Но в сердцах он умел и каменных Насаждать семена благих плодов. Он мне другом был, благодетелем; Много ль в мире найдешь отцов таких! О Нева! ты была свидетелем И невинности и забав моих; Зрела игры мои вседневные, Возрастание сил и чувств моих, И способности все душевные Развернулися у брегов твоих. В 1811 году с образованием «Беседы любителей русского слова» Шишкова–Державина вошел в число ее почетных членов. После 1821 года, выйдя в отставку, жил в Твери и занимался «писательством для себя». Здесь его дочери Авдотье и суждено было встретиться с опальным поэтом Федором Глинкой. Преложение молитв Отче наш О Отче, сущий в небесах! Да Имя ввек Твое святится! Да царствует во всех сердцах; Твоя да воля совершится В сем мире и во всех мирах, Насущный хлеб нам даруй в подкрепленье И наши долги нам оставь, Как нашим должникам творим мы отпущенье, Не ввергни нас во искушенье И от лукавого избавь! Царю Небесный Царю небесный! Утешитель! Дух истинный! Везде всесущий Исполнитель! Сокровище благих! Податель живота! Вселися в нас, чтоб вся прешла нечистота; Твоею благостью рабов Твоих настави И души наши Ты избави. Житейское море Ирмос Житейское море зря напастьми возмущенно, Пришед в пристанище Твое, и в Твой покой, Из глубины души взываю я смиренно: О Боже! возведи от тли живот Ты мой! Духовные стихотворения К вере Луч драгоценный Веры святой! Ум мой смущенный Ты успокой. Скуки с досадой Все утиши; Буди отрадой Бедной души! Сам я с собою Часто в борьбе; Нет мне покою В горькой судьбе. Суетна слава, Почести льстят; Тленность, забава Сердце мутят. Дух горделивый Замыслы рвут, Разум строптивый Знаньем надут. Сколько тревоги В тленном пути! Где же дороги К щастью найти? Нет, не химера, Щастье, покой, Кроткая Вера! Все ты вмещаешь Райски плоды. Ты услаждаешь Скорби, беды; В том совершенство, В ком ты горишь; Мир и блаженство Сердцу даришь. Сладки законы, Сладок твой путь; Учишь ты стоны Внемля вздохнуть; Учишь ты слезы Горьки стирать, Алчным с трапезы Хлеб уделять; Жить и с врагами

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Подлинный просветительский пафос отчётливо зазвучал в одах M. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова (“Письмо к девицам г. Нелидовой и г. Борщовой”), Я. Б. Княжнина (“Послание к российским питомцам свободных художеств”), M. H. Муравьёва. Обращаясь к будущим гражданам, авторы од утверждали силу и пользу просвещения, скромность и труд, высоту духовного совершенства. В своих стихотворениях M. M. Херасков (“К дитяти”), Г. А. Хованский (“Послание к детям Николушке и Грушиньке”), П. И. Голенищев-Кутузов (“Пятилетнему мальчику”), И. И. Дмитриев (“К младенцу”), рисуя раннее детство как самый счастливый период в жизни, время невинных шалостей, душевной чистоты, хотели подготовить человека к будущим житейским невзгодам и соблазнам. Помочь детям разобраться в устройстве мироздания, в целях и смысле человеческой деятельности стремился А. Т. Болотов в книге “Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одною госпожою и её детьми”. Написанная понятно и живо, книга учила узнавать и любить природу, знакомила детей с основными положениями системы Коперника. Большую популярность имела также пьеса Болотова “Несчастные сироты”, положившая начало детской драматургии. Настольной книгой всей читающей России стал “Письмовник” Н. Г. Курганова (наиб. полное — 4 изд., 1790). 18 в. ознаменовался появлением первого русского журнала для детей “Детское чтение для сердца и разума” (1785–89 г.г.), на котором воспитывалось несколько поколений. Цель и назначение журнала его издатель Н. И. Новиков видел в том, чтобы способствовать воспитанию добрых граждан, помочь развитию тех чувств, без которых “человек в жизни благополучен и доволен быть не может”. В соответствии с этой программой в произведениях русской и переводной литературы, помещавшихся на страницах журнала, внушались благородные идеалы: человек ценился только в силу его личных достоинств, всякое насилие подвергалось осуждению (“Дамон и Пифиас”, “Великодушие в низком состоянии”, “Переписка отца с сыном о деревенской жизни”, “О подражании родителям” и др.).

http://azbyka.ru/deti/literatura-dlya-de...

Хлеб уделять; Жить и с врагами Мирно велит; Всеми путями Щастье сулит. Вера златая! Свет твой мне дай; В сердце пылая, Мир в нем рождай; Радость другую В сердце введи; Службу святую В нем учреди. Чтоб успокоить Бренную тварь, Тщися устроить В нем твой алтарь. Вздохом сердечных Хоры составь, В истинах вечных Ум мой наставь. Вредные мраки Прочь отгони, Сердца призраки Вон изжени, Светом нетленным Дух озари, К тайнам священным Дверь отвори; С вечностью слиться Дух изготовь, Дай погрузиться В чисту любовь! Преложение псалма 12  Доколе, Господи! меня забудешь Ты? Доколе отвращать лице свое Ты станешь? Мне сердце рвет болезнь, а душу суеты; Когда, о Господи! когда меня вспомянешь? Куда я свой поставлю шаг, Везде последует мне враг. Призри, услыши мя, открой мне правый путь! Мне очи просвети небесными лучами; Не дай, о Боже мой! не дай мне в смерть уснуть, Не попусти врагу ругаться мной словами, И чтобы он сказать не смел, Что он меня преодолел. Гонители мои, когда подвижусь я, Моей погибели, конечно, посмеются; Но в милости Твоей надежда вся моя, Утешишь сердце Ты, не дашь ему преткнуться. Пою я Бога моего И имя восхвалю Его. Преложение псалма 19  Услышит тя Господь в день горести и стона, Поможет Он тебе, заступит Он Сиона И всесожжение и жертву помянет. По сердцу твоему Он все тебе дарует, Исполнит Твой совет, спасет твою Он плоть; О имени Его твой дух да ликовствует: Прошения твои исполнит твой Господь. Се ныне я познал в путях Его известных, Что Бог помазана спасает своего; Что слышит Он его с высот Своих небесных, Познал всю силу я спасения Его. Единые летят на грозной колеснице, Другие на коленях с оружием, с мечом; А наша помощь вся в Господней есть деснице, И имя нашего мы Бога призовем. Сраженны были все и пали в страшну битву: Мы встали, и свои исправили пути. Преложение псалма 38  Рек: сохраню пути моя.  Рек сохраню мои пути, Чтобы не согрешать языком, Чтобы молчание блюсти От злых в гонении великом. Я стал безгласен, хладен, нем, Душа моя во мне смирилась; Но и в молчании моем

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. – М.; Л.: АН СССР, 1964.   Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. – М.; Л.: АН СССР, 1964.   Голенищев–Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. – М.: Наука, 1972. С.156–162. Добиаш–Рождественская О.А. Ранний фриульский минускул и одна из проблем жизни и творчества лангобардского историка VIII века//Вспомогательные исторические дисциплины. – М.; Л., 1937. Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века/Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.   История средних веков/Составитель М.М.Стасюлевич. – СПб.: Полигон; АСТ, 1999. Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.   Лебек С. Происхождение франков/Пер. с франц. – М.: Скарабей, 1993.   Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – Л.: ЛГУ, 1955.   Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С. 465.   Словарь античности/Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989. Хроники длинноволосых королей/Пер. с лат., статьи и сост.: Н.Горелов. – СПб.: Азбука, 2006. – С. 243 – 247. Яковлев В.В. В поисках устойчивой семантики знаковых образов раннесредневековых предзнаменований//Вспомогательные исторические дисциплины: специальные функции и гуманитарные перспективы: Тез. докл. и сообщ. XIII науч. конф., Москва, 1–2 февр. 2001 г./РАН. Археогр. комис. и др. М., 2001. с. 181–183. Ястребов Н.Я. Павел Диакон//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. II. Библиография работ автора: История лангобардов: [Фрагменты]//История средних веков/Составитель М.М.Стасюлевич. – СПб.: Полигон; АСТ, 1999. История лангобардов: [Фрагменты]// Свод древнейших письменных известий о славянах. – T.II: (VII – IX вв). – М.: Восточная литература, 1995. – T.II. История лангобардов: [Фрагменты]/Пер.  с лат.: П.И.Жаворонков и С.П.Карпов// Корсунский А.Р. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе. Учебно–методич. пособие. – Вып. 2. – М.: МГУ, 1973. 

http://bogoslov.ru/person/3046214

В приходах церквей находилось 9 часовен: в д. Мощеное - Святой Троицы, деревянная; в д. Святое - Рождества Иоанна Предтечи, постройка 1741 г., деревянная; вд. Бакшино - Святого Преподобного Илии, деревянная; в д. Лощино - Успения Божией Матери, постройки 1795 г., деревянная; вд. Коростелево - Воздвижения Креста Господня, постройки 1855 г.; в д. Железово - Покрова Божией Матери, постройки 1772 г., деревянная; в д. Баскаки - Святых мучеников Флора и Лавра, постройки 1884 Г., деревянная; в д. Пальцево - Успения Божией Матери, постройки 1886 г., деревянная; в д. Негочево - Преподобного Сергия Радонежского, постройки 1892 г., деревянная. Часовня до настоящего времени не сохранилась. Троицкая церковь - образец культового здания начала XIX в., выстроенного в формах зрелого классицизма и обладающего развитой архитектурной декорацией фасадов. Церковь Казанской Божией Матери - памятник, характерный для второй половины XIX в., образец культового здания в духе позднего классицизма, является составной частью комплекса-памятника Михайлово-Прудовского погоста. Паспорт 1114, находится в Комитете по сохранению исторического и культурного наследия администрации Тверской области. Храмы закрыли в 30-е годы. Иконы, церковные вещи увезли неизвестно куда. В помещениях церкви был зерносклад, цех пищепрома, затем потолок и крыша трапезной обрушились. На грани утраты все здания и колокольня. В 1958 г. сгорел дом священника Гроздова А.Е. По материалам книги Рамешковский район. Населённые пункты. Серия Энциклопедия " Тверская деревня " . - Тверь: Издательство " Альба " , 2001. Местонахождение комплекса - у деревни Кузнецово, что на 59-м километре Бежецкого шоссе (Р84) справа, если ехать из Твери. Эти места тесно связаны с такими известными в русской истории именами, как Федор Николаевич Глинка, поэт-декабрист, литератор и краевед и Иван Логгинович Голенищев-Кутузов, генерал-адмирал флота, двоюродный дядя героя Отечественной войны 1812 года, фельдмаршала Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова. Они были местными помещиками, владельцами имения в Кузнецово. Сыновьями основателя имения и был заложен каменный храм Живоначальной Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=21920

Кроме того, россияне участвуют в изучении найденной недавно близ Луксора " Виноградной гробницы " и монастыря Дейр ас-Суриа, где на великолепных фресках IX-X веков обнаружена редчайшая иконография целого ряда евангельских событий. В частности, здесь, по версии ученых, открыты самый ранний вариант " Неопалимой купины " и древнейшее из всех известных изображение Спаса Нерукотворного.   " Для нас немаловажно увидеть и ранние, и даже поздние коптские иконы, так как через эти памятники может быть найден ключ к разгадке многих сюжетов, до сих пор не полностью ясных для исследователей и значимых для всего христианского мира " , - отметил Горматюк. Директор Центра восточнохристианской культуры Алексей Лидов сказал, что в Москве планируется провести ряд подобных встреч. Они познакомят научную и культурную общественность столицы с последними открытиями в христианском искусстве Египта, с замечательными по качеству иконами и уникальными фресками (пока лишь в репродукциях). " Вместе с тем, мы хотим осветить ту роль, которую играют в современной египтологии наши реставраторы и исследователи, благодаря чему впервые за много лет в России вновь появились публикации, посвященные памятникам древнего Египта " , - сказал ученый. Лидов обратил внимание на историческую преемственность: археологи, историки, искусствоведы приняли эстафету от русских востоковедов, стоявших у истоков исследования христианской цивилизации Египта. Среди них - великие египтологи академик Коростовцев, Борис Тураев, выдающиеся коллекционеры Голенищев-Кутузов и фон Бок, чьи собрания ныне украшают соответственно Пушкинский музей в Москве и петербургский Эрмитаж, а также ученые-путешественники Александр Норов, Андрей Муравьев и один из первых исследователей Востока Порфирий Успенский. В XIX веке они открыли и впервые описали немало древностей Египта, в том числе литургию и археологию раннехристианских монастырей. По словам Лидова, возродить давнюю и, к сожалению, прерванную русскую традицию изучения Египта чрезвычайно важно еще и потому, что именно в этой стране возникла вся монастырская культура, составляющая важную часть православной и вообще христианской культуры.

http://pravoslavie.ru/8911.html

Под Измаилом Кутузов был уже опытным генералом, правой рукой Суворова. 25 марта 1791 года за доблесть при штурме неприступной крепости он получает белый шейный крест – орден Святого Георгия 3-й степени и становится генерал-поручиком. В представлении к награде говорилось: «Генерал-майор и кавалер Голенищев-Кутузов оказал новые опыты искусства и храбрости своей, преодолев под самым сильным огнем неприятеля все трудности, взлез на вал, овладел бастионом, и когда превосходный неприятель принудил его остановиться, он, служа примером мужества, удержал место, превозмог сильного неприятеля, утвердился в крепости и продолжал потом поражать врагов». В сражении при Мачине 28 июня 1791 года Кутузов участвовал под командованием Репнина. Тогда удалось снова наголову разбить превосходящие турецкие силы – и Кутузов сыграл решающую роль в победе. Достойной наградой стал для него Георгий 2-й степени. Наконец, в Отечественную войну 1812 года Кутузов становится главнокомандующим. Он привел армию к победе над противником, внушавшим ужас всему миру. 12 декабря 1812 года за «поражение и изгнание неприятеля из пределов России» фельдмаршал Кутузов получает высшую военную награду России – орден Святого Георгия 1-й степени – и становится первым полным кавалером ордена Святого Георгия в почти полувековой истории славной награды. Михайло Илларионович Кутузов Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1761-1818) Михаил Богданович, при рождении – Михаэль Андреас. Его имя в России до сих пор известно многим. Каждому, кто интересуется историей. Первого своего Георгия он получил, будучи уже опытным офицером – в 1794 году, в суворовском польском походе. Барклай отличился при штурме Праги (варшавского предместья) – и, по представлению Суворова, стал не только георгиевским кавалером, но и подполковником. Второго Георгия он получит в 1807-м, за отличия в очередной войне против Наполеона, будучи уже генералом. Во многом именно Барклаю принадлежит план заманивания Великой армии вглубь России, план Скифской войны, которая принесла нам стратегическую победу при жестоких поражениях… Он оставался на ведущих ролях и в славных кампаниях 1812-13 годов.

http://pravmir.ru/georgiy-geroyskiy/

— Плач Иеремии: когда народ подобен Адаму Орудие страдания — оружие спасения. Парадоксы Креста Священник Александр Сатомский рассказывает о кресте как об исторической реликвии и о кресте как оружии нашего спасения. О том, почему не получается убежать от страданий и боли, но находится возможность пройти через них вместе со Христом. Сегодня многие ведут дневники. Великопостные заметки священника Александра Дьяченко составили одноименную книгу. День за днем, седмицу за седмицей мы «проживаем» вместе с батюшкой трудности, радости и искушения Великого поста, являясь одновременно как бы и свидетелями, и участниками важного ежедневного события — того, как трудится душа. Финальный текст: — Дневник Великого поста. Вербное воскресенье Как сохранить пасхальное настроение: книги, которые помогут создать атмосферу праздника Собрали для вас топ бестселлеров, которые помогут испечь самый вкусный кулич, украсить стол по-весеннему, сделать подарки близким для души. Музыка Страстной пятницы Денис Маханько: евангельское повествование, связанное с распятием и погребением Иисуса Христа, всегда вдохновляло людей искусства. Эти пять музыкальных произведений помогут более глубоко погрузиться в атмосферу самого скорбного дня в году — Страстной пятницы. Христианство и фаллократия, 16: «все люди равны — но не в идеале, а взаправду: нам придется или уничтожить друг друга, или полюбить» Владимир Шалларь: серия, где Жирар рассказывает, как христианство уничтожило традиционные общества. Аудиокнига «Светлое воскресенье» — собрание пасхальных рассказов и стихотворений классиков русской литературы. Авторы: Александр Блок, Александр Куприн, Александр Пушкин, Александр Серафимович, Александр Шеллер-Михайлов, Алексей Апухтин, Алексей Ремизов, Алексей Хомяков, Андрей Белый, Анна Ахматова, Антон Чехов, Аркадий Аверченко, Арсений Голенищев-Кутузов, Афанасий Фет, Борис Зайцев, Борис Пастернак, Валерий Брюсов, Велимир Хлебников, Владимир Бенедиктов, Владимир Короленко, Владимир Набоков, Владислав Ходасевич, Дмитрий Мережковский, Евдокия Ростопчина, Зинаида Гиппиус, Иван Бунин, Иван Никитин, Иван Тургенев, Иван Шмелев, Игорь Северянин, Константин Романов, Константин Случевский, Константин Станюкович, Леонид Андреев, Марина Цветаева, Михаил Арцыбашев, Михаил Салтыков-Щедрин, Михаил Лермонтов, Николай Гоголь, Николай Лейкин, Николай Лесков, Николай Некрасов, Петр Вяземский, Петр Невежин, Поликсена Соловьева, Надежда Тэффи, Федор Сологуб, Федор Тютчев.

http://blog.predanie.ru/article/pashalny...

Храм Покрова в Филях С храмом было связано детство Петра. В 1703-м году, после взятия Нарвы во время Северной войны, в Покровский храм Царем были пожертвованы витражи. В тот же год был основан Петербург, куда из Москвы был перенесен список Казанской иконы Божией Матери – покровительницы русского воинства. «Видев Царь Петр, яко от святыя иконы Богоматерни благодатию Божиею содеваются многия чудеса, приемлет ю в путеводительницу воинству своему и в день брани на свеев в щит и покров, и победив до конца врага с помощию Богоматере, тем камень совершенный во основание новаго царствующего града положи, икону же Твою чудную, яко освящение, яко щит и ограждение, в сердце града постави». У этой иконы 300 лет назад, 22 октября (4 ноября) 1721 года, в честь победы в Северной войне, Петр принял Императорский титул. В 1811-м году для этого списка Казанской иконы на Невском проспекте Петербурга был построен Казанский собор. «Стольному граду России святая икона Твоя, Богомати, воистинну явися благая Одигитрия, якоже древле Цареграду: к Тебе бо прибегают людие, помощи Твоея на начало пути и дел своих просяще и благодарственная приносяще моления пред пречистою иконою Твоею за избавление от скорбей и напастей, Тебе Помощницу и Заступницу крепкую ведают». Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге Петр заменил стрелецкое войско регулярной армией, ставшей верной опорой России. Через век, в грозном 1812-м году, та самая регулярная армия после Бородинской битвы стояла у филевского Покровского храма. В Филях прошел знаменитый военный совет, на котором фельдмаршалом Михаилом Кутузовым было решено пожертвовать Москвой ради спасения армии и всей России. Избавитель России от французского нашествия был похоронен в Казанском соборе Петербурга В 1813-м году избавитель России от французского нашествия светлейший князь Голенищев-Кутузов-Смоленский был похоронен в Казанском соборе Петербурга. В собор были привезены французские трофеи: знамена и ключи от сданных городов. Храм стал мемориалом Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813–1814 годов.

http://pravoslavie.ru/140627.html

Мирно велит; Всеми путями Щастье сулит. Вера златая! Свет твой мне дай; В сердце пылая, Мир в нем рождай; Радость другую В сердце введи; Службу святую В нем учреди. Чтоб успокоить Бренную тварь, Тщися устроить В нем твой алтарь. Вздохом сердечных Хоры составь, В истинах вечных Ум мой наставь. Вредные мраки Прочь отгони, Сердца призраки Вон изжени, Светом нетленным Дух озари, К тайнам священным Дверь отвори; С вечностью слиться Дух изготовь, Дай погрузиться В чисту любовь! Преложение псалма 12 Доколе, Господи! меня забудешь Ты? Доколе отвращать лице свое Ты станешь? Мне сердце рвет болезнь, а душу суеты; Когда, о Господи! когда меня вспомянешь? Куда я свой поставлю шаг, Везде последует мне враг. Призри, услыши мя, открой мне правый путь! Мне очи просвети небесными лучами; Не дай, о Боже мой! не дай мне в смерть уснуть, Не попусти врагу ругаться мной словами, И чтобы он сказать не смел, Что он меня преодолел. Гонители мои, когда подвижусь я, Моей погибели, конечно, посмеются; Но в милости Твоей надежда вся моя, Утешишь сердце Ты, не дашь ему преткнуться. Пою я Бога моего И имя восхвалю Его. Преложение псалма 19 Услышит тя Господь в день горести и стона, Поможет Он тебе, заступит Он Сиона И всесожжение и жертву помянет. По сердцу твоему Он все тебе дарует, Исполнит Твой совет, спасет твою Он плоть; О имени Его твой дух да ликовствует: Прошения твои исполнит твой Господь. Се ныне я познал в путях Его известных, Что Бог помазана спасает своего; Что слышит Он его с высот Своих небесных, Познал всю силу я спасения Его. Единые летят на грозной колеснице, Другие на коленях с оружием, с мечом; А наша помощь вся в Господней есть деснице, И имя нашего мы Бога призовем. Сраженны были все и пали в страшну битву: Мы встали, и свои исправили пути. Преложение псалма 38 Рек: сохраню пути моя. Рек сохраню мои пути, Чтобы не согрешать языком, Чтобы молчание блюсти От злых в гонении великом. Я стал безгласен, хладен, нем, Душа моя во мне смирилась; Но и в молчании моем Болезнь моя возобновилась.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010