Еще в начале войны русский «Новый журнал», издававшийся в Штатах писал: «Кто бы ни руководил русской армией в ее героической борьбе, мы всей душой желаем России полной победы… Мы никак не призываем к насильственному свержению советской власти, зная, что такое во время войны перемена государственного строя». Многие представители эмиграции принимали участие в движении Сопротивления: княгиня Вики Оболенская, княгиня Зинаида Шаховская, Борис Вильде, Илья Голенищев-Кутузов, будущий митрополит Антоний Сурожский. В составе авиаполка «Нормандия-Неман» воевал с немцами на советском фронте   сын белоэмигранта, гражданин Франции Лев Углов. Открыто заявлял о своей симпатии сражающейся России бывший офицер Белой армии отец Всеволод Шпиллер, находившийся в союзной немцам Болгарии. Жизнь на две души — Скажите, отец Василий, до войны Власов был сознательный коммунист? — Он был дисциплинированный      коммунист. У него не было никаких взысканий, на него составлялись положительные характеристики. Он был на хорошем счету. Вместе с тем, известно, что Власов не всегда разделял политику партии, в частности — критически относился к коллективизации. Однако никакого протеста он никогда не заявлял. Более того, именно в разгар коллективизации, в 1930 году Власов и вступил в ВКП (б). Мне представляется, что это был человек, который, перефразируя Солженицына, привык «жить по лжи». Такой приспособленец, взращенный Советской властью. Будучи офицером, красным командиром, он привык служить тому, чего не любил, если не ненавидел, служить той власти, которая уничтожала крестьянство, из которого он сам происходил, власти, которая уничтожала лучшие офицерские кадры, к которым он хотел принадлежать. Он понимал, что это ужасно, — и служил, — не высовываясь, как и предлагала эта власть. Надо сказать, Власов весьма преуспел в этой «жизни по лжи». Он приобрел виртуозную манеру мгновенно перестраиваться в ходе неудобного или потенциально опасного разговора. О. Александр Киселев в своей книге «Облик генерала Власова» передает рассказ самого Власова о том, как однажды, сидя с женой над какой-то советской газетой, он нещадно критиковал статью из этой газеты о политике партии по отношению к крестьянству. В это время вошел его начальник штаба, — и Власов с полуслова перешел на восторженный тон, что есть силы хваля мудрое правительство и прекрасную статью. Когда офицер ушел, жена в сердцах воскликнула: «Андрей! Разве так можно жить?». Но он как раз мог так жить. Более того, эта игра доставляла ему определенное удовольствие.

http://pravmir.ru/maski-generala-vlasova...

О том, как шли кутеповцы в Ледяном походе в обледеневших шинелях в сильный мороз, вспоминал Михаил Александрович Критский (1882–1969), участник Первой мировой и офицер Добровольческой армии, военный писатель: «Шли невиданные чудища в обледенелых звенящих одеждах, с блестевшими от инея штыками. На лицах серебрились усы и брови. Сбоку шло такое же замерзшее водяное чудище, только вместо бороды у него стучали сосульки. Оно резко командовало: – Ать, два! Ать, два! Рота, стой! Зазвенело и простучало в разбивку. – Отставить! И снова та же команда: – Рота, стой! После того как раздался одновременный всплеск, спокойный голос сказал: – Разойдись! Это была офицерская рота полковника Кутепова». Владимир Дейтрих, герой Первой мировой, Георгиевский кавалер, первопоходник, о Кутепове отзывался так: «Имя Кутепова стало нарицательным. Оно означает верность долгу, спокойную решительность, напряжённый жертвенный порыв, холодную, подчас жесткую волю и чистые руки, и всё это – принесённое и отданное на служение Родине». Дед был ранен, эвакуирован из Крыма с частями армии, пережил Галлиполи и все тяготы жизни беженца из родной страны. Ледяной поход сквозь времена. Художник: Владимир Киреев Поистине тесен мир! Бабушку мою я помню еще лучше. Она происходила из старинной дворянской семьи. Мария Александровна Шатилова (1889–1975), урожденная Толстая, приходилась троюродной сестрой и Льву Толстому, и Алексею Толстому. Предки бабушки были: отец Александр Феофилович Толстой – дед Феофил Матвеевич Толстой – прабабушка Прасковья Михайловна Толстая, в девичестве Голенищева-Кутузова, – пра-прадед светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Так что моя бабушка была прямым потомком фельдмаршала Кутузова. Моя бабушка была прямым потомком фельдмаршала Кутузова Я сам родился в лагере Браунау в Австрии, где размещались после войны «ди-пи» (от англ. «Displaced person» (сокр. «DP») – «перемещенное лицо». – Ред.) – «перемещенные лица», точнее, беженцы военного времени. А у моего пра-пра-пра-прадеда Кутузова как раз в этих местах имелась штаб-квартира, о которой троюродный брат моей бабушки, Лев Толстой, писал:

http://ruskline.ru/opp/2021/09/15/lyudi_...

Прозрел бы истины желанную денницу. Но детской веры луч в душе моей давно Угаснул, как в глуши костер, людьми забытый. И червь сомнения, холодный, ядовитый, – Незваный чуждый гость, – гнездится смело в ней. И точит сердце он язвительной мечтою, Что жизни труд и шум – безплодная игра, И дразнит бедный ум далекой красотою – Нетленным призраком свободы и добра. Так жить нельзя! В разумности притворной, С тоской в душе и холодом в крови, Без юности, без веры животворной, Без жгучих мук и счастия любви, Без тихих слез и громкого веселья, В томлении немого забытья, В унынии разврата и безделья… Нет, други, нет – так дольше жить нельзя! Сомнений ночь отрады не приносит, Клевет и лжи наскучили слова, Померкший взор лучей и солнца просит, Усталый дух алкает Божества. Но не прозреть нам к солнцу сквозь тумана, Но не найти нам Бога в дальной тьме: Нас держит власть победного обмана, Как узников в оковах и тюрьме. Не веет в мир мечты живой дыханье, Творящих сил иссякнула струя, И лишь одно не умерло сознанье – Не то призыв, не то воспоминанье, – Оно твердит: так дольше жить нельзя! 7 декабря 1884  Для битвы честной и суровой С неправдой, злобою и тьмой Мне Бог дал мысль, мне Бог дал Слово, Свой мощный стяг, Свой меч святой. Я их принял из Божьей длани Как жизни дар, как солнца свет, – И пусть в пылу на поле брани Нарушу я любви завет; Пусть, правый путь во тьме теряя, Я грех свершу, как блудный сын, – Господень суд не упреждая, Да не коснется власть земная Того, в чем властен Бог един! Да, – наложить на разум цепи И слово может умертвить Лишь тот, кто властен вихрю в степи И грому в небе запретить! 1884 В Ливадии Благоговением и трепетом объятый, В молитвенной тиши вхожу я в тот покой, Где Царь – великий Царь , от мира Богом взятый, Окончил путь земной. То не роскошный храм, и не богатством тленным Сверкающий чертог, утеха праздных глаз; В приюте ласковом, приветном и смиренном Лишь светит крест Христов на месте том священном, Где праведник угас. Но к этому кресту стеклися все дороги,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Среди 43 членов-учредителей П. П. о. были люди разных интересов и занятий, к-рые, как правило, бывали на Св. земле. «Проект требовал динамизма, и члены-учредители были полны решимости стоящие задачи выполнить» ( Stavrou. 1963. Р. 69-70). Руководители должны были избежать ошибок предшественников РДМ и Палестинской комиссии. Показательно, что ни вел. кн. Константин Николаевич, ни опытный дипломат гр. Н. П. Игнатьев не вошли в список учредителей. Не было в нем и никого из деятелей РДМ - ни еп. Порфирия (Успенского), ни архим. Леонида (Кавелина) , ни архим. Антонина (Капустина), не было обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева . Единственным из ветеранов Палестинского комитета и Палестинской комиссии, допущенным в состав членов-учредителей П. П. о., был Б. П. Мансуров . Отсутствие вышеперечисленных лиц среди учредителей (они стали почетными членами П. П. о.) свидетельствовало о том, что новое об-во намерено планировать и строить свою работу с минимальной оглядкой на МИД и Синод. В основной состав членов-учредителей входили представители 3 групп: аристократии, военной и гражданской высшей бюрократии и ученые. Из вел. князей помимо Сергея Александровича в списке был только его двоюродный брат вел. кн. Михаил Михайлович, к-рый, впрочем, в дальнейшем не участвовал в деятельности об-ва. Участниками были известный поэт и драматург кн. А. А. Голенищев-Кутузов (1848-1913) и гр. С. Д. Шереметев (1844-1918), член Гос. совета и почетный член АН, много писавший и публиковавший исследования по истории св. мест. Благотворительной деятельностью в пользу Церкви и Православия за рубежом известны адмирал Путятин и его дочь гр. О. Е. Путятина. К той же группе относился полковник М. П. Степанов (1853-1917), сопровождавший вел. кн. Сергея в паломничестве на Св. землю в мае 1881 г. и избранный вскоре первым секретарем П. П. о. Типичным представителем чиновной элиты был товарищ гос. контролера Т. И. Филиппов (1826-1899), один из образованнейших российских бюрократов, писатель-славянофил, историк русско-греч. церковных отношений, ставший 1-м вице-председателем П. П. о. Гос. деятелем с репутацией писателя-историка был Д. Ф. Кобеко (1837-1918), директор канцелярии Мин-ва финансов, впоследствии директор Публичной б-ки (см.: Сб. статей в честь Д. Ф. Кобеко. СПб., 1913. С.1-11). Членом-учредителем П. П. о. был также министр гос. имуществ М. Н. Островский (1827-1901), младший брат драматурга. Третью группу составляли профессиональные ученые: византинист В. Г. Васильевский , археолог и историк М. А. Веневитинов (1844-1901), исследователь и лучший издатель «Хождения игумена Даниила», проф. А. А. Олесницкий , автор единственной в рус. научной лит-ре археологической монографии «Святая земля», литературовед и библиограф С. И. Пономарёв (1828-1913), создатель 1-го библиографического указателя «Иерусалим и Палестина в русской литературе, науке, живописи и переводах» (СПб., 1877).

http://pravenc.ru/text/Палестинскому ...

Потом эти задачи стали основой знаменитых олимпиад по математической и структурной лингвистике в МГУ, благодаря которым вскоре было создано отделение структурной и прикладной лингвистики, откуда вышло много совершенно замечательных людей. Зализняк до сих пор там преподает. Был Вячеслав Всеволодович Иванов, при нас изгнанный из университета – он читал сравнительную грамматику индоевропейских языков. Он тогда защитил кандидатскую диссертацию по хеттскому языку и клинописи, и ему сразу присвоили докторскую степень. Но однажды мы пришли на очередную лекцию, а его нет. Ждем десять минут, двадцать, полчаса… Наконец, кто-то приходит и говорит, что лекция отменяется. Это был, я думаю, 58-й год. Его выгнали за поддержку Пастернака и дружбу с ним. Был академик Виноградов, который читал лекции и вел семинары. Были Голенищев-Кутузов, Сергей Михайлович Бонди. Некоторые лингвисты старой школы, например, Петр Саввич Кузнецов. Знаки нового времени Я окончила университет в 61-м году. А в 60-м произошло важное для всей нашей гуманитарной науки событие – было принято решение организовать в трех лингвистических институтах секторы структурной лингвистики. До этого ни о чем подобном нельзя было и мечтать, всё это называлось буржуазной наукой. Слова «кибернетика», «семиотика» считались ругательными, произносить их было нельзя. А тут вдруг приняли такое решение! Такие вот знаки нового времени… Создали три сектора: один в Институте русского языка (его возглавил Себастьян Константинович Шаумян, известный тогда лингвист, потом уехавший в Америку), второй – в Институте языкознания (его возглавил Александр Александрович Реформатский, которого знает каждый филолог, потому что все учились по его учебнику «Введение в языкознание») и третий – в Институте славяноведения (его возглавил великий ученый Владимир Николаевич Топоров – которому тогда, в 1961 году, было всего 33 года). Владимир Николаевич должен был набрать людей и, конечно, хотел пригласить своего ближайшего университетского друга Вячеслава Всеволодовича Иванова, который в это время, будучи изгнанным из университета, спасался в Институте точной механики и вычислительной техники – там существовал небольшой отдел по математической лингвистике и машинному переводу. Но взять его в академический институт удалось не сразу, и Владимир Николаевич принял двух сотрудниц из отдела Вячеслава Всеволодовича, лингвистов. Это были Татьяна Михайловна Николаева, теперь член-корреспондент Академии наук, и Татьяна Николаевна Молошная.

http://pravmir.ru/etnolingvist-svetlana-...

Тем не менее, по результатам проведенной чекистами «секретной операции» были арестованы иеромонах Вениамин (Данилов), иеродиакон Никон (Голенищев-Кутузов), монах Алипий (Воробьев), послушник Иван Петрыкин и дезертир Александр Озеров, который незадолго до этого нашел приют в монастыре. На следующий день составляется официальный протокол опроса участвовавших в провокации милиционеров. Они показали, что представились деникинцами, посланными для проведения разведки. Эти показания призваны были подтвердить существование контрреволюционного заговора в монастыре, давая основание обвинить монахов в злонамеренном сотрудничестве с белогвардейцами. Как видим, показания милиционеров существенно расходятся с утверждениями монахов Свято-Духова монастыря о том, что вечерние гости представились бойцами-казаками, бегущими с «красного фронта». Согласитесь: между деникинцами-разведчиками и казаками-дезертирами есть большая разница… В «Судебном деле по обвинению Голенищева-Кутузова Н., Воробьева А., Данилова Ф. и других в контрреволюции, которое хранится в фонде Реввоеннтрибунала 13-й армии Южфронта» (и копию которого нам удалось получить), имеется удостоверение Новосильского ревкома на имя Жарко «в том, что ему предоставляется право на проезд от ст. Залегощи до ст. Тула с тремя конвоирами и пятью арестованными». Имеется также предписание Новосильского уездного военного комиссариата начальнику станции Залегощь от 27 сентября 1919 года с требованием экстренной отправки пяти арестованных. Следующая дата, зафиксированная в «Судебном деле» – это уже 4 октября, когда состоялся допрос монахов следователем Особого отдела при Реввоенсовете 13-й армии во Мценске. Таким образом, железнодорожное конвоирование от Залегощи до Мценска, расстояние между которыми составляет по прямой 46 километров, через Орел и Тулу заняло семь дней! Дуга реки Зуши, притока Оки      Если у узников имелась хоть малейшая возможность видеть из окна вагона мелькающие пейзажи, то, наверное, они видели золотую осень, ее дивные краски. А какие мысли одолевали их? Что они пережили? Можно только предполагать.

http://pravoslavie.ru/146732.html

Фото: tatmitropolia.ru После передачи иконы из Ватикана в Москву, по благословению Патриарха Алексия II, она была привезена в Казань. Это способствовало восстановлению Казанского монастыря. Сейчас она находится в Казанском Богородицком монастыре, в новом Казанском соборе, освященном 8/21 июля 2021 года. Ложные слухи, покушение на императора и иноверцы — Какие из известных старинных чудотворных списков иконы существуют и сегодня?  — Например, икона из Вознесенского монастыря Московского Кремля (разрушен в 1929 году). Она сейчас выставлена в Оружейной палате Кремля. В ее в окладе — частицы Ризы и волос Богородицы. Оклад 1717 года был сделан по заказу схимонахини Вознесенского монастыря Иоанны Барятинской. Сначала икона находилась у нее в келье, затем Иоанна Барятинская испросила разрешение и выстроила для иконы небольшой Казанский храм в самом монастыре. По молитвам перед иконой совершалось множество исцелений. Но недоброжелатели обвинили схимонахиню Иоанну в распространении ложных слухов о чудесах. По Синодальному указу от 23 июля 1721 года было велено разобрать Казанскую церковь. Однако через восемь лет монахиня Иоанна опять подала прошение в Синод, чтобы ей разрешили вновь построить храм на собственные средства, разрешение было получено и храм вновь выстроен. А когда после войны 1812 года он обветшал, чудотворную икону поставили в Казанском приделе вновь выстроенной Екатерининской церкви Вознесенского монастыря. Ныне эта икона – одна из наших святынь. Петербургский список Казанской иконы первой четверти XVIII века — одна из главных святынь Санкт-Петербурга. Эта икона была привезена из Москвы царицей Прасковьей Феодоровной, вдовой старшего брата Петра I царя Иоанна V Алексеевича. В 1811 году образ был поставлен в новом освященном Казанском соборе на Невском проспекте. Перед ним молился, отправляясь в действующую армию в 1812 году, генерал-фельдмаршал князь Михаил Голенищев-Кутузов. Ныне к Петербургской Казанской иконе притекает множество людей со всех концов России. Список из Казанского собора в Санкт-Петербурге. Фото: Wikimedia Commons

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

Он же занимается и его воспитанием. «Вася, – говорит, – скажи: Бонапартишка разбойник». – «А что дашь, тятя?» – «Что дам?.. ничего я тебе не дам… Ведь ты кто? Русский ты?» – “Я амчанин, тятя: в Амченске родился”. – «О, глупая голова! да Амченск-то где?» – «А я почем знаю?» – «В России Амченск, глупый». – «Так что ж что в России?» – «Как что? Бонапартишку-то его светлейшество покойный князь Михайло Илларионович Голенищев-Кутузов Смоленский, с Божиею помощью, из российских пределов выгнать изволил. По эвтому случаю и песня сочинена: Бонапарту не до пляски, растерял свои подвязки… Понимаешь: отечество освободил твое». – «А мне что за дело?» – “Ах ты, глупый мальчик, глупый! Ведь если бы светлейший князь Михайло Илларионович не выгнал Бонапартишки, ведь тебя бы теперь какой-нибудь мусье палкой по маковке колотил. Подошел бы этак к тебе, сказал бы: коман ву порте ву? – да и стук, стук”. – «А я бы его в пузо кулаком». – “А он бы тебе: бонжур, бонжур, вене иси – да за хохол, за хохол”. – «А я бы его по ногам, по ногам, по цибулястым-то». – «Оно точно, ноги у них цибулястые… Ну, а как он бы руки тебе стал вязать?» – «А я бы не дался; Михея-кучера на помощь бы позвал». – «А что, Вася, ведь французу с Михеем не сладить?» – «Где сладить! Михей-то во как здоров!» – «Ну, и что ж бы вы его?» – «Мы бы его по спине, да по спине». – «А он бы пардон закричал: пардон, пардон, севуплей!» – «А мы бы ему: нет тебе севуплея, француз ты этакой!..» – «Молодец, Вася!.. Ну, так кричи же: разбойник Бонапартишка!» – «А ты мне сахару дай!» – «Экой!..» С помещицами Татьяна Борисовна мало водится; они неохотно к ней ездят, и она не умеет их занимать, засыпает под шумок их речей, вздрагивает, силится раскрыть глаза и снова засыпает. Татьяна Борисовна вообще не любит женщин. У одного из ее приятелей, хорошего и смирного молодого человека, была сестра, старая девица лет тридцати восьми с половиной, существо добрейшее, но исковерканное, натянутое и восторженное. Брат ей часто рассказывал о своей соседке.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-okhotni...

Прозрел бы истины желанную денницу. Но детской веры луч в душе моей давно Угаснул, как в глуши костер, людьми забытый. И червь сомнения, холодный, ядовитый, – Незваный чуждый гость, – гнездится смело в ней. И точит сердце он язвительной мечтою, Что жизни труд и шум – безплодная игра, И дразнит бедный ум далекой красотою – Нетленным призраком свободы и добра. Так жить нельзя! В разумности притворной, С тоской в душе и холодом в крови, Без юности, без веры животворной, Без жгучих мук и счастия любви, Без тихих слез и громкого веселья, В томлении немого забытья, В унынии разврата и безделья... Нет, други, нет – так дольше жить нельзя! Сомнений ночь отрады не приносит, Клевет и лжи наскучили слова, Померкший взор лучей и солнца просит, Усталый дух алкает Божества. Но не прозреть нам к солнцу сквозь тумана, Но не найти нам Бога в дальной тьме: Нас держит власть победного обмана, Как узников в оковах и тюрьме. Не веет в мир мечты живой дыханье, Творящих сил иссякнула струя, И лишь одно не умерло сознанье – Не то призыв, не то воспоминанье, – Оно твердит: так дольше жить нельзя! 7 декабря 1884 Для битвы честной и суровой С неправдой, злобою и тьмой Мне Бог дал мысль, мне Бог дал Слово, Свой мощный стяг, Свой меч святой. Я их принял из Божьей длани Как жизни дар, как солнца свет, – И пусть в пылу на поле брани Нарушу я любви завет; Пусть, правый путь во тьме теряя, Я грех свершу, как блудный сын, – Господень суд не упреждая, Да не коснется власть земная Того, в чем властен Бог един! Да, – наложить на разум цепи И слово может умертвить Лишь тот, кто властен вихрю в степи И грому в небе запретить! 1884 В Ливадии Благоговением и трепетом объятый, В молитвенной тиши вхожу я в тот покой, Где Царь – великий Царь 123 , от мира Богом взятый, Окончил путь земной. То не роскошный храм, и не богатством тленным Сверкающий чертог, утеха праздных глаз; В приюте ласковом, приветном и смиренном Лишь светит крест Христов на месте том священном, Где праведник угас. Но к этому кресту стеклися все дороги,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Под Измаилом он снова оказывается рядом с Суворовым. Ещё до появления Суворова, наступая к Измаилу, он разбивает отряд Осман-паши. При штурме командует шестой колонной, наступая на левом фланге. Именно Кутузов с гренадерами Херсонского полка и егерями Бугского корпуса преодолел яростное сопротивление янычар у Килийских ворот и ворвался в крепость. Суворов, который, по-видимому, настороженно относился к одиссеевскому хитроумию Кутузова, был доволен солдатской храбростью своего генерал-майора. Добавим, что отваги полководца храбрый солдат Кутузов в будущем не обнаружил, будучи осторожным и предусмотрительным стратегом, но перестраховщиком в тактике. В списке представленных к наградам Суворов написал: «Генерал Кутузов шёл у меня на левом крыле, но был правою моей рукою». А друзьям говорил о Кутузове: «Умён, умён! Хитёр, хитёр! Его и Де Рибас не обманет!». 28 июня 1791 при Мачине русская армия под командованием князя Репнина разбивает войско верховного визиря Юсуф-паши. Корпус Кутузова, обойдя горы, неожиданно ударил турок с правого фланга. Это был решающий маневр для всей битвы. В донесении Екатерине Репнин писал: «Расторопность и сообразительность генерала Голенищева-Кутузова превосходят всякую мою похвалу». За этот подвиг Кутузов был награждён с некоторой задержкой, но щедро: орденом Св. Георгия второй степени. С мая 1791 Кутузов во главе 27-тысячного корпуса принимает участие в польском походе Каховского, успешно сражается с армией Тадеуша Костюшки. «Моим генералом» называет Кутузова Екатерина: ведь к тому времени вся его военная карьера прошла при императрице, а  к моменту восшествия Екатерины на престол Кутузов был всего лишь поручиком. С 1793-го Кутузов год служит по дипломатической линии: русским послом в Константинополе. «Дипломатическая кариера сколь ни плутовата, но, ей-богу, не так мудрена, как военная, ежели ее делать как надобно» – писал он жене. Ему легко давались политические игры. В 1794-м назначен директором Сухопутного кадетского корпуса, и показал себя талантливым педагогом. По воцарении императора Александра поначалу Кутузов исполняет обязанности столичного генерал-губернатора, после чего на некоторое время удаляется от дел, чтобы в 1805-м возглавить войска антинаполеоновской коалиции.

http://pravmir.ru/1ostorozhnyj-xrabrec/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010