Всем земно кланяюсь и шлю благословение. Приложение III. Письма из заключения схиархимандрита Игнатия (Лебедева) Схиархимандрит Игнатий (Александр Александрович Лебедев) родился 28 мая 1884 г. 270 в городе Чухлома Костромской губернии в семье потомственных почетных граждан. В 1903 г., закончив Солигаличское Духовное училище и Костромскую Духовную академию, он поступает в Казанский ветеринарный институт. В Казани он окормляется у преподобного Гавриила (Зырянова) и решает принять монашество. Весной 1908 г., по окончании ветеринарного института, Александр Лебедев становится послушником Смоленской Зосимовой пустыни и духовным сыном схиигумена Германа. 18 марта 1915 г. пострижен в мантию с именем Агафон, 2 декабря 1918 г. в Троицком соборе московского Даниловского монастыря рукоположен во иеродиакона епископом Феодором (Поздеевским) , 26 сентября 1920 г. в храме Троицкого Патриаршего подворья – во священника Святейшим Патриархом Тихоном. После закрытия Зосимовой пустыни – старец Высоко-Петровского монастыря в Москве с самой многочисленной паствой. По воспоминаниям монахини Игнатии, которая была знакома с синодиком старца, в нем содержалось около 400 имен его духовных чад. Назначен наместником монастыря, 5 мая 1924 г. возведен в сан архимандрита. 17 января 1930 г. в храме преподобного Сергия Радонежского на Б. Дмитровке пострижен в великую схиму с именем Игнатий. Удален на покой в октябре 1934 г. (см. главу «Основы старчества»), арестован 11 апреля 1935 г., находился в 15-й палате лазарета Бутырской тюрьмы, где «Господь посещал его такою радостью, подобно которой он раньше никогда не испытывал» 271 . 2 октября этапирован в лагерь в бывшей Саровской пустыни. Как больной паркинсонизмом, о. Игнатий находится в лагерном лазарете. 18 февраля 1936 г. переведен в лагерь на станции Сухобезводная, а 23 апреля – в инвалидный лагерь под городом АлАтырь Чувашской АССР. Заболевает пеллагрой. Скончался в 3.30 утра в воскресенье 29 августа 1938 г., в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, исповедавшись и причастившись.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

– Тропарь мученицам. 251 Ср. «Бог идеже хощет, побеждается естества чин, глаголет бесплотный» (Минея. Март, 25-е. Служба Благовещению Пресвятой Богородицы, стихиры на Господи, воззвах); «Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо елика хощет» (Триодь Постная. Великий канон преп. Андрея Критского , песнь 4, богородичен); «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая» (Минея. Август, 15-е. Служба Успению Пресвятой Богородицы, канон, песнь 9, ирмос; задостойник). 253 «Одеяние сестры носят в воскресные и праздничные дни белое бумажное. Все сестры для работ носят серое бумажное платье на руках белые манжеты. У крестовых сестер белые апостольники монашеского покроя и серые шерстяные покрывала, на шее кипарисовый крест на белой ленте». – Марфо-Мариинская обитель Милосердия. М., 1914. – С. 48. 254 Ср. «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божия надо начать приобретением себе благодати Духа Святаго, вводящего в сердца наши царствие Божие». – Нилус, Сергей. Дух Божий, явно почивший на отце Серафиме Саровском в беседе его о цели христианской жизни с симбирским помещиком и совестным судьей, Николаем Александровичем Мотовиловым: (Из рукописных воспоминаний Н. А. Мотовилова). М., 1903. – С. 10–11. 255 Ср. «Тщеславный подвижник сам себе причиняет двойной вред: изнуряет тело, а не получает за это награды» (22:8). – Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в русском переводе. Сергиев Посад, 1908. – С. 144. Ср. также 22:32,34. – Там же. – С. 147. 256 Ср. «Когда я сидел в собрании братий, бес тщеславия и бес гордости пришли и сели при мне как только я успел отразить его тотчас же сидевший по левую сторону говорит мне на ухо: благо же, благо же ты сотворил Тогда я произнес да возвратятся абие стыдящеся, глаголющии ми: благо же, благо же сотворил еси» (22:35). – Там же. – С. 147–148. 257 Ср. «Ум бывает в то время неокрадом, затворившись в ковчеге смирения, и только слышит вокруг себя топот и игры невидимых татей ибо смирение есть такое хранилище сокровищ, которое для хищников неприступно» (25:5).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Вдохновителем этого моления, да не раздираема будет риза Христова, был великий старец Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий 8 . Братия, помнившая и почитавшая своего старца, выполняла это благословение. Я знаю, что многие специально ездили к батюшке Алексию в Сергиев Посад, где он жил после закрытия Зосимовой пустыни: неужели он действительно благословляет придерживаться митрополита Сергия? И блаженный старец на вопросы, задаваемые ему по этому поводу, указывал поминать митрополита Сергия и никогда не благословлял вносить разделение в жизнь Церкви 9 . Наши отцы в Петровском монастыре по благословению батюшки Алексия признали Декларацию владыки Сергия, держались его и поминали иже во власти суть. Тогда я была в Церкви еще совсем молодым человеком, поэтому не бралась обсуждать решения священноначалия, а так как в Высоко-Петровском поминали владыку Сергия, то и для меня это было законно. Позднее пришло понимание, что он только так мог себя вести, только так служить Церкви, как он вел Церковь . Нам было очень уютно в Петровском. И в том, что мы могли так долго оставаться под руководством наших отцов, – когда вокруг все церкви закрывали и всех ссылали или отправляли в лагеря, – в этом была заслуга, конечно, нашего владыки Варфоломея и линии, которую вел митрополит Сергий. 1 Богоявленский собор в Елохове стал кафедральным в 1934 г., статус Патриаршего собора получил 25 февраля 1945 г. 2 Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий находился в эвакуации в Ульяновске с ноября 1941 г. по август 1943 г. 8 сентября 1943 г. в Москве открылся Архиерейский Собор, на котором митрополит Сергий был избран Патриархом Московским и всея Руси. 12 сентября состоялась его интронизация. 3 Магистерская диссертация была защищена архимандритом Сергием в 1895 г. и в том же году издана отдельной книгой: Православное учение о спасении. Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Св Писания и творений свято-отеческих. Архимандрита Сергия. Сергиев Посад, 1895. До революции она переиздавалась четырежды: в Казани в 1898, в Санкт-Петербурге в 1903, 1910 и 1913 гг.; в последнее десятилетие переиздавалась (репринты).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

«Вторая половина участи» – мученическая кончина святого Хрисогона. См.: Страдание святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, Хрисогона учителя ее, Феодотии и других с нею пострадавших//Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского . Кн. 4. Месяц Декабрь. М., 1906. – С. 595–614. 338 На протяжении всего срока заключения сам о. Игнатий и его чада пытались добиться замены меры «наказания» на более легкую. Ср. ответ епископа Варфоломея на вопрос духовной дочери о возможном аресте: «Нужно, конечно, как Христос на суде у первосвященника (см. Ин 18:22–23 ) и Апостолы (о чем в книге Деяний (см. Деян 23:2–6; 24:10–21 )) отрицать неправильный ход дела и возражать» (копия ответа, сделанная духовными детьми Владыки, хранится в личном архиве А. Л. Беглова). 342 Вера Васильевна Вишвякова – духовная дочь о. Игнатия, у которой жила его мать, монахиня Авраамия. 344 Отсюда о. Игнатий постепенно начинает замещать (как правило при написании предлогов) на знак апострофа (’), возможно, по аналогии с попытками вовсе упразднить эту букву. (Так, в то время внедрялось написание от’езд и т. п.) Здесь и далее этот знак заменен на . 346 То есть о. Игнатий. Духовное руководство осмыслялось как духовное материнство еще в Новом Завете (см. Ин 3:3–7 ; Гал 4:19 : «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» и др.). В XIX в. духовное наставничество уподоблял подвигу материнства преподобный Серафим Саровский : «Затем стал советовать: матерью будь, говорил, а не отцом к братии». – Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ Ардатовского уезда с жизнеописанием основателей ее: преподобного Серафима и схимонахини Александры, урожд А. С. Мельгуновой . Составил Архимандрит Серафим (Чичагов) . СПб., 1903. – С. 380; ср. там же. – С. 335. К этому уподоблению прибегали воспитанники Зосимовой пустыни для указания на характер отношений между духовным отцом и послушником: «Нет нужды объяснять здесь Вам, что духовный отец является, точнее, не отцом, а матерью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

8 Сообщение о пребывании его на Соловецком острове в 1922–27 гг. у М.Польского (и др. авторов) на наш взгляд, является ошибочным. В Красноводске он жил вместе с еп. Никодимом (Кротковым) по ул. Горького, 3. [ф. 8409 д. 90 , л. 145] 9 «Ночью с 27 на 28 июля» – указывает М.Польский . «8 августа» и последующие даты взяты у прот. Н. Доненко – Вестник РХД, 1997, N 1 (175), с. 235–245, где, к сожалению, начальные сведения о митр. Анатолии не отличаются достоверностью и документальностью: защита им магистерского сочинения состоялась лишь в 1911 году, работа была не из блестящих, она подверглась резкой критике со стороны проф. . И.Д.Андреева , который отметил у автора и слабое знание сирийского языка. Официальные оппоненты весьма сдержанно оценили работу начинающего «ученого монаха», которая, вероятно, нужна была лишь для того, чтобы «остепениться». Он был протеже и даже якобы другом архиеп. Антония Волынского, который и позже быстро продвигал его по иерархической лестнице. Но справедливости ради нужно отметить, что наукой он интересовался и в годы изгнания. 12 Дополнительные сведения взяты из Базы данных в ПСТБИ на основе источников: 1. «Акты» с. 444, 446, 703, 964; 2. ГА РФ, ф. 6343, оп. 1, д. 263. лл. 75, 117; 3. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., т. 1, с. 95; 4. Иером. Дамаскин (Орловский); 5. Нечаев М.Г. Красный террор и Церковь на Урале. Пермь, 1992; 6. Протопр. М. Польский , ч. 2, с. 128; 7. И Резникова. Православие на Соловках. СПб., 1994. с. 122; 8. Состав Святейшего Синода на 1917 г., с. 56–57. 13 Согласно справке из КГБ – 10 июля, по Мануилу – 10 июня, согласно же Вестнику ЛДА N 2 (1990) – 1 августа. Приговор вынесен, согласно «Актам» (с. 847), – 17 июня. 14 Это взято из опубликованного отчета А.П.Орлова, и это либо ошибка, либо чисто номинальное назначение, т.к. Варфоломей где-то с начала 1920 г. до февраля 1921 г. был в заключении, где едва выжил – см. далее. Проректором после Илариона был Страхов. 15 Монахиня Игнатия (Петровская) . «Высоко-Петровский монастырь в 20–30 годы» – ж. «Альфа и Омега», 1996 г., 1 (8), с. 118. Справка: М.Игнатия, в миру Валентина Ильинична Пузик, дочь железнодорожного служащего, род. 19.1/1.2 1903 г., окончила биологич. ф-т Моск. Университета, доктор биологич. наук. С 1924 г. – дух. дочь о. Агафона, в конце 20-х годов приняла тайный постриг, автор крупных работ в разных областях медицины, в последние годы – и ряда работ по гимнографии и служб новопрославленным святым [там же, с. 114 – 116]. С 1992/93 гг. преподавала в детской воскресной школе при Пименовском храме в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Молитесь, чтобы не впасть в искушение ( Мф 26:41 ; Мк 14:38 ; Лк 22:40,46 ), бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды ( 1Кор 16:13 ), в усердии не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите ( Рим 12:11 ). «Укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие, скажите робким душою: “будьте тверды, не бойтесь”». Потому я так пишу, что уверен в спасении Вашем, особенно тогда, когда Вы не будете колебаться в подвигах Ваших: каждая по силе своей да делает свое дело спасения. И Ваши одеяния свидетельствуют убеленную души чистоту. Белая одежда – она Вам непрестанно об этом напоминает 253 . Прошу вас – будьте чисты сердцем и душой как ангелы Божии и небесные человеки, будьте незлобивы, жизнерадостны, любвеобильны о Христе Иисусе Господе нашем Боге, и тогда каждая из вас не о себе только возрадуется – будете радоваться и за всякую сестру, успевающую в спасении и подвиге несения Креста Господня, ига Христова (ср. Мф 11:29–30 ). И тогда вы почувствуете, что с Вами Дух Господень, и восчувствуете свободу от грехов. И Вы познаете истину, и истина освободит вас ( Ин 8:32 ) и слово Господне для Вас будет ясно. «Аще Сын освободит вас, – то воистину свободни будете» ( Ин 8:36 ). Особенно мы почитаем тех великих покровителей – Архистратигов Божиих Михаила и Гавриила. Да будут милостивы к нам святии небесные Воеводы! Мы дерзаем петь им хвалебные песни, мы дерзаем славить небесное воинство Всевышнего Творца, мы – долу поверженные, грехом омраченные, туманом страсти отуманенные – дерзаем простирать свой ум к небесным высям, к ликам и хорам, к таинственным силам. О, услышите нас, небесные воинства и с ангельскими лики, и духом возносясь на крыльях молитвы к Престолу Сил, мы не можем не чувствовать грешным сердцем и не переживать того, как торжественна слава небес, как несказанна и блаженна вечная жизнь. О, величие веры святой! О, дивная помощь христианству! Господь обещал и уже дает вкусить начаток блаженства, уже дает ощущать в сердце славу будущей жизни, блаженства небес, славу Ангельских Сил, радость о Дусе Святе ( Рим 14:17 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Что несвойственно по природе человеку, но Христос дает ему столько силы, что в слабом теле могущественно Божественный Дух действует в человеке, что по ревности духовной он принимает и любит все то, чего по природе своей ужасается и убегает. Что противно нашей немощи, но Бог идеже хощет – побеждает естества уставы, и сила Божия совершает то, что хощет в нас 251 . И мы крест свой несем все по силе своей, всякий свой крест, и любим его нести. Возлагаем наше упование на Господа, то Господь и дает нам силу Духа свыше и мы восторжествуем над плотию и мipoм и яже в мipe благодатию Христовою. Если вооружимся верою и знамением Креста Христова – ношением – разумею смирение и терпение, то не страшны для нас диавол и ангелы его и служители присных ему в мipe сем, потому что страдания века сего, хотя бы они все постигали нас, ничего не стоят в сравнении с будущею славою, которая откроется в нас ( Рим 8:18 ). Дай Бог, чтобы быть нам достойным терпеть что-нибудь за имя Христово. Какая ожидает нас слава! Какой поучительный пример для ближнего! Какая радость для всех святых Божиих! Все хвалят терпение, но терпеть немногие желают; но что-либо для Иисуса должно нам с радостию терпеть, когда так много людей терпят из любви к мipy... Любовь же к мipy – вражда Богу (ср. Иак 4:4 ). Если бы для человека было что-нибудь лучше и полезнее терпения, то Христос открыл бы нам это Своим словом и примером, но Он учеников Своих и последователей ясно учил нести крест, говоря: если кто хочет идти за Мной, – отвергнись себя, и возьми крест свой и последуй за Мною ( Мф 16:24 ). Итак, из всего выше сказанного убеждаемся, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян 14:22 ). Письмо 2 Возлюбленные о Христе сестры! С Новым годом! Господь посреди нас 252 . Не бойтесь, ибо Господь с нами (ср. Чис 14:9 ; Иер 42:11 ; Агг 2:5 ; Мф 28:20 ). «Не смущайтесь, – говорит Господь, – Я Бог ваш. Я укрепляю вас и помогу вам и поддержу вас десницей правды Моей (ср. Ис 41:10 ). Укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие и скажите робким душой: будьте тверды, не бойтесь ( Ис 35:3–4 ). Разве рука Моя коротка стала для того, чтобы избавить, или силы во Мне не стало, чтобы спасать вас ( Ис 50:2 )? Мои мысли не ваши мысли, ни пути ваши – Мои пути, – говорит Господь. – Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших ( Ис 55:8 ). В этом испытайте Меня, – говорит Господь Саваоф, – не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословение до избытка ( Мал 3:10 )?» Рука Господня не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать ( Ис 59:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Матушка Игнатия (Пузик): тайная монахиня, ученый с мировым именем (+Видео) Я повесила четки себе на пояс и поехала рыть курганы — я была антрополог. Я чувствовала себя страшно счастливой, что у меня есть тайна, на поясе висят четки, и я не такая, как все, у меня есть вот такое счастье, я что-то нашла. 5 июня, 2013 Я повесила четки себе на пояс и поехала рыть курганы — я была антрополог. Я чувствовала себя страшно счастливой, что у меня есть тайна, на поясе висят четки, и я не такая, как все, у меня есть вот такое счастье, я что-то нашла. Монахиня Игнатия (Пузик) — доктор биологических наук, профессор с мировым именем и тайная монахиня — рассказывает о своих духовных поисках, жизненном пути и о людях, которые на этом пути встречались. Видеозапись — студия Domus patri , текст — Правмир Валентина Ильиничная Пузик, в монашестве Игнатия, ученый-фтизиатр, профессор, православный гимнограф, схимонахиня. С 1945 по 1974 год возглавляла лабораторию патоморфологии туберкулёза в Государственном туберкулёзном институте (позднее Центральный научно-исследовательский институт туберкулёза Академии медицинских наук СССР). В 1940 г. защитила докторскую диссертацию, а в 1947 г. удостоена звания профессора. Автор более 200 научных работ в разных областях медицины, в том числе семь монографий. Многие из них признаны крупными теоретическими трудами. Фактически, она стала основателем собственной школы патологов-фтизиатров, которые работают на всей территории бывшего Советского Союза. Научные заслуги В. И. Пузик отмечены наградами (Орден Трудового Красного Знамени, девять медалей, звание заслуженный работник медицины), а её научно-исследовательская деятельность уже в 1940-е годы нашла признание также у зарубежных коллег. После окончания профессиональной деятельности в 1974 году В. И. Пузик полностью посвятила себя монашескому деланию. — Отец мой был служащим Киево-Воронежской железной дороги. После того, как он пробыл здесь на военной службе, он остался в Москве, не поехал в Белоруссию (он из Гродненской губернии), и женился на маме.

http://pravmir.ru/monaxinya-ignatiya-puz...

Фото: МЧС России Кот Пузик спас хозяина от пожара — а сам надышался дымом Добрые новости от «Правмира» 2 апреля, 2022 Добрые новости от «Правмира» Фото: МЧС России В Саратове кот Пузик спас своего хозяина от пожара — разбудил его, когда в квартире возник огонь. Надышавшись дымом, животное не смогло выбраться из квартиры и потеряло сознание. Но хозяин сделал все, чтобы кот вернулся к жизни.   Кот спас хозяина, а пожарные помогли животному  Если бы не кот Пузик, неизвестно чем бы закончился пожар для хозяина квартиры в доме на улице Крымская в Саратове.  Мужчина смотрел телевизор и уснул. Проснулся от того, что кот стал его кусать, царапать и громко мяукать. Проснувшись, хозяин квартиры увидел, что телевизор горит, а все помещение наполнено дымом. Он быстро выбежал в подъезд и стал стучать в соседние квартиры, чтобы предупредить соседей о ЧП. Пожарные приехали на место возгорания через несколько минут.  «На улице нас встречал хозяин квартиры, он сказал, что квартира в дыму, людей нет, но кот у него там остался», — рассказал начальник дежурного караула 6-й пожарно-спасательной части Дмитрий Маяков. Пожарные потушили возгорание, его площадь оказалась около двух метров. Они нашли кота, который без сознания лежал на полу.  Его вынесли на свежий воздух и 20 минут откачивали при помощи кислорода из баллона. Через некоторое время кот пришел в себя.  Чуть позже дочь хозяина квартиры отвезла животное в ветеринарную клинику, врачи заверили, что состоянию Пузика уже ничто не угрожает.  В Карелии полицейские спасли замерзающего водителя Мужчина остановился на подъезде к поселку Шуя в Карелии и вышел из машины, чтобы почистить стеклоочистители. В этот момент сработала блокировка дверей.  Попасть в салон водитель не мог. Телефон мужчина также оставил в машине. Около часа он провел на трассе, так как никто из проезжающих мимо водителей не остановился, чтобы помочь. Фото: МВД России В это время по дороге проезжал экипаж ППС. Сержант полиции Никита Недошивин и старший сержант полиции Вадим Кленье увидели мужчину, который ходил вокруг автомобиля. Они решили узнать, нужна ли ему помощь.

http://pravmir.ru/kot-puzik-spas-hozyain...

В эти же годы В.И. Пузик и микробиолог А.И. Каграманов выполнили совместные фундаментальные исследования начальных стадий развития инфекций и доказали наличие у инфицированных больных «латентного микробиозма», когда возбудитель выявлен, а организм не отвечает тканевыми реакциями иммунитета. Это явление ученые-иммунологи назвали «толерантностью». Так родилось учение о «малой болезни» при туберкулезе, протекающей скрытно и отражающей развитие тканевых реакций иммунитета. Завершая работы по «малой болезни» Валентина Ильинична утверждала, что ее изучение может и должно вестись совместно микробиологической и морфологической науками. Важным направлением исследований Валентины Ильиничны и ее учеников являлось исследование механизмов процессов заживления при туберкулезе, происходивших в инфицированном организме как при «малой болезни» при самозаживлении, самоизлечении, так и при лечении антибактериальными препаратами при клинических формах туберкулеза. Эти исследования начал проводить еще В.Г. Штефко. Он предполагал, что механизмы заживления находятся в лимфатических сосудах – и эта догадка была подтверждена работами В.И. Пузик и затем использована ею в дальнейшем. На первых порах заживление рассматривалось с позиции бактериостатического эффекта антибактериальных препаратов, но потом было выяснено, что антибактериальные препараты воздействуют также на все системы макроорганизма. Валентина Ильинична доказала, что при антибактериальной и патогенетической терапии сохраняется примат макроорганизма, это следует иметь в виду при лечении больных. Особое место в 50 —60—х годах прошлого века в работах В.И. Пузик и ее учеников занимало гистопатологическое изучение нервной системы при заболеваниях туберкулезом человека и животных. Одной из последних тем, разработкой и внедрением которой руководила Валентина Ильинична, а участвовали в ней В.Ф. Салов и В.В. Ерохин, был метод электронной микроскопии в практике исследования туберкулезного воспаления и реакций в иммунокомпетентных органах. Этот метод позволяет расшифровывать на клеточном и субклеточном уровне защитно-приспособительные механизмы организма при прогрессировании инфекции, что до его разработки не представлялось возможным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010