Аббатство поддерживало также весьма оживленные сношения со своими соседями – калабрийскими православными монастырями, которые являлись проводниками греческого влияния» 30 . В 1349 году землетрясение разрушило собор и стены монастыря, и потребовались большие усилия, чтобы – при поддержке папы Урбана V (1362–1370), бенедиктинца, – восстановить обитель из развалин. Центр бенедиктинского ордена переживал не только взлеты, но и периоды упадка, как, напр., в середине XIX века когда, по свидетельству паломников, в Монтекассино насчитывалось всего лишь 20 иноков 31 . Во время Второй мировой войны монастырь оказался в районе боевых действий, и некоторые военачальники союзных войск, ошибочно полагая, что в аббатстве скрываются немецкие солдаты, отдали приказ о штурме его. 15 февраля 1944 года Монтекассино было полностью разрушено бомбардировками американской авиации. После войны обитель, находящаяся под покровительством преподобного Венедикта, снова возродилась из руин, причем большую материальную помощь оказало итальянское правительство; часть средств была собрана самим орденом бенедиктинцев, возглавлявшимся в то время аббатом Ильдельфонсо Реа. При раскопках, проведенных во время восстановительных работ после 1944 года, в монастырском храме был открыт некрополь, и в одной из могил вблизи алтаря была обнаружена гробница, где хранились мощи преподобного Венедикта, помещенные туда при их втором обретении в 1659 году при перестройке собора 32 . 17 И. Н. Голенищев-Кутузов. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972, с. 120. Кассиодор (470–562) – один из влиятельнейших государственных деятелей своего времени, был министром при готских королях Одоакре, Теодорихе, Аталарихе. Около 538 г. он удалился от дел и принял монашество. Тогда же Кассиодор основал монастырь в своем поместье Виварий на берегу залива Сквилларе (Калабрия). Его примеру следовали и другие представители римской знати, и вскоре его ученики основали еще два монастыря рядом с его обителью. Став настоятелем монастыря, он собрал огромную библиотеку и превратил его в центр христианской науки.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Апофеозом пребывания Надвратной Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии в русской армии стало обнесение ее по приказу главнокомандующего М.И. Кутузова по всему войску накануне Бородинской битвы, состоявшейся 25 августа (7 сентября) 1812 года. Торжественно, в сопровождении крестного хода, Смоленскую икону носили перед рядами всей армии вдоль боевой линии Бородинской позиции и служили перед ней молебны, за одним из  которых молился сам М.И. Кутузов со всеми генералами [ 16 ] . Свидетель данного события офицер Ф.Н. Глинка написал об этом так: “Духовенство шло в ризах, кадила дымились, воздух оглашался пением и святая икона шествовала… Сама собою, по влечению сердца, стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была упоить досыта своею кровью. Везде творилось крестное знамение, по местам слышались рыдания. Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли” [ 17 ] . 10 (23) ноября 1812 года Надвратная икона Божией Матери Одигитрии была возвращена в Смоленск [ 18 ] . В этот день к коменданту города майору Горихвостову пригласили члена Смоленской духовной консистории протоиерея Алексея Васильева для получения специального письма от дежурного генерала всех армий генерал-лейтенанта Коновницына, в котором говорилось: “Августа  6-го дня сего текущего года, при оставлении войсками нашими города Смоленска, святая чудотворная икона Смоленской Божией Матери взята была артиллерийскою ротою, командуемою полковником Глуховым, и с того времени возима при полках 3-й пехотной дивизии, кои во все боях противу неприятеля охраняли оную в рядах своих. Войска с благоговением зрели посреди себя образ сей и считали оный благоприятным залогом всевышнего милосердия. При одержании над неприятелем важных побед и успехов приносимо было всегда благодарственное молебствие пред иконою. Ныне же, когда Всемогущий Бог благословил Российское оружие и с поражением врага город Смоленск очищен, я по воле главнокомандующего  всеми армиями, Его Светлости генерал-фельдмаршала Михаила Ларионовича Голенищева-Кутузова, препровождаю святую икону Смоленской Божией Матери обратно, да водворится Она на прежнем месте и прославляется в ней русский Бог, чудесно карающий наконец кичливого врага, нарушающего спокойствие народов.

http://e-vestnik.ru/history/smolenskaya_...

В самые тяжелые годы для русского народа эта икона была помощницей и заступницей. Перед этой иконой молились Минин и Пожарский в 1612 году и победили войска Хоткевича. В 1709 году Петр I провел много часов перед этой иконой в молитве перед Полтавским сражением. В 1812 году перед этим образом молился главнокомандующий русскими войсками М.И. Кутузов-Голенищев о даровании победы русскому оружию. С чудотворным образом «Казанской Богоматери» связаны многие события Великой Отечественной войны 1941-1945 года. Митрополит Гор Ливанских Илия, молясь о спасении России, видел Богородицу, которая повелела вынести чудотворную икону «Казанской» Богородицы и обнести крестным ходом вокруг Ленинграда. Правительство СССР приняло это повеление и город был спасен. Икону перенесли в Сталинград, а позднее она вместе с войсками победоносно дошла до границ России. Чудотворная икона «Казанской» Божией матери до 1612 года была особо чтима только в Казани, и празднование в честь этой иконы совершалось 8 (21) июля в день ее обретения. В 1612 году 22 октября при сражении русских войск с поляками в Москве, список с этой иконы находился у князя Дмитрия Пожарского. Так как, молитвами и заступничеством Владычицы, явление чудотворной иконы «Казанской», государство Российское было очищено от поляков, царь Михаил Федорович в память об этом событии установил празднование в Москве. В 1649 году царь Алексей Михайлович в память о рождении наследника в день празднования «Казанской» иконе Богородицы, установил празднование 22 октября (4 ноября) по всей России. Икона «Казанской» Богоматери восходит по своей иконографии к одному из древнейших византийских иконографических изводов и представляет собой вариацию иконографии «Одигитрии». Богоматерь изображена менее чем в половину роста. Богомладенец представлен в большую половину роста с благословляющей десницей. Чудотворные иконы, дарованные благостью Божией нашей державе, служа памятником благодеяний Божественных, явленных в прошедшем времени, вместе с тем служат, по особому устроению Божественного Промысла, приснотекущим источником новых целебных сил и знамений для всех верующих. От того храмы и обители, в которых они хранятся, привлекают к себе особое благоговение и почитание православных христиан, где не в звуках человеческого голоса и не людьми, но самим Богом, в живых примерах чудотворения, преподаются уроки веры и благочестия. Здесь невольно светлеет ум, обремененный житейскими заботами и делается восприимчивее к тихим веяниям Духа Божия, невольно согревается сердце и воспламеняется любовью божественною.

http://pravoslavie.ru/1541.html

Н. Муравьёв (1890), Н. В. Чарыков (1893) и др. Деятельностью братства между проводимыми раз в году Общими собраниями руководил совет, избираемый на 3 года. Делами братства фактически управлял М., занимавший формально должность сначала казначея, с 1908 г.- секретаря. М. был единогласно избран управляющим делами братства. Среди членов и почетных членов братства, к-рых к янв. 1891 г. насчитывалось 388 чел., были свт. Феофан Затворник (Говоров) , св. прав. Иоанн Кронштадтский , с которым М. состоял в переписке, равноап. Николай (Касаткин) , сщмч. митр. Владимир (Богоявленский) , прмц. вел. кнг. Елисавета Феодоровна , вел. князья Михаил Александрович, Алексей Александрович, Сергей Александрович, Павел Александрович, Георгий Михайлович, Михаил Михайлович, вел. кнг. Екатерина Михайловна, принц Максимилиан Баденский, кор. Вюртембергская Ольга Николаевна, принцесса Альтенбургская и герцогиня Мекленбургская Елена Георгиевна, кн. В. П. Палей, гр. Муравьёв-Виленский, гр. А. А. Голенищев-Кутузов, ген.-адъютант И. Л. Татищев, контр-адмирал Ф. В. Дубасов, К. К. Грот, В. А. Дашков. Композитор и дирижер А. Г. Рубинштейн передал в дар братству в пользу бедных 2 тыс. марок из суммы, собранной на концерте в Берлине. В задачи братства входила «помощь терпящим нужду русским гражданам всех христианских конфессий и верующим греко-православной конфессии всех национальностей». В дальнейшем братство помогало пострадавшим от неурожая (1891-1892) в Центр. России, а также инвалидам и сиротам, отправляло посылки рус. военнопленным в Японии, передало в дар икону для г. Петропавловска-Камчатского. Особенно важной была помощь русским, завербованным недобросовестными агентствами для работы в Германии на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве и оставшимся на чужбине без средств переселенцам-крестьянам, к-рые через Германию направлялись в Бразилию. После открытия возбудителя туберкулеза проф. Р. Кохом (1882) в Германию из России стали приезжать больные, надеясь получить исцеление с помощью новых препаратов; их также окормляло братство.

http://pravenc.ru/text/2561766.html

По воспоминаниям Е.Н. Бубновой, местного старожила, в 1929–1930 г.г. предпринималась попытка закрыть церковь, однако спустя некоторое время богослужения были возобновлены. В конце 1937 г. церковь лишилась последнего настоятеля – священника Моисея Васильевича Пузыревича, который был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, 27 декабря приговорен к расстрелу и через два дня расстрелян. В 1938–1939 г.г. богослужения в Дмитровском храме уже не совершались. В годы Великой Отечественной войны в здании располагался колхозный склад зерна. Позднее здесь, помимо зерна, складировали стройматериалы, хранили в холодильниках мясо, обрабатывали коровьи шкуры. Церковь Димитрия Солунского выстроена в стиле классицизма. Основной объем (с престолом великомученика Димитрия Солунского) представляет собой четверик, световой барабан над которым был перекрыт куполом и увенчан луковичной главкой. Северный и южный фасады храма украшают портики с треугольными фронтонами и двумя центральными полуколоннами тосканского ордера. Полуциркулярная апсида перекрыта конхой. В бесстолпной трапезной были устроены два придела – святого Николая Чудотворца и великомученицы Параскевы Пятницы. С двух сторон трапезной возвышаются две двухъярусные колокольни, которые венчают декоративные барабанчики с главками. Западный фасад украшен портиком с шестью полуколоннами. Под треугольным фронтоном находится сохранившаяся до наших дней надпись, выполненная крупными, отлитыми из чугуна буквами с остатками позолоты: «Благословлен грядый во имя Господне». Стены и своды были расписаны живописью, полы в храме выложены белокаменными плитами, только в притворе и трапезной полы были дощатые. Под храмом находились сводчатые помещения. В склепе под храмом Димитрия Солунского в селе Печетово был погребен граф Павел Васильевич Голенищев-Кутузов, скончавшийся в Петербурге в 1843 г. Он был похоронен рядом с прахом жены, графини Екатерины Петровны (урожденной Неклюдовой), ушедшей из жизни в 1832 г. Сын Павла Васильевича Голенищева-Кутузова, Аркадий Павлович, умер в Петербурге в 1859 г. и был похоронен на кладбище у Печетовского храма около алтаря. Над его захоронением была построена каменная надгробная часовня. Рядом с Дмитровской церковью нашли свой последний приют и другие представители рода Голенищевых-Кутузовых.

http://sobory.ru/article/?object=08052

Промозглым утром 7 декабря 1790 года Суворов составляет ультиматум паше и всему гарнизону крепости – вот он, грозный голос империи, которая пребывала в зените славы: «Измаильским властям 7 декабря 1790 г. от Генерал-Аншефа и кавалера Графа Суворова-Рымникского Превосходительному Господину Сераскиру Мегамету-паше Айдозле, командующему в Измаиле; почтенным Султанам и прочим пашам и всем чиновникам. Приступая к осаде и штурму Измаила российскими войсками, в знатном числе состоящими, но, соблюдая долг человечества, дабы отвратить кровопролитие и жестокость, при том бываемую, даю знать чрез сие Вашему Превосходительству и почтенным Султанам! И требую отдачи города без сопротивления. Тут будут показаны всевозможные способы к выгодам вашим и всех жителей! О чем и ожидаю от сего чрез двадцать четыре часа решительного от вас уведомления к восприятию мне действий. В противном же случае поздно будет пособить человечеству, когда не могут быть пощажены не только никто, но и самые женщины и невинные младенцы от раздраженного воинства, и за то никто как Вы и все чиновники пред Богом ответ дать должны». Суровы слова воина! Генералы восторженно выслушали пламенную речь Суворова – что и говорить, это был не Гудович… Первым, не мудрствуя лукаво, за штурм проголосовал младший – Матвей Платов. И этот факт вошёл в правдивую легенду о славном донском атамане: «Славим Платова-героя, победитель был врагам!.. Слава казакам-донцам!..». Вслед за донцом подписали постановления бригадир Василий Орлов, бригадир Фёдор Вестфален, генерал-майор Николай Арсеньев, генерал-майор Сергей Львов, генерал-майор Иосиф де Рибас, генерал-майор Ласий, генерал майор Илья Безбородко, генерал-майор Фёдор Мекноб, генерал-майор Борис Тищев, генерал-майор Михайла Голенищев-Кутузов, генерал-поручик Александр Самойлов, генерал-поручик Павел Потёмкин. Суворов старался перед роковой битвой («на такой штурм можно решиться один раз в жизни») прочнее скрепить своих командиров. Дрогнуть было нельзя. Сам Рымникский сказал: «Я решился овладеть этою крепостию, либо погибнуть под её стенами!».

http://pravmir.ru/ne-byvalo-kreposti-kre...

" Я из всех движений неприятельских вижу, что он не менее нас ослабел в сие сражение, и потому, завязавши уж дело с ним, решился я сегодняшнюю ночь устроить все войско в порядок, снабдить артиллерию новыми зарядами и завтре возобновить сражение с неприятелем. Ибо всякое отступление при теперешнем беспорядке повлечет за собою потерю всей артиллерии " (орфография оригинала сохранена), - пишет поздним вечером 26 августа (здесь и далее даты по ст. ст.) Кутузов главнокомандующему 1-й Западной армией Барклаю-де-Толли (как известно, наутро Бородинское сражение продолжено не было). " ...Получил я (...) от московского главнокомандующего печальное извещение, что вы решились с армиею оставить Москву. Вы сами можете вообразить действие, какое произвело сие действие, а молчание ваше усугубляет мое удивление... " - обращается уже к Кутузову с экстренным рескриптом 7 сентября Александр I... Композиционным же центром выставки является раздел, рассказывающий о вековом юбилее победы над Наполеоном. Галерея фотодокументов из собрания Государственного архива Российской Федерации рассказывает о торжествах на Бородинском поле с высочайшим участием, о крестном ходе с находившейся в 1812 году в рядах действующей армии чудотворной Смоленской иконой Божией Матери " Одигитрия " и о торжественном молебне в Спасо-Бородинском монастыре в присутствии императорской семьи. Здесь же посетителям демонстрируется фильм о праздновании 100-летия Победы, подготовленный на основе документальной хроники. Рейтинг ЦВ: пятерка других самых интересных выставок об Отечественной войне 1. Вспомним, братцы, россов славу! Война 1812 года в музыке. Концертный зал Российской государственной библиотеки (Дом Пашкова). Москва, ул. Воздвиженка, 3/5. До 31 октября. Среди нот почетное место занимают сохранившиеся экземпляры 1812—1813 гг. выпуска, которые хранятся в секторе наиболее ценных изданий фонда нотных изданий и звукозаписей. Они воскрешают память о героических личностях: " Марш на погребение Его Светлости генерал-фельдмаршала князя Михаила Ларионовича Голенищева-Кутузова Смоленского " (муз. С. Аксенова), " Военная песнь в честь генералу графу Витгенштейну " (муз. Д. Кашина), " Марш на смерть генерал-поручика Баггувута, павшего со славою за Отечество в сражении против французов при Тарутине 6 октября 1812 года " (муз. В. Аумана).

http://e-vestnik.ru/reports/muzeynyy_gid...

Вишневецкий И.Г. Франциск, поющий о творениях//Aequinox. MCMXCI. – М.: Книжный сад; Carte blanche, 1991. Гардзонио С. Образ святого Франциска в русской поэзии начала ХХ века. Предварительные замечания: (На примере поэзии Леонида Каннегисера)//ПОЛУТРОПОН. – М., 1998. Гарнак А. История догматов//Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.  Т. 2. С.413–415. Гаусрат А. Средневековые реформаторы/Пер. с нем. – СПб., 1900. – Т. 2. С.68–199. Герье В.И. Франциск Ассизский – апостол нищеты и любви. – М., 1908. Герье В.И. Франциск Ассизский – апостол нищеты//Вестник Европы. – СПб., 1892. – Май. С. 96 – 111. Июнь. С. 519 – 545. Герье В.И. Франциск Ассизский//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. III.   Голенищев–Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. – М.: Наука, 1971. С.140–145. Грицанов А.А., Неведомская Е.Н. Франциск Ассизский//Всемирная энциклопедия: Философия. – М.: АСТ; Харьков: Харвест, 2001. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984.    Дурылин С.Н. Св. Франциск Ассизский и " Цветочки "http://Цветочки святого Франциска Ассизского. – М.: Мусагет, 1913. То же: Цветочки: Второе издание. –  Брюссель: Жизнь с Богом, 1993. Елина Н.Г. Франциск Ассизский//Краткая литературная энциклопедия/Гл. ред. А.А.Сурков. – М.: Советская энциклопедия, 1962–1978.  Ельчанинов А.В. Житие святого Франциска Ассизского. – М., 1906. Жебар Э. Мистическая Италия: Очерк из истории возрождения религии в средние века/Пер. с фр. – СПб., 1900. С.85–140. Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века/Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.   Задворный В.Л. Святой Франциск и история Францисканского ордена//Франциск Ассизский. Сочинения . – М., 1995. Иванов А.А. Франциск Ассизский//Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 2. Иванов П. Тайна святых. Введение в Апокалипсис. СПб.: Диалог, 2004. С.301–333.

http://bogoslov.ru/person/3177073

Война в чем-то подобна шахматной партии. В дебюте разыгрывается некая ситуация, следствием которой становится определенная диспозиция фигур на шахматной доске. Далее происходит борьба сторон, в результате чего одна сторона приходит к эндшпилю победительницей, другая проигрывает. Как правило, уважающие себя гроссмейстеры не доигрывают партии до конца: поняв, что проиграл, игрок сдается и жмет руку победителю. Разница между шахматной партией и реальной войной заключается в том, что в первом случае счет потерь идет на единицы, во втором на тысячи, сотни тысяч, миллионы. В первом случае действующими лицами являются деревянные фигуры, во втором — реальные люди, каждый из которых может прожить только одну жизнь, у каждого из которых есть или может быть семья, есть потомство реальное или потенциальное. Финал шахматной партии можно еще как-то предсказать по ее началу, а вот исход большой войны никто предсказать не сумеет. На исходе войны можно с большей или меньшей точностью подсчитать понесенные потери, но потенциальное потомство каждого убитого на войне солдата или мирного жителя подсчитать никто не может. Путем простой калькуляции, основанной на подсчетах естественного роста населения Российской империи, Дмитрий Менделеев предсказывал, что к концу XX века в стране будет жить более 500 миллионов человек. Реальная численность населения сегодняшней России вместе со всеми соседними государствами, некогда входившими в Российскую империю, оказалась в два с лишним раза меньше. Это является прямым следствием потерь в двух мировых войнах, ведь каждый погибший унес с собой в могилу по крайней мере одного или двух своих детей, четырех внуков, восемь правнуков, и так далее. К этому нужно добавить и жертвы репрессий вместе с их потенциальным потомством: здесь тоже счет идет на десятки миллионов. Война всегда несет смерть, зло и разрушение. Русский поэт А. Голенищев-Кутузов, принадлежавший к известному военному роду, в свое время написал стихотворение под названием «Полководец». В нем описывается яростная битва, реки льющейся крови, гром орудий, стенания раненных. Когда же наступает ночь, на боевом коне на поле битвы, усеянное мертвыми телами, въезжает Смерть. Ее роковой голос, как голос полководца, проносится над равниной:

http://patriarchia.ru/db/text/3699025.ht...

Гоголевский сборник 1902, стр. 354. 1827. 27 января. Д. Е. Ясновский назначен директором Гимназии высших наук. 10-13 февраля. Школьные спектакли в Гимназии высших наук. Письмо к М. И. Гоголь, Рапорт проф. Билевича в конференцию Гимназии высших наук: донос на проф. Белоусова. Начало „дела о вольнодумстве“ в Гимназии. Лавровский, стр. 59. 1 июля. Гоголь переходит в 9-й (последний) класс. Летом, на каникулах, сближается с дядею Павлом Петровичем Косяровским. К этому лету относятся, повидимому, воспоминания А. П. Стороженко о встрече с Гоголем. Лавровский, стр. 141–142. „Отечественные Записки“ 1859 г., апрель. Переписка с Г. И. Высоцким и Петром Петр. Косяровским о своем будущем. Мечты о поездке за границу. Мечты о деятельности („остановился на юстиции“). Письма 67. 5 октября. Прибытие нового директора Гимназии высших наук Д. Е. Ясновского. Лавровский, стр. 103. 3 ноября. Гоголь вызван на допрос по делу о лекциях и записках профессора естественного права Белоусова. Лавровский, стр. 110. К этому году Гоголь относит идиллию „Ганц Кюхельгартен“. 1828. 27 июля. Гоголь признан окончившим Гимназию (с правом на чин 14 класса). Гоголевский сборник 1902, стр. 411. В конце августа Гоголь совершил поездку в Кременчуг на ярмарку. „Русск. Старина“ 1887, стр. 682–683. До декабря Гоголь живет дома, в Васильевке. Шенрок. Материалы, I, стр. 159. Осенью Д. П. Трощинский писал в Петербург к Л. И. Голенищеву-Кутузову, рекомендуя Гоголя. Кутузов отвечал ему, что ждет его „молодого родственника“. „Русская Старина“ 1887, стр. 682–683. 13 декабря. Гоголь вместе с А. С. Данилевским через Кибинцы выехал в Петербург. Письмо О. Д. Трощинской к А. А. Трощинскому от 14 декабря 1828 г. ПД. 15 декабря. Попечитель Харьковского учебного округа утвердил за окончившими Гимназию высших наук их права на чины. Гоголевский сборник 1902, стр. 418. 1829. С января по апрель (?) Гоголь живет в Петербурге вместе с А. С. Данилевским на Гороховой улице в доме Галыбина, затем на Екатерининском канале в доме Трута. Безуспешно хлопочет о месте через Л. И. Голенищева-Кутузова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010