Знаем, что тела не имеет, а духом называем, подобие взявши от воздуха, который хотя есть тело, однако ради своей тонкости, легкости, называется дух. По сему подобию существа бестелесные, как-то души, Ангелов, и самого Бога называем духом: только вообще примечать надобно, что Бог некоторыми свойствами с тварью сообщается; только то свойство всегда превосходнейшим образом в нем остается: так например Бог есть дух ( Ин.4 ), и Ангел есть дух и душа: но Бог далеко превосходнейшим образом есть дух. Подобным образом Бог живый: хотя и другие премногие вещи имеют живот: но Бог гораздо особливым образом есть живый; в нем бо есть источник живота. Скажешь: в писании говорится, что Бог имеет руки: «руце твои сотвористе мя» ( Пс.118:73 ); ноги: «Боже! внегда исходити тебе... в пустыни» ( Пс.67:8 ); уши: «внуши ...молитву мою» ( Пс.54:1 ); очи: «очи Господни на праведныя» ( Пс.33:16 ). Отвечаю: Сие все богу приписуется, снисходя нашей немощи. Божия все действия духовны, и потому непонятны: то надобно нам было в пример употребить хотя телесные вещи, только чтоб чрез них понять как-нибудь Божия духовные действия. И так очеса в Боге приизрядно нам означают, что Бог все видит; лице Его к нам приязнь, руки действие и силу, ухо, выслушание и милосердие и пр. Сие учение против Анфропоморфитов, которые Бога подобным быть, по телу, человеку думали, и против наших раскольников. Вечное. Ни начала ни конца имущее; «от века и до века ты еси» ( Пс.89:3 ), и целое свое бытие вместе содержащее, то есть, во всю вечность целое, и во всякой вечности части целое ж. Свободное. Удаленное от всякого рабства, от обязательства, от долга, от понуждения, от нужды: «Бог ...на небеси и на земли, вся елика восходите, сотвори» ( Пс.113:11 ). Да к тому ж волю имеет неприменяемую, то есть, что восхочет, то всегда хотеть будет. Скажешь, что не все по воли Божией делается. Отвечаю: ежели Бог чего хочет под некоторым условием, то правда, что воля Божия часто не исполняется; как-то хочет нам спастись, ежели и мы восхочем; но чрез сие ни мало не вредится свободность Божия: а когда Бог чего прямо хочет, то неотменно исполняется: «воли бо Его кто противитися может?» ( Рим.9:19 ) Неизменное.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Пс.73:16–17 Твой есть день, и Твоя есть нощь: Ты совершил еси зарю и солнце. Ты сотворил еси вся пределы земли: жатву и весну Ты создал еси я. В предыдущих стихах псалмопевец говорит о чудесах Божиих, сотворенных для израильского народа всемогущею силою Бога, а здесь, продолжая развивать ту же мысль о всемогуществе Божием, он говорит, что во власти всемогущего Бога находятся и день и ночь, потому что Он «сотворил и солнце во область дне, луну же и звезды во область нощи» (так читает священник в одной (7-й) из вечерних светильничных молитв, см. Пс.103:19–20,22 ). Он сотворил и вся пределы земли. Последнее изречение, по словам блж. Феодорита, означает то, что «Бог дал земле бытие, и отделил на ней иное на равнины, а иное на горы и холмы, иное же соделал углубленным для принятия в себя озерных и морских вод» с. 355]. Изречение о сотворении пределов земли можно понимать и вообще, в смысле границ, которыми разделяются одни страны от других, и что Бог распределяет всем народам земным известные пределы для их жительства, как Он же распределяет времена года: весну и жатву, или лето, и другие (осень и зиму), о которых псалмопевец хотя и не упомянул, но, очевидно, подразумевал их. Таким образом, по связи с предыдущим, изречения настоящих стихов, в устах псалмопевца, имеют такой смысл: Ты, Господи, силою Твоею огустив и утвердив воды морские, чудесно провел евреев чрез море и потопил в нем египтян, Ты разверз для них источники в безводной пустыне и сотворил многие другие чудеса. Во всем этом Ты показал не только всемогущество Твое, но и благость и милость Твою к народу Твоему; в Твоей власти и силе находятся день и ночь, потому что Ты сотворил и распределяешь границы и все пространства земные, и Ты же создал и поддерживаешь в установленном Тобою порядке все времена года. Пс.73:18 Помяни сия: враг поноси Господеви, и людие безумнии раздражиша имя Твое. Желая призвать снова милость Божию к народу своему, псалмопевец не без особого намерения указал на чудеса Божии, в которых обнаружилась не только всемогущая сила Божия, но и Его безмерная благость, а потому и говорит как бы так: если мы, по грехам нашим, и являемся недостойными Твоих милостей и благодеяний, то вспомни (помяни сия) прежние Свои благодеяния, оказанные предкам нашим, обрати внимание и на то, как враг богохульствует, как он из нас поносит святейшее имя Твое, как этот безумный народ дерзает раздражать и хулить Тебя, как бы бессильного, не могущего отомстить и защитить славу имени Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

г) Об Ангелах     70. Какие главнейшие (совершеннейшие) Божии творения?    Главнейшие (совершеннейшие) создания Божии — это Ангелы. Ангелы — духи, существа бестелесные и бессмертные, одаренные умом и свободной волей.     71. Какими сотворил Бог Ангелов?    Бог сотворил Ангелов добрыми.     72. Все ли Ангелы остались добрыми?    Не все Ангелы остались добрыми; многие из них согрешили тем, что возгордились и перестали повиноваться Богу (Ис.14:12—15).     73. Как наказал Бог злых ангелов?    Злых ангелов наказал Бог тем, что отверг их навсегда.     74. Как вознаградил Бог Ангелов, оставшихся добрыми?    Ангелов, оставшихся добрыми, Бог вознаградил вечным блаженством.     75. Как относятся к нам добрые Ангелы?    Добрые Ангелы предохраняют нас от всякого зла, внушают нам добрые мысли и чувства и молятся за нас (Быт.19и далее; Зах.1:12—13; Лк.1:8—20; Деян.5:19—20; Откр.8:2—4).     76. Какие Ангелы особенно заботятся о нас?    Особенно заботятся о нас Ангелы Хранители (Пс.90:11; Мф.18:10).     77. Как относятся к нам злые ангелы?    Злые ангелы всячески вредят нам, приводя нас своею хитростью и лукавством к грехам (Быт.3:1—6; Мф.4:3—11, Мф.13:25, 39).     78. Откуда происходит и что значит слово «ангел»?    Слово «ангел» греческого происхождения и значит вестник или посол Божий.     79. Как называются злые ангелы?    Злые ангелы называются дьяволами.     80. Откуда происходит и что значит слово «дьявол»?    Слово «дьявол» греческого происхождения и значит обольститель, лжец или соблазнитель.     Пояснения:    I. Ангелы принадлежат к миру невидимому. Как в видимом мире существует известный порядок, например — ископаемые, растения и животные разных видов, так и между Ангелами имеются известные степени. Ангелы высшей степени именуются в Священном Писании Архангелами (1Сол.4:16), из которых некоторые названы по имени, как Михаил, Рафаил и Гавриил. Ангелы наивысшего чина — Херувимы и Серафимы (Ис.6:2; Ис.37:16). Ангелов мы называем также Силами или Небесными силами.    II. Об Ангелах сказано: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих» (Пс.90:11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Заключенный, согласно Быт 17, З. окончательно утверждается в рассказе об испытании веры Авраама, к-рый должен принести в жертву единственного сына Исаака (Быт 22. 1-19, особенно 16-18). После испытания готовности Авраама «ходить непорочно» перед Богом (Быт 17. 1) Он Сам клянется Аврааму исполнить данные ему обетования, и прежде всего обетование о благословении народов (Быт 12. 1-3). В более поздней библейской лит-ре З. с патриархами неизменно понимается как «вечный» (    ), и, когда Израиль совершает греховные преступления, Бог наказывает его, чтобы помочь ему, потому что Он не хочет «разрушить завет» (Лев 26. 44). В уверенности, что Яхве «вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов» (Пс 104. 8), Израиль не раз в своей истории взывал к Нему: «Призри на завет Твой...» (Пс 73. 20). В 1 Пар 16. 15-18 царь Давид повторяет слова этого псалма, побуждая народ помнить «вечно завет Господа… то, что завещал Аврааму, и в чем клялся Исааку, и что поставил Иакову в закон и Израилю в завет вечный, говоря: «тебе дам Я землю Ханаанскую, в наследственный удел вам»». З. на Синае Исполнением обетования Аврааму стал синайский З. Бога с потомками Авраама, Исаака и Иакова. Евреи, бывшие рабами в Египте, воззвали к Господу, и Бог услышал «стенание их, и вспомнил… завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом» (Исх 2. 24). Частично обетование З. было уже исполнено: потомки Авраама через Исаака и Иакова стали большим народом. Но обетование также включало и наследование ими земли Ханаана, поэтому оно становится основанием для освобождения Израиля, к-рый теперь должен не вернуться в землю как «пришелец», но получить ее во владение. Обетование Господа освободить народ из рабства (Исх 6. 6-8) указывает на то, что Бог по-прежнему Тот, Кому принадлежит инициатива в заключении З. и в тех событиях, к-рые являются исполнением этих обетований, однако теперь З. неотъемлемым образом подразумевает и ответ со стороны народа. Прор. Моисей получает Скрижали Завета на горе Синай. Миниатюра из Парижской Псалтири. 2-

http://pravenc.ru/text/182425.html

Поклонение св. Кресту начиналось уже в дни предпразднства: 10 и 11 сент. для поклонения приходили мужчины, 12 и 13 сент.- женщины. Поклонение совершалось между утреней и полуднем. На 4-й день поклонения, т. е. 13 сент., на утрене на Пс 50, на 3-м антифоне литургии и вместо литургийного Трисвятого предписано петь тропарь 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа «Τν σταυρν σου προσκυνομεν Δσποτα» (        ). В одном из списков Типикона (Paris. gr. 1590, XII в.) указаны и литургийные чтения для каждого из этих 4 дней (10 сент.: 1 Кор 2. 6-9, Мф 10. 37-11. 1; 11 сент.: 1 Кор 1. 10-18, Ин 3. 16-21; 12 и 13 сент.: Еф 2. 14-22, Ин 12. 25-36a), а также тропари Σσον Κριε τν λαν σου (        ) и Τν σταυρν σου προσκυνομεν Δσποτα вместо литургийного Трисвятого. В день праздника 14 сент. богослужение отличалось торжественностью: накануне совершали праздничную вечерню (начальные антифоны, кроме 1-го, конечного (τελευταον) и входного (на «Господи, воззвах»), отменены) с чтением 3 паремий (Исх 15. 22-26; Притч 3. 11-18; Ис 60. 11-16; каждую из паремий предваряют прокимны - из Пс 92, 59 и 73 соответственно); в конце вечерни - тропарь Σσον Κριε τν λαν σου. Ради праздника пели паннихис. Утреня совершалась по-праздничному («на амвоне»); к Пс 50 припевали не 1, а 6 тропарей (2-го гласа Τν ζωοποιν Σταυρν τς σς γαθτητος (        ); 1-го гласа Σσον Κριε τν λαν σου (        ); «тяжелого», т. е. 7-го, гласа Η κκλησα βο σοι, Χριστ Θες (          ); 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа Σμερον τ προφητικν πεπλρωται λγιον (        ); 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа Μνον πγη τ ξλον το Σταυρο σου (          ); 4-го гласа Ο ψοθες ν τ σταυρ κουσως (        )); после великого славословия совершался чин воздвижения Креста. По окончании воздвижения и поклонения Кресту начиналась Божественная литургия. Антифоны литургии отменялись - сразу пели тропарь Τν σταυρν σου προσκυνομεν Δσποτα, заменявший Трисвятое (в списке Paris. gr. 1592, 1063 г., указаны антифоны из Пс 21, 73 и 98). Чтения литургии: прокимен из Пс 98; 1 Кор 1. 18-2. 2; аллилуиарий со стихами из Пс 73; Ин 19. 6b, 9-11, 13-20, 25-28, 30-35 (со сложным вступительным стихом). На вечерне в день В. пели прокимен из Пс 113.

http://pravenc.ru/text/155081.html

А сие расстраивает доброе мнение других о брате твоем, погубляет доброе имя его. Доброе же имя предпочтительнее многого богатства. « Лучше », сказал премудрый Соломон, « имя доброе, нежели богатство много » ( Притч.22:1 ). И поистине доброе имя есть сокровище бесценное. Кто имеет добрую славу и доброе в других мнение о себе, тот удобно благопоспешествуется в купечестве, возводится на достоинства, ему вверяются государственные должности, и во всяком деле таковой бывает успешен. Но человека, о коем худая идет слава, все отвращаются, все и словам его и обещаниям не доверяют, и самым даже клятвами его не верят. Сию убо обиду делаешь ты ближнему твоему, когда его осуждаешь, изглаждаешь доброе имя его, и делаешь его подозрительным, ненавистным и бесчестным. Ты, делая сие, думаешь, что ни мало не обижаешь его, ниже грешишь. Но правосудный Бог обличает тебя в сей неправде, и грозит тебе за сей грех, говоря так: « Уста твоя оглагольная умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения. Седя на брата твоего клеветал еси, и на сына матере твоея полагал еси соблазн. Сие соделал ты, и Я умолчал. Сия сотворил еси, и умолчах » ( Пс.49:19–21 ). И поелику Я умолчал, то ты вознепщевал беззаконие, то есть, почел, что Я подобно тебе злонравен. « Вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен » ( Пс.49:21 ). Но Я в день суда обличу тебя, и представлю грехи твои пред лицем твоим: « обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя ». Заметьте же, что осуждение, сия неправда, относится к самому всяческих Богу. Ибо Бог есть Творец и Создатель наш. « Руце твои сотвористе мя и создасте мя » ( Пс.118:73 ), воспевал Давид. Он есть Судия, Обладатель, Царь, Спаситель наш. « Бог бо мой », проповедывал Исаия, « велик есть. Не минет мене Господь Судия наш, Господь Князь наш, Господь Царь наш, Господь той нас спасет » ( Ис.33:22 ). Слышите ли, коликие права имеет Бог над нами? Слышите ли, коликие права соединяют Бога с человеком? Посему Он сказал: « аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий моих менших, мне сотвористе » ( Мф.25:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Под тьмой следует понимать неведение вещей Божественных, как источник заблуждений и пороков , или жизнь в грехе и в тёмных делах . Ведение же и добродетельная жизнь происходят от Христа. Апостол, по выражению свт. Феофана, говорит: «Вы не вне Христа, вы не во тьме падения, не в узах греха и диавола, не в области князя тьмы, где ни Господа, ни воли Его не ведают и сил к исполнению её не имеют… вы не в состоянии беспечности, нечувствия и ослепления, не омрачены суетою мирскою, не погрязли в чувственных утехах . Современные экзегеты под тьмой подразумевают также нравственную тьму, считая тьму символом греха , зла, безразличия, неверия и отделения от Бога. Состояние тьмы — это состояние неверующих . Апостол также увещает фессалоникийцев, чтобы День Господень не застал их как тать, поскольку это будет противоречить их духовному состоянию — свободе от тьмы и сыновства свету . 1 Фес. 5, 5: πντες γρ μες υο φωτς στε κα υο μρας οκ σμν νυκτς οδ σκτους ( ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не [ сыны ] ночи и тьмы ). Частица γρ в начале 5-го стиха может указывать либо на причину того, что для христиан наступление Дня Господня не будет неожиданным , потому что они не во тьме и являются сынами света и дня; либо вводит обоснование того, что было сказано в 1 Фес. 1, 4 : христиане не во тьме, потому что они — сыны света и дня. Говоря о страшном наступлении дня Господня, апостол Павел замечает, что христиане, — в частности, христиане фессалоникийской Церкви, — встретят его безболезненно, потому что они в отличие от язычников, пребывающих в нравственном и умственном мраке, просвещены светом Божественного учения. Последователи Христа, зная о неизвестности наступления Второго пришествия, ведут себя соответственно, пребывая в постоянной готовности. И потому Второе пришествие не будет для них гибельным, поскольку они «все — сыны света и сыны дня» (1 Фес. 5, 5). Использование образов дня и ночи, света и тьмы для описания человеческого состояния часто употребляется в Ветхом Завете (Иов 22, 9–11; Пс. 26, 1; 73, 20; 81, 5; 111, 4; Притч. 4, 18–19; Ис. 2, 5; 5, 2; 9, 2; 60, 19–20) и в иудейской межзаветной литературе (1 Ен. 41, 8; 4 Езд. 14, 20), в Новом Завете, а также в других посланиях апостола Павла (Рим. 1, 21; 2, 19; 1 Кор. 4, 5; 2 Кор. 4, 6; 6, 14; Еф. 4, 18; 5, 8–11; Кол. 1, 13). В Ветхом Завете свет является символом Божественного присутствия (Исх. 13, 21; Пс. 26, 1; Ис. 60, 19). Часто речь идёт о будущем спасении (Мих. 7, 8; Ис. 2, 5). Образы света и тьмы употребляются в книге Иов:

http://bogoslov.ru/article/6173995

Пс.73:11.   Вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конец; Пс.73:12.   Бог же Царь наш прежде века: содела спасение посреде земли. Древле «Бог» у иудеев именовался и «Царем» , и имел особое попечение об Иерусалиме, который по понятию древних иудеев находился «посреде земли» (см. Иез. 5:5). Некоторые отцы «спасением» считают искупление рода человеческого Спасителем в Иерусалиме (Афанасий, Иероним, Иларий). Пс.73:13.   Ты утвердил еси силою Твоею море: Ты стерл еси главы змиев в воде. Пс.73:14.   Ты сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем Ефиопским. В историческом смысле описывает потопление египтян в Чермнем море. В духовном — возвещает о святом Крещении, потопляющем силу демонов и грехи людские в таинственных водах. Глава древнего «змия» диавола сокрушена силою Креста Христова (Евсевий, Дидим, Исихий). Пс.73:15.   Ты расторгл еси источники и потоки: Ты изсушил еси реки Ифамския. «Ифам» — страна очень богатая садами и водными потоками, ее часто посещал Соломон. Божественное мановение за умножившееся нечестие жителей «изсушило» эту изобиловавшую водами землю (Пелусиот). Пс.73:16.   Твой есть день, и Твоя есть нощь: Ты совершил еси зарю и солнце. Пс.73:17.   Ты сотворил еси вся пределы земли: жатву и весну Ты создал еси я. От частных Пророк переходит к благодеяниям общим, научая, что Бог есть Творец всего бытия. Под «жатвой» и «весной» подразумевает время (Феодорит). Пс.73:18.   Помяни сия: враг поноси Господеви, и людие безумнии раздражиша имя Твое. А этим указывает на «поношение» — искушение Христа «Господа» от «врага» — диавола в пустыне и на хуление Его Святейшего «имени безумными людьми» (Златоуст). Пс.73:19.   Не предаждь зверем душу исповедающуся Тебе: душ убогих Твоих не забуди до конца. Назвав врагов «зверями» , продолжает побуждать к щедротам тем, что согрешившие заслуживают некоторого прощения своим «исповеданием» . Умоляет, чтобы не погиб таким образом и Израиль. Прошение это и было исполнено; ибо многие тысячи из распинавших уверовали и спаслись (Афанасий).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

11, 15, 22, 24, 26, 29, 30, 34, 37, 39, 56, 60, 68. 69, 70, 85, 101, 114, 118. 119, 122, 129 и 141) и еще чаще представляют изведение Адама из ада Спасителем, причем Спаситель всегда является на вратах адовых, как это принято на старинных изображениях воскресения Христова. Для полноты картины нередко присоединяется сюда фигура дьявола, сковываемого ангелом: такая мысль проведена миниатюристами во многих псалмах (пс. 7, 16, 20, 22, 23, 29, 38, 39, 40, 56 и проч.). Идея искупления развита миниатюристами во всех подробностях: мы видим здесь, как Бог Отец посылает Своего возлюбленного Сына на спасение рода человеческого (пс. 18, 19, 26), видим затем благовещение (пс. 30, 39, 44, 66, 84), введение Богоматери в храм (пс. 44), рождество Христово (2, 19, 43, 44, 90, 97, 104, 109), поклонение волхвов (пс. 67, 71), сретенье (пс. 82), бегство в Египет (пс. 111), крещеное Спасителя (пс. 22, 28, 31, 33, 41, 73. 76, 97, 113), преображение (пс. 88), воскрешение Лазаря (пс. 87), вход Господа в Иерусалим (пс. 7, 117), тайную вечерю и причащение (пс. 144), предательство Иуды (пс. 40, 49, 54) и его смерть на сучке, согласно с древними апокрифическими сказаниями (пс.108), суд над Иисусом Христом (пс. 21, 38, 54), поругание Спасителя (пс.54), распятие (пс. 4, 10, 21, 27, 30, 33, 34, 36, 37, 40, 41, 54. 55, 68, 73, 97, 106, 108), воскресение (пс. 7, 16, 20, 22, 23, 29, 38, 39, 40, 55, 65, 66, 92, 97, 106), вознесение (пс. 46, 56, 66, 107) и сошествие Св. Духа на апостолов в виде огненных языков (пс. 18). С иконографической точки зрения отмеченные миниатюры не представляют каких либо оригинальных особенностей: стоя на почве византийско-русского предания, миниатюристы воспроизводят те же самые иконографические формы, которые были приняты как в живописи монументальной, так и в производстве икон – деревянных и металлических. Тем не менее некоторые из миниатюр и с этой стороны представляют значительный интерес своими удачными вариациями и выбором редких сюжетов. Из них заслуживает внимания изображение благовещения в двух различных переводах: в одном Богоматерь представлена в момент явления архангела с веретеном в руках (пс.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Пс. 118, 127 118 Пс. 118, 138 8 Пс. 118, 72. 103 118 Пс. 132, 2 15 Пс. 136, 8 52 Пс. 18, 8 8 Пс. 2, 1 14 Пс. 21, 29 32 Пс. 50 45 Пс. 50, 3 45 Пс. 67, 19 64, 65 Пс. 67, 2 64 Пс. 73, 2 121 Пс. 8, 5 52 Пс. 88 , 13 64 Пс. 92 32 Сир. 24, 10 150 Суд. 9, 8-15 26 Числ. 118 VIII. Синоптические Евангелия и Книга Деяний § 16. Общее введение к Евангелиям Несколько десятилетий жизни первого христианского поколения (30–80-е, максимум 90-е годы I века) в истории Церкви именуются апостольским веком. Тем самым подчеркивается, что жизнь Церкви в первоначальный период — во всех ее определяющих аспектах: миссионерском, катехизаторском, богослужебном (см. гл. IV), наконец, богословском, — питалась напрямую или почти напрямую от общения с живыми апостолами и от их достоверных свидетельств об Иисусе Христе. Вот почему, а не только в силу формального фактора первоначальности, апостольский век — исключительный век в истории Церкви как общины, всегда в той или иной форме внимающей Слову Божию. Потребности в записи апостольской проповеди, похоже, особо и не было — во всяком случае, острой потребности. Первыми чисто христианскими писаниями, и то, как мы видели, написанными не сразу после Пятидесятницы, были апостольские послания (ап. Павла). И все же точнее будет сказать, что послания — единственное, что дошло до нас из того раннего периода апостольского века, который почти вплотную примыкает ко «времени оному», когда жил и проповедовал Господь Иисус Христос. Послания дошли до нас просто потому, что были приняты в канон Нового Завета. Утверждать же, что апостольские послания были единственными письменными документами родившейся Церкви, ни в коем случае нельзя. Труды по записи в более-менее систематизированном виде (как сборники) слов и деяний Господа Иисуса Христа ученики предпринимали и в тот ранний период апостольского века. На это указывает древнейшее свидетельство Папия Иерапольского (II век), дошедшее через Евсевия Кесарийского (IV век). Папий Иерапольский упоминает сборник «Изречений (ta lo/gia) Господа», которые переводил «кто как мог» (см. также § 42. 2). В самом же Новом Завете наиболее прямое указание на этот счет мы встречаем у св. Луки:

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010