М.М. Громыко Глава I. Источники исследования Проблема происхождения святого праведного Феодора Кузьмича в силу своей особой духовной и исторической значимости затмила изучение других вопросов, связанных с выявлением места старца в православной жизни России. В их числе – окормление им духовных чад, взаимоотношения с ними, их социальное происхождение; отношение к нему духовенства; места выхода богомольцев, обращавшихся к нему и почитавших его, и др. Обширная литература о св. Феодоре, пополняющаяся интересными работами и в наши дни (в 2003 г. вышла книга С.В. Фомина 97 ), делится, как известно, на два основных направления: подтверждающее возможность отождествления императора Александра I с известным старцем и опровергающее отождествление и самую его возможность. Авторы первого направления, как правило, более внимательно относились к обстоятельствам жизни Феодора Кузьмича в Сибири, но и они не ставили задач исследования его деятельности как духовника или характеристики его непосредственного окружения. В литературе используются высказывания отдельных лиц из этого окружения без какого-либо источниковедческого анализа степени осведомленности, взглядов, образа жизни, взаимоотношения со старцем. Поэтому серьезные свидетельства людей, хорошо знавших праведника, попадают на страницах сочинений «опровергателей» в число местных легенд. К легендам охотно относят не только трактовку его происхождения, но и свидетельства о его прозорливости, высоком уровне духовности в целом и деятельности его как старца. Приблизительность пересказов из третьих рук, без ссылок, без источниковедческой оценки позволяет утверждать все, что угодно автору. Настало время поставить на серьезную источниковую основу изучение широкого круга проблем, связанных с личностью и деятельностью Феодора Кузьмича. Обращение к архивам Москвы – Рукописному отделу Российской Государственной библиотеки (РО РГБ), Российскому Государственному архиву литературы и искусства (РГАЛИ), Государственному архиву Российской Федерации (ГАРФ), Российскому Государственному архиву древних актов (РГАДА) – убедило нас в реальности этой задачи 98 . Есть основания полагать, что поиск в областных архивах (призываю к нему местных исследователей) даст не менее ощутимые результаты. В данной работе намечаются пути источниковедческого анализа использовавшихся ранее и вновь привлекаемых материалов. С этой целью мы выделяем характеристику источников в особую главу, хотя это и чревато некоторыми неизбежными повторами в основном тексте. 1. «Записки» С.Ф. Хромова

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Никольский Василий Михайлович; 1872, с. Люторич Епифанского у. Тульской губ.- 19.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), игум. Из семьи служащего. Окончил ДУ, в 1895 г. поступил послушником в Чудов московский муж. мон-рь , где вскоре был пострижен в монашество. Ок. 1909 г. рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. После закрытия Чудова мон-ря в 1918 г. перешел в Высокопетровский московский муж. мон-рь , где жил до 1923 г. (по др. сведениям, в 1917-1925 гг. служил в московском храме свт. Николая в Плотниках), в 1925-1929 гг. служил в Преображенской ц. на Песках. В 1929 г. возведен в сан игумена. 28 дек. 1930 г. арестован и заключен в Бутырскую тюрьму, обвинен в «контрреволюционной деятельности... выражавшейся в антисоветской агитации». По постановлению особого совещания при Коллегии ОГПУ от 31 янв. 1931 г. сослан на 3 года в Казахстан. По возвращении из ссылки В. 26 дек. 1933 г. был направлен служить в Покровский храм в с. Дьякове Коммунистического р-на Московской обл., 20 окт. 1936 г. переведен в Покровскую ц. в с. Андреевском Дмитровского р-на. 5 нояб. 1937 г. арестован и заключен в Таганскую тюрьму. Обвинялся в «антисоветской агитации», а также в том, что пытался «расширить и укрепить влияние Церкви на население... участил службы, причем сами службы тянутся очень долго... Пытается вмешиваться в вопросы воспитания детей в школе и ведет среди школьников религиозную пропаганду». Виновным в «антисоветской агитации» В. себя не признал, 17 нояб. тройкой УНКВД по Московской обл. был приговорен к расстрелу. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив Московской Патриархии; РГАДА. Ф. 1207. Оп. 1. Ед. хр. 953; ЦА ФСБ РФ. Арх. Н-6656. Т. 3; ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. У-19322. Лит.: Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937-19.10.1938. М., 1997; Бутовский полигон. Вып. 2. С. 222; Дамаскин. Кн. 6. С. 311-313; Дамаскин (Орловский), игум. Житие прмч. Варлаама (Никольского)//Моск. ЕВ. 2003. 1/2.

http://pravenc.ru/text/154159.html

Пыльнева Галина. Радость встречи//Духовный собеседник. 2006. 4 (48). Раевский С. П. Пять веков Раевских. М., 2005. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: Сборник документов/Сост. О. Ю. Васильева, И. И. Кудрявцев, Л. А. Лыкова. М., 2009. Священномученик Серафим (Звездинский) , епископ Дмитровский. Акафист. Жизнеописание/Сост. А. Трофимов. М., 2013. Серафим (Чичагов) , иером. Зосимова пустынь во имя Смоленской Божией Матери Владимирской губ., Александровского уезда. Летописный очерк. М., 1899. Смирнова Т. В. «...Под покров Преподобного». Очерки о некоторых известных семьях, живших в Сергиевом Посаде в 1920-х гг. М.: СТСЛ, 2008. Современники о Патриархе Тихоне/Сост. М. Е. Губонин. В 2 т. Т. 2. М.: ПСТГУ, 2007. Протоиерей Петр Александрович Турбин: Некролог//ЖМП. 1965. 3. Четверухин Илия, прот., Четверухина Е. Л. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. М.: СТСЛ, 1995. Четверухина Е. Л. «Удалился от мира...»: Воспоминания о схимонахе Симоне (Сергее Евгеньевиче Кожухове). М.: СТСЛ, 1997. «Я все переживаю с вами»: Житие и поучения преподобного старца Алексия Зосимовского /Сост. сщмч. Илия Четверухин, Е. Л. Четверухина. М., 2014. Российский государственный архив древних актов: РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. IX. Д. 15531. РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. IX. Д. 15892. РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. IX. Д. 15891. РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. IX. Д. 16433. РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. IX. Д. 16628. РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. IX. Д. 17487. РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. IX. Д. 18570. Государственный архив Российской Федерации: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 60406. Государственный архив Владимирской области: ГАВО. Ф. 357. Оп. 2. Д. 262. Протокол 31 заседания президиума УИК от 2 мая 1923. Центральный архив Федеральной службы безопасности РФ: ЦА ФСБ РФ. Д. Р-37074. Дело по обвинению Лобудовой С. П., Стрельцовой Н. А. и др., ст. 58/11. Беглов А. Иеромонах Мелхиседек//Комиссия по канонизации святых. Владимирская епархия [электронный ресурс]. – URL.: http://www.vladkan.ru/articles/11050112a.html (дата обращения: 01.11.2013).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Следствие располагает точными данными о том, что вы являетесь активным участником контрреволюционной монархической монашеской группы. Вы подтверждаете это? – спросил отца Ксенофонта следователь. – Нет, не подтверждаю, – ответил отец Ксенофонт. – Следствию известно, что вы, являясь секретарем Кронида Любимова, имели с ним общение и тесную связь. Даже после заключения вас в Темниковские концлагеря вы имели с ним письменную связь, а по возвращении из лагерей после отбытия трехгодичного заключения за контрреволюционную деятельность неоднократно посещали последнего, несмотря на то, что вам в зону Московской области въезд был воспрещен. Вы подтверждаете это? -Действительно, я был у отца Кронида послушником и выполнял все его поручения. После ареста в 1935 году за контрреволюционную деятельность, будучи направлен для отбытия наказания в Темниковские концлагеря на три года, я написал ему оттуда одно письмо, а по отбытии срока наказания в августе 1937 года я три раза приезжал на квартиру архимандрита Кронида в город Загорск Московской области, где мне запрещено было жить. Целью посещения было то, что я приезжал его навестить как прежнего знакомого ввиду его престарелости. – Следствие располагает точными данными о том, что вы вели антисоветские разговоры на квартире Кронида против выборов в Верховный Совет. Следствие требует от вас правдивых показаний. – Даю совершенно правдивые показания, что я нигде не говорил против выборов в Верховный Совет и никакой антисоветской деятельностью не занимался. На этом допросы были окончены. 7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Ксенофонта к расстрелу. Иеромонах Ксенофонт (Бондаренко) был расстрелян 10 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. ИСТОЧНИКИ: РГАДА. Ф. 1204, оп. 1, ч. 15; д. 25235, л. 126 об. – 127. ГАРФ. Ф. 10035, д. П-52407, д. П-59458. Читать далее Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии/[Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. - Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах./Январь-май. - 2002. – 285 с.; Июнь-август. - 2003. – 285 с.; Сентябрь-Октябрь. - 2003. – 235 с.; Ноябрь. - 2004. - 334 с.; Декабрь. – 2004. – 174 с.; 1: Доп. том. - 2005. - 287 с.; 2: Доп. том. - 2005. - 268 с.; 3: Доп. том. - 2005. - 284 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материалы для канонизации К. были собраны трудами архим. Георгия (Тертышникова, † 1998) и братии ТСЛ. К. прославлен Архиерейским Собором РПЦ 13-16 авг. 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-59458; РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 25235. Соч.: Кронид (Любимов), прмч. Троицкие цветки с луга духовного: Рассказы о явлениях силы Божией, собранные в обители Прп. Сергия. М., 1996; он же. Беседы и проповеди: В 2 т./ТСЛ. Серг. П., 1998; он же. Беседы, проповеди, рассказы/ТСЛ. Серг. П., 2001. Ист.: Акты Свт. Тихона. С. 165. Лит.: Георгий (Тертышников), архим. Жизнеописание архим. Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры//АиО. 1998. 2(16). С. 146-163; Сщмч. архим. Кронид (Любимов), наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры/ТСЛ. Серг. П., 2000; ЖНИР: Моск. Ноябрь. С. 274-288. Иконография К. разрабатывалась преимущественно выпускниками иконописной школы при МДА на основе его сохранившихся фотографий, где он запечатлен один (см.: Георгий (Тертышников), архим. Жизнеописание Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры//Вышенский паломник. Рязань, 1998. 1(6). С. 93) или вместе с др. подвижниками, напр. с прп. Алексием (Соловьёвым) и его келейником (фотоснимок 4/17 февр. 1925, Серг. Посад). С одной из ранних фотографий (до 1917, ГТГ; см.: Павел Корин: Реквием: К истории «Руси уходящей». М., 2013. С. 92) написан живописный поколенный портрет (2-я пол. XX в., ТСЛ), где К. представлен в рясе и клобуке с крестом и панагией на груди, в руках держит книгу (на левой - четки). Последняя фотография была сделана в московской Таганской тюрьме в 1937 г. (ГАРФ). Фрагмент иконы Собор новомученников и исповедников Российских. 2002 г. Иконописец Н. В. Масюкова (ц. свт. Тихона в Москве) Фрагмент иконы Собор новомученников и исповедников Российских. 2002 г. Иконописец Н. В. Масюкова (ц. свт. Тихона в Москве) Одно из первых изображений К. помещено на иконе «Собор новомучеников и исповедников Российских», созданной к канонизации 2000 г. (мастерская ПСТБИ под рук. прот. Александра Салтыкова, храм Христа Спасителя). К. написан в среднике в 1-м ряду в левой части и, по-видимому, в 5-м клейме, где показано закрытие Троице-Сергиевой лавры и изъятие св. мощей прп. Сергия Радонежского (один из безымянных уходящих монахов опирается на игуменский посох). Образ К. воспроизводился на списках и творческих повторениях этой композиции. Так, на иконе 2002 г., выполненной Н. В. Масюковой в иконописной мастерской МДА (ц. свт. Тихона, патриарха Всероссийского, в поселении Московский г. Москвы), он представлен 2-м слева в 1-м ряду в мантии архимандрита, без куколя, у него окладистая борода и зачесанные назад волосы с проседью. На иконе 2013 г. (иконописец И. Е. Чанга) К.- тоже в левой группе святых, правой рукой опирается на жезл, левая в молении, голова покрыта округлым клобуком.

http://pravenc.ru/text/Кронид ...

В сент. 1922 г. ОИДР предложили пройти дополнительную регистрацию в Главнауке, в связи с чем были подготовлены изменения в устав. Однако 10 апр. 1923 г. Комиссия по утверждению обществ, союзов и объединений Моссовета отказала об-ву в регистрации измененного устава, после чего его деятельность прекратилась на 2 года. 16 февр. 1925 г. адм. отдел Моссовета утвердил новый вариант устава ОИДР (Там же. С. 156; текст см.: ГАРФ. Ф. А-2307 (Главнаука). Оп. 8. Д. 271), и 11 мая 1925 г. деятельность об-ва возобновилась, при этом теперь она ограничивалась только Москвой и Московской губ. ( Бухерт. 2002. С. 156. Примеч. 56). В это время состав ОИДР пополнился новыми действительными членами, среди них - К. В. Базилевич, Н. М. Дружинин, Д. Н. Егоров, А. В. Орешников, Д. М. Петрушевский, Н. А. Рожков, С. Д. Сказкин, Б. Е. Сыроечковский (все с 1925), В. И. Невский и М. Н. Тихомиров (с 1926) (Там же. С. 157). К осени 1928 г. в ОИДР насчитывалось 65 действительных членов и 4 члена-соревнователя (в т. ч. принятый в 1925 Л. В. Черепнин , ставший в 1929 действительным членом) (Там же). Последнее заседание об-ва состоялось 9 апр. 1929 г. (Там же. С. 158). Закрытие ОИДР, по всей видимости, было напрямую связано с началом «Академического дела» (1929-1931), некоторые из бывш. членов ОИДР подверглись репрессиям по т. н. делу славистов (1933-1934) (Там же). Основной комплекс документов ОИДР хранится ныне в НИОР РГБ (Ф. 203), там же - поступившее в 1930 г. собрание рукописей об-ва, насчитывающее 1759 ед. хр. за 1504-1899 гг. ( Голубцова, Ошанина. 1952. С. 4). В составе собрания ОИДР - актовые документы духовных лиц и мон-рей (в т. ч. духовная Новгородского митр. Аффония, 1645-1649), хозяйственные документы мон-рей (в т. ч. опись Кий-Островского Крестного мон-ря 1829 г., отдельные документы московского Чудова мон-ря кон. XVIII - XIX в.), материалы КДА (XVII-XVIII вв.), Холмогорской епархии (1711-1759), 58 писем к еп. Тверскому Арсению (Верещагину) за 1770-1779 гг. и др. (Там же. С. 3-4, 15, 21-23). Протоколы заседаний об-ва за апр. 1917 - февр. 1920 г. хранятся в РГАДА (Ф. 185. Оп. 1). Б-ка общества (к 1912 включала свыше 4,5 тыс. историко-юридических актов, свыше 14 тыс. томов книг и периодических изданий ( Демидов, Ишутин. 1978. С. 274)) после его закрытия поступила в ГБЛ им. В. И. Ленина (ныне РГБ).

http://pravenc.ru/text/2578101.html

Кроме того, здесь размещали османских военнопленных во время Крымской войны 1853-1856 гг. и русско-тур. войны 1877-1878 гг. В 1902 г. была образована официально признанная Российским гос-вом мусульманская община во главе с имамом Ибрагимом Давидовым. По оценочным данным, до начала первой мировой войны в общине состояло ок. 1 тыс. чел.; действовало мусульм. кладбище. Во время первой мировой войны большинство мусульман либо покинули территорию совр. Л., либо были переселены правительством в др. районы Российской империи. В 20-х гг. XX в. возобновила деятельность мусульм. община в Риге, во главе которой вплоть до 1940 г. находился имам Шакир Хуснетдинов. Община была малочисленной: в 1935 г. только 66 чел. исповедовали ислам. После второй мировой войны в Л. переселялись жители традиционно мусульм. республик СССР (большей частью татары, а также башкиры, казахи, узбеки, азербайджанцы, чеченцы, ингуши и проч.). К 1989 г. в Л. проживали ок. 4,8 тыс. татар. С либерализацией общественной жизни в 1990-2000-х гг. было основано несколько мусульм. общин и религ. организаций, а также национальных культурных об-в. С 2011 г. действует Исламский культурный центр Л. На 2013 г. зарегистрировано 17 мусульм. общин, преимущественно суннитов. Арх.: РГАЛИ. Ф. 275. Оп. 1. Д. 339, 418; Эстонский ист. архив (Тарту). Ф. 291. Оп. 8. Д. 1871; РГАДА. Ф.196. Оп. 1. Д. 987. Л. 2 об.; Д. 1004. Л. 188-191; РГИА. Ф. 1284. Оп. 195 (1827 г.). Ед. хр. 38; ЛГИА. Ф. 1. Оп. 10. Д. 136; ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 4. Т. 2. Д. 290. Ч. 1. Л. 1. Лит.: Волович А. И. Древлеправославие и первые старообр. храмы в Прибалтике//Родная старина. Рига, 1927. Пробный номер. С. 10-13; Православие в Латвии: Ист. очерки/Сост.: А. Поммер. Rga, 1931; Заволоко И. Н. О старообрядцах г. Риги. Рига, 1933; он же. История Церкви Христовой. Рига, 1937; Дорошенко В. В. Очерки аграрной истории Латвии в XVI в. Рига, 1960; Мугуревич Э. С. Вост. Латвия и соседние земли в X-XIII вв. Рига, 1965; Очерки экон. истории Латвии (1900-1917)/Ред.: Я. П. Крастынь.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

41 . Четверухина Е. «Удалился от мира». Св.-Троицкая Лавра, 1997. 42 . Серафим (Чичагов) , митрополит. " Да будет воля Твоя. Часть I». М.-С.Пб., 1993. 43 . «100-летие Московской практической академии коммерческих наук: Альбом». М., 1910. 44 . Шейманидзе П.Я. «Московский Высоко-Петровский монастырь». М., 1997. 45 . «К свету». 4. Журнал. 46 . «Московский журнал». 12 за 1993 год, и за 1994 год. 47 . Архивно-уголовное дело П-3155 УФСБ по Владимирской обл. на о. Феодора (Кудрявова Федора Ильича). 48 . Архивно-уголовное дело П-8961 УФСБ по Владимирской обл. на о. Сафрония (Петрова Сергея Акимовича). 49 . ГАРФ. Следственное дело П-60406. (о. Мелхиседек. прп. Макарий прп. Владимир, о. Евфросин, о. Иоанникий, и др.). 50 . ГАРФ. Архивно-уголовное дело П-56786 на Демидова Евдокима. 51 . ГАРФ. Архивно-уголовное дело П-42164 на Дунаева Михаила . 52 . ГАРФ. Архивно-уголовное дело П-59458 на иеромонаха Никодима (Монина Николая). 53 . ГАРФ. Архивно-уголовное дело П-19468 на преподобного Герасима (Мочалова Григория). 54 . ГАРФ. Архивно-уголовное дело П-37114 на иеродиакона Досифея (Шонина Дмитрия). 55 . ГАРФ. Архивно-уголовное дело П-51407 на монаха Виталия (Шулепина Василия). 56 . ГАРФ. Архивно-уголовное дело П-49467 на иеромонаха Нафанаила (Бочкало Никиты). 57 . РГАДА. Фонд 1204. оп. 1. Часть 15. Д. 24985 – 1900 г., 24994 – 1901 г., 25009 – 1902 г., 25041 – 1904 г., 25060 – 1905 г., 25081– 1906 г., 25041– 1907 г., 25102 – 1907 г., 25123 – 1908 г., 25144 – 1909 г., 25168 –1910 г., 25189 – 1911 г., 25212 –1913 г., 25226 –1914 г., 25235 –1915 г., 25255 –1917 г. Послужные списки Зосимовской братии. 58 . РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 7. Д. «О часовне, устроенной над могилой схимонаха Зосимы». 59 . РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 8. Д. 14233. «О смене братии с Фонтанного и Сухаревского подворий». 60 . РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 8. Д. 15256. «О назначении Строителем Зосимовой пустыни вместо старца Иоанна иеромонаха Германа». 61 . РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 8. Д. 15344. «О перемещении старца Гефсиманского скита Дионисия».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

17 . Заседание Оргбюро=Стенограмма заседания Оргбюро ЦК ВКП (б) по вопросу о мерах по усилению антирелигиозной работы. Председатель Л.М. Каганович. Протокол 85 заседания Оргбюро ЦК ВКП (б) от 10 декабря 1928 г. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 113. Д. 683. Л. 2264. 18 . ЗБ Письма I=Священный Собор Православной Российской Церкви. Письма преподавателей Закона Божия, доклады Отдела, справки, проекты положений и др. материалы по разработке нового положения о преподавании Закона Божия. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 397. 19 . ЗБ Письма II=Священный Собор Православной Российской Церкви. Письма различных лиц и резолюции родительских советов, гимназий и других учебных заведений по вопросам, касающимся преподавания Закона Божия. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 399. 20 . ЗБ Протоколы=Священный Собор Православной Российской Церкви. Протоколы заседаний отдела о преподавании Закона Божия. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 396. 21 . Иерусалимская миссия=Отчет о работе Иерусалимской миссии, проект положений, заключения по проектам и др. материалы по разработке нового положения об Иерусалимской миссии. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 351. 22 . Иркутский собор=Дело о деяниях бывшего в июле и августе 1885 г. собрания преосвященных некоторых сибирских епархий. РГИА. Ф. 796. Оп. 166. Д. 1553. 23 . Казанский собор=Дело о постановлениях бывшего в 1885 году в г. Казани собрания преосвященных (17 августа 18857 ноября 1903). РГИА. Ф. 796. Оп. 166. Д. 1486. 24 . Клятвы=Письма духовных и светских лиц, доклады отдела, особые мнения членов отдела, исторические обзоры и др. материалы по разработке нового положения о единоверии и старообрядчестве (Первоначальное название: О клятвах патриарха Макария и Московских Соборов 16661667 гг. Копии протоколов заседания отдела и приложения). ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 367.2 5 . Книгоноши=Дело Московской синодальной типографии об учреждении книгонош. 12 октября 189612 февраля 1901. РГАДА. Ф. 1184. Оп. 3 (1896). Д. 57. 26 . Константинопольская миссия=Отчет о работе Константинопольской миссии, проекты положений, заключения по проектам, письма и др. материалы по разработке нового положения о Константинопольской миссии. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 350.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

20) Дополнения к III тому Дворцовых разрядов … СПб., 1854. Стб. 172; РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ. Смотренные списки. 24. Л. 406 об. 21) РГАДА. Ф. 188. Рукописное собрание ЦГАДА. Оп. 1. 475. Л. 118 об. 22) Дополнения к III тому Дворцовых разрядов … СПб., 1854. Стб. 154. 23) Царь Алексей Михайлович. Сочинения//Московия и Европа. М., 2000. С. 525. 24) Дополнения к III тому Дворцовых разрядов … СПб., 1854. Стб. 166. 25) РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ. Столбцы Белгородского стола. 429. Л.10. 26) Дополнения к III тому Дворцовых разрядов … Стб. 153; РГАДА. Ф. 27. Приказ Тайных дел. 166. Л. 138. 27) РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ. Столбцы Белгородского стола. 429. Л. 4 – 8, 31 – 36. 28) РГАДА. Ф. 27. Приказ Тайных дел. 166. Л. 131, 135. 29) РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ. Столбцы Московского стола. 289. Л. 23, 27. 30) Курбатов О. А. Из истории военных реформ в России во 2-й половине XVII века. Реорганизация конницы на материалах Новгородского разряда 1650-х – 1660-х гг.: Дисс. канд. истор. наук. М., 2003. С. 239 – 243. 31) Carahobiч Г. Невядомая вайна 1654-1667. Mihck, 1995. С. 80. 32) Дополнения к III тому Дворцовых разрядов … Стб. 170, 172; Русский биографический словарь. СПб., 1913. Т. Жабокритский – Зяловский. С. 423. 33) Стряпчие конюхи, как и иные дворцовые работники (сокольники, стадные конюхи, трубники и т. п.), отправлялись к воеводам от Царя с письмами частного характера или из приказа Тайных дел – его личной канцелярии. 34) РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ. Столбцы Московского стола. 310. Столпик 1. Л. 1 –8. 35) РГАДА. Ф. 27. Приказ Тайных дел. Опись 1. 166. Л. 123 – 130. 36) Платонов С. Ф. Царь Алексей Михайлович (опыт характеристики)//Сочинения проф. С. Ф. Платонова. Изд. 2-е. СПб., 1912. Т. I. С. 33, 34. 37) Сборник Московского архива министерства юстиции. СПб., 1914. Вып. VI. С. 145, 146. 38) До Смоленска, где начиналась давно налаженная дорога почтовой связи в столицу, от Мстиславля - не более 100 верст пути, так что для доставки сообщения гонцу требовалось меньше недели.

http://sedmitza.ru/text/398728.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010