Что здесь нет никакой такой, чисто такой административной, ну как это выразиться, такой зависимости между Богом и человеком. Спасение человека, а не то, что искупление. Искупление, это есть этот термин в нашем богословии, но там индульгенции, там чистилище, он показывает, как ценен взгляд православного человека на спасение. Они в 33-м году, в 32-м году вернулись. Батюшка Митрофан перенес ссылку, вернулся. Все они вернулись и жили на свободе. Их пока миновала такая участь. А батюшка Митрофан, как человек и старец прозорливый, и такой представительный старшего поколения Зосимовой пустыни, ему дано было еще пострадать. В войну его взяли вторично, и он погиб тоже в тюрьме. Вместе, они кажется видались с молодым этим иеродьяконом, а потом иеромонахом Федором Богоявленским. Редко я была в Елоховском, случайно я приходила. Особенно наблюдать за службой не могла. Мне кажется, было большое такое, знаете, добродушие такое. Такая какая-то отеческая, всеобъемлющая любовь. Чтобы он был строг к иподьяконам, не могла я этого заметить. У меня все-таки впечатление, по наглости, если от служения святейшего Алексия I остается впечатление необыкновенной высоты богослужения, которое достигало при его служении особой какой-то звучности, тонкости, то тут преобладало чувство благости, простоты, душевности, непосредственности. Что я могла судить о его службе, как прихожанка. Особенно не вникала и не наблюдала, как он относился к окружающим его. В: А он любил долгие службы? Вот как при нем служили: медленно, быстро? О: Думаю, что нет. Мне кажется, служили обычно. Я его помню ведь в годы послевоенные. Когда он вернулся из эвакуации и вот до его становления патриархом были военные еще годы, особенно долго служба не служилась. В Елохове никогда не было совершения богослужения по чину монастырскому конечно. Кафизмы не читались, стихиры сокращались, конечно пелись не так долго. Но, был замечательный хор. К сожалению, сразу не могу вспомнить, это был врач- гомеопат, по специальности гомеопат, приятель врача Марьи Дмитриевны, который в себе ощутил вот эту возможность руководить хором.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  3.4 из  5) Оглавление Алиса на планете загадок Алиса Селезнева с папой возвращались на корабле «Пегас» из космической экспедиции за редкими животными для Московского Космозо. Может быть, вы еще не знаете, что Космозо — это космический зоопарк, который откроют в Москве через сто лет. Космозо — одно из самых удивительных мест в Галактике. Сюда прилетают туристы и ученые со всего Млечного Пути. Для того чтобы поддержать славу Космозо, каждый год его директор профессор Селезнев улетает в экспедицию на дальние планеты. Иногда он берет с собой дочку Алису. Вот и на этот раз экспедиция была удачной. Настолько удачной, что даже механик Зеленый, страшный пессимист, от которого радостного слова не услышишь и который вместо «Как поживаете?» всегда говорит: «Что у нас плохого?», на этот раз заявил, что бывал в экспедициях и похуже. А это в его устах — похвала высшего разряда! В клетках, аквариумах, на мягких подушках и на искусственных облаках в Космозо летели шестьдесят шесть животных. Обо всех и не расскажешь. Но о некоторых стоит хоть два слова сказать. Например, вы когда-нибудь слышали о Пузике Гигантском? Я тоже раньше о нем не слышал. Он лежит на полке в трюме «Пегаса». Похож он больше всего на синюю горошину с глазками. Но стоит ему увидеть страшный сон, Пузик глубоко вздыхает и надувается воздухом. Он становится шаром размером с медведя. В такие грустные моменты к нему ни в коем случае нельзя подходить. Ведь у него такая тонкая шкурка, что дотронешься пальчиком — лопнет редкое животное! В том же трюме в уголке спряталась Чихалка с Валипуки Двойной. На Валипуке, как всем известно, — страшные сквозняки. От этого чихалки всегда простужены. И чихают они так сильно, что выворачиваются наизнанку. А чтобы не погибнуть, они вырастили себе ноги, глаза, уши и даже короткую шерсть внутри тела. Так что теперь им нестрашно: чихнул, вывернулся наизнанку и дальше побежал. Снова простудился, снова чихнул, снова вывернулся наизнанку… В отдельной каюте на двух подстилках лежат половинки собак с планеты Пенелопа. Именно так! На той планете живут собаки, которых целиком никогда не увидишь. Передняя половинка собаки живет сегодня, а задняя — вчера. Они и сами себя никогда еще целиком не видали.

http://azbyka.ru/fiction/povesti-ob-alis...

Наиболее интересные размышления, которые пытаются нащупать суть этой духовной дисциплины, были сформулированы двумя достаточно известными и интересными авторами уже в эмиграции. Речь идет об упоминавшемся уже мною на предыдущих наших встречах Игоре Корнильевиче Смоличе, авторе, который работал в Германии, писал по-немецки, у него есть специальная работа, одна из первых о старчестве. А также я хотел бы упомянуть Ивана Михайловича Концевича, который тоже – первая волна эмиграции, но писал по-русски, работал уже в Америке. У Концевича есть две достаточно известные книги: «Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси» и  «Оптина пустынь и ее время». В первой части он выступает как исследователь, во второй части  –  и как исследователь, и как мемуарист, потому что сам он тоже окормлялся в Оптиной пустыни в предреволюционные годы. Какова особенность размышлений Смолича и Концевича о старчестве? И тот, и другой начинают систематически рассматривать этот духовный феномен в рамках более широкого христианского аскетизма, то есть в рамках методик духовной жизни, которые практикуются в Церкви и в монашестве. Концевич достаточно подробно, аргументированно и очень логично выводит старчество из практики того, что на языке аскетической традиции называется духовным трезвением. Что такое духовное трезвение? Это такое внутреннее делание подвижника, которым он должен очистить ум и сердце, отсекая все недолжные мысли и движения души. Концевич говорит, что старчество является одним из методов такого очищения внутреннего мира: общаясь со старцем, с помощью старца, с помощью его советов, подвижник очищает свое сердце, проходит этапы духовного трезвения. Нужно сказать, что в этот же период в том же русле мыслили и другие авторы (как в Европе, так и в России), не только Концевич и Смолич, например – отец Сергий Четвериков, автор первой подробной, более или менее научной биографии Паисия Величковского, или монахиня Игнатия (Пузик), автор самиздата в России, очерки о старчестве этих авторов движутся в том же направлении. Но Смолич и Концевич свои работы опубликовали, они были достаточно хорошо известны, они тиражировались, поэтому и оказывали больше влияния на аудиторию.

http://pravmir.ru/aleksey-beglov-chto-ta...

— А как Вас постригали? В храме или дома? — Ни в коем случае ни в храме. Дома. Такие постриги рясофорные — они и не обязательно в храме, они простые очень, они очень короткие. Батюшка был строгий, он постригал только в рясофор. Он хотел постричь в мантию только тех, кто умирал. У нас была одна, которая умирала от туберкулеза, вот он ее хотел постричь, а мы все знали только рясофор. Батюшка говорил: «Нельзя давать в миру живущим мантию, потому что зацепятся они своей мантией и наделают греха!». И батюшка нас не постригал. — Матушка, а Вы надевали когда-нибудь монашеское облачение? — Очень редко, когда мы причащались у батюшки. Это было на даче, например, или там, где жила тетя Варя. Как правило, мы были в платочках, платочки уголочками делали и закалывали булавочкой. Я не пела, я просто стояла, молилась, тем более на меня никто не обращал внимания. — А когда мама узнала, что Вы монахиня, она расстроилась или обрадовалась? — Я уже не помню, при каких это было условиях. По-моему, нет, не расстроилась, потому что она сама за это время стала духовной дочерью батюшки. Батюшка к ней хорошо относился и один раз он сказал: «Хочешь, я скажу про тебя? Я про тебя скажу маме?» А я говорю: «Нет! Нет! Не говорите!». Книги — Матушка, в своей книге Вы писали о том, что Вы долгое время работали в стол, писали службу Игнатию (Брянчанинову), писали об оптинских старцах. Потом это уже на Крещение как-то все вышло, и Вы стали печататься. Вот как это происходило тогда, когда в стол писалось? — Печататься я начала при Ленинградском владыке Антонии. Вышло так, что мы с ним познакомились, я через него передавала письмо Патриарху. Единственный раз я была на приеме у Патриарха Алексия, потому что я хотела, чтобы он разрешил мне работать в журнале «Патриархия». Он мне сказал: «Вы работаете — и работайте, старцев теперь мало, старцы все простые — и работайте!» Вот так я и осталась, не пошла ни в какой журнал тогда и сидела на месте, а сама все время писала. Я начала писать батюшкину жизнь в 1945-м году, он скончался в 1938-м. Прошло какое-то время, и в 1945-м году, летом, у меня был длительный отпуск, потому что мы, научные сотрудники института туберкулеза, имели длительный отпуск — 2 месяца. И я сразу, в один отпуск, написала это житие, которое теперь и печатается.

http://pravmir.ru/monaxinya-ignatiya-puz...

— Так спрашивать мы не могли, потому что мы этого боялись ужасно. Тогда был очень суровый период Церкви, и находились люди, знающие внутренние дела Петровского монастыря, которые, по-видимому, доносили и на этом повышение жизни себе зарабатывали. Они очень многих тогда арестовывали. Сначала был арестован Владыка, потом были арестованы многие из его духовных чад. Постепенно потом уже был подход и к батюшкиным близким. Батюшку взяли с квартиры вечером. — А как Вы узнали, в какой тюрьме он сидит? — Это уже было известно. Он сидел в Бутырках, тогда только одни Бутырки и были. Он потом дал знать нашей старшей сестре, где он сидит. Она собирала ему передачи, помогали все сестры, помогали все прихожане, у него уже тогда было очень много духовных детей. Передачи делала мать Евпраксия. — Матушка, когда мы читали письма, которые напечатаны в Ваших книгах, там как раз такие были моменты, потому что проверяли же письма, он писал такие условные слова, которые понимали только верующие. — Которые понимала Валентина. Иногда он писал по-гречески, иногда по-латыни. Он же был человек образованный, с высшим образованием, у него было образование Казанской ветеринарной академии. И он писал условные слова, я понимала и переводила всем сестрам, что это значит, потому что писать открыто было нельзя, нужно было писать сокровенно. И вот мы все понимали. — Например, я читала про шапку. Шапкой обозначалась митра…. — Ну, шапка — это шапка. Наверное, он имел в виду, что кто-то получил епископский сан. — Про сухарики он еще писал. — А сухарики — это Святое Причастие. Мы ему передавали Святое Причастие в засушенном виде — «сухарики». Он их берег особенным образом, но случались несчастья, когда были кражи в тюрьме, крали и «сухарики». Тогда тетя Варя, так мы ее звали, мать Евпраксия посылала ему новую порцию. Париж и женихи — Матушка, сколько языков Вы знаете, и помогли ли они Вам в жизни? — Языки иностранные? Я училась в хорошей школе, мы там хорошо изучали немецкий и французский. Я  немецкий и французский знала хорошо и читала литературу, а французский я немножко подучила и, когда пришло время, меня командировали во Францию, по науке. Я жила там 3 месяца со своим сотрудником. Я делала там даже доклад, общалась с врачами.

http://pravmir.ru/monaxinya-ignatiya-puz...

Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова, составленное его ближайшими учениками, и письма Преосвященнейшего к близким ему лицам. СПб., 1881. – С. 1–144 второй пагинации; Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Т. 4. Письма к мирянам. СПб., 1905; Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к разным лицам. Вып. 1. Сергиев-Посад, 1913; Письма аскета (из переписки архим Игнатия Брянчанинова с С. Д. Нечаевым)//Христианское чтение. Вып. 3. Май-Июнь. 1895. – С. 553–595; Епископ Игнатий (Брянчанинов) . Письма о подвижнической жизни. (555 писем из собрания игумена Марка (Лозинского) > ). Paris – М., 1996. Читайте также: Старчество на Руси. Глава 4. Зосимова пустынь и старчество Старчество на Руси. Глава 3. Старчество в Оптиной пустыни Старчество на Руси. Глава 2. К истории русского старчества Старчество на Руси. Глава 1. Основы старчества Монахиня Игнатия (Пузик): Ученый с мировым именем, монахиня-гимнограф. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 27 марта, 2022 1 января, 2021 18 декабря, 2021 7 декабря, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/starchestvo-na-rusi-o-...

Скачать epub pdf Часть II Введение Развевается знамя креста над письмом моим: – всегда слово мое выходит под этим знаменем. В тишине безмолвия душа плавает как бы в каком необъятном пространстве – смотрит на минувшее, на настоящее, на землю, на небо, на время, на вечность! Так в ясную погоду гуляет орел в недосягаемой высоте, в прозрачной лазуревой бездне. (Из писем святителя Игнатия Брянчанинова) Вылившееся в определенную систему, получившее свое собственное, ни с каким другим не сходное лицо учение русских старцев особенно отчетливо раскрывается перед нами в их письменном наследии. Почти все поколения русских старцев, их отдельные группы и даже отдельные личности дают нам нестареющую пищу, неиссякаемый живоносный источник поддержки и питания духовного в оставленных ими письмах к отдельным лицам или к группе лиц, в их кратких поучениях и словах. И всегда, в должное время, потребное для жизни души, можно найти в них подкрепляющую живую мысль или слово, пронзающее душу, поддерживающее ее в различные периоды ее бытия, в различных ее состояниях: в периоды горя, упадка сил душевных или во время радования, раскрепощения внутренних сил, когда она ищет вечное, безусловное, а кроме того – родное слово, изреченное, когда формировалась русская душа, ее характер, искания. Помимо основного – изложения тех или иных состояний борющегося человека, тех или иных просветлений духа, обретений, духовных находок, – знакомящийся с писаниями русских старцев получает и большое утешение от того, что в этих писаниях обретается выраженное единство взглядов при совершенно различном стиле. В отдельных речениях русских старцев, носителей высочайшей и тончайшей культуры духа, встречаешься с необычной силой этого словесного выражения, четко определимой индивидуальностью, поэзией русского слова. В сочетании с высотой содержания это доставляет читающим чувство глубокой и всесторонней радости, утешения. Оно, повторимся, происходит из соединения высокого смысла с поистине Божественной красотой глаголов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Она одна облегчает все тягостное для нас и дает силу терпеливо перенести все превратности жизни Ничего нет отраднее любви и нет ничего сильнее ее, возвышеннее и приятнее, ничего нет обширнее и лучше ее Кто имеет беспристрастную святую любовь о Христе, – расширяет дальше святое свое сердце старец, – тот стремится, летит, всегда радуется, свободен, ничто не связывает его Любовь осторожна, смиренна и прямодушна, – делится схиархимандрит Гавриил обретенным им в сердце сокровищем любви, – она не изнеженна, не легкомысленна, не гонится за суетой, трезвенна, целомудренна, непоколебима, стойка, спокойна, бдительна над чувствами своими». И вместе с тем: «Любовь стремительна, искренна, благоговейна, приятна, сильна, терпелива, верна, благоразумна, великодушна, мужественна, никогда не ищет самой себя». И кроме всего, по свидетельству старца Гавриила, «любовь послушна и почтительна себя не вменяет ни во что, предана Богу и всегда Ему благодарна. Не перестает уповать на Него и надеется даже тогда, когда, по-видимому, бывает Им оставлена, потому что и любовь подвержена испытаниям». Эту высокую песнь хваления старец послал всем сестрам обители, соединяя их воедино. Описывая поездку в Киев к его святыням, старец Гавриил опять не может умолчать о любви, которую он там встретил, и говорит: «Эта желанная частичка любви проходит и моим сердцем. “Вкусите и видите яко благ Господь”». Исходя из этого приятия любви как основного закона внутренней жизни монаха, да и каждого христианина, старец Гавриил развивал идею о приятии всех условий жизни, могущих вести к Богу при любых обстоятельствах. Основное, согласно глубокому убеждению старца, это «почувствовать, насколько благ Бог всяческих». Без этого «познания путей Божиих в нашей жизни и без этого чувства в себе о Боге» старец не мыслил должного перенесения жизненных скорбей и состояний. «Помните – ближе Бога никого нет», – учит батюшка в одном письме. «А скорби – это своеобразная прививка к лозе-Христу», – убеждает он в другом. И поэтому, призывая в третьем свою духовную дочь к смирению, он заключает его словами: «И вы будете покойны и жизнерадостны и веселы уже о Дусе Святе».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Вышенский затворник оговаривался, что это только один из примеров возможного «перетолкования» нашей повседневности, благодаря которому мы можем выработать в себе навык постоянного богомыслия. За более подробными примерами он рекомендовал своему адресату обратиться к писаниям святителя Тихона Задонского . Между тем, нам важен сам принцип, изложенный в приведенной цитате: «всякая вещь может порождать духовные мысли» 3 . Зная его, мы лучше поймем молитвенные дневники монахини Игнатии, ее поиск новых духовных оттенков в череде событий, ее внимание к самым скромным зрительным образам. Так аскетические практики молитвенного чтения, непрестанного богомыслия, исповедания помыслов входят в текст ее произведений, выступают побудительными мотивами их появления, определяют их стиль. Можно сказать, что творчество монахини Игнатии – это проекция зосимовской духовной традиции в область культуры, и как опыт такой проекции оно представляет немалый интерес. Тематика дневников-размышлений монахини Игнатии, определявшаяся тем предметом, на который ее размышления были направлены, достаточно разнообразна. Здесь и жизнь Церкви, ее история, те события церковной жизни, свидетелем которых был автор, и действия Промысла Божия в современном мире и в жизни современного человека, казалось бы, окончательно покинутого благодатью. Иногда монахиня Игнатия по прошествии времени возвращается к однажды уже освещенной теме и пишет о ней более глубоко или в ином ракурсе. В качестве примера такого возвращения можно привести упомянутые книги о старчестве, которые разделяет сорокалетний временной промежуток, или книгу «Летопись» (1952), в которой автор заново – после того, как семью годами ранее уже была написана его биография, – осмысляет жизненный путь и наследие своего духовного отца через судьбу созданной им монашеской общины 4 . Вместе с тем с течением времени и углублялся навык литературного перетолкования повседневности. Представляется, что наиболее зрелые свои произведения (а всего их более сорока) монахиня Игнатия написала в 1970–1980-е годы. В этот период были написаны и книги «Божественная Литургия» и «Круг богородичный».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Старчество должно развиваться в спокойных условиях, как в начале оно развивалось в Оптиной пустыни. Но потом пошли нестроения, и там были большие горести и большие скорби, и к концу XIX века старчество там уже ослабело. Представьте себе, что когда один из наших духовных отцов — отец Никита стал искать обитель, то он нашёл самое сильное старчество и духовную жизнь только у нас, в Зосимовой, а там, в Оптиной оно уже ослабело. У меня недавно был священник из Оптиной. Он говорит: у них 50 духовников, и у них исповедь, но у них нет старчества. Так и сказал. Я думаю, старчество может возникнуть как полноценное явление на окраине событий жизни, вряд ли оно может развиться в центре событий, а то, что сейчас много монастырей и много монахов, меня пугает. Без духовного руководства, без хотя бы каких-то элементов старчества, без того, что ты должна принести свою душу своему старцу, открыть её, — без этого ты не пойдёшь дальше, а этого сейчас, к сожалению, нет. Работа в поле, работа по дому, работа бесконечная, работа в храме, восстановление храмов, даже иконопись, но нет духовного утверждения всех этих явлений… Старчество даёт понятие о духовных красотах. Беседовал А. Беглов   Схимонахиня Игнатия (Пузик) — православный гимнограф, ее труды вошли в богослужебный обиход Русской Церкви. Свои статьи в периодической печати и книги она публиковала под псевдонимом: монахиня Игнатия (Петровская) Своё первое после начала Великой Отечественной войны выступление по радио 3 июля 1941 г. И. Сталин начал словами: “Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!”, — дополнив, тем самым, обычное в советской риторике партийное обращение (товарищи) обращениями внепартийными и даже церковными (братья и сёстры). Это был безусловный знак того, что к защите Родины призывались все граждане СССР вне зависимости от их партийной и классовой принадлежности и симпатий. Именно в этом выступлении начавшаяся война, подобно войне 1812г., была названа “отечественной”.

http://pravoslavie.ru/37177.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010