Я настежь растворю темницу И Свой народ освобожу. Мне внятен громкий плач Сиона, Израиля печальный зов: «Господь с небес не слышит стона, Он позабыл Своих сынов!» Но Я в ответ: «Когда ж то было, Чтоб мать покинула дитя? И если б мать дитя забыла – Тебя не позабуду Я. Твоих врагов в кровавых сечах Я славой ослеплю твоей, И вознесут они на плечах Твоих сынов и дочерей. Цари покорною толпою От всех сбегутся стран земных, И станут плакать пред тобою, И прах лизать у ног твоих. Ты их раздавишь, грозный мститель, Да всякая познает плоть, Что Я – Сиона Покровитель, Что Я – Владыка и Господь!» Не спорь и не борись с враждующей судьбой, Не унижай души мольбами и стенаньем: Внимай житейский шум с подъятой головой, На праздный крик толпы ответствуя молчаньем. В молчанье кроется таинственная власть: Поруганный Христос был нем перед Пилатом, И Бога обрела земная, злая страсть В Его безмолвии – пронзенном и распятом. Шумит ничтожество – величие молчит. Молчат и божество, и небо, и могила. Но знай – безстрастная, безмолвная их сила Все победит! Родная Покинув родину и дом, она пошла Туда, куда текли все русские дружины. Под ветхим рубищем в душе она несла Безценный клад любви, участья и кручины. Тяжел был дальний путь – и зной ее палил. И ветер дул в лицо, и в поле дождь мочил. Она ж все шла да шла, с мольбой усердной к Богу, И к подвигам нашла желанную дорогу. Уж скрылся позади рубеж земли родной. Чу! Слышен битвы гром, холмов дымятся склоны: Восторг отчаянной и дикой обороны С редутов Гривицы и Плевны роковой На русские полки огнем и смертью дышит; Но чуткая любовь не грохот в битве слышит, Не ей твердыни брать, не ей смирять врагов. Мужичке-страннице иные внятны звуки, Иной с побоищ к ней несется громкий зов – Томящий жажды клик и вопли смертной муки. И вот она в огне: визжит над ней картечь, Рои летают пуль, гранаты с треском рвутся, Увечья, раны, смерть! Но ей ли жизнь беречь? Кругом мольбы и стон – и реки крови льются! Страдальцев из огня, из схватки боевой, Она уносит прочь, полна чудесной силы,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Я настежь растворю темницу И Свой народ освобожу. Мне внятен громкий плач Сиона, Израиля печальный зов: «Господь с небес не слышит стона, Он позабыл Своих сынов!» Но Я в ответ: «Когда ж то было, Чтоб мать покинула дитя? И если б мать дитя забыла – Тебя не позабуду Я. Твоих врагов в кровавых сечах Я славой ослеплю твоей, И вознесут они на плечах Твоих сынов и дочерей. Цари покорною толпою От всех сбегутся стран земных, И станут плакать пред тобою, И прах лизать у ног твоих. Ты их раздавишь, грозный мститель, Да всякая познает плоть, Что Я – Сиона Покровитель, Что Я – Владыка и Господь!» Не спорь и не борись с враждующей судьбой, Не унижай души мольбами и стенаньем: Внимай житейский шум с подъятой головой, На праздный крик толпы ответствуя молчаньем. В молчанье кроется таинственная власть: Поруганный Христос был нем перед Пилатом, И Бога обрела земная, злая страсть В Его безмолвии – пронзенном и распятом. Шумит ничтожество – величие молчит. Молчат и божество, и небо, и могила. Но знай – безстрастная, безмолвная их сила Все победит! Родная Покинув родину и дом, она пошла Туда, куда текли все русские дружины. Под ветхим рубищем в душе она несла Безценный клад любви, участья и кручины. Тяжел был дальний путь – и зной ее палил. И ветер дул в лицо, и в поле дождь мочил. Она ж все шла да шла, с мольбой усердной к Богу, И к подвигам нашла желанную дорогу. Уж скрылся позади рубеж земли родной. Чу! Слышен битвы гром, холмов дымятся склоны: Восторг отчаянной и дикой обороны С редутов Гривицы и Плевны роковой На русские полки огнем и смертью дышит; Но чуткая любовь не грохот в битве слышит, Не ей твердыни брать, не ей смирять врагов. Мужичке-страннице иные внятны звуки, Иной с побоищ к ней несется громкий зов – Томящий жажды клик и вопли смертной муки. И вот она в огне: визжит над ней картечь, Рои летают пуль, гранаты с треском рвутся, Увечья, раны, смерть! Но ей ли жизнь беречь? Кругом мольбы и стон – и реки крови льются! Страдальцев из огня, из схватки боевой, Она уносит прочь, полна чудесной силы,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Выше мы говорили о суде людском и о Суде Высшем, Божественном. Но есть еще один суд, который не надо долго ждать, чтобы понять, так ли мы живем. Это суд нашей совести, а совесть называют еще голосом Ангела Хранителя в нас. Молитвы в защиту от обидчиков   Молитва Пресвятой Богородице перед Ее иконой «Умягчение Злых Сердец», или «Семистрельная» Тропарь: Умягчи наши злые сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашей разреши. На Твой Святый образ взирающи, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твои лобызаем, стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати Благосердная, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути. Ты бо еси воистину злых сердец умягчение. Кондак: Избранней Деве Марии, превысшей всех дщерей земли, Матери Сына Божия, Егоже даде спасению мира, со умилением взываем: воззри на многоскорбное житие наше, воспомяни скорби и болезни, ихже претерпела еси, яко наша земнородная, и сотвори с нами по милосердию Твоему, да зовем Ти: Радуйся, многоскорбная Мати Божия, печаль нашу в радость претворяющая. Молитва: О, многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, Приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущая ко Иже из Тебе рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреидеже со всеми святыми будем воспевать в Троице единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Молитва о примирении враждующих Владыко Человеколюбче, Царю веков и Подателю благих, разрушивший вражды средостения и мир подавший роду человеческому, даруй и ныне мир рабом Твоим, вкорени в них страх Твой и друг к другу любовь утверди: угаси всяку распрю, отыми вся разногласия и соблазны. Яко Ты еси мир наш и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу , ныне и присно и во веки веков. Аминь. А. А. Голенищев-Кутузов

http://pravmir.ru/kak-pobedit-zlo-dobrom...

Ему многие воспрещали кричать, но он тем более кри­чал. Последствием неумолкаемого крика было исцеление слепца Господом. Так и мы будем вопить, несмотря на восстающие из падшего естества и приносимые диаволом по­мыслы и ощущения греха для воспрепятствования нашему молит­венному воплю – и несомненно получим милость. Епископ Игнатий Приключающиеся с нами искушения происходят от диавола, но страдания и скорби, какие мы испытываем под их давлением, суть милость Божия, которая превращает это искушение в святое дело, утончая в нас то золото, которое со временем Господь соберет в свои сокровища. Возненавидим искушение, но поцелуем с любовию испыта­ние, последовавшее за ним. Запомните, что это хороший признак, когда враг поднимает такую бурю и сумятицу вокруг нашей воли. Это признак того, что доступа внутрь он не имеет. Пока мы можем твердо хотя бы и без видимого чувства, исповедывать Христа, нам нечего бояться и пока вы недовольны случившимся бояться нечего. Вы недовольны именно потому, что вы сего не желаете. Ф. С. 8-го июля Под гнетом тяжелых и злых испытаний. В минуты печали, и слез, и скорбей В душе не гаси ты святых упований Не падай бессильно под ношей своей, Отчаянья муки, тревоги сомненья И ропот, и страх ты в себе заглушай, У Матери Бога проси утешенья И с верой в Нее путь суровый свершай. На склоне лет, в тиши раздумья Внимая жизни шум и клик, Ее вражды, ее безумья Я не могу понять язык... Не всем ли солнце в небе светит? И ночь дарит целебный сон? На чей призыв, мольбу иль стон Природа лаской не ответит? Какой душе весны расцвет Не принесет с собою песен, Каким мечтам мир Божий тесен, И чьей любви в нем места нет? Гр. Арсений Голенищев-Кутузов Душа цельная чистая, всегда носящая в себе память о Боге и сострадание к людям – вот та сила, которая господ­ствует над человеческими сердцами и влечет их к себе. Антоний Архиеп. Вол. Умудрись в основание шествия своего полагать страх Божий и в немного дней, не делая кружений по пути, будешь у врат Царствия. Исаак Сирин Осуждай сам себя, так Бог не осудит.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

С 1849 года имена Георгиевских кавалеров отмечались золотом на мраморных досках в Георгиевском зале Большого Кремлевского Дворца в Москве. За полтора столетия со дня учреждения, полными кавалерами этого ордена стали только 25 человек, в том числе прославленные полководцы Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов-Голенищев и Михаил Богданович Барклай де Толли, все получившие также и княжеский титул за боевые заслуги. Из русских монархов орден Св. Георгия I степени имели только Екатерина II, как учредительница ордена, и Александр II за участие в освободительной войне на Балканах. С 1807 года были учреждены также кресты ордена Св. Георгия для награждения солдат и унтер-офицеров. Однако награжденные ими не являлись кавалерами ордена, а лишь состояли при нем. Надо отметить, что награждение высшими Российскими орденами влекло за собой значительные расходы для награжденного. Он должен был, прежде всего, внести значительную сумму в казну, которая шла на благотворительные цели. Кроме этого, как правило, он становился попечителем одного из богоугодных заведений без получения жалования за труды по должности. Всего в России до 1917 года было 22 государственных ордена, но не было ни одного церковного. Особо отличившиеся священнослужители награждались государственными орденами. Уже при императоре Павле I высшая российская награда – орден Св. Андрея Первозванного – был пожалован за особые труды митрополиту Гавриилу (Петрову). С этого времени клирики и иерархи Русской Православной Церкви награждались описанными ранее орденами: - Святого Андрея Первозванного; - Святого Владимира, четырех степеней; - Святого Александра Невского; - Святой Анны, трех степеней; - Святого Георгия Победоносца. В годы советской власти государство сформировало новую наградную систему, состоявшую из революционно-трудовых и социалистических наград. При этом государственные награды дореволюционной России оказались не востребованы и забыты. При таком положении дел священноначалие Русской Православной Церкви озаботилось созданием собственной, церковной орденской наградной системы для поощрения трудов, понесенных мирянами и клириками.

http://sedmitza.ru/lib/text/429628/

Государь ускорил отъезд из Потсдама, т. к. получил сообщение о крупном успехе Наполеона, который быстрым движением в Баварию заставил австрийского генерала Карла Мака сдать ему сильно укрепленную крепость Ульм. После этого он двинулся на Вену. Русская армия, двигавшаяся под командой графа М.И. Голенищева-Кутузова в Баварию на соединение с австрийцами, должна была спешно отступать в Моравию. Достойный ученик Суворова блестяще это выполнил, имея и должного начальника арьергарда, другого сподвижника великого полководца – князя П.И. Багратиона. Соединившись с остальными войсками, командуемыми графом Буксгевденом, Кутузов занял позицию впереди Ольмюца, куда 6 ноября и прибыл Император. Кутузов, главнокомандующий только формально, считал, что надо избегать решительного сражения с Наполеоном и держаться выжидательно. Этому не сочувствовал Император Александр, найдя полную поддержку у австрийского генерал-квартирмейстера Вейротера. Много лет спустя Государь говорил: «Я был молод и неопытен. Кутузов говорил мне, что нам надо было действовать иначе, но ему следовало быть в своих мнениях настойчивее». Тогда же он принял следующий план Вейротера: атаковать французов, обойти Наполеона с правого фланга и отрезать его от Вены, которая им была уже занята. В союзный лагерь дважды был неосторожно допущен посланец Наполеона генерал Савари, который смог ознакомиться с расположением войск и настроением в главной квартире. В замке князя Кауница в Аустерлице находилась главная квартира Наполеона. Аустерлицким названо было сражение, происшедшее 20 ноября (2 декабря) 1805 г. между Брюном и Ольмюцом. Опрокинув замыслы Вейротера, Наполеон сам перешел в наступление, и к вечеру союзная армия стала отступать по дороге в Венгрию, потеряв 27 000 человек (русских 21 000). Император Александр Павлович находился на поле сражения. Подле него ранило картечью лошадь лейб-медика Виллие. Ядро упало перед Государем в тридцати саженях и осыпало его землею. Государя потеряли из виду. При отступлении его сопровождали только Виллие, берейтор Ене, конюший и два казака. Разбитый физически и нравственно, он ночью добрался до селенья Уржиц, где ранее расположился на ночлег император Франц. Государь приютился в крестьянской избе и провел ночь на соломе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

версией Свящ. Писания. Лит.: Dobrovsky J. Institutiones linguae slavicae dialecti veteris. Vindobonae. 1822. P. XVI-XXIII, LII-LIII; Горский, Невоструев. Описание. Отд. I. Ч. 1. С. 3-164; Архангельский А. С. Очерки из истории западнорус. лит-ры XVI-XVII вв.: Борьба с католичеством и западнорус. лит-ра кон. XVI - 1-й пол. XVIII в.//ЧОИДР. 1888. Кн. 1. Отд. 1. С. 91; Харлампович К. Острожская правосл. школа//Киев. старина. 1897. Т. 57. Отд. 1. 5. С. 177-207; 6. С. 363-388; Михайлов А. В. Опыт изучения текста Книги Бытия прор. Моисея в древнеслав. переводе. Варшава, 1912. С. CLXVIII; Сперанский М. Н. Иван Фёдоров и его потомство//Древности: Тр. МАО. 1914. Т. 23. Вып. 2. С. 86-88; Евсеев И. Е. Очерки по истории слав. перевода Библии. Пг., 1916; Зёрнова А. С. Начало книгопечатания в Москве и на Украине. М., 1947. С. 62, 92-95; Толстой Н. И. Взаимоотношение локальных типов древнеслав. лит. языка позднего периода: (2-я пол. XVI-XVII вв.)//Слав. языкознание: V Междунар. съезд славистов: Доклады советской делегации. М., 1963. С. 230-272; Исаевич Я. Д. Роль братств в издании и распространении книг на Украине и Белоруссии: (кон. XVI-XVIII в.)//Книга и графика М., 1972. С. 127-136; Freidhof G. Vergleichende sprachliche Studien zur Gennadius-Bible (1499) und Ostroger Bible (1580/1581). Fr./M., 1972; Голенищев-Кутузов И. Н. Славянские лит-ры. М., 1973. С. 183; Запаско А. П. Художественное наследие Ивана Фёдорова. Львов, 1974; Немировский Е. И. Начало книгопечатания на Украине: Иван Фёдоров. М., 1974; Фёдоровские чт., 1981: Сб. науч. тр./Под ред. Е. Л. Немировского. М., 1985; Острожская Библия: Сб. ст. М., 1990; Стратий Я. Кирилло-мефодиевская традиция в творчестве книжников острожского культурно-просветительского центра//1080 години от смыртта на св. Наум Охридски. София, 1993. C. 258; Алексеев А. А. Текстология слав. Библии. СПб., 1999. С. 204-216; Иннокентий (Павлов), игум. Геннадиевская Библия 1499 г. как синтез библейских традиций//Библия в духовной жизни, истории и культуре России и правосл. слав. мира: К 500-летию Геннадиевской Библии: Сб. мат-лов междунар. конф. Москва, 21-26 сент. 1999 г. М., 2001. С. 11-22; Фостер П. Архаизация Геннадиевской Библии - возвращение к классической норме//Там же. С. 31-49; Гусева А. А. Издания кирилловского шрифта 2-й пол. XVI в.: Свод. кат. М., 2003. Кн. 1. С. 588-594. 83; Кн. 2. С. 999. 138; Кузьминова Е. А. Острожская Библия: Направления книжной справы новозаветных книг//Слово. Грамматика. Речь. М., 2004. Т. 6. С. 30-35; она же. Грамматика 1648 г. как регулятор библейской книжной справы 2-й пол. XVII в.//ВМУ: Филол. 2017. 5. С. 21-46; Турилов А. А. Острожская Библия//БРЭ. 2014. Т. 24. С. 614.

http://pravenc.ru/text/Острожская ...

Когда царей корона упадет, Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь; Когда детей, когда невинных жен Низвергнутый не защитит закон; Когда чума от смрадных мертвых тел Начнет бродить среди печальных сел, Чтобы платом из хижин вызывать; И станет глад сей бедный край терзать, И зарево окрасит волны рек: - В тот день явится мощный человек, И ты его узнаешь и поймешь, Зачем в руке его булатный нож; И горе для тебя! – твой плач, твой стон Ему тогда покажется смешон; И будет все ужасно, мрачно в нем, Как плащ его с возвышенным челом. Из ясного осмысления духовных борений века Ф.И. Тютчев тоже явственно увидел наслание на Россию гибельных духов: Ты долго ль будешь за туманом Скрываться, Русская звезда, Или оптическим обманом Ты облачишься навсегда? Ужель навстречу жадным взорам, К тебе стремящимся в ночи, Пустым и ложным метеором Твои рассыплются лучи? Все гуще мрак, все пуще горе, Все неминуемей беда. Более того, именно духовная проницательность и трезвость позволила Тютчеву провидеть и описать до боли узнаваемую нами личину российских бедствий начала ХХ века: Ужасный сон отяготел над нами. Ужасный, безобразный сон: В крови до пят, мы бьемся с мертвецами Воскресшими для новых похорон... И целый мир, как опьяненный ложью, Все виды зла, все ухищренья зла!.. Нет, никогда так дерзко правду Божью Людская кривда к бою не звала! И этот клич сочувствия слепого, Всемирный клич к неистовой борьбе, Разврат умов и искаженье слова – Все поднялось и все грозит тебе. О, край родной! – Такого ополченья Мир не видал с первоначальных дней... Велико, знать, о Русь, твое предназначенье! Мужайся, стой, крепись и одолей! Здесь предвидится и сон человеческого разума и совести, одержимость духами лжи и разрушения – разврат умов и искаженье слова, и инфернальные битвы Гражданской войны, и изощренное паразитирование зла на правде, и всемирность духовной брани ХХ столетия. И невиданные кровавые жертвы. Но ведь и упованье на грядущее воскресение. Явственно видел то, что скрывалось за трагическими зарницами, А.А. Голенищев-Кутузов:

http://pravoslavie.ru/44.html

Ноября 19-го протоиереем Филиппом Руженцевым со священником Симеоном Конокотиным, записал иерей Симеон для памяти " . Все жители села и прихода пред нашествием французов, забрав свои пожитки и скот, удалялись в леса, которых возле села в то время было множество, и находились там все время кампании 1812 года; мужики и молодые ребята собирались партиями, вооружались, кто чем мог, подкарауливали отставшие отряды французов, били и преследовали их и брали в плен. О некоторых предводителях таких партий и их действиях в народе сохранилось не мало разсказов " . 16-17 августа (ст. ст.) 1812 года через Телепнево в сторону Царево-Займища, где принял начальство над всеми армиями светлейший князь М.И. Голенищев-Кутузов, проходили 1-я и 2-я Западные армии (генерала от инфантерии М.Б. Барклая де Толли и генерала от инфантерии князя П.И. Багратиона). 19 августа к Гжатску проследовали французы. В ночь с 21 на 22 октября 1812 года у Телепнева останавливалась на ночевку колонна генерала от инфантерии М.А. Милорадовича. На рассвете 22 октября кавалерийские корпуса 4-й генерал-майора И.В. Васильчикова и 2-й генерал-майора Ф.К. Корфа, поддержанные пятью полками казаков, шедшие в авангарде колонны Милорадовича, выйдя проселками из села, через деревню Максимково, выдвинулись к Смоленской дороге в районе села Федоровское и деревни Мясоедово. Здесь около восьми часов утра начался знаменитый Вяземский бой с отступавшими соединениями французской армии. К сожалению, пехота, также ночевавшая у Телепнева, подошла значительно позже, не успев поддержать атаку кавалерии на этой позиции. О неприглядных событиях тех лет, происходивших в Телепневе, в восьмидесятые годы XIX века писал журнал " Русский архив " , поместивший " Рассказ смоленского диакона о нашествии 1812 года " . После отъезда из Телепнева владельца усадьбы Петра Матвеевича Карабанова в ополчение, а его жены в Костромское имение " ...сейчас же и начали мужики шалить: то тащут, то берут, другое ломают " . Крестьяне ходили в господский дом и " делали, что хотели " . В одной из комнат они ободрали клеенку, которой были оббиты стены. Один из крестьян хотел порубить топором хозяйскую карету. " Дерево на растопку годится, и еще кое-что повыберу из нее " . Когда местный священник попытался остановить разбой, " мужик погрозил топором, добавив: " Я тебя на месте уложу тут. Я и Петра Матвеевича (барина) теперь не боюсь, пусть он покажется, и я ему брюхо распущу " . Многие из крепостных Карабанова повторили то же самое. После изгнания неприятеля и возвращения хозяев в свои владения, в Вяземский уезд прибыл советник Тверской палаты гражданского суда Денисов. При объезде селений " вотчинные управляющие и головы докладывали ему о волнении крестьян " . Провели расследование и в Телепневе. Виновные за творимые ими бесчинства соответственно были наказаны, а главные зачинщики преданы суду.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Я за последние полгода очень много перечитал о " последних временах " . в Новом Завете, даже вырезал и вместе соединил. Читал Андрея Кесарийского, Феофана Тамбовского (толкования на Солунянские послания), перечитал Оберлена, немножко перелистал и Беляева. Даниила Пророка перечитывал... В общей сложности - не вижу я изо всего этого близости конца мipa. Главное - не вижу я, чтобы Евангелие было уже проповедано всем народам... хотя - кто его знает, конечно... Собственно " Евангелие " очень далеко разошлось, и весьма возможно, что не принявшие - сами не захотели... Но дух Антихриста - выростает очень заметно, и даже не в буддизме, а именно в бывших христианах, как это и полагается, ибо сначала придет отступление, сказано... А " отступление " , конечно, возможно только в среде, которая сначала " присоединилась " ко Христу. Это отступление, конечно, никогда не было так велико, как ныне, а главное - уж очень оно " искренне " , очень вытекает из самой души современных людей. И вот, в общей сложности, я несколько колеблюсь относительно предвидений Соловьева. Одно только мне кажется несомненным: что его тысячелетнее царство есть произвольная выдумка, т. е. не его, конечно, личная, а вообще - еретическая хилиастическая выдумка. На это в Писании решительно нет данных, кроме темнейших мест Даниила, которые допускают самые противуположные толкования, а прежде всего - непонятны " . 5 декабря 1900 г. " Голенищев-Кутузов уезжает. Я очень рад его приезду. Обстоятельства сложились так, что мы с ним наговорились досыта. Вчера у него просидел часа три. Любопытны его наблюдения над Государем. Государь, по его мнению, очень умен, и понимает но слаб волею, и не находит силы отказать настояниям. Сверх того он, по-видимому, глубоко разочарован в людях и решительно никому из окружающих не верит, да едва ли допускает, чтобы и другие люди были лучше окружающих его. Грустно, очень грустно. Беда в том, что когда человек никому не верит, то его легче всего обманывать. Когда человек никому не верит, то его легче всего окружают мошенники, которым не тягос но недоверие, а честные люди, для которых это тяжело, отходят сами по своим углам " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010