Когда турки стали теснить нападавших – Кутузов попросил у Суворова подкрепления. Ответ командующего был хитроумным: «Измаил взят. И генерал-майор Кутузов назначен его комендантом». Михайло Илларионович отбросил сомнения и послал в бой резервы. Крепость пала, а кутузовская колонна отличилась в бою. « Генерал-майор и кавалер Голенищев-Кутузов показал новые опыты искусства и храбрости своей, преодолев под сильным огнем неприятеля все трудности, взлез на вал, овладел бастионом, и, когда превосходный неприятель принудил его остановиться, он, служа примером мужества, удержал место, превозмог сильного неприятеля, утвердился в крепости… Он шёл на левом фланге, но был моей правой рукой », – так писал Суворов, ценивший не только солдатскую храбрость, но и дипломатическую хитрость остроумного генерала. 3. Мачин. «Виват, генерал-поручик Кутузов!» Июнь 1791 года. Это было одно из крупнейших сражений русско-турецкой войны. Османы стремились не пустить русских за Дунай и сосредоточили в районе города Мачина 80-тысячную армию. Командовал русскими войсками Николай Васильевич Репнин – он задумал нанести по основным силам противника упреждающий удар. Корпус Кутузова сокрушил правый фланг турецких войск и ворвался в Мачинский лагерь. Кутузов отличился и в преследовании отступавших турок. Действовал распорядительно и быстро. За победу под Мачином будущий фельдмаршал удостоился ордена Георгия 2-й степени. 4. Семья. «Я к тебе, мой друг, пишу…» Кутузов был женолюбив, как мало кто из выдающихся наших полководцев. И всё-таки (в отличие от Румянцева, Суворова, Потёмкина, Милорадовича, Ермолова, Скобелева…) Кутузов создал настоящую семью и свою Екатерину Ильиничну любил до гробовой доски. Свободные нравы не расшатали их союз. Жена подарила ему сына и пять дочерей, к воспитанию которых он относился неравнодушно. Он писал ей из всех походов. Чувствовал сильную потребность в откровенной переписке с женой. О военных событиях она подчас узнавала раньше императора… Последнее письмо князь Смоленский уже диктовал слабеющим голосом. Оно завершалось словами: «Прости, мой друг…».

http://pravmir.ru/10-pobed-kutuzova/

  Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч. 1. С.29–33.   Белецкий А.А. Ошибки святого Иеронима//Collegium. – Киев, 1993. – 3.   Бокщанин А.Г. Источниковедение древнего Рима. – М.: МГУ, 1981. С. 141.   Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994.  – Т. I.     Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице//Болотов В.В. Собрание церковно–исторических трудов: Т. – М.: Мартис, 1999.     Буасье Г. Падение язычества: Исследование последней религиозной борьбы на Западе в четвертом веке/Пер. с  франц. – М., 1892. С.221–226.   Гаврилюк П. История катехизации в древней Церкви. – М.: Свято–Филаретовская Московская высшая православно–христианская школа, 2001 .     Голенищев–Кутузов И.Н. Иероним//Иероним Стридонский. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. – Б.м.: Учебно–информационный центр ап. Павла, б.г.   Голенищев–Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. – М.: Наука, 1972. С.78–85.   Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. – М: Канон+, 1998.   Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века/Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.     Зелинский Ф.Ф. Цицерон в истории европейской культуры//Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей: В четырех томах. – М.: Ладомир, 1995. – Т. 4. С.26–29.    Зубов В.П. Иероним//Философская энциклопедия/Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.  – Т. 2.   Иероним//Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.    Иероним//Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2. С.81–145.   Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.229–232.   Иосиф, иером. Труды блаженного Иеронима в деле перевода Священного Писания//ПО. –  – 1860. – 7.   Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.     Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С.159–161.

http://bogoslov.ru/person/2860735

Храм в селе Печетове впервые упоминается в письменных источниках под 1628 годом. Тогда это была небольшая деревянная церковь в честь великомучеников Димитрия Солунского и Параскевы Пятницы. Рядом с ней позднее появился другой храм – в честь Николая Чудотворца, тоже деревянный. 22 августа 1752 г. обе церкви сгорели. Иконы и антиминсы удалось спасти. Прихожане подали прошение епископу Тверскому и Кашинскому Вениамину разрешить строительство новой деревянной церкви в честь великомученика Димитрия Солунского с приделами Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы. Прошение было удовлетворено, выдана храмоздательная грамота и вскоре началось строительство храма. В январе 1756 г. прихожанка церкви, местная помещица, вдова полковника П.В. Боркова Авдотья Яковлевна в доношении сообщала тверскому архиерею о завершении строительства храма и его готовности к освящению. Но новая церковь оказалась тесной, особенно это чувствовалось в праздничные дни при большом стечении богомольцев. 12 июня 1819 г. местным помещиком, генерал-адъютантом Павлом Васильевичем Голенищевым-Кутузовым было отправлено прошение от имени прихожан и причта на имя епархиального архиерея Филарета о постройке новой каменной церкви в селе Печетове. П.В. Голенищев-Кутузов стал главным инициатором и благотворителем строительства храма. Желание пожертвовать средства на его возведение изъявили и другие местные помещики из числа прихожан, среди них: Головачевы, Зыковы, Лопухины, Дурново, Воейковы и другие. По резолюции архиепископа Тверского и Кашинского Серафима (Глаголевского) была выдана храмоздательная грамота. С самого начала со строительством возникли проблемы. Оказалось, что собранных денег недостаточно. Голенищев-Кутузов подал прошение в Тверскую духовную консисторию о выдаче ссуды в 10 тысяч рублей. Просьбу отклонили и строительство церкви было прекращено. 26 марта 1822 г. Павел Васильевич вновь обратился к тверскому архиерею с просьбой разрешить строительство церкви по новому, требующему меньших затрат проекту и 13 апреля новый проект был утвержден.

http://sobory.ru/article/?object=08052

Главная тайна Воскресенской церкви — не год постройки, а захоронение родителей великого полководца в подземной усыпальнице. Наверное, в XIX столетии о склепе еще знали, но постепенно позабыли, и вплоть до конца XX века местонахождение родовых кутузовских могил оставалось загадкой (сам Михаил Илларионович похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга). По многочисленным жизнеописаниям Кутузова известно, что его отец скончался в имении Ступино в 1784 году, и сын приезжал из Крыма на похороны. Однако на древнем погосте, где немало старинных надгробий, могил Голенищевых-Кутузовых не было. Обнаружили склеп случайно, и сенсацией это не стало — 21 августа 1991 года событий хватало. Все произошло как в кино: у священника в то лето гостили друзья, их младший сын полез в подвал церкви (незадолго до этого отцу Георгию пришлось убрать несколько досок обветшавшего пола, так что образовался лаз) и увидел там гробы. Жена отца Георгия матушка Валентина тут же спустилась в подвал сама, приподняла крышку одного гроба — и обнаружила хорошо сохранившееся тело мужчины в генеральском мундире. Даже орденская лента и венчик на лбу мертвеца были целы. Во втором гробу лежали истлевшие кости. Специалисты-кутузоведы из ленинградского Артиллерийского музея, приехавшие в Теребени по просьбе отца Георгия, констатировали: мужчина в мундире — Илларион Матвеевич Кутузов. Во втором гробу, с почти стопроцентной вероятностью, находятся останки его жены Анны Илларионовны. Несколько делегаций историков, побывавших в Теребенях в последующие годы, подтвердили вердикт. Правда, на экспертизу останки не возили, они и сегодня покоятся в склепе. Над тем местом, где стоят гробы, в центральном приделе слева от входа, установлена мраморная мемориальная доска. С тех пор в Теребени регулярно совершают паломничества исследователи биографии Кутузова и войны 1812 года. Среди прочего, их интересует достоверность легенды о том, что Кутузов приезжал в Теребени перед Бородинским сражением помолиться на могиле отца и получить благословение. Всех любопытствующих в подвал ветхой церкви, конечно, не пускают. Но любой может рассмотреть фотографии 1991 года, которые неизменно лежат на столике справа от алтаря: тело Иллариона Матвеевича в нескольких ракурсах и ленинградские кутузоведы.

http://sobory.ru/article/?object=08143

10 апр. 1755 г. 1-й директор ун-та А. М. Аргамаков обратился в Святейший Синод с просьбой перевести неск. семинаристов на обучение в ун-т для пополнения количества учащихся. 3 мая Синод постановил: «Для надлежащего в оный университет определения отослать из Московской Академии из обучающихся ныне в риторике и философии студентов жития и состояния доброго, и к наукам понятных и способных шесть, да из семинарий, из таковых же в риторике и философии обучающихся и такого же жития и состояния доброго и понятных и способных... из Новгородской - трех, из Псковской и из Крутицкой по два, из Белгородской - двух, из Нижегородской - двух, из Смоленской - двух, из Вологодской - трех, из Тверской - двух, из Свято-Троицкой Сергиевой лавры - шесть» (ЦГИАМ. Ф. 796. Оп. 24. Д. 150. Л. 9). К авг. 1755 г. собралось ок. 30 студентов (Док-ты. 1960-1963. Т. 2. С. 306); в числе первых, направленных в Московский ун-т, были С. Г. Зыбелин (впосл. профессор медицины Московского ун-та), П. Д. Вениаминов (впосл. профессор медицины, химии и ботаники), Д. С. Аничков (впосл. профессор философии и логики). Среди первых преподавателей ун-та было 3 ученика и последователя Ломоносова: магистры Н. Н. Поповский (философия), А. А. Барсов (математика), Ф. Я. Яремский (рус. и лат. языки). Офиц. церемония открытия ун-та состоялась 26 апр. 1755 г., в память о короновании 25 апр. 1742 г. имп. Елизаветы Петровны. Торжества начались с богослужения в соборе Казанской иконы Божией Матери, продолжались в специально украшенном зале, где магистры произнесли подобающие случаю речи. В марте 1756 г. было принято решение об учреждении университетской типографии, к-рой была передана часть оборудования Синодальной типографии. При новом изд-ве была устроена книжная лавка. Издательская деятельность и продажа книг осуществлялись в здании у Воскресенских ворот. Во главе ун-та стояли 2 куратора, одним из к-рых был Шувалов, занимавший эту должность до кончины в 1797 г. Важное значение в деятельности ун-та имели кураторы (с 1803 попечители ун-та) Л. Л. Блюментрост, Ф. П. Веселовский, В. Е. Адодуров, И. И. Мелиссино , М. М. Херасков, Ф. Н. Голицын, П. И. Голенищев-Кутузов, М. И. Коваленский, М. Н. Муравьёв, А. К. Разумовский.

http://pravenc.ru/text/2564224.html

1760 г. архиеп. Сильвестром (Кулябкой), на торжестве присутствовала императрица. В тот же день освящен правый придел нижнего храма в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. 20 июля 1762 г. в присутствии имп. Екатерины II архиеп. Вениамин (Пуцек-Григорович) освятил главный Богоявленский придел в верхнем храме и левый во имя прославленного в 1757 г. свт. Димитрия Ростовского в нижнем. В тот же день императрица устно повелела наименовать церковь «Морским собором» (к 1770 в морском ведомстве состояло 11 храмов, из них 6 - в столице). По штату 1764 г. в соборе служили протоиерей-настоятель, 2 священника и диакон. Незадолго до освящения собора, 17 мая 1762 г., свящ. Иоанн Панфилов, активно участвовавший в строительстве, был возведен в сан протоиерея (впосл. протопресвитер московского Благовещенского собора (1770-1774), духовник имп. Екатерины II, с 1774 член Синода). В 1770 г. в соборе начал служение свящ. Митрофан Иванович Окин, в 1800-1805 гг. он был настоятелем собора. Со времени правления имп. Екатерины II собор стал памятником славы рус. флота. В присутствии императрицы 28 мая 1770 г. в соборе был отслужен благодарственный молебен по поводу первых успехов русского флота в Эгейском м. во время русско-турецкой войны, 14 сент. того же года - в память о Чесменской победе. Помимо императрицы на нем присутствовали генерал-адмирал вел. кн. Павел Петрович, адмирал С. И. Мордвинов и директор Морского кадетского корпуса ген. И. Л. Голенищев-Кутузов. После 1772 г. молебен стал регулярным и совершался архиерейским чином в день Рождества св. Иоанна Предтечи. Традицию, к-рая прервалась при имп. Павле I, возобновил в 1861 г. генерал-адмирал вел. кн. Константин Николаевич. По инициативе прот. Иоанна Веселовского, настоятеля собора (1805-1831), в 1806 - апр. 1808 г. из-за финансовых трудностей собор постепенно перешел из морского в епархиальное ведомство. С 22 июля 1900 г. собор относился к Ведомству протопресвитера военного и морского духовенства, в частности к Гвардейскому экипажу, и получил наименование Морской Николаевский Богоявленский собор.

http://pravenc.ru/text/2566170.html

20 июня 1835 г. Павел Васильевич Голенищев-Кутузов письменно известил тверского архиерея об окончании строительства храма. По свидетельству священника Димитриевского храма села Печетова Иоанна Казанского, церковь была освящена 15 августа 1835 г., чин освящения совершил архиепископ Тверской и Кашинский Григорий. В октябре 1835 г. были освящены приделы: правый – во имя Николая Чудотворца, левый – во имя Параскевы Пятницы. Старую деревянную церковь с колокольней, находившуюся в 76 саженях от нового храма, вскоре снесли. В память о бывшей церкви на ее месте была поставлена деревянная часовня. В 1836 г. церковь и приходское кладбище были обнесены оградой. В 1844 г. в трапезную установили две печи для обогрева. В 1873 г. около церкви построили каменное здание, одна половина которого была отведена под сторожку, другая – под земскую школу. Позднее школу разместили в другом здании, а освободившееся помещение переоборудовали под жилое, здесь была устроена квартира диакона. В мае 1890 г. было направлено прошение в Тверскую духовную консисторию о расширении трапезной. Проект был утвержден строительным отделением губернского правления. После расширения трапезной в приделах устроили новые иконостасы, живописец Платон Пальцев из села Селихова Корчевского уезда расписал стены масляной краской. Прихожанами церкви Димитрия Солунского были жители села Печетова и деревень: Бересловлево, Биколово, Глухово, Гора, Горожанкино, Дуброво, Дутово, Еськино, Иваньково, Ильино, Киселево, Кожевнево, Костино, Кошкино, Круглицы, Овсянниково, Петрилово, Путошино, Савино, Салово, Селиваново, Сельцы, Смольково, Сысоево, Раменье, Юркино, Ярославец. В 1900 г. в приходе насчитывалось 3 925 человек. После революции 1917 г. начались гонения на РПЦ со стороны советской власти. 14 апреля 1919 г. Печетовский волисполком передал Дмитровскую церковь религиозной общине. Деятельность общины властью контролировалась и ограничивалась. В 1922 г. из храма была изъята часть церковных ценностей из серебра с целью передачи в фонд помощи голодающим Поволжья. В конце апреля 1930 г. неизвестные злоумышленники похитили из церкви серебряные напрестольные кресты, два потира, ковчег, дискосы, блюда, серебряные оклады евангелия, четыре серебряных креста, серебряный колокольчик.

http://sobory.ru/article/?object=08052

– А что вы нашли у православных, чего не находили у католиков? – Дух Животворящий. В моей душе загорелся огонек, я стал каждое воскресение посещать богослужения, алтарничать, втягиваться в приходскую жизнь. В Россию я вернулся уже взрослым, для обучения в иконописной школе в Сергиевом Посаде. Троице-Сергиева лавра – это Ноев ковчег. Возле мощей преподобного Сергия Радонежского я учился три года, а после сподобился служить в его храме, единственном в нашей епархии. Хотя после рукоположения, в 2011 году, я должен был ехать на служение в Нюрнберг, но неожиданно владыка Марк назначил меня сюда. И это было настоящее чудо Преподобного! Как в Лавре преподобный Сергий управляет всем: кто приходит, кто уходит, монахами, которые там живут, семинаристами, которые учатся, так и здесь. У нас есть случаи, когда человек находил дорогу в храм с неизлечимой болезнью, обретал по молитвам Преподобного исцеление, становился прихожанином, посвящал сердце Богу. У нас еще не было постоянных богослужений, и прилетала птичка, она садилась на крест и начинала бить по нему клювиком. Получался звук, словно колокольный звон. Так эта птичка напоминала людям о том, что пора собираться в храм. А когда богослужения возобновились, птичка улетела. – Собрала всех! – Да. Так что здесь присутствие Божественной благодати очень ощутимо. И каждый, кто заходит в храм, чувствует его намоленность. Преподобный Сергий в Бад-Киссингене – Бад-Киссинген – курорт. В девятнадцатом веке сюда приезжало до нескольких тысяч русских за сезон, они проводили «на водах» всё лето. И еще в 1846 году хотели устроить для них православный храм в доме на Людвигштрассе. Тогда князь Голенищев-Кутузов собрал четверть необходимой суммы. Однако его болезнь не позволила продолжить начатое. Позднее, когда в 1857 году в город на лечение ожидали императора Александра II, магистрат сам решил подарить участок под строительство русской церкви. Но император не приехал, дарительная грамота была с благодарностью возвращена (а когда он в 1864 и 1868 годах посещал курорт, часовню устраивали прямо в его покоях). И только после очередного прошения, поданного отцом Алексием Мальцевым, дело сдвинулось с мертвой точки: в 1897 году земельный участок был приобретен.

http://pravmir.ru/russkiy-hram-na-nemets...

В одном из коридоров второго корпуса висит список с известной картины русского художника «Отъезд кадета в корпус»: в небогатой гостиной с кипящим на столе самоваром отставной полковник с женою отпускают сына; в дверях старая экономка или няня с мешком в руке, в котором, верно, запрятано много гостинцев. Отец курит трубку, мать, сидя в кресле, обняла сынка в черной шинели с башлыком; мальчику, видно, не хочется уезжать из домашнего уюта, а матери еще тяжелее, чем сынку. И сколько вот таких матерей грустит в этой необходимой разлуке. Как молятся они за своих детей, чтобы оградил их Бог от дурного товарищества, дурных примеров, послал им разумение учения, воспитал в них хороших и добрых людей… И грех, кто во время понял великость святость материнской любви для того память о матери была и в школьные годы и на протяжении всей жизни великой спасающей силой. Эта память, в ту минуту, как слабеет воля, готовая склониться к плохому поступку, к нечистому делу, вдруг на краю гибели останавливает человека. И, если бы мы чаше думали о своих родителях, о том, что светлою жизнью своею мы должны дать им награду за все перенесенные ими для нас жертвы, жизнь бы наша стала лучше. Счастливы те, кто до конца хранили к своей матери то чувство, с которым детьми прижимались к ее груди и кому не в чем себя упрекнуть, когда закроются навеки глаза, смотревшие на нас с тою любовью, какой больше никогда уже не встретим. И в минуту страшного боя чей образ встанет пред нами с особою силою, и где будем искать защиты: Дам тебе я на дорогу Образок святой. Ты его, моляся Богу, Ставь перед собой. Да, готовясь в бой опасный, Помни мать свою. Вот, братья Панаевы весь свой жизненный путь прошли с живою памятью в сердце о матери, всегда оглядывались на светлые для них образы своих родителей, и поэтому путь их жизни был такой светлый и правый. Борис Панаев вступил в корпус таким, каким бывают в его лета немногие – вернее, каким в его лета почти никто не бывает. Он был уже маленький сложившийся человек, с определенным мировоззрением. Происходя из военной семьи, он, конечно, не мог оставаться равнодушным к тем воспоминаниям воинской славы, какими полон второй кадетский корпус, это место, где воспитались и откуда выпорхнули полные сил душевных и жажды славы такие птенцы, как бессмертный победитель Наполеона генерал-фельдмаршал князь Михаил Илларинович Голенищев-Кутузов-Смоленский, как действовавшие при полном сочувствии этого старого их однокашника знаменитые русские партизаны отечественной войны Сеславин и Фигнер.

http://azbyka.ru/fiction/krasa-russkoj-a...

В Центральном Государственном архиве сохранилось следующее описание Покровско-го храма, относящее к 1849 г. Ведомость о церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что в селе Покровском Подольского уезда за 1849г. Построена в 1726 году тщанием господина Стрешнева Здание каменное с таковою же колокольней крепко Престолов в ней два: в настоящем холодном во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в приделе теплом во имя Святителя Чудотворца Николая. Утвари достаточно Причта в ней положено по штату: священник один, дьякон, дьячок и понамарь. Земли всей при сей церкви усадебной, пашенной и сенокосной 33 десятины, на которую землю особенного плана не имеется, оною землею владеют крестьяне, с коими сделано условие, которое хранится в консистории. Дома у священнослужителей собственные деревянные на церковной земле. На содержание священно-церковнослужителей получают от крестьян в год за землю шестьсот рублей ассигнациями, а за луга шесть пудов сена, содержание их посредственное. Зданий никаких при сей церкви не имеется Расстояние сей церкви от консистории в 50-ти верстах. Ближайшие к церкви: церковь Федоровской Божией матери, что в селе Ворсине в 2-х верстах, Церковь Святителя Николая Чудотворца, что в селе Никольском в 5-х верстах Приписных к оной церкви не имеется. Домовой церкви также не имеется. Опись церковному имуществу есть, учинена в 1846 г. Скреплена в консистории Знаменским Архимандритом ИОАННИКИЕМ, утверждена печатью Консистории. Приходно-расходные книги о суммах свечной церковных зашнурованы и печатью Консистории в 1841 г. сданы, ведутся в исправности и хранятся в целости. Копии метрических книг с 1813 года хранятся в целости. Исповедальные росписи с 1813 года хранятся в целости. В обычной книге, выданной за шнуром и печатью Консистории 1846 г, скрепленной присутствующим Консистории Богоявленским Архимандритом МИТРОФАНОМ, в ней исписанных 62, а неисписанных осталось 93 листа. В 1861-1865 гг. ликвидируется крепостное право в России и владелец усадьбы генерал-майор Павел Матвеевич Голенищев-Кутузов-Толстой строит южный придел, в память об этом событии. Освящен боковой придел в честь святых апостолов Петра и Павла. Тогда же к храму пристроена колокольня. Таким образом, происходит окончательное оформление архитектурного ансамбля. В самой церкви устраиваются хоры, что вызвало переделку сводов Никольского придела и устройство балконов на южном и северном фасадах. Бал-коны вели на хоры в трапезной части храма (не сохранились). После 1894 г. стена между главным приделом и трапезной была растесана и вместо трех сводчатых проходов, образовался один большой широкий проем. Дверные и оконные проемы южного фасада расширены. По описям конца XIX в. известно, что в храме было три иконостаса, один из ко-торых был из искусственного мрамора. Архивный документ 1894 г. содержит следующие сведения:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/406/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010