Василий Ананьевич Голенище, родоначальник Голенищевых-Кутузовых, находился в 1471 году посадником в Новгороде; сын его Иван Васильевич был воеводою в казанском походе 1506 года; Фёдор Иванович 55) был воеводою в Сургуте (16211623), в Кузнецке (16251627) и в Валуйках (1641); Павел Митрофанович 60) ранен при осаде Смоленска, в 1634 году. – Двадцать-четыре члена фамилии Голенищевых-Кутузовых владели населёнными имениями в 1699 году. Илларион Матвеевич, человек большого ума, был генерал-поручиком и сенатором; а сын его, фельдмаршал Михайло Илларионович, самое знаменитое лице этой древней фамилии, один из величайших полководцев и искуснейших дипломатов России, спас отечество в 1812 году 199 . Он уже прославился при Екатерине Великой в чине генерал-поручика, и был послом в Цареграде; при Императоре Павле Петровиче служил генералом от инфантерии, а при Императоре Александре I был главнокомандующим: в 1805 году против французов, в 1811 году против турок и, наконец, в 1812 году, ему, главнокомандующему всеми российскими армиями, отечество обязано было спасением своим. Император Александр I возвёл его в Графское Российской Империи достоинство 29 октября 1811 года; в достоинство Светлейшего Князя Российской Империи 29 июня 1812 года, и пожаловал титулом: Смоленского, 6 декабря 1812 года. – Иван Логинович находился, при Екатерине Великой, адмиралом, первым членом адмиралтейств-коллегии, казначеем флота и директором морского кадетского корпуса. Император Павел Петрович, через два дня по восшествии на престол, пожаловал ему звание вице- президента той коллегии и Андреевскую ленту, а через два года (31 октября 1798) возвёл на степень президента адмиралтейств-коллегии и велел состоять в первом классе, на всех правах и преимуществах генерал-фельдмаршала. Из сыновей его: Павел Иванович был сенатором и попечителем московского университета, а Логин Иванович генерал-лейтенант флота, генерал-казначеем адмиралтейств-коллегии, потом председателем морского учёного комитета. – Павел Васильевич, генерал от кавалерии, генерал-адъютант, главный директор пажеского и кадетских корпусов, потом с.-петербургский военный- генерал-губернатор и государственного совета член, возведён был в Графское Российской Империи достоинство 8 ноября 1832 года. – Досифей Голенищев-Кутузов (рождение 1750 † 23 ноября 1819) был архимандритом монастыря Дмитровского Богоявленского, потом Московского Златоустовского 200 . Герба графов Голенищевых-Кутузовых в Общем Российском Гербовнике не находится, а герб дворян Голенищевых-Кутузовых следующий (Общий Российский Гербовник, часть II, 31): в голубом поле, одноглавый орёл с дворянскою короною на голове и со шпагою в правой лапе. На щите дворянские: шлем и корона с тремя строусовыми перьями. Намет справа – голубой, слева – чёрный, подложенный серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.   Востоков М. А. Св. Григорий Двоеслов, Папа Римский//Свет истины. – Птг., 1914. – Вып 2. Вязигин А.С. Идеалы " Божьего царства " и монархия Карла Великого. – СПб., 1912. С.24–34. Вязигин А.С. Папа Григорий Великий как церковно–исторический деятель. – Харьков, 1908. Гарнак А. История догматов//Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.  Т. 2. С.382–385. Гергей Е. История папства/Пер.с венг. – М.: Республика, 1966. С.52–61. Голенищев–Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. – М.: Наука, 1972. С.136–147. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике: Литургика. – М.: Паломник, 1996. С.250–251. Грабарь–Пассек М.Е. Григорий Великий//Памятники средневековой латинской литературы IV–X  веков. – М.: Наука, 1970. То же:  Памятники средневековой латинской литературы IV – VII веков. – М.: Наследие, 1998. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987. С.239–242. Добиаш–Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья: Научное наследие. – М.: Наука, 1987. С.174–175. Дюби Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о самом себе/Пер. с франц. –  М.: Языки русской культуры, 2000. С.40–41, 69–71. Ефимова Н.И. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII–X столетий: К проблеме эволюции модальной системы средневековья. – М., 1998.  Жебар Э. Мистическая Италия: Очерк из истории возрождения религии в средние века/Пер. с фр. – СПб., 1900. С.2–4. Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века/Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.   Задворный В.Л. Григорий I Великий//Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.  Иванов В.Г. История этики средних веков. – Л.: ЛГУ, 1984. С.28–46. Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно–христианская мистика. – М.: Институт ДИ–ДИК; Православный Свято–Тихоновский Богословский институт, 2003. С.217–242. История Европы. – М.: Наука, 1992. – Т. 2.  

http://bogoslov.ru/person/2710016

Воробьевский царский дворец прожил долгую жизнь. Любили его и Борис Годунов, и Петр I, повелевший насадить в его саду березовую рощу, и Екатерина Великая, но к концу ее правления в 1790-х годах дворец был разобран за ветхостью. И через двадцать лет на Воробьевых горах, «короне Москвы», по образному выражению императора Александра I, началось строительство храма Христа Спасителя по проекту А. Витберга – их первая «великая стройка». Троицкая церковь, ставшая одной из местных дворцовых церквей, оказалась свидетельницей всех этих событий. Она упоминается в 1644 году как очень древняя церковь, давно стоявшая в Воробьеве. Дело в том, что наряду с ней там существовали еще 2–3 дворцовые церкви. Однажды они все были разобраны и взамен их выстроили один Троицкий храм с придельными престолами. Но и нынешнее здание церкви, построенное всего лишь в 1811 году, немало повидало на своем веку. Уже в 1812 году в ней молился сам М.И. Кутузов перед тем, как отправиться на военный совет в Филях. По преданию, эта местность издревле была связана с родом Кутузовых. Соседнее с Воробьевым село Голенищево, с другой, тоже Троицкой церковью в районе современной Мосфильмовской улицы, и вошло с XV века в их старинную боярскую фамилию – будто бы святитель Московский митрополит Иона исцелил там боярина Василия Кутузова, и это чудо было изображено в одном из клейм местной иконы святителя в Троице-Голенищевском храме. Оттого и стали потомки исцеленного боярина именоваться Кутузовыми-Голенищевыми. А Троицкая церковь в Воробьеве уцелела и после того, как сам Наполеон приехал сюда смотреть на панораму Москвы, лежавшей у подножия Воробьевых гор. Завершение строительства Троицкой церкви иногда приписывают знаменитому «святому доктору» Ф.Гаазу, который так заботился о заключенных местной пересыльной тюрьмы, устроенной из бывших бараков для рабочих-строителей витберговского храма Христа Спасителя. Он хотел, чтобы арестанты были как-то приписаны к этой церкви, имели возможность посещать богослужения и окормляться у ее священников.

http://pravoslavie.ru/134.html

Здание, окруженное березами и кипарисами, стоит на перекрестке улиц, одна из которых носит имя известного швейцарского писателя Тепфера, другая – Лефорта, русского адмирала, выходца из Женевы. Первая русская церковь в Швейцарии появилась в Берне осенью 1817 и находилась в частном доме, при резиденции посланника Российской империи. Она была освящена в честь Воздвижения и имела иконостас, сделанный в Петербурге по образцу походной церкви Александра I. Утварь из золоченого серебра тоже изготовили в Петербурге. Первым настоятелем (1817–1830) стал о. Василий Разумовский, хорошо знавший немецкий язык. С 1821 до 1848 церковь помещалась в замке Рейхенбах, обслуживая прежде всего вел. кн. Анну Феодоровну, бывшую супругу вел. кн. Константина Павловича (она по-русски не говорила), которая жила под Берном, а также русских юношей из школы Песталоцци в Гофвиле. В 1848 церковь пришлось закрыть из-за политических событий в стране и вывезти во Франкфурт-на-Майне. В 1850, когда Анна Феодоровна переехала на виллу под Женевой, а в Берне среди российских дипломатов православных не стало, настоятель о. Василий Полисадов просил о переводе церкви в Женеву, где имелась небольшая (около 30 человек) колония из русских и греков. Первым мысль о церкви в Женеве подал в 1841 кн. И. Л. Голенищев-Кутузов, который хлопотал также о церкви и в баварском Бад-Киссингене. Однако только осенью 1854 вновь открытый храм был перенесен из Франкфурта – он разместился в вилле Жарглнан в квартале О-Вив, но не имел ни «малейшего характера представительности». Вскоре «многочисленное стечение в Женеве русских детей, привозимых туда родителями для образования, а также наших больных соотечественников, сделало уже положительно невозможным одновременное присутствие всех желавших помолиться в храме». По словам митрополита Санкт-Петербургского Исидора, одобрившего 17 сентября 1861 идею о новом храме, «было бы весьма прискорбно, если бы дети сии лишены были существенной потребности слушать отечественное богослужение». В Женеве, «пристанище для всех религиозных мнений», и ее окрестностях обучались в те годы 160 русских юношей (в основном дворян); несколько тысяч русских бывало в городе проездом.

http://sobory.ru/article/?object=12221

Никита Васильевич 8) был послом в Крыму в 1474 году; сын его Иван Никитич берсень был послом в Польше в 1492 году и в Крыму в 1502 году, а при великом князе Василие Иоанновиче, по известному делу Максима Грека , уличён в дерзких словах против Государя, и обезглавлен зимою 1525 года, на Москве-реке. Семён Васильевич 9) находился воеводою в Алексине, в 1473 году; Иван Александрович 21) был первыми воеводою передового полка в походе к Дорогобужу, в 1500 году; Иван Васильевич 58) находился первым воеводою второго большого полка в казанском походе 1544 года; первым воеводою шестого ертаульного полка в шведском походе 1549 года, и первым воеводою шестого большого полка в полоцком походе 1551 года; Иван Григорьевич 49) и Михайло Семёнович 67) получили, от Иоанна Грозного, поместья в московском уезде, 2 октября 1550 года; Игнатий Игнатьевич 38) убит при взятии Казани, 2 октября 1552 года; имя его вписано в синодик московского Успенского собора, на вечное поминовение. Леонтий Юрьевич был вторым воеводою в Новгороде в 1569 году; Василий Михайлович одинец воеводою в Терках с 1645 по 1648 год; вторым судьёю во владимирско-судном приказе в 1651 году; воеводою в Белой в 1656 году, и в Тобольске, в 1659 году; там и скончался в 1660 году; Никифор Михайлович был воеводою в Астрахани, в 1658 году; Никита Михайлович вторым судьёю в московско-судном приказе, в 1651 году; Алексей Михайлович был воеводою в Туринске с 1664 по 1667 годы в Тюмени в 1670 году, где и скончался в том же году; Семён Яковлевич был воеводою в Астрахани в 1663 году; Матвей Алексеевич воеводою в Туринске в 1670 году. Иван Данилович 113), Моисей Романович 115) и Фёдор Корнильевич 129), находились, в правление Царевны Софии Алексеевны, стольниками и полковниками в рейтарском войске. Сорок один Беклемишевых владели населёнными имениями в 1699 году. Действительный статский советник Иван Беклемишев находился, в 1760 году, вице-губернатором в Астрахани; Сергий Васильевич быль вице-президентом коммерц-коллегии в 1775 году. Достойно замечания, что князь Мих. Фёд. Пожарский, отец князя Дмитрия Михайловича, женат был на Евфросиние Фёдоровне Беклемишевой, и Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов, отец князя М. И. Кутузова-Смоленского, также был женат на девице Беклемишевой; таким образом, главные вожди российских войск в великие 1612 и 1812 годы оба происходили, по женскому колену, из фамилии Беклемишевых.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

П. И. Панин, командующий рус. армией в Крыму. В 1788 г. знаки ордена 1-й степени получил Г. А. Потёмкин , в 1789 г.- А. В. Суворов . Кавалерами всех 4 степеней Г. о. были ген.-фельдмаршалы светлейший кн. М. И. Голенищев-Кутузов (1775, 1791, 1792, 1812), кн. М. Б. Барклай-де-Толли (1794, 1806, 1812, 1813), гр. И. И. Дибич (1808, 1812, 1829, 1829) и светлейший кн. И. Ф. Паскевич (1810, 1811, 1827, 1829). В числе иностранных кавалеров ордена 1-й степени был кор. Пруссии Вильгельм I (1869). В 1805 г. к награждению орденом 1-й степени был представлен имп. Александр I, но он согласился принять лишь знаки 4-й степени за личную храбрость. В 1869 г., в день 100-летнего юбилея Г. о., знаки 1-й степени возложил на себя имп. Александр II, уже имевший орден 4-й степени (1850). Среди выдающихся кавалеров ордена 2-й степени были прав. Феодор Ушаков (1790), кн. П. И. Багратион (1805), гр. М. И. Платов (1807), кн. М. С. Воронцов (1814), Н. Н. Раевский (1814), А. П. Ермолов (1814), П. С. Нахимов (1853), кн. А. И. Барятинский (1859), гр. Д. А. Милютин (1877), вел. кн. Александр Александрович (впосл. имп. Александр III ) (1877), М. Д. Скобелев (1881), Н. Н. Юденич (1916). В 1915 г. приказом по армии и флоту орденом 4-й степени был награжден имп. мч. Николай II . За отличия в Отечественной войне 1812 г. и за участие в заграничном походе 1813-1814 гг. орден 1-й степени был выдан 5 раз, 2-й степени - 36, 3-й - 155, 4-й - сотни раз. Во время первой мировой войны орден 2-й степени вручался 4 раза, 3-й - 71, 4-й - более 3500 раз. На георгиевской ленте носились 5 офицерских золотых крестов (за Очаков, Измаил, Прагу, Прейсиш-Эйлау, Базарджик), а также мн. медали Российской империи. Звезда ордена св. Георгия 1-й степени Звезда ордена св. Георгия 1-й степени 13 февр. 1807 г. имп. Александр I учредил особый знак отличия Военного ордена, к-рым награждались за военные заслуги нижние чины армии и флота. Решение о награждении принималось голосованием ротными командирами и штаб-офицерами полка по представлении непосредственных начальников.

http://pravenc.ru/text/164505.html

Первый на северо-востоке азиатской территории Русского государства монастырь был основан в 1663–1664 годах. Об учреждении его и церкви во имя Спаса Нерукотворного Образа подал челобитные царю и архиепископу Сибирскому Симеону воевода Иван Голенищев-Кутузов. Горожане выбрали служилого человека Ивана Афанасьевича Овчинникова на должность настоятеля и ходатайствовали о посвящении его в монахи. Владыка дал своё благословение, и к северо-востоку от крепостных стен старого острога (сегодня на этой территории находятся Кружало и Преображенский собор), заложили Спасский монастырь. Главный его храм, двухэтажный, построенный на пожертвования царя Алексея Михайловича в 1663-1665 годах, освятили во имя Нерукотворного Спаса. Другая церковь – деревянная шатровая, однопрестольная, поставленная в остроге в 1640-м «на щедрые средства царя Михаила Федоровича» и освящённая во имя святого Михаила Малеина («Ангела Царёва»), – была «отдана в ведение монахов» и перенесена в новый город в 1680-м. Вблизи стояла колокольня, а над западными воротами высилась летняя надвратная двухъярусная и пятиглавая Знаменская церковь Пресвятой Богородицы. За свою более чем трёхвековую историю Якутский монастырь пережил и период разорения, и нового расцвета, и около десяти больших и малых пожаров. Но всегда на месте сгоревших зданий возводились новые. После того как в 1780 году огонь уничтожил главный храм монастыря, в нём началось, наконец, строительство каменных сооружений. В 1800-м сложили трёхпрестольную двухъярусную Спасскую церковь и колокольню из кирпича. В 1820 году на территорию обители перенесли старый деревянный Николаевский храм, разобранный после пожара. Южный престол его освятили в честь Вознесения Господня, а северный – во имя преподобного Михаила Малеина. В 1828-м возвели кельи. Одноэтажное кирпичное здание было по своей архитектуре столь же аскетично, как и другие монастырские каменные строения. В 1833–1843 годах якутские мастера поставили из кирпича ограду. А через шесть лет на монастырскую колокольню подняли 200-пудовый, первый и, наверное, единственный литый в Якутске колокол. Это стало для настоятеля монастыря архимандрита Самуила днём величайшей радости. Во время литья все горожане спешили на место работы и бросали в указанное мастером место серебряные и золотые кольца, серьги, ложки, часовые цепочки, монеты. Голос колокола, названного «Самуиловским», торжественно вплетался в перезвон многих других, созывавших народ Божий на церковные службы.

http://sobory.ru/article/?object=35078

По преданию, храм посещал первый русский император Пётр Великий, а в войну 1812 года – светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, рядом с храмом находилась его ставка. По свидетельству местных жителей, сразу за алтарной частью храма находилась братская могила воинов, погибших в годы Отечественной войны 1812 года. Во время проведения работ по отводу вод от стен храма перед алтарной частью была выкопана канава шириной около метра и такой же глубины. При этом действительно было обнаружено множество костей, свидетельствовавших об общем братском захоронении. В 1937 г. храм был закрыт, и нижний придел использовался как склад и столовая. Из надписи на кресте, который был найден в алтаре Казанского придела: «17 июля 1955 г. По указу Его Преосвященства Епископа Онисифора, Калужского и Боровского, за 109. Освящен престол во имя Казанской Пресвятой Богородицы. Освящение совершили: митрофорный прот. Иоанн Соловьев, благочинный прот. Александр Добромыслов, прот. Тихон Трилесский, благочинный Столинскаго района БССР Евгений Минкевич, иереи о. Павел Казаков, о. Георгий Юрашкевич, протодиакон о. Кузьма и настоятель Спасо-Преображенского храма игумен Никандр. Храм Спасо-Преображенский построен боярами Лыковыми в 1614 г. XVIII в. В подвальном храме с 1920 г. не служилось – были склады колхоза», сделанной архим. Никандром (был настоятелем с 1947 по 1972 гг.), следует, что нижний придел был разорен еще в 1920-е гг. Только в 1947 г. Совет по делам Русской Православной Церкви зарегистрировал общину и передал её здание храма, что и было отмечено в протоколе и договоре от 24.09.1947 г. Первый послевоенный настоятель, архим. Никандр, оставил глубокий след в духовном облике Спас–Загорского Преображенского храма. В 1947 г. он, в сане игумена, был назначен настоятелем тогда закрытого храма в честь Преображения Господня в с. Спас–Загорье. Храм использовался как склад мелкой сельхозтехники, в алтаре был ссыпной пункт, хранилось зерно. Пришлось выкатывать машины и прямо на улицу выбрасывать зерно. При архим. Никандре в годы советской власти реставрировались крыша и купола храма, был построен небольшой приходской домик, при о. Алексие Полякове и игумене Ростиславе (Колупаеве) построен новый дом. С 1997 г. до настоящего времени обновлена кровля и купола, поставлены новые кресты, налажено отопление, храм побелен, обезопасен от грунтовых вод, построены новые кельи и технические помещения для церковного хозяйства, строится новая трапезная и большое помещение для воскресной школы.

http://sobory.ru/article/?object=00910

Свет, проходя сквозь разноцветные стекла 19 окон, которые все были уставлены свечками, не исключая и колокольни, производил очень приятный для глаз блеск, приводивший деревенских жителей буквально в неописанный восторг. На утро прибыли Пружанский благочинный священник Николай Жукович, который и возглавил праздничное богослужение. После освящения храма им было сказано назидательное приветствие. В освящении участвовали 4 священника и диакон. Богомольцев было более тысячи, несмотря на продолжительную дождливую и ненастную погоду. В числе присутствовавших на богослужении были Пружанский уездный исправник Г.М. Крылов, мировой посредник О. Голенищев-Кутузов, уездный почтмейстер Н.В. Константинов, доктор Шпилевский и становой пристав Н.И. Воскресенский. Проповедь после причастного стиха сказана была настоятелем церкви священником К. Маковельским. В новую церковь церковь поступило много пожертвований: от священника Константина Маковельского - Евангелие в лист в позолоченном резном окладе, стоимостью 31 рубль, чаша большого размера с полным прибором позолоченная 35 рублей, выносные крест с подножием - 20 рублей, завеса к царским вратам из пунцового шелка - 26 рублей 74 копейки, итого на сумму 112 рублей 74 копейки. От пристава первой статьи Пружанского уезда Н.И. Воскресенского - шитый мишурой на малиновом бархате воздух и покровцы стоимостью 12 рублей; от крестьян села Рудники - двухъярусное паникадило за 17 рублей 5 копеек и много другой утвари. Вообще все вещи, пожертвованные во вновь освященную церковь и купленные на пожертвованные деньги стоят 1940 рублей 94 копейки серебром, в их числе 20-пудовый колокол стоимостью в 400 рублей серебром, изготовленный в Москве. Все строительные работы и освящение храма проводились с благословения Высокопреосвященного Макария (Булгакова), архиепископа Литовского и Виленского. Благодаря хорошим крестьянским домам, домам священника и псаломщика, волостного правления и народного училища, а особенно двум церквам, приходской Покровской и кладбищенской Успенской село Рудники имело вид довольно приятный и представлялось взорам путников скорее местечком, чем небольшой деревушкой.

http://sobory.ru/article/?object=27652

Торжественная церемония закладки Свято-Троицкого Измайловского собора состоялась в день полкового праздника — Пятидесятницы 13 мая 1828 года. Ни Император, ни его супруга не присутствовали — из-за войны с Турцией Николай I должен был сопровождать войска. На торжество пожаловала только вдовствующая императрица Мария Федоровна с внуком, будущим императором Александром II. Военное командование представляли главнокомандующий граф П. А. Толстой, военный генерал-губернатор П. В. Голенищев-Кутузов, бывший командир полка генерал-адъютант М. Е. Храповицкий. Митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский) совершил молебен. Первый камень в основание нового храма положила вдовствующая императрица Мария Федоровна. Присутствующие положили в основание храма «приготовленные на сей случай нового чекана платиновые монеты». От Измайловского полка присутствовал только 3-й батальон. Два другие встретили этот день в Турецком походе. Разрабатывая проект Свято-Троицкого Измайловского собора, Василий Стасов руководствовался идеей триумфа России и русской армии. Величественный храм своими огромными размерами уступал только Исаакиевскому собору , который уже строился в это время в Петербурге. Согласно плану, собор представлял собой равносторонний крест с нетрадиционным расположением глав – по осям креста. Венчал постройку массивный центральный барабан, доминирующий над всем зданием. Весь 1828 год шло устройство фундамента – почвы на месте строительства оказались сложными. Вместо предполагавшихся 5500 было забито 9000 четырехсаженных свай. Фундамент выложили из тосненской плиты на известковом растворе, цоколь – целиком из гранита. Стены и колонны возводились из кирпича с металлическими связями из полосового и брускового железа. К осени 1829 года здание было возведено до фронтонов портиков. В следующем году началось возведение центрального барабана с куполом, представлявшее наибольшую сложность. В апреле 1832 года была завершена обшивка купола, а в мае установлена золоченая глава и крест. Центральный купол украсили 280 золоченых звезд, малые – по 208. К концу ноября купол был освобожден от строительных лесов и предстал во всей красе, но уже через три месяца – в ночь на 23 февраля 1833 года - главный купол сорвало бурей. Была повреждена одна из малых глав. Лишь по счастливой случайности никто из людей не пострадал. Началось следствие. Комиссия из знаменитых инженеров, математиков, архитекторов нашла целый ряд конструктивных ошибок, допущенных Стасовым при проектировании купола и послуживших причиной катастрофы.

http://azbyka.ru/palomnik/Троице-Измайло...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010