Мы же, смиренныи, о сем зело от сердца душею болим и всегда ко Господу Богу, день и нощь, вопием непрестанно: “Да сохранит Господь Бог твое царьство, силою креста Своего, и даст ти победу на враги твоя, якоже древле Давиду и Константину, молитвами Пречистыя Его Богоматере и всех Святых. Токмо мужайся и крепися о духовных, якоже добрый воин Христов, по еуангелскому Господню великому словеси: “Ты еси пастырь добрый, пастырь добрый душу свою полагает за овца” (Ин 10:14,15). Ты же, Госу­дарь, не токмо полагаеши душу за овца, па­че же реку, за святыя Божия церкви и за православную хрестьянскую веру, излиявшияся ради Божия крови Пречистыя. Тоя же убо ради и ныне щедрый и милостивый Владыка Господь смирения нашего не презри, воздвиг рог спасения нашего, тебе боговенчаннаго Царя, и вручил ти есть скипетра Росийскаго Царствия, “жезл силы” (Пс 109:2), жезл достояния, устрояюща словеса на суде, хранящаго истину в век, творяща суд и правду “посреди земля” (Пс 73:12) и непорочным путем ходяща. Ты же убо, о боговенчанный Царю, не яко наемник, но яко истинный пастырь, потщися Православие от неверных свободити, и церкви разоренная соградити, и велелепием образа Хри­стова украсити, и в первое достояние при­вести, а Господь Бог укрепит тя, и поможет ти, и все твое христолюбивое воинство да утвердит. Аще враг и сопротив станет ти, ты же, Государь, возмогай о Господе, в державе крепости его: “Един бо поженет тысящу, а два двигнета тму” (Втор 32:30), — по пророческо­му словеси, — “тии спяти быша и падоша” (Пс 19:9), “будет бо Ангел Господень погоняя их” (Пс 34:6). И паки: “Господь даст крепость князем нашим и вознесет рог Христа своего (1 Цар 2:10): не суть бо бози их, яко Бог нашъ; и где суть бози их и иже уповаша на ня? (Втор 32:37) яко близ день погибели их”. Глаголет убо Димокрит, философом первый: “Князю подобает имети ум ко всем временным, а на супостаты крепость и мужество и храбрость; а к своим боляром и воеводам, и ко всему христолюбивому своему воинству — милость и любовный привет”.

http://pravmir.ru/novgorodskiy-arhiepisk...

Мы же, смиренный, о сем зело от сердца душею болим и всегда ко Господу Богу, день и нощь, вопием непрестанно: «Да сохранит Господь Бог твое царьство, силою креста Своего, и даст ти победу на враги твоя, якоже древле Давиду и Константину, молитвами Пречистыя Его Богоматере и всех Святых. Токмо мужайся и крепися о духовных, якоже добрый воин Христов, по еуангелскому Господню великому словеси: «Ты еси пастырь добрый, пастырь добрый душу свою полагает за овца» ( Ин.10:14–15 ). Ты же, Государь, не токмо полагаеши душу за овца, паче же реку, за святыя Божия церкви и за православную хрестьянскую веру, излиявшияся ради Божия крови Пречистыя. Тоя же убо ради и ныне щедрый и милостивый Владыка Господь смирения нашего не презри, воздвиг рог спасения нашего, тебе боговенчаннаго Царя, и вручил та есть скипетра Росийскаго Царствия, «жезл силы» ( Пс.109:2 ), жезл достояния, устрояюща словеса на суде, хранящаго истину в век, творяща суд и правду «посреди земля» ( Пс.73:12 ) и непорочным путем ходяща. Ты же убо, о боговенчанный Царю, не яко наемник, но яко истинный пастырь, потщися Православие от неверных свободити, и церкви разоренная соградити, и велелепием образа Христова украсити, и в первое достояние привести, а Господь Бог укрепит тя, и поможет ти, и все твое христолюбивое воинство да утвердит. Аще враг и сопротив станет ти, ты же, Государь, возмогай о Господе, в державе крепости его: «Един бо поженет тысящу, а два двигнета тму» ( Втор.32:30 ), – по пророческому словеси, – «тии спяти Быша и падоша» ( Пс.19:9 ), «будет бо Ангел Господень погоняя их» ( Пс.34:6 ). И паки: «Господь даст крепость князем нашим и вознесет рог Христа своего ( 1Цар.2:10 ): не суть бо бози их, яко Бог наш; и где суть бози их и иже уповаша на ня? ( Втор.32:37 ) яко близ день погибели их». Глаголет убо Димокрит, философом первый: «Князю подобает имети ум ко всем временным, а на супостаты крепость и мужество и храбрость; а к своим боляром и воеводам, и ко всему христолюбивому своему воинству – милость и любовный привет».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

1391. Быт. 1. 24. 1392. Мысли сей статьи заимствованы из Записок на Книгу Бытия преосвященного митрополита Московского Филарета. 1393. 2 Пет. 1. 13; 2 Кор. 5. 1–4. 1394. Слово 5, глава 6. 1395. Точное изложение Православной веры, книга 2, глава 12, о человеке. 1396. Быт. 1. 27, Мф. 19. 4. 1397.  Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс. 118. 73). 1398. Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11. 2). 1399. Евр. 3. 6. 1400.  …чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (Иак. 1. 18). 1401. Беседа 49, глава 4. 1402. Книга 2, глава 12, о человеке. 1403. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 1404.  Примите Духа Святого (Ин. 20. 22). 1405. Деян. 2. 2. 1406. Так именуется первый человек. Впрочем, на еврейском языке, которому принадлежит это слово, оно — нарицательное имя, и «Адам» значит «Человек» вообще. 1407. Беседа 12, гл. 8. 1408. Быт. 2. 21–22. 1409.  И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2. 21–24). 1410.  …я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50. 7). 1411. Быт. 2. 19. 1412. Беседа 12, гл. 6 и 8. 1413. Святой Исаак Сирский и другие святые Отцы называют состояние человека по падении чрезъестественным. Это слово с точностию выражает сущность дела. Слово 4. По переводу Паисия Нямецкого. 1414.  …к Богу живому (Пс. 83. 3). 1415.  И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2. 25). 1416. Слово 4, глава 3. 1417.  …одежды кожаные (Быт. 3. 21). 1418. Точное изложение Православной веры. Кн. 3, гл. 1. 1419. Там же. Кн. 2, гл. 12. 1420. «Душа наша проста некако сущи и блага, тако от благого Владыки своего создавшись и проч. Преподобного Исихия Слово, глава 43. Добротолюбие. Ч. 2. 1421–1422. Точное изложение Православной веры преподобного Иоанна Дамаскина. 1423. Слово 5, гл. 6. 1424. Беседа 7, гл. 7. 1425.  Есть тела небесные и тела земные (1 Кор. 15. 40).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1391. Быт. 1. 24. 1392. Мысли сей статьи заимствованы из Записок на Книгу Бытия преосвященного митрополита Московского Филарета. 1393. 2 Пет. 1. 13; 2 Кор. 5. 1–4. 1394. Слово 5, глава 6. 1395. Точное изложение Православной веры, книга 2, глава 12, о человеке. 1396. Быт. 1. 27, Мф. 19. 4. 1397. Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс. 118. 73). 1398. Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11. 2). 1399. Евр. 3. 6. 1400. …чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (Иак. 1. 18). 1401. Беседа 49, глава 4. 1402. Книга 2, глава 12, о человеке. 1403. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 1404. Примите Духа Святого (Ин. 20. 22). 1405. Деян. 2. 2. 1406. Так именуется первый человек. Впрочем, на еврейском языке, которому принадлежит это слово, оно — нарицательное имя, и «Адам» значит «Человек» вообще. 1407. Беседа 12, гл. 8. 1408. Быт. 2. 21–22. 1409. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2. 21–24). 1410. …я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50. 7). 1411. Быт. 2. 19. 1412. Беседа 12, гл. 6 и 8. 1413. Святой Исаак Сирский и другие святые Отцы называют состояние человека по падении чрезъестественным. Это слово с точностию выражает сущность дела. Слово 4. По переводу Паисия Нямецкого. 1414. …к Богу живому (Пс. 83. 3). 1415. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2. 25). 1416. Слово 4, глава 3. 1417. …одежды кожаные (Быт. 3. 21). 1418. Точное изложение Православной веры. Кн. 3, гл. 1. 1419. Там же. Кн. 2, гл. 12. 1420. «Душа наша проста некако сущи и блага, тако от благого Владыки своего создавшись и проч. Преподобного Исихия Слово, глава 43. Добротолюбие. Ч. 2. 1421–1422. Точное изложение Православной веры преподобного Иоанна Дамаскина. 1423. Слово 5, гл. 6. 1424. Беседа 7, гл. 7. 1425. Есть тела небесные и тела земные (1 Кор. 15. 40).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Проповедь именуется Нагорной потому, что Господь произнес ее на горе, куда к Нему стеклись ученики и народ ( Мф 5:1 ). Как ветхозаветный закон Божий был дарован Израилю на горе Синай, так и евангельский закон Господь Иисус Христос даровал, взойдя на гору. Евангельский закон является новым Откровением Божиим, в котором Богочеловек Иисус Христос дополняет и углубляет заповеди Декалога. В отличие от закона Моисеева, требования евангельского закона обращены ко всем людям, с верою следующим за Спасителем Христом, то есть к новому народу Божию, составленному из представителей всех народов. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф 5:3 ). Выражение «нищие духом» в буквальном смысле означает «добровольно нищие» или «нищие по велению своего духа». По словам святителя Василия Великого , «нищие духом — это те, которые обнищали не по другой какой причине, но по учению Господа, сказавшего: “пойди, продай имение твое и раздай нищим” ( Мф 19:21 ; Лк 18:22 ). Но если кто, приняв приключившуюся ему нищету, будет управлять собой по воле Божией, как Лазарь ( Лк 16:20–26 ), то и он не чужд Этой заповедью Господь обнадеживает тех, кто обделен земными благами, указывая на тщету мирских стяжаний, которым Он противопоставляет истинное богатство, обретаемое в вечном Царстве Небесном. Бедность и нищета принуждают человека возлагать надежду на Бога, о чем говорит Псалмопевец: «Я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня» ( Пс 68:30 ); «Я же беден и нищ; Боже, поспеши ко мне!» ( Пс 69:6 ; см. также: Пс 73:21; 85:1–6 ). Также под «нищим духом» понимается тот, кто надеется не на себя, не на свой разум и таланты, а на Промысл Божий и на помощь благодати Божией. По слову святителя Иоанна Златоуста, нищие духом — это «смиренные и сокрушенные сердцем»; Господь называет «блаженными тех, которые по своей воле смиряют себя и уничижают», тех, «которые боятся и трепещут заповедей Божьих, которых и через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: «на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим» ( Ис 66:2 )». По слову Псалмопевца, «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс 50:19

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Священник: Мир всем. Хор: И духу твоему. Диакон: Главы наши пред Господом преклоним. Хор: Тебе, Господи. Священник возглашает: Ибо Ты милуешь и спасаешь нас, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. Диакон: Дабы удостоиться нам услышать святое Евангелие, Господа Бога молим. Хор: Господи, помилуй. (3) Диакон: Премудрость. Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие. Священник: Мир всем. Хор: И духу твоему. Священник: От Иоанна святого Евангелия чтение. Хор: Слава Страстям Твоим, Господи, слава Тебе. Диакон: Будем внимать. И читает священник одиннадцатое Евангелие Святых Страстей Господних. Евангелие от Иоанна, зачало 62 В то время попросил Пилата Иосиф из Аримафеи, бывший учеником Иисуса, но тайным из страха перед Иудеями, взять тело Иисуса. И разрешил Пилат. Пришел он и взял тело Его. Пришел же и Никодим, приходивший к Нему в первый раз ночью, и принес состав из смирны и алоя около ста фунтов. Взяли они тело Иисуса и обвили Его пеленами, с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. Был же сад на том месте, где Он распят был, и в саду гробница новая, в которой еще никто не был положен. Там–то ради пятницы Иудейской, так как близко была гробница, положили Иисуса. Ин 19:38–42 Хор: Слава долготерпению Твоему, Господи. Стихиры на стиховне Глас 1: Все творение изменялось от страха,/видя Тебя, Христе, висящим на Кресте:/солнце омрачалось и основания земли колебались,/все сострадало Создавшему все./Добровольно все за нас претерпевший,/Господи, слава Тебе! Стих: Разделили одежды мои себе/и об одеянии моём бросали жребий.  Пс 21:19 Глас 2: Народ нечестивый и преступный/для чего замышляет тщетное?/Для чего Жизнь всех он на смерть осудил?/Великое чудо, –/ибо Творец мира в руки беззаконных предается/и на Древо поднимается Человеколюбец,/чтобы освободить находившихся во аде узников, восклицавших:/«Долготерпеливый Господи, слава Тебе!» Стих: Дали мне в пищу желчь,/и в жажде моей напоили меня уксусом.  Пс 68:22 В сей день непорочная Дева,/видя Тебя, Слово, на Кресте висящим,/скорбя материнскою душою,/уязвлялась сердцем горько,/и, стеная мучительно из глубины души,/лицо и волосы терзая, сокрушалась./Потому, ударяя Себя в грудь,/Она и восклицала жалостно:/«Увы Мне, Божественное Дитя!/Увы Мне, Свет мира!/Что же Ты скрылся с глаз Моих, Агнец Божий?»/Оттого и воинства бесплотных,/трепетом охваченные, возглашали:/«Непостижимый Господи, слава Тебе!» Стих: Бог же, Царь наш прежде века,/соделал спасение посреди земли.  Пс 73:12 Видя висящим на Древе, Христе,/Тебя, всех Создателя и Бога,/Родившая Тебя без семени взывала горько:/«Сын Мой, куда скрылась красота облика Твоего?/Не выношу видеть Тебя распинаемым неправедно;/поспеши же, восстань,/чтобы и Я смогла увидеть/Твое воскресение из мертвых в третий день!» Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

императора Александра III и... – попечительной матерью русского народа» (7 В: 73). По учению Христа Спасителя, истинная жизнь «состоит в исполнении заповедей Божиих, и особенно в милосердии к ближнему. Всё пройдёт, всё минует... но одна добродетель будет жить вовеки, одно слово Божие и исполняющие его пребудут вовеки» (7 В: 76). И благочестивейшая государыня всё своё внимание «обратила на существенное дело в жизни земной: на заповедь о любви к Богу и ближнему», на заботу о воспитании сирот-девиц. По её начинанию, «усердию, повелению явилось в России Благотворительное общество спасения на водах – и сколько жизней сохранило оно и возвратило семье и обществу полезных членов! Да даст же ей Господь мир душевный... преспеяние в благих делах на благо России... и после временного -Царство Вечное» (7 В: 73, 76). 5. В честь императора Николая II Священное Миропомазание и венчание на царство есть особый знак «милости, силы и власти, сообщаемой Вседержителем Богом царям земным, и что особа царя есть и должна быть священна и неприкосновенна, пред которой должно благоговеть всем. “Не прика- сайтеся к помазанным Моим”, – говорит Господь чрез царя и пророка Своего Давида ( Пс. 104, 15 )» (7 Е: 25). Потому-то святой Иоанн Кронштадтский молиться: «Да пребывает неизгладимо и всегда действенно благодать Священного Миропомазания на государе нашем и да почивает на нём всегда Дух Святый, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух мужества и силы» (7 Б: 19). В собственном смысле слова «держава и самодержавие принадлежит Единому Богу» как Безначальному Творцу и Премудрому Вседержителю. Но часть Своей державы Господь уделяет земным царям, «как долженствующим управлять подобными им людьми – и по собственному опыту знающим их немощи, силы и способности, и могущим снисходить им и миловать их, или праведно и грозно наказывать ожесточённых и неисправимых, в страх прочим» (7 Е: 22–24). С давних пор наши цари и императоры именуются самодержавными и единодержавными – «в их самодержавии и единодержавии, вместе с Православием, заключается мощь, ширь и слава России, ибо с тех пор, как благоверные цари наши собрали и сплотили Отечество наше в одно целое политическое тело, – оно быстро стало укрепляться и распространяться во все концы» (7 Б: 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Я – Господь, Бог твой. Да не будет у тебя богов кроме Меня. 1-я заповедь десятословия. Сими словами Бог как бы указывает на Самого Себя человеку и, следственно, повелевает познавать Господа Бога. Из повеления познавать Бога какие можно вывести особенные должности? Должно 1) учиться Богопознанию, как важнейшему из всех знаний; 2) Должно прилежно слушать поучение о Боге и о делах Его в Церкви и благочестивые разговоры о сем в доме; 3) Должно читать или слушать книги, научающие Богопознанию и, во-первых, Священное Писание, во-вторых, Писания Свят. Отцев. Кат. стр. 96. Пятый дар Свят. Духа есть ведение... Сие ведение или познание должно быть устремлено к тому, чтобы уразуметь волю Божию. Ему противоположно неведение закона и воли Божией, о котором говорит псалмопевец: пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя, и на Царства, которые имени Твоего не призывают ( Пс.73:6 ). Испов., I, отв. на вопр. 78. Срав. Испов., I, отв. на вопр. 73. (Перв. полов. о подражании Христу). Мудрость христианская есть некоторая заботливость и прозорливость, пекущаяся и наблюдающая, чтобы не оскорбить Бога и ближнего никаким поступком или мыслью. О сей мудрости Господь так учит: будьте мудры как змии, и просты, как голуби ( Мф.10:6 ). Сие изъясняя, Божеств. Павел говорит: смотрите, поступайте осторожно, не κακ не разумные, но как мудрые, дорожа временем, по­тому что дни лукавы. И так не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия ( Еф.5:15–17 ). Таковая мудрость христианская основанием своим имеет непорочность и простоту сердца, всякую честность и пристойность и всякую осмотрительность, чтобы не быть обманутыми врагом души нашей и теми, кои желают вредить нам. Испов., III, отв. на вопр. II. Первый дар (Духа Святаго) мудрость, именно сходящая свыше, о которой говорит Апостол: мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста; потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, безпристрастна и нелицемерна ( Ин.3:17 ). Сей мудрости противоположна мудрость плотская, по словам Апостола: мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией жили в мире, особенно же у вас ( 2Кор.1:12 ) 85 . Против сей плотской и мирской мудрости тот же Апостол, заимствуя свидетельство из Ветхого Завета ( Ис.29:14, 33:18 ), говорит: погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? ( 1Кор.1:19–20 ). Испов., I, отв. на вопр. 74.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Бог обращается к человеку с правдой, к-рую дает через законы, естественным образом - через творение и провидение и «положительным» - через откровение. Поэтому в Свящ. Писании после премудрости Божией, отмечает И., со всей полнотой изображается правосудие Божие (Пс 18. 10; 118. 7; 144. 5-7; Еккл 12. 14; Мф 11. 22; др.). Праведная воля Бога любвеобильна: «Благ Господь во всем, и щедроты Его - на всех делах Его» (Пс 144. 9); в Его благости нуждается падший человек. Поэтому, утверждает И., столь многочисленны места Свящ. Писания, где говорится об этом свойстве Бога (Пс 134. 3; 135; 142. 10; Неем 9. 17, 31; Мф 19. 17; Рим 2. 4; 2 Кор 1. 3; 1 Тим 6. 17; др.). Поскольку Бог есть жизнь, говорит И., Его обращение к добру и отвращение от зла выражается в действиях - в наградах и наказаниях, этого требует существо Божие и Его свойство правды. Но вместе с тем, продолжает И., Бог имеет целью и улучшение нравственных существ (не только человека, но и ангелов). 1-я цель больше видна в ВЗ, 2-я - в НЗ, «здесь Бог является Отцом, как бы забывающим Себя и старающимся о благе детей» (О Боге вообще. 2000. С. 56-57). II. Пресв. Троица. И. начинает изложение учения о Пресв. Троице с учения Церкви о троичности, «ибо ум частного человека лучше и безопаснее может познавать его из Писания, руководствуясь умом всей Церкви» (Там же. С. 67). Развитие этого церковного учения осуществлялось веками, в выработке Апостольского, Афанасиева, Никео-Константинопольского Символов веры, в борьбе с ересями гностических сект (см. Гностицизм ), модализма , арианства . И. по пунктам излагает учение о Пресв. Троице: 1. «...В Боге есть различие, несмотря на единство природы... каждое Лицо отлично друг от друга, не как свойство или действие, или отношение одного и того же существа, но как Лицо или Существо самостоятельное, имеющее Свое разумение, Свою волю и мужество - Свой образ действования». 2. Они отличаются тем, что Первое в отношении ко Второму есть производитель - родитель, в отношении к Третьему есть «изводитель» - «вдыхатель». «Второе отличается от Первого тем, что Оно производится Им, от Третьего - тем, что Оно происходит от Отца образом сыновства, а не исхождения, рождается, а не исходит. Третье отличается от Первого тем, что Оно от Него исходит, от Второго - тем, что Оно происходит от Отца образом исхождения, а не образом рождения - исходит, а не рождается». Церковь наша, говорит И., придерживается ясного места в Свящ. Писании, Ин 15. 26: «...Дух истины, Который от Отца исходит...» 3. Эти три особенные Лица - достойные поклонения, Божественные. Отвергая мысль, что родивший и произведший существовал прежде рожденного и произведенного, Церковь учит, что «в Боге нет ничего производного или производящего, но все Лица в Боге равны». 4. «...Эти три Существа существуют не порознь, а в одной натуре, составляют одно, единосущны; существование их общее» (О Боге вообще. 2000. С. 72-73).

http://pravenc.ru/text/389617.html

В самом Израиле должен быть выделен «остаток»: «Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою» (Ис. 10,22). И сыну Исайи Бог дает символическое имя – «остаток спасется». Сам же остаток определяется в страданиях. Как человек переносит свою скорбь – вот критерий «нищеты духа». «Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню» (Пс. 118,67). «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118,71). Августин вполне ясно уточняет, кого можно назвать «нищим»: «Кто такие нищие духом? – Те, которые славят Бога, когда делают добро, и винят себя, когда поступают дурно» 1559 . «Остаток» – это люди, научившиеся в покаянном всматривании в себя узнавать исток своих бед. Таких людей немного. Но позднее латинская поговорка скажет: «человеческий род живет немногими». В Новом Завете новый народ Божий также рождается через выделение. Ekklesia – это не просто «собрание», как обычно переводят, а « вы-зывание ». Точнее, это – собрание приглашенных (собрание имеющих право голоса в Афинах, собрание членов народа Божьего в Израиле). Характерно, что в рассказе о Нагорной проповеди у Матфея есть деталь, указывающая на рождение Нового Израиля из Израиля Ветхого. Когда Христос, окруженный ohlous, начал проповедовать, ученики выступили, «приблизились» к Нему. Это слово у Матфея встречается 52 раза и очень хорошо изображает рождение новой «ekklesia»-Цepkbu: из прежнего круга избранных Бога выделяются те, кто станет новым семенем и положит начало Новому Израилю. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15,16). Лука, кстати, говорит, что «избрание» Господом «двенадцати» происходило непосредственно перед Нагорной проповедью. Итак, можно сказать, что нищие духом – это вся Церковь Христова. Нищие – остаток Израиля – Церковь. «Бог избрал немудрое мира… Не бедных ли мира избрал Бог?» (1 Кор. 1,27; Иак. 2,5). В устах апостолов это было отнюдь не самобичеванием и самоуничижением. Отождествление себя с «нищими» и «бедными» имело очень высокий смысл в еврейской среде I в. « Собрания убогих Твоих не забудь навсегда» (Пс. 73,19) – вот прошение экклисии к своему Создателю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010