27/VIII н. ст. Любящий тебя дядя. Письмо 25 # Дорогая и родная племянница моя, Варя, с домашними твоими, здравствуйте! 1-го сентября получил твои два письма (от 25 и 26/VIII) и благодарю за утешение. Здесь погода тоже изменилась: сделалось дождливо и холодновато. Относительно «исправления пути» твоего – буди благословен тот срок, который сложится из обстоятельств, тебя окружающих. Меня удивляет и не укладывается в моем сознании настоящая жизнь крымцев, те мелочи, которые их занимают и переживаются не как должно – спаси их, Господи. Подобное заявление о себе мною подано еще 11/V, а теперь прокурор на днях бывшей врачебной комиссии отказал ходатайствовать о подведЕнии меня под 458 статью 386 – вот, теперь что хотишь, то и делай! Спроси благословения (кланяюсь) у дяди Ник – как быть дальше? Воздаяние тете Ол да даст Господь одинаковое – яже с 2-мя лептами ( Мк 12:42 ; Лк 21:2 ). Если пальто не готово – то захвати с собой теплое одеяло – как можно хуже и теплые брюки и пока больше ничего. Господь с вами. Простите. 3/IX Твой любящий дядя. Письмо 26 # Дорогая и родная племянница моя, Варя, с домашними твоими, здравствуйте! Как-то ты дошла и доехала? А у меня с первой же ночи начались Божии испытания: чрез окно, из-под головы вытащили мой саквояж, но утром, по приказанию П. А. 387 принесли: саквояж, очки, зеленую коробочку 388 (о, горе!) – пустую, и лекарства. Слабит меня как прежде – лекарств маловато. С первой же посылкой вышли 100 сухариков с мелким сахаром 389 , а теплыя вещи – поторопитесь, поторопитесь и еще – поторопитесь. Напиши В Г мое покаяние о зеленой коробочке – я виноват 390 ? Сердце что-то ослабло. Но не пугайтесь, дорогие мои! Господь с вами. Простите. 28/IX Любящий тебя дядя. Письмо 27 # Дорогая и родная племянница моя, Варя, с домашними твоими, здравствуйте! Немного с опозданием получил твое алатырское письмецо и очень рад, что вы там утЕшились. А вчера (5/Х н. ст.) прибыло и письмо твое с описанием дальнейшей поездки, и за все случившееся и за сданную работу 391 – за все слава Богу! А как твое здоровье? Поправляешься ли? Надо полечиться отъобоюду... Причина твоей болезни пожалуй правильна. Стомах 392 мой мало-помалу поправляется вашими святыми молитвами. Продукты идут понемногу вперед. Теперь простудился и т-т П. А. Сердце мое пока служит, а вот рука – плохо подчиняется (не сетуйте на меня, что помалу пишу .). Горюю по Безценной Потере 393 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Когда надмевается помысл и в сердце слышатся какие-либо славолюбивые доводы, тогда отвечайте им словами псалма: «О, да возвратятся абие стыдящеся глаголющии Ми: благо же, благо же» ( Пс 69:4 ) 256 . О смирении. Сердце смиренномудренное есть сокровище, отовсюду огражденное благодатию Божиею, возграждение идеже ни червь, ни тля тлит, идеже татие ни подкапываются, ни крадут ( Мф 6:20 ) 257 . Обилие здоровых плодов нагибает до земли древесные ветви и множество добродетелей смиряет мудрование благодатного мужа. Как подставка поддерживает у обремененного плодами дерева ветви, так страх Божий – добродетельную душу; возделывайте ум поучением в законе Божием, потому что непрестанное поучение в нем искореняет худые помыслы 258 ; памятуйте всегда о Боге и небом сделается ум ваш. Радуйтесь смиренно, ибо порождается им высота великая, пасть не могущая. Таково смиренномудрие, Вы это знаете и сами. Но это ваше знание меня и понуждает беседовать с вами, чтобы не потерять мзды трудов своих. А для того, чтобы спасти свою душу, непременно нужно иметь смирение и любовь. Посредством Слова совершилось Боговселение в человецех, посредством благодати Святаго Духа мы уразумеваем любовь Бога-Слова Иисуса Христа. Господь заповедал иметь между собою любовь ( Ин 13:34 ; Ин 15:12,17 ). Побеседуем о любви. Слово < " > любовь < " > великая вещь есть, благо выше всех благ. Она одна облегчает все тягостное для нас и дает силу терпеливо перенести все превратности жизни. Она несет бремя свое, не чувствуя его тяжести, и самую горесть услаждает. Любовь ко Господу Иисусу Христу и ближнему ради Христа возвышает душу человека. Она направляет ко всему великому и побуждает стремиться к более совершенному, святому. Любовь возвышает и не допускает, чтобы что-либо земное удерживало нас. Любовь желает быть отрешенной от всякой мipckoй привязанности, чтобы ничто не затемняло ее взора, никакое временное благо не связывало и никакое лишение не смущало. Ничего нет отраднее любви и нет ничего сильнее ее, возвышеннее и приятнее, ничего нет обширнее и лучше ее ни на небе, ни на земле, потому что любовь происходит от живого источника – Бога и может найти покой только в Боге, превыше всего творенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Пишущий П. А. кланяется вам. Письмо 33 # Дорогая и родная племянница моя, Варя, с домашними твоими, здравствуйте! Жду письма. Как ты путешествовала? Мы все и все наше в руках Σωρατορα_а . Моя кишечная болезнь по-прежнему переменна Каг не надо: заботы и различные неприятности не окупятся могущей произойти пользой. Варим разныя разности – благодарю за них! голова распухла, а проветрить времени нет. Двое суток – как много и как мало – времени 401 , как много говорено и как мало сказано и прочувствовано! Очень сожалею! Все боюсь, что не повторятся... ведь опять открылась дверь – исшествия... Заявление подано вчера (18-го). Сегодня (поздравляю) – день памяти Отца – Старца – моего дорогого, любимаго (Слава Тебе, Боже! – 3-жды) 402 . Мама ваша пишет, что все обстоятельства склоняются к уничтожению домиков, где она, бедная, проживает, и не знаю, где придется склонить голову – ей, горемыке... 403 Ευνοια του Ψεου всем вам. Простите. 20/ХI Любящий тебя твой дядя. Письмо 34 # Дорогая и родная племянница моя, Варя, с домашними твоими, здравствуйте о Κυριοθе . 21/ХI получил твое письмо от 16-го. Δξα τφω Ψεφω ! Как быстро на сей раз доехала! Напиши ™ и бабушке ея от меня – Божие благословение и мою глубокую благодарность за труды по шитью пальто, мед и предложения яже о доме – спасиБо им за их любовь! Перехожу по состоянию своего здоровья на собственное, кроме хлеба, иждивение 404 , с 1-й посылкой требуется: сухариков (домашнего приготовления), вермишели (побольше), пшена, луку, томата, постного масла и сливочного, сахара (пиленого), [риса,] перца стручкового, селедок (мал бочонок) и икры, сушеной рыбы (если есть готовая), фруктового чая, 4 ученических тетради Что изрек красный † ? Вчера (26-го) получил твое письмо от 17 и умиляюсь и премного благодарю за ваши заботы о моем здоровьи. О посылке со здоровьем еще не слыхать 405 , а уже с неделю назад ­­O Κριοθ послал мне выздоровление и только за ваши молитвы, в которых и впредь прошу не оставить. Ожидаем разгрузочной комиссии. Итак, будьте в мире, благодаряще του Ψεοφυ о всем! Простите.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Сделав в первом своем труде столь многообещающие выводы, в книге об Оптиной пустыни И.М. Концевич, как ни странно, фактически отошел от своего первоначального взгляда и дал новое определение старчества, попытавшись связать его с пророческим служением древних христиан. По его мнению, старцы — прямые продолжатели служения тех пророков, которые упоминаются в Деяниях и Посланиях апостольских, поскольку и те и другие «назидали, увещевали и утешали» верующих (1 Кор 14:3), предсказывая будущие события . Нетрудно заметить, что в такой точке зрения эмигрантский историк и богослов вернулся к мотивам ранней апологетической литературы о старчестве, делавшей акцент на прозорливости и чудотворчестве старцев . Это был явный теоретический регресс не только по отношению к более ранней работе самого Концевича, но и по отношению к трудам его предшественников и современников, в частности, к эпохальной статье-докладу киевского богослова В.И. Экземплярского «Старчество» (1917). Ср.: Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида. М., 1876. С. 37-38. Трифон (Туркестанов), митр . Древнехристианские и оптинские старцы. М., 1996. С. 30. В своем стремлении трактовать старчество в широком контексте православной аскетики эти авторы не были одиноки. С антропологических и аскетических оснований послушания и исповедания помыслов начинал свой разговор о старчестве автор курса лекций, дошедших до нас под названием «Пастырство монастырское, или старчество» (Варшава, 1927). Во взаимосвязи с практикой Иисусовой молитвы рассматривал старческую деятельность своего героя другой эмигрантский историк протоиерей Сергий Четвериков, автор первой научной биографии преподобного Паисия Величковского (опубликована в виде серии статей в эмигрантской периодике в 1920-е гг., в начале 1930-х издана в виде книги на румынском языке). В СССР о старчестве в контексте православной аскетики писала такой автор церковного самиздата как монахиня Игнатия (Пузик) («Слово о старчестве» (1949), «Старчество на Руси» (1990)). См.: Пастырство монастырское, или старчество//Альфа и Омега. 1999. 2(20). С. 173-184; Четвериков Сергий, прот . Из истории русского старчества//Бог в русской душе. М., 1998. С. 88-169; Четвериков Сергий, прот . Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество//Правда христианства. М., 1998. С. 3-298; Игнатия (Петровская), монахиня . Слово о старчестве//Альфа и Омега. 1996. 2/3 (9/10). С. 165-208; Игнатия, монахиня . Старчество на Руси. М., 1999.

http://bogoslov.ru/article/430910

Душа человеческая в творениях Кассии Приведенный нами анализ ирмосов и стихир блаженной инокини Кассии отчасти отвечает и на другой вопрос – о вкладе Кассии в песнотворческое достояние Церкви. Нам думается, что глубокое, богатое знанием души человеческой проникновение блаженной песнописицы в сущность спасения этой бессмертной души и живое, опытное познание Христа распятого и воскресшего как Источника спасения есть то, что незыблемо лежит в церковном достоянии. Здесь, однако, необходимо коснуться сущности церковной лирики блаженной Кассии, чтобы ответ на последний вопрос был более отчетливым. Уже в упоминавшемся тексте отдельных ирмосов, составленных блаженной Кассией, а также в словах пространной стихиры Великой Среды были очевидны как высокое мастерство, так и духовная поэтичность, которые характеризуют ее творчество. Легкость, изящество, предельная краткость строф вместе с выразительностью и силой основного образа присущи ирмосам блаженной Кассии. Волною морскою Скрывшаго древле, гонителя мучителя, под землею скрыта спасенных отроцы, – таково начало 1-го ирмоса канона Великой Субботы 420 . Анализируя творчество блаженной Кассии, мы касались отдельных положений ее ирмосов: в них всегда наряду с глубоким богословским содержанием сохраняются выразительность и лаконичность словесной формы. Здесь в развитие изложенного положения уместно привести для примера весь ирмос 5-й песни канона Великой Субботы: Богоявления Твоего, Христе, к нам милостивно бывшаго, Исаиа Свет видев невечерний, из нощи утреневав взываше: воскреснут мертвии, и востанут сущии во гробех, и еси земнороднии возрадуются 421 . Вероятно, разъяснения здесь излишни. В стихире на утрени Великой Среды 422 следует остановиться на отдельных очень сильных образах, которые дает Кассия в описании как видимой природы, так и состояния души человека. Говоря об источниках слез, она приводит образ облаков, которые производят моря: Иже облаками производяй моря воду. Вспоминая дальше пречистые стопы Христовы, она говорит о том, как, услышав шаги Бога в раю, согрешившая Ева скрылась со страхом: Ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

649 Некоторые литургисты, говоря о крайне редком употреблении 2-й песни в богослужебных канонах, указывают на иную причину: не столько покаянный, сколько обличительный характер ее, лишенный молитвенных прошений ко Господу, выделяет ее из ряда остальных 8 песен. Если содержание библейских песней 1, 3–9 обращено к Богу, то речь Моисея во 2-й песни адресована людям, народу израильскому. См., например: Михаил (Таги-Заде), иеромонах. Литургика: Курс лекций. М., 1996. С. 68. – Ред. 650 См. статью «Жанр канона и его место в православном богослужении» в 1-й главе настоящей книги, с. 23–28. – Ред. 656 Автор указывает ряд текстуальных совпадений между канонами, несомненно принадлежащими перу преподобного Иосифа Песнописца, и трипеснцами Постной Триоди, надписанными именем Иосифа. Совпадения эти касаются, правда, только Богородичных, однако И. А. Карабинов приводит и другие аргументы в пользу предложенной им атрибуции. См.: Там же. С. 152, примеч. 196. 659 Разбор творений преподобного Иосифа Песнописца, написанных для дней Великого поста и Пятидесятницы, а также относительную хронологию их составления см.: Там же. С. 149–168. – А. Б. 670 Минея. Месяц иулий, 15. Утреня. Канон. Песнь 6, тропарь 3. – М. И. Служба им писана 14-го дня. – Ред. 677 О разновидностях риторических фигур см.: Гаспаров М. Л. Античная риторика как система//Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика. С. 27–59. – А. Б. 692 См., например, во франкоязычном издании воскресных песнопений: Dimanche, office selon des hurt tons. 710 Триодь Постная. Седмица 5-я Великого поста. Суббота [акафиста]. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 1. – Ред. 717 Октоих. Глас 1. Вторник. Утреня. Канон; Гласы 4, 6, 7, 8. Понедельник, вторник. Утреня. Канон. 763 В прежней редакции Триоди эти трипеснцы полагались петься за литургией; в греческих Триодях они читаются на повечериях. В современной редакции церковно-славянской Триоди трипеснцы указано петь на повечериях, чего ради они собраны отдельно, в конце книги, и озаглавлены: Трипеснцы, творение Иосифово. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Литургическое богословие и труды церковных песнописцев Труды песнопевцев и отцов Церкви, вошедшие в состав богослужения, рассматриваются в последнее время как особый раздел – литургическое богословие. Мы не находим подобного определения в работах маститых исследователей песнопения и песнопевцев Православной Церкви ни в XIX веке, ни в начале XX века. С трактовкой богослужебного достояния отцов и песнопевцев Церкви как литургического богословия мы встречаемся только во второй половине XX столетия – особенно отчетливо она представлена преосвященным Вениамином (Миловым) 185 . Разбирая чинопоследование вечерни, утрени и других частей богослужения Православной Церкви, изложенное в различных богослужебных книгах, преосвященный Вениамин, касаясь трудов святых песнописцев, весьма обстоятельно излагает значение тех или иных произведений, которые, будучи посвящены различным спасительным догматам нашего православного исповедания, и в наше время имеют непосредственное отношение к жизни, подвигу и великому делу спасения каждого из членов Церкви – как мирянина, так и инока. Автор «Чтений по литургическому богословию» отдает дань как самим отцам, так и их различным произведениям, то бегло, то более подробно касаясь тех основных богословских положений, которые в них раскрываются. Эти?то положения и составляют живую ткань предмета литургического богословия. В наших опытах разбора богослужебного достояния Православной Церкви мы пошли по пути исследования конкретных творцов этого великого достояния – с уяснением как отдельных богословских истин, являющихся предметом воспевания этих отцов, так и возможного понимания индивидуальности каждого из преподобных песнопевцев, обогативших в меру своих дарований сокровищницу православного богослужения. Тем плодотворней было бы, по нашему разумению, сопоставить между собой различные подходы к изучению православной литургии; рассмотреть труды отдельных церковных песнопевцев со стороны их значимости как литургистов-богословов, иными словами – со стороны участия каждого из церковных песнописцев в созидании литургического богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Душеспасом (Душеспасче Спасе мой) именуется Христос грешной женщиной в стихире блаженной Кассии. Поразительное именование! Нигде более не встречающееся в одном слове соединение основных понятий, знаменующих подвиг Христов! Спаситель душ человеческих, Богочеловек, Душеспасче. Такое именование могли дать только чуткость женской души, женское естество, и это именование дано нам в творчестве блаженной Кассии. Разбираемая стихира отличается, кроме того, и по форме своей большим и глубоким лиризмом, всегда пленяющим душу молящихся, наполняющим эту душу, вызывающим спасительные слезы. Господи, яже во многия грехи впадшая жена, – начинает Кассия стихиру обращением к Господу Спасителю, – Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит; увы мне, глаголющи, яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, Иже облаками производяй моря воду; приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса, неизреченным Твоим истощанием, да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моем власы, ихже в рай Ева , по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче, Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, Иже безмерную имеяй милость 417 . Закон спасения человеков, образ обретения подлинной, непризрачной духовной жизни через покаяние подробно и правильно изложен блаженной Кассией в этом церковном гимне. Покаяние, смирение сердца перед Спасителем души, источники слез и вера в Могущего восставить, потому что это – Бог, Богочеловек, принявший плоть нашу, взявший на себя грехи наши, – таков путь спасения, начертанный инокиней Кассией, опытно прошедшей этот путь. В стихире на Рождество Христово, изложенной выше, инокиня Кассия опять воспевает вочеловечение Христово, дважды повторяя в этом возвышенном праздничном песнопении термин о вочеловечении Бога – так это понятие усвоено Кассией, так оно исповедуется ею и полагается в основу бытия христианского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

— Не надо было всякую дрянь есть. — Какую дрянь? — Церковную. Там ужас какая антисанитария. Воду, которой они там еду поливают, прям из-под крана берут, да еще всякие гадости в нее макают. — Какие гадости? — Ну, кисточку, а главное, – он аж передернулся, – штуковину одну металлическую. Не скажу, как называется. Но от нее-то вся и зараза. Ее же сто лет не мыли! Так что надо умнее быть. Еду надо есть только из универсама, там все под контролем, все под вакуумом… — Откуда ты только такой умный взялся, – сказала я. — А ты чо, не догадываешься? – сказал он и подмигнул. — Из тонкого мира? – с замиранием спросила я. — Ну да. По мне поползли мурашки. По вам бы тоже, небось, поползли, еще бы, – я вдруг осознала, что в первый раз вот так запросто разговариваю с существом из того мира… — А… как там все у вас? – спросила я глупо. — Прикольно, – сказал он убежденно. — А… а мне туда можно попасть? На экскурсию?.. — Запросто, – сказал Пузик. Было видно, что он очень этой идее обрадовался. Но я не успела больше ничего спросить, потому что раздался звонок в дверь. — Подожди, пойду посмотрю, кто там, – с неохотой сказала я. Оказалось, что это Любка пришла меня проведать. Когда мы вошли в комнату, Пузик все так же лежал у меня в ногах кровати. Любка остолбенела. Ага, все-таки видит кое-что! Сама белая вся, нос голубой, того и гляди в обморок грохнется. Но тут она подобралась, глаза выпучила и рукой машет, будто Пузика зачеркивает. — Ой, да ну ее. Я пошел, – обиделся Пузик, спрыгнул с кровати и самозасосался в электрическую розетку. Вот так Любка! Я и вмешаться не успела. А она как ни в чем не бывало уселась на стул и большую коробку «Коркунова» из пакета достает: — Вот, – говорит, – я знаю, это твои любимые, с миндалем. Это правда. Только мне было очень обидно, что из-за нее ушел Пузик, причем на самом интересном месте. И наплевать мне было на ее конфеты, хотя мама их редко покупает. — Привет тебе от Надежды Петровны и всех ребят, – говорит. – И от Шурика… — Да мне до него дела нет, – пробурчала я.

http://azbyka.ru/parkhomenko/sekretnaja-...

— Ну, как сырки? Вкусненькие? — спросил Пузик и сочно рыгнул. — Ну да, а чего? — Да ничего. Просто мне нравится ход твоей мысли. — Какой мысли? — Которую ты думала, когда сырки ела. — Я и не помню, о чем я думала… — Ты вспоминала картинку на обложке журнала «Максим», — прищурившись, сказал он. — А потом, тут, в прихожей, тебе понравился, хи-хи, кадык на кое-чьей шее… Тебе захотелось его потрогать. Я поразилась, как он умеет так в мысли заглядывать. — Я еще и не такое умею, — откликнулся он. — Но сейчас нам главное — сосредоточиться на тебе. Подумай эту мысль про кадык еще раз. — Зачем? — удивилась я. — Ну… Ты же ведь уже не маленькая, — сиплым шепотом выдохнул он. — Тебе пора начать думать о взрослых вещах. — Каких взрослых? — Ну, хм…о любви. — Он помолчал с хитрой миной. — Ты ж хотела, чтоб я тебе в любовном деле помог? Ну вот я и помогаю, подсказываю тебе…Давай, давай продолжай думать про дядю Волю. Я на минутку замерла, вспоминая его голос и восхитительные молнии, и наши весенние уроки волшебства, как нам было хорошо и весело вместе. И подумалось мне: вот было бы классно взять его с собой на экскурсию в тонкий мир!.. Он наверняка там уже бывал раньше, но не помешает ведь еще раз, правда? Ну и, если уж совсем по-честному, вдвоем не так страшно… Пузик не в счет, он ведь сам из того мира, ему эти каналы нипочем. А в первый раз идти туда из нашего мира, не зная толком, куда ты идешь и что тебя там ждет, — ну, прикиньте, вы бы тоже боялись. А с экстрасенсом, кое-что понимающим в воле звезд, — совсем другое дело. Поэтому лучшего спутника, чем дядя Воля, не придумать! Пузик смотрел на меня очень внимательно. Его глаза сияли и сильно вздувшееся грязно-розовое брюхо лоснилось, как будто тоже радовалось. — Ге-ни-аль-ная мысль! — воскликнул он. — Мне ничего не стоит взять два билета. Ягодка моя, ты делаешь поразительные успехи. Рад, рад за тебя! Звони ему скорей! Но хорошо бы, знаешь, в эти дни перед отправкой… Э, обсудить все, как следует подготовиться… Ваша дружба должна стать еще крепче!

http://azbyka.ru/parkhomenko/sekretnaja-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010