1976. В архиве священника Павла Флоренского сохранилось письмо схимонаха Досифея и монаха Пантелеймона, содержащее просьбу передать оба прошения на Поместный Собор. См.: Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 574–575. 1977. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 9–9об. 1978. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 10. 1979. ГАРФ. Ф. 3431. On. 1. Д. 358. Л. Юоб-11. 1980. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 8. 1981. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 8–8об. 1982. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 8об. 1983. Опубликован в 1997 году А. Г. Кравецким. См.: Василий (Зеленцов), епископ Прилукский, Общая картина отношений русской высшей церковной власти к имя–божникам в связи с вероучением об имени Божием. — Богословские труды 33. М., 1997. С. 165–203. 1984. Стратилатов К., священник. Собрание церковных поучений для простого народа. СПб., 1903. С. 96. 1985. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 13. 1986. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 13об. 1987. Цит. по: Обращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. — Начала 1–4, 1998. С. 182. Здесь и далее в цитатах из»Обращения»курсивом выделены места, напечатанные в оригинале прописными буквами. 1988. Там же. С. 182–184. 1989. Там же. С. 187. 1990. Там же. 1991. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Том 11. С. 245. 1992. См. его»Философию Имени». Речь об этом труде Булгакова пойдет в Главе XII. 1993. Свидетельство о несостоятельности (лат.). 1994. Цит. по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 183. 1995. 4 марта Булатович встречался с С. Н. Булгаковым, который»из короткого разговора 1996. См.: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви: заявление иеросхимонаха Свято–Андреевского Скита на Афоне Антония (Булатовича) об отложении от духовного общения с церковною властью ради исповедания им боголепности почитания Имени Господня. — Начала 1–4, 1998. С. 178. 1997. Там же. С. 178–179. 1998. Там же. С. 179. 1999. Постановление Св. Патриарха и Св. Синода Российской Церкви от 8–21 октября 1918г. (машинопись из архива о. Павла Флоренского).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Постановление Временного Правительства «О свободе июля 1917 г.]//Церковные Ведомости. 1917. 31. 29 июля. С. 247-248. Временное положение о преподавании Закона Божия в правительственных, общественных и частных с правом правительственных, учебных заведений Министерства народного просвещения [заслушано на заседании Государственного комитета 29 июля 1917 г.]//ГАРФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 22. Л. 31; То же//Бюллетени Государственного Комитета по народному образованию при Министерстве народного просвещения. 1917. 4-5. С. 9. Докладная записка Департамента народного просвещения о некоторых изменениях в постановке учебной части в учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения, в связи с постановление Временного правительства от 14 июля 1917 г. о свободе совести (6 сентября 1917 г.)//ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 2. Д. 409. Л. 1. Из «Вестника Временного Правительства»//Педагогические известия. 1917. 3-4 (октябрь-ноябрь). С. 73-74. Выписка из протокола 3 съезда учащих г. Мариуполя и уезда, 9 августа 1917 г.//ГАРФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 26. Л. 219. Резолюция 1-го Всероссийского родительского съезда в Москве (7-10 августа 1917 г.) [секции по религиозно-нравственному обучению и воспитанию]//ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 397. Л. 4. Выписка из протокола Соборного совета от 28 сентября 1917 г. за 15//ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 397. Л. 38. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о правовом положении Православной Российской Церкви 2 декабря 1917 г.//Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 14. Постановление Наркомпроса РСФСР «О передаче всех учебных заведений в ведение Народного Комиссариата по просвещению» от 23 февраля 1918 г. [Электронный ресурс] URL: http://law-news.ru/cp/c25/page_243.html (дата обращения: 28.10.2008). [Декрет ВЦИК «Об единой трудовой школе РСФСР» (Положение) 1918 г.]//Систематический сборник важнейших декретов. 1917-1920. М., 1920. C. 187; Постановление Народного Комиссариата по Просвещению от 23 апреля 1921 г. (Протокол Коллегии Наркомпроса 17-го заседания)//ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 6. Д. 19. Л. 59; Циркулярное разъяснение Наркомюста, НКВД и Наркомпроса 200 всем Губисполкомам об использовании зданий, предназначенных для богослужебных целей и других надобностей. (по дате заверенной копии - 17 октября 1921 г.)//ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 6. Д. 19. Л. 61; Разъяснение V отдела Наркомюста 227, 8 мая 1922 г.//Гидулянов П.В. Отделение Церкви от Государства в СССР. Полный сборник декретов, ведомственных распоряжений и определений Верхсуда РСФСР и других советских социалистических республик...[Систематизированный сборник действующего в СССР законодательства]/Под ред. П.А. Красикова. М.,1926. С. 368-369; Циркуляр НКВД 336 всем губотделам управления (по губликвидкому) от 31 июля 1923 г.//ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 55. Л. 344.

http://bogoslov.ru/article/1040742

1644 г., подписанным также патриархом К-польским Парфением II (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 221, 227; Оп. 1. 1645 г. Д. 34. Л. 1-4, 8-11). Весной 1645 г. митр. Палеопатрский Феофан привез адресованное царю письмо Н. К. (от 18 февр. 1645), в к-ром тот сообщал о разорении Восточной Церкви, поставлении патриарха Парфения II и рекомендовал митр. Феофана в качестве посланца в Московское гос-во (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 229; Оп. 1. 1645 г. Д. 32. Л. 40-45, 60-65; Ченцова. 2006. С. 127-128, 150 (фото); Eadem. 2007. P. 163. Ill. 3). Одновременно в Москву приехал грек Афанасий Иванов с братом и передал царю письмо, датированное 27 февр. 1645 г., в котором Н. К. просил прислать ему милостыню через отправившегося в Москву архим. Варфоломея (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1645 г. Д. 33. Л. 15-20). Последние сохранившиеся грамоты Н. К. в Москву были привезены уже после его кончины: письмо о пожаловании милостыни Парфению, митр. Бутротскому и Гликейскому, и братии мон-ря св. Доната в Ст. Эпире, подписанное также патриархом Иерусалимским Паисием , было написано 26 марта 1645 г., а передано митр. Парфением в янв. 1646 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 232; Оп. 1. 1646 г. Д. 11. Л. 17-23; Ченцова. 2011. С. 74-75); письмо о пожаловании милостыни греку-ювелиру Константину, датированное 15 апр. 1645 г., было привезено в марте 1647 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1647 г. Д. 20. Л. 16-20). Летом 1645 г., когда архим. Варфоломей еще находился в Москве, сюда приехал др. александрийский архимандрит, Макарий, с посланием патриарха Александрийского Иоанникия (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 241, июль 1645), в к-ром сообщалось о кончине Н. К. и высказывалась просьба о пожаловании милостыни уже новому предстоятелю (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1645 г. Д. 47). В сент. 1648 г., спустя неск. лет после смерти Н. К., патриарх К-польский Иоанникий II Линдиос в грамоте царю Алексею Михайловичу просил пожаловать милостыней племянника покойного патриарха, Мелетия, архимандрита Никольского мон-ря близ Ретимно на Крите. Согласно посланию, семья Мелетия пострадала в ходе Кандийской войны от осаждавших остров османских войск (РГАДА.

http://pravenc.ru/text/2565540.html

Из письма епископа Забайкальского и Нерчинского Мелетия митрополиту Антонию (Храповицкому) Печатается впервые по: ГАРФ. Ф. 6343. On. 1. Е. х. 233. Л. 180–181. Из письма митрополита Харбинского Мелетия митрополиту Антонию (Храповицкому) Печатается впервые по: ГАРФ. Ф. 6343. On. 1. Е. х. 233. Л. 15150 об. Письмо Елизаветы Литвиновой митрополиту Антонию (Храповицкому) Печатается впервые по: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Е. х. 233. л. 189–191. Машинопись с подписью-автографом. Получено 20.3/2.4. 1934. Письмо атамана Г.М.Семёнова митрополиту Анастасию (Грибановскому) Печатается впервые по: ГАРФ. Ф. 6343. On. 1. Е. х. 248. Л. 3–3 об. На официальном бланке атамана Семёнова. Машинопись, последний абзац письма и подпись – автограф. Получено 16/29.3. Вх. 196. В публикуемом письме речь, вероятно, идёт о предполагавшемся в недалёком времени вторжении японской армии (при активном участии вооружённых формирований русской эмиграции) на территорию СССР. Информировать об этом Синод Зарубежной Церкви и руководителей русской монархической и военной эмиграции в Европе и должен был архиепископ Нестор во время его поездки в марте-апреле 1938 г., когда, как известно, он посетил Югославию, Болгарию, Чехословакию, Францию и Великобританию. Выписка из определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей от 16/29 марта 1938 года Печатается впервые по: ГАРФ. Ф. 6343. On. 1. Е. х. 248. Л. 2. Из статьи в газете «Царский вестник» «В Обществе памяти Императора Николая II» Печатается по: Царский вестник. Орган народного движения за восстановление Престола Православного Царя-Самодержца. Белград. 608. 23.5/5.6.1938. С. 2. Письмо архиепископа Нестора Священному Синоду Русской Православной Церкви заграницей Печатается впервые по: ГАРФ. Ф. 6343. On. 1. Е. х. 295. Л. 1. Машинопись с подписью-автографом. Получено 15/28.6.1934. Вх. 399. Указ из Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей Печатается впервые по: ГАРФ. Ф. 6343. On. 1. Е. х. 295. Л. 4–4 об. Машинопись. Письмо архиепископа Нестора митрополиту Анастасию (Грибановскому)

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

39 . Письма 1971=Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Дело материалов Поместного Собора Русской Православной Церкви. Копии писем духовенства в предсоборную комиссию. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 441. 40 . Письма уполномоченным=Совет по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР. Циркулярные и инструктивные письма Совета уполномоченным при Советах министров союзных республик, обл/край/исполкомах (19.08.19478.10.1948). ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 148. 41 . ПК-1971=Совет по делам религий при Совет Министров СССР. Дело материалов Поместного Собора Русской Православной Церкви. Программа, протоколы заседаний Предсоборной комиссии. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 438. 42 . Подотдел о проповедничестве=Священный Собор Православной Российской Церкви. Протоколы заседаний подотдела о церковном проповедничестве, доклады, проекты положений, заключения по проектам, материалы по разработке нового положения о проповедничестве. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 284. 43 . Послание 1929=Сергий, митрополит (Иван Николаевич Страгородский). Послание по вопросу о порядке восстановления трехчинной иерархии у старообрядцев (1929). ОР РГБ. Ф. 922 (Коллекция Е.А. Карманова). Карт. «Старообрядчество». 1734 44 . Постановления Патриарха 1919/I=Постановления Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего церковного совета. 1919. Ч. 1. РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 22. 4 5 . Постановления Патриарха 1919/II=Постановления Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего церковного совета. 1919. Ч. 2. РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 23. 46 . Постановления Патриарха 1919/IV=Постановления Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего церковного совета. 1919. Ч. 4. РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 25. 47 . Предсоборный совет I=Журналы (протоколы) заседаний Предсоборного совета. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 577. 48 . Предсоборный совет II=Журналы (протоколы) заседаний отделов Предсоборного Совета. 1735 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 578. 49 . Проект положений=Проект положений по вопросам подготовки миссионеров для работы во внешней миссии. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 344.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

прот. Николай Балашов Архивные материалы 1. Ведомость=Ведомость книг, предлагаемых к печати в 1916 г. РГАДА. Ф.1184. Оп.З (1916). Д.5. 2. Вопросы Контроля=Дело МСТ с докладами г. директору Хозяйственного управления по поводу некоторых вопросов, возбужденных Контролем при Святейшем Синоде. РГАДА. Ф.1184. Оп.З (1906). Д.175. 3. Дело Зайончковского=Дело по прошению Действ. Ст. Сов. Николая Зайончковского о рассмотрении составленного им «Большого Толкового Молитвослова». РГИА. Ф.796. Оп.193. Д.1203. 4. Деяние 170=Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяние 170. ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.173. 5. Деяния 145–147 =Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния 145–147 . РГИА. Ф.833. Оп.1. Д.21. 6. Диаконское погребение=Священный Собор Православной Российской Церкви. Отдел о богослужении, проповедничестве и храме. О чине диаконского погребения. ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.292. 7. Доклады=Священный Собор Православной Российской Церкви. Доклады Отделов и комиссий, представленные на рассмотрение и утверждение Общего собрания. ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.174. 8. Журналы Предсоборного Совета=Журналы отделов Предсоборного Совета. ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.578. 9. Издательская комиссия=Об учреждении Издательской комиссии при Московской Синодальной Типографии. РГИА. Ф.799. Оп.8. Отд. 1. Стол 2. Д.728. 10. Канцелярия=Канцелярия Духовного правления при протопресвитере военного и морского духовенства. По вопросам богослужебной практики (1915). РГИА. Ф.806. Оп. 5. Д.9483. 480 11. Комиссия=По Комиссии по исправлению богослужебных книг. РГИА. Ф.814. Оп.1. Д.120. 12. Материалы=Материалы о деятельности Священного Собора Православной Российской Церкви. РГИА. Ф.1579. Оп.1. Д.37. 13. Материалы Типографии=Материалы о деятельности Типографии в 1916 г. РГАДА. Ф.1184. Оп.З (1917). Д.22. 14. Молитвы=По ходатайству Преосвященного Волынского о внесении в книгу «Молитвы, чтомыя предстоятелем на молебных пениях» всех настоятельских молитв. Присоединено: О напечатании Сборника «Молитв, чтомых от предстоятеля в дни различных праздников и молений церковных» по тексту Исправленного Триодиона и Пентикостариона. РГИА. Ф.799. Оп.8. Отд. 1. Стол 2. Д.845.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1879. Ч. 1. С. 89–103. 7 . Послужной список архимандрита Антония, строителя Арзамасской Высокогорской пустыни//Российский Государственный Архив Древних Актов [далее РГАДА], ф. 1204, on. 1, ед. хр. 4425, л. 8 об. 8 . Скончался 21 марта 1887 года в сане епископа Курского и Белгородского. 9 . Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Репринт. Сергиев Посад: Изд. ТСЛ, 1995. 10 . Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию, 1831–1867 гг. Ч. 1. 1831– 1841 гг. М., 1877. 11 . Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию, 1831–1867 гг. Ч. 2. 1842– 1849 гг. М., 1878. 12 . Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию, 1831–1867 гг. Ч. 3. 1850– 1856 гг. М., 1883. 13 . Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию, 1831–1867 гг. Ч. 4. 1857– 1867 гг. М., 1884. 14 . Письмо епископа Нижегородского и Арзамасского Афанасия митрополиту Московскому Филарету о послании иеромонаха Антония (Медведева) в Троице-Сергиеву Лавру на служение Преподобному Сергию//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 4425, л. 12, 12 об. 15 . Послужной список иеромонаха Антония, строителя Арзамасской Высокогорской пустыни//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 4425, л. 8 и 8 об. 16 . Паспорт иеромонаха Антония, уволенного из Нижегородской епархии в Московскую//РГАДА, ф. 12044, on. 1, ед. хр. 4425, л. 7. 17 . Рапорт иеромонаха Антония митрополиту Московскому Филарету о представлении своего послужного списка и паспорта//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 4425, л. 6, 6 об. 18 . Рапорт Святейшему Синоду от святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, о назначении иеромонаха Антония наместником Снято-Троицкой Сергиевой Лавры//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 4425, л. 1. 19 . Письмо митрополита Московского Филарета в Учрежденный собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры о назначении иеромонаха Антония наместником Лавры//РГАДА, ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

778 Иногда данные самих греческих осведомителей, наслаиваясь друг на друга, заметно расходились между собой, что создавало дополнительные трудности при раздаче царской милостыни на Востоке. Так, в 1624 г. московские послы Кондырев и Бормосов, прибывшие в Стамбул в сопровождении вифлеемского митрополита, возвращавшегося из Москвы в Палестину, докладывали о посылке денег в монастырь св. Креста: «По московской росписи велено дать игумену 2 золотых, да 30 человеком старцом по ползолотово (...), а по скаске вифлиомского митрополита Афанасия, да ерусалимского игумена Анфилофья, ныне в том монастыре игумен да 40 старцов»; милостыня была отправлена, исходя из цифры 40 (РГАДА. Ф. 52/1. 1624. 11. Л. 1). 779 Если соблюдать максимальную точность, то следует отметить греческий проскинитарий «О граде Иерусалиме и окрестностях его», относящийся к первой половине XVI века. Однако перечень иерусалимских монастырей в этом кратком путеводителе (общим числом 11 без патриаршего) производит впечатление неполноты и беглости (О граде Иерусалиме и окрестностях его. С. 246). 790 Трифон Коробейников. С. 97; РГАДА. Ф. 52/1. 1628. 8. Л. 48; 1629. 22. Л. 6; Иона С. 13–14; Вишенский И. С. 84. 796 Серапион. С. 117; Трифон Коробейников. С. 100; РГАДА. Ф. 52/1. 1628 г. 8. Л. 46; 23. Л. 15 об.; 1629 г. 22. Л. 8; Гавриил Назаретский. С. 9; Арсений Суханов. С. 164. 801 Григорович-Барский В. 1885. С. 333; Трифон Коробейников. С. 97; РГАДА. Ф. 52/1. 1628 г. 8. Л. 47; 1629 г. 22. Л. 7; Гавриил Назаретский. С. 9; Иона. С. 13; Вишенский И. С. 84. 804 Григорович-Барский В. 1885. С. 357; Трифон Коробейников. С. 97; РГАДА. Ф. 52/1. 1628 г. 8. Л. 46; 1629 г. 22. Л. 8. 806 Трифон Коробейников. С. 97; РГАДА. Ф 52/1. 1628 г. 8. Л. 47; 1629 г. 22. Л 7; Гавриил Назаретский. С. 9; Иона. С. 13–14. 807 Трифон Коробейников. С. 100; Арсений Суханов. С. 164; Серапион. С. 117. Данные Посольского приказа (12–15 человек) недостоверны и противоречат друг другу, называя этот монастырь один раз – мужским, другой – женским (РГАДА. Ф. 52/1. 1628. 8. Л. 46; 1629 г. 22. Л. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. 475. О ней см.: Фонкич Б. Л. Греческо-русские связи... С. 41–42, 47; «Крит, Восточное Средиземноморье и Россия в XVII в. ...». С. 33, 36–37. 20 РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 475. Л. 1 об.: помета Посольского приказа 1653 г. – «Переведен лист Дамаскиным Птицким» (не сам ли переводчик делал такие пометы?!). Перевод находится на л. 12–16 дела, указанного выше, прим. 17. О Дамаскине Птицком см., например: Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII веков. Библиографические материалы. СПб., 1903. С. 286, 297–298. 24 О переводе грамоты иерусалимского патриарха в Посольском приказе 4 марта 1654 г. сообщает запись на документе (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 533. Л. 2 об.). 27 Сведения о времени отправления Спиридона Кирьякова из Москвы находятся в деле о привозе из Константинополя иконы Богоматери Влахернской: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1654 г. 2. Л. 38–42. 30 РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 459. См.: Фонкич Б. Л. Греческо-русские связи.., С. 39–40, 44.; «Крит, Восточное Средиземноморье и Россия в XVII в. ...». С. 72–73, 78. Об этом же даре протосинкела Гавриила пишет царю и антиохийский патриарх Макарий накануне своего отъезда из Константинополя в Россию: РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 470; Фонкич Б. Л. Греческо-русские связи... С. 40, 45. 31 См.: Фонкич Б. Л. Автографы Иоанна Кариофиллиса//Фонкич Б. Л. Греческие рукописи европейских собраний. М., 1999. С. 132–136. Рис. 3. См. также: Фонкич Б. Л. Иоанн Кариофиллис и его роль в истории греческо-русских связей в середине XVII в.//Россия и Христианский Восток. Вып. 2 (в печати). 33 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1654 г. 2. В деле отсутствуют переписка пограничных воевод с Москвой, чистовой текст перевода донесений митрополита Гавриила и архимандрита Варфоломея (если, конечно, Посольский приказ не удовлетворился черновиком) и начало расспроса Дмитрия Остафьева. 34 Перевод письма Гавриила Халкидонского находится на л. 1–5, архимандрита Варфоломея – на л. 6–12. 36 Для примера: ивирский архимандрит Дамаскин был отпущен из Путивля в Москву 25 августа 1652 г., а 24 сентября давал показания в Посольском приказе (РГАДА.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

Блж. Исидор Твердислов, с 8 клеймами жития. Фрагмент гравюры. Посл. треть XVIII в. (ГЛМ) В настоящее время выделяют 6 полных и 1 краткую (проложную) редакции Жития И. В основной редакции представлен общий для всех версий текст: Житие, 3 рассказа о чудесах (о купце и о князе (прижизненные чудеса), о священнике ростовской Вознесенской ц. (посмертное чудо)), рассказ о преставлении И. и похвала святому (ЯМЗ. Собр. Лукьянова. 520(114). Л. 233-245, 1-я четв. XVII в.; РГАДА. Ф. 181. 301/680. Л. 90-96 об., сер. XVII в.). Достаточно ранними списками представлены 2-я редакция - с добавлением 2 посмертных чудес об исцелении: ЯМЗ. Собр. Лукьянова. 482(60). Л. 229 об.- 237, нач. 30-х гг. XVI в. (др. списки: РГАДА. Ф. 181. 563. Л. 555 об.- 568 об., нач. XVII в.; ЯМЗ. Собр. Лукьянова. 537(651). Л. 290-304 об., 2-я пол. XVII в.) и 3-я редакция - с добавлением стиха: ЯМЗ. Собр. Лукьянова. 481(57). Л. 309 об.- 318 об., нач. XVI в. (др. список: ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. 471(636). Л. 225 об.- 244, кон. XVI - нач. XVII в.). 4-я редакция - с добавлением 2 посмертных чудес об исцелении и стиха - содержится в Успенском списке ВМЧ и в общем Торжественнике (РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. 1381. Л. 298 об.- 303 об., 1-я пол. XVI в.). 5-я редакция - с добавлением стиха и вступления - представлена дефектным списком в составе Трефолоя рус. святым (содержит много памятей Ростовских святых; РГАДА. Ф. 181. 486/966. Л. 179 об.- 189, XVI в.). Вступление к Житию И. восходит, как указала С. В. Минеева, к вступлению к Житию прп. Стефана Пермского. 6-я, полная, редакция включает заглавие, стих, вступление, собственно Житие, чудо о купце, чудо о князе, рассказ о преставлении святого, чудо о священнике, 2 посмертных чуда об исцелении и похвалу (ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. 446(196). Л. 98-113 об., 1500-1508 гг.; РГАДА. Ф. 181. 692/1204. Л. 366-378, 1560 г. (Торжественник новгородского происхождения); РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. 90(218). Л. 71-83 об., 1759/60 г. (сб. житий преимущественно Ростовских святых); ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. 512(3). Л. 337 об.- 353, 2-я пол. XVIII в.; РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. 216. Л. 137-152 об., 3-я четв. XVIII в. (сб. житий Ростовских святых)).

http://pravenc.ru/text/674886.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010