Царь государь, смилуйся, пожалуй. д Примечания Л. 160 ...прислан ко мне... пристав стольник князь Самойло Шайсупов – Самойло Никитич Шайсупов прибыл в Ферапонтов монастырь 12 июня 1671 г. – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 189; ч. 2, л. 35. ...слышал от Игнатья Башковского... – Имя служки Ферапонтова монастыря Игнатия Башковского встречается в документах «дела» ссыльного монаха Никона как человека, общавшегося с опальным патриархом; так, 6 января 1675 г. именно он сообщил Никону, что власти Кириллова монастыря послали в Москву своих людей за старцем Мардарием, который повез письма Никона царю, чтобы не допустить его к государю – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 234. 13 апреля 1676 г. царю Алексею Михайловичу доложены челобитная пристава С. Шайсупова и челобитная Никона приставу с изветом на служку Игнатия Башковского и дворовую женщину Киликейку, в которой Никон обвинил их в государевом деле; царь передал челобитные патриарху Иоакиму – Дело 1897, 344 Николаевский 1886, 91. До 15 мая Игнатий и Киликейка в допросе сообщили некоторые факты из жизни Никона в Ферапонтовой монастыре, рассказали о лечении им больных – Дело 1897, 341 – 361 Николаевский 1886, 92. Л. 161... служкою данным, с Ысачком Прокопьевым... – Имя служки Исачка Прокофьева, приставленного к патриарху Никону в Ферапонтовом монастыре для выполнения различных поручений, очень часто встречается в документах с 1670 г.; Исачка работает личным курьером патриарха Никона . 30 мая 1670 г. служка Исачка, как доносил в Москву пристав С. Наумов, принес приставу известие о том, что патриарх Никон объявил «государево слово и дело» на некоторых людей из ближайшего царского окружения – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 166 – 167. А 12 июля Исачка был вывезен в Кириллов монастырь на очную ставку и для допроса – РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 83, л. 163. 24 мая 1672 г. патриарх Никон прислал к Шайсупову со служкой И. Прокофьевым письмо, которое просил отправить в Москву – РГАДА, ф. 27, оп. I, д. 140а, ч. 1, л. 267.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12713. Л. 3-7). В 1671-1673 гг. иконописцы Троице-Сергиева монастыря написали 12 икон по указу царя, однако некоторые пришлось переписать из-за ошибок в иконографии и не удовлетворившего заказчиков стиля письма (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 1. Ч. 9. 12829). В сент. 1657 г. Нифонт К. вместе с Симоном Ушаковым и нек-рыми царскими кормовыми иконописцами выполнил стенопись «на дорогах у внешних сторон на церкви» на патриаршем дворе (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Кн. 43. Л. 82 об., 83 об.). В 1666 г. он «был у стенного письма» в ц. Нерукотворного образа Спасителя во дворце и в Оружейной палате (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 8. 10629). Семен К. летом 1660 г. в составе иконописной артели во главе с Иваном Филатьевым «чинил стенное письмо» в Успенском соборе (Там же. Ч. 6. 7001). В кон. 60-х гг. XVII в. он участвовал в росписи некоторых зданий Московского Кремля, напр. «подзоров и рези около Грановитой палаты» (Там же. Ч. 8. 11162). Последнее упоминание о нем относится к 1679 г., когда он писал иконы для Покровского собора в с. Измайлове ( Забелин. 1894. С. 173). Федор московский кормовой иконописец 2-й статьи, упоминается в 1677-1680 гг. Он много работал для домовых церквей Теремного дворца Московского Кремля: в числе др. иконописцев «был у письма» «Распятия, пророков и ангелов к жертвеннику» в ц. Нерукотворного образа Спасителя (апр. 1677; РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 11б. Т. 3. 16641) и участвовал в ее стенописи (1679); писал иконы праотцев в ц. прмц. Евдокии, а затем «икону стихиры Евангельския да в кругах 12 икон праотеческих» для той же церкви (1678; Там же. Ч. 12. Т. 1. 16932; Ч. 33. 959. Л. 363 об.); олифил иконы для ц. Воскресения Христова (1678; вместе с Исайей Ананьиным и Петром Фёдоровым - Извеков Н. Д., прот. Церковь во имя Воскресения Христова и Воздвижения Честного Креста Господня в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912. С. 6); писал Деисус, праздники и местные иконы для ц. св. Иоанна Белградского. Летом 1680 г. иконописец «был у стенного письма над задными дверьми» в московском Успенском соборе (РГАДА.

http://pravenc.ru/text/1841700.html

2, 2 об. 44 . Н.Д. Некролог о наместнике Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрите Антонии (Медведеве)//Московские епархиальные ведомости. 1877. Май. 21. С. 198–199. 45 . Толстой Д.Н., граф. Архимандрит Антоний, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Некролог. М., 1877. 46 . Сообщение митрополиту Московскому Иннокентию резолюции императора Александра II на докладе о кончине архимандрита Антония//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед.хр. 12431, л. 9. 47 . Михаил (Лузин) , архимандрит, ректор Московской духовной академии. Слово, произнесенное 16 мая 1877 года при погребении наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Антония//Душеполезное чтение. 1877. Ч. 2. С. 371–380. 48 . Заявление в Учрежденный собор Лавры от княжны А.В. Голицыной об испрашивании благословения на устроение надгробного камня на могиле архимандрита Антония//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед.хр. 12431, л. 31. 49 . Надпись на плите в стене из черного мрамора у могилы архимандрита Антония//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед.хр. 12431, л. 26. 50 . Надпись на плите из белого мрамора на могиле архимандрита Антония//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед.хр. 12431, л. 28. 51 . Доклад Учрежденного собора Лавры митрополиту Московскому и Коломенскому Иннокентию о желании княжны А.В. Голицыной устроить надгробный камень на месте погребения архимандрита Антония//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед.хр. 12431, л. 25. 52 . Горский А., протоиерей. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1890. 53 . Нечаев В., протоиерей. В память архимандрита Антония//Душеполезное чтение. 1877. Ч. 2. С. 366–370. 1 «Мать отца Антония была дочерью землемера, выехавшего в Москву из Сибири. Вскоре он умер, за ним последовала и жена (из бывшего купеческого рода). Оставшаяся сиротою дочь их Ирина, собою некрасивая, выросши, вышла замуж за крепостного графини Головиной Медведева, бывшего у нее поваром. Умирая, графиня Головина дала вольную Медведеву. В 1788 году Медведев приехал в Лысково, где и был наемным поваром князя Егора Александровича Грузинского. У него [Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

В результате успешных посольств М. Г. был приближен к царю и получил значительное вознаграждение (см.: Гиббенет. Ч. 2. С. 916, 918; Каптерев. 1912. С. 325, 370; РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1669 г. 25. Л. 2), а вскоре (вероятно, с янв. 1667) ему и его людям было назначено кормовое жалованье и «питье» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1668 г. 4. Л. 1-5; 1671 г. 54. Л. 3-6; Фонкич. 1997. С. 170; Парфентьев. 2005. С. 306-307). Он стал настолько богат, что к нему обращались за займами соотечественники (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1670 г. 76; Фонкич. 1997. С. 170). Однако, в приказных документах нояб. 1666 - авг. 1669 г. и апр. 1670 - авг. 1676 г. уже не встречаются упоминания о деятельности М. Г. по обучению пению, что может свидетельствовать о прекращении его работы с патриаршими и государевыми певчими. Возможно, в 70-х гг. XVII в. школа М. Г. переместилась с Патриаршего двора в Никольский греч. мон-рь, где какое-то время он жил ( Парфентьев. 2005. С. 325-326). Свидетельства о певч. деятельности М. Г. сохранились в описании б-ки певч. книг царя Феодора Алексеевича (1682): в ее составе среди многочисленных списков произведений греческого распева (в т. ч. «Охтай да Азбука греческого распеву, знаеменные») были «Ирмосы мелетиеву роспеву, греческие» и «Канон греческой да тетрать, а в ней «Взбранной Воеводе» писма грека Мелетия» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ед. 601. Л. 10, 30 об.; см.: Протопопов. 1977. С. 123-124, 130). В настоящее время из песнопений М. Г. обнаружена только херувимская - в сборнике сер. XVIII в. с киевской нотацией (РНБ. ОЛДП. Q. 53. Л. 215-216; см.: Парфентьева, Парфентьев. 2007). Можно предполагать, что М. Г. участвовал в создании особой древнерус. «греческой нотации», появившейся в рукописях для записи греческого распева (песнопения Обихода и Стихираря) во 2-й пол. XVII в. Графика этой нотации основана гл. обр. на знаках путевой и отчасти демественной нотаций с присоединением оригинальных добавочных значков ( Богомолова. 1989; Парфентьев. 2005. С. 328-429). В авг. 1669 г. М. Г. был вновь отправлен в К-поль - с актами Большого Московского Собора для Константинопольского и Иерусалимского патриархов, царскими грамотами, в к-рых содержались просьбы о восстановлении на кафедрах Паисия Александрийского и Макария Антиохийского, деньгами «на поминок» у Гроба Господня скончавшейся 4 марта царицы Марии Ильиничны и с царскими подарками патриархам (РГАДА.

http://pravenc.ru/text/2562870.html

Московские новости патриарх Никон мог получать от своих сторонников, которые особенно в первое время ссылки опального патриарха были частыми его гостями в Ферапонтовом монастыре. Из Жития патриарха Никона , составленного Иваном Шушериным, известно, что весной 1668 г. у патриарха Никона были старцы Воскресенского монастыря: иеромонах Мисанл с трудниками привез десять хлебов, рыбу и 200 р. – Шушерин 1997, 156 – 157. Осенью 1668 г. стрелецкому голове Василию Бухвостову поручено было выяснить, не таит ли кто из братии Воскресенского монастыря документов, связанных с патриархом Никоном, и оказалось, что крылошанин Филагрий в сентябре был у патриарха Никона и привез в Новый Иерусалим для сохранения письма Никона царю – РГАДА, ф. 27, оп. I, д. 140а, ч. 1, л. 103а, 104 – 106, 109 – 110. Известно, что вскоре после отъезда патриарха Никона в Ферапонтов монастырь у него был крылошанин Симонова монастыря старец Марк, которому Никон поручил записывать все события, связанные с осуждением патриарха, начиная со времени, когда он, приехав на церковный Собор из Воскресенского монастыря, остановился на Архангельском подворье; обстоятельства этого дела раскрылись в ноябре 1668 г.; тетради с записями пропали – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. I, л. 103а – 118. Есть сведения о том, что летом 1667 г. у патриарха Никона была игуменья Марфа из девичьего Воскресенского монастыря; она сообщала Никону столичные вести, полученные старицей Максимиллой от ее сестер из Москвы. Архимандрит Ново-Спасского монастыря Иосиф, проживший рядом с патриархом Никоном в Ферапонтовом монастыре почти два года, по просьбе Никона по ночам ездил в девичий монастырь в Горы и отдавал там письма патриарха для пересылки адресатам, а также привозил московские новости. Мирской староста Петрушка Костарев частенько навещал патриарха Никона. Он пересылал письма Никона из Ферапонтова монастыря и позволял тайно останавливаться в его избе людям, которые приезжали к ссыльному патриарху. Так, некоторое время у него прожил сбежавший от патриарха Никона белец Герасим Матвеев, который, вернувшись из Москвы, тайно, с помощью Петрушки Костарева через сушильные палаты: приходил на встречи к Никону, а затем переправлял его письма – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д 140а, ч. 1, л. 18 – 20а, 21а; Соловьев 1991, 260 – 261. Сторонники патриарха Никона находились и в Ферапонтовом монастыре. Так, в декабре 1668 г. на допросе в Москве архимандрит Ново-Спасского монастыря Иосиф заявил, что пристав Степан Наумов разрешал приезжать к Никону разным людям, по просьбе Никона отпускал его людей в сопровождении стрельцов в Крестный Онежский и Воскресенский монастыри, сам рассказывал Никону свежие столичные новости, которые получал от осведомленных людей – РГАДА, ф. 27, оп.1, д. 140а, ч. 1, л. 124 – 128, 129 – 147а. Среди самых надежных курьеров – старцев Ферапонтова монастыря, услугами которых пользовался патриарх Никон, Иосиф назвал монаха Виктора – РГАДА, ф. 27,оп. 1,д. 140а, ч.1, л. 148 – 149.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. В. Пигин. СПб., 2010. С. 437–456. Калугин В. В. Житие Трифона Печенгского... С. 16–21. Там же. С. 57–60. О строителе Павле см.: Никонов С. А.Акты Троицкого Печенгского монастыря конца XVII – начала XVIII в. из архива канцелярии архиепископа Архангельского и Холмогорского//Вестник церковной истории. 2018. 1/2(49/50). С. 87–88. Описи церковного имущества Кольского Печенгского монастыря... С. 99, 127, 348. РГАДА, ф. 159, оп. 3, д. 416, л. 1. «Бьют челом богомолцы твои Колского острогу Живоначалные Троицы Трифанова Печенского монастыря» (РГАДА, ф. 141, оп. 7, 1697 г., д. 765, л. 1) Веселовский С. Б. Ономастикон. Древнерусские имена и прозвища. М., 1974. С. 131; Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 7: К – Крагуяръ. М., 1980. С. 26. Сборник материалов по истории Кольского полуострова XVI–XVII вв. Л., 1930. 59. С. 101. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 833; Козмин Н. Трифонов-Печенгский монастырь//Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 461. РГАДА, ф. 125, оп. 1, 1695 г., д. 45, л. 92–100. РГАДА, ф. 159, оп. 3, д. 416, л. 1, 15–16. Там же, оп. 1, д. 1611, л. 28. Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII в. СПб., 2006. С. 149–154. РГАДА, ф. 159, оп. 1, д. 1611, л. 29. Архив Санкт-Петербургского института истории РАН, ф. 10, оп. 3, д. 20, л. 37 об. – 38. Не позднее 1675 г. июля 17 – Челобитная строителя Троицкого Печенгского монастыря старца Сергия (Кайдалова) с жалобой на квасника Д. А. Долгова, стрельца Бориса Иванова сына, Ивана каменщика, похитивших сумку с деньгами, монастырскими документами, книгами и   (Л. 1) Царю государю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержцу, бьет челом и являет богомолец твой, Колского острогу Живоначалныя Троицы Печенского монастыря строитель старец Сергий Кайдалов на Дмитрея Алексеива сына Долгова на квасника, да столника и полковника стремянного Юрьива приказу Петровича Лутохина на стрелца на Бориса Иванова сына, да на отца иво на Ивана каменщика.

http://sedmitza.ru/lib/text/9941231/

Архимандрит Иосиф по просьбе Никона по ночам ездил в девичий монастырь в Горы и отдавал там письма патриарха для пересылки адресатам, а также привозил московские новости. Пристав Наумов однажды указал архимандриту Иосифу на его поведение, на что Иосиф ответил, что царь не давал Степану никаких распоряжений насчёт Иосифа – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 18–20а, 21а; Соловьёв 1991, 260–261. Осенью 1668 г. архимандрит Иосиф заболел и в октябре отправил письма патриарху Иоасафу, митрополиту Сарскому и Полонскому Павлу, брату иерею Назарию с просьбой о возвращении – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 26а, 27, 28. Однако не только недуг архимандрита торопил его с отъездом: Иосиф перестал ладить с Никоном, приставом и властями Ферапонтова монастыря. 8 ноября 1668 г. в Ферапонтов монастырь из Москвы прибыл стрелецкий голова Юрий Петрович Лутохин; ему Иосиф подал изветную челобитную, в которой объявил «страшное государево слово и дело, измену бывшего патриарха монаха Никона и пристава Наумова» и умолял Лутохина забрать его в Москву – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 26а–28, 94а–95; Николаевский 1886, 31. 15 ноября в челобитной царю пристав С. Наумов, ссылаясь на полученные от келаря Макария Злобина, игумена Афанасия и стрельца Якимка Евсегниева сведения, сообщал, что на трапезе на заутрене архимандрит Иосиф обвинял Никона в измене и признавался, будто знает о Никоне такие дела, которые хочет сообщить, но только царю. Иосиф говорил также, что обо всех «делах» Никона знает чёрный дьякон Ферапонт, который живёт в Вологде в Софийском доме, и заявлял, что Никон тайно через караул посылает от себя с письмами монахов Ферапонтова монастыря, в частности монаха Виктора, и уследить за Никоном невозможно – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 148–149. По извету архимандрита началось расследование. 19 ноября в челобитной властям Кириллова монастыря пристав С. Наумов сообщал о задержании дьякона Ферапонта и препровождении его в Кириллов монастырь для строгого содержания – РГАДА, ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Боборыкина 103 . 3 июня 1656 г. из своей вотчины Боборыкин продал патриарху Никону деревню Сафатово на Песочне за 2 тыс. р., в которой был построен деревянный храм Воскресения Христова (и деревня стала называться селом Воскресенским); хлеб, остававшийся на полях в скирдах, Боборыкин пожертвовал Воскресенскому монастырю на строение; сельцо Бобырево с приписанными к нему землями и сенными покосами Боборыкин также принёс в дар монастырю 104 ; в 1657 г. патриарху была продана остальная часть владений Романа Боборыкина на реке Истре и Песочне 105 . Выступать защитником стольника Р.Ф. Боборыкина перед царём патриарх Никон мог, вероятно, в 1656–1657 гг., когда совпадали интересы патриарха и стольника в отношении земельных владений Боборыкина, необходимых Никону для строительства своих монастырей: 2 июня 1657 г. датирована купчая на сельцо Ивановское в Московском уезде – Горетове стане, – проданное Романом Фёдоровичем Боборыкиным Иверскому монастырю за 1 тыс. р. 106 . Но письмо датируется 1656 г.: согласно записям в книге расходов патриаршего Казённого приказа, с 1 сентября 1656 г. по 2 января 1657 г. состоялся поход патриарха Никона в Иверский монастырь через Тверь с посещением тверского Иосифова монастыря и Вязьму. По дороге в Тверь Никон останавливался в селе Чашниково, где жаловал денежной милостыней нищих, крестьян и вдов за сено для лошадей 107 . Возможно, в сентябре 1656 г., будучи в селе Чашниково, Никон и написал царю о Романе Боборыкине. Таким образом, письма патриарха Никона к царю 1653–1656 гг. можно расположить в следующем хронологическом порядке: Дата Краткое содержание 26 января 1653 г. О пребывании Никона во Владимире РГАДА, ф. 142, оп. 1, д. 383 27 февраля 1654 г. О чудесном явлении столпа в Иверском монастыре РГАДА, ф. 142, оп. 1, д. 384 2 февраля 1655 г. О проезде Никона ночью через Можайск РГАДА, ф. 142, оп, 1, д. 385 3 февраля 1655 г. О прибытии Никона в Москву после морового поветрия РГАДА, ф. 142, оп. 1, д. 386 Сентябрь 1656 г. О помиловании Романа Боборыкина РГАДА, ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Старец Воскресенского монастыря Флавиан Стрекалов, бывший сын боярский Туленин, впоследствии добровольно разделил участь патриарха Никона , отправившись с ним в ссылку – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 1; Николаевский 1886, 8; Успенский 1898, 669. В Ферапонтовом монастыре он выполнял различные поручения патриарха: вёл переговоры с приставом, принимал продукты на содержание патриарха Никона и его людей, возил письма Никона в Москву. Из челобитной пристава С. Наумова царю Алексею Михайловичу известно, что 6 марта 1667 г. он от имени патриарха Никона требовал, чтобы пристав распорядился привозить продукты на содержание патриарха из Воскресенского монастыря, так как Никон отказывается принимать присланное от царя, обвиняя государя в том, что именно он, а не вселенские патриархи, сослал его в ссылку. Со слов Никона Флавиан говорил, что новый патриарх Иоасаф – «непрямой» патриарх, а вселенские патриархи просили у Никона посул 3 тыс. р. и говорили, что помогут Никону остаться патриархом: Никон посул не дал, и они, рассердившись, предали Никона. Флавиан рассказал, как архимандрит Печерского монастыря Иосиф «ухватил у нас ис келей з гвоздей, а не с нево, патриарха, снял и посох у него ис келей также, а то, де, у нас был не посох, ожег». Монах от имени Никона потребовал привезти в Ферапонтов монастырь из Воскресенского печи «мурамленые» – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 5–6; Соловьёв 1991, 260. 12 июля 1668 г. Флавиан принимал продукты, доставленные из Кириллова монастыря – РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 83, л. 10. С письмом патриарха Никона, текст которого издаётся выше, старец Флавиан выехал из Ферапонтова монастыря 9 октября, а 20 числа он был допрошен в присутствии царя и бояр. Суть дела, которое на словах должен был изложить Флавиан, патриарх Никон подробно описал в челобитной царю 22 октября (см. 5). На допросе же старец Флавиан перепутал имена Хитрово и Ртищева и тайные происки приписал окольничему Фёдору Ртищеву вместо Богдана Хитрово – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 29а, 30, 64а, 65–67. На очную ставку были вызваны монахи Иоиль (его показания связаны с Хитрово) и Палладий, которые отрицали разговор между собой. Флавиан, Палладий и Иоиль были отданы под караул – РГАДА, ф. 27, оп. 1. д. 140а, ч. 1, л. 26–51; Николаевский 1886, 28–29, Соловьёв 1991, 263.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

506 «А что Никон митрополит проклинал крестопреступников – воров и заводчиков, которые воровство завели, и то он учинил делом», – писал в Новгород патриарх Иосиф – РГАДА, ф. 96, оп. 1. 1650 г. л. 3, л. 414. 508 Согласно толкованию символического значения епископской митры и её роли в литургическом действии Симеоном, митрополитом Солунским, этот головной убор священника можно «равно уподобить... Владычнему терновому внцу или и сударю, бывшему на главе Его» – Симеон 1805, 42. 512 С.В. Лобачёв предлагает согласиться с предположением К.И. Бестужева-Рюмина, что Феогност не реальное историческое лицо, а лишь удачно подобранное греческое имя, за которым скрывался настоящий кандидат в патриархи – Лобачёв 2003, 303–304. 528 4 марта 1653 г. иконописцу Леонтию Остафьеву заплачено из патриаршего Казённого приказа 13 алтын 2 деньги за икону свт. Филиппа, митрополита Московского – РГАДА, ф. 235, оп. 2, д. 34, л. 157. 15 марта ему же заплачено из патриаршего Казённого приказа 22 алтына за 6 икон Владимирской Богоматери пятилистовых патриарху Никону «для благословения» и 31 алтын 4 деньги за 3 образа свт. Филиппа – РГАДА, ф. 235, оп. 2. д. 34, л. 157–157об. С 20 апреля по 31 августа Леонтий Остафьев написал для патриарха Никона 94 иконы Владимирской Богоматери, 1 икону Богоматери с четырьмя московскими святителями, 5 икон с изображением свт. Филиппа митрополита Московского – РГАДА, ф. 235, оп. 2, д. 34, л. 159об, 160об.–161, 161об., 162об., 163об., 164об., 165. А с 9 сентября 1653 г. по 20 апреля 1654 г. он же написал для Никона для благословения и «в запас» «к Троицкому Сергиеву походу» 44 иконы Владимирской Богоматери, 1 икону Богоматери с четырьмя московскими святителями, 1 икону свт. Алексея, митрополита Московского, 1 икону свт. Филиппа, митрополита Московского, 1 икону свт. Петра, митрополита Московского – РГАДА, ф. 235, оп. 2, д, 36, л. 251об., 252об., 253, 259; Успенский 1917, 66. 533 Ильин 1962, 89–104; Алфёрова 1969, 30–44; Яковлева 1989, 60–88; Кольцова 1998, 14–32; Кольцова 1998а, 266–292.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010