероссийскому съезду православного духовенства и мирян собрания духовенства, церковных старост и представителей от мирян 5-го благочиния Канского уезда Енисейской губернии 26 мая 1917 г. Благочиннический съезд духовенства и мирян 5 [благочиннического] уч[астка] 836 Канского уезда Енисейской епархии шлет свой привет, пожелание успехов в плодотворной работе съезда и видит необходимость временной власти 837 сосредоточить в руках Совета Всероссийского Съезда делегатов от духовенства и мирян, 838 проведенных в этот Съезд от свободных Епархиальных Съездов. Это есть законный временный Синод, в него мы только верим и ему подчиняемся. Долой старый Синод, 839 долой невыборных архиереев, долой [Духовные] консистории! Да здравствует свободная церковь ! ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 580. Л. 54об. Рукопись. Подлинник. 645. Телеграмма Временному правительству собрания духовенства 33-го благочиннического округа Каннского уезда Томской губернии Не позднее 28 мая 1917 г. Томской губернии Каннского уезда благочинническое собрание 33-го округа духовенства, с народом приветствует Временное правительство за дарованную свободу. Собрание выражает безграничное доверие и преданность правительству. [...] 840 . Да здравствует свободная демократическая Россия и свободная Церковь . ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 99. Л. 125. Подлинник. 646. Телеграмма Временному правительству съезда духовенства и мирян 2-го Шенкурского благочиннического округа Архангельской губернии 30 мая 1917 г. Выражаем полное доверие Временному Правительству. Да здравствует свобода и свободная Церковь . ГАРФ. Ф. 1779. 1917. Оп. 2. Д. 126. Л. 50. Рукопись. Копия. 647. Телеграмма председателю Временного правительства Г.Е. Львову собрания духовенства и мирян 28-го благочиннического округа Олонецкой епархии Не позднее 17 июня 1917 г. Духовенство и миряне 28-го округа Олонецкой губернии, собравшись в селе Нименском для обсуждения и выработки личных реформ новой церковной жизни на возвещенных началах свободы, равенства и братства, 841 выражают в лице Вашем полное доверие членам Временного правительства, взявшим на себя почин этого дела, и обещают ему посильно содействовать укреплению возвещенных им начал в народном собрании.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

30 ноября 1923 года заместитель начальника секретного отдела ОГПУ Я.С. Агранов и начальник VI отделения секретного отдела ОГПУ Е.А. Тучков сообщали: «Гр. Троицкий арестован за контрреволюционную деятельность, выразившуюся в антисоветской агитации на устраиваемых им диспутах, лекциях и в распространении провокационных слухов с контрреволюционной целью. Дело его находится в производстве следствия. Считаясь с серьезностью состава преступления, удовлетворить ходатайство быв. патриарха Тихона Белавина СООГПУ не находит возможным» . Автор благодарит за помощь В.Абросимова, А. Осипову, Г.Степанову. 28 июня 2012 г. Рейтинг: 9.4 Голосов: 6 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Государственный архив Российской Федерации (далее – ГАРФ). Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 157–161.; Лобанов В.В. Патриарх Тихон и советская власть (1917–1925). М., 2008. С. 261–263. Левитин-Краснов А., Шаров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кн. 9. М., 1996. С. 113. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 4. Тверь, 2000. С. 415. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 4. С. 416. Покровский Н.Н., Петров С.Г. Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922–1925. Кн. 2. Новосибирск, 1998. С. 356–357; ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 55. Л. 67. Покровский Н.Н., Петров С.Г. Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922–1925. Кн. 2. С. 356–357; ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 55. Л. 68. Покровский Н.Н., Петров С.Г. Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922–1925. Кн. 2. С. 356–357; ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 55. Л. 69. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии С.И. 29 июля 2012, 00:28 Очень ярко представлена жизнь тех страшных лет, дай Бог, чтобы раскол никогда не коснулся Русской Церкви! Очень интересная подборка икон. Батюшка, ждем продолжения публикаций и издания книги с Вашими статьями по истории Сретенского монастыря!

http://pravoslavie.ru/54512.html

С. 265–274. [Книга подарена Цесаревичу митрополитом Питиримом (Окновым), о чем свидетельствует вложенный в нее листок]. 18-го Декабря. Воскресение. Приехали в Царское Село в 6.10. Дневник Государя Императора Николая Александровича.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Ед. хр. 257. 25-го Декабря. Рождество Христово. […] Были у обедни и молебна по случаю изгнания галлов и дванадесяти язык. В 2 часа с Ольгой и всеми детьми отправился в Манеж на елку Конвоя и Сводного полка. По обыкновению были песни и балалаечники. Дневник Государя Императора Николая Александровича.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Ед. хр. 257. При Алексее Николаевиче состояли тогда няня Мария Ивановна Вишнякова и дядька боцман Деревенько, но няня была скоро сменена, и на ее месте появился гувернер-швейцарец м-сье Жильяр, образованный и удивительно милый человек, которого сразу все полюбили, а Алексей Николаевич завязал с ним тесную дружбу и вскоре заговорил по-французски лучше своих сестер. Мельник Т. (рожденная Боткина). Воспоминания о Царской Семье. М., 1993. Четверг. 5 Января. Павловск. 1912 г. Который раз приезжали играть с Георгием и Верой маленький Наследник, Мария и Анастасия Николаевны. После чаю у Веры они приходят в мой кабинет и играют у нас. Мы с женой опасались, что им это скучно, что на приход к нам смотрят, как на скучную обязанность. Но оказывается, они это очень любят. Милейшие дети. Дневник Великого Князя Константина Константиновича.//ГАРФ. Ф. 660. Оп. 1. Ед. хр. 63. Вербное Воскресенье. 18 Марта. (Страстн. Понедельник.)[…] Недавно, 14-го, жена завтракала у Их Величеств и возмущалась поведением Наследника, который однако почти на 2 года старше Веры: он сидел развалившись, плохо ел, облизывал тарелки, дергал других. Государь часто отворачивался, может быть, чтобы не иметь необходимости выговаривать, а Императрица журила старшую дочь Ольгу за то, что она, сидя рядом с братом, не унимала его. А Ольга не может с ним сладить. Дневник Великого Князя Константина Константиновича.//ГАРФ. Ф. 660. Оп. 1. Ед. хр. 63. Я не стану говорить о тех условиях, среди которых росла Императрица, о тех влияниях, которыми определилось Ее развитие и которые повлияли на формирование Ее характера.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Ф. А-353. Оп. 6. Д. 19. Л. 61.[заверенная копия] См.: Протокол 1 собрания граждан с. Ельня Нижегородского уезда Нижегородской губернии Николаевской церкви (27 марта 1921 г.)//ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 5. Д. 247. Л. 2; Протокол общего собрания деревни Крутой Ельнинской волости Нижегородского уезда Нижегородской губернии (28 марта 1921 г.)//Там же. Л. 5; Заявление настоятеля Кафедрального Богородице-Рождественского Собора Ростова-на-Дону прот. П. Верховского заведующему отделением церкви от государства в Донской области (11/24 июня 1921 г.)//Государственный архив Ростовский области (ГАРО). Ф. Р-97. Оп 4. Д. 52. Л. 206–207. [рукописный подлинник]; Заявление общества верующих Успенской церкви села Мышкина Можайского уезда Московской губернии председателю ВЦИК Калинину (12 декабря 1921 г.)//ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 5. Д. 237. Л. 27. Доклад уполномоченного секретного отделения Московской ЧК М.М. Шмелёва в ЦК РКП (Копии VIII отдел НКЮ и Наркомпрос (10 января 1922 г.)//ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 6. Д. 19. Л. 87. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви [Т. 10. Деяния 137–151] … С. 109–121; Протокол 28 заседания Отдела о преподавании Закона Божия от 24 августа (6 сентября) 1918 г.//ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 402. Л. 95–96; Доклад (дополнительный) М.Ф. Глаголева и свящ. В.А. Беляева «О внебогослужебном, внешкольном религиозном просвещении народа»//Там же. Л. 37. См.: Докладные записки [донесения, доклады, рапорты, краткие обзоры состояния приходов, ] благочинных [Замоскворецкого, Никитского, Сретенского Ивановского, Пречистенского и др.] сороков г. Москвы архиепископу Крутицкому Никандру (Феноменову), (февраль 1922 г.) //Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). Ф. 2303. Оп. 1. Д. 109. Л. 1–2 об., 11–12, 16–17, 18–20 об., 22–25, 66–68, 73–74, 75–76 об., 77–78, 150–153 об., 154–157); Церковно-приходская жизнь Москвы в начале 1920-х годов. По донесениям московских благочинных архиепископу Крутицкому Никандру (Феноменову), 1922 г. [Электронный ресурс]/ Подготовка текста, публикация, примечания священника Илии Соловьева // Церковь и Время .

http://bogoslov.ru/article/1249526

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010